Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Искусствоведение
Музееведение; хранение художественных ценностей и памяток архитектуры

Диссертационная работа:

Дуань Юйнун. Особенности развития древнекитайского зодчества и влияние его образов на архитектуру и садово-парковое искусство Санкт-петербурга и его пригородов : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Дуань Юйнун; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена].- Санкт-Петербург, 2008.- 138 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-17/76

смотреть введение
Введение к работе:

Диссертация посвящена исследованию влияния китайского искусства на формирование художественных образов в архитектуре и садово-парковом искусстве Санкт-Петербурга и его пригородов.

Актуальность исследования обусловлена рядом обстоятельств социокультурного и общенаучного плана. В XVIII столетии Европа стремительно развивает торговые отношения со странами Ближнего и Дальнего Востока. Изделия мастеров этих стран, привозимые в небольшом количестве, становились символами богатства и просвещенности. Особое внимание европейских коллекционеров было обращено на произведения китайских мастеров. Интерес к культуре Китая проявился как в собирательстве и изучении произведений декоративно-прикладного искусства, так и в стремлении воплотить образы далекой и загадочной страны в архитектурных произведениях. Однако, поверхностное знакомство с особенностями китайского зодчества привело к созданию сооружений лишь отдаленно напоминающих постройки китайских архитекторов, а мотивы китайского изобразительного искусства «вплетались» в стилистику европейского искусства, что, впрочем, совершенно не смущало ни авторов таких произведений, ни заказчиков.

В России «китайский» стиль появился во второй половине XVIII века и вызвал у современников необычайный интерес. Большинство построек в «китайском» духе сосредоточено в двух загородных резиденциях -Ораниенбауме и Царском Селе, расположенных в пригороде Санкт-Петербурга. В Ораниенбауме «китайская» тема была представлена преимущественно в интерьерах и в парке в малых формах архитектуры. В Царском Селе - в многочисленных парковых элементах.

Данная работа призвана не только сопоставить и проследить влияние образов китайского искусства на архитектуру и декоративно-прикладное искусство России XVIII - XIX вв., но и укреплению неправительственных дружеских контактов в культурном сотрудничестве Китая и России.

Степень научной разработанности проблемы. В работе над диссертацией использованы разнообразные архивные и музейные материалы, из которых были почерпнуты необходимые нам фактические данные. В работе также использованы рисунки и фотографии автора, а также результаты выполненных автором натурных исследований. Библиографический список составляет более 100 источников на русском языке и более 50 на китайском.

Среди русскоязычных трудов хотелось бы особенно отметить книги М.Е.Кравцовой «История искусства Китая» (2004) и «История культуры Китая» (1999), в которых автор последовательно освещает различные аспекты истории архитектурных и ландшафтных ансамблей Китая.

Особенности развития культурных связей и влияния Китая на строительное искусство России рассматриваются в трудах ряда русских специалистов. В первую очередь заслуживает упоминания широко известная книга Д.С.Лихачева «Поэзия садов» (1991). Некоторые особенности

формирования в искусстве русского паркостроения «китайской» темы охарактеризованы в работе А.П.Вергунова и В.А.Горохова «Русские сады и парки» (1988). Авторы этой работы приводят обширную библиографию, касающуюся самых различных проблем ландшафтной архитектуры. Особый интерес представляет работа Доона Джонсона «Китайский стиль» (2004), посвященная различным аспектам развития стиля «шинуазри» в искусстве стран западной Европы.

Необходимо отметить издания по теории и истории мирового садово-паркового искусства и архитектуре, которые имели большое значение для написания данной диссертации, так как в них рассматриваются общие закономерности развития архитектурных процессов. Это хорошо известные труды Т.Б.Дубяго «Русские регулярные сады и парки» (1963), Д.О.Саймондса «Ландшафт и архитектура» (1965), В.А.Горохова и Л.Б.Лунца «Парки мира» (1985), З.А.Николаевской «Садово-парковый ландшафт» (1988), а также ряд других сочинений. Среди вышедших в последние годы работ, посвященных развитию русского усадебного зодчества, особого внимания заслуживают произведения А.П.Вергунова и В.А.Горохова «Вертоград» (1996), Е.А.Борисовой «Русская архитектура в эпоху романтизма» (1997), Т.П.Каждан «Художественный мир русской усадьбы» (1997) и сборник «Архитектура русской усадьбы», изданный под редакцией Н.Ф.Гуляницкого в 1998 году. Эти труды отличает глубокий подход авторов к стилистике архитектурных и парковых форм, а также внимание к другим вопросам, связанным с развитием усадебной культуры.

