Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Педагогические науки
Общая педагогика, история педагогики и образования

Диссертационная работа:

Пронь Лариса Васильевна. Педагогические условия реализации познавательного потенциала искусства в процессе подготовки учителя музыки : На материале педагогического колледжа : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01, 13.00.08.- Москва, 2006.- 244 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-13/2271

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

Введение 3

I. Историко-теоретический анализ познавательного потенциала искусства в образовании.

1.1. Роль искусства в познании мира: историко-философские аспекты 13

1.2.Психолого-педагогические предпосылки художественного познания 37

1.3. Отражение роли художественного познания в образовании и в профессиональной подготовке учителя музыки 61

Выводы по первой главе 91

II. Реализация познавательного потенциала искусства в процессе подготовки учителя музыки.

II. 1. Цель, задачи, принципы подготовки учителя музыки на основе реализации познавательного потенциала искусства 93

П. 2. Роль познавательного потенциала искусства в содержании и организации подготовки учителя музыки 119

II. 3. Методы и формы реализации познавательного потенциала искусства в под готовке учителя музыки 143

Выводы по второй главе 173

Заключение 176

Литература 179

Приложения 

Введение к работе:

Актуальность исследования. Одним из главных требований Государственного образовательного стандарта к образованности современного учителя музыки является его представление о мире как духовной, культурной, интеллектуальной и экологической целостности. В достижении понимания связей и согласованности между разнообразными областями знания и опыта ведущая роль сегодня принадлежит образованию. Искусство как сфера профессиональной деятельности будущего учителя музыки в современных условиях развития общества требует использования его возможностей как формы познания мира в гармоничной связи с другими формами освоения действительности. Сопровождая и отражая процесс становления человека, искусство обладает накопленным за всю историю его развития познавательным потенциалом, реализация которого является актуальной в образовании.

В трудах представителей отечественной гуманной педагогики (Ш.А. Амо-нашвили, А.С.Макаренко, В.И. Сухомлинский, Л.Н.Толстой и др.) и современных исследователей (В.А. Караковский, Н.П. Пищулин, З.И. Равкин и др.), подчёркивается необходимость осуществления целостного педагогического процесса, объединяющего в себе и познание, и воспитание. В образовательной практике занятия искусством способствуют выполнению этой задачи. Роль искусства в образовании как художественного освоения мира, сочетающего развитие духовно-ценностной сферы человека и его интеллектуальных способностей, освещена в трудах многих философов и педагогов (Аристотеля, М.М. Бахтина, В.Г. Белинского, B.C. Библера, В.И. Вернадского, И.В. Гёте, Э.В.Ильенкова, И.Канта, Б. Кроче, С. Лангер, И.Н. Лапшина, Платона, B.C. Соловьёва, Ф. Шеллинга, Ф. Шлегеля и др.) Психолого-педагогическая значимость художественного познания в развитии человека с детского возраста подчёркивалась в работах Р. Арнхейма, П.П. Блонского, Н.Ф. Бунакова, Л.С. Выготского, Р. Грегори, СП. Иванова, СМ. Кагана, Г.М. Когана, А.Я. Коменско-го, Н.А. Корфа, Н.К. Крупской, А.Н. Леонтьева, A.M. Новикова, В.Г. Ражнико-ва, СЛ. Рубинштейна, Ж.Ж. Руссо, В.А. Сухомлинского, Б.М. Теплова, Л.Н. Толстого, М.П. Щетинина, К.Д. Ушинского и др.

Многие педагоги-ученые отмечали, что формирование процесса целостного познания мира школьником, включающего научно-теоретический, эмоционально-ценностный, эстетический и духовный аспекты, требует соответствующей подготовки учителя, в том числе и учителя музыки (Б.В. Асафьев, Н.И. Киященко, В.В. Медушевский, А.А. Мелик-Пашаев, Г.Г. Нейгауз, Б.М. Немен-ский, З.Н. Новлянская, А.Г. Рубинштейн, М.В Юдина, Б.Л. Яворский и др.).

