Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Педагогические науки
Общая педагогика, история педагогики и образования

Диссертационная работа:

Боркина Наталья Викторовна. Становление опыта творческой деятельности младших школьников в процессе интегрированных музыкально-театральных занятий : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Боркина Наталья Викторовна; [Место защиты: Забайк. гос. гуманитар.-пед. ун-т им. Н.Г. Чернышевского].- Улан-Удэ, 2008.- 213 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-13/960

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава I. Теоретические основы становления опыта творческой деятельности младших школьников в процессе интегрированных музыкально-театральных занятий

  1. Сущностная характеристика опыта творческой деятельности 16

  2. Психолого-педагогические аспекты становления опыта творческой деятельности у младших школьников в процессе интегрированных музыкально-театральных занятий

  3. Теоретическая модель становления опыта творческой деятельности у младших школьников на интегрированных музыкально-театральных

занятиях

Выводы по первой главе 74

Глава П. Практика становления опыта творческой деятельности у младших школьников в процессе интегрированных музыкально-театральных занятий в условиях общеобразовательной школы

2.1. Творческая деятельность младших школьников в музыкальном
образовании начальной школы 78

2.2. Педагогическое обеспечение становления опыта творческой
деятельности у младших школьников на интегрированных музыкально-
театральных занятиях

  1. Программа становления опыта творческой деятельности у младших школьников «Музыкальные занятия. Синтез искусств»

  2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 146

Выводы по второй главе 154

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 157

ЛИТЕРАТУРА 162

ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение к работе:

Актуальность исследования. Современное общество ставит перед школой задачу воспитания активной творческой личности, способной быстро принимать нестандартные решения, ориентироваться в изменяющихся ситуациях, проявлять инициативу и личностную позицию, обладающей развитым активным воображением для решения сложнейших задач, которые выдвигает жизнь. В связи с этим происходит замена парадигмы «человека знающего» (т.е. вооруженного системой знаний, умений и навыков) на парадигму «человека, подготовленного к жизнедеятельности», человека, способного активно и творчески мыслить, интеллектуально и нравственно самосовершенствоваться.

Становление творческой личности возможно в процессе специально организованного обучения и воспитания, в том числе на музыкальных занятиях в начальной школе. Поэтому образовательный процесс в современной школе может быть направлен на создание условий для становления опыта творческой деятельности младших школьников. В связи с этим возрастает потребность в поиске путей и разработке средств, технологий, обеспечивающих становление опыта творческой деятельности школьников как интегративного целостного качества личности.

Проблема становления опыта находится в центре внимания разных наук. Во все времена в творчестве как категории философии, психологии и культуры ученые видели важнейший смысл человеческой деятельности.

В гносеологии категория «опыт» фиксирует единство чувственно-эмпирической деятельности человека (Г. Гегель, Р. Декарт, И. Кант, Д. Локк, М. Монтень, Б. Паскаль, К. Ясперс и другие).

В психологии опыт рассматривается прежде всего как компонент структуры личности (К.А. Абульханова-Славская, Д.Л. Андреева, В.В. Зеньковский, Ю.П. Коваленко, А.Г. Маслоу, Р.С. Немов, Г.В. Осипов, К.Р. Роджерс).

Вопросы формирования опыта активно изучались в российской педагогике в начале XX в. П.П. Блонским, А.К. Гастевым, А.В. Евстигнеевым-Беляковым, Н.Н. Иорданским, П.Ф. Каптеревым, Н.К. Крупской, А.В. Луначарским, А.С. Макаренко, СТ. Шацким, В.Н. Шульгиным.

Культурно-исторический аспект изучения проблемы становления опыта творческой деятельности ребенка представлен в научных изысканиях А.Г. Асмолова, Б.В. Бондаревской, А.С. Белкина, Л.С. Выготского, СВ. Кульневича, Т.В. Молодцовой, А.В. Мудрика, М.К. Рожкова, М.И. Шиловой, Н.Е. Щурковой и других.

