Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Исторические науки
Этнография, этнология и антропология

Диссертационная работа:

Серов Алексей Александрович. Народные традиции сохранения здоровья и физического воспитания у мордвы : конец XIX - начало XX в. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.07 / Серов Алексей Александрович; [Место защиты: Морд. гос. ун-т им. Н.П. Огарева]. - Саранск, 2008. - 197 с. : ил. РГБ ОД, 61:08-7/298

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

1. МАТЕРИАЛЬНАЯ ОСНОВА ОБРАЗА ЖИЗНИ МОРДОВСКОГО НА
РОДА И ЕЕ РОЛЬ В СОХРАНЕНИИ ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКОМ
РАЗВИТИИ 24

  1. Экологические параметры функционирования этноса и особенности мордовского национального типа 24

  2. Традиционные принципы и формы организации жилого пространства.. ..36

  3. Традиционное питание мордвы 59

  4. Утилитарное и знаково-символическое значение народной одежды 73

2. МОРДОВСКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ СОХРАНЕНИЯ
ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 96

  1. Место здоровья в системе традиционных ценностей мордвы и способы его сохранения 96

  2. Игровая деятельность в структуре физического воспитания 114

  3. Роль празднично-обрядовой культуры в сохранении здоровья и физическом развитии 130

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 154

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 161

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ... 162
ПРИЛОЖЕНИЯ 191

Введение к работе:

Актуальность темы исследования определяется одной из наиболее острых проблем последних лет – низкими показателями здоровья населения. На фоне неблагоприятной экологической обстановки, обострения «болезней цивилизации» (избыточной массы тела, гиподинамии, сердечно-сосудистых заболеваний и т. п.), при осложнявшихся долгое время социально-экономических условиях, одной из самых насущных задач современного общества стало физическое развитие и воспитание подрастающего поколения, обеспечение его здоровья и дееспособности. Закономерно в этой связи обращение к проверенным многими столетиями и поколениями народным традициям создания здорового образа жизни и физического воспитания.

Мордовским народом накоплен значительный опыт в сфере сохранения здоровья и физического воспитания, который связан с созданием оптимальных условий жизнедеятельности, медицинской и другой здоровьесберегающей практикой, традициями развития физических качеств. Использование этого многовекового опыта может быть весьма полезным при решении вышеозначенных задач, особенно на уровне национального региона.

Актуальность темы диссертации обусловлена также и весьма низкой степенью научного изучения проблем, связанных с национальной системой сохранения и развития здоровья у мордвы. Исследование традиций в данной области открывает перспективу для более полного раскрытия духовной культуры мордовского этноса, основных принципов его образа жизни и мировосприятия.

Степень изученности проблемы. Вопросы любой этнической системы физического воспитания и традиционных приемов сохранения здоровья невозможно рассматривать в отрыве от природно-климатических условий, среды обитания народа, его материальной и духовной культуры. В работах крупнейших ученых-этнологов В. И. Козлова, Ю. В. Бромлея, Э. С. Маркаряна, С. А. Арутюнова и др. этническая культура понимается, в целом, как адаптивный механизм, облегчающий человеку жизнь в окружающем мире. Составной частью «культуры жизнеобеспечения» этноса являются его традиции в области сохранения здоровья и физического воспитания.

Кроме рациональной здравоохранительной практики традиционные культуры обладали еще одним «инструментом», задачей которого было магическое влияние на физическое состояние людей (ритуально-обрядовый и знаково-символический компоненты системы сохранения жизни и здоровья). Охранительной семантике различных обрядовых действий и элементов материальной культуры уделяли внимание Б. А. Рыбаков, А. К. Байбурин и др. Защитное и продуцирующее значение данных компонентов культуры определяется учеными как важнейшая составляющая в их общем смысловом содержании. Ритуалы и символы обеспечивали психологически комфортное существование людей.

