Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Педагогические науки
Общая педагогика, история педагогики и образования

Диссертационная работа:

Ашурова Барно. Формирование общечеловеческих ценностей учащихся общеобразовательных школ нового типа : на примерах школ Республики Таджикистан : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01.- Душанбе, 2006.- 144 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-13/442

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

Введение

Глава 1. Формирование общечеловеческих ценностей как
социально-педагогическая проблема

1.1. Общечеловеческие ценности - как составная часть

морального и нравственного воспитания

1. 2. Основные проблемы формирования общечеловеческых ценностей в средних общеобразовательных школах нового

типа

Выводы по первой главе

Глава 2. Основные направления и возрастные особенности
воспитания общечеловеческих ценностей учащихся
общеобразовательных школ нового типа

  1. Основные направления формирования общечеловеческих ценностей учащихся общеобразовательных школ нового типа

  2. Возрастные особенности формирования общечеловеческих ценностей учащихся общеобразовательных школ нового типа

Выводы по второй главе

Заключение

Библиография

Введение к работе:

Приобретение Таджикистаном независимости и суверенности, строительство демократического, светского государства с рыночной экономикой логически привели к отказу от идеологии прошлого во всех сферах жизни, в том числе и в науке, педагогике, культуре, отношении к религии и критериям духовных ценностей. Иначе говоря, изменились подходы и принципы научной, образовательной, воспитательной, культурно-досуговой, хозяйственной и бытовой жизни страны. Идеологические, классово-партийные основы заменились общемировыми, общепринятыми в современной цивилизации исходными положениями и стандартами, прежде всего гуманитарными и миролюбивыми.

Процесс становления и развития личности, учащихся в настоящее время в системе образования занимает весьма значительное место. Наряду с этим формирование отдельных личностных качеств школьников, отвечающих всем требованиям времени лежат в основу всех учебных дисциплин, преподаваемых во всех типах средних общеобразовательных и высших учебных заведениях нашей страны.

Актуальность проблемы исследования заключается в том, что анализ и интерпретация процесса воспитания подрастающего поколения на основе национальных и общечеловеческих ценностях показывает важность того, что человечество в целом на протяжении тысячелетий оставило бесценное педагогическое наследие, в котором переплетены особенности как каждой нации и народности, так и человечество в целом, свидетельствующее о корнях цивилизации, исходящих из одного источника-так называемого человеколюбие. Во всех странах система образования всё больше и больше опирается на эти ценности. Но вместе с тем, и это не следует снимать со счета, каждый народ, каждая нация, будучи составной частью человечества, в своем развитии имеет свои специфические особенности, связанные с его

географическим расположением, мышлением, организацией жизни и труда, культурой, воспитанием, и, наконец, религией. Именно поэтому исследования и оценка истории и культуры тех или иных народов целесообразны с точки зрения подхода, который сейчас начинает распространяться повсюду в мире. Общечеловеческое воспитание учащихся в Республике Таджикистан имеет свои глубокие исторические корни. Истоки воспитания в духе общечеловеческих ценностей в Таджикистане, как и у всех других народов следует искать в народной культуре. Именно народ, начиная с колыбельной песни во всех фольклорных жанрах наряду с воспеванием знаний, умений, здоровья, геройства, отваги и других добрых человеческих качеств придавал особое значение и культивированию, идей мира, дружбы, братства не только между членами одной племени или рода, но и между различными племенами, а позже между народами и нациями.

В настоящее время в Республике Таджикистан действуют всего 120 школ нового типа. Из них лицеев-56, гимназии-64. Эти школы сосредоточены, главным образом, в городах Согдийской области-55, Хатлопекой области-27, ГБАО-2, Душанбс-21, в районах Турсунзаде-6, Рудаки-3, Гиссар-2, Вахдат-1, Варзоб-1, Нуробод-1, Файзабад-1.

Степені, разработанности проблемы.

Человеческое общество в настоящее время характеризуется динамическими изменениями во всех сферах жизни. Воспитание на основе общечеловеческих ценностей сегодня является основным направлением единого процесса социализации личности и наряду с трудовым, идейно-политическим, семейным, эстетическим, физическим воспитанием, олицетворяет выработку и развитие человеческой морали.

