Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Культурология
Теория и история культуры

Диссертационная работа:

Мельчакова Юлия Сергеевна. Испанская национальная картина мира : взаимодействие искусства и религии : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01 / Мельчакова Юлия Сергеевна; [Место защиты: Ур. гос. ун-т им. А.М. Горького].- Екатеринбург, 2007.- 156 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-24/161

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

Введение с.З

Глава 1: Константные характеристики испанской картины мира с. 19

1.1. Методологические принципы анализа национальной культуры

    1. История как фактор формирования национальной картины мира с.ЗО

Глава 2. Религиозная составляющая испанской картины мира с.40

2.1. Особенности католической картины мира как версии западного христианства

2.2. Концепция «испанидад»: рефлексия о роли католичества в формировании национальной идентичности. с.60

Глава 3. Барокко как зеркало испанской культуры с.69

3.1. Особенности испанской барочной КМ

3.2. Проявление констант барочной КМ в искусстве Испании с. 80

Глава 4. Трансформация констант испанской картины мира в сюрреализме

4.1. Социокультурный контекст и истоки испанского сюрреализма с.96

4.2. Сравнительный анализ французского и испанского сюрреализма с. 102

4.3. Проявление специфики испанской КМ в творчестве С.Дали с. 109

4.4. Проявление специфики испанской КМ в творчестве Л. Бунюэля с. 122

4.5. Проявление специфики испанской КМ в творчестве Ф.Гарсиа Лорки с.130

Заключение с. 137

Список используемой литературы с. 141 

Введение к работе:

Актуальность темы исследования, газвитие процессов глобализации, когда мир превращается в огромное поле коммуникации, ставит вопрос об эффективности межнационального взаимодействия. В этом плане крайне важно иметь представление о картине мира отдельной нации. Испания занимает в этом контексте особое место. Это страна, находящаяся на периферии крупнейших событий XX века, сейчас занимает ведущее место наряду с другими странами Европы. Кроме того, сейчас, когда Европа предпринимает очередную попытку обретения единства, обнажаются существенные различия между ее составляющими. Культурологическое понятие «Западная Европа» при ближайшем, более внимательном рассмотрении, рассыпается, и мало что объясняет в тех случаях, когда необходимо составить представление о конкретной стране, географически относящейся к Европе.

Понятие «национальная картина мира» коррелятивно давно известному и часто употребляемому в гуманитарных науках словосочетанию «национальная культура». На сегодняшний день «национальная культура» не имеет определенного теоретически-культурологического аппарата описания. При этом нация, в отличие от этноса, описывается как исторически ограниченное, но устойчивое целое, определяемое, прежде всего, не этнографически или политически, а как некая форма бытия культурного единства.

Любая нация и ее культура, существуют в течение длительного времени, и закономерно, что на протяжении столь долгого срока ее традиции не могут не меняться. Происходят различные переломы, смены ориентиров, все то, благодаря чему можно говорить о развитии, эволюции или революции национальной культуры. На этом фоне постоянных изменений трудно описать системно какую бы то ни было национальную культуру. Большинство авторов включают в определения такие системообразующие элементы национальной культуры как язык, религию и искусство, но ни один из этих элементов сам по себе не может служить признаком, отличающим одну национальную культуру от другой. Как избежать описательного подхода к национальной культуре, когда вместо теории предлагается либо история культуры, либо историософия (в виде «национальной идеи»)? Постоянные и устойчивые признаки национальной культуры сложно вычленить, и существуют многочисленные подходы к этой проблеме. Мы предлагаем в качестве основных категорий анализа взять такие характеристики, присутствующие в культуре нации на протяжении ее истории, которые, с одной стороны, позволяют сохранять ее устойчивость и идентичность, а с другой -задают специфические способ динамики и характер исторических изменений. Такими категориями в нашей работе являются «национальная картина мира» и «константы».

