Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Педагогические науки
Общая педагогика, история педагогики и образования

Диссертационная работа:

Саиткасимханова Дурдона Мухаматолихановна. Педагогические условия природосообразного воспитания обучающихся средствами народной педагогики : на материале Республики Казахстан : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Саиткасимханова Дурдона Мухаматолихановна; [Место защиты: Пед. акад. последиплом. образования].- Москва, 2008.- 191 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/101

смотреть введение
Введение к работе:

Актуальные проблемы исследования.

В народной педагогике человек воспринимается как органическая часть природы, поэтому природосообразность народной педагогики предполагает глубокое понимание его внутреннего мира, законов его развития. Еще до теоретического осмысления принципа природосообразности философами и педагогами, его сущностное значение содержалось в опыте народного воспитания, в частности, в природосообразных средствах воспитания, т.е. принцип природосообразности находился в опыте народного воспитания в имплицитном состоянии. Именно это позволило выявить данный принцип из опыта народного воспитания и теоретически обосновать его как ведущий принцип воспитания.

В этом смысле, работа Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева «В потоке истории» является важным и многозначимым событием в научной, культурной жизни всех центрально-азиатских народов, ибо это культурологическое исследование, как по своему содержанию, так и по многим методологическим аспектам раскрывает новую страницу в решении проблем переосмысления и более глубокого освоения нашей истории. Язык, память и культура – важная трилогия народного менталитета – находят в работе важное переосмысление.

Казахский народ имеет богатое духовное наследие, уходящее корнями в глубь веков Казахстана – край орлиных крыльев, и действительно, он занимает территорию от седого Каспия до Алтайских гор, от Уральского хребта до высокогорного Алатау. Казахи – жители Великой степи – испокон веков имели и громадную единую территорию, и единый язык, и единую национальную культуру. На этой земле родился великий сын казахской степи, ученый-энциклопедист, Аристотель Востока Абу Наср Аль-Фарабий. Богат казахский фольклор: в нем сконцентрированы все оттенки и нюансы народной педагогики и народной психологии кочевников. Нашествия арабов, монголов, джунгар, длившиеся почти десять веков, разрушили древнюю казахскую цивилизацию. Одна Отрарская трагедия, героическая борьба жителей этого центра цивилизации казахской степи напоминает о многом. Несмотря на варварское уничтожение, казахский народ сохранил самобытную культуру, язык, почти не подвергая его деформации. Удивительно и то, что изречения, философские толгау первого степного философа Асана Кайгы устно, слово в слово передавались из поколения в поколение на протяжении пяти веков. Это тоже свидетельствует об этнопсихологических особенностях народа.

В соответствии со своеобразными особенностями социально-экономических, культурно-исторических, природно-климатических условий у казахов-кочевников сложились свои требования к обучению и воспитанию детей и молодежи. Народная педагогика располагала многочисленными средствами, методами и приемами воспитания, подготовки подрастающего поколения к самостоятельной трудовой жизни. В воспитании детей широко использовались все жанры устного народного творчества. Сказки, легенды, шежире и дастаны рассказывались с большим мастерством, с учетом уровня развития воображения, мышления, с использованием наглядных методов в сочетании с образным, выразительным языком. В арсенале народной педагогики имелись своеобразные средства и приемы воспитания кочевников – благословение, клятва, напутствие, айтыс (песенные состязания) и др. Долгое время бытовавшее мнение, что кочевники, предки современных казахов, не создали такой культуры, как оседлые народы, не соответствует действительности. Археологические исследования на территории современного Казахстана свидетельствуют о том, что кочевые племена казахской степи были не только воинами и скотоводами, но и замечательными зодчими, скульпторами, художниками.

Опыт, мудрость народов занимали умы таких выдающихся философов до нашей эры как Сократ, Платон, Аристотель; педагогов-классиков, как Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, А.Дистервег, К.Д.Ушинский, В.А.Сухомлинский, И.Я.Яковлев, Сен-Симон, Джон Локк и др. Так, впервые обоснованный Я.А. Коменским принцип природосообразности воспитания, проникнутый духом гуманизма, народности, патриотизма, является величайшим вкладом в развитие подлинно научного учения о воспитании. Природосообразность как основной принцип этнопедагогики рассматривает исследователь народной педагогики Г.Н.Волков. Труды этого ученого выходят далеко за пределы региональной Средней Азии и Казахстанской народной педагогики. Они сыграли большую роль в становлении и развитии этнопедагогики как науки, в определении предмета, педагогических основ, методологии, методов, средств и принципов данной науки, в создании концепции этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса.

