Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Педагогические науки
Общая педагогика, история педагогики и образования
смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

Введение 3

ГЛАВА I. Теоретический анализ проблемы воспитания этнической толерантности учащихся

1.1. Сущность и структура понятия «этническая толерантность» 16

1.2. Научно-педагогические подходы к воспитанию этнической толерант
ности учащихся общеобразовательной школы 23

Выводы по I главе 37

ГЛАВА II. Народная педагогика как средство целостного и непрерывного процесса воспитания этнической толерантности учащихся

2.1. Использование народной педагогики в процессе преподавания госу
дарственных языков и литературы 39

2.2. Духовно-нравственные ценности народа - основа организации вне-
учебной деятельности по воспитанию этнической толерантности 62

Выводы по II главе 78

ГЛАВА III. Опытно-экспериментальная работа по воспитанию этнической толерантности учащихся средствами народной педагогики

3.1. Программа опытно-экспериментальной работы по воспитанию этни
ческой толерантности учащихся средствами народной педагогики и усло
вия ее реализации 80

3.2. Ход и результаты опытно-экспериментальной работы по формирова
нию этнической толерантности на основе использования народной педаго
гики 96

Выводы по III главе 133

Заключение 136

Список использованной литературы 141

Приложения 154

Введение к работе:

В связи с возникновением суверенных государств в рамках федерального устройства, стремлением их к равноправным взаимоотношениям с другими государствами, а также происходящими глубокими, кардинальными политическими и социально-экономическими преобразованиями в Российской Федерации идут процессы переоценки общечеловеческих ценностей, роста национального самосознания, соответственно встает серьезная проблема воспитания этнической толерантности у каждого гражданина многонационального государства. В этой связи большое теоретическое и практическое значение приобретает проблема воспитания этнической толерантности у подрастающего поколения страны. Отсюда перед школой встают актуальные воспитательно-образовательные задачи формирования нового поколения, социально активных членов общества, достойных продолжателей традиций предшествующих поколений, преемников духовной культуры народа и вместе с тем равноправных и свободных от всякой национальной предвзятости граждан всего государства. В условиях приобретения политической и культурной независимости, переосмысления общечеловеческого самосознания проблема воспитания этнически толерантной личности представляется сегодня в педагогической науке как одна из важнейших и актуальных.

Толерантное самосознание можно сформировать, используя в учебно-воспитательном процессе все достояние духовного опыта народа (язык, историю, духовную и материальную культуру, религию, национальный менталитет, праздники, традиции, обычаи, устное народное творчество и т.д.), привлекая краеведческий материал, осуществляя, таким образом, один из важнейших педагогических принципов - народность воспитания. В свете этих задач перед учеными, учителями и воспитателями-практиками закономерно возникает необходимость по-новому осмыслить роль народной педагогики, краеведения, устного народного творчества, религии, национального языка и литературы,

истории в практике воспитания и обучения подрастающего поколения нации.

Требование времени - возродить прогрессивные традиции народного воспитания, восстановить в своих правах народную педагогику и поставить ее на службу обществу, обеспечивая его духовное возрождение. Соответственно задача современной школы и заключается в организации сбора, изучения, освоения, и внедрения в практику воспитания подрастающего поколения народной педагогики в целях формирования этнической толерантности у каждого школьника как будущего гражданина демократического общества.

Естественно, важную роль в решении этой задачи играет национальная школа, которая должна закладывать основы народной жизни. Она призвана способствовать возрождению и дальнейшему развитию народного (национального) искусства, созданию фольклорных коллективов, пропагандирующих отдельные методы, формы и средства народной педагогики, участию в этнографической и фольклористической деятельности, краеведческой работе в возрождении прогрессивных сторон народного быта.

Возрождаемая сегодня национальная школа является идеалом истинно народной школы, в которой осуществляется диалектическое единство преемственной связи народной и научной педагогики.