Первая трудность, с которой мы столкнулись при анализе национальной картины мира Испании, связана с тем, что в исследованиях по истории культуры Западной Европы чаще всего преобладает такой подход, при котором социокультурные, цивилизационные модели, схемы истории философии,

религии, науки и искусства строятся либо при опоре на несколько невразумительное понятие «западная культура», либо на материале тех стран Европы, которые лидируют в ту или иную эпоху. Например, все схемы классической средневековой западной культуры выведены из истории Франции; особенности Ренесссанса - из истории Италии; идеалы и принципы классицизма - из абсолютистской Франции; общие закономерности становления буржуазной системы ценностей - из истории Англии и т.д. Культура и искусство других стран Европы описывается в сравнении с классическим национальным образцом. С этой точки зрения история и культура Испании постоянно ускользает из поля внимания исследователей европейской культуры. Ей уготована роль периферийной культуры. Испанский католицизм ассоциируется с размахом инквизиции, а испанская аристократия - с самым несвободным сословием в Европе. Чаще всего в учебниках по истории европейского искусства Испания представлена только эпохой барокко и творчеством С. Дали.

Таким образом, до сих пор не ясно место Испании в западноевропейской и мировой культуре; не исследована основа ее национально-культурной идентичности, те культурные формы, в которых Испания выразила себя наиболее адекватным образом.

Вторая трудность возникла в связи с описанием механизма взаимодействия религии и искусства. В научной литературе сложилась схема, в которой эти взаимоотношения представлены следующим образом: исторически искусство функционировало либо в системе культа (этому соответствовало понятие «религиозного искусства»), либо в сильной зависимости от доминирующей в культуре традиционного общества религиозной системы. В Новое время возникли процессы все большей автономизации сферы искусства от других областей культуры и в том числе - от религиозной. Мы полагаем, что эта схема устарела, так как не объясняет тех фундаментальных оснований, на которых в равной мере базируются и религия, и искусство как определенной нации, так и конкретной исторической эпохи. Необходимо обнаружить общие культурные основы того и другого вида деятельности, не используя термин «влияние».

Третья трудность обусловлена тем, что в работах по истории искусства принято рассматривать стили искусства как художественные явления, отличающиеся друг от друга определенным набором признаков. Мы же ставим задачу вписать искусство барокко и сюрреализма в национальный тип культуры, тем самым, делая акцент на поиске сходного между ними не на стилистическом, а на конструктивно-мировоззренческом уровне. Под таким углом зрения социокультурная роль барокко и сюрреализма в формировании национального самосознания не исследовалась.

Художественной составляющей национальной картины мира в научной литературе уделено гораздо больше места, чем религиозной составляющей, и в этом отношении достигнуты теоретически значительные результаты. В целом, суммируя, можно утверждать, что за искусством признается ведущая роль в формировании целостного образа национальной идентичности. В данной работе для нас не столь существенно, трактуется искусство как код, образ, модель национальной культуры или отдельной исторической эпохи. Важно то, что в

искусстве так или иначе представлены все уровни и все смыслы национального бытия. Но нам представляется, что, если исходить из того обстоятельства, что история искусства неравномерно и неравноценно соотносится с различными этапами социальной истории страны, то тогда с необходимостью возникают вопросы о степени полноты репрезентации сути происходящих исторических перемен в том или ином типе искусства. Таким образом, на историю искусства следует взглянуть и проанализировать ее под новым углом зрения. Речь идет о поиске такого направления искусства, которое бы, в силу тех или иных исторических обстоятельств, функционировало либо в статусе национальной классики, либо в качестве художественной рефлексии по поводу утраты или обретения национальной идентичности.

Степень разработанности проблемы. Проблема испанской национальной картины мира представляет огромный интерес с точки зрения теоретической разработанности темы национальной идентичности в культурологии. Как правило, история культуры систематизирует культуры разных стран, обобщая их в крупные блоки: региональные, цивилизационные и т.п. Своеобразие отдельного, особенного часто выносится за скобки теоретических исследований. Культурологическое страноведение занимает в гуманитарных науках не вполне отрефлексированное место, а изучение культуры отдельной страны, как правило, располагается в междисциплинарном поле. Кроме того, в этом отношении разным странам «повезло» не в одинаковой степени. В странах с развитыми философскими традициями, например, во Франции, существует множество интерпретаций национальной идентичности на высоком аналитическом уровне. В России до недавнего времени преобладала традиция историософских трактовок ее своеобразия, что порождало, скорее, апеллирование не к научным терминам, а культурным метафорам.

