Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Культурология
Теория и история культуры

Диссертационная работа:

Крайнова Елена Анатольевна. Непрерывность и прерывность художественного времени в контексте культуры : на материале русской прозы XIX-XX вв. : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01 / Крайнова Елена Анатольевна; [Место защиты: Морд. гос. ун-т им. Н.П. Огарева].- Саратов, 2008.- 144 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-24/20

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:
Глава 1. Непрерывность художественного времени в культуре XIX века
1.1. Культурно-исторические детерминанты непрерывности времени в XIX веке
1.2. Ненормированные темпоральные структуры художественных текстов русской прозы XIX века: непрерывность, упорядоченность, линейность
1.3. Нормированные темпоральные структуры художественных текстов русской прозы XIX века: хаос в порядке
Глава 2. Прерывность художественного времени в культуре XX века
2.1. Культурно-исторические детерминанты прерывности времени в XX веке
2.2. Идея дискретности художественного времени П.А. Флоренского
2.3. Ненормированные темпоральные структуры художественных текстов русской прозы XX века: прерывность, хаотичность, нелинейность
2.4. Нормированные темпоральные структуры художественных текстов русской прозы XX века: порядок в хаосе
2.5. Роль порядка и хаоса в художественной культуре "
Введение к работе:

Актуальность темы исследования. Время — одна из основных универсальных категорий культуры Темпоральные представления в обществе могут быть разнообразными и индивидуализированными, однако фундаментальные понятия о времени, его течении и структуре являются продуктами коллективного сознания и обусловлены, прежде всего, контекстом культуры.

Литература как темпоральное искусство, основной задачей которого является отображение течения «реки времени», в большей мере, чем любое другое искусство, становится искусством времени Проблема непрерывности и прерывности художественного времени в контексте культуры является несомненно актуальной в культурологии, так как структура художественного времени литературного произведения отражает не только замыслы, мастерство конкретного писателя, но и его мировоззрение как человека определенной эпохи. По мнению Ю М Лотмана, «законы построения художественного текста в значительной мере суть законы построения культуры как целого»1 Важным и плодотворным для ответа на вопросы о закономерностях изображения времени в прозе XX в. является изучение опыта русской классики ХГХ в

Были проанализированы темпоральные структуры следующих произведений русской прозы XIX и XX вв «Капитанская дочка» А С. Пушкина (1836), «Обыкновенная история» И А Гончарова (1847), «Рудин» И.С Тургенева (1856), «Идиот» Ф М Достоевского (1868), «Анна Каренина» ЛН Толстого (1873-1877), «Господа Головлевы» ME Салтыкова-Щедрина (1875-1880), «Легкое дыхание» И А Бунина (1916), «Мастер и Маргарита» МА Булгакова (1929-1940), «Раковый корпус» А И Солженицына (1968), «И дольше века длится день» Ч Т Айтматова (1980), «Чапаев и Пустота» В О Пелевина (1996), «Замыслил я побег » Ю М Полякова (1997)

Выбор имен писателей и произведений обусловлен их значимостью для русской культуры XIX - XX вв. Разумеется, этот список текстов не отражает весь сложный и многогранный литературный процесс ХГХ — XX вв Здесь представлены лишь некоторые из вершин Однако именно вершины определяют лицо культуры — эта идея сегодня не только звучит в виде культурологической максимы, но и получает весомое доказательство на уровне теоретико-информационной методологии

Степень научной разработанности проблемы. Загадка времени интересует человечество на протяжении всего его существования, поэтому количество работ, посвященных феномену времени, поистине необозримо Исследование непрерывности и прерывности художественного времени в

'ЛотмацЮМ Внутри мыслящих миров человек- текст - семиосфера - история / Ю М Лотман -М Языки русской культуры, 1996 -С 41

