Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Педагогические науки
Общая педагогика, история педагогики и образования

Диссертационная работа:

Михеева Екатерина Геннадьевна. Формирование педагогического артистизма студента - будущего учителя в процессе обучения в педагогическом университете : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Михеева Екатерина Геннадьевна; [Место защиты: Сам. гос. пед. ун-т].- Самара, 2008.- 269 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/614

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

Введение З

Глава I. Проблема формирования педагогического артистизма будущего

учителя в теории и практике образования 20

1 .Личностные аспекты гуманизации образования 20

2.Сущность и структура явления «педагогический артистизм» 43

3.Изучение педагогического артистизма студента - будущего учителя 72

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию педагогиче
ского артистизма будущего учителя 104

1 .Научные подходы и принципы формирования педагогического артистизма

будущего учителя 104

2.0рганизация экспериментальной работы по формированию педагогиче
ского артистизма студента - будущего учителя 127

3.Результативность опытно-экспериментальной работы по формированию
педагогического артистизма будущего учителя 184

Заключение 215

Библиография 223

Приложение 244

Введение к работе:

Актуальность исследования. Одной из ведущих целей современного образования является формирование самоопределяющейся и самореализующейся личности, которая, осознавая свое предназначение в жизни, способна к сохранению и обогащению ценного, непреходящего в культуре, к реализации своего творческого потенциала, «запускающего» механизм саморазвития.

Стремление к достижению данной цели выводит учителя на понимание того, что образование - это не столько овладение учащимися системой знаний, способами деятельности, сколько развитие личностного опыта учащихся как «опыта внутренней смыслопоисковой деятельности» (В.В.Сериков) на основе знаний, эмоций, чувств. Решение данной задачи, связанное с деятельностью учителя, который, организуя процесс учения как «путешествие в неведомое», поощряет у учащихся выдумку, фантазию, интуицию, выражение чувств, возможно при условии реализации идей гуманизации образования.

В центре внимания ученых, исследующих проблемы гуманизации образования, как показывает анализ научной литературы, находятся принципы гуманизации образования (М.Н.Берулава), гуманистические аспекты педагогического образования (Ю.В.Сенько), сущность и природа гуманизации образования (В.П.Бездухов), аксиологические аспекты воспитания и обучения (В.Г.Воронцова), критерии гуманизации образования (И.А.Колесникова), способы приобщения учащихся к гуманистическим ценностям (А.В.Воронцов), способы формирования гуманистических взглядов учащихся (В.И.Гусаров).

Особо следует отметить исследования, посвященные проблемам становления гуманистических ценностей педагога (В.А.Григорьева-Голубева), формирования гуманистической позиции будущего учителя (О.К.Позднякова), гуманистической направленности будущего учителя (А.В.Бездухов), ориентации будущего учителя на реализацию идей гуманизации образования (Е.В.Кулешова), и ряд других.

Современные концепции гуманизации образования вносят конкретный вклад в достижение обозначенной выше цели образования. Отмечая их плодотворность, следует признать, что в педагогической теории требует осмысления проблема личностных аспектов гуманизации образования.

Необходимость исследования личностных аспектов деятельности учителя обусловлена тем, что личностные качества «являются системообразующим фактором среди таких факторов гуманизации образования, влияющих и на процесс реализации гуманистической направленности деятельности, как функционально-ролевой, ситуативно-проявляющийся. Личностные свойства поддерживают ситуативно-проявляющиеся состояния, цементируют их» (В.П.Бездухов).

Учительский труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора. Учитель обращается к душе человеческой и через музыку, как композитор, и с помощью красок, как художник, и с помощью слова, как писатель или

поэт. Он воспитывает своей личностью, своим отношением к миру и к людям, и потому среди личностных качеств учителя особое значение имеет педагогический артистизм: «В наши дни учитель-урокодатель должен полностью уступить место учителю-новатору, действующему не формально, а творчески целенаправленно. Следовательно, необходимо постоянное совершенствование его мастерства, во многом близкого мастерству актера. Артистизм учителя - не мечта, а насущная потребность, доступная тому, кто действительно желает развивать в себе это качество» (О.А.Апраксина).

