Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Философские науки
Социальная философия и философия истории

Диссертационная работа:

Райкова Елена Юрьевна. Социально-философский анализ страха в обыденном сознании : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11.- Саранск, 2006.- 157 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-9/647

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

Стр.

Введение 3
Глава 1. ФЕНОМЕН СТРАХА В ОБЫДЕННОМ СОЗНАНИИ
И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ЕГО АНАЛИЗА

  1. Обыденное сознание и его соотношение с семиосферой 11

  2. Историко-философские представления о страхе 28

  3. Онтологические и экзистенциальные характеристики

страха в социокультурном измерении 42

1.4 Социальный смысл феномена страха 59
Глава 2. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ФУНКЦИЯ СТРАХА

В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

2.1 Мифотворчество как социальный фактор

порождения страха 84

  1. Семантическая структура образов в страхах 103

  2. Специфические черты страха в информационном

обществе 117

Заключение 142

Библиографический список используемой литературы 145

Введение к работе:

Актуальность темы исследования. Социально-философская мысль на протяжении многих веков обращалась к проблеме человеческого сознания и его различных форм, благодаря которым осваивается окружающий мир. Понимание роли общественного сознания велико настолько, насколько важно осознание и прогнозирование динамики общественного развития вообще. История объективно ставит проблему достижения обществом экосоциокультурной гармонии, что требует научной оценки такой формы общественного сознания как обыденное сознание. Это форма общественного сознания проявляет свои свойства, раскрывая закономерности объективного мира. Здравый смысл, как составная часть обыденного сознания позволяет людям уберечься от ошибок, противостоять несправедливости, быть осторожными и бдительными. Всё это имеет непосредственное отношение к современному цивилизованному обществу, которое становится всё более информативным и высокотехнологичным. Именно в таком обществе проявляет себя страх. Страх можно рассматривать как феномен общества эпохи модерна. Человек на уровне обыденного сознания испытывает страх за себя, за других, за собственные накопленные ценности (в равной степени материальные и духовные), за «…неукоренённость его существования в традиции, сакральном и т.д.». Возникает проблема формирования фобий, которую решают специалисты в областях психологии и медицины. Однако, данная проблема требует философского осмысления и проработки, поскольку страх есть не только отрицательная эмоция, возникающая в результате реальной или воображаемой опасности. Страх имеет метафизические корни происхождения и способствует порождению экзистенциальных потребностей у индивида, что в свою очередь определяет систему ценностных ориентаций и модель поведения в социуме. Поэтому проблема страха в информационном обществе становится актуальной для философского анализа и тесно соприкасается с социальными условиями человеческого бытия.

Анализ страха с позиций социальной философии акцентирует внимание на более глубоких и внешне беспричинных аспектах, нежели на очевидных и простых проявлениях боязни чего-то. XX век ознаменовался падением неких морально-этических преград, что возможно определить как варваризацию бытия. В социуме обострилась проблема заложничества и терроризма. Моральные нормы разделили мир на «своих» и «чужих». Страх стал символом потенциальной незащищённости человека в обществе. На уровне обыденного сознания страх начал восприниматься посредством телевидения, прессы, других средств массовой информации, а также художественной литературы. Страх может создать общество, а общество, в свою очередь, способно породить новые формы того же страха. Поэтому страх присутствует там, где существует сила, способная подчинить и уничтожить. В этом смысле важным моментом исследования является отделить духовно-личностное от социального в страхе.

В обыденном сознании находит место мифологический компонент, в котором страх не просто присутствует, но в зависимости от своего генезиса довлеет над человеком и формирует устойчивые защитные реакции. Однако, обыденное и мифологическое сознание не являются тождественными понятиями, в связи с чем страх, присутствующий в устном народном творчестве и мифах не всегда выполняет одну и ту же функцию. Требуется философски обосновать это принципиальное отличие.

Проблема, поднимаемая в данной работе, с позиций социальной философии состоит в актуализации некоторых функций страха, которые способствуют выработке человеком добродетелей и установок, способствующих дальнейшей позитивной динамике развития общества.

Степень разработанности проблемы. Проблема страха в человеческом сознании волнует умы мыслителей и исследователей природы человеческого сознания достаточно давно. С позиций философии страх рассматривал С. Кьеркегор, различая страх-боязнь и страх-тоску. Позднее метафизическая природа страха раскрывалась в экзистенциальной философии М. Хайдеггера, как механизм открытия последней возможности человека – смерти, и в философии Ж.П. Сартра как нечто, раскрывающееся перед самим собой.

