Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Педагогические науки
Общая педагогика, история педагогики и образования

Диссертационная работа:

Ерофеева Татьяна Вячеславовна. Дидактическая система обучения школьников в школе искусств : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01.- Нижний Новгород, 2006.- 154 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-13/439

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

Стр.

Введение 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО 12 РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ШКОЛЕ ИСКУССТВ

1.1. Концептуальные идеи исследования проблематики творчества школьников

  1. Педагогическое моделирование дидактической системы обучения школьников в школе искусств

  2. Структурно-содержательные характеристики модели музыкально-эстетического развития школьников в дополнительном образовании

1.4 Теоретические основы интеграции дисциплин при обучении школьников в школе искусств в системе дополнительного образования

Выводы по первой главе 68

ГЛАВА 2. ДИДАКТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ 72 В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

2.1. Возрастные особенности обучения школьников в школе искусств 72

2.2. Структура и содержание занятий по музыкально-эстетическому

развитию школьников

Выводы по второй главе \q\

Заключение 104

Библиография Ю8

Приложения 126

Введение к работе:

Актуальность исследования. Стратегической направленностью школы XXI века согласно государственным документам (Закон РФ «Об образовании», «Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года») становится подготовка ученика, обладающего опытом творческой деятельности, способного осмысленно, творчески и продуктивно реализовать знания на практике. Среди важнейших задач, стоящих сегодня перед школой, следует назвать активизацию творческой деятельности, развитие теоретических и практических умений. Эти задачи можно решить в процессе интеграции школьного и дополнительного образования в условиях школы искусств.

Гуманизация, как современная стратегия совершенствования образовательной системы, предполагает ориентацию на личностно-ориентированную модель обучения, в которой каждый обучаемый - субъект педагогического процесса, а учебная деятельность предполагает творческое преобразование учебного материала, в процессе которого происходит внутренние изменения в самом действующем субъекте - развитие его творческих способностей. Суть современной личности - единство здоровья, гармонии, жизни и творчества. Поэтому проблема формирования способностей детей к творчеству как залог успешности их жизненной самореализации является в настоящее время чрезвычайно актуальной.

Творчество в любом виде деятельности способствует приобщению человека к материальной культуре общества, опирается на созидательные процессы, возвышает и облагораживает личность.

Анализ философской, культурологической, психологической и педагогической литературы показал, что отечественные и зарубежные ученые выдвигали идею целенаправленного формирования творческой личности (Г.С. Альтшуллер, В.В. Давыдов, И.Я. Лернер, А.И. Савенков, Дж. Гилфорд, А. Маслоу, К. Роджерс и др.)

Актуальность приобщения школьников к художественно-эстетической культуре охарактеризовали: А. Блахут, Л.С. Выготский, Б.Т. Лихачев, А.А. Мелик-Пашаев, Ю.У. Фохт-Бабушкин, Н.Е. Щуркова и др.

Значению народного искусства в культуре, его влиянию на развитие современного художественного творчества посвящены труды А.В. Бакушинского, И.Я. Богуславской, B.C. Воронова, Н.А. Некрасовой, Т.Н. Разиной и др.

Специфику искусства и музыкальной деятельности исследовали такие
ученые как Б.В. Асафьев, Л.С. Выготский, А.Л. Готсдинер, М.С. Каган,
Н.И. Киященко, А.В. Лосев, Е.В. Назайкинский, Б.М. Неменский, А.С. Соколов,
Г.С. Тарасов, Б.М. Теплов, Г. Уоллес, В.А. Цуккерман, Г.М. Цыпин,
Б.М. Целковников и др.; музыкальную культуру общества и личности
Г.А. Гонтарев, Р.И. Груббер, Л.Н. Коган, Э.В. Соколов, А.Н. Сохор,
Р.А. Тельчарова, В.А. Цуккерман и др.; особенности художественного и
музыкального образования, музыкально-педагогической деятельности,
личностные качества педагога-музыканта исследовали Э.Б. Абдуллин,
ІО.Б. Алиев, Л.Г. Аржачникова, Л.В. Горюнова, О.В. Дедюхина,

Д.Б. Кабалевский, Л.П. Маслова, В.В. Медушевский, А.А. Мелик-Пашаев, Г.Г. Нейгауз, М.А. Олейник, О.В. Ощепкова, В.Г. Ражников, ЯЛ. Рапацкая, Н.В. Серегин, Н.А. Терентьева, Б.М. Целковников, Н.П. Шишлянникова, Л.В. Школяр, А.Д. Яковлева и др.

