Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Философские науки
Религиоведение, философская антропология, и философия культуры

Диссертационная работа:

Гордус Максим Михайлович. Новые религиозные движения : стереотипы и реальность : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13 / Гордус Максим Михайлович; [Место защиты: Юж. федер. ун-т]. - Ростов-на-Дону, 2008. - 149 с. РГБ ОД, 61:08-9/146

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. СТЕРЕОТИП "КУЛЬТА" И АНТИКУЛЬТОВОЕ 10

ДВИЖЕНИЕ

  1. Стереотип "культа" в массовом сознании 10

  2. Возникновение антикультового движения в США 15

  3. Антикультовое движение в странах 24

зарубежной Европы

ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ 45

ОТНОШЕНИЯ В ЕВРОПЕ И НЕГАТИВНЫЙ ОБРАЗ НРД

2.1 Официальная позиция европейского 45

сообщества по отношению к НРД

2.2 Политика правительств европейских 69
государств по отношению к НРД

ГЛАВА 3. НЕГАТИВНЫЙ ОБРАЗ НРД 95

В РОССИИ И СТРАНАХ СНГ

3.1 Особенности негативного стереотипа НРД

на постсоветском культурном пространстве 95

  1. Деятельность НРД: стереотипы и реальность 103

  2. Опасения, вызываемые НРД у их противников 118 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 141 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 144

Введение к работе:

Актуальность темы исследования. Последние два десятилетия в жизни нашей страны характеризуются кардинальными изменениями в религиозной сфере. Прекращение политики государственного атеизма привело, во-первых, к резкому увеличению числа верующих всех конфессий, и, во-вторых, к значительному увеличению числа религий и конфессий на территории России. Так, наряду с традиционными для нашей страны вероисповеданиями, произошло быстрое распространение новых религиозных движений (НРД). Меньшая часть НРД возникла на отечественной почве, большинство же было создано благодаря деятельности иностранных миссионеров. При этом практически одновременно в России образуются общественные группы, объединяющие в своих рядах противников новых религий. В нашей стране, как раньше это произошло в западных странах, возникает организованное антикультовое движение (АКД). Свои первые шаги отечественный антикультизм делает благодаря широкой поддержке со стороны западных антикультовых организаций. Таким образом, в последнее десятилетие ХХ века в Россию происходит экспорт не только новых религий, но их традиционного противника – антикультового движения.

НРД сталкиваются с довольно противоречивым отношением со стороны окружающих. Немало людей, особенно в первые годы распространения НРД в нашей стране, проявляли к ним благожелательный интерес. (Заметим, что лишь очень незначительное число заинтересовавшихся стали последователями НРД). Но значительно большее число наших сограждан относились, и продолжают относиться к НРД отрицательно. В настоящее время число, например, критических публикаций в прессе, касающихся НРД, во много раз превышает число положительных или нейтральных. И это не случайно. Можно говорить о том, что в общественном сознании сложился негативный стереотип НРД. Отчасти существование этого стереотипа объясняется деятельностью некоторых НРД, допускавших у себя крайне сомнительные внутренние порядки. И более того, ряд групп, например, известная Аум Синрике, совершили громкие уголовные преступления. Отчасти же существование негативного стереотипа НРД объясняется целенаправленной деятельностью активистов антикультового движения, прилагающих много усилий для того, чтобы выставить в самом неприглядном виде не только действительно деструктивные, но все без исключения новые религиозные группы. АКД также стремится воздействовать не только на общественное мнение, но и на органы государственной власти, призывая их ограничить деятельность новых религиозных групп. При этом существующий негативный стереотип новых религий играет в аргументации АКД далеко не последнюю роль.

В силу всех этих обстоятельств мы считаем актуальной задачей изучение условий формирования негативного стереотипа НРД и роли антикультового движения в этом процессе. Не менее актуальным мы считаем и прояснение вопроса о том, насколько господствующие в нашем обществе стереотипы и мнения относительно НРД соответствуют действительному положению дел.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является негативный образ новых религиозных движений, существующий в общественном сознании, и степень его соответствия действительности (т.е. сущность НРД в России и наиболее распространенное мнение о явлении) Предметом нашего исследования являются причины и обстоятельства, приведшие к появлению негативного стереотипа НРД.

Степень разработанности проблемы. Исследованию новых религиозных движений посвящена обширная литература как в нашей стране, так и за рубежом. Среди зарубежных авторов необходимо назвать имена Д. Хаддена, А. Баркер, М. Интровиньо, Д. Мелтона, Д. Ричардсона, Д. Бромли. В работах зарубежных авторов освещается очень широкий круг вопросов, но основное внимание, как правило, уделяется истории НРД, а также социальным, и социально-психологическим аспектам их деятельности. В нашей стране в изучение новых религиозных движений внесли свой вклад Л.Н. Митрохин, П.С. Гуревич, Е.Г. Балагушкин, С.Б. Филатов, Б.З. Фаликов, М.С. Штерин, Н.С. Капустин и другие авторы. Несмотря на то что в нашей стране широкое распространение НРД началось значительно позже, чем на Западе, отечественные исследователи к настоящему времени проделали очень значительную работу. Однако до сих пор в отечественной науке уделяется недостаточное внимание антикультовому движению, его идеологии, образу НРД, создаваемому в антикультовых публикациях, и степени его соответствия реальности. Систематические исследования по этой проблеме фактически отсутствуют, хотя ряд авторов, такие как С.Б. Филатов, М.С. Штерин опубликовали ценные статьи по этому вопросу. Несмотря на это, проблему следует считать исследованной в недостаточной степени. Существуют многочисленные труды богословского характера, которые автор намеренно не привлекает к анализу как идеологически конфессионально ангажированные, имеющие небольшую ценность для данного исследования.

