Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Исторические науки
Этнография, этнология и антропология

Диссертационная работа:

Лашкариев Амришо Зохирбекович. Похоронно-поминальная обрядность бартангцев : конец XIX-XX вв. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.07 / Лашкариев Амришо Зохирбекович; [Место защиты: Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН].- Москва, 2007.- 195 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-7/1254

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

Введение З

Глава 1. Представления о душе и смерти, предпохоронные обычаи
у бартангцев
24

1. Представления о душе 25

  1. Представления о душе и духе 25

  2. Представления о крови 29

  3. Представления о перевоплощении души 33

2. Смерть, её причины и способы предотвращения 42

  1. Представления о смерти у бартангцев 42

  2. Предсмертные обычаи 49

  3. Злые духи 54

  4. Способы защиты от злых духов у бартангцев 59

  5. Обряд «саркори» (sarkori) как способ предотвращения смерти или ее облегчения 63

  6. Прощание с больным перед смертью 68

3. Обряд прижизненных поминок 71

Глава II. Похоронные обычаи и обряды 77

1. Подготовка умершего к погребению 78

  1. Подготовка тела покойного 78

  2. Обряд обмывания умершего 80

  3. Оплакивание умершего 88

  4. Ритуальный похоронный танец 95

  5. Обычай заворачивания в саван 102

  6. Процесс выноса тела из дома 105

  7. Чтение заупокойной молитвы 108

2. Погребение 111

  1. Кладбище 111

  2. Устройство могилы 113

  3. Предание покойника земле 115

Глава 3. Послепохоронные обычаи и обряды у бартангцев 119

3. Представления об осквернении и очищении 119

3.1. Обычай выноса продуктов из дома и запрет на приготовление
пищи 119

  1. Представления о нечистоте 125

  2. Обряд очищения дома в Бартанге 127

  3. Обряд возжигания лампады 132

3.5 Почитание огня 144

4. Поминальный цикл 148

  1. Обычай «zori» и «oshdodi» 148

  2. Траур 151

  3. Культ предков 156

4.4.0стоны как места для поклонения предкам 163

Заключение 173

Приложение 177

Список литературы 181

Введение к работе:

Актуальность исследования. Проблема изучения культур малочисленных народов и этнографических групп всегда была одной из главных целей этнологической науки В Таджикистане к числу таких сообществ относятся различные народности Западного Памира, привлекающие к себе внимание исследователей уже более столетия Интерес к ним объясняется тем, что изолированный образ жизни в исключительно труднодоступных горных районах способствовал сохранению особых памирских (восточноиранских) языков, своей особой веры — исмаилизма (разновидности шиитского ислама), своеобразной духовной и материальной культуры, которая сохранила множество архаичных пережитков

Настоящая диссертация посвящена одной из сфер духовной культуры жителей Западного Памира — похоронно-поминальным обрядам, в которых отразились многие традиционные представления местного населения С учётом того, что обычаи и обряды, связанные со смертью, являются наиболее исторически устойчивыми1, рассмотрение похоронно-поминальной обрядности памирцев выдвигает на первый план изучение религиозного синкретизма, проявляющегося в данном регионе во взаимодействии ранних форм верований и исмаилизма Пережитки, восходящие к домусульманским культам, сохранились долго и прочно, не просто сосуществовали с мусульманскими (исмаилитскими) нормами и представлениями, но и в течение длительного взаимодействия стали составной частью местной версии ислама Как отмечает Г П Снесарев, «пережитки, восходящие генетически к домусульманским верованиям, проявляют в быту большую стойкость, нежели пережитки ортодоксального ислама, деградация которых идет более быстрыми темпами»2 Важность изучения синкретического характера представлений, связанных с похоронно-поминальной обрядностью, заключается в том, что некоторые архаические верования с течением времени приняли исламизированную оболочку и, соответственно, определение генетических

1 Рахимов MP Обычаи и обряды, связанные со смертью и похоронами у таджиков Кулябской
области // ИООН АН Таджикской ССР Вып 3 1953, с 108

2 Снесарев Г П Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма М 1969, с 18

з G.

