Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Исторические науки
История международных отношений и внешней политики

Диссертационная работа:

Писарева Марина Викторовна. Российско-французские музыкальные связи в начале XXI века : 2000-2005 гг. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.15.- Санкт-Петербург, 2006.- 240 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-7/430

смотреть введение
Введение к работе:

Актуальность темы исследования. Контакты между различными странами и народами в области культуры и искусства - важнейшая составная часть международных отношений прошлого и настоящего. История знает немало примеров того, когда подобные контакты развивались, несмотря на политическое и даже военное противостояние тех или иных государств. Среди этих примеров -взаимодействие культур России и Франции, которое уже на протяжении последних трех веков идет особенно интенсивно, невзирая на все перипетии «большой» политики.

В начале XXI в. культурные связи двух стран становятся всё более насыщенными. Свидетельством тому выступают заключенные соглашения о сотрудничестве в различных сферах культуры, многочисленные совместно проводимые мероприятия, деятельность международных культурных центров и т. п. Однако в противоположность России, которой издавна присуще позитивное восприятие Франции и большой интерес к французской культуре, Франция достаточно слабо интересуется современной Россией. Если говорить о культуре, то хорошо известное на Западе классическое русское искусство зачастую не соотносится французами с образом современной России. А французское общественное мнение - во многом благодаря средствам массовой информации -настроено скорее негативно и даже с некоторой опаской в отношении нашей страны.

В данной ситуации во многом именно активное культурное взаимодействие способно утвердить позитивный имидж России за рубежом. Кроме того, необходимо, чтобы культурные контакты, способствуя росту взаимного доверия между представителями двух государств, стали прочной платформой для укрепления отношений в других областях сотрудничества. Ведь, по широко распространенному мнению, международные культурные контакты могут влиять на разные сферы жизни и помогать в решении в том числе политических проблем. Именно поэтому изучение вопросов, связанных с взаимодействием государств в различных областях культуры, представляет большое научное и практическое значение.

Российско-французское музыкальное сотрудничество, как одно из направлений культурного взаимодействия, также активно развивается в начале XXI в.: происходит постоянный гастрольный обмен, осуществляются совместные постановки в музыкальных театрах России и Франции, силами представителей обеих стран проводятся музыкальные фестивали и конкурсы, всё чаще в Париже организуют концерты, которые по традиции называют «Русскими сезонами». Необходимо заметить, что именно благодаря музыке русское искусство смогло покорить Францию и Европу в начале XX в.

Кроме того, музыка всегда была наиболее универсальным, доступным, демократичным, а главное не нуждающимся в переводе, т. е. интернациональным, средством выражения и передачи широчайшего спектра мыслей и чувств человека. Заложенная в самой природе музыкального искусства специфика, связанная с большой эмоциональной силой воздействия и широким охватом аудитории, позволяет международным музыкальным связям выступать фактором, позитивно влияющим на имидж и отношения участвующих в них государств, а также являться важным звеном формирования единого мирового культурного пространства, концепция которого постепенно утверждается в конце XX в.

Источниковая база диссертации достаточно обширна и может быть классифицирована по следующим группам.

- Межгосударственные договоры и соглашения. В первую очередь нас интере
суют документы, касающиеся культурных связей между Россией и Францией:
Соглашение между Правительством РФ и Правительством Французской
Республики о культурном сотрудничестве от 6 февраля 1992 г.; Соглашения между
Правительством Российской Федерации и Правительством Французской
Республики об учреждении и условиях деятельности культурных центров;
Меморандум о сотрудничестве между Министерством культуры России и
Министерством культуры и коммуникации Франции на 2004-2006 гг. и другие.

Нормативно-правовые акты государственного уровня в области внешней культурной политики. К примеру, «Основные направления работы МИД России по развитию культурных связей России с зарубежными странами».