Изучение различных национальных систем физического воспитания, характерных для нашей страны, началось с описания свойственных разным народам традиционных подвижных игр. Всего к началу XX в. имелось около 100 сборников игр на русском языке. Особо следует выделить работы Е. А. Покровского, который показал значимость подвижных игр и физических упражнений с точки зрения физиологии, психологии, педагогики и гигиены, обосновал их важность для формирования здорового организма, высказался о необходимости их повсеместного поощрения.

На протяжении XX в. традиционные системы физического воспитания народов СССР продолжают являться объектом изучения этнографов. Среди ученых, исследовавших данную область культуры этнических групп Поволжья и Урала, необходимо выделить Э. Х. Галеева (татары), Г. Н. Волкова (чуваши),
Х. Х. Баймурзина (башкиры), Л. Н. Долганову и Е. В. Попову (удмурты),
Е. В. Мороза и Ю. Г. Рочева (коми). Авторами не только рассмотрены народные игры, самобытные физические упражнения и национальные виды спорта различных народов Урало-Поволжского региона, но и предоставлены конкретные рекомендации по их применению в современной воспитательной практике.

Мордовские народные традиции физического воспитания до сих пор не становились предметом специального этнографического изучения. Однако некоторые аспекты сохранения здоровья и физического развития рассматривались в контексте исследований материальной и духовной культуры.

Из дореволюционных работ наиболее значимыми для изучения обозначенной проблемы являются труды 2-й половины XIX в., обобщающие накопленные к тому моменту фактические знания о мордве. Так, работа П. И. Мельникова, посвященная истории, мифологии и религиозным верованиям народа, содержит немало указаний на продуцирующее и здоровьесберегающее значение традиционной обрядности. В. Н. Майнов, исследуя мордовский быт, запечатлел большое количество долгожителей среди мокши и эрзи, а также охарактеризовал их традиционную пищу с валеологических позиций, подчеркнув ее вкусовые качества, разнообразие, сытность. Особо следует отметить работу Н. М. Малиева, который проанализировал особенности антропологического типа мордвы, пришел к выводу о положительном влиянии поздних браков на здоровье народа, что, по его мнению, объясняется способностью достигшего зрелости и окрепшего организма произвести более здоровое потомство. Наиболее обстоятельным и глубоким научным трудом данного периода является монография И. Н. Смирнова, который связывал хорошие физические показатели мордвы с природными и социально-экономическими условиями.

В конце XIX в. начал свою научную деятельность М. Е. Евсевьев. Для выяснения роли празднично-обрядовой культуры мокши и эрзи в системе сохранения здоровья весьма значимы его труды, посвященные традиционным верованиям, календарным празднествам, различным обрядам. Кроме того, значительное внимание ученый уделил национальным мордовским играм, подвижным развлечениям, которые являлись неотъемлемым элементом многих традиционных праздников и служили основным средством физического воспитания.

Для освещения здравоохранительных традиций и других близких этой теме вопросов существенны работы, посвященные изучению мордовского населения отдельных губерний (Нижегородской, Пензенской, Тамбовской, Симбирской, Саратовской, Самарской, Уфимской) и опубликованные в периодической печати данных регионов. Так, для характеристики традиционных приемов лечения и закаливания интересны статьи Ф. С. Голицина, К. Митропольского,
А. Ф. Можаровского и др. Авторы не только рассматривали народные способы врачевания у мордвы, но и анализировали степень их эффективности.

Этнографическая наука советского периода характеризуется более интенсивным изучением мордовской культуры, появлением большого количества исследовательских работ, фундаментальных трудов. В сфере изучения материальной основы образа жизни мордовского народа следует отметить, прежде всего, работы В. Н. Белицер, Е. И. Динес, В. Ф. Вавилина, П. М. Мезина, А. С. Лузгина. Данными авторами наиболее подробно рассмотрены основные особенности поселенческо-жилищного комплекса мордвы, традиционной одежды, пищи, утвари, исследованы их архаические формы и современное состояние. Из работ последних лет необходимо выделить диссертационное сочинение М. Г. Якунчевой, весьма значимое для выяснения роли системы питания в сохранении здоровья. В нем на примере национальной пищевой модели показан процесс адаптации этноса к условиям проживания, обозначена связь этикета питания с нормальным функционированием организма.

