Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Культурология
Теория и история культуры

Диссертационная работа:

Соколова Елена Николаевна. Мировоззренческие аспекты влияния английской бытовой традиции на дворянскую усадебную культуру России первой трети XIX века : диссертация ... кандидата философских наук : 24.00.01 / Соколова Елена Николаевна; [Место защиты: Моск. гос. лингвист. ун-т].- Москва, 2008.- 187 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-9/224

смотреть введение
Введение к работе:

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью возрождения национальных традиций, моральных и семейных ценностей, веры в сильное государство, что является важным условием сохранения самостоятельности и самобытности России, ее способности независимо реализовывать внешнеполитическую стратегию во все более усложняющейся геополитической обстановке. Актуальность исследования также обусловлена современными процессами переосмысления роли и места культурных традиций в динамике современного социокультурного и духовного развития России в контексте процессов глобализации, стирающих национальные различия и стремящихся к унификации культурных форм и ценностей, и необходимостью изучения процесса межкультурного взаимодействия, способствующего сохранению самобытности культур. Сложные социально-экономические преобразования в России сопровождаются ломкой прежних идеологических и нравственно-духовных установок. В ситуации, когда новые идеалы и ценности еще не сформировались, не нашли выражения во всех сферах культуры, не укоренились в сознании людей, а старые — уже отвергнуты как «ложные» и «несостоявшиеся», возникает неизбежный нравственно-психологический вакуум, описанный X. Ортега-и-Гассетом следующим образом: «Жестокий разрыв настоящего с прошлым - главный признак нашей эпохи и, похоже, что он-то и вносит смятение в сегодняшнюю жизнь. Мы чувствуем, что внезапно стали одинокими, что мертвые умерли всерьез, навсегда и больше не могут нам помочь. Следы духовной традиции стерлись. Все примеры, образцы, эталоны бесполезны. Все проблемы, будь то в искусстве, науке или политике, мы должны решать только в настоящем, без участия прошлого. Лишенный своих бессмертных мертвых, европеец одинок»1. В современной России очевиден поиск духовной, нравственной

Ортега-и-ГассетX, Дегуманизация искусств. -М.: ACT «Ермак», 2005. -С. 211.

4 опоры не в ближнем демифологизированном советском, а в более далеком прошлом страны.

Образ «истинной России» обозначен в общественном сознании и в культуре рядом мифологем, одной из которых является «русский дом». Именно понятие дома-усадьбы - наиболее устойчивое символическое закрепление образа культурного пространства, культурного локуса России. Сегодня создание дома, концептуально ориентированного на воспроизводство модели традиционной русской усадьбы, является попыткой восстановить оборванные историко-культурные и мировоззренческие связи, способом обретения утраченного отношения к традиции, к значимому историческому опыту обустройства и образа жизни, стремлением к обретению целостной культурной идентичности. Корни духовной уникальности России скрыты в национальном прошлом, и изучение русской усадьбы как одного из значимых аспектов культурного наследия представляется особенно своевременным сегодня.

Актуальность темы обусловлена также недостаточной степенью изученности русской усадьбы в контексте межкультурного дискурса, особенно англо-русской межкультурной коммуникации, активно развивавшейся с петровского времени. Диссертация восполняет пробелы в изучении инвариантных свойств усадьбы как культурного текста, выявляет мировоззренческую и философскую основу усадебного образа жизни и мирочувствования. Точки пересечения жизни русской усадьбы с жизнью европейского, в частности английского manoi^, ярко иллюстрируют формирование усадебного быта, усадебного пространства и усадебного образа жизни в первой трети XIX в.

Для человека нашего времени «родовое гнездо» - это потенциальная возможность сохранить свою национальную культуру в пространстве и во времени. Исторические сломы, социально-культурные кризисы и перерывы традиции создают культурно-психологическую дистанцию, требующую для

2 В работах британских исследователей начала XXI в. чаще употребляется термин estately home.

5 своего преодоления, чтобы усадьба не просто воспринималась как элемент утраченного прошлого, но рассматривалась как возможность обретения мировоззренческих, нравственных и психологических опор в культуре повседневности.

Степень научной разработанности проблемы. Как системное явление дворянская усадебная культура в контексте мировоззренческих и культурных влияний требует при своем изучении сочетания различных подходов и учета особенностей исторических условий ее развития. Данная тема достаточно подробно разработана прежде всего историками и искусствоведами.