контексте культуры (на материале русской прозы XIX - XX вв) предполагает два этапа Сначала были рассмотрены идея непрерывности и идея прерывности времени в культуре, потом - непрерывность и прерывность темпоральных структур русской прозы XIX - XX вв Иными словами, из огромного количества научных трудов о феномене времени были выделены работы, посвященные представлениям о времени в культуре XIX и XX вв, а также структуре художественного времени

В русле философии естествознания проблему непрерывности и прерывности времени исследуют А Л Алюшин, Р А Аронов, М Д Ахундов, А Н. Вяльцев, В С. Готт, В П Казарян, Е Н Князева, Л М Косарева, СJI Курдюмов, Ю Б Молчанов, Ф В Недзельский, Д В Никулин, Р И Пименов, И А Хасанов, С Хокинг и др, а также мэтры науки: В И Вернадский, И Р Пригожий, Аристотель, П С Лаплас, Г В Лейбниц, И. Ньютон, А Эйнштейн Большое значение имеет аксиома непрерывности немецкого математика XIX в Р Дедекинда Этот список объединяет различных авторов (философов, физиков, математиков), но ведущий принцип - упор на естественно-научный материал и его философское осмысление - в их работах сохраняется В них проводится анализ и сопоставление физических теорий, прослеживается развитие содержания категории времени в широком научном и историко-философском планах.

Представления о времени в различные культурные эпохи (историко-культурный подход) рассматривают. Э В. Баркова, А Я Гуревич, Ж Ле Гофф, А В. Полетаев, И М Савельева, В Н Ярская и др, а также классики философской мысли -НА Бердяев и А Бергсон, Э Гуссерль, И Кант, М Хайдеггер Проблеме непрерывности и прерывности времени в аспекте развития и функционирования культуры уделяют особое внимание Т.А АлексинаиПП Гайденко.

Изучению художественного времени посвящена обширная научная литература, однако многие ученые указывают на недостаточную разработку именно структурного аспекта в анализе времени литературного произведения Этот пробел автор и постарался восполнить в диссертации.

Фундаментальные труды по художественному времени - это монографии М М. Бахтина, Д С Лихачева, по структуре художественного текста - монографии Ю М. Лотмана

Опорой для диссертанта стали работы ПА Флоренского, так как именно он выдвигает идею прерывности художественного времени, называет временные рамки идеи непрерывности времени в культуре

Проблема времени в литературе и искусстве исследовалась в наиболее важных аспектах на симпозиуме, прошедшем в Москве в 1970 г и на конференции, проведенной в 1984 г Ленинградским государственным институтом театра, музыки и кинематографии им. Н К. Черкасова По материалам симпозиума и конференции вышли сборники, в которых авторы статей указывают на перспективность исторического подхода к исследова-

нию эволюции художественного времени, а также изучают структуру художественного времени в произведениях различных жанров2.

Основой для многих положений, изложенных в диссертации, послужили эстетические и культурологические концепции А В Волошинова, посвященные анализу темпоральной структуры художественных текстов3, а также различным аспектам синергетики культуры и синергетики искусства.

Французский философ П. Рикер выделяет два типа темпоральных структур - раздробленную и линейную: дискретная структура подходит для времени опасностей и приключений, а линейная, более связная структура, соответствует роману воспитания, где доминируют темы развития и изменения4

Немецкие ученые X Гермац-Трентеполь и П Штайн в своих подробных рецензиях на книгу Д Геттше «Время в романе» обращаются к проблеме времени в немецком романе с конца XVIII в. по XIX в "П. Штайн называет подход Д Геттше культурно-историческим в отличие от структурного подхода П. Рикера Д Геттше особое внимание уделяет жанру современного романа, понимая его как роман о современной для писателя истории, так как именно в таком романе наиболее полно отражается мировоззрение людей определенной эпохи5.

Культурно-исторический подход к проблеме художественного времени доминирует в работах Ю Г. Васильева, И.М. Гуткиной, Н Б Зубаревой, структурный - в работах 3 Л Тураевой Диссертанту более близка попытка Н Н. Джохадзе совместить оба эти подхода.