Система общечеловеческих норм и ценностей, сложившая в современном обществе, становится подлинным регулятором жизни и деятельности личности, благодаря ее активной внутренней позиции, в

процессе ее реальных действий, требующих нравственного выбора и ответственности за них. Исходя из этого, можно прийти к такому выводу, что моральный облик человека, его общечеловеческие устои возникают и развиваются в процессе действительной жизни.

Высшая цель воспитания на основе общечеловеческих ценностей - это достижение идеала всесторонне гармонически развитой личности в условиях современных общественных отношений. По нашему мнению в Таджикистане процесс воспитания в целом как актуальная педагогическая проблема должен строиться с учетом сочетания существующей в обществе морали с прогрессивными ее изменениями, ведущими к обновлению общественной жизни.

Развитие общечеловеческих ценностей, появление личности нового типа - важнейшая веха развития человечества. Мы сегодня должны способствовать развитию морального прогресса, совершающегося под знаком общечеловеческого гуманизма, неотделимого от формирования личности нового типа гармонически развитого человека, от совершенствования его морального сознания, благородной целеустремленности его исканий, замыслов, дел. Из сказанного следует, что основным стержнем в общей системе развития личности является воспитание на основе общечеловеческих ценностей. Демократизация общественной жизни в Таджикистане ставит многие проблемы нравственного воспитания, наряду с другими педагогическими проблемами, по новому: резко возрастает роль субъекта морального выбора личности повышенные и высокие требования предъявляются, к морально-волевым качествам человека в различных ситуациях - от обыденных, повседневных до экстремальных. Поднимается значение моральных исканий личности и ее ответственность за их содержание. Возвышаются ценности гуманизма и справедливости в

совершенствовании нашего демократического и светского общества в современных условиях.

Воспитание на основе общечеловеческих ценностей как основной фактор педагогической деятельности является важным процессом всестороннего преобразования подрастающего поколения, делающим его способным стать субъектом собственно гуманистических отношений. Воспитание на основе общечеловеческих ценностей в педагогической деятельности является процессом обретения человеком гармонической целостности развития и самостоятельной устремленности к созиданию и творчеству безотносительно к любым выгодам и материальным наградам.

Наиболее передовые античные мыслители выдвигают теории о нравственности, отражающие гуманистические умонастроения, сложившиеся в известной мере под воздействием освободительной борьбы рабов и бедняков. Оптимизмом, любовью ко всем людям наполнен и совет Эпикура: "Нечего бояться богов. Нечего бояться смерти. Можно переносить страдания. Можно достичь счастья". Высоко гуманны и мудры и слова Сенеки: "Человек для человека - вещь священная" и утверждения стоиков, что все люди равны перед нравственным законом. Наивысшей свободой, которую может достичь человек, провозглашаются совершенство и уровновешанность духа, наградой за добродетель-сама добродетель. Так, в нравственном античном сознании формируются представления о назначении человека, смысле его жизни. И, хотя в это время уже наметился разрыв между провозглашаемыми принципами, практикой поведения, выдвижение требования самосовершенствования, равенства всех людей перед человеческим законом, утверждения достоинства каждой личности - все это было шагом вперед в историческом развитии нравственности.

Таким образом, в древнем мире многие общественные деятели и мыслители четко указывали на огромную роль воспитания, как в развитии

общества, так и в личной жизни каждого человека. Обучение и воспитание детей как отдельная отрасль знания вначале разрабатывались в недрах философии. В трудах древнегреческих философов Фалеса и Милета, Гераклита, Аристотеля, Демокрита, Сократа, Платона, Эпикура, Лукреция Кара, Квантилиана содержалось достаточно много глубоких мыслей по вопросам обучения и воспитания.

Проблемы воспитания подрастающего поколения в таджикской школе стоит на твердом фундаменте древней педагогической мысли. Одним из величайших источников этой педагогической мысли является "Авеста". Эта священная книга знаменита крылатыми словами "добрый нрав, доброе слово, доброе дело", которые содержат высокий нравственный общечеловеческий смысл. В дальнейшем на эту тему были созданы величайшие произведения как "Динкарт" (Догматы веры), "Бундахишн" (Мироздание), "Дастани минуй хирад" (Суждение высшего разума), "Андарзи Хусрав" (Наставление Хусрава),"Ардавирафномак" (Книга о праведном Вирафе).