Отечественные специалисты-культурологи уделяют внимание изучению усадебной культуры как особого феномена. В то же время ощущается необходимость комплексного и системного исследования усадьбы и усадебного быта с точки зрения их роли и значения для формирования уникальной картины мира, образа и стиля жизни, которые долгое время обусловливали уникальные черты русского общества и культуры. Изучение проблем экологии национальной культуры, сохранения культурного наследия России требует глубокого и всестороннего изучения русской усадьбы как целостного исторического явления. Подобные исследования имеют большое практическое значение, т. к. без них затруднено развитие искусства реставрации и современных музейных практик. Анализ международного (в том числе британского) опыта сохранения исторических памятников крайне важен как для консервации немногих сохранившихся усадеб, памятников архитектуры и русского дворянского быта в России, так и для преодоления такого отрицательного явления современной культуры, как «новодел».

Вопросы политической и социально-экономической жизни России и мировоззренческие аспекты культурного развития русского дворянства, а также дворянской усадебной культуры исследуемого периода рассматривали в своих трудах отечественные историки Н. М. Карамзин, С. М. Соловьев, М.

И. Богданович, А. А. Кизеветтер, Н. К. Шильдер, П. Н. Милюкова, П. А. Зайочковский.

В отечественных и зарубежных архивах имеются многочисленные письменные источники исследуемого времени, принадлежавшие государственным организациям и частным лицам . Мемуары Ф. Ф. Вигеля, Н. Греча, Ф. Ансело и многих других, частная переписка и путевые заметки К. Н. Батюшкова, А. Т. Болотова, Е. Р. Дашковой, А. Л. Витберга, С. Терпигорева и массовые печатные издания (например, журнал «Столицы и усадьбы», аналог британского «Homes & Gardens») демонстрируют достаточно высокий уровень проработанности данной тематики. Уже в ранний период становления знаний о русской усадьбе исследователи изучали усадьбу как сложный хозяйственный, социально-административный, бытовой и культурный комплекс. Однако, несмотря на достаточную популярность тематики русской дворянской культуры, «русская усадьба» как самостоятельный феномен была исследована в ранний период недостаточно.

Революционная и постреволюционная эпохи характеризуются отсутствием интереса к дворянской культуре и усадебному быту. Однако группа москвичей-энтузиастов во главе с молодым искусствоведом В. В. Згурой создала в начале 20-х гг. XX в. Общество изучения русской усадьбы, которое играло важную научную и общественную роль в жизни России. В 1992 г. Общество возобновило свою работу4. Благодаря его деятельности и при его активной поддержке появились глубокие и интересные исследования Л. И. Летягина, И. В. Рязанцева, И. Л. Кызласовой, М. Ю. Меленевской, Н. Г. Пресновой, Л. А. Перфильевой, М. А. Поляковой, М. Б. Михайловой.

Создание Общества изучения русской усадьбы знаменовало собой новый этап в изучении русской дворянской усадебной культуры в рамках отечественной истории. К наиболее важным работам этого времени следует отнести публикации В. Щукина, Ю. М. Лотмана, Д. С. Лихачева, Л. В.

? См.: Русско-английские литературные связи (XVIII век-первая половина XIX века). -M.: Наука, 1982. 4 См.: Иванова Л. В. Два юбилея (Вместо предисловия) // Русская усадьба. - М.: Жираф, 1998. - Вып. 4 (20). -С. 7.

7 Ивановой, А. Н. Греча, Б. Р. Виппер, В. Я. Курбатова, Д. В. Поленова, П. П. Вейнер, В. К. Клейн, А. В. Григорьева, О. И. Пенчко, А. И. Фролова, Л. Пинского, И. Белоусова, В. А. Берлинских, О. Волкова, А. М. Гордина.

Искусствоведческий аспект изучения дворянской усадебной культуры представлен в работах В. С. Турчина, М. М. Алленова, Р. М. Кирсановой, М. В. Нащокиной, В. Неделина, О. А. Медведковой, О. С. Евангуловой, А. А. Карева, Е. В. Долгих, а также западных искусствоведов, историков и философов искусства (Г. Гордона, Э. Гомбриха, М. Баттистини, Ф. Буйли, В. Вейдле, К. Такера, П. Рузвельт).

Кросс-культурные подходы к изучению различных видов и типов культур (в том числе и культуры дворянства) представлены в трудах как отечественных (А. Г. Дугин, Л. И. Таруашвили, О. Л. Фишман, Е. Б. Черняк), так и западных специалистов (Э. Геллнер, В. Вон Лейден, Д. Волфит, А. Г. Кросс).

Культурно-антропологические и социально-антропологические ракурсы изучения дворянской усадебной культуры в рамках межкультурных влияний прослеживаются в трудах В. М. Фриче, К. С. Пигрова, А. Игнатова, О. А. Летова, А. Бенета, К. Аслета, К. Фокс, Б. Брауна, С. К. Левинсона, Б. Брайсон, X. Коля, П. Ходкинсона, Э. Якобса, Р. Ворчестер, Б. Майкса, Дж. Пассмора, Р. Скрутона, Н. Стори, П. Чайлдза и других.

