Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Филологические науки
Фольклористика

Диссертационная работа:

Ильдарова Эмма Шахбановна. Мифологические персонажи в прозаическом фольклоре рутульцев : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.09.- Махачкала, 2007.- 162 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-10/653

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЖИ ОХОТНИЧЬЕГО ЭПОСА

РУТУЛЬЦЕВ. ОБРАЗ ПОКРОВИТЕЛЯ ОХОТЫ И ЗВЕРЕЙ 18

1 .Зооморфное и антропоморфное проявление образа

покровителя охоты и зверей 18

2.Мифологические предания и легенды о погибшем охотнике 42

3. Изображение образа покровителя охоты и зверей в

мусульманских легендах 54

Глава 2. ДЕМОНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЖИ 69

1. Добрые духи-покровители 71

2. Злые духи-демоны 86

3. Джинны и шайтаны 119

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 149

БИБЛИОГРАФИЯ 153

СПИСОК УСЛОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ 162

Введение к работе:

Актуальность темы исследования. В архаическом пласте устно-поэтического творчества рутулыдев, составляющем его значительную часть, отражены древнейшие истоки народного мировоззрения, закономерности развития мифологической прозы.

Изучение мифологических персонажей рутульцев продиктовано не столько значительностью фольклорного материала, большей частью записанного диссертантом в Южном Дагестане и вводимого в научный оборот впервые, но и обостренным вниманием к исчезающей архаической духовной культуре народов Дагестана.

Актуальность исследования состоит в том, что в диссертационной работе на основе обширного фольклорного материала впервые прослеживается процесс формирования и трансформации ру-тульских мифологических персонажей, дается их сопоставление с дагестанскими и общекавказскими мифологическими образами.

Объектом исследования являются мифологические рассказы, предания, легенды, демонологические рассказы.

Предмет исследования - персонажи рутульской мифологической прозы, их специфика, национальное своеобразие, эволюционные процессы.

Цель исследования - мифологические персонажи рутульской несказочной прозы, выявление их этнонационального и художественного своеобразия, общих тенденций эволюционного развития. В связи с этим определены задачи:

проследить в диахронном плане стадии эволюции образов, изменение функции сюжетов, мотивов на разных этапах исторического развития этноса;

выявить по возможности историко-этнографическую основу образов и сюжетов;

исследовать мифологические персонажи рутульцев в сопоставлении с общекавказскими, что позволит не только выделить их специфические качества, но и проследить общие закономерности развития кавказского фольклора, выявить северокавказскую региональную духовную общность, основанную на сходном опыте.

Степепь научной разработанности темы. Монографических исследований, посвященных специально данной теме, нет. Однако вопросы мифологической прозы рутульцев в той или иной степени

рассматривались в монографиях М. Р. Халидовой и Л. Г. Булатовой .

Научная новизна работы заключается в том, что это первое монографическое исследование мифологической прозы рутульцев в дагестанской фольклористике. Автором впервые обобщен материал об охотничьем эпосе и демонологии, выявлены и проанализированы ранее неизвестные персонажи покровителей охоты и зверей, а также прослежены особенности функционирования демонологических образов. Только с привлечением всего совокупного материала и с учетом его исторической эволюции можно осмыслить своеобразие развития несказочной прозы народов Дагестана и Северного Кавказа.

Методологической основой исследования послужили труды А. Н. Веселовского, Е. М. Мелетинского, В. М. Жирмунского, М. И. Стеблин-Каменского, С. А. Токарева, В. М. Гацака, В. Я. Проппа, Г. Г. Гамзатова, К. В. Чистова, С. А. Азбелева, Э. В. Померанцевой, Н. А. Криничной, А. Т. Шортанова, У. Б. Далгат, Е. Б. Вирсаладзе, А. А. Аншба, Ш. X. Хута, М. Р. Халидовой, А. М. Аджиева, X. М. Ха-лилова, И. А. Халипаевой и др.

Теоретическая значимость и практическая ценность диссертационной работы состоит в том, что полученные научно-теоретические результаты и выводы могут служить реальным подспорьем в дальнейшем исследовании рутульского фольклора и могут быть полезны для осмысления и освещения духовного наследия народов Дагестана. Материалы и основные положения работы могут быть использованы при составлении свода «Памятники фольклора народов Дагестана», при создании обобщающих трудов по дагестанской фольклористике, учебников и пособий по фольклору народов Дагестана для вузов, педагогических колледжей и училищ. Работа окажет помощь при составлении спецкурсов и спецсемина-

Халидова М. Р. Мифологический и исторический эпос народов Дагестана. - Махачкала, 1992.

2 Булатова А. Г. Рутульцы в XIX - в начале XX в. (историко-этнографическое исследование). - М., 2003.

ров по филологии и культурологии для студентов гуманитарных факультетов Даггосуниверситета и Даггоспедуниверситета.

На защиту выносятся следующие положения диссертации:

1. Образ покровителя охоты и зверей рутульской мифологиче
ской прозы претерпел эволюционные изменения, выступая перво
начально в зооморфном, затем в зооантропоморфном и в дальней
шем в антропоморфном проявлениях. В период утверждения исла
ма функции покровителей охоты и зверей перешли к мусульман
ским святым.

  1. Сравнительно-исторический анализ охотничьих преданий рутульцев и других народов Дагестана и Кавказа свидетельствует как о самобытности рутульских сюжетов и образов, так и наличии типологической общности художественного мышления и древнейших мифологических представлений народов, путей развития основных сюжетов и мотивов.

  2. В рутульском пандемониуме духи делятся на домашних духов-покровителей (образы змеи, «Тушед рьішбаї» - покровительниц ковроткачества) и духов-демонов, враждебных человеку (Ал-басти, Йадлад нин, Кафтар, Качкафггар, Хъварц и др.).

  1. Среди демонологических персонажей, известных рутуль-цам, есть образы, генетически и типологически сходные с персонажами, бытующими как в дагестанском, так и в общекавказском, тюркоязычном и иранском фольклоре.

  2. Функция демонологических персонажей зависит от уровня социального и культурного развития народа, т. е. с процессом угасания фольклорных произведений о демонологических персонажах происходит переход из области суеверных в область развлекательных.

Апробация работы. Диссертационная работа обсуждалась на заседаниях отдела фольклора и ученого совета Института ЯЛИ ДНЦ РАН, получила одобрение и рекомендована к защите. Основные положения апробированы в статьях и тезисах, опубликованных в научных сборниках, журнале «Вестник ДНЦ РАН» (см. список публикаций).

Структура диссертации. Она состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы - 165 стр.


© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net