Основная часть исследователей культуры мокши и эрзи рассматривала компоненты системы жизнеобеспечения на уровне их утилитарно-рационального значения. Семантическое же значение элементов материальной культуры фактически осталось вне поля их научных интересов. Исключение составляет работа Г. А. Корнишиной «Знаковые функции народной одежды мордвы». В ней автор подчеркивает, что наделение вещей сверхъестественными защитными свойствами является древнейшим магическим способом сохранения здоровья, приобретения определенных качеств. Работы Г. А. Корнишиной, кроме того, имеют существенную важность для освещения здравоохранительного смысла различных народных празднеств, ритуально-магических действий.

Немалое значение для выяснения роли обрядовой культуры в сохранении здоровья имеют также труды Т. П. Федянович и Н. Ф. Мокшина. В общем контексте исследований данных ученых, ритуально-обрядовая сфера традиционной культуры мордвы определяется как слой, несущий основную этническую нагрузку, и важнейший инструмент системы жизнеобеспечения.

Большую работу по изучению национальных воспитательных традиций, институтов социализации детей у мордвы провела Н. Ф. Беляева. Исследователем собран и систематизирован значительный материал по народным играм и их роли в воспитании молодого поколения. В монографии «Традиционное воспитание детей у мордвы» интерес представляют разделы, посвященные народным средствам сохранения здоровья и жизни новорождённых, традициям физического и трудового воспитания молодежи. В них автор приходит к выводу о возможности применения народного педагогического опыта в современных условиях, в частности, подчеркивает актуальность использования национальных мордовских игр в воспитательной практике дошкольных и общеобразовательных учреждений региона.

Игровая деятельность издревле является основой народной системы физического, трудового, нравственного воспитания. Отдельные аспекты этого пласта мордовской культуры исследовались региональными учеными. Так, наиболее полный сборник детского игрового фольклора мордвы составлен В. С. Брыжинским. Им же весьма подробно изучены театрализованные формы мордовского искусства. Автор приходит к выводу, что драматизированная игра является одной из древнейших форм эстетической деятельности людей, с помощью которой они стремились в обрядах вымолить у окружающей природы необходимые жизненные блага, в том числе здоровье.

Степень жизнеспособности потомства во многом зависит от личных физических, нравственных и деловых качеств родителей. Вопросы брака, семьи, критериев выбора супружеской пары являются существенными в работах В. А. Балашова и Ю. Н. Мокшиной. Исследователи подчеркивают традиционно серьезное отношение мордвы к данным характеристикам будущих молодоженов.

Весьма значимы для изучения данной проблемы исследования В. К. Абрамова, в которых автор рассматривает вопросы этногенеза мордвы, ее
антропологических характеристик, причин, повлиявших на физический и нравственный тип народа.

Большое значение для изучения традиционных способов сохранения здоровья имеют работы Л. И. Никоновой. Автором обобщен опыт использования различных методов целительства у финно-угорских этносов Урало-Поволжского региона, рассмотрены основные элементы системы жизнеобеспечения в контексте изучения народных традиций здравоохранения.

Подводя итог краткому историографическому состоянию темы в целом, можно констатировать, что имеющаяся на данный момент этнографическая литература не дает полного и целостного представления о мордовских традиционных способах сохранения и развития физического здоровья. Несмотря на то, что отдельные аспекты проблемы привлекали внимание ученых, специального исследования, посвященного национальным традициям физического воспитания у мордвы, не существует. Данные обстоятельства обусловили выбор объекта и предмета, определили цели и задачи диссертации.

Таким образом, цель исследования заключается в раскрытии национальных традиций мордовского народа в области сохранения здоровья и физического воспитания.