корней этих представлений требует детального исследования каждого обряда и его анализа на основе всей совокупности источников Изучение корней этих представлений способствует выяснению особенностей религиозных воззрений на раннем этапе истории обитателей Западного Памира и путей их трансформации в последующее время

Обьеісг и предмет исследования. Объектом диссертационной работы является традиционная культура бартангцев, предметом - похоронно-поминальный цикл, представляющий собой один из важнейших компонентов семейной обрядности Выделение в качестве предмета исследования похоронно-поминальных обрядов обусловлено тем, что эта часть семейной жизни сохранила наиболее архаические представления и ритуалы.

Бартангцы (самоназвание «бартангидж») - небольшая народность, населяющая долину реки Бартанг на Западном Памире (Горно-Бадахшанская автономная область Республики Таджикистан) Долина Бартанга является самым отдаленным и малоизученным краем в регионе Численность бартангцев в настоящее время составляет, по данным сельских советов (джамоатов), около 7 тыс человек Основным видом хозяйственной деятельности бартангцев, как и других припамирских народов, является поливное земледелие. Выращивается пшеница, ячмень, горох, просо и т д В Нижнем Бартанге, где климат более умеренный, развито садоводство, а в Верхнем местные жители, наряду с земледелием, занимаются разведением мелкого и крупного рогатого скота

Население долины Бартанга говорит на бартангском и рошорвском (орошорском) языках-диалектах, которые относятся к шугнано-рушанской группе восточноиранской ветви индоевропейских языков На бартангском языке-диалекте говорит население Нижнего Бартанга, а население Верхнего -на рошорвском Все языки шугнано-рушанской группы взаимопонимаемы, а различия между бартангским и рошорвским языками-диалектами носят в основном фонетический характер3 Та часть местного населения, которая

3 Курбанов X Рошорвский язык. Душанбе, 1976, с 10, Оранский И М Иранские языки в

говорит на рошорвском языке-диалекте, имеет самоназвание «рошорвцы» (рошорвидж) Однако в данной диссертационной работе термин «бартангцы» применяется в отношении всего населения Бартанга (Верхнего и Нижнего), так как самоназвание «рошорвцы» (орошорцы) почти неизвестно среди остальных народов Памира и не употребляется при выяснении этнической идентичности, существуя только в сознании бартангцев

Бартангцы имеют сложную самоидентификацию, которая включает в себя несколько уровней - общетаджикский и общепамирский В прошлом для описания памирцев употреблялся термин «бадахшанцы», топоним Бадахшан обозначает территорию, ныне входящая в состав ГБАО Республики Таджикистан, и провинцию Бадахшан Северо-Восточного Афганистана, где также проживают исмаилиты, говорящие на восточноиранских языках4 В русской и советской литературе всех жителей Западного Памира, включая население Бартанга, называли по разному «иранские племена Средней Азии», «иранские племена Западного Памира», «припамирские таджики» или просто «таджики», а также «припамирские народности»5 Среди специалистов продолжается дискуссия о том, являются ли западнопамирские народы самостоятельными этническими сообщества, образуют ли они одну общепамирскую общность или принадлежат в качестве субэтнических групп к таджикам 6

Одной из важных особенностей населения Западного Памира, в том числе бартангцев, является их принадлежность к последователям

историческом освещении М, 1979, с 40-41 Каландаров Т С Шугнанцы ( историко-этнографическое исследование ) М, 2004, с 3

5 Андреев МС, Половцев АА Материалы по этнографии иранских племен Средней Азии
(Ишкашим и Вахан) // Сб Музея по антропологии и этнографии при Императорской Академии
Наук. Т 1 вып ГХ СПб, 1911, Ошанин Л В Иранские племена Западного Памира. Сравнительно-
антропологическое исследование Ташкент, 1937, Андреев МС Таджики долины Хуф (верховья
Аму-Дарьи) Вып 1, 2 Сталинабад, 1953, 1958, Моногарова ЛФ Припамирские народности //
Советская историческая энциклопедия ТИМ 1968, с 570-571

