Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Культурология
Теория и история культуры

Диссертационная работа:

Рокунова Наталья Ивановна. Сюрреализм в социокультурном контексте постмодернизма : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01 / Рокунова Наталья Ивановна; [Место защиты: Морд. гос. ун-т им. Н.П. Огарева]. - Саранск, 2008. - 221 с. : ил. РГБ ОД, 61:08-24/14

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

ВВЕДЕНИЕ 3

1. СЮРРЕАЛИЗМ: ИСТОРИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ, ДИСКУРС, ПРАКТИКА

1.1. Философия сюрреализма и формы ее реализации в художественном творчестве 11

1.2. Архетипы и символы в живописи С. Дали 50

2. КОНЦЕПТУАЛЬНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПОСТМОДЕРНИЗМА В РОССИИ

2.1. Постмодернизм как парадигма современной культуры 75

2.2. Стратегии исследования российской культуры эпохи постмодернизма 90

2.3. Текст в теории постмодернизма 106

3. СЮРРЕАЛИЗМ В ПРОСТРАНСТВЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСТМОДЕРНИЗМА

3.1. Основные тенденции в российском искусстве конца XX в 122

3.2. Архетипическое наполнение живописи В. Сафонкина: опыт культурологической интерпретации 145

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 167

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИ СПИСОК 174

ПРИЛОЖЕНИЕ 192 

Введение к работе:

Актуальность темы исследования обусловлена остротой противоречий культурных процессов, происходивших в ХХ в. Социально-культурная картина ушедшей эпохи в целом, и России в частности, представляет собой уникальный исследовательский материал. Многие аспекты общественной жизни, культуры, искусства России двадцатого столетия востребованы современными учеными и активно ими рассматриваются.

Дистанция времени позволяет объективно оценить происшедшие события, а новая история России ХХI в. уже требует внести необходимые поправки.

Последняя четверть ХХ в. представляет собой время «взрыва» культурологических исследований, актуальность которых связана с пересмотром устоявшихся концепций культуры России ушедшего столетия. В этом контексте точка зрения на изобразительное искусство, создающее продукт культуры – живописное полотно, является средством переосмысления отечественного художественного процесса, когда и общество, и изобразительное искусство не однажды находились в кризисе и поисках новых ориентиров социокультурного развития.

Итак, актуальность исследования проявляется в следующих аспектах. Во-первых, сюрреализм как философия и течение в искусстве с самого своего возникновения вызывал к себе повышенный интерес, что обусловлено, в первую очередь, тематикой, к которой обращались сюрреалисты. Это те вопросы, которые были и всегда останутся актуальными для человечества и всех сфер его исследования, будь то философия, искусство или точные науки: жизнь, смерть, время, память, война, любовь.

Во-вторых, сюрреализм – чуть ли не единственное направление художественной культуры, прошедшее через весь ХХ век, проросшее в век ХХI и ставшее жизненной философией нескольких поколений художников. Являясь, по сути, частью эпохи модернизма, сюрреализм обозначил пик развития авангарда в искусстве середины ХХ века и органично вошел в поэтику постмодернизма.

В-третьих, пришло время проанализировать творчество одного из ярких представителей сюрреализма рубежа ХХ-ХХI вв. В.А. Сафонкина. Интересный и популярный сегодня в Европе художник родился и сформировался как творческая личность в провинциальной Мордовии. Последние десять лет он живет в Праге, где у него не только мастерская, но и собственная галерея, весьма посещаемая и успешно распространяющая полотна художника по музеям и частным коллекциям мира. Выявление причин подобного интереса, равно как и детерминант самого необычного художественного мышления живописца может стать продуктивным для процесса осмысления феномена постмодернизма.

Этот процесс далеко не закончен. Трудности исследования заключаются в том, что постмодернизм – реальный и незавершенный процесс современной культуры. Философская теория постмодернизма имеет устойчивую интенцию к расширению дискурсивного поля, характеризуется семантическим и категориальным многообразием, обусловленным принципиальным отказом от концептуального конституирования, в постмодернистской рефлексии невозможно констатировать парадигмальное единство. Тем не менее, сложились устойчивые характеристики этого явления, выделился ряд влиятельных теоретиков постмодернизма, постулирующих теоретический отход не только от классической, но и неклассической традиций философствования, определился корпус текстов. Актуальным является и исследование специфики российского постмодернизма, определение его статуса в отечественной науке, в частности в культурологии. Сегодня его толкование зависит от личных пристрастий ученых-исследователей, часто негативных, тогда как еще недостаточно изучены сущность, детерминанты, закономерности, динамика и тенденции развития постмодернизма как явления российской культуры.

В настоящем исследовании эти задачи решаются посредством анализа сюрреалистической живописи Сафонкина, являющейся частью как российского, так и европейского постмодернизма.

Степень разработанности проблемы

Сюрреализм

Исследование сюрреализма как художественного течения следует рассматривать с двух позиций.