Анализ научной литературы и изучение реальной педагогической практики показали, что в зависимости от того, как проблема артистизма в целом и педагогического артистизма в частности вписана в круг научных интересов исследователей, выбираются различные аспекты трактовки этого явления: артистизм как способность коммуникативного воздействия на публику путем внешнего выражения артистом внутреннего содержания художественного образа на основе сценического перевоплощения (В.Б.Арюткин); артистизм как способность почти мгновенно переключаться на новые ситуации, оказываться в новом образе, умение жить идеями, передаваемыми ученикам на уроке, причем жить искренне; деятельность, поднятая до уровня искусства, тот высший уровень совершенства в работе педагога, когда уроки обретают духовную высоту (О.С.Булатова); артистизм - целостная система личностных качеств, способствующих свободному самовыражению личности. Тем самым личность как бы создает себя заново. Этот процесс включает в себя не только замысел, но и воплощение замысла (Г.А.Гарипова); артистизм - умение перевоплощаться, играть по-разному роль учителя в зависимости от конкретной педагогической ситуации и преследуемых целей (К.М.Левитан); артистизм -особое качество личности педагога, обобщенная специфическая его способность, позволяющая ему успешно осуществлять художественно-коммуникативную деятельность на уроке (Л.С.Майковская).

Особо следует отметить идеи известных режиссеров, театральных деятелей об артистизме, послужившие основой для становления и развития театральной педагогики как отрасли педагогического знания: «Главное - полная концентрация внимания на самом произведении искусства; непрерывная и неустанная концентрация внимания на развитии художественного образа» (К.С.Станиславский); «Искусство актера очень сложно, и данные, какими актер овладевает зрителем, разнообразны. Заразительность, личное обаяние, правильность интуиции, дикция, пластичность и красота жеста, способность к характерности, труд, любовь к делу, вкус и прочее. Голос, дикция, глаза, пластичность...» (В.И.Немирович-Данченко). Главным условием воздействия личности на личности является создание внешней обстановки действия и внутренних переживаний (Е.Б.Вахтангов, М.А.Чехов).

Для дальнейшего углубления научных представлений о явлении педагогического артистизма среди многих проблем, возникающих при его изучении, на наш взгляд, необходимо исследовать такие, которые связаны с раскрытием

сущности педагогического артистизма учителя, обоснованием его структуры и содержания компонентов педагогического артистизма как системного личностного образования; с определением подходов к формированию педагогического артистизма будущего учителя и принципов такого формирования; с определением направлений деятельности преподавателя по формированию педагогического артистизма будущего учителя; с обоснованием содержания процесса формирования и методов формирования педагогического артистизма и ряд других.

Актуальность решения этих проблем для педагогической практики определяется рассогласованностью, а порою и противоречием между стремлением учителя осуществлять влияние на учащихся с помощью вербальных и невербальных педагогических действий, создавая целостный образ гуманистически ориентированного педагога, тонко чувствующего рожденные в воображении художников и композиторов художественные образы и сопереживающего им, заражая этими переживаниями своих учеников в процессе переноса образов в их воображение, и недостаточным осознанием им результатов такого влияния, недостаточным самоконтролем в процессе влияния.

Стремление найти пути разрешения данного противоречия и определило проблему нашего исследования. В теоретическом плане это проблема определения подходов к формированию педагогического артистизма студента -будущего учителя. В практическом плане это проблема обоснования содержания и методов формирования педагогического артистизма будущего учителя.

Объект исследования - процесс общепедагогической подготовки будущего учителя.

Предмет исследования - формирование педагогического артистизма будущего учителя как фактор гуманизации образования.

Цель исследования -определить подходы к формированию педагогического артистизма будущего учителя и принципы такого формирования.

