Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Филологические науки
Литература зарубежных стран

Диссертационная работа:

Осипова Кристина Тиграновна. Винные стихи (хамриййат) в арабской классической поэзии VI - IX вв. : генезис и эволюция : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.03.- Москва, 2007.- 237 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-10/1414

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

Введение 4

Первая глава

Винные стихи (хамриййат) в системе жанровых категорий

средневековой арабской поэзии 17

Вторая глава

Хамриййат в произведениях адабной литературы (VIII—IX вв.).. 57
1. Антология винной поэзии «Средства сравнения о

предвестнике радости» Ибн ал-Му'тазза 63

2. Трактат Ибн 'Абд Раббихи «Единственное ожерелье»

(глава «О еде и питье») 69

3. Трактат «Адаб сотрапезника» Кушаджима 73

Третья глава

Эволюция образной системы жанра хамриййат 88

1. Ключевая лексика и поэтический словарь жанра

хамриййат 91

  1. Названия вина и его качеств 95

  2. Сосуды для пиршества 103

  3. Действующие лица пирушки 108

  4. Действия и последствия вина 112

2. Традиционные поэтические мотивы жанра хамриййат... 114

3. Особенности цветообозначения в хамриййат 166

Заключение

Список литературы 200

Приложение 1 211

Приложение II 233

Введение к работе:

Настоящая работа посвящена рассмотрению одного из жанров классической арабской поэзии - винных стихов (хамриййат). Предметом исследования является происхождение и развитие винной поэзии на протяжении VI-IX вв.

Актуальность темы. Тема вина, присутствующая во многих литературах, является очень емким художественным образом. Воспевание вина и пиршественной атрибутики могло выражать как гедонистическое отношение к жизни, так и содержать сакральную символику духовного раскрепощения и приобщения к высшему Знанию.

Винная тематика в арабской классической поэзии заслуживает самостоятельного и детального изучения. Богатый репертуар мотивов жанра хамриййат в арабской поэзии повлиял на развитие поэтической топики литератур всего арабо-мусульманского мира. Хамриййат широко представлены в трактатах адабной (назидательно-развлекательной) литературы.

Данная проблематика представляет, на наш взгляд, большой интерес для арабистики также по той причине, что изучение развития жанра винных стихов предоставит дополнительные данные для реконструкции недостаточно исследованного процесса эволюции системы жанров в арабской поэзии в целом.

Этапы становления жанра в период с VI по IX в. отражали эволюцию всей арабской поэтической системы и были обусловлены изменениями в понимании принципов литературного творчества. Со становлением индивидуально-авторского начала, первые признаки которого наметились еще в доисламскую эпоху, постепенно менялся стиль произведений. Поэты, в частности, стали уделять больше внимания средствам фигуративной речи. На эволюцию стиля повлиял и еще один важный фактор, а именно изменение функции поэзии. Если на начальном этапе устная поэзия являлась «особым типом социальной памяти» и выполняла функцию «универсального

достоверного знания» (термины П. А. Грязневича), то со временем она начинает регулироваться новыми, во многом эстетическими критериями. Поэтический текст переходит от отождествления с реальностью к ее отображению. Мастерство автора определяется не достоверностью произведения, а искусностью передачи действительности, художественным вымыслом. Отделение нравственных критериев от литературно-эстетических имело самое прямое отношении к винной поэзии. Основной объект описания хамриййат, свойство которого кардинально менять местами ценности (прекрасного и безобразного) в действительности порицалось, благодаря разделению в поэзии эстетического фактора от этического имел полное право на существование. В данной работе мы не ставим целью рассматривать причины парадоксального сосуществования в средневековом мусульманском обществе жесткого запрета на винопитие, с одной стороны, и богатой поэзии восхваления вина, с другой, однако, вероятно, что уживались они именно благодаря принципу «украшения порицаемого», представлению о возможности и даже необходимости «лжи» в поэзии. Сказанное, безусловно, не означает, что описание вина в поэзии было условностью или оторванной от жизни игрой воображения.

Цели и задачи. В настоящей работе происхождение и развитие винной поэзии исследуется в двух взаимосвязанных, но все-таки самостоятельных плоскостях. С одной стороны, генезис хамриййат изучался на фоне эволюции жанровой системы арабской поэзии на композиционном уровне (как движение от отдельных вкраплений в частях касыды к небольшим произведениям). С другой стороны, анализировались стилистические особенности хамриййат. Целью диссератации является выявить особенности текста винных стихов в арабской поэзии на протяжении VI-IX вв., сосредоточив основное внимание на изучении топики жанра. Хронологические рамки исследования обусловлены характером развития хамриййат: в VI в. у доисламских поэтов появляются отдельные описания

вина и пирушки, а в начале IX в. создаются произведения, в пределах которых воплощаются только винные мотивы.

Для достижения поставленной цели было необходимо выполнить следующие основные задачи:

  1. Определить место и роль винной поэзии в системе жанров арабской поэзии.

  2. Рассмотреть и проанализировать эволюцию винных стихов на композиционном уровне.

  3. Исследовать, как содержательные элементы хамриййат представлены в трактатах средневековых арабских ученых о вине.

  4. Классифицировать и проанализировать ключевую поэтическую лексику винной поэзии на начальных этапах развития жанра.

  5. Выделить основные тематические части винных стихов и рассмотреть устойчивые поэтические мотивы и способы их выражения на уровне поэтической строки.

  6. Проанализировать особенности поэтических образов в винных стихах (на примере цветообозначений в хамриййат).