Первая заключается в деятельности непосредственно самих членов сюрреалистического общества. Изначальный костяк группы представлял писателей и поэтов, которые оставили после себя огромное наследие. Это, в первую очередь, работы лидера группы А. Бретона, написавшего совместно с другими членами группы два важнейших документа, олицетворяющих философию и эстетику сюрреализма – первый и второй манифесты сюрреализма. Также огромный вклад в развитие сюрреализма внесли своими работами Г. Аполлинер, Л. Арагон, А. Арто, Р. Витрак, С. Дали, Р. Кревель, Ф. Супо, П. Элюар, и др. Следует отметить, что помимо литературной деятельности наследие сюрреалистов представляет собой множество живописных и графических произведений, которые сами по себе являются декларацией взглядов.

Вторая позиция заключается в научном исследовании сюрреализма, которому посвящено сравнительно большое количество работ как зарубежных, так и отечественных авторов.

Исследование философии и методологии сюрреализма проводится в работах зарубежных исследователей: Я. Гибсон, Р. Лесли, Г. Пикон, Э. Швинглхурст, Ф. Шмейкал, Ж. Шенье-Жандрон и др.

Сюрреализму в отечественном искусстве посвящены работы Л.Г. Андреева, И.С. Куликовой, В.Б. Мириамова, И.Г. Мосина, А.К. Якимовича и др.

Постмодернизм

Становлению постмодернистского мировоззрения содействовали работы предшествующих философов, чьи идеи оказались актуальными во второй половине XX века – Ф. Ницще, М. Хайдеггера, О. Шпенглера, Х. Ортеги-и-Гассета. В их работах содержалась критика рационализма, идеи целостности культуры и взаимосвязь культуры Востока и Запада, утверждалось единство человека и природы, осознавалось разделение элитарного и массового сознания.

Далее исследование постмодернизма осуществлялось представителями этого направления как выражение теоретической саморефлексии. Характерные черты постмодернизма и его методология раскрыты и исследованы в трудах А. Бадью, Р. Барта, Ж. Батая, Ж. Бодрийяра, В. Вельша, Ж. Делеза и Ф. Гваттари, Ж. Деррида, Ф. Джеймисона, Ю. Кристевой, П. Козловски, Э. Левинаса, Ж.-Ф. Лиотара, Р. Рорти, М. Фуко, И. Хассана, У. Эко и др.

Развитию постмодернистской проблематики косвенно способствуют его критики, к которым относится, в частности, Ю. Хабермас. Теория «коммуникативного действия», по его мысли, снимает противоречия между элитарным и массовым сознанием и является теоретическим основанием исследований процессов культуры.

Исследованию различных проблем постмодернизма: смысла и эволюции философского направления, особенностям постмодернистской художественной культуры, вопросам текстологии, игровой деятельности и другим, посвящены труды отечественных исследователей: Т.А. Апинян, В.В. Бычкова, А.А. Грицанова, Б. Гройса, А.А. Грякалова, С.Н. Иконниковой, И.П. Ильина, М.С. Кагана, Н.Б. Маньковской, Б.В. Маркова, С.Т. Махлиной, М.А. Можейко, В.А. Подороги, В.В. Прозерского, К.Э. Разлогова, В.П. Руднева, И.С. Скоропановой, Э.В. Соколова, Г.Л. Тульчинского, Н.А. Хренова, М.Н. Эпштейна, Э.П. Юровской и др. Проблемы постмодернизма исследованы также в трудах зарубежных учёных: Дж. Ланда, Ч. Норриса, М. Роуз и др.

Большое значение в изучении методологии постмодернизма отводится трудам по синергетике В.П. Бранского, В.В. Васильковой, С.П. Курдюмова, И.И. Пригожина, И. Стенгерс, Г. Хакена и др.

Гипотеза научного исследования. Сюрреализм, будучи вершиной авангардного искусства, завершил развитие проекта модернизма в ХХ в. В начале ХХI в. визуальные коды и идеи сюрреализма становятся частью проекта постмодернизма, сделав его, таким образом, одним из соединительных звеньев в системе текстуальных антиномий модернизма и постмодернизма.

Объектом исследования выступает постмодернизм как мировоззрение, концепция творчества и стиль жизни.

Предметом исследования является сюрреализм в социокультурном контексте постмодернизма.

Основная цель исследования – выявить суть современного значения сюрреализма в художественном пространстве постмодернизма в России.

Реализации поставленной цели подчинены конкретные исследовательские задачи:

– определить основные положения философии сюрреализма и описать формы ее реализации в художественном творчестве;

– проанализировать архетипическое наполнение картин С. Дали;

– вывести постмодернизм как парадигму современной культуры;

– описать стратегии исследования российской культуры эпохи постмодернизма;

– представить основные концепции текста в теории постмодернизма;

– проследить основные тенденции российского искусства в конце ХХ в.;

– рассмотреть существование сюрреализма в новом социокультурном контексте на примере творчества В.А. Сафонкина;

– выявить корреляцию символизма и сюрреализма в живописи В.А. Сафонкина;

– предложить вариант культурологической интерпретации основных полотен В.А. Сафонкина сквозь призму архетипического.