Гипотеза исследования. Если сущность педагогического артистизма учителя заключается в том, что самовыражение учителя, базирующееся на наблюдениях, ассоциациях, эмоциях, глубине понимания педагогической реальности, в которой проживают учащиеся, сопровождается адекватной его роли игрой, в процессе которой он через предъявление образа педагога не перевоплощается в новую личность, а оставаясь самим собой, соприкасается с учащимися, оказывает на них влияние в процессе переноса в воображение учащихся художественного, музыкального образа, то его формирование в процессе общепедагогической подготовки студентов становится успешным тогда, когда:

- обоснование содержания когнитивного, художественно-образного и художественно-коммуникативного компонентов педагогического артистизма будущего учителя становится основой для разработки содержания процесса формирования данного личностного образования студента;

выявленные подходы и принципы формирования педагогического артистизма будущего учителя реализуются в рамках направлений деятельности преподавателя, которые адекватны структурным компонентам педагогического артистизма;

реализованы связи взаимодействия, связи порождения и связи преобразования между направлениями деятельности преподавателя, благодаря которым структурные компоненты педагогического артистизма развиваются системным образом;

реализация преподавателем содержания процесса формирования педагогического артистизма будущего учителя, базирующегося (содержание) на интеграции философского, культурологического, психологического, педагогического знания, осуществляется с помощью моделируемых в учебном процессе и спонтанно возникающих в период педагогической практики личност-но-ориентированных ситуаций, в контекстуальности которых «присутствует» художественный образ, а их разрешение осуществляется под знаком осмысления художественного образа с последующим его предъявлением учащимся;

доминирующими методами формирования педагогического артистизма будущего учителя являются такие, которые обеспечивают не только развитие его компонентов, но и ориентируют его на организацию художественного освоения мира школьниками через их приобщение к художественному образу как структурному компоненту искусства;

развитию компонентов педагогического артистизма будущего учителя способствует такая организация обучения и педагогической практики студентов, при которой предметом их анализа становятся трудности, встречающиеся при переносе художественного и музыкального образа в воображение учащихся, его материализации и «развертывании в движении».

Задачи исследования:

  1. Обосновать сущность педагогического артистизма учителя.

  2. Выявить структуру педагогического артистизма как личностного образования будущего учителя и обосновать содержание его структурных компонентов.

  3. Определить направления деятельности преподавателя педагогического университета по формированию педагогического артистизма будущего учителя.

  4. Обосновать содержание и методы формирования педагогического артистизма как личностного образования будущего учителя.

  5. Определить результативность опытно-экспериментальной работы по формированию педагогического артистизма будущего учителя.

Положения, выносимые на защиту:

1. Одной из задач современного образования является приобщение учащихся к искусству посредством переноса в их воображение художественного, в том числе музыкального образа. Однако существует противоречие между стремлением учителя переносить в воображение учащихся рожденный в воображении композитора, исполнителя художественный образ и недостаточ-

пым осознанием педагогом того, что перенос образа в воображение учащихся требует эмоционального воздействия учителя, игры его воображения, изящества, ассоциативного видения, неожиданных ярких ходов в «сценарии» урока, юмора и что обеспечиваемое таким образом влияние вербальных и невербальных педагогических действий задает процессуальный аспект материализации художественного образа в воображение учащихся. Одним из возможных способов разрешения данного противоречия является формирование педагогического артистизма как системного личностного образования будущего учителя, структурными компонентами которого являются когнитивный, художественно-образный и художественно-коммуникативный компоненты. Каждый из данных компонентов обладает своим содержанием.