6 Брук СИ Этнический состав населения России // Народы России Энциклопедия М, 1994, с 28-
29, Брук С И Козлов В И Этнографическая наука и перепись населения 1970 г // Советская
этнография (СЭ) 1997, с 8, Каландаров Т С Этноконфессиональные трансформации на Памире в
XX - начале XXI в // Языки и этнография «Крыши мира» СПб, 2005, с 53, Бушков В И,
Моногарова Л Ф Этнические процессы в Горно-Бадахшанской автономной области // Центральная
Азия и Кавказ 2000, № 5 (И), с 221

исмаилитского течения в исламе Исмаилизм возник в период Арабе кого халифата во второй половине VIII в в рамках шиитского толка ислаи а. В конце XI в выделилась группа исмаилитов-низаритов, учение которых і XI-XII вв проникло на памирскую территорию Отличительной че этой исмаилизма является сосредоточение всей духовной власти в руках дина лтди имамов (с середины XIX в носящих титул Ага-хан) и значител .ные отступления от строгих догматических и ритуальных правил, коті рых придерживаются остальные мусульмане7 Памирцы-исмаилиты значите іьно отличаются с точки зрения религиозной и культовой практики от осталь юго населения Средней Азии, которое в большинстве своём придержив; ется суннитского толка

Культурные, языковые и религиозные особенности населения Запад юго Памира, в частности жителей долины Бартанг, позволяют нам рассматр* вать бартангцев в качестве самостоятельного объекта исследования, а т ікже проводить сравнительный анализ их культуры с культурами сосе [них западнопамирских сообществ, а также таджикской и среднеазиат ;кой культуры в целом

Цель и задачи исследования. Цель работы - комплексное изуч :ние похоронно-поминальной обрядности бартангцев, выявление и характеристика доисламских верований, связанных с дани лми обрядами, освещение и анализ проблемы религиозного синкретизм а на основе культурной специфики бартангцев В связи с этим необхо; имо решить следующие задачи

описать похоронно-поминальный цикл бартангцев и систематизировать сведения о традиционных верованиях, связанны ч с похоронно-поминальной обрядностью,

Семенов А А Из области религиозных врований шугнанских исмаилитов // Мир ислама Т 1 № 4 СПб, 1912, с 523-561, он же Послесловие к «Истории Шугнана» // Протоколы заседаї ия и сообщения членов Туркестанского кружка любителей археологии Год XXI Ташкент, 1917, с 1-23 Бертельс Е А Насир-и Хусров и исмаилизм М., 1959, Петрушевский И П Ислам в Иране в V I-XV веках М, 1966, Levis В The origin of isma ilizm Cambridge, 1940, Ivanov W The alleged foun ler of Ismailizm Bombey, 1946, DaftaryF The Isma'ihs The History and Doctrines Cambridge, 1990 ил

охарактеризовать пережитки доисламских верований в похоронно-поминальном ритуале бартангцев и объяснить их происхождение на основе сопоставления с имеющимся литературными данными,

сопоставить изучаемый обряд с аналогичными обрядами других народов и групп населения Таджикистана и Средней Азии, систематизировать, основываясь на данных источников и литературы, близкие ритуалы похоронно-поминального цикла,

выявить отличительные культурные черты в похоронно-поминальных обрядах исмаилитов Западного Памира, бартангцев в частности, вьщелить признаки, существенные для мировоззрения древних обитателей этого края,

- рассмотреть особенности бытования и совершения религиозных
обрядов в советский и постсоветский периоды, проследить характер и
направления их трансформации

Хронологические рамки работы охватывает конец XIX в. и XX в. Выбор нижней временной границы объясняется тем, что первые письменные источники по изучаемой тематике появляются в конце позапрошлого столетия. Верхняя граница - рубеж ХХ-ХХІ в - соответствует моменту, когда проводились полевые работы автора по сбору соответствующего этнографического материала

Степень изученности проблемы. Изученность отдельных районов Западного Памира в этнографическом плане неравномерна Так, например, в сравнении с тщательным исследованием долины Хуфа, Вахана и Ишкашима, Шугнана долина Бартанга остается почти неизученной8.