Документы правительственных органов России и Франции, позволяющие получить более полное представление о внешней культурной политике

государства. Федеральная целевая программа «Культура России (2001-2005 годы)», Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Федерального агентства по культуре и кинематографии на 2006-2008 гг.; официальные сообщения пресс-службы, отчеты о деятельности и бюджет МИД Франции; отчеты, стратегии, проекты, официальные отзывы различных комиссий по культуре и международным вопросам в Сенате и Национальном Собрании Франции и т. п.

- Важной частью источниковой базы являются высказывания и заявления
официальных лиц, касающиеся российско-французского сотрудничества на
современном этапе.

Воссоздать полную картину культурного диалога и установить причинно-следственную связь событий позволяет лишь совокупность материалов. Поэтому наряду с официальными документами мы использовали следующие источники.

Свидетельства участников событий.

Пресса. Различные события российско-французского музыкального обмена освящаются в периодической печати - в таких изданиях как «Культура», «Русская мысль», «Музыкальное обозрение», «Музыкальная жизнь», «Le Monde de la musique», «Opera International» и др.

Ресурсы Интернет. Необходимо выделить: сайты информационных агентств; официальные сайты правительств и министерств России и Франции; сайты различных организаций, занимающихся российско-французским культурным сотрудничеством; сайты музыкальных театров и коллективов, участвующих в двустороннем обмене; сайты музыкальных мероприятий (фестивалей, конкурсов); сетевые издания, посвященные музыке; сайты, посвященные российско-французским отношениям.

Степень научной разработанности темы. Необходимо отметить, что ни в отечественной, ни в зарубежной историографии объектом специального исследования никогда ранее не становились музыкальные связи как самостоятельное и значимое направление культурного общения России и Франции. Безусловно, это не означает, что данная тема совсем не привлекала внимания ученых, однако в основном имеющиеся работы, посвященные отдельным

персоналиям или аспектам предшествующих периодов двустороннего музыкального сотрудничества, не создали по этому вопросу комплексного, обобщающего исследования.

Отдельные аспекты взаимодействия русской и французской культур в конце XIX - первой половине XX в. затрагиваются в изданном Санкт-Петербургской государственной консерваторией сборнике «Русско-французские музыкальные связи» . В книге содержатся современные статьи преподавателей консерватории и представляющие собой библиографическую редкость переизданные более ранние статьи, посвященные «Русским сезонам» в Париже, влиянию отдельных французских композиторов и произведений на развитие русской музыки и русских композиторов на французскую музыку, традициям изучения русско-французских музыкальных связей в Санкт-Петербурге и т. п. Содержащаяся в сборнике статья музыковеда А.В. Оссовского «Большое русское дело» , опубликованная впервые в газете «Слово» за 1907 г., лежит в основе традиции изучения русско-французских музыкальных связей. Работа посвящена русским историческим симфоническим концертам, состоявшимся в Париже в мае 1907 г. В конце статьи, оценив большое значение концертов, А.В. Оссовский говорит о необходимости диалога культур и недопустимости культурной изоляции, поскольку «замкнутость душевного мира, охватываемого искусством, - смертный для него приговор» . В целом, в данном сборнике рассматривается взаимовлияние французской и русской музыки, тогда как нас интересуют музыкальные связи как форма международного обмена.

К специальным исследованиям мы также относим работы, посвященные российско-французским отношениям в 2000-2005 гг., внешней культурной политике России и Франции, культурным связям двух стран в исследуемый период, а также конкретным выступлениям и постановкам.