2. Обоснование структуры педагогического артистизма как системного личностного образования будущего учителя обеспечивается системным подходом, где понятие связи выступает в качестве средства сосуществования системных объектов. Сущность связей взаимодействия между компонентами педагогического артистизма заключается в том, что осваиваемое студентом знание о явлении «педагогический артистизм» (когнитивный компонент) становится основой для организации им материального и духовного общения, выводящего на осознание единства духовного и материального в искусстве, в процессе которого (общения) будущий учитель предъявляет учащимся художественные образы (художественно-образный компонент), осуществляет посредством вербальных и невербальных средств перенос художественного образа в воображение учащихся (художественно-коммуникативный компонент). Сущность связей порождения заключается в том, что, благодаря использованию учителем эстетически яркой смысловой информации, художественные образы, переходя во внутреннее, начинают порождать у учащихся адекватные образы. Педагогически целесообразное формирование педагогического артистизма будущего учителя обеспечивается реализацией личностно ориентированного и контекстного подходов. Сущность личностно ориентированного подхода к формированию когнитивного компонента заключается в развитии познавательной потребности студента в овладении знанием о явлении педагогического артистизма, о способах материализации художественного образа, о способах влияния на учащихся, о рефлексии и т.д. Сущность личностно ориентированного подхода к формированию художественно-образного компонента заключается в том, что эстетические аспекты педагогического артистизма пронизывают деятельность учителя. Сущность личностно ориентированного подхода к формированию художественно-коммуникативного компонента заключается в том, что в рамках диалогического взаимодействия преподавателей со студентами (учителя с учащимися), обеспечивающего переход от внешнего к внутреннему и от внутреннего к внешнему в диалоге, происходит «встреча» студентов (учащихся) с «бытийствугощим» художественным образом, становящимся одним из онтологических оснований сознания студента (ученика).

  1. Формирование педагогического артистизма будущего учителя обеспечивается реализацией направлений деятельности преподавателя, которые, будучи адекватными структурным компонентам педагогического артистизма, находятся во взаимосвязи. Формирование у будущего учителя представлений (знаний) о явлении «педагогический артистизм» как направление деятельности адекватно когнитивному компоненту. Приобщение будущего учителя к художественному образу адекватно художественно-образному компоненту. Развитие у студента опыта художественно-коммуникативной деятельности адекватно художественно-коммуникативному компоненту. Сущность связей преобразования между направлениями деятельности преподавателя заключается в том, что преподаватель: а) при формировании когнитивного компонента педагогического артистизма развивает его таким образом, что студент становится способным к рефлексии в составе знания, на основе которого он оценивает содержание влияния на учащегося, общения с ним, результаты его приобщения к художественному образу; б) при формировании художественно-образного компонента педагогического артистизма развивает рефлексивное отношение студента к способам приобщения учащихся к художественному образу, от которых зависит материализация этого образа, формирует способность студента к переводу внешнего во внутреннее посредством влияния на учащихся, сопровождаемого юмором и требующего от него осуществления контроля как меры своего влияния; в) формирует художественно-коммуникативный компонент таким образом, что студент не только использует освоенные им в различных формах обучения с помощью различных методов обучения в процессе обучения или в период педагогической практики способы приобщения учащихся к художественному образу, но становится способным вносить определенность в художественный образ, который оказывается отображением его рефлексии на себя и на этот образ.

  2. Обоснование содержания процесса формирования педагогического артистизма студентов должно быть осуществлено с позиции понимания искусства как вида формотворческой деятельности человека, создающей образные и символические структуры, которые обладают эстетическими, познавательными и коммуникативными функциями. Источниками этого содержания являются педагогический артистизм, художественный образ, обобщенный педагогический опыт, который включает в себя опыт отношения к художественному освоению мира, к художнику, исполнителю, композитору и т.д. Оно осваивается студентами в создаваемых преподавателем ситуациях педагогической деятельности, снятие проблемное которых требует от студента выразить отношение к ситуации и к учителю по критерию педагогического артистизма. Структурные компоненты педагогического артистизма «вписываются» в функции искусства. Когнитивный компонент педагогического артистизма вписывается в познавательную функцию искусства. Данная функция искусства в рамках личностно ориентированного и контекстного подходов реализуется в той их части, где первый ориентирован на развитие преподава-

телем познавательных потребностей студентов, второй - на организацию перехода от информации к мысли и от мысли к действию при решении ситуаций, образующих контекст педагогической деятельности. Художественно-образный компонент педагогического артистизма вписывается в эстетическую функцию искусства. Данная функция искусства в рамках личностно ориентированного и контекстного подходов реализуется в той их части, где первый ориентирован на реализацию преподавателем (студентом) эстетических аспектов личностно ориентированной педагогической деятельности в ситуации эмоционально-эстетического диалога, второй - на воссоздание контекста художественного освоения мира, воспринимаемого в его эстетической целостности. Художественно-коммуникативный компонент педагогического артистизма вписывается в коммуникативную функцию. Данная функция искусства в рамках личностно ориентированного и контекстного подходов реализуется в той их части, где первый ориентирован на организацию преподавателем осмысления студентами художественно воплощенного в произведениях искусства образа, второй - на организацию материального и духовного общения в создаваемых ситуациях педагогической деятельности по предъявлению учащимся художественных образов в целом и музыкальных образов в частности.