Первые лингвистические и этнографические сведения о бартангской долине сообщили известный французский специалист в области языкознания и иранистики Р. Готио и русский ученый-иранист И И Зарубин Экспедиция 1911 г с их участием, несмотря на кратковременность пребывания на Памире, позволила собрать важные лингвистические и этнографические сведения о

8 Андреев МС Таджики долины Хуф Вып 1, 2 1953, 1959, Бобринской А А. Горцы верховьев Пянджа (ваханцы и ишкашимцы) М, 1908, Каландаров Т С Шугнанцы

населении Бартанга9. Летом 1915 г ИИ Зарубин вновь посетил Памир и провёл там полтора года Итогом этого исследования стали серия рабо* по этнографии населения Бартанга, значительная часть которых не опублико іана и хранится в архиве Института восточных рукописей РАН в г Сг жт-Петербурге

Отрывочные сведения о быте народов Западного Памира имеют ,я в книге афганского автора Бурхан-уд-Дин-хан-и-Кушкеки «Катагаи и Бадахшан» под редакцией А А Семенова, вышедшей в 1926 г.10 Прав; а, в опубликованной таблице со списком селений и численностью насел ния Западного Памира, селения Верхнего Бартанга и численность его жителе і не отмечены вовсе, а также наблюдаются ошибки в размещении сел« ний Нижнего Бартанга

Для изучения верований памирских народов в целом огромное значі ниє имеют труды классика среднеазиатской этнографии М С Андреев!, в частности, его двухтомный труд «Таджики долины Хуф»" - важней пий источник по материальной и духовной культуре горцев Памира. После, дяя глава первого тома посвящена похоронно-поминальному обряду хуф дев, который имеет много схожих черт с обрядами бартангцев В ст ітье «Материалы по этнографии иранских племен Средней Азии Ищкаши л и Вахан», написанной М.С Андреевым совместно с А.А Половцевым, т< кже имеются некоторые сведения о похоронно-поминальных обрядах и обы1 аях народностей Западного Памира12 В работе М С Андреева, посвящеі ной этнографическому изучению долины Ягноба, отдельная глава посвяв єна похоронно-поминальной обрядности жителей этого региона Таджикиста іа13 Исследование ученого по этнографии афганских таджиков содеркит некоторые сведения о похоронно-поминальном цикле населения Панджи ира

Готио Р, Зарубин И И Отчет профессора Р Готио и И И Зарубина по командировке на П імир летом 1914 г // Изв Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии Пг, № 3, 19 4, с 79-84

Бурхан-уд-Дин-Хан-и-Кушкеки Катгапан и Бадахшан Ташкент, 1996 " АндреевМ С Таджики долины Хуф Вып 1 2 1953,1959

12 Андреев М С , Половцев А А Материалы по этнографии, с 17-19

13 Андреев М С Материалы по этнографии Ягноба (записи 1927-1928 гг) Душанбе 1970

(Афганистан) Ряд сведений о положении вдовы после смерти мужа и родовых пережитках имеется в статье ученого, посвященной изучению древних обычаев и обрядов таджиков Язгулема15

Похоронно-поминальной обрядности памирских таджиков посвящено несколько работ других российских и таджикских учёных

Так, вопросы похоронно-поминальной обрядности язгулемцев нашли свое отражение в работах одного из ведущих специалистов по Западному Памиру - Л Ф Моногаровой Специальная статья автора посвящена изучению поминального ритуального танца, существовавшего в прошлом среди большинства народов Памира п В ней рассматриваются специфика и истоки этого танца, который большинство исследователей считают пережитком язычества Обряд прижизненных поминок известен многим народам и отражен в работах многих исследователей 18 Авторы этих работ рассматривают ареал этого обряда и анализируют его связь с доисламскими верованиями

В статье А 3 Розенфельд «"Гавораи ноз" - древний погребальный обряд в Вандже и траурные рубай» описывается известный под названием «гавораи ноз» (нежная колыбель) древний обычай, существующий у народов Таджикистана и сохранившийся в Вандже и Дарвазе.19 Изучению древних верований народов Памира посвящена статья Б А. Литвинского «Семантика

Андреев М.С По этнологии Афганистана Долина Панджшир (Материалы из поездки в Афганистан в 1926 году) Ташкент, 1927, с 52-55

15 Андреев М С К характеристике древних таджикских семейных отношений // Изв Таджикского
филиала АН СССР №15 Сталинабад, 1949, с 3-19