1 См., напр.: Добровольская Г. Михаил Фокин. Русский период. СПб., 2004; Нестьев И.В. Дягилев и
музыкальный театр XX века. М., 1994; Федоровский В. Сергей Дягилев, или Закулисная история русского
балета. М., 2003; Мариус Петипа. Мемуары балетмейстера, статьи и публикации о нем / Сост. А. Игнатенко.
СПб., 2003; Финдейзен Н. Боальдье и придворная французская опера в С.-Петеребурге в начале XIX в. //
Ежегодник императорских театров, 1910. Вып. 5. С. 14-41; VaillatL. Olga Spessivtzeva, ballerine en marge des
Ballets rasses et des Ballets de ГОрёга de Paris. Paris, 1944; Spencer Ch. Leon Bakst and the Ballets rasses. Lon-
dres, 1995; Garafola L. Diaghilev's Ballet rasses. New York, 1989; Kochno B. Diaghilev et les Ballets rasses. Paris,
1973.

2 Русско-французские музыкальные связи: Сборник научных статей. СПб., 2003.

3 Оссовский А.В. Большое русское дело // Русско-французские музыкальные связи: Сборник научных
статей. СПб., 2003. С. 30-34.

4 Там же. С. 34.

Отдельные аспекты внешней культурной политики России затрагиваются в работах В.И. Фокина, Н.М. Боголюбовой, Ю.В. Николаевой, Л.Е. Козлова и др. В статье Л.Е. Козлова рассматривается современное состояние внешней культурной политики России. Однако большее внимание уделено ее проведению в отношении стран СНГ, поскольку именно последние были провозглашены географическим приоритетом международного культурного сотрудничества в концепции внешней культурной политики России.

Культурной дипломатии Франции посвящена монография Ж.-Ф. де Раймона «Внешняя культурная деятельность Франции», отчасти монографии М.-К. Кеслер «Внешняя политика Франции», П. Пуарье «Государство и культура во Франции в XX века»; а также «Словарь культурной политики Франции с 1959 г.» и некоторые статьи (например, Ж.-М. Джиана, М. Буларда и др.)6. В книге Ж.-Ф. де Раймона7 говорится о влиянии глобализации на международный культурный обмен, а также об особенностях французской культурной дипломатии, и несмотря на то что некоторые моменты, затронутые автором, несколько устарели (монография была издана в 2000 г.), работа Ж.-Ф. де Раймона способствовала осмыслению нами современной внешней культурной политики Франции.

Современному политическому диалогу России и Франции посвящены некоторые работы Т. Гомара, Д. Давида, А. Виатто, Ф. Том, А. де Танги, А.В. Брегадзе и др. Последний в своей статье «Россия - Франция. Старый друг лучше новых двух» заочно полемизирует с известными французскими учеными Т. Гомаром и Д. Давидом по поводу высказанных ими в статье «Россия и

5 Фокин В.И. Внешняя культурная политика СССР и России: сравнительный анализ // Российская
государственность: история и современность. СПб., 2003; Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В. 1) Проблемы
взаимодействия культур в тезисах «Внешняя культурная политика - 2000» // Современные проблемы
межкультурных коммуникаций. СПб., 2003; 2) Проблемы внешней культурной политики России: история и
современность // Российская государственность: история и современность. Сб. науч. трудов. СПб., 2003;
Козлов Л.Е. Внешняя культурная политика России в отношении стран СНГ // Дневник Алтайской школы
политических исследований. №21. Современная Россия и мир: альтернативы развития (национальная,
региональная идентичность и международные отношения). Барнаул, 2005. С. 113-116.

6 Kessler М.-С. La politique etrangere de la France. Paris, 1999. P. 372-380; Poirrier P. L'Etat et la culture en
France au XX siecle. Paris, 2000; Dictionnaire des politiques culturelles de la France depuis 1959. Paris, 2001;
Djian J.-M. La diplomatic culturelle de la France a vau-1'eau II Le Monde diplomatique. 2004. Juin; BulardM. Hors
des frontieres, la France a la recherche d'une ambition culturelle II Le Monde diplomatique. 2001. Juin.