Средневековая история таджикского народа подарила миру целую плеяду корифеев науки и литературы произведения, которых обладают огромным потенциалом общечеловеческих ценностей. Среди них нужно особо отметить имена таких мыслителей как Рудаки, Фирдоуси, Авиценна, Насир Хисрав, Абунаср Фараби, Насриддин Туей, Унсурулмаали КаЙкавус, Джалолиддин Руми, Саади, Хафиз, Абдурахман Джами, Бедил, Саиб и др. Следует отметить, что педагогика Востока вплоть до XX века еще не выделялась в самостоятельную науку. Она составляет, как правило, основу творчества великих поэтов, философов, ученых и мыслителей: Рудаки, Фирдоуси, Насир Хисрав, Фараби, Санаи, Джалолиддин Руми, Саади, Бинои, Абдурахман Джами, Бедил, Ахмад Даниш и др.

Основу педагогических мыслей наших классиков составляла классическая литература. Литературе обучались на первой ступени обучения,

такие предметы как основы грамотности, чтение (поэтическое и

прозаическое) и навыки письма. Содержание слова «адаб» соответствует

современному таджикскому слову «адаб», что в европейской научной

терминологии называется словом культура. Иметь культуру является

стремление избегать совершения недостойных бестактных поступков. О

человеческой культуре царями и великими учёными написаны книги,

которые считались основной воспитания.

Та культура, которую изучали и развивали Рудаки, Фирдоуси, Насир

Хисрав и Ибн Сино была не только культурой воспитания и этики.

Культурой называли также группу наук, являющихся основой грамотности,

грамотного сочетания прозы и поэзии со всеми его тонкостями.

Одной из важных тем в X веке была тема воспитания и формирования

человека с гуманными ценностями, в соответствии с которой писатели

обращали внимание. Данная тема является основной темой в таджикской

классической литературе и в этой области наша литература занимает важное

место среди литератур других народов и народностей.

Дидактические мысли были выражены почти во всех жанрах

литературы X в., таких как китъа, рубай, газел, касида, маснави. Они были

посвящены различным воспитательно-этическим темам. Примером таких

произведений являются прозаические переводы книг «Калила и Димна»,

«Синдбаднаме» Рудаки, а также «Офариннаме» Абушукура Балхи,

различные наставления, переведенные с языка пехлеви, некоторые части

«Шахнаме» Фирдоуси, а также многие этические части произведений других

поэтов X века.

Педагогические темы в литературе X века состоят в основном из восхваления разума, считающегося царем всего, восхваления знания и наук, освоения профессий и ремесла, пропаганды правды, правдивости, оказания

помощи нуждающимся, критики всех недобрых, плохих поступков и пропаганды хорошего поведения и человеколюбия.

Исходя из вышеупомянутого можно сделать вывод о том, что мы имеем дело с далекой историей, с архивными источниками, событиями. Нам удалось шире использовать для своих исследований оригинальные произведения Рудаки, Абушакура Балхи, Фирдоуси, Джалолиддина Руми, Саади и Хафиз, а для всестороннего анализа исследуемой проблемы мы обратились и к некоторым религиозным источникам, таким как Коран, Бхагаватгита и Библия, подробный анализ примеров из этих источников приводятся в отдельных частях работы.

Воспитательные процессы в общечеловеческом духе можно наблюдать в творчестве почти всех видных педагогов Западной Европы и России. Это, в частности, можно видеть на примерах творчества гениального чешского педагога, мудрого философа и гуманиста Я. А. Каменского (1592 -1670), Д. Локка (1632-1704), Ж. Ж. Руссо (1712-1778), И. Г. Песталоцци (1746-1827), И. Ф. Герберта (1770-1841), Ф. Вильгельма, А. Дистсрвега (1790-1866).

В России в этом вопросе особо отличились К. Д. Ушинский (1824— 1870), П.Ф. Каптеров (1849-1922), В.П. Вахтеров (1853-1924), П.Ф. Лестгафт (1837-1909). В советский период заслуживает внимание педагогическая деятельность А.С. Макаренко (1888-1939), В.А. Сухомлинского (1918-1970) и некоторых других.

В советский период в научной разработке теории и практики общечеловеческого воспитания заметный вклад внесли: в России известные учёные - педагоги Б. Ананьев, Л.С. Айзерман, С.А. Алиева, В.Л. Сластенин, И.Ф. Харламов; в Таджикистане: Лутфуллоев М., Обидов И.О., Сулейманов СИ., Латипов Д.Н. и др.