Непрерывность художественного времени - это все-таки некая упорядоченность, а прерывность художественного времени подразумевает хаотичность В связи с этим возникает вопрос о роли порядка и хаоса в художественной культуре. Эту проблему рассматривают И С. Евин, Д С. Лихачев, Ю С. Степанов, Н А Хренов, А К. Якимович и др

Научная гипотеза исследования. Ментальные доминанты каждой культурной эпохи находят отражение в структуре художественного текста

Цель и задачи исследования. Цель данного исследования заключается в исследовании непрерывности и прерывности художественного времени в контексте культуры Материалом для исследования служат художественные произведения русской прозы XIX - XX вв.

2 Ритм, пространство и время в литературе и искусстве - Л Наука. Ленинградское отделение, 1974 -
299 с, Пространство и время в искусстве межвуз сб науч. тр - Л, 1988-170 с

5 Волошинов, А. В Математика и искусство / А В Волошинов - 2-е изд, дораб и доп - М Просвещение, 2000 -С 354-357

4 Рикер, П Конфигурация в вымышленном рассказе / П Рикер // Время и рассказ в 2 т - М, СПб Университетская книга, 2000 T 2 -С 88

3 GOttsche, D Zeit im Roman Literansche Zertreflexion und die Geschichte des Zeitromans ira spaten 18 und
mi 19 Jahrhundert (Corvey-Studien Zur Literatur-und Kulturgeschichte des 19 Jahrhunderts) ID GBttsche -
MOnchen Wilhelm Fink, 2001 -848 s

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач.

  1. Определить культурно-исторические детерминанты непрерывности времени в XIX веке

  2. Выявить общую тенденцию, свойственную темпоральным структурам литературных произведений русской прозы XIX века - непрерывность или прерывность - с помощью графического метода

  3. Определить культурно-исторические детерминанты прерывности времени в XX веке

  4. Выявить общую тенденцию, свойственную темпоральным структурам литературных произведений русской прозы XX века - непрерывность или прерывность - с помощью графического метода

5. Рассмотреть роль порядка и хаоса в художественной культуре

Объектом исследования выступает русская проза XIX - XX вв. как феномен культуры. Предметом исследования является художественное время в русской прозе XIX - XX вв

Теоретико-методологическая основа исследования. Теоретико-методологическую базу исследования составляют как традиционные методы диахронного историко-культурологического анализа, так и нетрадиционный для культурологии, а традиционный для математики - графический метод Применение такого метода при исследовании непрерывности и прерывности художественного времени удобно и наглядно для анализа категории времени в отдельных произведениях и для сопоставления разных произведений. Графический метод представления темпоральной структуры небольшой части художественного произведения (первые три главы первого тома «Войны и мира» Л Н. Толстого) используют И Д Рудь и И И Цук-керман6.

Важное методологическое значение имеет монография В М. Петрова, в которой он дает рекомендации по числу и качеству выборки эволюционного искусствоведческого исследования. По его мнению, «индивидуальность каждого изучаемого отрезка времени» можно раскрьггь, изучая творчество не двух - трех, а большего количества авторов, хотя «львиную часть всех инноваций осуществляет очень небольшая часть» гениев В диссертации было проанализировано 6 литературных текстов XIX в и 6 произведений XX в , написанных разными писателями в различные периоды XIX и XX вв (начало, середина и конец века) Общепризнанность, известность выбранных авторов вряд ли может подвергнуться сомнению

' Рудь, ИДО пространственно-временных преобразованиях в искусстве /ИД Рудь, И И Цукхерман // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве - Л Наука. Ленинградское отделение, 1974 -С 262-274

7 Петров, В М Количественные методы в искусствознании пространство и время художественного мира. Воздействие искусства на человека / В М Петров -M Академический Проект Фонд:«Мир», 2004 -С 117