Как и у всего человечества, так и у многих народов, проживающих в составе Российской Федерации, в процессе жизнедеятельности накопилась огромная сумма эмпирических знаний и сведений, из которых вырастает народная педагогика. Эти сведения передавались из поколения в поколение устным путем, нашли отражение в народных обычаях, пословицах, поговорках, сказках, преданиях, и закреплены в ряде письменных источников. Педагоги-мыслители прошлого (ЯЛ. Коменский, П.Ф. Лесгафт, К. Насыйри, И.Г. Песталоцци, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Р. Фахреддин, Т. Ялчыгол и т.д.) в своей исследовательской деятельности широко опирались на идеи народного опыта.

Особенно высоко оценены идеи и опыт народного воспитания в педагогической системе великого русского педагога К.Д. Ушинского. Он ввел в педаго-

гику понятие «народная педагогика» и считал невозможным проводить общественное воспитание без учета принципа народности. Зачатками народной педагогики он считал народные сказки, былины, пословицы, поговорки, загадки и т.д. В родной речи, по его мнению, заключена вся история народа, весь его опыт, его нравственные и эстетические идеалы и оценки, его отношение к Родине, его чаяния и надежды, в том числе его опыт и идеи воспитания. Поэтому родной язык он называл «величайшим народным наставником, учившим народ тогда, когда не было еще ни книг, ни школ, и продолжающим учить его до конца народной истории». К.Д. Ушинский считал, что педагогическая наука должна опираться на идеи и многовековой опыт народного воспитания.

По его верному утверждению «только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития».

Татарский просветитель Каюм Насыйри считал, что народная педагогика -это совокупность эмпирических сведений и знаний по вопросам воспитания.

Большую ценность представляют труды отечественных современников ученых, практиков по проблемам применения этнопедагогики в нравственном, духовном, эстетическом, умственном, художественном, музыкальном, трудовом, физическом, экологическом воспитании молодежи, которые могут быть использованы для гармонического сочетания национально-культурной самобытности с общечеловеческой педагогической культурой.

К настоящему времени проведены исследования педагогических традиций многих народов: русских (Б.Александров, Г.В. Виноградов), татар (С.Г. Исма-гилова, З.Г. Нигматов, Р.А. Низамов, Р.Г. Сибгатуллин, Я.И. Ханбиков, Р.Х. Шаймарданов), чувашей (Г.Н. Волков), якутов (В.Ф. Афанасьев), грузин (А.Ф. Хинтибидзе), армян (Ф.Х. Арутюнян), азербайджанцев (А.Ш. Гашимов), адыгейцев (А.И. Шоров), киргизов (СМ. Абрамзон), дагестанцев (З.М. Магомедо-ва), узбеков (Г.Д. Баубекова), тувинцев (К.Б. Салчак), башкир (К.Ш. Ахияров), таджиков (М.Аринов), бурят (В.Бальжиев), карачаевцев (Х.Х. Батчаева), туркмен (К.Пирлиев), алтайцев (Р.К. Санбасова), удмуртов (Г.А. Никитина), мордвы

(Т.Г. Тимошина), марийцев (В.А. Акцорин и др.). В них освещаются педагогические воззрения народов, дается детальный анализ народных традиций, обычаев, фольклора, накладывающих отпечаток на формирование личности ребенка, на привычные черты характера и поведения у различных народов в исторической связи с их прошлым и настоящим.

В наше время появилась реальная возможность активно исследовать в педагогической науке этнопедагогические процессы. Расхождение между желаемым и возможным, представляемым и реальным, посильным и непосильным -характерное противоречие, которое необходимо учитывать в процессе воспитания этнической толерантности народов, населяющих Российскую Федерацию. Анализ литературы по этнопедагогике позволяет сделать вывод об огромном неиспользованном потенциале народного опыта воспитания в современном педагогическом процессе.

Оценка педагогического наследия прошлого, выяснение его отношения к народной педагогической культуре настоящего и будущего в воспитании этнической толерантности народа продолжает оставаться одной из важнейших проблем педагогики.