Для достижения этой цели требовалось решить следующие задачи:
1) проследить связь экологических параметров функционирования этноса с особенностями национального типа мордвы; 2) рассмотреть утилитарное и символическое значение основных элементов материальной основы образа жизни (поселений, жилищ, традиционной пищи, национальной одежды) в обеспечении здоровья и формировании физических качеств мокши и эрзи;
3) проанализировать содержание понятия физического здоровья с точки зрения мировоззренческой системы мордовского народа; 4) дать характеристику традиционным формам и способам сохранения здоровья и физического воспитания мордвы; 5) выявить рациональные приемы традиционной системы физического воспитания с целью их использования в современных условиях.

Объект исследования – система сохранения здоровья и физического воспитания у мордвы.

Предмет исследования – валеологическое значение основных элементов материальной основы образа жизни; мордовские традиционные приемы сохранения и развития физического здоровья, включающие в себя разнообразные народные средства гигиенического, диетологического, этномедицинского, физкультурного характера и т. п.

Хронологические рамки работы соответствуют периоду конца XIX – начала XX в., который характеризуется значительным сохранением традиционной культуры мордовского народа, накоплением этнографических сведений о нем. Этот период наиболее адекватно отражен в архивных документах и памяти информаторов. В ряде случаев для более полной характеристики рассматриваемых вопросов привлекались материалы более раннего или позднего периодов.

Территориальные рамки исследования в основном ограничиваются областью наиболее компактного расселения мордвы в конце XIX в., значительную часть которой составила территория современной Республики Мордовия. Однако, с учетом дисперсного расселения мордовского этноса, был использован этнографический материал и ряда сопредельных с Мордовией территорий.

Источниковая база исследования. При исследовании проблемы был использован комплекс разноплановых источников. Данная работа опирается, прежде всего, на архивные документы, хранящиеся в Центральном государственном архиве Республики Мордовия (ЦГА РМ) и в рукописных фондах Государственного учреждения «Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при правительстве Республики Мордовия» (РФ ГУ НИИГН). Уникальные материалы содержатся в личном фонде М. Е. Евсевьева, многие из которых до сих пор не опубликованы – наброски книг и статей, полевые записи, письма, планы экспедиционных поездок и отчеты. Сведения о различных элементах системы жизнеобеспечения содержатся в похозяйственных книгах. Комплексом фактических данных по материальной культуре, этномедицине мордвы работу обогатили также отчеты и записи членов мордовских этнографических экспедиций, рукописи диссертаций региональных ученых.

Одним из основных источников являются полевые материалы, собранные автором в 2004 – 2007 гг. в мордовских и смешанных селениях Республики Мордовия и некоторых селах Белинского района Пензенской области. В качестве информаторов привлекались в основном люди пожилого возраста, способные предоставить информацию по исследуемой проблематике. Полевой и иллюстративный материал, собранный в ходе национально-фольклорных праздников, дает представление о современном состоянии состязательных традиций мордвы, национальных видах спорта, развлечений и других вопросах, связанных с данным исследованием.

В качестве источников широко привлекались фольклорные материалы. В фольклоре весьма емко и образно отразились этнические представления мордвы, связанные с ценностями здорового образа жизни, способами сохранения и развития физического здоровья. Наиболее компактно этот материал представлен в многотомном издании «Устно-поэтическое творчество мордовского народа», а также в сборнике «Мордовские пословицы, присловицы и поговорки». Кроме того, в эту группу нами отнесены сборники легенд и преданий мордвы.

Важное место в исследовательской работе заняли опубликованные источники. Наиболее ранние, фрагментарные сведения об элементах материальной и духовной культуры имеются в русских летописях, документах и литературных произведениях, наблюдениях отечественных и зарубежных путешественников эпохи средневековья. Так, среди последних в данной диссертации использовались заметки В. Рубрука, П. Карпини, С. Герберштейна и др. для иллюстрации отдельных положений исследования.

Одни из наиболее ранних сведений, касающихся исследуемой проблемы, содержатся в работах участников этнографических экспедиций Академии наук в XVIII в. В частности, И. И. Лепехин, характеризуя в своих записках обрядовую культуру мордвы, отмечал основную направленность ритуальных действ на здоровье и благополучие их исполнителей. И. Г. Георги одним из первых дал антропологическую характеристику этноса, акцентировав крепость его сложения.