Что касается Испании, то существует всего несколько работ, которые анализируют своеобразие испанской национальной идентичности и помогают обнаружить характерные черты ее картины мира. Это работа Р. Менендеса Пидаля «Важнейшие особенности испанской литературы» об особенностях национального характера, отразившихся в произведениях писателей; В. Силюнаса «Стиль жизни и стили искусства», посвященная анализу испанского «стиля жизни» и его проявлении в театре маньеризма и барокко. В. Боткин, Н. Непомнящий, А. Низовский, Л. Шепетис описывают особенности поведения и образа мысли испанцев с точки зрения сторонних наблюдателей: их произведения похожи на путевые заметки. Работы В. Александровой, В. Силюнаса, И. Тертерян, М. де Фалья, М. де Унамуно, Ф. Гарсии Лорки, Э. Леви-Провансаля помогли обнаружить механизмы воплощения испанской картины мира и национальной идентичности в конкретных областях культуры: искусстве, религии, политике и т.д. Также эти исследования формируют наше представление о системном методе исследования, демонстрируя разные сферы проявления картины мира, что приводит к выводу о необходимости многостороннего анализа.

Общее представление о категориях «картина мира», «константа», на которых выстроено теоретико-методологическое основание нашей работы, обосновано в

работах Н. Хренова, В. Жидкова, К. Соколова, Ю. Степанова, Б. Ахлибинского, В. Сидоренко, Л. Волынской, П. Дышлевого, Л. Яценко, В. Кизимы, В. Кригликова, Л. Кузнецова, И. Лойфмана, Г. Маринко, Р. Смирновой, В. Степина. Такие авторы как Н. Скурту, Б. Мейлах, Л. Закс углубили представление о картине мира как многоуровневом феномене, проанализировав не только его научную, но и художественную составляющую. Работы С. Аверинцева, Г. Гачева, Т. Григорьевой, З.Удальцовой, А.Гуревича расширили представление о сравнительно-историческом методе анализа, необходимом при систематизации отличий образа мысли, образа жизни человека западной культуры (западной ветви христианства - католицизма) от представителя восточно-христианской традиции. Эти исследования обнаруживают разницу не только между религиозными учениями, но между различными типами культур. В своей работе мы также использовали системный подход в том виде, как он был разработан в применении к явлениям культуры в трудах М. Кагана и Ю. Солонина.

В отечественной литературе, посвященной эмпирическим исследованиям, Испании не уделено достаточного внимания. В основном, материал, касающийся искусства и истории страны, можно найти в работах, рассматривающих Испанию в контексте общеевропейского развития. Подробных описаний тех или иных сфер жизни испанского общества на русском языке крайне мало. Например, мы с легкостью можем найти полное описание истории практически любой европейской страны, а историю Испании нам пришлось собирать по кусочкам из разных отечественных и испанских источников. Можно отметить работу Р. Альтамира-и-Кревеа, автора «Истории средневековой Испании» в качестве одного из немногих примеров целостного произведения, посвященного истории страны. С той же проблемой мы столкнулись и при рассмотрении искусства Испании. Только в 2003 г. появилась работа Т. Каптеревой, системно излагающая историю искусства страны. Также существуют исследования И. Левиной, К. Малицкой, описывающие в основном испанскую живопись. Но их работы охватывают только «золотой век» испанской культуры.

Есть несколько книг, посвященных рассмотрению испанской литературы и философии. Это работы А. Штейна «Литература испанского барокко», И. Тертерян «Испытание историей. Очерки испанской литературы XX века», 3. Плавскина, излагающие историю испанской литературы XVII-XX вв. и работа В. Силюнаса «Испанская драма XX века». Как видно из названия данных произведений, здесь рассматривается литература определенного периода, но не вся ее история. В основном преобладает классификаторский, описательный подходы, либо эссеистская интерпретация образов Испании. В данной ситуации приходится обращаться к литературно-художественным и философским первоисточникам.