В настоящее время страх является предметом исследования в основном специалистов в областях психологии и психотерапии, как негативная эмоция. С этих позиций такие эмоции определяются как фобии или навязчивые неадекватные переживания страхов конкретного содержания. Одновременно исследованием страха занимаются современные социологи и филологи. Понимая страх как один из механизмов культуры, в работах М. Лотмана, Е. Курганова, А. Пескова данная проблема видится через призму идеологизированной мысли и рассматривается в отдельных случаях в виде социально-насаждаемого компонента. У таких исследователей как М. Окутюрье, Ж. Брейар, В. Хазан, Л. Геллер, Б. Аверин, А. Жолковский и др. страх анализируется через символы и знаки в художественных произведениях. Выделяются его образные функции и культурные механизмы.

Говоря об обыденном сознании как о форме знания, объективно оценивающим страх, необходимо отметить труды таких исследователей как М.Е. Миронова, В.А. Демичева, Т.И. Ойзермана, В.П. Тугаринова, И.А.Чудинова и др. Среди зарубежных исследователей обозначенная проблема в философско-методологическом плане ставилась Д. Берналом, Т. Хаксли, Б. Расселом, Т. Куном и др.

Проблема страха в обыденном сознании не раскрыта на сегодняшний день из-за динамичного ускорения научно-технического прогресса, входящего в разногласие с эволюционированием человеческого сознания и возникновением новых, постоянно обновляющихся высокотехнологичных механизмов информационного общества. Одновременно с этим для оценки страха в обыденном сознании требуется анализ устного народного творчества, чтобы оценить базис, заложенный в сознании индивида относительно того, что есть страх вообще и каковы возможные последствия от его переживания.

Настоящее диссертационное исследование стремится выявить знаки страха, детерминированно определяющие возможные последствия для социального человека.

Целью настоящей работы является выявление символов страха, присутствующих в обыденном сознании современного цивилизованного общества через анализ народных представлений, выраженных в фольклоре, сказаниях и художественных произведениях.

В связи с этим, необходимо решить ряд задач, а именно:

рассмотреть страх как феномен с позиций социальной философии при помощи анализа человеческих представлений на уровне обыденного сознания с учётом семантических образов и знаков;

определить духовную специфику страха-эмоции, способствующего формированию экзистенциальных потребностей индивида;

проанализировать роль страха для общественного человека, способного создавать ценностные ориентиры и добродетели;

оценить потенциальные перспективы социального страха, возникающего в информационном обществе.

Источниковедческую базу работы составила научная, научно-популярная и художественная литература. На основании анализа этих первоисточников было проведено авторское исследование проблемы страха в современном обществе, воспринимаемом на уровне обыденного сознания. Одновременно в целях методологического обеспечения данного исследования из числа научно-академических, философских и естественнонаучных трудов были использованы работы Г. Гадамера, Ю. Лотмана, В. Розина, Ф. де Соссюра, Э. Дюркгейма и др.

Объектом исследования является обыденное сознание как духовный феномен, способствующий оценке страха в социуме посредством своей специфичности в виде сложной динамической системы.

Предметом исследования выступает страх как социальный феномен, проявляющийся на уровне обыденного сознания в зависимости от возрастных и социокультурных аспектов жизнедеятельности человека.

Научная новизна диссертационного исследования определяется, прежде всего, тем, что:

  1. Проведено знаковое опосредствование страха и приближена к социально-философскому пониманию семантика данного чувства как определяющий признак обыденного сознания.

  2. Представлена авторская интерпретация мифотворчества как социального феномена, способствующего возникновению мифа в виде базисного компонента в устном народном творчестве.

  3. Определен феномен страха как эмоция, порождающая в человеке добродетели и установки, необходимые для дальнейшего общественного развития.

  4. Представлено авторское видение проблем современного информационного общества и механизмов создания социальных мифов в качестве противостояния страху.

Согласно гипотезе страх представляется социокультурным феноменом в структуре обыденного сознания и может быть опосредован символическими знаками. Природа символов является доминирующей для социокультурной адаптации субъекта в обществе. В этом случае можно прогнозировать позитивные и негативные тенденции в динамическом становлении общественного сознания и поведенческих аспектах людей.

Теоретической и методологической основой исследования выступают методы системного и структурного подхода, позволяющие определить место страха в обыденном сознании. При оценке духовной природы страха применялся экзистенциальный подход. При рассмотрении социокультурного аспекта оценки страха на уровне обыденного сознания использовался семиотический и герменевтический методы, позволяющие установить коррелятивные связи между основными концептами и социально значимым содержанием идей страха в социуме.