16 Моногарова ЛФ Материалы по этнографии язгулямцев // Среднеазиатский этнографический
сборник Т 47 М, 1959, с 81-84

17 Моногарова Л Ф Архаичный элемент похоронного обряда у памирских таджиков (ритуальный
танец)//Полевые исследования Института этнографии 1979 г М,1983 с 155-164

18 Писарчик А К. Смерть Похороны // Таджики Каратегина и Дарваза Вып 3 Душанбе, 1976, с 159,
192, Мардонова А. Прижизненные поминки у гиссарских таджиков // Краткое содержание докладов
Среднеазиатско-Кавказских чтений Май 1989 г М, 1990, с 41-43, Бабаева Н С Древние верования
горных таджиков Южного Таджикистана в похоронно-поминальной обрядности (конец ХГХ -
начало XX) Душанбе, 1993, с 120-130, Стеблин-Каменский ИМ Прижизненные поминки -
зороастрийский обряд в мусульманском обиходе // Эрмитажные чтения 1986-1994 годов Памяти
В Г Луконина СПб , 1995, с 101-105

19 Розенфельд А 3 «Говораи ноз» - древный погребальный обряд на Вандже (Тадж ССР) и траурное
рубои//Фольклор и этнография Л, 1974, с 251-259

древних верований и обрядов памирцев» В статье 3 Назаровой «К проб теме изучения лексики погребального обряда в ишкашимском яз >іке» рассматривается лексика ритуальных действий, связанных с погребалы ыми обрядами ишкашимцев, в обычаях и обрядности которых, как и у др >тих ираноязычных народов, сосуществуют элементы домусульманска і и исламской традиции21 В монографии 3 Юсуфбековой о семейном 5ыте шугнанцев есть раздел о похоронно-поминальном обряде22 Одна из сп гьей этого автора посвящена исследованию обряда прижизненных помиь эк23 Похоронный обряд шугнанцев нашел отражение в работе Т С Каландарс ва 24 Материалы, посвященные отдельным элементам похоронного о зяда памирцев, содержатся в статьях Н Шакармамадова и Э Ходжибекова25

Помимо работ, посвященных похоронно-поминальной обряди эсти народностей Западного Памира, существует несколько исследованиі по похоронно-поминальным обрядам народов Средней Азии Материаль по похоронам и верованиям, связанным со смертью у таджиков, содержит сі атья М Рахимова «Обычаи и обряды, связанные со смертью и похоронал и, у таджиков Кулябской области»26 Существенный вклад в освеш шие погребальной обрядности сделала А К Писарчик в главе «Смерть Похор< ны» монографии «Таджики Каратегина и Дарваза»27 Вторая часть данной ра юты включает в себя подробные примечания автора, с богатыми полевьв и и литературными данными Автор, отмечая специфику погребальных обр щов таджиков, в то же время указывает на тесное переплетение пережи гков доисламских верований с исламской обрядностью Существенным вклад ш в

20 Литвинский Б А. Семантика древних верований и обрядов памирцев /У Средняя Азия и ее со еди в
древности и средневековье (история и культура) М, 1981, с 90-121

21 Назарова 3 О К проблеме изучения лексики погребального обряда в ишкашимском языке ' ВФ
2003 № 3(6), с 52-59

22 Юсуфбекова 3 Семья и семейный быт шугнанцев (конец XIX - начало XX в.) Душанбе, 200

23 Юсуфбекова 3 Поминки при жизни в Щугнане // Полевые исследования Института зтногг іфии
1983 М, 1987, с 182-190

24 Каландаров Т С Шугнанцы, с 290-299

Шакармамадов Н. Об одной древней народной традиции // Вестник Хорогского Универс ітета. Ч IL № 6 Хорог, 2005, с 92-99 (на тадж яз), Ходжибеков Э Об одном традиционном рі гуале народов Бадахшана//Носир Хусрав Дируз, имруз ва фардо Худжанд, 2005, с 605-610 (на тад , яз)