Анализ педагогической теории и практики показывает, что исследуемая проблема изучается во взаимосвязи с творчеством, творческой активностью, творческим потенциалом личности (И.Я. Лернер). Раскрывая сущность опыта, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин впервые рассмотрели опыт творческой деятельности как самостоятельный термин, компонент содержания образования и индивидуального социального опыта личности, определили его как «деятельность, воплощенную в знаниях, умениях, творчестве и отношении к миру».

Известные ученые-педагоги (В.И. Андреев, В.П. Беспалько, В.А. Бухвалов, И.П.Волков, М.В. Кларин, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, В.Д. Путилин, М.Н. Скаткин) рассматривают творчество как часть индивидуального опыта деятельности личности. Различные аспекты творчества исследовались учеными-философами B.C. Библером, А. Бушем, В.И. Рузавиным и др.; психологами Д.Б. Богоявленской, Л.С Выготским, И.П. Калошиной, A.M. Матюшкиным, Я.А. Пономаревым и др.; педагогами П.Н. Андриановым, И.П. Волковым, В.Д. Максимовой, А.П. Тряпицыной.

Исследование творчества детей проводилось в русле изучения продуктивной деятельности личности с помощью метода создания проблемных ситуаций (М.И. Махмутов и другие). Уровень творческой продукции учеников определяется их индивидуальными способностями и

степенью освоения ими творческой деятельностью. Специфика детского творчества, заключающаяся в субъективной новизне продукта, генезис творческих способностей детей рассматривались в работах Д.Б. Богоявленской, А.З. Зака, В.Б. Хозиева, Г.И. Щукиной и других исследователей.

Одним из эффективных средств развития продуктивной деятельности учащихся является искусство. Значительный вклад в научное осмысление и обоснование роли искусства в становлении творческой деятельности учащихся внесли известные педагоги и психологи: Л.С. Выготский, В.А. Сухомлинский, Д.Б. Кабалевский, Б.М. Неменский, А.А. Мелик-Пашаев. Особое значение в решении исследуемой проблемы имеет интегрированный подход в преподавании искусства в школе. В частности, возможен синтез музыкального и театрального видов искусства в процессе музыкального образования и воспитания школьников.

Основанием нашего научного выбора явились работы Ю.Б. Алиева, О.А. Апраксиной, Л.Г. Арчажниковой, В.А. Архангельского, Л.А. Безбородовой, Е.А. Бодиной, В.В. Блудовой, Е.П. Кабковой, С.Н. Морозовой, А.Н. Островского, Т.Г. Пеня, О.П. Радыновой, Л.А. Рапацкой, Г.П. Сергеевой, Т.К. Солодухиной, Н.П. Шишлянниковой, в которых реализованы различные аспекты интегрированного подхода к преподаванию музыки.

Использование возможностей музыкально-театрального искусства в воспитании и образовании признано перспективным направлением, поскольку этот вид творческой деятельности способствует интенсивному развитию интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческих способностей детей, формированию адекватных общечеловеческим нормам критериев оценки явлений действительности.

В последнее время все чаще наблюдается тенденция привлечения театрального искусства для решения учебно-воспитательных задач в школе. Эффективность использования детского музыкального театра в эстетическом воспитании школьников подтверждена передовым опытом работы Ю.Д.

Белодубровской, Л.М. Борухзон, A.M. Моисеевой, Н.И. Сац, Г.М. Фурсовой, В.Н. Чепурова.

Исследования этих и других авторов показывают, что музыкальный театр выступает как общеобразовательная и воспитательная система, как фактор развития базовых качеств личности. Использование музыкального театра в социально-культурной ориентации, формировании музыкально-эстетической культуры школьников признано в современной педагогике перспективным направлением (И.Б.Нестерова, В.И. Козловский, О.А. Лапина, В.П. Остривной). К проблеме развития средствами детского музыкального театра обращались Л.Л. Пилипенко, С.Н. Чечерина и др. Особенности использования театрализации в учебном процессе освещены в трудах А.П. Ершова, Е.К. Чухман и др.