В процессе работы над диссертацией нами были использованы и труды других авторов. Они перечислены в списке литературы.

Объектами исследования стали памятники китайской архитектуры и сооружения в «китайском» стиле, расположенные на территории Санкт-Петербурга и его пригородов.

Предмет исследования - влияние китайской архитектуры на формирование системы художественных образов Санкт-Петербурга и его пригородов.

Границы исследования. Географические и хронологические границы исследования имеют следующие ограничения. История архитектуры Китая рассматривается с древнейших времен и до падения императорской династии в XX веке. А границы исследования русской архитектуры определяются второй половиной XVIII и началом XIX века - временем увлечения восточной тематикой. Такое ограничение позволяет лучше изучить выбранную для анализа группу памятников и провести более подробный сравнительный анализ архитектурных и парковых композиций, расположенных на территории Китая и России.

Для выработки целостного представления об истории развития «китайской» темы в русской архитектуре необходимо изучить не только произведения, расположенные на территории Санкт-Петербурга и области, но и памятники архитектуры и ландшафтного искусства Китая. Точное определение

состава памятников позволит более тщательно проследить историю создания и развития ряда произведений садово-паркового искусства, уточнить сведения об авторах и владельцах.

Кроме того, следует заметить, что определение характера влияния китайского зодчества на создание русских памятников невозможно без определения европейских предпосылок увлечения «китайской» тематикой.

Целью исследования является изучение влияния культуры Китая на формирование системы образов в архитектуре Санкт-Петербурга и его пригородов.

Задачи исследования:

1) обобщить и систематизировать историко-теоретический материал в
области истории древней китайской архитектуры,

2) выявить специфические черты архитектуры и садово-паркового
искусства Китая; рассмотреть приемы формирования пространственной среды,
принципы формообразования в архитектуре Китая, для чего необходимо
изучить факторы, которыми определялось развитие китайского искусства
(географические, климатические, исторические и религиозные);

3) проследить возникновение и развитие «китайской» темы в
западноевропейском изобразительном искусстве и архитектуре,

4) выявить особенности развития «китайского» стиля в архитектуре и
садово-парковом искусстве России.

5) проанализировать произведения архитектуры и садово-паркового
искусства Санкт-Петербурга и его пригородов, в которых прослеживается
влияние китайского искусства.

Методология исследования обусловлена выбором темы. Для решения
основных задач диссертации был использован метод эмпирического поиска
материалов, системный, комплексный подход к проблематике исследования,
сравнительно-исторический метод, философско-эстетический и

искусствоведческий подходы к решению обозначенных вопросов.

Гипотеза исследования. В последние годы, в связи с активизацией двухстороннего культурного обмена между Китаем и Россией представляется особенно актуальным обращение к теме взаимовлияния и взаимопроникновения культур этих держав. Кроме того, проведение реставрационных работ на территории дворцово-парковых комплексов, расположенных в Санкт-Петербурге и его пригородах, потребовавших серьезных научных изысканий, заставили по-новому взглянуть на тему «Восток - Запад» в русской архитектуре.

Источники исследования: труды китайских, русских и европейских ученых, посвященные различным аспектам китайского, русского и европейского изобразительного искусства и архитектуры, архивные материалы, фотоснимки.

Научная новизна исследования состоит в следующем: 1) собраны, систематизированы и впервые введены в научный оборот на территории России фотоснимки и зарисовки произведений архитектуры,

декоративно-прикладного и садово-паркового искусства Китая, в том числе ныне утраченных памятников или частей архитектурно-ландшафтных композиций.

  1. проведен подробный сравнительный анализ эволюции приемов формирования архитектурной композиции в зодчестве Китая.

  2. проведен сравнительный анализ приемов формирования объемно-пространственной композиции сооружений Китая и «китайских» памятников, расположенных в пригородах Санкт-Петербурга.