Методологические основы исследования. Основным методом исследования, используемым в работе, за исключением общенаучных, является сравнительно-аналитический метод, применяемый для анализа и интерпретации документов и фактического материала в целом.

Цели и задачи исследования. Целью исследования является изучение идеологии антикультового движения и формирования процессов негативного стереотипа НРД в общественном сознании, степени его соответствия реальному положению дел. Для достижения этой цели решаются следующие задачи:

  1. Определяются основные составляющие негативного стереотипа НРД в современном общественном сознании.

  2. Рассматривается, какие события в истории НРД способствовали формированию их негативного восприятия.

  3. Рассматривается идеология антикультового движения и ее значение для формирования негативного стереотипа НРД.

  4. Раскрываются основные этапы распространения идеологии антикультового движения и образования международной сети антикультовых организаций.

  5. Анализируется, в какой мере антикультовая идеология нашла отражение в официальной позиции различных государств и межгосударственных органов по отношению к НРД.

  6. Исследуется степень влияния антикультовой идеологии на государственно-конфессиональные отношения в различных странах.

  7. Выявляются особенности негативного стереотипа НРД, формируемого антикультовым движением в России и странах СНГ.

Научная новизна исследования. Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Показаны основные этапы развития антикультового движения, взаимовлияние антикультовых групп, формирование международной сети антикультового движения.

2. Проанализировано, в какой мере идеология антикультового движения нашла отражение в официальной позиции различных государств и межгосударственных органов по отношению к новым религиозным движениям.

3. Выявлено, в какой степени идеология антикультового движения оказала влияние на государственно-конфессиональные отношения в различных странах.

4. Проанализирован тот негативный образ новых религиозных движений, который создается антикультовым движением, и степень его соответствия реальному положению дел.

5. Показаны особенности негативного образа новых религиозных движений, создаваемого отечественным антикультовым движением и антикультовым движением в странах бывшего СССР, и степень обоснованности обвинений, выдвигаемых против НРД.

Тезисы, выносимые на защиту. На защиту выносятся следующие тезисы:

1. В современном массовом сознании сформировался негативный стереотип НРД. Новые религии предстают в образе "культов" или "сект", которые, как считается, полностью подчиняют себе волю своих членов и осуществляют деструктивную деятельность в обществе.

2. Отчасти возникновение негативного стереотипа НРД объясняется крайне жесткими внутренними порядками, принятыми в некоторых НРД и получившими громкий общественный резонанс уголовными преступлениями, совершенных последователями нескольких НРД. Однако абсолютное большинство новых религиозных групп не имеют к этому никакого отношения.

3. Очень значительную роль в формировании негативного стереотипа НРД сыграло антикультовое движение. АКД утверждает, что в новых религиозных движениях практикуется так называемая "промывка мозгов", или "контроль сознания", способная полностью подавить волю членов НРД. Однако большинство представителей научного сообщества относятся к этим утверждениям крайне критично.

4. В настоящее время антикультовое движение представляет собой международную сеть общественных организаций, координирующих свою деятельность, и стремящихся оказывать влияние на общественное мнение и политику органов государственной власти различных стран по отношению к НРД.

5. Деятельность АКД, как одного из институтов гражданского общества, может давать положительные результаты, когда АКД привлекает внимание общества к действительно деструктивным религиозным группам. Но стереотипные обвинения в деструктивной деятельности, выдвигаемые антикультовым движением в адрес практически всех НРД, лишены фактических оснований, и способствуют созданию негативного стереотипа НРД в обществе.

6. Несмотря на усилия антикультового движения по созданию негативного образа НРД, антикультовая идеология оказала крайне незначительное влияние на официальную позицию межгосударственных органов, таких как Парламентская Ассамблея Совета Европы, по отношению к НРД.

7. Антикультовая идеология также оказала крайне незначительное влияние на официальную позицию по отношению к НРД ведущих европейских государств и на государственно-конфессиональные отношения. В России такое влияние практически отсутствует.

8. Особенностью негативного образа НРД, формируемого антикультовым движением в России и странах бывшего СССР, является акцент на обвинениях НРД в деструктивной политической деятельности. Но эти обвинения по отношению к абсолютному большинству НРД не имеют под собой достаточных фактических оснований.

Практическая значимость и апробация исследования. Результаты исследования могут быть использованы при разработке религиоведческих курсов, а также курсов исторической и культурологической направленности. Результаты исследования также могут найти практическое применение в сфере государственно-конфессиональных отношений. По теме диссертационного исследования опубликована одна статья.

Структура работы. Структура работы определяется целями и задачами исследования. Работа включает три главы, состоящие из восьми параграфов, введения, заключения и списка литературы, включающего 123 названия.


© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net