К сожалению, следует констатировать, что вопросы воспитания этнической толерантности у подрастающего поколения в связи с произошедшими и продолжающимися национальными конфликтами в мировом уровне и государственном масштабах остается до настоящего времени мало изученными. Не исследованы еще в полном объеме ни его политические предпосылки, социальные условия, содержание и методы воспитания, ни их связь и соответствие современным педагогическим теориям и действительности. Лишь в последнее время стали появляться работы, посвященные отдельным вопросам воспитания этнической толерантности у подрастающего поколения. В их ряду следует отметить весьма актуальные публикации (И.В.Абакумова, Е.Белинская, Г.Бондарева, Г.Н.Волков, Б.С.Гершунский, З.Г. Нигматов, Р.А. Низамов, Г.В.Платкин, С.И.Репко, Н.Н.Руденко, П.Степанов, Я.И.Ханбиков,

В.Ю.Хотинец, Р.Х.Шаймарданов и др.). Однако отсутствуют труды, посвященные вопросам воспитания этнической толерантности у подрастающего поколения в процессе изучения государственных языков и внеучебной деятельности с использованием народной педагогики.

Представляется также важным и исследование механизма воспитания этнической толерантности у наций, проживающих в Республике Татарстан, поскольку их проживание в поликультурной среде (татар, русских, удмуртов, башкир, чувашей, мари, украинцев, евреев и т.д., которых большинство в Республике Татарстан) имеет ряд особенностей и накладывает определенный отпечаток на взгляды, обычаи, обряды, традиции, межнациональные отношения, историю, самосознание и другие сферы их жизнедеятельности. В ряде районов Республики Татарстан имеются школы с преподаванием на родном (украинском, марийском, чувашском, башкирском, еврейском, удмуртском и т.д.) языке.

Анализ материалов проведенных опросов и семинаров учителей татарского и русского языков и литературы, деятельности классных руководителей, заместителей директоров по воспитательной работе школ, руководителей учреждений дополнительного образования Республики Татарстан показывает, что учителя и воспитатели, которые осознают и воспринимают народную педагогику как одно из ведущих средств воспитания, активно используют в педагогическом процессе материалы краеведения, этнографии, фольклора, народных промыслов, праздников и др. Результаты изучения деятельности тех учителей и воспитателей, которые показали высокий уровень знаний, использование традиций народной педагогики (а их оказалось 24%), также свидетельствует о признании ими высокой роли использования краеведческого материала в учебно-воспитательном процессе. А это, на наш взгляд, является гарантией обеспечения существования самого гражданского общества, связанного с самобытными традициями и ценностью самого народа.

Изучение состояния разработанности проблемы воспитания этнической

толерантности у учащихся в педагогической теории, а также опыта ее решения в школьной практике, показали, что назрела явная необходимость целенаправленной разработки проблемы воспитания этнической толерантности у учащихся средствами народной педагогики. К сожалению, учитель современной школы затрудняется максимально использовать традиции и обычаи духовно-нравственного формирования личности, шедевры народного фольклора, идеалы добра, человечности и терпимости.

В этой связи выявились противоречия:

между объективной необходимостью воспитания этнической толерантности у учащихся образовательной школы и недостаточной разработанностью этой проблемы в отечественной педагогической науке;

между отсутствием целостного рассмотрения процесса воспитания этнической толерантности в учебной и внеучебной деятельности школы и необходимостью поиска эффективных решений названной проблемы;

между наличием реальных возможностей прогрессивных традиций народной педагогики и недостаточным использованием их в практике воспитания этнической толерантности у подрастающего поколения;

между требованием к современной школе воспитания этнической толерантности учащихся и неготовностью учителя к качественному решению этой важной государственной проблемы.

Вышеизложенное позволило выделить проблему исследования - каковы педагогические условия совершенствования процесса воспитания этнической толерантности средствами народной педагогики?

Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Мы определили тему исследования следующим образом: «Воспитание этнической толерантности учащихся средствами народной педагогики».

Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в современной общеобразовательной школе.

