Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Искусствоведение
Музыкальное искусство

Диссертационная работа:

Шарма Елена Юрьевна. С.М. Сонки в истории русского вокального искусства : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Шарма Елена Юрьевна; [Место защиты: Рост. гос. консерватория им. С.В. Рахманинова]. - Ростов-на-Дону, 2008. - 220 с. : ил. РГБ ОД, 61:08-17/59

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

стр.

ВВЕДЕНИЕ 5

ГЛАВА I. Личность С. М. Сонки в контексте переходной эпо
хи 10

1.1 К вопросу о специфике переходных эпох 10

1.2 С. М. Сонки: неизвестное об известном 19

1.3 Вклад С. М. Сонки в вокальную культуру «Серебряного века»
(Дореволюционный период деятельности) 33

  1. Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества 33

  2. Общественные организации деятелей искусства 39

  3. Научно-педагогические искания С. М. Сонки и его ученики 54

1.4 Творчество С. М. Сонки советского периода 72

ГЛАВА II. «Теория постановки голоса» С. М. Сонки и ее значение 83

2.1 «Теория постановки голоса» в свете различных редакций 89

2.2 Периодика С. М. Сонки 94

2.3 Основные методические принципы, изложенные в «Теории по
становки голоса» 97

  1. Требования, предъявляемые к начинающему певцу :...98

  2. Дыхание 100

2.3.3 Тембр, артикуляция и звукоизвлечение 104

  1. Дикция и фразировка 108

  2. Работа над голосом: от простого к сложному 111

  3. Гигиена голоса и советы ученикам и артистам 120

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 126

БИБЛИОГРАФИЯ 132

ПРИЛОЖЕНИЯ 157

з Приложение 1

Сонки С. М. По поводу библиографической заметки «Музыкального обозрения» [о рецезии С. И. Габеля на книгу «Теория постановки голоса» С. М.

Сонки] // Театр и жизнь. - 1885. - № 246; № 247 (печатная копия) 157

Приложение 2

Программа по классу пения в Музыкально-драматическом училище Москов
ского филармонического общества (ксерокопия документа) 168

Приложение 3

Программа ученического экзаменационного спектакля Музыкально-
драматического училища Московского филармонического общества за 1886-
1887 учебный год // Государственный центральный театральный музей им. А.
А. Бахрушина. П. № 99122 (ксерокопия документа в уменьшенном форма
те) 174

Приложение 4

[Объявление об образовании «Общества вокальных педагогов и других музыкальных деятелей»] (1899 г.) (ксерокопия документа) // Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина. Ф. 305, Ед. хр. 1412.

Приложение 5

Библиография. С. М. Сонки. Теория постановки голоса в связи с физиологией органов воспроизводящих звук. 4-е изд. СПб., 1900 // Русская музыкальная

газета. - 1900. -№ 12 (ксерокопия документа) 180

Приложение 6

Сонки С. М. Письмо в редакцию // Ежемесячник ушных, горловых и носовых

болезней. - 1907. - Т. 2. - № 2 (ксерокопия документа) 183

Приложение 7

Сонки С. М. Ответ доктору Геллату (письмо в редакцию) // Русская музы
кальная газета. - 1907. -№ 40 (ксерокопия документа) 187

Приложение 8

Сонки С. М. Деятельность мышц при открывании и закрывании голосовой щели (опыт критики классической теории) - теория напряжения голосовых струн при издавании звука. Доклад // Русская музыкальная газета. - 1909. -

№ 2 (ксерокопия документа) 191

Приложение 9

Сонки С. М. По поводу книги г. Кржижановского (письмо в редакцию) //
Русская музыкальная газета. -1910. - № 11; №12 (ксерокопия докумен
та) 199

Приложение 10

Сонки С. М. О резонаторах звука образуемого в гортани // Голос и речь. -

1912. - № 1 (ксерокопия документа) 208

Приложение 11

Сонки С. М. Педагогика пения. Преподаватели и учащиеся // Голос и речь.

- 1913. -№ 1 (ксерокопия документа) 210

Приложение 12

Сонки С. М. Как преподают пение? // Жизнь искусства. - 1925. - № 2 (ксе
рокопия документа); № 10 (печатная копия) 214

Приложение 13

Тезисы, относящиеся к шести главным принципам постановки голоса,
предложенные московским ГИМН'ом (28, 29 и 30 декабря 1925 года) «Все
союзной Конференции ученых вокалистов и педагогов», рассмотренные,
дополненные и принятые Ленинградской «Научно-Вокальной Секцией»
при Ленинградском]. Центральном]. Д[оме]. Щскусств]. [за личной под
писью С. М. Сонки] // Государственный центральный музей музыкальной
культуры им. М. И. Глинки. Ф. 151. Инв. 51. Пост. 4362 (ксерокопия доку-
мета) 218

