Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Философские науки
История философии

Диссертационная работа:

Самохина Наталия Евгеньевна. Философское учение Агни Йоги: космос, человек, сознание (историко-философский анализ) : диссертация ... доктора философских наук : 09.00.03 / Самохина Наталия Евгеньевна; [Место защиты: Дальневосточный государственный технический университет]. - Владивосток, 2008. - 414 с.

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

Введение 2

Глава первая. Космос и сознание. Онтологические основы Агни Йоги 19

1. Основные особенности Агни Йоги как философско-эзотерического учения 19

2. Духовные основы Космоса 51

3. Единство духа и материи как основной принцип мироздания 85

4. Структурная организация мироздания. Проблема реальности 95

Глава вторая. Человек как микрокосм 118

1. Психофизическая организация человека 118

2. Происхождение индивидуального сознания 132

3. Структура психики и природа сознания 148

4. Содержание сознания. Субстанциальная природа элементов сознания 193

5. Состояния сознания 228

Глава третья. Креативный потенциал человека 260

1. Психическая энергия как основа творческого потенциала индивида. 260

2. Энергетические центры сознания и их роль в творчестве и духовном развитии индивида 277

3. Проблема творчества 304

Глава четвертая. Проблемы духовной эволюции индивида и социума 335

1. Духовное освобождение как цель эволюции человека 335

2. Роль кармы и сансары в совершенствовании человека 345

3. Культура как главный путь эволюции человечества 365

Заключение 380

Словарь философских терминов Агни Йоги 391

Библиография 398 

Введение к работе:

Актуальность темы исследования

Учение Агни Йоги, или Живой Этики, несмотря на свою широкую известность в России, по-прежнему остается одним из самых малоисследованных философских учений1. Данное обстоятельство объясняется тем, что в годы господства марксистской идеологии это учение не было доступно академическим исследованиям. Изучение Агни Йоги началось лишь в конце 80-х годов прошлого века, в эпоху перестройки. Малоизученность Агни Йоги обусловила неоднозначное, подчас неадекватное отношение к этому учению в обществе. Высказывались даже мнения о том, что Агни Йога представляет собой не философское, а религиозное учение, что абсолютно не соответствует действительности. В учении Агни Йоги не содержится культовой, обрядовой стороны, характерной для религий; нет в нем и описаний каких-либо форм поклонения высшим силам. Методология Живой Этики представляет собой сочетание философского дискурса с естественнонаучными представлениями, что также не дает повода причислять это учение к каким-либо формам религии. Живую Этику нельзя причислить даже к религиозной философии, т.к. присутствующие в ней метафизические доктрины, характерные для древнеиндийской философии, были значительно изменены, переосмыслены и сопоставлены с новейшими достижениями научной мысли Запада. Агни Йогу можно причислить - в рамках классификации Г. Г. Майорова - к философским учениям софийной традиции.

Проблематика исследования - сознание, Космос, человек - включает в себя актуальнейшие темы мировой философии. В современную эпоху в связи с исследованиями в относительно новых областях науки, таких, как квантовая физика, биоэнергетика, уфология, танатология, биофилософия и т.п. востребованность данной проблематики стала еще более очевидной.

1. Интенсивные исследования в области многомерности мироздания, иных форм и состояний материи1, в том числе попытки изучения иных планов бытия.

2. Очевидные корреляции (указанные, в частности, в данной работе) между данными новейших естественнонаучных исследований в области природы человеческого сознания2 и положениями эзотерических философских учений Востока.

3. Необходимость изменения парадигмы науки с учетом данных новейших научных исследований в области иных состояний материи (например, физического вакуума3).

Как известно, в современном мировом естествознании происходит полемика между представителями редукционистского, механистического подхода к трактовке научных феноменов (в частности, сущности материи и жизни биологических систем в целом) и подхода интеракционистского, выразившегося в принципиально новых взглядах на природу Космоса и человека как его части, заключающихся, в частности, в признании существования духовного начала в недрах самой материи. При этом не случайна тенденция к апелляции со стороны ученых, являющихся последователями именно второго подхода, к мировоззренческим принципам эзотерической философии Востока, содержащей интерпретацию ряда научных феноменов, совпадающую с выводами современных научных исследований. Соавтор учения Агни Йоги Е. И. Рерих обращала внимание на тот факт, что древнеиндийские философы века тому назад пришли во многом к тем же выводам о природе Космоса и человека, что и современные ученые4. Наличие корреляций между выводами древнеиндийской философии и результатами новейших научных исследований отмечали в своих работах С. Вивекананда и последователи интегральной веданты; данное обстоятельство подтверждали и представители русского космизма В. И. Вернадский и К. Э. Циолковский. В частности, в своей работе «Ноосфера» Вернадский писал: «В истории философской мысли мы находим уже за много столетий до нашей эры интуиции и построения, которые могут быть связаны с научными эмпирическими выводами, если мы перенесем эти дошедшие до нас мысли - интуиции - в область реальных научных фактов нашего времени. (...) Некоторые из философских исканий Индии (...) -философии упанишад - могут быть так толкуемы, если их перенести в область науки XX столетия»1.