Также необходимо сказать о трудностях, возникающих при изучении роли и места католицизма в формировании культуры. Недавно появилась единственная в своем роде книга - Ф. Овсиенко «Католицизм», рассматривающая данную религию системно. Существует также две работы, авторы которых пишут об отличиях православия от католицизма: Ю. Табак «Православие и католичество. Основные догматические и обрядовые расхождения», М. Мчедлов «Католицизм».

При этом во многих исследованиях прописываются только догматические и культовые расхождения между различными ветвями христианства, а формируемые ими культурные ценности крайне редко или фрагментарно становились предметом специального анализа. Чаще всего литература, посвященная католицизму, написана в рамках религиоведения, что не предполагает рассмотрения католицизма в контексте культуры. Религия обычно рассматривается либо как доктрина, либо как социальный институт церкви. Национальная окрашенность религиозных систем как теоретическая проблема по существу не ставилась. Известны более или менее успешные попытки анализа подобного рода в случае с православием.

Что касается проблемы взаимодействия религии и искусства, существует довольно обширный материал, касающийся соотношения религиозного культа и иконописи в православии, архитектурных стилей средневековья и христианской картины мира, но связи католического миросозерцания и тех или иных художественных направлений никогда не были объектом системного анализа. Роль католической церкви принималась во внимание как крупнейшего заказчика произведений искусства. Однако в этом отношении необходимо отметить исследования С. Аверинцева и В. Силюнаса, которые, опираясь на богатый конкретный материал, предложили продуктивные концепции, объясняющие многие моменты смысловых связей религиозного и художественного универсумов.

При изучении сюрреализма нам пришлось столкнуться с редукцией всей теоретической базы течения до французского варианта воплощения. Анализ истоков сюрреализма часто сводится к манифестам А. Бретона и положениям дадаизма. Сравнительный анализ национальных вариантов европейского сюрреализма практически не велся. Испанский сюрреализм в лучшем случае раскрывался через отдельные персоналии (С. Дали, Л. Бунюэль), при этом общая национальная специфика не становилась предметом специального рассмотрения.

Объектом исследования является культура Испании от ее истоков до XX века. Предмет исследования национальная картина мира Испании в единстве ее исторических, религиозных и художественных констант. Предметным полем нашей работы являются основные исторические события Испании, учение католицизма, художественные направления барокко и сюрреализм. Целью исследования является культурно-историческая реконструкция испанской национальной картины мира в ее устойчивости и изменчивости.

Задачами диссертационной работы являются:

определение основных культурных оппозиций (констант) в картине мира Испании;

выявление характера взаимодействия историко-социальных, религиозных, художественных компонентов испанской картины мира;

исследование места католического учения в испанской картине мира;

выявление аналогий между религиозной картиной мира католицизма и художественной картиной мира барокко и сюрреализма;

анализ культурологической рефлексии испанских мыслителей XX века проблем национальной идентичности;

выявление репрезентативных типов искусства, значимых для понимания испанской национальной картины мира;

анализ преемственности испанского барокко и сюрреализма;

характеристика специфики испанского барокко и сюрреализма в сравнении с общеевропейскими аналогами.

Методологические основания исследования заданы предметом и основными задачами работы.

Во-первых, в основу исследования положен принцип культурной типологии, который позволяет рассматривать национальную культуру как особенное.

Во-вторых, системный подход к изучению испанской картине мира дает возможность сформировать достоверное представление о ней, избегая односторонних или неполных трактовок. Также он позволяет охватить разные составляющие картины мира в их взаимосвязи.

В третьих, сравнительно-исторический метод, акцентирующий в исследовании испанской картины мира те моменты, в которых она более всего расходится с центральными и ставшими уже классическими схемами описания западноевропейской культуры.