Введение к работе:

Эпоха, породившая «Серебряный век», ознаменовала в русском искусстве небывалый подъем всех видов художественной деятельности, явив грандиозные результаты. Русское искусство завоевало тогда прочные позиции на мировой арене. Взошла блестящая плеяда новых имен, весьма существенно повлиявших на процессы развития отечественного и мирового искусства. По прошествии столетия многие из них оказались забыты или утрачены в революционном водовороте этого бурного века. Сегодня эпоха, скрывающая ценнейший пласт культурного наследия, все еще сохраняет свои нераскрытые страницы. Одна из них связана с именем Станислава Максимовича Сонки, внесшего значительный вклад в историю становления русской вокальной школы, посвятившего себя поиску ее нового содержания.

Актуальность темы обусловлена:

  1. изучением результативных методик обучения пению в связи со стремительным ростом современного вокального исполнительства;

  2. необходимостью воссоздания целостной картины развития отечественной вокальной школы в один из ее ярких периодов развития на рубеже XIX-XX вв.;

  3. недостаточной изученностью творчества выдающегося мастера вокального искусства С. М. Сонки, его значимости для истории развития русской исполнительской школы, а также отсутствием специальных исследований, изучающих научно-педагогическое наследие маэстро;

  4. наличием фактических неточностей в уже бытующих в искусствоведческой литературе сведениях, касающихся жизни и деятельности С. М. Сонки.

Объектом исследования стали документы и материалы, связанные с личностью, деятельностью и творчеством С. М. Сонки, позволяющие рассмотреть фигуру этого мастера в свете идей «Серебряного века», осмыслить его вклад в историю развития отечественного вокального искусства.

Предметом исследования послужила история развития русского вокального искусства рубежа XIX-XX вв., рассмотренная сквозь призму концепции переходных периодов.

Цель работы - восполнить пробел в истории отечественного вокального искусства и на основе имеющихся фактов и документов дать более полную характеристику художественной, педагогической и общественной деятельности С. М. Сонки, устранив имеющиеся неточности и расхождения.

Названная цель исследования получила продолжение в системе сформулированных задач:

  1. поиска и систематизации архивных материалов, касающихся творческой личности певца, педагога, ученого и общественного деятеля С. М. Сонки;

  2. уточнения и устранения разночтений в изложении фактов биографии маэстро;

  3. выявления сущности протомодели «вокальной теории» С. М. Сонки и изучения динамики роста его интересов к отдельным вопросам, затрагивающим техническую сторону постановки голоса;

  4. осмысления места С. М. Сонки в истории русского вокального искусства;

  5. выяснения значения наследия С. М. Сонки применительно к современности.

Методологическим основанием исследования явился комплексный подход, раскрытый в использовании различных приемов, сложившихся в искусствоведческой и музыковедческой практике, в частности, сравнительно-исторический метод, метод теоретического анализа и синтеза, систематизация изучаемого материала, что позволило собрать разрозненные факты, составить из них единую картину, вписав в культурный контекст исторической эпохи.

В качестве важного по отношению к вокальному искусству в работе рассматривался историко-культурологический подход. Именно он позволил существенно расширить рамки настоящего исследования, включить в сферу

его изучения междисциплинарные связи, затрагивающие общую историю, историю музыкального искусства, вокальную педагогику, отчасти театроведение. Вовлечение в поле рассмотрения исследований А. С. Ахиезера [6; 7], М. Н. Бойко [22], В. Н. Дмитриевского [55], В. С. Жидкова [66-68], Э. В. Сайко [169], В. С. Турчина [208-209], Н. А. Хренова [169; 218-225], изучающих специфику «переходных эпох», раскрыло современное видение проблемы и ее важные стороны, необходимые для изучения заявленной темы. Особо отметим труды И. А. Азизян [1], Л. Г. Березовой [16; 260], И. Н. Голомштока [48], М. Б. Кей-рим-Маркуса [91], Т. Н. Левой [102], В. С. Манина [115], А. Пайман [142], В. Л. Соскина [191], С. А. Федюкина [213], А. М. Эткинда [244], явившиеся важной основой для целостного восприятия историко-культурного фона эпохи.

Большое значение для настоящей работы имели фундаментальные труды В. А. Багадурова [8; 9], Ю. А. Барсова [10; 11], Л. Г. Барсовой [12], И. К. Назаренко [131], С. Б. Яковенко [250-252], А. С. Яковлевой [253-255], раскрывающие пути научного осмысления истории развития отечественного вокального искусства. Опора на них позволила сформулировать ракурс исследования, соотнести его с имеющимся научным обиходом. Отчетливое их внутреннее подразделение на две линии - исполнительскую и педагогическую - нашло отражение в логике формирования данной работы.