В наше время аналогичных взглядов придерживаются многие российские и зарубежные ученые, в частности, В. П. Казначеев, Г. И. Шипов, Б. Джозефсон (лауреат Нобелевской премии), Ф. Дайсон, Дж. Уолд, Р. Шелдрейк, Ш. Карагулла, Я. Стивенсон и др . Представляется, что всестороннее исследование основных положений мирового эзотерического наследия, частью которого является Агни Йога, могло бы существенно обогатить современную науку оригинальными решениями, оценками и выводами применительно ко многим научным проблемам.

Одной из оригинальных особенностей Живой Этики является методология этого учения. В целом можно говорить о том, что методологической основой Агни Йоги является сопоставление основных положений древнейших философских учений индо-тибетской традиции с современным научным подходом к интерпретации различных явлений природного и социального бытия. В данном отношении методология и проблематика Живой Этики перекликается с русским космизмом, в определенной мере представляющим собой синтез философских и естественнонаучных представлений о мире и человеке. Синтетический методологический подход Агни Йоги ко всем аспектам природного и общественного бытия, учитывающий их взаимосвязь и взаимообусловленность, позволил авторам Живой Этики предложить обоснованные и эффективные решения некоторых не только научных, но и социальных проблем современной цивилизации, о чем будет сказано в данном исследовании.

Помимо научно-философской, несомненна нравственная, этическая ценность Агни Йоги, а также гуманистический, социально-ориентированный характер этого учения. Акцентирование роли нравственных ценностей в жизни человека и стремление авторов Агни Йоги обратить внимание общества на важность этического фактора в организации социального уклада, как представляется, особенно актуальны для нашей страны. К сожалению, в жизни сегодняшней России коммерциализация и стремление к обретению материальных благ выступили на первый план, оттеснив собой духовно-нравственные ценности, веками служившие основой лучших черт российского менталитета.

Основными чертами Живой Этики являются широкий спектр рассматриваемых проблем, комплексное, разностороннее освещение каждой проблемы, оригинальность научно-философского материала, синтетичность и тенденция к диалогу с современной наукой, что обусловливает научную актуальность и социальную значимость данного учения.. v Источником исследования служат основные труды Е. П. Блаватской, составившие теоретическую основу теософии и Живой Этики, книги серии Агни Йоги, а также письма и философские работы Е. И. Рерих.

Следует отметить, что Агни Йога тесно связана с теософией и фактически является ее продолжением. Изучать Агни Йогу вне связи с основными теософскими источниками (главным образом, «Разоблаченной Изидой» (1877) и «Тайной Доктриной» (1890-1891) Блаватской, а также «Письмами Махатм ») практически невозможно, т.к. в теософии были изложены метафизические основы индо-тибетской эзотерической философии, онто гносеологические, космологические, философско-антропологические взгляды Махатм, составившие впоследствии основу учения Агни Йоги. По поводу преемственности учений теософии и Агни Йоги в одной из книг Живой Этики говорится: «Могут спросить - в каком отношении находится Наше Учение к Нашему же, данному через Блаватскую? Скажите: каждое столетие дается после явления подробного изложения кульминация заключительная (...) Так Учение Наше заключает «Тайную Доктрину» Блаватской»1.

В Агни Йоге также рассматриваются проблемы онтологии, гносеологии, космогонии и т.п. областей философского знания, однако основные положения индо-тибетской философии по данной тематике были изложены в теософских источниках, основным из которых следует считать «Тайную Доктрину» (как указывала Блаватская и Махатмы, в «Разоблаченной Изиде» есть определенные неточности и недосказанность в трактовке ряда положений и понятий, что объяснялось целым рядом причин).