26 Рахимов MP Обычаи и обряды, с 107-130

27 Писарчик А К Смерть и похороны, с 118-164

исследование похоронно-поминальных обрядов таджиков Гиссарской долины является диссертационная работа А Мардоновой «Архаические обряды и верования Гиссарских таджиков Похоронно-поминальный цикл»28 Статья Б.Х Кармышевой «Архаическая символика в погребально-поминальной обрядности узбеков Ферганы», посвященная погребальному обряду узбеков Ферганы, содержит богатый фактический материал не только по погребальному обряду изучаемого населения, но дает представление о похоронном обряде народов Средней Азии в целом29 Последняя комплексная работа «Древние верования горных таджиков Южного Таджикистана в похоронно — поминальной обрядности», была написана Н С. Бабаевой30

Краткие сведения о религии и верованиях памирцев содержатся в работах зарубежных ученых31

В целом, изучению верований и религиозного синкретизма у народов Средней Азии посвящены труды выдающихся российских ученых Б.А Литвинского, НП Лобачевой, ЕМ Пещеревой, СП Полякова, Ю.В Рапопорта, Г.П Снесарева, О А Сухаревой, С П Толстова и многих других. Большое значение для изучения верований народов Средней Азии имеют труды В Н Басилова «Культ святых в исламе», «Шаманство у народов Средней Азии и Казахстана»32 Важность этих и других работ для нашего исследования заключается в том, что демонология, почитание святых, представления о духах умерших и предков, синкретизм этих верований у народов Средней Азии, связанны с похоронными обрядами и представлениями о смерти.

28 Мардонова А Архаические обряды и верования Гиссарских таджиков Похоронно-поминальный
цикл Автореф дисс насоиск.учен степ канд ист наук Л, 1989

29 Кармышева БХ Архаическая символика в погребально-поминальной обрядности узбеков
Ферганы // Древние обряды, верования и культы народов Средней Азии М, 1986, с 139-181

30 Бабаева Н С Древние верования горных таджиков

31 Olufsen О Through the Unknown Pamir The Second Danish Pamir Expedition 1898-99 L, 1904,
SchultzA Die Pamirtadschik Giessen, 1914, Ivanow W Sufizm and Ismaihzm Chirag-nama//Revue de
iranieneed antropologie 1959, № 3, Hunzai N Chiragi Rawshan II Khonai hikmat, Karachi, 1993

Басилов В H. Культ святых в исламе М, 1970, он же Шаманство у народов Средней Азии и Казахстана М.1992

Похоронно-поминальные обряды и связанные с ними предстаї пения изучались исследователями на примере многих народов мира33 Эти исследования формировали направления и тематику настоящей диссер ации, помогали структурировать материал и поставить вопросы для ан шиза Следует отметить, однако, что сама диссертационная работа ограничи ается сравнительными материалами, в основном, в среднеазиатском и сое :дних регионах

Источники исследования Диссертация базируется на матері іалах, собранных в ходе неоднократных полевых работ в изучаемом регионе В 2004-2006 гг автором, уроженцем этих мест, было проведено неск міько специальных экспедиций в долину Бартанга с целью сбора этнографиче ;кого материала по похоронно-поминальной обрядности местного Hacej ения Диссертантом обобщены результаты опросов информантов, знатоков ме< тных ритуалов и других участников похоронных ритуалов и обрядов Основной письменной базой для настоящей темы послужили материалы, накоїш иные несколькими поколениями ученых, в основном российских исследовать ей В качестве важного источника послужили неопубликованные архі вные материалы И И. Зарубина по Бартангу

Методы исследования Основными методами исследования явлі ются этнографическое описание и сравнительно-исторический аі ализ, позволяющие определить степень устойчивости домусульманских верова шй в похоронно-поминальном обряде бартангцев Кроме этого, в ходе noj евьгх работ были использованы качественные методы (метод включеі його