Природосообразное воспитание невозможно без этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса в целом. Пути решения проблемы совершенствования воспитательного процесса лежат не только в плоскости поиска и разработки новых парадигм воспитания, но и в использовании природосообразных технологий. Проблемы функционирования принципа природосообразности освещаются в работах В.В. Кумарина, А. Кушнира, Н.Д.Виноградовой, в Республике Казахстан Г.Кунантаевой, Г.А.Усмановой, С.Умурзаковой и др. Природосообразное образование как фактор оздоровления обучаемых рассматривается З.И.Тюмасевой. Принцип природосообразности в этнопедагогике нашел отражение в исследованиях П.П. Козловой.

Народную педагогику в современных условиях рассматривают среднеазиатские ученые С.Ражабов, А.Э.Исмаилов, И.Кадыров, А.Зунунов, И.Т.Чариев, У.Нишаналиев, К.А.Дуйсенбаев, А.Алеуов, С.Нишонова, У.Махкамов, С.Умурзакова, К.Кожахметова и др.

Вопрос воспитания детей невозможно изучать вне реальных
процессов жизни и быта народа, географических, исторических,
социально-экономических, регионально-локальных условий, определяющих своеобразие, как средств воспитания, так и особенностей организации данного процесса. Однако недостаточно исследованы особенности, возможности использования традиций природосообразного воспитания казахского народа в условиях полиэтничности. Эта ситуация характерна для казахской диаспоры, проживающей в Казахстане и других регионах страны. Качественно иные условия (другая природа, разнообразное этническое окружение, многообразие культур, иной уклад жизни и др.) предъявляют новые требования к природосообразному воспитанию казахских детей в семье и школе. Вхождение в новую среду социального существования всегда связывается с изменением привычного образа жизнедеятельности и требует адаптации к данным условиям.

Следует также отметить, что в педагогической теории и практике отсутствуют специальные исследования по природосообразному воспитанию средствами народной педагогики, что свидетельствует о необходимости изучения данного направления, особенно в условиях модернизации содержания образования.

Таким образом, актуальность исследования определяется противоречием между потребностью в природосообразном воспитании учащихся средствами народной педагогики и недостаточной разработанностью научно-педагогического обеспечения организации этого процесса, как в учебной, так и внеклассной и внешкольной формах работы в казахских школах Республики Казахстан.

В поисках возможности преодоления данного противоречия нами была сформулирована проблема исследования: каковы теоретические основания и педагогические условия воспитания обучающихся, способствующие природосообразному обучению средствами народной педагогики в казахских школах Республики Казахстан?

Цель исследования: теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия природосообразного воспитания обучающихся средствами народной педагогики в школах Республики Казахстан.

Объект исследования – учебно-воспитательный процесс в казахских школах Республики Казахстан.

Предмет исследования – педагогические условия природосообразного воспитания обучающихся средствами народной педагогики в казахских школах Республики Казахстан.

Гипотеза исследования: природосообразное воспитание обучающихся средствами народной педагогики в казахских школах Республики Казахстан будет эффективным, если:

– определена сущность и специфика природосообразных средств казахской народной педагогики;

– учитываются особенности процесса адаптации школьников в полиэтническом пространстве;

– осуществляется сотрудничество семьи и школы как целостного института природосообразного воспитания;

– организуется целенаправленная этнопедагогизация учебной, внеклассной и внешкольной деятельности учащихся.

На основании цели и гипотезы определены задачи исследования:

1. Осуществить историко-теоретический анализ различных подходов к раскрытию сущности принципа природосообразности.

2. Раскрыть специфику и природосообразную значимость казахской народной педагогики.

3. Разработать и экспериментально проверить модель природосообразного воспитания казахских школьников и её практико-ориентированное обеспечение.

4. Определить критерии и уровни природосообразной воспитанности обучающихся средствами народной педагогики в казахских школах Республики Казахстан.