В аналитической части диссертации, посвященной изучению вокальной теории С. М. Сонки, полезными оказались труды Л. Д. Работнова [160-161], Н. И. Жинкина [69-70], Л. Б. Дмитриева [52-54], В. П. Морозова [118-123], В. И. Юшманова [248-249], которые рассматривают техническую сторону в становлении певческого аппарата. Указанные исследования, принадлежащие XX веку, не только существенно расширили прежние представления о физиологии и особенностях работы фонационного аппарата во время пения, но и позволили по-новому осмыслить научно-методические искания С. М. Сонки.

Степень изученности проблемы. Вокально-педагогическая и активная общественная деятельность С. М. Сонки практически не получила достойного освещения в специальной литературе. Самые полные биографические сведе-

ния о нем (уместившиеся на 2 страницах!), содержатся главным образом в работах современника С. М. Сонки профессора В. А. Багадурова «Очерки по истории вокальной методологии» (1937) и 2-ом издании — «Очерки по истории вокальной педагогики» (1956). Однако указанные труды не дают емкого представления о маэстро, его реальном вкладе в развитие отечественного вокального искусства. Более поздние издания И. К. Назаренко («Искусство пения» М., 1968) и Л. Б. Дмитриева («Основы вокальной методики» М., 1968), по сути, ничего нового не добавляют. Авторы лишь ссылаются в своих обзорах на указанные работы В. А. Багадурова. Имеющиеся в энциклопедиях и словарях краткие статьи о маэстро содержат множественные разночтения. Все вышеизложенное позволяет утверждать, что в том ракурсе, в котором предпринимается настоящее исследование, деятельность С. М. Сонки изучается впервые.

Материалом исследования послужили восемь изданий «Теории постановки голоса» С. М. Сонки, редкие архивные документы из фондов Государственного центрального театрального музея им. А. А. Бахрушина (далее -ГЦТМ им. А. А. Бахрушина), Государственного центрального музея музыкальной культуры им. М. И. Глинки (далее - ГЦММК им. М. И. Глинки), Российского государственного исторического архива (далее - РГИА) и Российской национальной библиотеки (Санкт-Петербург), материалы Российской государственной библиотеки, Российской государственной библиотеки по искусству, Научной музыкальной библиотеки им. С. И. Танеева, а также мемуарное наследие, имеющее отношение к теме исследования. Данные источники -документы исключительной важности, поскольку являются единственным аутентичным звеном, связующим творчество, личность, эстетические взгляды маэстро и культурный контекст эпохи. Научная новизна: 1) впервые подробно рассматривается вклад С. М. Сонки в развитие русского вокального искусства;

2) на основе специального изучения архивных материалов устранены
имеющиеся неточности в фактах биографии, до сих пор фигурирующие в из
вестных словарях и справочниках;

  1. сделан систематический обзор творческого наследия С. М. Сонки с позиций современного искусствознания, более полно раскрываются его теоретические и практические принципы воспитания ученика;

  2. составлен уточненный библиографический список основных публикаций С. М. Сонки;

  3. систематизированы и представлены многочисленные исторические факты, дополняющие опубликованные сведения о маэстро и его учениках.

Работа над материалом показала, что для его «объемного» изложения совершенно необходим «контрапункт» двух смысловых пластов. С одной стороны, в работе сформировался слой, отражающий панораму эпохи, дающий представления о важных аспектах ее культурной жизни с включенностью в нее С. М. Сонки. С другой, сами научно-методические тексты маэстро послужили основой для второго слоя, значение которого для музыкальных историков и вокальных педагогов трудно переоценить.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в возможности ее использования в курсах теории и истории вокального искусства для средних и высших учебных заведений, в педагогической практике и в дальнейших научных исследованиях, которые в перспективе могут найти продолжение в изучении российско-итальянских культурных взаимосвязей.

Апробация диссертации. Диссертация обсуждалась на кафедре теории музыки Ростовской государственной консерватории (академии) им. С. В. Рахманинова. Основные положения работы были отражены в докладах на Международных научных конференциях студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (Москва, МГУ им. Ломоносова, 2003, 2004, 2006 гг.), научно-практической конференции вокального факультета МГУКИ «Вокальное образование начала XXI века» (Москва, 2006 г.), а также в опубликованных статьях.

Подобные работы
Ярешко, Александр Сергеевич
Русские колокольные звоны в синтезе храмовых искусств: история, стилевые основы, функциональность
Горбовец Людмила Осиповна
Фортепианное исполнительское искусство Екатеринбурга (История и современность)
Буслаева Нонна Вениаминовна
Национальная романтическая традиция в истории польского фортепианного искусства

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net