Ценный этнографический материал, касающийся системы жизнеобеспечения и способов сохранения здоровья у мордвы, заключен в публикациях, выходивших в свет на страницах периодических изданий различных научных обществ, в особенности таких, как «Этнографическое обозрение», «Записки» Русского географического общества, «Известия» Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете; губернских и епархиальных ведомостей, различных сборников, памятных книжек и т. д. Так, в качестве источников в данной диссертации использовались работы В. Ауновского, Н. Прозина,
Г. Беневоленского, А. А. Шахматова и многих других ученых, публицистов, миссионеров, писавших в XIX – начале XX в. о «быте и нравах» мордвы, как на страницах периодики, так и в рамках монографических исследований.

Пополнить работу сведениями, связанными с различными терминами, названиями, именами и т. п. и касающимися комплекса разноплановых этнокультурных и этнографических проблем, позволили различные справочники, словари, глоссарии .

Использование в совокупности указанных видов источников в значительной степени способствовало решению поставленных задач.

Методологическая основа исследования. Теоретико-методологическую базу исследования составили концептуальные положения теории этноса
Ю. В. Бромлея, идеи В. И. Козлова, С. А. Арутюнова, Э. С. Маркаряна в области изучения этнической культуры и системы жизнеобеспечения, принципы исследования семантики элементов материальной культуры Б. А. Рыбакова и основы анализа ритуально-обрядовой культуры А. К. Байбурина, теоретические разработки в области этнопедагогики Г. Н. Волкова, методы изучения народных традиций физического воспитания и способы приобщения к ним молодого поколения Х. Х. Баймурзина. Кроме того, автор ориентировался и на исследования региональных ученых В. К. Абрамова, Н. Ф. Беляевой, Г. А. Корнишиной,
А. С. Лузгина, Н. Ф. Мокшина, Л. И. Никоновой и др.

В процессе работы над диссертацией был применен ряд методов, объединенных общими методологическими принципами: научной объективности, системности и историзма. Описательный и системный методы дали возможность раскрыть сущность явлений посредством анализа их конкретной стороны. Метод кросскультурных сопоставлений способствовал изучению различных аспектов поставленной проблемы через сравнение их признаков, характерных для разных этнических культур. При сборе материала использовались методы полевой этнографии: непосредственного наблюдения и интервьюирования.

Научная новизна диссертации определяется тем, что это первое специальное исследование монографического уровня, в котором реконструируется система национальных традиций мордовского народа в области физического воспитания молодежи и дается анализ основных элементов материальной основы жизнеобеспечения в их связи с народным пониманием необходимых условий для поддержания и развития здоровья. Значительное внимание автора уделено защитной семантике компонентов материальной культуры мордвы, освещению места здорового образа жизни в структуре ее мировоззренческих ценностей. Кроме того, в предоставленной работе наиболее широко рассмотрено и проанализировано валеологическое значение народной праздничной культуры. Данное исследование также актуализирует вопрос об этногенетических и этнокультурных связях мордвы с другими народами Поволжья по материалам способов проведения досуга и национальных видов спорта. Научная ценность диссертации определяется также наличием в ее содержании не публиковавшихся ранее архивных данных и полевых материалов автора.

Практическая значимость работы заключается в том, что она создает информационную базу по теме для активной популяризации и возможной рекультивации этнических традиций, связанных с физическим воспитанием подрастающего поколения, а также их дальнейшего изучения, развития и адаптации к современным условиям. Содержание работы может быть использовано для разработки теоретических и практических положений по решению проблем здорового образа жизни мордвы и других народов. Применение материалов и полученных результатов возможно при создании специальных трудов по этнографии мокши и эрзи, в лекционной работе, подготовке учебников и учебных пособий.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. На рубеже XIX – XX в. физический и нравственно-психологический типы мордвы характеризовались высокими качественными и количественными показателями и обуславливались природно-климатическими и социально-экономическими условиями жизни.