Среди основных задач, обозначенных в «Концепции модернизации Российского образования до 2010 года», выступает достижение нового современного качества профессионального образования. Однако современные исследования философии образования подчёркивают, что обеспечить качественный прорыв может только целостный подход к образовательному процессу, предполагающий реализацию в нём заложенных в человеке возможностей и гармоничное сочетание всех уровней его существования: бытия-мира, бытия-общества, бытия-индивида [196]. Обеспечить такой подход в подготовке учителя на основе реализации познавательного потенциала искусства могут определённые педагогические условия, организация и осуществление которых должно рассматриваться в контексте художественного образования и специфики художественного познания. Особое значение педагогические условия реализации познавательного потенциала искусства представляют в процессе профессиональной подготовки учителя музыки, поскольку ему предстоит осуществлять формирование мировоззрения школьников, ориентировать их в мире ценностей, с помощью искусства расширять их знания о мире, способствовать пониманию и осмыслению ими природы и человека.

Художественно-педагогическое образование получило значительное освещение в работах Э.Б. Абдуллина, О.А. Апраксиной, Л.Г. Арчажниковой, Л.С. Баренбойма, Д.Б. Кабалевского, И.Н. Немыкиной, Л.М. Предтеченской, Л.А. Рапацкой, Н.М. Сокольниковой, Г.М. Цыпина, Т.В. Челышевой и др. Проблемы подготовки учителя музыки раскрывается данными авторами с точки зрения решения педагогических задач их будущей профессиональной деятельности: приобщения учащихся к историко-культурному и художественному наследию человечества; формирования духовной культуры школьников; развития восприятия школьниками искусства как процесса мышления; накопление ими опыта художественного творчества; установления соответствия методов обучения содержанию искусства.

Однако в практике подготовки такого учителя художественное познание чаще всего трактуется и реализуется как узко профессиональное приобретение конкретно-предметного знания, не обеспечивающее целостное философское, духовно-практическое и творческое освоение мира. Это говорит о необходимости выявления педагогических условий реализации познавательного потенциала искусства в процессе подготовки учителя музыки, способствующего его мировоззренческому, духовно-культурному, творчески-созидательному становлению. Под педагогическими условиями в данном исследовании понимается инструментарий, структурирующий общение педагога и студента при совместном восприятии искусства и создании продуктов творчества.

Теоретический анализ подтвердил, что эти условия не рассматривались как предмет самостоятельного исследования. Следовательно, существует противоречие между объективной необходимостью реализации познавательного потенциала искусства в профессиональной подготовке учителя музыки и недостаточной теоретической разработанностью педагогических условий этого процесса. Разрешение данного противоречия обусловило проблему исследования, которая заключается в разработке и научном обосновании данных условий.

Цель исследования: разработать и апробировать педагогические условия реализации познавательного потенциала искусства в процессе подготовки учителя музыки.

Объект исследования - процесс подготовки учителя музыки в педагогическом колледже.

Предмет исследования - педагогические условия реализации познавательного потенциала искусства в процессе подготовки учителя музыки.

Гипотеза исследования:

Познавательный потенциал искусства как механизм включения будущего учителя музыки в широкий социокультурный профессиональный контекст может быть реализован при наличии педагогических условий, определяющих организацию образовательного процесса, а также содержание и методы, соответствующие его цели, задачам и принципам.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом исследования решались следующие его задачи:

1. Анализ философских, психолого-педагогических, культурологических и искусствоведческих трудов по проблеме художественного познания окружающего мира.

2. Обоснование роли познавательного потенциала искусства и определение его педагогического содержания, а также педагогических условий его реализации в процессе подготовки учителя музыки.

3. Формирование структурно-содержательных основ процесса педагогической подготовки учителя музыки с опорой на реализацию познавательного потенциала искусства.

4. Обоснование методов и форм, обеспечивающих реализацию познавательного потенциала искусства в процессе данной подготовки.