В-четвертых, в работе развивается эссенциалистский подход, который
позволяет проанализировать причинные связи тех или иных явлений культуры,
что необходимо для выявления особенностей картины мира и национальной
идентичности. В-пятых, привлекался историко-культурный подход,

представленный анализом константных характеристик испанской картины мира в разные периоды и в различных видах искусства, что позволило создать исторически устойчивый образ культуры.

В-шестых, при изучении испанского сюрреализма использовался биографический метод для создания более конкретного представления о нем.

Содержательно логика и структура работы выстраивается следующим образом: на базе анализа важнейших исторических вех складывания национальной культуры Испании выделяется сетка констант, формирующих представление о специфике национальной картины мира. Выявленный в виде ряда оппозиций универсум в дальнейшем обнаруживается в сферах искусства и религии. Это позволяет, во-первых, прояснить такие признаки картины мира, как устойчивость и изменчивость, так как сравниваются различные по времени происхождения типы искусства: барокко и сюрреализм, во-вторых, понять общие основания религиозно-художественного универсума испанской национальной культуры.

Научная новизна:

на фоне культурологической рефлексии по поводу категории «картина мира» в работе определена специфика испанской картины мира ;

новым является применение системного подхода к анализу связей между религиозными и художественными составляющими национальной картины мира;

обновлен категориальный аппарат анализа национальной картины мира через содержательную разработку понятий «константа» и «репрезентативный тип искусства»; доказана гипотеза, что для Испании такими типами искусства стали барокко и сюрреализм.

новой является постановка и решение проблемы взаимосвязи испанского барокко и испанского католицизма;

новой является постановка и решение проблемы преемственности барокко и сюрреализма;

новой является историко-культурологическая проработка категории «национальная идея» по отношению к Испании - «испанидад».

Апробация работы.

Результаты исследования прошли апробацию на ежегодных научно-практических конференциях Гуманитарного университета, международной научной конференции «Проблемы концептуализации действительности и моделирования языковой картины мира», Всероссийской научно-практической конференции «Культурологический подход в образовании», Всероссийской научной конференции «Народная культура: личность, творчество, досуг», четвертой научно-практической конференции, посвященной памяти А.Ф.Лосева «Синтез в русской и мировой художественной культуре», Всероссийской школы молодых ученых «Картина мира: язык, философия, наука».

Научно-практическая значимость исследования. Результаты

диссертационного исследования могут быть использованы в курсах «История культуры», «Философия культуры», а также в спецкурсах, посвященных истории Испании, истории испанского искусства, методологическим проблемам искусствознания. Данная работа может представлять интерес для студентов факультетов регионоведения, преподавателей гуманитарных гимназий, работников культурной сферы и сферы туризма.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, четырех глав (11 разделов) и заключения. Содержание работы изложено на страницах текста. Библиография включает в себя 227 наименований.

Подобные работы
Казакова Ольга Михайловна
Национальный менталитет в языковой картине мира : на примере сопоставления русскоязычной и англоязычной картин мира
Дюкин Сергей Габдульсаматович
Венгерская этнокультурная картина мира (На материале литературы второй половины XIX в.)
Черносвитов Павел Юрьевич
Эволюция "Картины Мира" как адаптационный процесс
Стукалова Светлана Тимофеевна
Способы репрезентации картины мира в портрете : на примере итальянской и французской школ живописи XVII - XVIII веков
Рыжкова-Дудонова Татьяна Александровна
Музыка в контексте культурной картины мира
Даниленко Лариса Владимировна
Универсальное и идиоэтническое в культуре (На примере языковой картины мира в сравнении с научной)
Прохорова Наталья Ивановна
Концепт "жизнетворчество" в художественной картине мира Б. Ю. Поплавского
Гуревич Татьяна Михайловна
Лингвокультурологический анализ концептосферы ЧЕЛОВЕК в японской языковой картине мира
Ефимова Екатерина Михайловна
Семантика картины мира якутов в традиционной одежде
Василькова Елена Васильевна
Культурологические аспекты функционирования языковой картины мира

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net