Предмет исследования - процесс воспитания этнической толерантности у

школьников средствами народной педагогики.

Основу гипотезы исследования составили предположения о том, что успешное воспитание этнической толерантности школьников средствами народной педагогики определяют следующие условия:

выявление воспитательного потенциала татарской и русской народной педагогики как средства воспитания этнической толерантности личности учащихся;

разработка авторской научно обоснованной программы, нацеленной на воспитание этнической толерантности учащихся средствами народной педагогики и внедрения ее в процесс преподавания государственных языков и литературы;

творческое использование народной педагогики (национальная литература, национальная музыка, народные обычаи, традиции, праздники, обряды и др.) во внеурочной и внешкольной деятельности учащихся;

диагностика уровня сформированности воспитание этнической толерантности школьников.

В соответствии с целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:

  1. Изучить и проанализировать состояние, определить особенности воспитания этнической толерантности учащихся как качества личности.

  2. Выявить возможности татарской и русской народной педагогики как средства воспитания этнической толерантности личности учащихся.

  3. Разработать научно обоснованные программы, нацеленные на воспитание этнической толерантности учащихся средствами народной педагогики и внедрить их в процесс преподавания государственных языков и литературы, внеурочную и внешкольную деятельность школьников.

  4. Разработать методики диагностики уровней сформированности воспитание этнической толерантности учащихся.

5. Разработать методические рекомендации по исследуемой проблеме.

Методологической основой исследования являются положения ученых -философов, психологов, педагогов, социологов, культурологов, о сущности «толерантности», гуманности, духовности, гражданственности, традициях, сохраняющихся в обществе как элементы социально-культурного наследия народов в течение длительного времени; современные философские представления об общественных отношениях и общественном сознании; обусловленность развития личности социальными факторами, содержанием, характером деятельности и общения; директивные документы по вопросам воспитания и образования.

В ходе работы мы опирались на теоретические положения философской науки о сущности толерантности (Н.Бердяев, Вольтер, И.А. Ильин, Дж.Локк и др.) концептуальные идеи историко-педагогических исследований по этнопеда-гогике (СМ. Абрамзон, В.Ф. Афанасьев, К.Ш. Ахияров, Г.Н. Волков, А.Ш. Гашимов, А.Э. Измайлов, К.Насыйри, Г.А. Никитина, К.Пирлиев, Р.К. Санба-сова, Н.А. Сафаров, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Я.И. Ханбиков, Р.Х. Шай-марданов, И.А. Шоров), личностно-деятельностным подходам к вопросам воспитания (О.С. Богданова, З.И. Васильева, Н.М. Таланчук), дидактическим концепциям формирования личности (Д.В. Вилькеев, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин, и др.), концепции гуманизации (Ш.А. Амонашвили, Л.А. Воло-вич, В.И. Загвязинский, З.Г. Нигматов); социализации личности (Л.П. Буева, Н.Т. Фролов), психического развития личности (В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, Р.С. Немов, А.В. Петровский, Л.М. Попов, А.О. Прохоров, С.Л. Рубинштейн и др.). Принципы и идеи, содержащиеся в трудах названных ученых, помогли глубже вникнуть в вопросы воспитания этнической толерантности у учащихся средней школы как нравственного качества личности.

В исследовании были использованы следующие методы: теоретический анализ философской, историко-этнографической, психологической, педагогической, социологической и культурологической литературы по исследуемой

проблеме; изучение и анализ передового педагогического опыта; изучение нормативно-законодательных документов, материалов правительства РФ и РТ, Министерств образования и науки Российской Федерации и Республики Татарстан; рейтинговая система анализа, наблюдения; беседа; опрос, анкетирование; тестирование; интервьюирование среди учителей, учащихся их родителей; самоанализ и самооценка; диагностирование; моделирование; научные дискуссии, массовые обсуждения; анализ школьной документации: содержание национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта, учебных планов, образовательных программ, поурочных планов учителей, продуктов творческой деятельности учителей и учащихся, протоколов заседаний педагогических советов, методических объединений по учебным дисциплинам; социально-педагогический эксперимент; обработка, обобщение и интерпретация результатов произведенного исследования.