5. Стратегия деятельности преподавателя педагогического университета по формированию педагогического артистизма становится успешной тогда, когда реализация личностно ориентированного и контекстного подходов к формированию педагогического артистизма базируется на реализации принципов оптимального сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм обучения, диалогичности, эмпатийности, меры, оригинальности и новизны воздействия; формирование педагогического артистизма сочетается с развитием у студентов способности к рефлексии; овладение студентами знанием о педагогическом артистизме, развитие личностного опыта предъявления учащимся художественного, в частности музыкального, образа, образа артистичного учителя осуществляется в рамках направлений деятельности преподавателя.

Новизна исследования:

обоснована сущность педагогического артистизма учителя (сущность педагогического артистизма учителя заключается в том, что самовыражение учителя, базирующееся на наблюдениях, ассоциациях, эмоциях, глубине понимания педагогической реальности, в которой проживают учащиеся, сопровождается адекватной его роли игрой, в процессе которой он через предъявление образа педагога не перевоплощается в новую личность, а оставаясь самим собой, соприкасается с учащимися);

выявлена структура педагогического артистизма как личностного образования будущего учителя, обосновано содержание его структурных компонентов (содержание когнитивного компонента, являющегося базой для художественного освоения мира, в процессе которого развивается эстетическое

отношение студентов к миру, включает в себя знание об артистизме, о педагогическом артистизме, об артистичном педагоге, о понятиях «образ», «художественный образ», об искусстве и др.; содержание художественно-образного компонента педагогического артистизма образуют влияние (посредством которого учитель осуществляет перенос образа в воображение учащихся), чувство юмора и самоконтроль; содержание художественно-коммуникативного компонента педагогического артистизма образуют общительность и интуиция);

- выявлены подходы к формированию педагогического артистизма будущего учителя и принципы такого формирования (подходами к формированию педагогического артистизма будущего учителя являются системный, личностно ориентированный и контекстный. Сущность системного подхода, выполняющего стратегически-ориентирующую роль в формировании педагогического артистизма как личностного образования, заключается в том, что он позволяет выявить его структуру, раскрыть содержание связей взаимодействия, связей порождения и связей преобразования между компонентами педагогического артистизма и направлениями деятельности преподавателя. Сущность личностно ориентированного подхода заключается в том, что развиваемая у студентов способность к рефлексии, содержание которой обусловлено содержанием структурных компонентов педагогического артистизма, содержанием художественных образов, приобретает для них смысл в формировании способности учащихся к осмыслению духовного содержания искусства, а сама рефлексия устраняет «силовой», «принудительный» подход к приобщению учащихся к искусству. Сущность контекстного подхода к формированию педагогического артистизма заключается в том, что в контек-стуальности педагогических ситуаций «присутствует» художественный образ, а решение педагогических ситуаций осуществляется под знаком осмысления художественного образа и сопровождается оцениваем его (решения) результатов. Принципы, обеспечивающие реализацию личностно ориентированного и контекстного подходов: принцип оптимального сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм обучения (ориентирует преподавателя на организацию групповых дискуссий, ролевых игр, на решение педагогических задач, моделирующих педагогическую деятельности, предполагающих осмысление студентами влияния на учащихся в процессе переноса художественного образа в воображение учащихся и личностного опыта предъявления художественного образа); принцип диалогичности (нацеливает на организацию диалога в различных организационных формах обучения и в период педагогической практики в пространстве личностного опыта, требованием к которому является осознание студентами смысла знаний, смысла действий в рамках перехода от мысли к действию); принцип эмпатийности (ориентирует на создание такого предметного контекста деятельности студента, в котором заключена личность учащегося, другого человека, воспринимающих художественные образы, осмысливающих возникающие в диало-