В последнее десятилетие XX века на тему общечеловеческого
воспитания защищены ряд кандидатских и докторских диссертаций. В
частности диссертации Т. Айтанова М. Исаевой, X. Искандарова., С.
Ахмедова и др. в которых в той или иной степени отражены лишь отдельные
аспекты общечеловеческого воспитания. Актуальность и необходимость
разработки проблемы общечеловеческого воспитания учащихся

общеобразовательных школ в Республике Таджикистан особо подчеркнуто и научно доказано учёным и педагогам. В настоящее время по этим направлениям составлены учебные программы, изданы учебные пособия.

Целесообразно, при составлении новых учебных планов учесть включения в них новых предметов, которые бы с малых лет знакомили учащихся с народными традициями, обычаями, обрядами, с массовыми народными представлениями, песнями, танцами и другими. Это было бы действительно мерой - ответом на призыв Президента Республики Таджикистан о необходимости самопознания. Ибо, как известно общее состоит из частного и чтобы узнать общее, вначале надо знать частное, т.е. самого себя. Только в этом случае можно будет добиться сознательного объединения народов в одну общую семью.

Объектом исследования послужили учащиеся общеобразовательных школ нового типа, отличающиеся способностью наиболее активно усваивать ценности культуры.

Предметом исследопанин является формирование общечеловеческих ценностей у учащихся общеобразовательных школ нового типа.

Экспериментальная база исследования. Исследованием были охвачены главным образом Президентский лицей-интернат, Душанбинская Международная школа, Таджикско-турецкие лицеи-интернаты, несколько школ нового типа города Душанбе.

Исследование охватывает три периода:

Первый период (1998 - 2000) - сбор материалов, наблюдения, опросы, анкетирование и опытно-экспериментальная работа в школах.

Второй период (2000-2002) - определение условий учёбы, воспитания и работы школ, различных учреждений образования в связи с осуществлением общечеловеческого воспитания учащихся, сопоставление работы школ нового типа с традиционными школами по данному вопросу. Написание первой главы диссертации.

Третий период (2002-2006) - обобщение собранных материалов, их сопоставление, подготовка диссертации, формулировка выводов, рекомендаций, определение научных гипотез.

Исходя из целей исследования поставлены и решены следующие задачи:

вычленить наиболее актуальные проблемы формирования общечеловеческих ценностей у учащихся общеобразовательных школ нового типа в условиях Таджикистана;

определить степень научной разработанности проблемы формирования общечеловеческих ценностей у учащихся;

обосновать ведущие социально-педагогические факторы формирования общечеловеческих ценностей у учащихся;

исследовать объективные возможности формирования общечеловеческих ценностей у учащихся;

разработать систему воспитательной деятельности, обеспечивающей формирование у учащихся общечеловеческих ценностей и определить пути её осуществления.

Гипотеза исследования. Изучение истории и теории вопроса,
подкрепленные осуществления нами поисково-костатирующим

исследованием, позволило сформировать рабочую гипотезу исследования,

исходящую из того, что процесс формирования общечеловеческих ценностей у учащихся будет эффективным, если:

процесс формирования общечеловеческих ценностей у учащихся будет осуществляться на основе широкого использования наследий восточных мыслителей, признанных общемировых ценностей образования.

в процессе обучения и воспитания усвоить интеграционные основы культуры, базирующиеся на единстве общенациональных и общечеловеческих ценностей.

Методологической основой исследования явились теоретические взгляды о сущности человеколюбия и общечеловеческих ценностей, а также о значении опыта гуманной педагогики в системе учебно-воспитательной работы. Положения педагогики, психологии об их роли в общечеловеческой цивилизации Закон Республики Таджикистан «Об образовании», «Национальная концепция образования Республики Таджикистан», государственные стандарты образования и другие правовые акты. Необходимо также и то, чтобы независимо от специфики преподаваемых дисциплин при их обучении строго руководствоваться принципами компаративистского метода и на конкретных примерах показать единство корней национальной и мировой (общечеловеческой) цивилизации, важно по достоинству и объективно оцепить вклад каждой нации и народности мира в создание общечеловеческих ценностей.

Целью настоящего исследования является изучение прогрессивных воспитательно-педагогических традиций: определение и теоретическое обоснование путей и способов эффективного воспитания на основе общечеловеческих ценностей.