Методологическую основу исследования составляют произведения классической педагогической литературы (Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, А.Дистервег, К.Д.Ушинский, В.А. Сухомлинский и др.), историко-педагогическое наследие ученых (Г.Н.Волков, К.Ш.Ахияров, Т.Н.Петрова, С.Умурзакова, К.Кожахметова и др.); концепция о природосообразном подходе к обучению и воспитанию (В.В.Кумарин, А.Кушнир, П.П.Козлова, З.И.Тюмасева, Г.Кунантаева, С.Нишанова и др.); концепция об этносоциальном подходе к образованию (С.Ю.Курганов, З.Г.Нигматов, А.М.Анохин, И.Т.Чариев, К.А.Дуйсенбаев); культурологический (М.М.Бахтин, Г.Т.Ардаширова, В.Л.Бенин); аксиологический (А.В.Кирьякова, А.Т.Михайлов); деятельностный подходы (В.А.Сластенин, Р.М.Асадуллин, В.Г.Рындак) к решению проблемы природосообразного воспитания.

Теоретическую основу составили философские, культурологические и этнографические работы Л.Н. Гумилева, Д.С.Лихачева, Г.Д. Гачева, А.И. Арнольдова, Ю.В. Бромлея, С.А.Арутюнов и др.; работы по психологии, этнопсихологии, этносоциологии, педагогике и этнопедагогике И.А. Зимней, B.C.Мухиной, Т.Г.Стефаненко, В.Г.Крысько, Э.А.Саракуева, М.О.Мнацаканян, Р.С.Немова, Ю.П.Азарова, Г.Н.Волкова, Н.Д.Виноградовой, П.П.Козловой, Т.Н.Петровой, М.Г.Тайчинова, Е.Л.Христовой, А.Л.Бугаевой, Я.И.Ханбикова, М.Г.Харитонова, К.Ш.Ахиярова, А.А.Калыбековой, С.Умурзаковой, Г.Кунантаевой и др.

Для решения поставленных задач, проверки выдвинутой гипотезы нами использовались разнообразные теоретические и эмпирические методы исследования: обобщение философской и психолого-педагогической литературы, беседа, анкетирование, опрос, наблюдение, рефлексивный анализ наблюдаемых явлений, изучение школьной документации, изучение опыта народного воспитания, ретроспективный анализ опыта собственной воспитательной деятельности, учителей и родителей; моделирование, педагогический эксперимент

Экспериментальной базой исследования явились: СОШ №1 им. Юсуфа Сайрами, СОШ №50 им. А.Байтурсынова, СОШ №4 им. Аль-Фараби, лицей №9 им. Жолдасбекова и колледж ЮКПУ г. Шымкента и Сайрамского района Южно-Казахстанской области Республики Казахстан. В исследовании приняли участие 320 учащихся, 65 учителей и 10 руководителей общеобразовательных учреждений.

Исследование осуществлялось в период с 2004 по 2008 гг. и включало несколько этапов.

На первом, поисково-теоретическом этапе (2004-2006 гг.) изучались и анализировались философские, культурологические, этнографические, психолого-педагогические источники, опыт народного воспитания, школьная документация, формы и методы использования народной педагогической культуры в школах; раскрывались сущность, специфика природосообразных средств казахской народной педагогики; разрабатывались исходные позиции исследования и констатирующий этап эксперимента, обосновывалась методика формирующего этапа эксперимента, разрабатывалась и проверялась модель природосообразного воспитания учащихся средствами казахской народной педагогики.

На втором, опытно-экспериментальном этапе (2005-2008 гг.), проводилась работа по организации и проведению формирующего этапа эксперимента, анализировались его результаты;

– анализировались результаты контрольного этапа эксперимента; систематизировались полученные данные;

– формулировались выводы, осуществлялось оформление диссертации.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

– выявлена сущность природосообразной значимости казахской народной педагогики;

– раскрыты возможности использования средств народной педагогики в природосообразном воспитании учащихся казахских школ Республики Казахстан;

– разработана модель природосообразного воспитания учащихся
казахских школ средствами народной педагогики и её практико-ориентированное обеспечение;

– определены и обоснованы критерии и уровни природосообразной воспитанности учащихся казахских школ Республики Казахстан.

Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании целостного процесса природосообразного воспитания школьников средствами народной педагогики, где ведущая роль отводится деятельности, ориентированной на предметный продуктивный результат и формирование социального опыта воспитанников, организуемой в соответствии с природой ребенка во взаимосвязи с социокультурными процессами, учетом регионально-этнических особенностей, гармоническим взаимоотношением человека с природой.

Практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы, а также методические рекомендации по организации природосообразного воспитания способствуют совершенствованию воспитательного процесса в национальной школе; материалы данного исследования и разработанная автором программа факультативного курса «Родной край как фактор природосообразного воспитания детей» могут быть использованы учителями, руководителями общеобразовательных школ; преподавателями педвузов; студентами педагогических колледжей и вузов.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются четкостью исходных методологических позиций; разнообразием теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его предмету, цели и задачам; последовательным проведением педагогического эксперимента, объективностью и репрезентативностью его данных; практическим подтверждением и качественным анализом результатов исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Сущность принципа природосообразности заключается в закономерности единства природы и человека, основывается на общечеловеческих ценностях и строится с учетом особенностей региональных и этнических культур, во всех своих проявлениях соответствует природе субъектов воспитания и предусматривает реализацию комплекса аспектов – психологического, философского, естественно-биологического и прослеживается во всех сферах народной жизни (трудовой деятельности, бытовой практике, отношениях в обществе, семье, сфере обрядности, фольклоре, поведении, морали).

2. Природосообразное воспитание ориентировано на воспитание качеств, соответствующих природе ребенка (его собственным свойствам, наклонностям), природе своего этноса (народному идеалу своего этноса – семь качеств народного идеала казахов: доброта, здоровье, честность, трудолюбие, целомудрие, ум, дружелюбие), законам природы в целом (любви, гармонии и т.д.). Специфика природосообразности народного воспитания заключается в том, что оно специально не формирует, не воспитывает, а естественным образом наполняет растущего человека жизнесообразными качествами.

3. Модель природосообразного воспитания школьников и её практико-ориентированная направленность включает все аспекты жизнедеятельности и все стороны развития учащихся, рассматривается как целостный процесс, включающий организацию учебной, внеучебной работы (внешкольные, семейные формы работы), и направлен на приоритетность нравственных, интеллектуальных и физических качеств личности.

Практико-ориентированная направленность природосообразного воспитания предусматривает включение школьников в социально значимую деятельность, имеющую продуктивный результат (забота об окружающей среде, людях; совместная трудовая, игровая, художественная, общественно-полезная работа детей и взрослых и др.).

4. Критерии природосообразной воспитанности школьников (мотивационный, информационный, деятельностный, результативный), соответствующие уровни позволяют изучать данное качество в динамике.

5. Эффективность природосообразного воспитания достигается с помощью следующих педагогических условий:

– учет сущности и специфики природосообразных средств казахской народной педагогики;

– рассмотрение процесса адаптации казахских школьников в полиэтническом пространстве как особенность природосообразного воспитания;

– сотрудничество семьи и школы как целостного института природосообразного воспитания;

– включение этнопедагогического компонента в учебную деятельность, не нарушая ее логики, а также внеклассную, внешкольную работу учащихся.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные идеи и результаты исследования обсуждались и получили одобрение на международных (г. Алма-Ата, 2004; г. Шымкент, 2004; г. Ташкент, 2005;) научно-практических конференциях; на кафедре педагогики ЮКПУ (2005, 2006, 2007, 2008), в ЮКГУ им. М.Ауезова, МКТУ им. А.Яссавий. Результаты исследования внедрены в практику работы Сайрамской и других казахских и узбекских школ города Шымкента, Сайрамского, Туркестанского районов Южно-Казахстанской области Республики Казахстан.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений.

Подобные работы
Черябкина Светлана Николаевна
Экологическое воспитание младших школьников средствами народной педагогики (На материале Республики Мордовия)
Иванова Наталия Ивановна
Природосообразное воспитание учащихся средствами народной педагогики (На материале чувашских школ Республики Башкортостан)
Иванова Нина Семеновна
Народная педагогика как средство экологического воспитания подростков в условиях обновления современного образования
Юнусов Бахтияр Саидулы
Подготовка учащихся к профессиональному самоопределению (На материале Республики Казахстан)
Сулейменова Роза Айтжановна
Организационно-технологические основы ранней коррекционно-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями (На материале Республики Казахстан)
Рамазанова Эльмира Алиевна
Дидактические условия эстетического воспитания школьников средствами орнаментального искусства (На материале Республики Дагестан)
Соколова Надежда Анатольевна
Социально-педагогическая адаптация старших подростков средствами экономического воспитания в условиях учреждения дополнительного образования детей
Осеннева Марина Степановна
Педагогические условия эстетического воспитания младших школьников средствами литературно-музыкальных композиций
Плескачева, Надежда Михайловна
Среда воспитания как эффективное средство создания условий личностного и профессионального саморазвития военнослужащего Российской Армии
Горная Татьяна Ивановна
Педагогические условия патриотического воспитания младших школьников средствами народной музыки

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net