7 De Raymond J.-F. L'action culturelle exterieure de la France. Paris, 2000;

8 Gomart T. 1) Les rapports russo-francais vus de Moscou. Paris, 2002; 2) Dix ans de regards francais sur la
Russie (1989-1999) II Regard sur l'Est. 2000. N 19. Janvier-fevrier; ViatteauA. La Republique entre les «tsars
blancs», les «tsars rouges» et les «euro-tsars» II URL: 5.12.2005; Tinguy A., de. Paris-Moscou: vers un partenariat privilegie dans une Europe reconciliee? II Relations
internationales et strategiques. N25. Printemps 1997; Thorn F. La Russie, la France et l'Europe II Commentaire.
N 106. Ete 2004. P. 409-416.

9 Брегадзе А.В. Россия-Франция. Старый друг лучше новых двух // Международная жизнь. 2002. № 12.

Франция» соображений о низком уровне российско-французских отношений. «Сегодня и на ближайшую перспективу в России и во Франции сложились благоприятные политические условия для того, чтобы двустороннему российско-французскому сотрудничеству был придан новый импульс» , - пишет А.В. Брегадзе.

Выступлениям российских музыкантов во Франции, а французских - в России посвящены статьи Р. Сервэна, Б. Буффартига, Э. Мюллера, К. Коломбо, Б. Серу,

B. Агрека, Ф. Нуазета, Ф. Малетра, В. Игнатова, А. Гордеевой, М. Фихтенгольца и

многих других .

К общим работам, связанным с темой данного исследования, можно отнести ряд работ по вопросам международных культурных обменов и истории культурных связей России и Франции. Среди первых можно назвать статьи В.И. Фокина, Н.М. Боголюбовой и Ю.В. Николаевой , сборники статей «Международные отношения, культурный обмен и интеллектуальные сети» под редакцией

C. Прециозо, «Культура в международных отношениях» под редакцией Ф. Роша
и др.

В связи с рассмотрением истории культурных связей России и Франции необходимо отметить серию сборников статей «Россия и Франция: XVIII-XX вв.» , выпускаемую с 1995 г. Институтом всеобщей истории совместно с Центром французских исторических исследований РАН и проливающую свет на важные аспекты и проблемы российско-французских отношений на протяжении трех столетий, в том числе в области культуры. Кроме того, можно назвать

10 Давид Д., Гомар Т. Россия и Франция // Международная жизнь. 2002. № 3.

11 Брегадзе А.В. Россия-Франция. Старый друг лучше новых двух // Международная жизнь. 2002. № 12.

12 В. Bouffartigues, J.-B. Have & Ch. Peter, Ё. Mtiller, Ch. Colombeau, B. Serrou. -
см.: ; R. Servin - см.: ; V. Agrech

см.: ; Noisette Ph. Les forces du ballet rasse II Les Echos. 2002. 25 oct. N 18769. P. 103; F. Malettra - см.: ; Фихтенголъц M. Чисто французское II Ведомости. 2000. 29 марта. № 56(138). С. А6; Игнатов В. Мариинский театр в театре «Шатле» // Русская мысль. 2005. 10-16 нояб. № 42 (4575)

13 Фокин В.И. Формирование содержания понятий «внешняя культурная политика» и «культурная
дипломатия» в международной деятельности современных государств // Вестник Санкт-Петербургского
государственного университета. Сер. 6. 2004. Вып. 2; Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В. 1) Теоретические
аспекты проблемы внешней культурной политики // Америка и мир: история и современность. СПб., 2006;
2) Внешняя культурная политика: сравнительный анализ концепций европейских стран // Исследования
международных отношений. СПб., 2004; и др.

14 Relation internationals, echanges culturels et reseaux intellectuals II Edite par H.U. Jost, S. Prezioso.
Lausanne, 2002; La culture dans les relations internationales II Sous la direction de F. Roche. Paris, 2002.

15 Россия и Франция: XVIII-XX вв.: в 6 вып. М., 1995-2005.

регулярно издаваемые во Франции «Тетради Русского мира» , а также сборники «Русско-французские культурные связи в эпоху Просвещения» и «Россия и Франция: диалог культур» . Большое значение для формирования представления о культурных связях двух стран в различные периоды имели статьи О.Б. Поляковой . Однако перечисленные выше работы не рассматривают российско-французские отношения в начале XXI в.