2. Вся система жизнеобеспечения (поселения и жилища, традиционное питание, одежда), посредством своих самобытных характеристик, весьма успешно решала задачи выживания народа в условиях окружающей среды, сохранения его физического здоровья. Рациональные функции элементов материальной основы образа жизни дополнялись обязательным наполнением последних знаково-символическим (апотропейным, продуцирующим и др.) содержанием, которому мордва придавала большое значение.

3. В системе мировоззренческих ценностей мордвы хорошее физическое здоровье занимало одно из главных мест. В этническом сознании его показателями считались крепкое телосложение, большая физическая сила и работоспособность, детородные способности, хороший аппетит, внешняя привлекательность и т. п. С точки зрения на способы сохранения жизни и приобретения здоровья, народные здравоохранительные традиции мордвы преимущественно относятся к активно-адаптивному типу поведенческих реакций на среду.

4. Национальные традиции сохранения здоровья и физического воспитания у мордвы представляют собой своеобразную систему взаимно обусловленных элементов, включающую в себя обширный комплекс специальных обычаев, общеэтнических стереотипов поведения, особых мер (гигиенического, диетологического, этномедицинского, физкультурного и др. характера), направленных на улучшение адаптационных способностей, физических качеств организма.

5. Одним из самых действенных средств физического воспитания являлась игровая деятельность. У мордвы каждой возрастной группе детей соответствовали свои виды игрушек и оригинальных подвижных игр (налк(х)семат), сообразных их потребностям в движении. Начиная с развития элементарных двигательных умений в младенчестве, игра постепенно способствовала формированию необходимых во взрослой жизни конкретных физических качеств и навыков, связанных с традиционными видами хозяйственной деятельности.

6. Одной из форм сохранения здоровья и физического воспитания у мордвы являлись различные традиционные празднества. Их неотъемлемой частью были разнообразные игры, катания, пляски, состязания, проводимые на открытом воздухе, и способствующие закаливанию организма. Подготовка к участию в спортивных соревнованиях играла роль физических тренировок. Народные праздники способствовали активному отдыху, улучшению эмоционально-психологического состояния, что также благоприятно сказывалось на здоровье.

7. Прогрессивные элементы народных традиций физического воспитания и сегодня не утратили своей значимости и могут быть использованы в современной практике улучшения состояния здоровья нации, что подтверждается тенденцией увеличения интереса к ним со стороны населения Мордовии.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования излагались автором на международных (Йошкар-Ола, 2005; Чебоксары, 2006), всероссийских (Саранск, 2005; Санкт-Петербург, 2005), межрегиональных (Саранск, 2004, 2005; Астрахань, 2005) и республиканских (Саранск, 2004, 2005) научных и научно-практических конференциях и отражены в 9 статьях, одна из которых опубликована в научном периодическом издании, рекомендованном ВАК РФ («Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета»).

Структура работы. Диссертация включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список и приложения.

Подобные работы
Якунчева Марина Геннадьевна
Система и этикет питания мордвы конца XIX - начала XX века
Гаер Евдокия Александровна
Традиционная бытовая обрядность нанайцев в конце XIX - начале XX в. (к проблеме устойчивости и развития традиций)
Аббас Али Хассон
Семейная обрядность татар-мишарей мордовского края в конце XIX - начале XX в.
Турьинская Христина Михайловна
Развитие этнографического музейного дела в России в конце XIX - начале XX вв.
Чухина Анастасия Александровна
Локальные варианты семейной обрядности Архангельского Севера в конце XIX - начале XX вв.
Нестер Александра Теодоровна
Народное ткачество Украинского Полесья (конца XIX - начала XX вв.)
Фадеева Ольга Евгеньевна
Белорусская народная вышивка. Развитие и локальные особенности (конец XIX - начало XX в.)
Маншеев Доржа Михайлович
Традиционное хозяйство бурят Восточного Присаянья (Конец XIX - начало XX вв.)
Алексеева Сардаана Анатольевна
Семья и брак у эвенов (Конец XIX-начало XX вв.)
Раздыкова Гульназ Максутовна
Этнический компонент в мусульманском образовании казахов степного края в конце XIX-начале XX вв.

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net