В процессе исследования получены следующие конкретные результаты, которые выносятся на защиту:

  1. Обыденное сознание имеет тесную связь с семиосферой, позволяющей анализировать совокупность символов страха и обеспечивать обмен и накопление информации. Символы страха приобретают смысловую окраску в устном народном творчестве. Знаки страха воспринимаются как некий эталон на запрет или ограничение чего-либо. Обыденное сознание транслирует знаки страха, способствуя формированию объективных воззрений на социальные проблемы.

  2. Ментальность народа отражает социальную установку адаптации к той среде, в которой индивид осуществляет свою жизнедеятельность. Семантические образы и знаки страха, нашедшие место в народных сказаниях и легендах, способствуют созданию потребности у человека жить и осознавать необходимость постоянного сопротивления: природно-стихийным бедствиям, глобальным катаклизмам, социальным проблемам, межэтническим и межрелигиозным конфликтам и т.д.

  3. Знаки страха, присутствующие в сказках, в отличие от мифов, обладают социальными функциями и способствуют стимулированию экзистенциальной потребности у индивида быть в обществе. Отчуждение через страх от социума отражено в сказаниях народа как смерть индивида (в физическом и в духовном смысле). Сказка есть вымысел с запланированным финалом. Сказка строится на объективно воспринимаемых знаках культуры и окружающего мира в феноменальном пространстве. Миф в отличие от сказки, вероятнее всего, есть повествование, основанное на субъективно ощущаемых эмоциях. Знаки, способствующие рождению мифа, создаются воображением субъекта не от феноменального, но от ноуменального мира.

  4. Проблемы информационного общества заключаются, в том числе, в возможности моделирования и развития различного рода социальных конфликтов как внутри страны, так и на международном уровне. Воздействие на массовое сознание в виде нагнетания страха есть средство манипулирования сознанием. Современное цивилизованное общества подвержено развязыванию культурной и информационной войны при помощи средств высоких технологий и массовой информации.

Научно-практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что полученные результаты позволяют:

  1. Приблизить понимание феномена страха в социуме, проявляющегося на уровне обыденного сознания, с позиций социальной философии.

  2. Семантически соотнести метафизические корни страха с формирующимися экзистенциальными потребностями индивида, испытывающего страх.

  3. Выявить общественную дефиницию полезного и необходимого в социальном страхе. Под дефиницией следует понимать вопрос о возможностях общественного человека оценивать и формировать коммунальные нравы – в показателях позиций по отношению к окружающему миру, которые эти возможности вынуждают занимать.

  4. Спрогнозировать новые векторы общественного развития благодаря информатизации социума и проявлению страха в нём.

Апробация работы. Основные положения, выводы и результаты проведённого исследования докладывались на международной и региональной научно-практических конференциях. В том числе: «Философия духовно-нравственной и гражданской самореализации личности в условиях региональной ментальности» (Пенза, 2005 г.); «Человек и окружающий мир» (Пенза, 2006 г.); «Инновационные процессы в менеджменте» (Пенза, 2006).

Материалы диссертационной работы использовались в процессе чтения учебных курсов «Философия» и «Культурология» в вузах г. Пензы.

Основные положения диссертации изложено соискателем в 5 статьях и 2 тезисах доклада.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих в себя семь параграфов, заключения и библиографического списка использованной литературы.

Подобные работы
Горовая Светлана Валентиновна
Социально-философский анализ массового сознания и массовой культуры
Зайцева Татьяна Вячеславовна
Социально-философский анализ становления ценностного сознания современной российской молодежи
Калинина Наталья Владимировна
Становление экологического сознания: социально-философский анализ
Гаврилов Евгений Олегович
Социально-философский анализ специфики российского утопического сознания
Субботин Евгений Валерьевич
Сравнительный анализ религиозных компонентов общественного сознания в средиземноморской культуре I-IV вв.
Силиверстов Игорь Витальевич
Природа ценностного сознания :Социально-философский анализ
Баукин Алексей Вадимович
Манипулирование сознанием: опыт социально-философского анализа
Белогубова Елена Валериевна
Социально-философский анализ соотношения мифологического и эстетического сознания
Гожева Олеся Кохуновна
Формирование этнического сознания в условиях социальной модернизации: философский анализ
Караева Палина Тавбатыровна
Общественное сознание как объект социально-философского анализа

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net