5. Эмпирическое исследование педагогических условий реализации познавательного потенциала искусства в подготовке учителя музыки.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

• труды по педагогике: Ш.А. Амонашвили, П.П. Блонского, Н.Ф. Бунако-ва, СИ. Гессена, А.Я. Коменского, Н.А. Корфа, П.И. Пидкасистого, Ж.Ж. Руссо, В.А. Сластенина, В.И. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, А.В. Хуторского, М.П. Щетинина и др.;

• исследования по психологии: Р. Арнхейма, Л.С Выготского, Р. Грегори, А.Л. Гройсмана, Дж.Дьюи, СП. Иванова, B.C. Кузина, Э. Изарда Кэрролла, А.Н. Леонтьева, А.А. Мелик-Пашаева, И.П. Павлова, Б.М. Теплова, В. Ротенберга, СЛ. Рубинштейна и др.;

• философские концепции по проблемам художественного познания (Аристотель, В.Г. Белинский, Н.А. Бердяев, В. Дильтей, Э.В. Ильенков, Леонардо да Винчи, Ф. Гегель, Н. Гудмен, И. Кант, Б. Кроче, Сьюзен Лангер, А.Ф. Лосев, К. Маркс, Платон, Плотин, Ф. Шеллинг, Ф. Шлегель, А. Шопенгауэр и др.); • научные труды по культурологии, эстетике: (Л.-Б. Альберта, М.М. Бахтин, П.С. Гуревич, М.С. Каган, М.Ф. Овсянников, В.Н. Топоров, И. Тэн, Н.А. Павлов, А. Фарбштейн, Й. Хейзинга, В.П. Шестаков, Е.Г. Яковлев);

• работы по искусствоведению, где раскрывается сущность и проводится анализ категорий познавательной функции искусства (Б.В. Асафьев, Л.-Б. Альберта, И.В. Гёте, Г. Зельдмайер, В.В. Кандинский, Ю.М. Лотман, В.В. Меду-шевский, А.С. Соколов, Г.А. Орлов, Б.А. Успенский, Б.Л. Яворский и др.);

• теоретико-методические работы по художественно-педагогической подготовке учителя: Э.Б. Абдуллина, О.А. Апраксиной, Л.Г. Арчажниковой, Л.С. Баренбойма, Д.Б. Кабалевского, В.В. Медушевского, А.А. Мелик-Пашаева, Г.Г. Нейгауза, Б.М. Неменского, И.Н. Немыкиной, Л.М. Предтеченской, Л.А. Рапац-кой, Н.М. Сокольниковой, Г.М, Цыпина, Т.В. Челышевой и др.;

• нормативные документы Министерства образования и науки РФ.

Методы исследования: сравнительно-сопоставительный анализ философской, педагогической, психологической, культурологической, искусствоведческой литературы по указанной проблеме; эмпирические методы исследования: наблюдение, анкетирование, тестирование студентов; сравнительный анализ качественных и количественных характеристик творческих продуктов контрольных и экспериментальных групп обучающихся; аналитическое изучение учебно-нормативной документации и современной педагогической практики.

Опытно-экспериментальная база и этапы исследования.

Опытно-экспериментальной базой исследования было музыкальное отделение Муромского педагогического колледжа.

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (1999-2000 гг.) осуществлялся анализ отечественной и зарубежной литературы, освещающей проблемы познания, в частности искусства как источника, формы и результата познания действительности, знакомство с различными философскими концепциями теории познания, в том числе и художественного. Проводился анализ профессиональной подготовки учителей музыки, формулировалась цель, определялись объект и предмет исследования, разрабатывались его задачи и гипотеза. 

На втором этапе (2001-2003 тт.) определялась структура исследования, его методология и методы. Осуществлялся научный анализ собранного истори-ко-педагогического материала, разрабатывались и теоретически обосновывались педагогические условия реализации познавательного потенциала искусства в процессе подготовки учителя музыки. Апробировались разработанные структурно-содержательные и организационно-методические основы данного процесса.

На третьем этапе (2004-2005 гг.) обобщались и систематизировались результаты исследования, формулировались теоретические и практические выводы. Оформлялся текст диссертации.