Исследования ученых показывают, что приобщение учащихся к художественному творчеству необходимо осуществлять на протяжении всего обучения, как в общеобразовательной школе, так и в системе дополнительного образования. В последнее время появляются интересные исследования в этой области: разрабатываются различные варианты музыкально-эстетического, художественного воспитания школьников в различных кружках, секциях, школах. Идет поиск наиболее эффективного содержания и структуры учреждений дополнительного образования детей (В.А. Горский, О.В. Дедюхина, Л.В. Желондиевская, А.Я. Журкина, Г.А. Мочалов, СМ. Мурзина, М.С. Мырзаканов, О.Б. Передреева, Н.Н. Пучкова, Н.С. Ульянова и др.). Докторская диссертация Н.А.Рыбаковой посвящена художественно-творческой самоактуализации учителя музыки, кандидатская диссертация О.Б.Передреевой посвящена различным аспектам формирования творческой активности школьников в музыкально-эстетическом дополнительном образовании,

кандидатская диссертация А.ДЛковлевой посвящена анализу образовательной среды интегративного комплекса «общеобразовательная школа - школа искусств», кандидатская диссертация О.В. Дедюхинои посвящена особенностям подготовки педагога-музыканта.

Анализ психолого-педагогической литературы и современного состояния образовательной деятельности позволил выявить противоречия между:

-потребностью общества в творческих, инициативных работниках и реальным состоянием готовности выпускников образовательных учреждений к осуществлению творческой деятельности;

-накопленной богатой эмпирической базой обучения в системе дополнительного образования школьников и недостаточной разработкой содержательного и процессуального компонентов музыкально-эстетического образования.

Разрешение этих противоречий обусловило проблему исследования: какова должна быть дидактическая система обучения учащихся в школе искусств, которая бы в наибольшей степени содействовала развитию их творческих способностей в процессе интегрированных занятий в школе искусств.

Теоретическая и практическая значимость выдвинутой проблемы определили выбор темы исследования: «Дидактическая система обучения школьников в школе искусств».

Цель исследования - теоретически обосновать, практически разработать и апробировать модель дидактической системы развития художественного творчества школьников в процессе обучения их в школе искусств средствами интегрированных занятий в системе дополнительного образования.

Объект исследования - процесс обучения учащихся школы искусств в системе дополнительного образования.

Предмет исследования ~ моделирование дидактической системы обучения школьников в школе искусств в системе дополнительного образования.

Гипотеза исследования: при обучении школьников в школе искусств в системе дополнительного образования (на примере интегрированных занятий

6 искусством) развитие художественного творчества будет эффективным, если:

- учтены исторические предпосылки и выявлены новые социально-
экономические и социокультурные особенности использования
музыкально-эстетических занятий в учебно-воспитательном процессе;

- спроектирована модель дидактической системы, раскрывающая
основные характеристики дополнительного музыкально-эстетического
образования и воспитания как совокупность структурных компонентов:
целевого, содержательного, процессуально-управленческого, диагностического
и оценочно-результативного, которая осуществляет развитие художественного
творчества учащихся;

- разработан учебно-методический комплекс музыкально-эстетического
развития школьников, включающий содержание обучения в виде учебной
программы, методические рекомендации для проведения занятий,
индивидуальные и групповые творческие задания с использованием
современных информационных технологий;

проведена апробация эффективности разработанной модели дидактической системы и учебно-методического комплекса при обучении детей младшего, среднего и старшего возраста в школе искусств.

В соответствии с предметом, целью и гипотезой исследования сформулированы следующие задачи:

  1. Выявить исторические, социально-экономические и социокультурные предпосылки музыкально-эстетического развития школьников в системе дополнительного образования.

  2. Разработать модель дидактической системы музыкально-эстетического развития школьников в школе искусств.

3. Разработать дидактический комплекс по музыкально-эстетическому
развитию школьников в системе дополнительного образования в школе
искусств, предполагающий гибкость применения и воспроизводимость его в
образовательных системах разного типа.