Исследуя возрастные особенности детей, ученые (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Я.А. Пономарев) выделяют младший школьный возраст как наиболее сензитивный для осознанного активного восприятия музыкально-театрального искусства. Повышенный интерес и склонность к различным видам творческой деятельности, высокая чувствительность сенсорных зон нервной системы, эмоциональная отзывчивость данного возраста позволяют говорить об эффективности технологий, обеспечивающих становление опыта творческой деятельности учащихся начальной школы.

Таким образом, в науке созданы предпосылки для системного анализа проблемы становления опыта творческой деятельности младших школьников в процессе музыкального образования.

При всей несомненной теоретической и практической значимости исследований вышеназванных авторов ряд научно-педагогических аспектов становления опыта творческой деятельности школьников еще не получил освещения. Осознание значимости музыкально-театрального искусства в обучении и воспитании младших школьников не привело к попытке

целостного и систематического исследования роли данного комплекса искусств в учебном процессе школы.

Изучение научной литературы и анализ школьной практики свидетельствуют о наличии следующих противоречий:

- между потребностью общества в выпускниках школы, способных к
самостоятельному творческому поиску во всех сферах жизнедеятельности и
недостаточной готовностью школьного образования к удовлетворению этой
потребности;

- между потребностью образовательной практики в научно-
педагогическом обеспечении становления опыта творческой деятельности
младших школьников в процессе музыкального образования и недостаточной
содержательной и технологической разработанностью этой проблемы в
педагогической науке;

- между заинтересованностью младших школьников в приобретении
опыта творческой деятельности на музыкальных занятиях и недостаточной
их готовностью к непосредственному, чувственному практическому
освоению музыки.

Данные противоречия определили проблему диссертационного исследования: каким должно быть научно-теоретическое, организационно-технологическое обеспечение эффективного становления опыта творческой деятельности младших школьников в процессе интегрированных музыкально-театральных занятий.

Таким образом, необходимость педагогического обеспечения становления опыта творческой деятельности детей, недостаточность теоретической и методической разработанности проблемы обусловили выбор темы диссертационного исследования «Становление опыта творческой деятельности младших школьников в процессе интегрированных музыкально-театральных занятий».

Цель исследования состоит в научно-теоретическом и организационно-технологическом обосновании становления опыта творческой деятельности

младших школьников, основанной на интегрированном подходе к проведению музыкально-театральных занятий в общеобразовательной школе.

Объект исследования: музыкальное образование младших школьников в условиях общеобразовательной школы.

Предметом исследования является становление опыта творческой деятельности у младших школьников на интегрированных музыкально-театральных занятиях.

Предмет, объект исследования и поставленная цель определили гипотезу исследования: под опытом творческой деятельности младших школьников понимается интегративное целостное образование личности, продукт музыкально-театральной деятельности по созданию субъективно нового на основе применения усвоенных знаний, практических умений и актуализации личностных качеств в различных ситуациях. Музыкально-театральные интегрированные занятия в общеобразовательной школе будут способствовать становлению опыта творческой деятельности младших школьников, если будет реализован комплекс педагогических условий:

а) активизация участия младших школьников в творческой деятельности
на занятиях музыки;

б) создание на занятиях музыки личностной ситуации творческого
развития ученика, предполагающей реализацию технологической триады
«творческое задание — игра — диалог»;

в) внедрение в практику общеобразовательной школы программы
интегрированных музыкально-театральных занятий «Музыкальные занятия.
Синтез искусств».

В соответствии с намеченной целью и выдвинутой гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:

1) раскрыть сущностную характеристику понятия «опыт творческой деятельности»;

  1. рассмотреть психолого-педагогические аспекты становления опыта творческой деятельности у младших школьников в процессе интегрированных музыкально-театральных занятий;

  2. разработать теоретическую модель педагогического сопровождения становления опыта творческой деятельности у младших школьников на интегрированных музыкально-театральных занятиях;

  3. проанализировать современное состояние организации творческой деятельности младших школьников в музыкальном образовании начальной школы;

5) сформулировать научно-методические рекомендации по
педагогическому обеспечению становления опыта творческой деятельности
младших школьников в процессе музыкально-театральных занятий.