Научная новизна исследования заключается в определении содержания познавательного потенциала искусства и обосновании его роли в профессиональной подготовке учителя музыки, в разработке педагогических условий подготовки учителя музыки на основе реализации познавательного потенциала искусства, а именно: целенаправленности педагогического процесса на реализацию познавательного потенциала искусства; взаимообусловленности в целостном процессе художественного познания его составляющих: творческой деятельности, мотивации к познанию и тезауруса студента; организации педагогического процесса общения студента с произведением искусства на основе художественного анализа как инструмента осмысления жизненных явлений и сущности человека; конструирования содержания образовательного процесса, основанного на познавательных доминантах искусства; методов и форм организации образовательного процесса на основе познавательного потенциала искусства.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем расширено научное представление о категориальном аппарате познавательной функции искусства в контексте художественного образования; уточнено влияние на мировоззренческое и творчески-созидательное развитие учителя познавательного потенциала искусства; сформулировано и раскрыто понятие «педагогические доминанты познавательного потенциала искусства», разработано содержание процесса подготовки учителя музыки на их основе; определены и теоретически обоснованы адекватные методы и формы реализации познавательного потенциала искусства в процессе подготовки учителя музыки.

Практическая значимость исследования заключается в универсальности разработанных педагогических условий подготовки учителя на основе познавательного потенциала искусства и возможности их широкого использования в профессионально-педагогической практике.

Материалы проведённого исследования явились основой для учебно-методических материалов, используемых в практике подготовки учителя музыки на музыкальном отделения педагогического колледжа.

Достоверность и обоснованность результатов исследования: обеспечивается опорой на исходные методологические положения, на применение методов, адекватных задачам исследования; репрезентативностью данных, полученных в ходе эмпирического исследования, их качественного и количественного анализа.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Познавательный потенциал искусства, актуализируемый в ходе распредмечивания художественных объектов (музыкальные произведения, художественные тексты, произведения изобразительного искусства, скульптура и др.) в образовательном процессе обеспечивает активизацию познавательной деятельности обучающихся при специальной организации содержания образования.

2. Реализацию познавательного потенциала искусства в подготовке учителя музыки обеспечивает совокупность соответствующих педагогических условий:

? целенаправленность педагогического процесса на реализацию познавательного потенциала искусства;

? взаимообусловленность в целостном процессе художественного познания его составляющих: творческой деятельности, мотивации к познанию и тезауруса студента;

? организация педагогического процесса общения студента с произведением искусства на основе художественного анализа как инструмента осмысления жизненных явлений и сущности человека;

? конструирование содержания образовательного процесса, основанного на познавательных доминантах искусства;

? методы и формы подготовки будущих специалистов к практической деятельности на основе познавательного потенциала искусства.

Апробация и внедрение теоретических и практических результатов исследования осуществлялась при обсуждении материалов диссертации на заседаниях кафедры художественного образования Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Министерства образования и науки РФ, на Российском научно-практическом семинаре по проблемам музыкального образования в г. Владимире, на научно-практических конференциях (АПК и ППРО, Владимирского государственного педагогического Университета, Муромского института Владимирского политехнического государственного Университета, Муромского педагогического колледжа), путём публикаций по данной проблеме и внедрения результатов исследования в образовательный процесс педагогического колледжа. Структура диссертации:

Содержание диссертационного исследования отражено в его структуре, включающей введение, две главы, заключение, библиографию, приложения. 

Подобные работы
Чинякова Надежда Ивановна
Теория и практика учебного концерта как интегративной формы организации педагогического процесса (На материале подготовки учителя музыки в педагогическом институте)
Жигалова Любовь Борисовна
Модель контекстного обучения целостной педагогической деятельности (На материале подготовки учителя музыки)
Новицкая Елена Николаевна
Системный подход к формированию профессиональной культуры студентов педвуза (На материале подготовки учителя музыки)
Сабирова Гульнара Барыевна
Развитие самообразования студентов педагогического колледжа (На материале подготовки учителей музыки)
Калашникова Татьяна Владимировна
Научно-исследовательская работа как условие совершенствования образовательного процесса (На материале педагогического колледжа)
Попова Мария Григорьевна
Саморазвитие как условие формирования профессиональной направленности студентов педагогического колледжа (На материале Республики Саха (Якутия))
Крашенинникова Надежда Борисовна
Развитие педагогической рефлексии как условие подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности (На материале педагогического колледжа)
Рагозина Татьяна Михайловна
Педагогические условия реализации содержания регионального компонента в педагогическом колледже
Колесников Владимир Георгиевич
Организационно-педагогические условия реализации технологии концентрированного обучения в педагогическом колледже
Атанова Светлана Николаевна
Педагогические условия реализации образовательного потенциала общественных молодежных экологических движений

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net