Необходимо также отметить учебное пособие Н.М. Боголюбовой и Ю.В. Николаевой «Культурный обмен в системе международных отношений» , в котором рассматривается широкий круг вопросов, отражающих специфику культурного взаимодействия в международных отношениях: современные направления международного культурного обмена, типология форм культурного сотрудничества, институциональный анализ международных организаций в сфере культуры. Часть работы посвящена международным музыкальным связям. Данное пособие помогло автору классифицировать и провести анализ как международных, так и конкретно российско-французских музыкальных связей, а также дать оценку деятельности культурных организаций.

По ходу исследования также привлекались статьи в научных журналах «Международная жизнь», «Le Monde diplomatique», «Relations Internationales» и «Regard sur l'Est» и др. , посвященные некоторым аспектам современных международных отношений, связанным с темой диссертации.

Анализ историографии проблемы позволяет сделать следующие выводы: во-первых, можно констатировать существование крайне ограниченного количества работ, касающихся непосредственно явления, рассматриваемого автором; во-вторых, столь ограниченное освещение культурного (и, тем более, музыкального)

16 См., напр.: Cahiers du Monde Russe: Contacts intellectuals, reseaux, relations internationales. Russie, France,
Europe, XVIIIe-XXe siecle. 2002. Avril-septembre.

17 Русско-французские культурные связи в эпоху Просвещения / Под ред. С. Карпа. М, 2001;
Кирнозе З.И. Россия и Франция: диалог культур. Сб. науч. трудов. Н. Новгород, 2002.

18 См., напр.: Полякова О.Б. 1) Взаимовлияние культур России и Франции во второй половине XIX -
начале XX в. // Россия и Франция: XVIII-ХХвв. Вып. 4. М, 2001; 2) Российско-французские культурные
связи (вторая половина XX в.) // Россия и Франция: XVIII-XX вв. Вып. 9. М, 2005.

19 Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В. Культурный обмен в системе международных отношений: Уч. пос.
СПб., 2003.

20 Шмагин Е.А. Культура и дипломатия // Международная жизнь. 2002. №3. С. 61-74; Frank R. La
machine diplomatique culturelle francaise apres 1945 II Relations Internationales. 2003. Automne. N 115. P. 325-
348; Fayet J.-F. La Societe pour les echanges culturels entre l'URSS et l'etranger (VOKS) II Relations
Internationales. N 115. Automne 2003. P. 411-423; Marin A. Echos du College Universitaire Francais de Saint-
Petersbourg II Regard sur l'Est. 2000. Mai-juin. N 21.

сотрудничества России и Франции явно не отвечает его значимости в современных отношениях двух стран.

Цель и задачи исследования. Цель диссертации - выявить особенности современных российско-французских музыкальных связей как формы международного общения, а также тенденции в процессе их развития в 2000-2005 гг.

Для достижения поставленной цели автором в диссертационном исследовании были сформулированы следующие задачи:

рассмотреть общее состояние российско-французских отношений в начале XXI в., определить в них роль культурных контактов, а также роль и положение внешней культурной политики в дипломатии России и Франции на современном этапе;

определить основной круг акторов двустороннего музыкального обмена и степень их участия в развитии российско-французских музыкальных связей начала XXI в.;

осуществить классификацию разнообразных форм российско-французского музыкального сотрудничества и систематизировать их состояние в исследуемый период;

проследить основные события 2000-2005 гг., имевшие место в российско-французских отношениях в сфере музыкального искусства (в нашем случае подразумевающего главным образом классическую музыку, отчасти современную музыку и фольклор, а также балет - исключительно в рамках сотрудничества музыкальных театров), и определить тенденции в развитии двусторонних музыкальных связей в исследуемый период;

проанализировать роль двух основных форм международных музыкальных связей - музыкальных фестивалей и конкурсов - в развитии российско-французских контактов в сфере музыкального искусства в 2000-2005 гг.