Методологические основания исследования:

субъектно-деятельностный подход (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, В.В.Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.);

культурологический подход в образовании (Е.В. Бондаревская, B.C. Библер, И.Е. Видт и др.)

- философско-культурологические идеи о творчестве как результате
продуктивной деятельности (И. Кант, М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев,
П.Л. Капица, М.С.Каган, Л.В. Яценко)

Теоретическую основу исследования составили:

научные взгляды об особенностях воздействия искусства на психологию человека (Н.А. Бердяев, Ю.Б. Борев, М.М. Бахтин, А.Ф. Лосев, А.Л. Никифоров, B.C. Соловьев);

концептуальные идеи о специфике творческих способностей школьника (Б.М.Теплов, Б.В. Асафьев, В.В. Медушевский, Г.С. Тарасов, Е.В. Назайкинский, Н.В. Кузьмина);

- концепции музыкального и художественного образования, воспитания
личности ребенка средствами искусства (Д.Б. Кабалевский, А.А. Мелик-
Пашаев, Б.М. Неменский, Л.А. Рапацкая, Л.В. Школяр и др.);

- концептуальные идеи театральной «сценической» педагогики
К.С. Станиславского, Б. Брехта.

Для решения поставленных задач использовался комплекс методов
исследования:
теоретический анализ педагогической, психологической,
философской, социологической, культурологической литературы по
проблеме; педагогическое наблюдение, индивидуальные и групповые беседы с
учащимися, преподавателями школ; опытно-экспериментальная работа,
включающая анализ деятельности школьников в процессе музыкально-
театральных занятий на всех этапах исследования, изучение творчесюїх работ
детей, продуктов их деятельности (импровизация: песенная, танцевальная,
инструментальная, сюжетно-ролевая; инсценирование, показ спектакля),
выполнение критериально-ориентировочных заданий, опросные,

диагностические методы (анкетирование, тестирование), методы математической обработки экспериментальных данных.

Использование комплекса различных методов исследования позволило рассмотреть педагогические факты и явления во взаимозаменяемости и взаимообусловленности, а также отразить результаты педагогического эксперимента и наблюдений в количественных, качественных показателях.

Экспериментальной базой исследования явились Республиканская профильная школа №1, средние общеобразовательные школы № 2, 32, 36, 46 г. Улан-Удэ, средняя общеобразовательная школа п. Сотниково. Всего на различных этапах исследования было охвачено более 700 человек, среди которых в опытно-экспериментальной работе приняли участие 445 младших школьников.

Основные этапы исследования.

На первом этапе (2002-2003 гг.) осуществлялся подбор и теоретический анализ философской, социологической, психолого-педагогической

литературы, диссертационных исследований по проблемам творчества, творческого развития личности, творческой деятельности учащихся с целью выявления сущности опыта творческой деятельности и факторов его успешного становления, определения роли интегрированных музыкально-театральных занятий в этом процессе. Полученная информация дала возможность систематизировать и обобщить данные, уточнить проблему исследования, сформулировать цель, задачи, гипотезу, определить методологию и методику исследования, разработать программу интегрированных музыкально-театральных занятий, направленную на становление опыта творческой деятельности младших школьников на уроках музыки и во внеурочное время. Был проведен констатирующий эксперимент, позволивший диагностировать стартовый уровень опыта творческой деятельности младших школьников.

На втором этапе (2003—2006 гг.) была проведена опытно-
экспериментальная работа, в ходе которой апробировалась и внедрялась
программа интегрированных музыкально-театральных занятий

«Музыкальные занятия. Синтез искусств», корректировались ее элементы, определялись причины качественной динамики исследуемых показателей.