Исследование дворянской усадебной культуры в контекстах повседневности представлено в трудах Ю. П. Анисимова, Ю. А. Бахрушина, Б. Р. Виппер, А. Н. Греча, Б. П. Денике, И. В. Евдокимова, В. В. Згура, В. К. Станюковича, В. Г. Сахновского, С. А. Торопова.

Особым уровнем изучения дворянской усадебной культуры является исследование ее отражения в литературных текстах эпохи. Благодаря творчеству Ю. М. Лермонтова, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя и других можно судить об укладе жизни современного им российского общества первой половины XIX в.

Художественная проза английской школы (Ч. Диккенс, У. Коллинз, сестры Бронте, Дж. Остин, X. Уолпол, А. Радклиф, Р. Б. Шеридан, Л. Стерн, У. Вордсворд, С. Т. Корридж, Р. Саути) дает представление о британских дворянских традициях. Литературные источники Великобритании (А. Поп, Дж. Свифт, С. Ричардсон, Г. Фиддинг, а до них - У. Шекспир, Дж. Мильтон, Дж. Драйден, Т. Уайет, X. X. Сарри, Дж. Гаскойи, Дж. Бейль) дают ключ к пониманию культуры и межкультурных влияний через описание бытовых, повседневных контекстов, семейных отношений, поведенческих практик, ценностных предпочтений и мировоззренческих установок.

Современные исследования мировоззренческих аспектов

межкультурных влияний, проведенные в работах И. Петровского-Штерна, Г. Гачева, Э. Я. Баталова, В. С. Васильева, А. Г. Дугина, А. 3. Акопяна, X. С. Триандиса, позволяют более точно восстановить механизмы культурной обусловленности образа и стиля жизни, а также показать значение ментальных и социальных факторов развития русской дворянской усадебной культуры первой трети XIX в.

Большое значение для разработки темы имеют публикации специалистов-музееведов и краеведов (Т. О. Хворых, О. С. Еванголовой, О. В. Докучаевой, Т. П. Каждан, Е. Н. Чернявской, Л. В. Тыдман, В. А. Киприна, О. И. Шевелевой, Е. А. Спрингис, Б. В. Сапунова, А. А. Галашевич, Г. С. Колпаковой, В. И. Новикова, А. В. Горбуновой, Л. М. Карнишиной, И. К. Бахтиной).

Современные исследователи судят о культуре дворянского быта XIX в. по ее лучшим образцам, по тому, что было в свое время действительно новым и оригинальным. Время осуществило отбор, история вынесла приговор всему незначительному и второстепенному. Динамика усадебной культуры повседневности и этико-эстетические традиции усадебного быта исследованы в публикациях М. В. Будылина, В. И. Гращенкова, Н. Белехова, А. Петрова, Л. Н. Самсонова, Т. Б. Кастальева, В. В. Цоффка, Е. А. Кантор, Н. А. Евсина, Л. Н. Баткина, С. П. Батраковой, Б. Давыдова, Н. Лернер.

Тем не менее несмотря на достаточно высокий уровень изученности проблемы в целом, ее культурологический аспект до сих пор остается недостаточно разработанным, нуждается в дальнейшей разработке, особенно в отношении периода русской истории, который принято называть «золотым усадебным веком».

Объектом исследования является русская дворянская культура первой трети XIX в. как сложная система, развивающаяся в контексте межкультурного взаимодействия.

Предметом исследования выступают мировоззренческие особенности и способы влияния английской бытовой традиции на дворянскую усадебную культуру России данного периода.

Теоретическую основу диссертации составляют философские,
культурологические, социологические, психологические и

искусствоведческие концепции, раскрывающие механизмы межкультурных влияний на формирование национальной картины мира и национальной культурной идентичности (на примере русской дворянской усадьбы первой трети XIX столетия).