Результаты исследования позволяют сделать ряд выводов, которые сформулированы в основных положениях, выносимых на защиту

  1. В культуре XIX в доминирует детерминистическое, линейное, объективно-рациональное мировидение. Культурно-исторические детерминанты непрерывности времени в XIX в - позитивизм, логический провиденциализм, детерминизм, философия И Канта как господствующие философские учения, субстанциальная концепция времени Ньютона и реляционная концепция времени Лейбница; идеи математиков по теории пределов (Р Дедекиндаит д)

  2. Темпоральные структуры литературных произведений русской прозы XIX в. тяготеют к линейному, непрерывному, прогрессивно-поступательному представлению художественного времени Для классических романов характерен «взгляд со стороны». Эта отстраненная позиция автора диктует последовательную временную цепь событий Нормированные темпоральные структуры художественных текстов русской прозы ХГХ в, т е в одном масштабе, демонстрируют разную среднюю скорость течения физического времени в текстах, обусловленную индивидуальностью писателя, своеобразием его художественного мира медленную («Идиот» Ф М Достоевского, «Анна Каренина» Л Н Толстого), среднюю («Капитанская дочка» А С Пушкина, «Обыкновенная история» И А Гончарова) и быструю («Рудин» И С Тургенева, «Господа Головлевы» ME Салтыкова-Щедрина)

3 В XX в время рассматривается как сложно организованная нелинейная данность Культура XX в. исповедует индетерминистические, нелинейные, бифуркационные, субъективно-экзистенциальные смыслы бытия. Культурно-исторические детерминанты прерывности времени в начале XX в. - революция в математике (Г Кантор), революция в физике (квантовая механика и теория относительности А Эйнштейна), в философии (А Бергсон, Э Гуссерль, Д.У Данн, М. Хайдеггер, НА Бердяев, В Н. Муравьев, П Д Успенский) Изобретение устройств видео- и звукозаписи способствует новому ощущению времени Визуальная эстетика камеры и монтажа позволяет теперь дробить художественную реальность, формирует экранную культуру Религия переживает глубокий кризис. Бог уже не связывает воедино поток времени С тех пор как в 1978 г. Герман Хакен изобрел понятие «синергетика», математическое свойство нелинейности обретает универсальный мировоззренческий смысл

4 Сложившийся в культуре XX в нелинейный образ времени соответствует экспериментам со структурой художественного времени в русской прозе XX в Работы П А. Флоренского дают новое видение художественного времени структура времени в литературном произведении, на его взгляд, предопределена идеей дискретности. Темпоральные структуры произведений русской прозы XX в в основном демонстрируют прерывное, хаотичное, нелинейное представление о художественном времени Для не-

классических произведений характерен «взгляд изнутри», вмещающий в объем одного сознания различные несводимые и непоследовательные идеи

Однако в некоторых художественных текстах русской прозы XX в сохраняются традиции линейного художественного времени писателей-классиков XIX в («Тихий дон» М.А. Шолохова (1928-1940), «В окопах Сталинграда» В П Некрасова (1944-1946), «Горячий снег» Ю В. Бондарева (1965-1969), «Раковый корпус» А И. Солженицына (1968), «Белые одежды» В Д Дудинцева (1987) и др) Общий стиль - реализм — объединяет эти произведения с текстами русской классики XIX в

Нормированные темпоральные структуры произведений русской прозы XX в демонстрируют при внешне темпоральном хаосе свой скрытый внутренний порядок: отношения симметрии, в частности, закон золотого сечения

5 Роль порядка и хаоса в художественной культуре заключается в их дополнительности Ненормированные темпоральные структуры художественных текстов русской прозы ХК - XX вв. выявляют общую тенденцию - порядок (непрерывность художественного времени в культуре XIX века) или хаос (прерывность художественного времени в культуре XX века), обусловленную контекстом культуры и господствующим гармоничным или дисгармоничным стилем в искусстве. Нормированные темпоральные структуры художественных текстов русской прозы XIX - XX вв. показывают, что, если стиль и эпоха диктуют порядок, то писатель вносит в произведение небольшой хаос, и, наоборот, если стиль и культура в целом диктуют хаос, то писатель вносит некую особую упорядоченность.