4. Осуществить экспериментальную проверку предложенной системы обучения и комплекса методического обеспечения музыкально-эстетического развития школьников в системе дополнительного образования в школе

искусств.

Методологической основой исследования являются личностный, деятелыюстный и культурологический подходы как конкретно-методологические принципы педагогических исследований, идеи гуманизации и демократизации образовательной системы России, концептуальные положения о формах, методах и средствах обучения.

Теоретической основой исследования являются: гуманистическая направленность современного образования (Ю.К. Бабанский, Б.С. Гершунский и др.); положения о решающей роли деятельности в развитии личности (Л.В. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Заиков, Д.Б. Эльконин и др.); целостный подход к изучению и организации образовательных систем ведущих отечественных ученых дидактов (Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др); положения личностно-ориеитированного подхода в педагогическом процессе (В.И. Андреев, М.А. Викулина, Л.В. Выготский, И.С. Якиманская и др.); концепция развития дополнительного образования (В.А. Горский, А.Я. Журкина, С.А. Иванов и др.); теория интеграции образования (А.Я. Даиилюк, В,Н. Максимова, Г.Ф. Федорец и др.).

Методы исследования. Для достижения поставленных задач использовались:

общенаучные методы исследования: анализ исторической, философской, психолого-педагогической и методической литературы, анализ и обобщение передового педагогического опыта по проблеме музыкально-эстетического развития школьников;

эмпирические исследования: наблюдение за познавательной, репродуктивной и творческой деятельностью учащихся на интегрированных занятиях искусством, изучение продуктов деятельности учащихся, их концертной деятельности, педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ его результатов. Основные этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (2003-2004) проводился анализ философской, научно-педагогической и методической литературы, уточнялся понятийный аппарат, определялась степень разработанности исследуемой проблемы и общих

подходов к ее решению, определение рабочей гипотезы.

На втором этапе (2004-2005) разрабатывалась модель дидактической системы, раскрывающая основные характеристики процесса музыкально-эстетического развития школьников на интегрированных занятиях искусством в учреждении дополнительного образования, был разработан вариант учебно-методического комплекса интегрированных занятий искусством с использованием новых информационных технологий.

На третьем этапе (2005-2006) проводилась корректировка программы и методики проведения интегрированных занятий по искусству, издана авторская программа курса по музыкально-эстетическому обучению и воспитанию детей, осуществлялся эксперимент по определению уровня творческой деятельности учащихся в учреждении дополнительного образования, статистически обрабатывались результаты эксперимента. Оформлялись результаты диссертационного исследования.

База опытно-экспериментальной работы. Опытно-экспериментальная работа проводилась в Детской школе искусств № 18 Автозаводского района г. Нижнего Новгорода. Экспериментальным исследованием было охвачено 150 учащихся.

Научная новизна исследования состоит в том, что разработанная
совокупность теоретических положений и выводов содержит решение
значимой научной задачи музыкально-эстетического развития школьников на
интегрированных занятиях искусством, а именно:
теоретически обоснована и разработана модель дидактической

системы музыкально-эстетического обучения школьников в учреждениях

дополнительного образования, раскрыта взаимосвязь и содержание

структурных элементов дидактической системы;

* разработан и реализован дидактический механизм
целенаправленной регуляции учебной деятельности на интегрированных
занятиях искусством;

разработана и внедрена идея о применении виртуальных средств
при музыкально-эстетическом обучении и воспитании учащихся.
Теоретическая значимость исследования определяется его вкладом в

теорию и методику музыкально-эстетического развития школьников средствами интеграции музыкального, изобразительного искусств и литературы:

- Разработана система принципов, положенных в основу модели
дидактической системы музыкально-эстетического развития школьников при
интегрированном обучении искусству в процессе дополнительного образования
в школе искусств, обоснованы ее типологические характеристики и принципы
построения, выявлена взаимосвязь структурных и функциональных
компонентов, раскрыты особенности ее функционирования в условиях
интеграции музыкального, изобразительного искусств и литературы с
использованием современных информационных технологий.

- Дано авторское определение уровней (низкого, среднего, высокого)
творческой активности школьников в области музыкально-эстетического
образования и воспитания.

Разработана и внедрена авторская система проведения занятий в школе искусств, основанная на принципе межпредметной интеграции музыкального, изобразительного искусств и литературы.