В теоретическую основу диссертационного исследования легли философские труды О. Шпенглера, X. Ортега-и-Гассета, Г. В. Ф. Гегеля, К. Леви-Стросса, Г. Хейзинга и русских философов XIX - начала XX вв. (Г. В. Флоровского, В.В. Зеньковского, С. Н. Булгакова, Л. Корсавина, Г. П. Федотова), а также сочинения английских философов (Ф. Бэкона, Дж. Локка, Т. Гоббса, Кембриджской экономической школы, Дж. Толанда, Д. Гартли, Дж. Пристли, Д. Юма, Р. Оуэна, Дж. С. Миллема, Г. Спенсера, Ф. К. С. Шиллера, Р. Дж. Коллингвуда, Э. Керда, Ф. Брэдли, Б. Рассела, А. Н. Уайтхеда, Ч. Д. Броуди), современные философские исследования (В. С. Жидкова, Б. К. Соколова, В. Сахарова, Р. Бертрана, Г. Вейдле, Г. Гордона), работы краеведов (М. В. Нащокиной, В. Бердинских, Э. В. Пастон) и труды искусствоведов (М. М. Алленова, В. С. Турчина, Р. М. Кирсанова, С. С. Степановой, Е. В. Нестеровой, О. Б. Струговой).

Особое значение для реализации целей и задач диссертационного исследования имели идеи, раскрывающие наиболее значимые аспекты межкультурных взаимодействий, представленные в публикациях таких известных зарубежных философов и культурологов, как X. Е. Палмер, Ф. Г. Тернер, А. Гершенкрон, Р. Бенедикт, К. В. Валентин, Т. Ференци, И. де Мадариага, Л. Вульф, Л. Флешман, У. Бек, М. Уотерс, Т. Фридман, Э. Гидденс, С. Хантингтон, А. Маттелиарт, Л. Гросс, Г. Гербнер, Г. Шиллер.

Методологической базой исследования является применение междисциплинарного и системного подходов, принципов структурно-функционального, историко-генетического, сравнительно-исторического, герменевтического и феноменологического анализа.

Целью данного исследования является выявление и изучение причин, форм и способов репрезентации влияния английской бытовой традиции на дворянскую усадебную культуру России первой трети XIX столетия.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

- провести сравнительный анализ теоретических подходов к изучению
русской усадьбы как феномена национальной культуры в английской и
российской научной традиции;

- выявить социокультурные, мировоззренческие и социально-
политические факторы, обусловившие динамику развития картины мира
русского дворянства первой трети XIX в. и повлиявшие на особенности
рецепции различных форм и аспектов английской культуры повседневности
данного времени;

обозначить и проанализировать основные функции русского дома-усадьбы, реализующиеся в пределах рецепции инокультурных ценностей;

проанализировать мировоззренческие аспекты функционирования основных сценариев заимствования элементов английской бытовой традиции в русской усадебной культуре первой трети XIX в. и создать типологию кросс-культурных заимствований.

11 Научная новизна исследования заключается в следующем:

- впервые проведен культурологический анализ механизмов, форм и
последствий культурных влияний английской бытовой традиции на образ и
стиль жизни русской дворянской усадьбы первой трети XIX в.;

мировоззренческие аспекты рецепции русским дворянством англокультурных ценностей изучены как системное и социально значимое явление, обусловившее особый облик русской культуры данного времени;

осуществлен комплексный подход к исследованию этико-эстетических доминант восприятия культуры Англии в России первой трети XIX в., оказавших существенное влияние на дальнейшую динамику русского национального самосознания;

предложена типологизация англокультурных заимствований русской дворянской культурной средой первой трети XIX в.;

исследованы лингвокультурологические аспекты понятия «дом» в современном контексте и выявлена его взаимосвязь с мифологизированным концептом «русская усадьба»;

впервые введены в научный оборот многочисленные оригинальные англоязычные источники, посвященные данной теме.

Основные положения, выносимые на защиту:

- сравнительный анализ теоретических подходов (например,
искусствоведческого, краеведческого и т. д.) к изучению усадьбы как
феномена национальной культуры в английской и русской научной традиции
выявляет общность подходов и может быть инструментально применен в
рамках современных исследований мировоззренческих установок
формирования и развития национальных культурных традиций. На основе
изучения мировоззренческих аспектов влияния английской бытовой
традиции на культуру русского дворянства исследуемого периода, опираясь
на новые источники, показано, что в отечественной исследовательской
традиции культура изучается преимущественно через исследование картины
мира русского дворянства первой трети XIX в. В этом проявляется

12 доминирование социально-антропологического подхода к исследованию культурных традиций, в то время как для английской традиции характерен социоцентрический подход, который проявляется прежде всего как атрибуция социально-политического контекста;

- уникальные социокультурные и социально-политические факторы, сложившиеся в исследуемый период в Европе и в России, привели к интенсификации англо-российских связей, что неизбежно нашло свое отражение в картине мира русского дворянства первой трети XIX в. и повлияло на приоритеты «служения» русского дворянства; к доминантным факторам, повлиявшим на взаимодействие русской и английской культуры исследуемого периода, относится прежде всего мировоззренческий фактор, способствовавший формированию механизма рецепции различных форм и аспектов английской культуры повседневности данного времени; показано, что изменения происходили непрерывно;