Апробация результатов исследования систематически

осуществлялась на кафедре общей педагогики Таджикского педагогического университета им. К. Джураева. Диссертация обсуждена и рекомендована для

представления на Совет по защите диссертаций на расширенном заседании кафедры педагогики названного вуза.

Результаты исследования систематически докладывались на научных конференциях Таджикского государственного педагогического университета им. К. Джураева (1995-2006 гг.) и на республиканских научных конференциях (2001-2006). По теме исследования изданы брошюра, опубликованы научные статьи и учебные материалы.

Научная новизна и теоретическая значимость. Сейчас, когда идет процесс интенсивного сближения народов мира во всех областях человеческих отношений очень важно, чтобы эти общеземные и общечеловеческие заветы о добре и человеколюбия были востребованы и претворены в жизнь через всех видов воздействия на человека, прежде всего через внедрение во все учебные дисциплинах средних общеобразовательных школ, включая их новых видов - лицеев, гимназии через организации внеклассных и внешкольных занятий, экскурсий на природу и т. д. Именно данное исследование предоставить возможность реализации научно-обоснованных гипотез об общечеловеческих ценностях как источник воспитания нового человека, современной личности в системе образования.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что
результаты исследования является основным пособием по организации и
проведению общечеловеческого воспитания учащихся

общеобразовательных школ республики, формирования у них гуманистического мировоззрения и уважения к мировым ценностям. Результаты исследования могут быть использованы в качестве пособия и для разработки планов воспитательных работ с учащимися общеобразовательных школ и для составления методических рекомендаций, указаний по различным аспектам воспитательной работы в классе и во внеучебное время.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, примечания и списка использованной литературы. Общий объем работы состоит из 130 страниц компьютерного набора.

На защиту выносятся:

  1. Общечеловеческое, гуманистическое воспитание подрастающего поколения имеет свои глубокие исторические корни, традиции гуманистического воспитания на протяжении веков переходили из поколения в поколение и составляли центральную часть морально - этического и нравственного воспитания человека, которые является важнейшим условием формирования человеческой личности и тесно связана с другими видами воспитания - такими как моральное, экологическое, правовое, трудовое и физическое.

  2. Общечеловеческое, гуманистическое воспитание связано с субъективными и объективными факторами, формирующимися в тесной связи с экономической, политической, социальной, культурной и научно -познавательной жизнью общества. Проявление этих факторов в условиях школьной жизни - веление времени. Указанные факторы в тоже время являются показателями порядка в социальной жизни и ее совершенствование и развитие.

Подобные работы
Нуритдинова Махбуба Сироджиддиновна
Направленность педагогического процесса на развитие самостоятельности мышления и творчества старшеклассников (На примере школ Республики Таджикистан)
Сатторов Уктамали Абосович
Теоретические основы содержания дидактических материалов интеллектуально-речевого развития младших школьников : на примере школ Республики Таджикистан
Кодиров Бахтиер Розикович
Развитие идеи обучения математике на основе Средневековых педагогических воззрений мыслителей Востока (На примере общеобразовательных школ Республики Таджикистан)
Муродов Махмуджон Амонджонович
Педагогические условия формирования культуры учителя в школах нового типа Республики Таджикистан
Раджабова Мехри Рахматовна
Взаимосвязанность формирования самостоятельного мышления и речевого развития старшеклассников общеобразовательных школ Республики Таджикистан : на материале изучения английского языка на базе таджикского
Шарипова Дильбар Яхъяевна
Формирование личности учащихся общеобразовательных школ в процессе экологического воспитания и образования на современном этапе (На материалах школ Республики Таджикистан)
Мирзоева Фарогат Баротовна
Формирование гуманистических качеств личности у учащихся 7 - 9 классов в процессе преподавания таджикской литературы (На материале общеобразовательных школ Республики Таджикистан)
Зубайдов Убайд
Теоретико-педагогические основы дифференцированного обучения в школах Республики Таджикистан
Кузиев Мурод Азизович
Педагогические условия организации трудового воспитания школьников на основе прогрессивных идей и положений научной и народной педагогики (На материале общеобразовательных школ Республики Таджикистан)
Шукуров Тагайбобо Абдуалимович
Дидактическая система активизации познавательной деятельности школьников средствами игры (На материале общеобразовательных школ Республики Таджикистан)

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net