В качестве объекта настоящего исследования выступают связи между Россией и Францией в области музыкального искусства в 2000-2005 гг. как форма международного обмена и одна из культурных составляющих российско-французских отношений в целом.

Предмет исследования - современное состояние российско-французских отношений в начале XXI в. и место в них культурных контактов; деятельность различных российских и французских культурных организаций, содействующих развитию двусторонних музыкальных связей; роль музыкальных фестивалей и конкурсов в культурном сотрудничестве России и Франции; сотрудничество российских и французских музыкальных коллективов - музыкальных театров, оркестров, хоров.

Хронологические рамки данного исследования ограничиваются 2000-2005 гг. Выбор нижней временной границы обусловлен несколькими факторами: 2000 г. помимо избрания нового президента России, в нашем случае главным образом знаменателен выработкой Министерством иностранных дел РФ и рассмотрением на заседании Совета деятелей культуры, науки и образования при МИД РФ тезисов «Внешняя культурная политика России - год 2000» с последующим утверждением на их базе «Основных направлений работы МИД России по развитию культурных связей России с зарубежными странами»; кроме того, именно 2000 г. считают временем, когда была создана основа для качественного сдвига в развитии российско-французских отношений, благодаря чему новый импульс получили двусторонние отношения в политической, торгово-экономической, культурной сфере. Однако мы также сочли необходимым ввести в работу небольшой исторический экскурс, проследив историю становления и развития российско-французского сотрудничества в области музыкального искусства. Верхней границей был выбран 2005 г.

Научная новизна. На сегодняшний день изучение современных российско-французских связей главным образом сводится к анализу политических или торгово-экономических отношений. Однако сотрудничество двух стран в сфере культуры (и в том числе в сфере музыкального искусства) активно развивается, и оно способно стать одним из факторов углубления российско-французских отношений в целом и позитивно влиять на их общую атмосферу.

До сих пор музыкальные связи России и Франции было принято изучать
главным образом в период конца XIX - начала XX в. Нами впервые
рассматривается современное российско-французское музыкальное

сотрудничество. Кроме того, предпринята попытка рассмотреть музыкальные связи как самостоятельное и значимое направление не только культурного общения России и Франции, но и российско-французских отношений вообще, а также международного культурного обмена в целом.

Автор впервые проводит классификацию международных музыкальных связей, анализирует основные формы международного музыкального сотрудничества, выделяет основных акторов российско-французского музыкального обмена, определяет их роли и место в культурном обмене двух стран. Также делается

попытка определить и проанализировать сильные и слабые стороны внешней культурной политики России и Франции в области международных культурных связей в целом и музыкальных, в частности.

Методологическая основа диссертации. Методология исследования определяется характером и взаимосвязью объекта и предмета исследования, а также поставленной целью и вытекающими из нее задачами. В данной работе использована совокупность методов современной исторической науки, применяемых для изучения международных отношений и проблем внешней политики.

При рассмотрении проблем развития российско-французских музыкальных связей мы руководствовались принципами историзма и научной объективности, использовали комплексный подход и многофакторный анализ культурных, а также отчасти политических процессов в историческом контексте.

Сравнительный подход был обусловлен анализом внешней культурной политики двух стран и их отношения к этой проблеме, а также рассмотрением деятельности различных организаций, действующих в этой сфере.

В данной работе автор также использовал такие методы исследования как проблемно-хронологический и метод научной классификации.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что комплексный анализ российско-французских отношений в области музыкальной культуры в 2000-2005 гг. может быть (и даже должен быть) учтен при координации дальнейших действий в этом направлении. Четкое понимание того, что межгосударственные культурные связи способны благоприятствовать проведению успешного политического и экономического сотрудничества, увеличивает роль внешней культурной политики во всем комплексе международных отношений.