Организация и основные этапы исследования:

Исследование выполнялось в рамках концепций модернизации, гуманизации образования, внедрения инновационного образования и проводилось в три этапа.

На первом этапе (1995-1998 гг.) были проведены теоретический анализ философской, историко-этнографической, психологической, педагогической, социологической и культурологической литературы по проблеме исследования, изучение состояния проблемы в практике работы средних школ гг. Альметьевска, Елабуги, Актанышского района Республики Татарстан, экспертная оценка программ, учебников, внеучебной воспитательной деятельности школы, семьи по воспитанию этнической толерантности учащихся средней школы. На этом этапе была выдвинута и разработана гипотеза, конкретизированы цель и задачи исследования.

Второй этап (1999-2001 г.г.) включал изучение передового педагогического опыта, разносторонней творческой деятельности учителей по использованию потенциала народной педагогики в учебном процессе и системе внеучебной

работы школ гг. Альметьевска, Елабуги, Актанышского района. На данном этапе проводилась экспериментальная проверка выдвинутой нами гипотезы.

Третий этап (2002-2003 г.г.) явился завершающим этапом, включающим систематизацию, осмысление, обобщение полученных результатов, оформление диссертации, апробирование результатов исследования.

Экспериментальная база исследования: Опытно-экспериментальная работа была проведена в средних школах г. Елабуги Республики Татарстан. Всего в эксперименте участвовало 587 учащихся (в контрольных школах - 273, экспериментальных - 314), 144 учителя, 267 родителей.

Научная новизна исследования:

  1. Осуществлен научно-теоретический анализ проблемы воспитания этнической толерантности у учащихся средствами народной педагогики, раскрыта ее сущность и механизм формирования.

  2. Разработаны основные показатели и уровни сформированности этнической толерантности учащихся.

  3. Выявлены и обоснованы педагогические условия воспитания этнической толерантности у учащихся средствами народной педагогики.

Теоретическая значимость исследования:

  1. Рассмотрены теоретические основы воспитания этнической толерантности у учащихся средствами народной педагогики в целостном педагогическом процессе.

  2. Определены сущность, содержание, направления и способы формирования данного качества.

  3. Результаты проведенного исследования дополняют теорию и методику воспитания и обучения школьной молодежи и вносят новые элементы в существующие исследования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны Программы целостного и непрерывного процесса воспитания этнической толерантности, которая может быть использована в средних общеобразовательных

школах Российской Федерации в соответствии с особенностями ее субъектов, в
системе деятельности ее субъектов; в системе деятельности учреждений допол
нительного образования; в средних и высших педагогических учебных заведе-
/ ниях в процессе преподавания специального курса воспитания этнической то-

лерантности учащихся.

Разработанные рекомендации могут быть использованы как основа организации целостной и непрерывной системы воспитания этнической толерантности учащихся в учебной и внеучебной деятельности школы, на курсах повышения квалификации работников образования.

Достоверность результатов исследования обеспечена опорой на методологические основы изучения проблемы воспитания этнической толерантности личности; совокупностью эмпирических и теоретических методов, соответствующих предмету, целям, задачам исследования; целенаправленным анализом педагогического опыта образовательных учреждений, по использованию народной педагогики при решении задач воспитания этнической толерантности у учащихся как граждан России; многолетним опытом работы автора в качестве учителя школы; результатами опытно-экспериментальной работы, подтвердившими эффективность разработанной программы воспитания этнической толерантности учащихся, репрезентативностью выборки экспериментального исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Этническая толерантность - необходимое качество современного
школьника Российской Федерации и феномен общественного бытия, принад
лежащий к числу высших базовых ценностей культуры. Формирование этниче
ской толерантности у учащихся не происходит стихийно, необходима органи
зация специальной работы в школе, в семье, в обществе и т.п.

2. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса обще
образовательной школы за счет средств, методов, форм татарской и русской
народной педагогики позволяет существенно повысить эффективность воспи-

тания этнической толерантности у учащихся.

3. Воспитание этнической толерантности школьников на основе средств
народной педагогики возможно при создании следующих педагогических усло-
< вий:

а) внедрение в учебно-воспитательный процесс авторских программ, содержа
ние которых усилено за счет средств татарской и русской народной педагогики;

б) использование средств татарской и русской народной педагогики в воспита
нии этнической толерантности школьников во внеурочной и внешкольной дея
тельности;

в) диагностика уровня сформированности воспитание этнической толерантно
сти школьников и учет ее результатов для совершенствования педагогического
процесса;

г) создание в коллективе атмосферы взаимопонимания, взаимопомощи, уваже
ния и открытости;

в воспитании этнической толерантности в процессе обучения активно используется знание государственных языков на основе знания родного языка и культуры своего народа;

во внеучебной деятельности учащихся творчески используется народная педагогика (национальная литература, национальная музыка, народные обычаи, традиции, праздники, обряды и др.) как основное средство воспитания этнической толерантности.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты иссле
дования апробированы и внедрены в практику деятельности ряда образователь
ных учреждений, городских и районных управлений образования Республики
Татарстан, докладывались на Международных научно-практических конферен
циях «Гуманистические традиции и инновации в педагогике» (г. Казань, 2003),
«Самосовершенствование, самореализация личности: психолого-

педагогические аспекты» (г. Набережные Челны, 2004); Всероссийских научно-практических конференциях «Этнопедагогика народов России: природосооб-

разные модели, системы, технологии» (г. Нижнекамск, 2004), «Стимулирование мотивации творческого саморазвития личности: психолого-педагогические аспекты» (г. Набережные Челны, 2004) и межвузовской научно-практической конференции «PR в образовании» (Ижевск, 2003), Состоялись выступления на педагогических советах школ, внешкольных образовательных учреждений, родительских собраниях, на заседаниях кафедр педагогики и психологии Аль-метьевского муниципального института, Елабужского государственного педагогического университета, Набережночелнинского государственного педагогического института..

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и 7 приложений, включает 2 схемы, 52 таблицы, 1 тест. Объем диссертации - 172 стр. Список использованной литературы состоит из 148 литературных источников.

Подобные работы
Готовцев Иннокентий Иннокентьевич
Этнопедагогические аспекты физического воспитания школьников (На опыте детско-юношеской спортивной школы республики Саха (Якутия))
Лю Сяоянь
Опыт гуманитаризации общего образования в Российской Федерации в 90-е гг. XX в. и возможности его использования в практике работы средней школы в Китайской Народной Республике
Будищева Наталия Николаевна
Педагогические основы эстетического воспитания учащихся школ Республики Саха (Якутия) на уроках математики
Гилемшин Ирик Маликович
Этнопедагогические традиции экологического воспитания учащихся (На материале школ Республики Башкортостан)
Максимова Ольга Аркадьевна
Педагогическое обеспечение физического воспитания эвенков в сельских общеобразовательных школах Республики Саха (Якутия)
Шарипова Дильбар Яхъяевна
Формирование личности учащихся общеобразовательных школ в процессе экологического воспитания и образования на современном этапе (На материалах школ Республики Таджикистан)
Иванова Наталия Ивановна
Природосообразное воспитание учащихся средствами народной педагогики (На материале чувашских школ Республики Башкортостан)
Александрова Ирина Шамаевна
Педагогические условия и особенности нравственного воспитания учащихся на марийских народных традициях (На основе сельских национальных школ Республики Башкортостан)
Дамаданова Халун Дамадановна
Воспитание культуры межнационального общения у старшеклассников средствами телевещания (На примере общеобразовательных школ Республики Дагестан)
Кузиев Мурод Азизович
Педагогические условия организации трудового воспитания школьников на основе прогрессивных идей и положений научной и народной педагогики (На материале общеобразовательных школ Республики Таджикистан)

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net