Предложены научно-методические рекомендации о формах, методах и средствах обучения учащихся в школе искусств.

Практическая значимость исследования заключается в том, что освещение исторических, философских, психолого-педагогических, содержательных и процессуальных аспектов музыкально-эстетического обучения школьников позволяет определить конкретные пути, методы совершенствования процесса обучения в системе дополнительного образования.

Методически оснащенный процесс музыкально-эстетического обучения обеспечивает создание эффективной системы дополнительного обучения школьников в школе искусств.

Предлагаемый авторский вариант программы музыкально-эстетического образования и воспитания может способствовать в выборе учителем собственной модели музыкально-эстетического развития школьников.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные

ю результаты исследования обсуждались на Международных научно-методической конференциях преподавателей вузов, ученых и специалистов «Высокие технологии в педагогическом процессе» (Н. Новгород: ВГИПУ, 2005, 2006); на Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) «Инновации в современном музыкально-художественном образовании» (г. Екатеринбург, 2006); на Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов, соискателей, молодых ученых и специалистов «Актуальные вопросы развития образования и производства»: (Н. Новгород: ВГИПА, 2005); на межвузовской научно-практической конференции «Современные проблемы науки, образования и производства» (Н. Новгород, Нижегородский филиал Университета РАО, 2006 г.); на заседаниях кафедры профессиональной педагогики ВГИПУ.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается методологической аргументированностью исходных теоретических положений педагогического исследования, основными положениями дидактики и методики обучения, применением комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных поставленным задачам, всесторонним анализом экспериментальных данных.

Положения, выносимые на защиту:

1. Модель дидактической системы музыкально-эстетического обучения школьников на интегрированных занятиях искусством в системе дополнительного образования, построенная па основе системного, интегративного и культурологического подходов, принципов системности, прогностичности, универсальности, принципа предпроектного моделирования и принципа культур ологичности и состоящая из компонентов, среди которых в качестве основных выделены голевой (цели и задачи дидактической системы), содержательный (система музыкально-эстетических знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности школьника), процессуально-управленческий (формы деятельности, методы, средства, используемые в процессе музыкально-эстетического развития

11 школьников), оценочно-результативный (характеристика результатов применения дидактической системы).

2. Дидактический комплекс целенаправленной регуляции учебно-
воспитательной деятельности учащихся, включающий в себя комплект
методического обеспечения, программу, творческие индивидуальные и
групповые задания, компьютерные программы, диагностические материалы;
являющиеся инструментом активизации творческой деятельности школьников
и направленные на музыкально-эстетическое развитие учащихся в школе
искусств.

3. Результаты практической реализации разработанной дидактической
системы подтверждают возможность использования интегрированных занятий
искусством для музыкально-эстетического обучения и воспитания школьников
с использованием современных информационных технологий.

Структура диссертации отражает логику исследования и его результаты. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Подобные работы
Школяр Людмила Валентиновна
Музыкальное искусство как учебный предмет в начальной школесистеме развивающего обучения)
Кутепова Галина Алексеевна
Система ориентации, подготовки и отбора французских школьников для обучения в высшей школе
Тимофеева Елена Николаевна
Художественно-эстетическая деятельность как средство формирования ценностных ориентаций младших школьников : на примере детской школы искусств
Винокурова Екатерина Ивановна
Развитие творческой активности младших школьников средствами народного прикладного искусства (На материале школ Якутии)
Яковлева Анна Дмитриевна
Образовательная среда интегративного комплекса "общеобразовательная школа - школа искусств" как условие эффективного развития личности младшего школьника
Разуткина Людмила Ивановна
Формирование музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста в детской школе искусств
Пономарева Наталья Ивановна
Реализация идеи национального воспитания в системе образования средствами народного искусства (Опыт возрождения Школы Народного Искусства Императрицы Александры Федоровны в Санкт-Петербурге. Ис
Максяшин Александр Семенович
Система обучения изобразительному искусству в учебных заведениях Урала XVIII - начала XX веков
Маралова Екатерина Александровна
Развитие готовности учителя к реализации личностно-ориентированного подхода к обучению школьниковсистеме ИПК)
Вайнер Марина Эдуардовна
Педагогическая коррекция недостатков эмоционального развития младших школьников в системе компенсирующего обучения

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net