Теоретико-методологическая основа работы. Диссертационное исследование осуществлялось на стыке философии, культурологии и искусствоведения, с привлечением данных психологии. Так как работа выполнена в русле комплексного междисциплинарного подхода, рассматривающего искусство сюрреализма в пространстве современной культуры России через парадигмы и категории постмодернизма с привлечением семиотического подхода, в ее основу положен принцип системности, определивший набор соответствующих методов исследования:

интегративный метод, позволяющий использовать данные различных областей гуманитарного знания применительно к решению задач, поставленных в настоящем исследовании;

сравнительно-исторический метод, позволяющий рассмотреть различные периоды в развитии сюрреализма, его становление и трансформацию в искусстве Европы и России ХХ-ХХI вв.;

феноменологический метод, позволяющий определить содержание и смысловое наполнение исследуемых явлений;

– метод интерпретации, дающий возможность восприятия и истолкования живописных текстов.

Научная новизна диссертационной работы проявляется как в постановке проблемы, так и в результатах, достигнутых в ходе исследования:

- изучены философия и эстетика сюрреализма, проанализированы художественные тексты сюрреалистов разных веков, выявлено их архетипическое наполнение;

проанализированы источники и литература о постмодернизме в России с целью систематизации существующих теорий и концепций, преодоления
дискретности и фрагментарности в отечественной культурологической
постмодернистской рефлексии;

обоснована актуализация постмодернистского сегмента отечественной культуры, выявлены его сущность, социокультурные детерминанты и функции, что позволило определить его статус в отечественной культурологии;

- раскрыта специфика постмодернизма в российской культуре, его
сущностные характеристики, как в социокультурном плане, так и в
эстетическом;

- предпринят анализ художественной практики постмодерна в российском культурном пространстве и концептуально обоснован сюрреализм как часть постмодернистской культуры современной России;

- в научный оборот введены художественные тексты сюрреалиста В.А. Сафонкина, проанализированы основные темы, символы, архетипы его творчества, предложена интерпретация основных программных полотен художника.

На защиту выносятся следующие основные выводы и положения диссертационного исследования:

  1. Постмодернизм является самоценным сегментом культурно-исторического процесса последней трети XX - начала XXI в. Он обусловил оптимальный переход от одной культурной парадигмы к другой, став идейным и художественным выражением тотальной деконструкции во всех сферах, являясь эксплицитным звеном между эпохой модерна и актуальной культурой.

  2. Постмодернизм в отечественной культуре обладает уникальной спецификой, обусловленной общественно-политическими, экономичес-кими, психологическими и социокультурными факторами развития. Постмодерн в России порожден коллизиями посттоталитарного развития отечественной культуры. Он формировался при отсутствии полноценного циркулирования идей и художественного опыта, что обусловило его контекст переломно-кризисными, драматическими характеристиками, такими как радикальность, политизированность, эпатаж.

  3. Художественная практика отечественного постмодерна – показатель специфической культурной атмосферы в российском социуме. Постмодернизм в своих идейных и художественных проявлениях выразил глобальное смещение гетерогенных, контрастных явлений, смыслов, норм, ценностей, текстов в едином социокультурном пространстве России. Это нашло свое выражение в художественной практике отечественной культуры, в частности, в возрастании популярности сюрреализма в среде молодых российских художников.

  4. Анализ основных принципов философии сюрреализма и положений его эстетической концепции позволяет выявить архетипическое наполнение творчества С. Дали и утверждать, что художник мыслит архетипами, творит мифы, то есть творчество С. Дали – новый виток мифомышления.

  5. В живописи В.А. Сафонкина пересекаются визуальные коды сюрреализма и элементы эстетической концепции символизма в полном соответствии с концептуальными принципами постмодернизма.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Результаты исследования позволяют расширить представления о предметной области культурфилософии, о видах культуры, закладывают основы переосмысления некоторых позиций в интерпретации феномена постмодернизма в проблемном поле культурологии. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы при разработке вузовских лекционных курсов, спецкурсов и семинаров по культурологии, истории искусств, мировой художественной культуре и др.

Апробация работы. Отдельные положения и общие концепции данного исследования излагались автором в публикациях и выступлениях на всероссийских, межрегиональных, республиканских научно-практических конференциях (Саранск, 2004-2008), конференциях молодых ученых и аспирантских семинарах.

Структура и объем диссертации. Поставленные цели и задачи определили структуру диссертации. Ее содержание изложено на 191 странице, состоит из введения, трех глав (семи параграфов), заключения, библиографического списка, включающего 262 наименования, и приложения.

Подобные работы
Путилина Людмила Алексеевна
Постмодернизм в контексте информационной культуры
Трушникова Екатерина Леонидовна
Место и роль фантастического в историко-культурном контексте : От архаического мифотворчества до постмодернизма
Репина Марина Владимировна
Творчество В. Пелевина 90-х годов XX века в контексте русского литературного постмодернизма
Милославская Виктория Владимировна
Творчество А. и Б. Стругацких в контексте эстетических стратегий постмодернизма
Добрицына Ирина Александровна
От постмодернизма - к нелинейной архитектуре : Архитектура в контексте современной философии и науки

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net