гическом взаимодействии эффекты со-участия, со-чувствия); принцип меры (требует создания контекста педагогического деятельности, педагогических ситуаций, организации диалога на базе освоенных в конкретный момент обучения студентов в вузе знаний о явлении педагогического артистизма, личностного опыта влияния на учащихся, опыта оценивания его результатов и т.д.); принцип оригинальности и новизны воздействия (нацелен на развитие личностного опыта через вычленение оригинальности и новизны художественного, музыкального образа, предъявляемого в предметных вербальных или невербальных действиях, благодаря чему внутреннее не сводится только к практическому смыслу (достижение цели и задач), но выводит будущего учителя на осознание важности развития личностного опыта учащихся через предъявление им оригинальности и новизны художественного образа);

определены направления деятельности преподавателя педагогического университета по формированию педагогического артистизма будущего учителя (формирование у будущего учителя представлений (знаний) о явлении «педагогический артистизм»; формы и методы: лекция (лекция вдвоем, лекция с комментариями), беседа, объяснение, разъяснение, эмоционально-словесное воздействие, дискуссия, видеометод, посещение занятий педагогов-мастеров и встреча с педагогами-мастерами; приобщение будущего учителя к художественному образу; формы и методы: урок-игра (познавательная игра, репортажи о педагогах-мастерах), решение педагогических задач и ситуаций, педагогические игры (семинар-игра, познавательная игра); метод положительного примера; чтение поэтических произведений, фрагментов из произведений художественной литературы, просмотр репродукций, картин и рассказ о них; демонстрация фрагментов фильмов; сравнение и сопоставление сходных или контрастных образов и их художественная интерпретация (создание исполнительской концепции, поиск исполнительских средств выразительности, адекватных художественному образу), образ художника, исполнителя, композитора, образец искусства; индивидуальная форма обучения; упражнение, выбор репертуара; развитие у студента опыта художественно-коммуникативной деятельности; формы и методы: концертное выступление; тренинг, семинар-тренинг по развитию способности к контролю за самочувствием и настроением перед и во время концерта, публичного выступления, урока; «немые новеллы»; педагогические техники: методы развития жестов, поз, мимики, необходимых для перевоплощения и передачи педагогом его переживания);

обосновано содержание процесса формирования педагогического артистизма как личностного образования будущего учителя (обоснование осуществлено с позиции понимания искусства как вида формотворческой деятельности человека, создающей образные и символические структуры, которые обладают эстетическими, познавательными и коммуникативными функциями. Источниками этого содержания являются педагогический артистизм, художественный образ, обобщенный педагогический опыт, который включает в

себя опыт отношения к художественному освоению мира, к художнику, исполнителю, композитору и т.д.).

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что раскрытие содержания структурных компонентов педагогического артистизма и определение их функций составит основу для новых научных представлений о явлении педагогического артистизма; раскрытие содержания связей взаимодействия, порождения и преобразования между компонентами педагогического артистизма и направлениями деятельности преподавателя составит основу для обоснования новых ориентиров познавательной деятельности, будет способствовать объяснению новых педагогических фактов с позиции целого -педагогического артистизма. Обоснование содержания процесса формирования педагогического артистизма расширит теоретическое представление о содержании педагогического образования. Результаты исследования будут способствовать разработке вопросов личностно ориентированного содержания общепедагогической подготовки будущего учителя.

Практическая значимость исследования заключается в том, что оно направлено на совершенствование педагогической деятельности в аспекте формирования педагогического артистизма будущего учителя; в определении форм и методов реализации направлений деятельности преподавателя; в разработке системы заданий, выполнение которых требует от студентов проявления интуиции, чувства юмора и т.д. Разработка и апробация проблемного семинара «Педагогический артистизм учителя» является реальной предпосылкой обновления содержания общепедагогической подготовки.

Методологической основой исследования являются положения социально-философской антропологии, объект изучения которой - человек; теории и концепции гуманизации образования.