На третьем этапе (2006-2007 гг.) проводился количественный и качественный анализ результатов опытно-экспериментальной работы, систематизация и обобщение полученных данных, оформление диссертации; разрабатывались методические рекомендации для учителей школ, педагогов дополнительного образования.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

— раскрыта сущность, определены структурные компоненты опыта
творческой деятельности (когнитивный; потребностно-мотивационный;
эмоционально-оценочный; деятельностно-практический) с учетом

психологических особенностей детей младшего школьного возраста;

охарактеризованы уровни становления опыта творческой деятельности младших школьников и их содержательные характеристики (репродуктивный, частично-поисковый, собственно-творческий);

разработана и научно обоснована теоретическая модель становления опыта творческой деятельности младших школьников в процессе интегрированных музыкально-театральных занятий;

- определены педагогические условия, реализация которых во
взаимосвязи обеспечивает эффективное становление опыта творческой
деятельности младших школьников в процессе музыкально-театральных
занятий: а) активизация участия младших школьников в творческой
деятельности на занятиях музыки; б) создание на занятиях музыки
личностной ситуации творческого развития ученика, предполагающей
технологическую триаду «творческое задание — игра - диалог»; в) внедрение
в практику общеобразовательной школы программы интегрированных
музыкально-театральных занятий «Музыкальные занятия. Синтез искусств».

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что автором систематизированы методологические подходы и теоретические основы к осмыслению понятия «становление опыта творческой деятельности младшего школьника» как процесс качественного изменения личности в процессе интегрированных музыкально-театральных занятий; разработана методика диагностики уровня опыта творческой деятельности младших школьников; обоснованы содержательные характеристики уровней проявления опыта творческой деятельности младших школьников в процессе интегрированных музыкально-театральных занятий; доказана эффективность модели становления опыта творческой деятельности младших школьников в процессе музыкально-театральных занятий, что вносит вклад в развитие педагогики музыкального образования начальной школы.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная и апробированная программа формирования у младших школьников опыта творческой деятельности средствами музыкально-

театрального искусства «Музыкальные занятия. Синтез искусств»; диагностическая методика, позволяющая проследить динамику становления опыта творческой деятельности младших школьников; система уроков музыки и внеклассных занятий, программа спецкурса «Музыкальный театр в начальной школе», методические рекомендации по педагогическому обеспечению становления опыта творческой деятельности младших школьников на музыкально-театральных занятиях могут быть использованы в преподавании музыки в школе, в учреждениях дополнительного образования, на старшей ступени дошкольных образовательных учреждений.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечена соответствием методологии исследования поставленной проблеме становления опыта творческой деятельности младших школьников в процессе интегрированных музыкально-театральных занятий, полнотой рассмотрения объекта исследования на теоретическом и экспериментальном уровне, охватывающей его содержательные и процессуальные характеристики; применением комплекса методов, адекватных предмету исследования; длительностью практической работы и возможностью ее воспроизведения.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством организации опытно-экспериментальной работы в школах г. Улан-Удэ и п. Сотниково Республики Бурятия; публикаций учебно-методического пособия, статей по проблеме исследования; обсуждения результатов работы на заседаниях кафедры педагогики Бурятского госуниверситета. Основные положения диссертации прошли апробацию на республиканских и региональных научно-практических конференциях (г. Улан-Удэ, 2004, 2005, 2006, 2007 гг.). На основе результатов исследования разработан спецкурс «Музыкальный театр в начальной школе» для специальностей «Педагогика и методика начального образования» и «Музыкальное образование».

Положения, выносимые на защиту:

  1. Под опытом творческой деятельности младших школьников понимается интегративное целостное образование личности, продукт музыкально-театральной деятельности по созданию субъективно нового.

  2. Компоненты опыта творческой деятельности младшего школьника в процессе музыкально-театральных занятий:

- потребностно-мотивационный (интерес, потребность в музыкально-
театральной деятельности, творческая активность);

- когнитивный (система музыкальных знаний, знаний о театре);

- эмоционально-оценочный (эмоциональное восприятие музыки,
рефлексия, сопереживание, сознательное избирательное отношение к
музыкальной картине мира);

- деятельностно-практический (музыкальные умения, навыки внесения
элементов новизны в собственную творческую деятельность, создание
собственных композиций, самостоятельное применение музыкальных знаний
и умений на практике).

3. Становление опыта творческой деятельности младших школьников
представляет собой:

закономерное, целенаправленное, последовательное изменение структурных компонентов данного образования личности, в результате чего возникает его новый качественный уровень;

- процесс вхождения ученика в творческую среду, включение его в
различные виды музыкально-театральной деятельности (литературно-
сценическая, музыкальная, хореографическая, изобразительная);

- процесс диалектического единства педагогического влияния на личность
учащегося и активности самой личности.