Материалом исследования послужили диваны арабских поэтов ('Алкамы, Зухайра ибн Аби Сулма, 'Ади ибн Зайда, ал-А'ша, Абу Михджана ас-Сакафи, Имру'улкайса, Лабида, ан-Набиги аз-Зубйани, Хатима ат-Та'и, Ка'ба ибн Зухайра, Хассана ибн Сабита, ал-Ахтала, ал-Валида ибн ал-Иазида, Абу Нуваса) и антологии поэзии (Му'аллаки, Муфаддалиййат, Диван ал-хузайлиййин, «Китаб аш-ши'р ва-ш-шу'ара'» /«Книга о поэзии и поэтах»/ Ибн Кутайбы, «Китаб ал-агани» /«Книга песен»/ ал-Исфахани, «Махзан ал-адаб» /«Сокровищница литературы»/ ал-Багдади). Для реконструкции в общих чертах представления о месте винных стихов в арабской поэзии, нами привлекались также трактаты по поэтике (Ибн Кутайба «Китаб ал-ма'ани» /«Большая книга мотивов»/, Кудама ибн Джа'фар «Накд аш-ши'р» /«Критика

поэзии»/, Ибн ал-Му'тазз «Китаб ал-бади'» /«Книга о «новом» стиле»/, ал-'Аскари «Китаб ал-ма'ани» и «Китаб ас-сина'атайн» /«Книга двух ремесел»/, Ибн Рашик «'Умда» /«Опора»/, ас-Са'алиби «Йатима» /«Неповторимая жемчужина времени»/). При рассмотрении колористической лексики нами использовался словарь Ибн Манзура «Лисан ал-'араб», а также труд ас-Са'алиби «Фикх ал-луга» («Понимание языка»). Особенность жанра, за которым часто стоит внелитературная ситуация пиршества, предопределила работу не только с поэтологическими источниками, но и с трактатами нравоучительно-развлекательного содержания (адабная литература) (Ибн ал-Му'тазз «Фусул ат-тамасил» /«Главы о сравнениях»/, Ибн 'Абд Раббихи «Ал-'икд ал-фарид» /«Единственное ожерелье»/, Кушаджим «Адаб ан-надим» /«Адаб сотрапезника»/) и др.

Методологически исследование базируется на рассмотрении как традиционных поэтологических представлений арабских филологов, так и результатов современной науки в понимании принципов творчества в литературе Средних веков (И. Ю. Крачковский, Ж.-К. Ваде, Д. С. Лихачев, А. Я. Гуревич, А. Ф. Лосев, Ю. М. Лотман, С. С. Аверинцев, А. Б. Куделин, 3. Н. Ворожейкина, М. Л. Рейснер, В. И. Брагинский, П. А. Гринцер, А. Е. Бертельс, Е. А. Гуревич, А. Д. Михайлов). Совмещение традиционной точки зрения, взгляда «изнутри», с позициями современного литературоведения обеспечивает необходимый историзм, позволяет более адекватно интерпретировать рассматриваемую проблему и делать важные теоретические выводы о характере развития арабской поэзии в целом.

Научная новизна настоящей работы обусловлена тем, что она является первым в отечественной арабистике исследованием винных стихов на протяжении значительного периода. Новым в диссертации является классификация поэтической лексики на начальных этапах развития жанра, рассмотрение реализации тематических элементов в хамриииат в пределах бейта, а также исследование специфики цветообозначения в винных стихах. В данной работе при анализе поэтических текстов впервые привлекаются

произведения адабной литературы, в том числе ранее не рассматривавшийся в отечественной науке трактат Кушаджима «Адаб сотрапезника».

Практическая значимость диссертационной работы определяется тем, что обработанный и классифицированный в ней материал можно использовать для обучения чтению текстов классической арабской поэзии, при разработке специальных курсов лекций и составлении справочных и учебных пособий. Методика описания поэтических мотивов может быть взята за основу при исследовании репертуара других жанров. Рассмотренный поэтический материал также может привлекаться для сравнительного анализа стиля арабских поэтов указанного периода. Кроме того, работа содержит сведения, представляющие интерес для изучения общественных и культурных процессов в Арабском халифате VIII-IX вв.

Апробация. Настоящая работа обсуждалась на кафедре арабской филологии ИСАА при МГУ. Материалы, входящие в диссертацию, были представлены в качестве докладов на конференциях в ИСАА при МГУ, а также в тезисах и статье, опубликованных в научных сборниках. Отдельные положения работы прошли апробацию в процессе семинарских занятий на старших курсах.

Подобные работы
Людинина Ольга Евгеньевна
Генезис и эволюция французской мифологической драмы первой половины XX в.
Акимушкина Екатерина Олеговна
Тюремная лирика в персидской литературе XI-XIV вв.: генезис и эволюция
Пашигорев Владимир Николаевич
Роман воспитания в немецкой литературе XVIII-XX веков. Генезис и эволюция
Давыдов Данила Михайлович
Русская наивная и примитивистская поэзия: генезис, эволюция, поэтика
Гладкова Ирина Борисовна
Топос Сибири в русской очерковой прозе 1960-1980-х годов (Л. Н. Мартынова, В. Г. Распутина, П. Н. Ребрина, И. Ф. Петрова) (Семантика, генезис, эволюция)
Наумова Елизавета Сергеевна
Генезис и эволюция солярных аспектов мифологии Аполлона
Баталова Фатима Касаевна
Генезис и эволюция сюжетно-повествовательной поэмы в абазинской литературе
Хохлова Ирина Александровна
Поэзия Фернандо Пессоа (Циклы гетеронимных стихов)
Козлов Илья Владимирович
Книга стихов Ф. Н. Глинки "Опыты священной поэзии": проблемы архитектоники и жанрового контекста
Сафронова Ирина Павловна
Эстетические функции пунктуации в поэзии Марины Цветаевой (На материале циклов "Стихи к Блоку" и "Стихи к Пушкину")

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net