Источниками исследования являются фундаментальные положения:

- о единстве личности и деятельности, сознания и деятельности
(К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, А.Г.Асмолов, А.А.Бодапев, Л.П.Бу-
ева, Л.С.Выготский, В.П.Зинченко, А.Н.Леонтьев, В.Н.Мясищев, А.В.Петров
ский, С.Л.Рубинштейн, В.И.Слободчиков, Д.И.Фельдштейн и др.);

- о рефлексивной природе сознания и мышления человека (Г.В.Акопов,
А.В.Карпов, Ю.Н.Кулюткин, Т.А.Колышева, И.Н.Семенов, И.М.Скитяева,
С.Ю.Степанов, Г.С.Сухобская и др.);

-системного подхода (И.В.Блауберг, Д.М.Гвишиани, Э.Г.Юдин и др.). Существенное значение в концептуальном плане имеют:

основные положения методологии педагогики и методики исследования (Е.В.Бережпова, Г.Х.Валеев, В.И.Загвязинский, В.В.Краевский, В.М.Полонский, В.Г.Рындак, Т.И.Руднева и др.);

современные концепции гуманизации образования в процессе профессиональной подготовки учителя и его непрерывного образования (В.П.Безду-хов, М.Н.Берулава, М.В.Богуславский, И.А. Зимняя, И.А.Колесникова, Ю.Н.Кулюткин, А.Б.Орлов, А.А.Реан, Ю.В.Сенько, Е.И.Шиянов и др.);

- основные положения театральной и музыкальной педагогики (В.М.Бу-
катов, Т.А.Бусыгина, А.Б.Вескер, С.Гиппиус, И.А.Зязгон, П.М.Ершов,
В.А.Ильев, Г.В.Кристи, В.А.Петров, Ю.А.Стромов, Г.М.Цыпин и др.);

- концепции личностно ориентированного образования и обучения
(Е.В.Бондаревская, Ю.Н.Кулготкин, В.В.Сериков, И.С.Якиманская и др.);

- идеи контекстного подхода к обучению (А.А. Вербицкий).

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования, адекватных его предмету: теоретический анализ философской, культурологической, психологической, педагогической литературы; социологические методы (анкетирование, беседа); изучение и обобщение педагогического опыта; наблюдение; экспериментальные методы (констатирующий и формирующий варианты эксперимента); изучение и обобщение опыта педагогической деятельности; математико-статистические методы (средние значения, среднее квадратическое отклонение, корреляционно-регрессионный анализ).

Работа выполнялась на базе Института художественного образования Самарского государственного педагогического университета. Всего в исследовании на разных его этапах приняли участие 450 студентов (из них 100 будущих учителей являлись участниками формирующего эксперимента), 15 учителей, 120 учащихся.

Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап (2002-2003 гг.). Изучение педагогической действительности, конкретного опыта деятельности учителей и преподавателей высших педагогических заведений в условиях антропологических проблем обусловило важность и необходимость осмысления проблемы формирования педагогического артистизма будущего учителя. Проведенный анализ научной литературы позволил обосновать исходные позиции, проблему, объект, предмет и цель исследования, сформулировать гипотезу и задачи. Результатом этого этапа явились определение гипотезы, методологии и методов исследования, обоснование его программы.

Второй этап (2003-2008 гг.). В ходе экспериментальной работы, сочетавшейся с изучением положений личностно ориентированной педагогической науки и осмыслением опыта формирования педагогического артистизма будущего учителя, деятельности учителей образовательных учреждений по приобщению учащихся к художественному образу, по организации художественного освоения мира школьниками, проверялась и уточнялась гипотеза исследования, конкретизировались педагогические условия, обеспечивающие формирование педагогического артистизма будущего учителя, корректировались методы обучения, анализировались и систематизировались полученные данные. Результатами этого этапа стали определение и реализация подходов, принципов и направлений деятельности преподавателя педуниверситета.

Третий этап (2008 г.). Обобщались и систематизировались результаты исследования. Теоретическое осмысление результатов экспериментальной работы послужило основой для определения педагогических условий, обеспечивающих формирование педагогического артистизма будущего учителя. Осуществлялась научная интерпретация экспериментальных данных. Результатом этапа явилось оформление текста диссертации.

Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью методологии исследования, ее соответствием поставленной проблеме; проведением исследования на теоретическом и практическом уровнях; адекватностью использованных для избранной сферы анализа взаимодополняющих методов исследования; использованием различных методик количественной и качественной оценки и интерпретации результатов; разносторонним качественным и количественным анализом экспериментальных данных; возможностью повторения экспериментальной работы; репрезентативностью объема выборки и значимостью экспериментальных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования нашли отражение в научных статьях и материалах научно-практических конференций - межвузовских (Самара, 2004; 2005) и региональных (Ульяновск, 2005; Самара, 2005). Материалы исследования апробировались автором в процессе педагогической деятельности в Самарском государственном педагогическом университете.

Структура диссертации соответствует логике исследования и включает в себя введение, две главы, заключение, библиографию, приложения.

Во введении обосновывается актуальность исследования и формулируется проблема; определяются объект, предмет, цель; выдвигается гипотеза и обозначаются задачи, методологические основы, база, этапы, методы; раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования; формулируются положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Проблема формирования педагогического артистизма будущего учителя в теории и практике образования» раскрываются личностные аспекты гуманизации образования как социально-нравственного процесса; выявляются функции педагогического артистизма; обосновывается сущность педагогического артистизма учителя; выявляется структура педагогического артистизма как личностного образования будущего учителя и раскрывается содержание его структурных компонентов; представляются результаты изучения когнитивного, художественно-образного и художественно-коммуникативного компонентов педагогического артистизма будущего учителя.

Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по формированию педагогического артистизма будущего учителя» определяются подходы и принципы формирования педагогического артистизма будущего учителя; обосновываются направления деятельности преподавателя педагогического университета по формированию педагогического артистизма будущего учителя; раскрывается содержание процесса формирования педагогического артистизма как

личностного образования будущего учителя и избираются методы его формирования; выявляются возможности различных учебных дисциплин в формировании педагогического артистизма будущего учителя; излагаются ход и результаты экспериментальной работы со студентами; делаются выводы по содержанию и процессу формирования педагогического артистизма будущего учителя; на основе сравнительного анализа результатов констатирующего эксперимента с данными, полученными на контрольном его этапе, формулируются выводы о результативности опытно-экспериментальной работы по формированию педагогического артистизма будущего учителя.

В заключении обобщаются результаты исследования, излагаются его основные выводы, подтверждающие гипотезу и состоятельность положений, выносимых на защиту.

В приложении приводятся анкета и программа проблемного семинара «Педагогический артистизм учителя»; представлены расчеты корреляционно-регрессионного анализа.

Подобные работы
Позднякова Оксана Константиновна
Формирование нравственного сознания будущего учителя в процессе обучения в педагогическом университете
Залевская Елена Николаевна
Формирование субъектной позиции будущего учителя в процессе обучения в педагогическом университете
Михайлова Марина Юрьевна
Формирование дидактико-филологической компетентности будущего учителя начальных классов с правом преподавания иностранного языка в процессе обучения в педагогическом университете
Бездухов Артем Владимирович
Педагогические условия формирования гуманистической направленности студентов в процессе обучения в педагогическом университете
Тимакина Елена Александровна
Содержание и методы формирования педагогического самосознания студентов в процессе обучения в педагогическом университете
Околелова Валентина Аркадьевна
Формирование здорового образа жизни студентов в процессе обучения в педагогическом университете
Телегин Александр Александрович
Формирование потребности студентов в самоактуализации в процессе обучения в педагогическом университете
Рощупкин Виталий Геннадьевич
Формирование кросс-культурной грамотности студентов в процессе обучения в педагогическом университете
Пецина Ирина Анатольевна
Формирование педагогического творчества у будущих учителей в процессе обучения в педагогическом университете :На примере музыкально-педагогического факультета
Протасова Ираида Анатольевна
Социально-педагогические условия формирования теоретической готовности учителя к инновационной деятельности (В процессе обучения студентов педагогического вуза)

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net