4. Основой становления опыта творческой деятельности является
музыкально-творческая деятельность школьника, .представляющая собой
детское импровизационное творчество. В результате этой деятельности
усилиями ребенка создается творческий продукт в виде мелодий,
музыкально-ритмических движений, инструментального сопровождения

музыкальных произведений. Учащийся становится субъектом музыкально-творческой деятельности в той мере, в какой он овладел опытом творчества и использует его в своей деятельности.

5. Интеграция музыкального и театрального искусств создает эффект
целостности, обеспечивает сознательное освоение детьми всех предлагаемых
в театре видов искусств: занятия вокалом совершенствуют артикуляцию,
хореография дает основы сценодвижения, работа над композицией танца
тесно связана с мизансценированием; появляется возможность получить
необходимые знания о форме музыкальных произведений, о своеобразии
средств музыкальной выразительности.

6. Модель становления у младших школьников опыта творческой
деятельности средствами музыкально-театрального искусства выступает как
интегрированная научно-теоретическая конструкция, включающая в себя
блоки: целевой, содержательный, процессуальный, результативный.

Определены следующие педагогические условия, способствующие оптимальной реализации научно-теоретической конструкции в практике организации творческой деятельности детей в музыкальном образовании начальной школы:

а. Активизация участия младших школьников в творческой деятельности на занятиях музыки через:

создание позитивного психологического микроклимата, способствующего раскрытию творческого потенциала личности в процессе музыкально-театральной деятельности;

развитие у учащихся достаточной мотивации, способной вызвать интерес к творческой деятельности в процессе музыкальных занятий;

формирование у младших школьников необходимых знаний, умений, навыков и положительного эмоционального отношения для выполнения творческих заданий;

- внедрение в традиционные уроки музыки нового содержания,
основанного на синтезе музыкального и театрального искусств;

создание на музыкальных занятиях проблемных ситуаций, стимулирующих творческую активность детей;

применение методов стимулирования музыкально-творческой деятельности (эмоциональное воздействие, опора на эффект удивления, неожиданности, создание проблемно-поисковых ситуаций).

б. Создание на занятиях музыки личностной ситуации творческого
развития ученика, предполагающей реализацию технологической триады
«творческое задание - игра - диалог».

в. Внедрение в практику общеобразовательной школы программы
интегрированных музыкально-театральных занятий «Музыкальные занятия.
Синтез искусств», представляющей организационно-методическую систему
практической реализации модели, обеспечивающей становление опыта
творческой деятельности младших школьников в процессе музыкально-
театральных занятий в общеобразовательной школе.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Подобные работы
Маслов Сергей Николаевич
Эстетическое воспитание старших школьников в процессе композиционно-творческой деятельности на занятиях кружка изобразительного искусства
Протасова Любовь Анатольевна
Формирование социального опыта сельского школьника в процессе музыкально-художественной деятельности
Белоусов Анатолий Иванович
Педагогические средства преодоления чувства страха у младших школьников в процессе занятий физической культурой
Тувике Кюлли Раймундовна
Становление системы факультативных занятий в общеобразовательной школе (на основе опыта школ Эстонской ССР)
Дружина Мария Михайловна
Становление опыта отношений старшего подростка в учебно-познавательной деятельности
Тимофеева Елена Карловна
Становление личностного опыта студентов-филологов при формировании иноязычной речевой деятельности
Ефимова Вера Владимировна
Формирование опыта творческой деятельности школьников в системе негосударственных образовательных учреждений
Устинова-Баранова Людмила Александровна
Педагогическое обеспечение развития опыта художественно-творческой деятельности младших школьников как фактор их личностного саморазвития
Степанчук Зоя Александровна
Формирование опыта художественно-творческой деятельности младших школьников на уроках изобразительного искусства
Доржиева Людмила Будажаповна
Формирование гражданственности школьников в процессе деятельности детской прессы

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net