Основные результаты исследования, полученные лично автором, и их научная новизна:

  1. Установлено, что в культуре XIX в доминирует представление о времени как о непрерывном, поступательном движении, а в культуре XX в преобладает представление о времени как о прерывном, нелинейном движении Определены культурно-исторические детерминанты непрерывности времени в XIX в и прерывности времени в XX в

  2. Осуществлен анализ структуры художественного времени в литературных текстах русской прозы XIX - XX вв с помощью графического метода, который впервые применен диссертантом для исследования отдельного целого текста, а также для сопоставления нескольких произведений.

3 На основе сравнительного исследования темпоральных структур художественных текстов русской прозы XIX - XX вв выявлено, что общая тенденция в структуре художественного времени в XIX в - непрерывность, упорядоченность, линейность, в XX в - прерывность, хаотичность, нелинейность, обусловленные контекстом культуры.

4. Обосновано положение о том, что категории порядка и хаоса дополняют друг друга в структуре художественного времени в русской прозе XIX и XX вв

Теоретическая и практическая значимость работы определяется возможностью дальнейшего исследования эволюции художественного времени в искусстве в связи с эволюцией общественного сознания Положения и выводы, предлагаемые в работе, помогают все более активному сближению гуманитарных и точных наук, взаимопроникновению науки и искусства Также данное исследование может служить импульсом к расширению классических параметров искусствоведческого анализа. Представляется возможным использовать материалы диссертации в рамках различных спецкурсов по истории и теории культуры, философии культуры, эстетике, литературоведению

Апробация работы. Основные положения диссертации излагались автором на Региональной научной конференции «Актуальные проблемы социального и производственного менеджмента» (Саратов, 2005), Всероссийской научной конференции «Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук» (Саратов, 2006), Межрегиональной научно-практической и литературно-художественной конференции «V Масловские чтения» (Мурманск, 2006), Всероссийской научной конференции «Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук» (Саратов, 2007), конференции Саратовского государственного технического университета «Молодые ученые - науке и производству» (Саратов, 2007)

Структура работы обусловлена задачами диссертационного исследования Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы Главы работы разделены на 8 параграфов. Список использованной литературы содержит 180 работ отечественных и зарубежных авторов

Подобные работы
Хисамиева Гульсум Карамовна
Надгробие в контексте национальной культуры : на материале Юго-Востока Татарстана
Кошелева Анна Владимировна
Генезис и трансформация властной элиты в контексте отечественной культуры: динамика процесса и его теоретическое осмысление : на материале истории России IX - начала XX вв.
Трифонова Людмила Леонидовна
Идея "дионисийства" Вяч. И. Иванова в контексте движения богоискательства рубежа XIX - XX вв.
Корнышова Мария Николаевна
Проблема духовных ценностей в русской философии рубежа XIX - XX веков
Тархова Алла Александровна
Традиционная культура русской деревни середины XIX-XX вв. (На материалах Пензенской области)
Гашева Наталия Николаевна
Синтез в русской культуре XIX - XX веков: типология и динамика форм
Санжеева Лариса Васильевна
Модель мира в традиционной культуре бурят XIX-XX вв.
Долгина Екатерина Станиславовна
Проблемы культуры в русской литературной утопии XIX-XX веков
Новик Юлия Олеговна
Культурологические исследования первобытного и традиционного искусства в странах Западной Европы и США : конец XIX-XX вв.
Гришин Михаил Владимирович
Взаимодействие художественных культур Японии и стран Запада во второй половине XIX-XX веках

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net