концепт «дом» понимается как отражение антропоморфных факторов; функциональный контекст понятия «дом» меняется, что проявляется в реализации базового функционала русского дома-усадьбы в рамках функционального контекста концепта «дом»; показано, что рецепции инокультурных ценностей осуществляются в инвариантности индивидуальных интерпретаций;

наиболее важные мировоззренческие аспекты взаимодействия английской и русской культур, повлиявшие на особенности функционирования основных сценариев развития русской дворянской усадьбы исследуемого периода, заложены в основу новой типологии сценариев развития заимствований; они обусловили особенности механизмов и технологий рецепции англо-культурных ценностей, норм, традиций, идеалов и т. д.

Достоверность научных результатов обеспечивается использованием комплекса взаимодополняющих методов и методик, адекватных задачам и условиям проведенного исследования, внутренней согласованностью

13 полученных данных, а также объемом проанализированных материалов и характером источниковедческой базы. Библиографический список диссертации включает в себя 216 работ на русском, английском и французском языках.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что в результате исследования мировоззренческих аспектов влияния английской бытовой традиции на дворянскую усадебную культуру России первой трети XIX столетия предложена оригинальная типология англокультурных заимствований, выявлены механизмы и особенности рецепции элементов английской культуры повседневности русской дворянской средой указанного времени. Материалы диссертации и полученные выводы могут быть использованы для дальнейшего развития россиеведения при изучении межкультурных коммуникаций и явлений мультикультурализма. Материалы диссертационного исследования могут быть эффективно использованы при подготовке и чтении курсов по культурологии, истории и теории культуры, россиеведению, искусствознанию и отечественной истории в высших учебных заведениях гуманитарного профиля. Эмпирический материал, представленный в диссертации, и основные теоретические положения могут быть заложены в основу учебных практических курсов для студентов, изучающих межкультурную коммуникацию на английском языке с учетом экстралингвистических факторов.

Апробация диссертационного исследования. Материалы диссертации используются в преподавательской деятельности диссертанта с 2002 г. по настоящее время при проведении занятий со студентами-культурологами, изучающими европейские языки, по курсу «Культура повседневности», а также при проведении практикума по культуре речевого общения первого иностранного языка (английский) для студентов старших курсов переводческого факультета МГЛУ по темам «Жилищное строительство Великобритании»; «Государственный и политический строй

14 Великобритании», «Образование в Великобритании»; практикума по культуре речевого общения первого иностранного языка (английский) для студентов, обучающихся по специальностям «Культурология», «Журналистика», «Связи с общественностью», «Регионоведение» по теме «Жилищное строительство Великобритании»; для подготовки учебных пособий для студентов IV курса переводческого факультета МГЛУ по темам «Государственное устройство и политический строй Великобритании»; «Жилищное строительство Великобритании».

Отдельные положения диссертационного исследования автор изложил на международных научно-практических конференциях, в частности на IV Международной научной конференции «Язык и общество» (Российский государственный социальный университет. 26 октября 2006 г.). По теме диссертации автором опубликованы четыре научные статьи, три из которых - в изданиях, рекомендованных ВАК. Диссертация была обсуждена на кафедре мировой культуры ИМО и СПН ГОУ ВПО «Московский государственный лингвистический университет» и рекомендована к защите.

Подобные работы
Лебедева Елена Геннадиевна
Творчество женщин-художниц в культуре России (На материале светского искусства XVIII - последней трети XIX веков)
Еремеева Светлана Анатольевна
Приютинское братство как феномен интеллектуальной культуры России последней трети XIX - первой половины XX вв.
Шипунова Наталья Фатеевна
Достоевский в русской культуре конца XIX - первой трети XX века
Петрищева Ника Юрьевна
Русская народная лубочная литература XIX-начала XX века: культурологический аспект
Абдуллина Зишана Меметовна
Джадидизм в Башкирии в конце XIX начале XX веков: историко-культурологический аспект
Кузнецова Татьяна Феликсовна
Социокультурные аспекты промысловой деятельности монастырей в XIX - начале XX века
Бицадзе Наталья Витальевна
Социокультурные аспекты неорусского стиля в храмовом зодчестве конца XIX - начала ХХ века
Киласония Этери Нодариевна
Музыкальная культура 60-х годов XX века в России: от традиций к инверсиям
Амельченкова Светлана Александровна
Испанское влияние на русскую культуру в XIX веке
Левина Галина Львовна
Язычество и христианство в социокультурной ментальности России 30-х годов XIX века в проекции художественного текста

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net