Положения, выносимые на защиту:

типология и принципы формообразования в китайской архитектуре и садово-парковом искусстве;

принципы оформления интерьеров в китайском зодчестве;

приемы «китайского стиля» в искусстве Западной Европе и России

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что его результаты содержат новые научные положения, которые могут найти развитие в последующих искусствоведческих разработках. Исследование влияния образов древней китайской архитектуры на формирование образной системы в архитектуре и садово-парковом искусстве Санкт-Петербурга и его пригородов является научным искусствоведческим теоретико-методическим материалом, существенным для постижения художественно-творческого мышления мастеров китайского и русского зодчества, а также для изучения искусства других эпох.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть полезны для проведения научных изысканий, посвященных проблемам творчества как русских, так и китайских мастеров искусства. Практическая ценность работы определяется тем, что сформулированные в диссертации положения могут быть использованы при разработке программ лекционных и практических курсов по истории и теории изобразительного искусства и архитектуры, эстетике, культурологии и других учебных дисциплин.

Материалы диссертации могут оказать существенную помощь в подготовке экскурсионных проектов для сферы туризма, в реставрации памятников архитектуры и проведении природоохранных мероприятий как в Китае, так и на территории Российской федерации.

Рекомендации по использованию результатов исследования. Результаты диссертационного исследования могут:

быть использованы при разработке программ лекционных и практических занятий по истории искусства в Российском государственном педагогическом университете им. А.И.Герцена, в институте искусств Сычуаньского университета, а также в просветительской работе.

быть использованы при разработке программ лекционных и практических курсов по истории и теории изобразительного искусства и архитектуры, эстетике, культурологии и других учебных дисциплин.

могут оказать существенную помощь в подготовке экскурсионных проектов для сферы туризма, в реставрации памятников архитектуры и проведении

природоохранных мероприятий как в Китае, так и на территории Российской федерации.

Достоверность научных результатов и основных выводов исследования обеспечивается

полнотой собранного материала, его тщательным анализом и выбранными методами исследования;

широтой охвата теоретических источников исследования и методологической обоснованностью исходных теоретических позиций;

корректным использованием данных искусствоведческих, историко-художественных материалов, связанных с проблематикой диссертации.

Апробация исследования. Основные положения диссертации нашли отражение в докладах на международных научно-методических и научно-практических конференциях, в ряде статей в научных сборниках и журналах, в том числе в рекомендованных ВАК изданиях (общий объем публикаций по теме диссертации 3,3 п.л.). Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры художественного образования и музейной педагогики РГПУ им. А.И.Герцена.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии (наименований). Текст диссертации дополняет приложение, представленное отдельным томом (200 иллюстраций). Объем основного текста - 146 страниц. Общий объем диссертации - 291 страница.

Подобные работы
Панова Наталья Геннадьевна
Художественно-композиционные особенности творчества А. А. Дейнеки в контексте развития советского искусства 1920-1930-х гг.
Волкова Юлия Витальевна
Динамика развития окна как архитектурного элемента в культовом зодчестве Алтая середины XVIII - начала XX вв.
Саламзаде Эртегин Абдул Вагаб оглы
Искусствознание Азербайджана, XX в. : Проблематика и методология науки об изобразительном, декоративно-прикладном искусстве и архитектуре
Вершинин Геннадий Васильевич
Контекст в архитектуре, дизайне, искусстве XX века
Ершова Екатерина Марковна
Архитектура дорожных сооружений в русском изобразительном искусстве середины XIX века
Земцова Ирина Валерьевна
Еврейское изобразительное искусство в Санкт-Петербурге во второй половине XIX-начале XX вв.
Пономарева Наталья Ивановна
Реализация идеи национального воспитания в системе образования средствами народного искусства (Опыт возрождения Школы Народного Искусства Императрицы Александры Федоровны в Санкт-Петербурге. Ис
Крылова Вера Климентьевна
Русский драматический театр в Якутии (Особенности развития в национальной республике)
Ляскало Валентина Ивановна
Дидактические особенности развития познавательных процессов младших школьников в коррекционно-развивающем обучении
Ракич Зоран
Особенности развития баянно-аккордеонной культуры в Сербии

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net