Ряд содержащихся в работе положений и выводов может быть использован при планировании российско-французских культурных контактов на государственном, региональном, местном или индивидуальном уровнях, а также при подготовке целевых программ международного культурного обмена.

Кроме того, материалы диссертации могут быть применены в ходе чтения общих и специальных курсов по истории и теории международного культурного

обмена, внешней культурной политике России и Франции, проблемам межкультурных коммуникаций и международных музыкальных связей.

На защиту выносятся следующие основные положения:

Культурные (и в частности музыкальные) связи - одно из важнейших, динамично развивающихся и насыщенных звеньев в российско-французских отношениях на современном этапе, показателем чего выступает, главным образом, рост числа обменов и их участников.

Главные инициаторы двустороннего музыкального обмена на государственном уровне - культурные центры и институты. Другие действующие силы: негосударственные организации, музыкальные коллективы и отдельные музыканты. Именно частная инициатива играет важную роль в развитии двустороннего музыкального сотрудничества.

Важными участниками музыкального обмена выступают музыкальные коллективы. Помимо столичных музыкальных коллективов в двусторонний музыкальный обмен всё больше вовлекаются коллективы из регионов, что способно положительно влиять на развитие прямых связей между российскими и французскими регионами.

Основные формы российско-французского музыкального обмена в 2000-2005 гг.: музыкальные фестивали и конкурсы, гастроли, совместные постановки и выступления, создание российско-французских музыкальных коллективов, преподавательская деятельность в стране-партнере, репертуарный обмен, распространение звукозаписей в стране-партнере.

Основные тенденции российско-французских музыкальных связей в 2000-2005 гг.: активизация гастрольной деятельности и увеличение совместных музыкальных проектов; институализация русско-французского культурного сотрудничества и поддержка музыкального обмена различными культурными организациями; сохранение большого значение прямых творческих контактов между участниками музыкальных обменов; использование в основном достижений классического искусства; расширение географии обменов; стремление использовать музыкальные мероприятия как платформу для общего сближения двух стран.

Современные российско-французские музыкальные связи могут быть успешно использованы в качестве фактора углубления двусторонних контактов в других областях сотрудничества.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры европейских исследований факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета. Отдельные положения диссертации были представлены на следующих научных конференциях: Всероссийские Герценовские чтения актуальных проблем социальных наук (Санкт-Петербург, 2004 и 2005 гг.), Шестая Всероссийская конференция исторической секции Петровской Академии науки и искусств (Санкт-Петербург, 2004 г.). По теме исследования автором опубликовано 6 работ общим объемом 1,85 п.л.

Подобные работы
Арутюнян Араик Эдуардович
Турецко-сирийские отношения на рубеже веков : 1980-е годы - начало XXI века
Исаева Елена Владимировна
Культурные контакты Санкт-Петербурга со странами Дальнего Востока в 90-е годы XX - начале XXI века
Штиглиц Мария Олеговна
Образовательные программы и внешняя политика Канады во второй половине XX - начале XXI века
Рогачев Игорь Алексеевич
Российско-китайские отношения в конце XX - начале XXI века
Минкова Кристина Владимировна
Либерализация международной многосторонней торговли и ВТО во второй половине XX - начале XXI в.
Иванько Андрей Игоревич
Политика Китая в отношении Индии (конец 80-х гг. XX в. - начало XXI в.)
Иванов Станислав Михайлович
Международный аспект проблемы самоопределения Иракского Курдистана : 90-е годы XX в. - начало XXI в.
Уйсал Гюль Афлатуновна
Турецко-российские отношения на рубеже XXI века
Меньшова Ольга Евгеньевна
Развитие российско-белорусских связей в 90-е годы XX - начале XXI вв.
Малыгина Наталья Викторовна
Российско-эфиопские дипломатические и культурные связи в конце XIX-начале XX веков

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net