Токарев С А. Ранние формы религии и их развитии М, 1964, с 153-206, Иванов I яч Вс Реконструкция структуры, символики и семантики индоевропейского погребального об яда // Исследования в области балто-славянской духовной культуры Погребальный обряд М, 199 ), с 5-11, Байбурин А К, Левинтон Г А Похороны и свадьба // Исследования в области балто-слав некой духовной культуры Погребальный обряд М, 1990, с 64-69 Толстой Н И Переворач вание предметов в славянском погребальном обряде // Исследования в области балто-слав некой духовной культуры, с 119-128, Седов В В Погребальный обряд славян в начале средневев >вья // Исследования в области балто-славянской духовной культуры, с 170-182, Смирнов Ю А Лаб іринт Морфология преднамеренного погребения М, 1997, Зеленин ДК Избранные труды М 1995, Дьяконова В П Погребальный обряд тувинцев как историко-этнографический источник Л 1975 Бернштам ТА Молодость в символизме переходных обрядов восточных славян учение і опыт церкви в народном христианстве М, 2000 с 160-212, Мейтарчнян М Погребальные < эряды зороастрийцев М СПб, 2001 и др

наблюдения, интервью и пр), которые являются общепризнанными в мировой этнологической и социологической науке34 Принадлежность автора к коренной культуре позволяла ему глубже проникнуть в замкнутую общину верующих

Научная новизна данной диссертационной работа определяется тем, что она является первой попыткой дать во всем объеме анализ религиозного синкретизма в похоронно-поминальном обряде бартангцев и одновременно является первым систематизированным источником по традиционной культуре бартангцев

Практическая значимость работы. Изучение погребальных и поминальных обрядов бартангцев, выявление специфики и особенности их культуры в целом имеет большое научное и практическое значение Материалы данной работы могут быть использованы для дальнейших научных поисков в области этнографии, религиоведении и других смежных дисциплин В силу изолированности долины Бартанга именно здесь более прочно и долго сохранялись реликты домусульманских верований Изучение этих верований дает возможность ученым проследить их истоки и установить общие черты в мировоззрении народов Средней Азии в целом и Таджикистана, в частности Значимость работы обусловлена тем, что в настоящее время, в условиях глобализации, существует реальная угроза полного исчезновения многих традиционных, древних элементов местной культуры малочисленных народов Поэтому возникает необходимость зафиксировать специфические особенности представлений изучаемого народа о смерти, душе и связанные с ними обряды и ритуалы

Апробация работы Основные положения данной работы получили отражение в статьях, выступлениях на конференциях и конгрессах. По теме диссертации опубликован ряд статей в журналах «Известия академии наук Республики Таджикистан», «Этнографическое обозрение», а также в сборнике

Девятко И Ф Методы социологического исследования М, 2006, Страусе А Корбин Дж Основы качественного исследования Обоснованная теория Процедуры и техники М 2001

«Полевые исследования» Итоги исследования были представлены таю се в виде научных докладов на Ломоносовских чтениях МГУ (2007), Конфереї ции молодых ученых (2006), VII-й конгрессе этнографов и антропологов Ро сии (2007) и пр Диссертация была обсуждена на заседании Центра азиатскі <х и тихоокеанских исследований Института этнологии и антропологии РА1 30 августа 2007 г и была рекомендована к защите

Структура диссертации Работа состоит из Введения, трех і тав, Заключения, Приложения и Библиографии

Подобные работы
Коломиец Оксана Петровна
Свадебная обрядность татар Среднего Прииртышья (Конец XIX - XX вв.)
Гаер Евдокия Александровна
Традиционная бытовая обрядность нанайцев в конце XIX - начале XX в. (к проблеме устойчивости и развития традиций)
Чухина Анастасия Александровна
Локальные варианты семейной обрядности Архангельского Севера в конце XIX - начале XX вв.
Черных Александр Васильевич
Традиционная календарная обрядность русских Прикамья в конце XIX - середине XX вв. (региональный аспект праздничной культуры)
Аббас Али Хассон
Семейная обрядность татар-мишарей мордовского края в конце XIX - начале XX в.
Похабов Валерий Филиппович
Обрядовые традиции русского населения Мариинского уезда Томской губернии конца XIX - XX вв.
Гучева Анджела Вячеславовна
Национальная гармоника в традиционной музыкальной культуре адыгов второй половины XIX-конца XX в. в.
Аршба Стелла Грантовна
Народная медицина абхазов :Конец XIX - XX вв.
Гомбожапов Арсалан Гармазадиевич
Традиционные семейно-родовые обряды агинских бурят в конце XIX - XX вв. (Истоки и инновации)
Турьинская Христина Михайловна
Развитие этнографического музейного дела в России в конце XIX - начале XX вв.

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net