Тематика «Тайной Доктрины» как нельзя более обширна и охватывает массу самых разнообразных проблем онтологии, гносеологии, космогонии, антропогенезиса, теории эволюции Земли и человечества, психодуховной природы человека, а также религиоведения, истории, истории философии и науки, лингвистики, этногенеза и этнопсихологии, естествознания и других областей науки и философии. В этом произведении приводились многочисленные корреляции между основными положениями эзотерической философии Индии и Тибета и новейшими открытиями западной науки в самых разных областях знания - от геологии и биохимии до астрономии и языкознания. В США и Европе издание этой работы вызвало широкий позитивный отклик научных и общественных кругов; «Тайная Доктрина» получила самые высокие оценки прессы и представителей академической среды. Следует отметить и то обстоятельство, что основные идеи «Тайной Доктрины» оказали большое влияние на развитие западной науки той эпохи; позитивные отклики ведущих специалистов в разных областях знания приводятся в работе С. Крэнстон «Е. П. Блаватская. Жизнь и деятельность основательницы теософского движения»1. Русскоязычным читателям «Тайная Доктрина» стала доступна лишь в 1936-37 гг., после перевода этого фундаментального источника на русский язык, сделанного Е. И. Рерих.

Помимо «Разоблаченной Изиды» и «Тайной Доктрины», многие вопросы индо-тибетской эзотерической философии были рассмотрены и прокомментированы в отдельных произведениях Блаватской, таких, как «Голос Безмолвия», «Ключ к теософии», а также в многочисленных статьях, посвященных различным вопросам эзотеризма. Литературно-философское наследие Блаватской весьма внушительно и насчитывает 15 томов, не считая неопубликованных до сих пор рукописей2.

Еще одним первоисточником теософского учения являются . «Письма •з Махатм к Синнетту» (в русском переводе эта книга была издана под названием «Письма Махатм»)4. Позднее этот источник по своей важности и информативности был высоко оценен Е. И. Рерих. „ „

Что касается учения Агни Йоги, то основные его источники представлены серией книг, объединенных общим названием Агни Йоги, или Живой Этики. В нее вошли следующие работы: «Листы сада Мории» в двух томах, том 1-й «Зов» (1924 г.), том 2-й «Озарение» (1925 г.), «Община» (1927 г.), «Беспредельность», в двух частях (1930 г.), «Иерархия» (1931 г.), «Сердце» (1932 г.), «Мир Огненный» в трех частях (часть 1-я - 1933 г., часть 2-я - 1934 г., часть 3-я - 1935 г.), «Аум» (1936 г.), «Братство» в 3-х частях (части 1-я и 2-я - 1937 г., часть 3-я, «Надземное», - 1938 г.)5.

Помимо работ из серии Агни Йоги чрезвычайно ценным источником по философии Живой Этики являются письма Е. И. Рерих, адресованные последователям Агни Йоги, сотрудникам Рерихов, жившим в разных странах. Эти письма представляют собой комментарии, дополнения и пояснения по наиболее актуальным и сложным вопросам Живой Этики. Первое двухтомное издание основных писем Е. И. Рерих было выпущено в Риге в 1940 г.1. Остальные письма Е. Рерих были изданы уже в наше время2.

Изложенные в письмах Е. И. Рерих комментарии по отдельным проблемам Агни Йоги имеют большое значение при анализе данного учения, особенно если учесть, что Е. И. Рерих имела возможность консультироваться с непосредственным автором Живой Этики - Махатмой Морией, в теософских источниках называемым также Учителем Морией.

Махатма Мория считал Е. И. Рерих соавтором данного им учения Агни Йоги. С точки зрения европейских традиций роль Е. Рерих в создании этого учения можно определить скорее как его составителя, т. к. тексты Агни Йоги передавались Е. И. Рерих ее духовным наставником, а не создавались ею самой. Следует отметить также, что Е. Рерих получала от своего Учителя намного больше материалов, чем вошло в книги Живой Этики. Как свидетельствует биограф семьи Рерихов П. Ф. Беликов, Е. И. Рерих вначале записывала все передаваемые ей тексты, а затем уже самостоятельно решала, что следует включить в конкретные произведения Агни Йоги3. Однако вклад Е. Рерих в создание комментариев к Агни Йоги в виде ее писем, впоследствии изданных в нескольких томах, был настолько значителен, что, возможно, Махатма Мория предпочел называть свою сотрудницу соавтором, а не составителем Агни Йоги в первую очередь именно по этой причине.

В письмах Е. И. Рерих не было дано целостной историко-философской реконструкции учения Агни Йоги, так как их цель состояла в объяснении ее корреспондентам отдельных аспектов Живой Этики и ответах на задаваемые ей конкретные вопросы. Тем не менее, в этих материалах освещены наиболее основополагающие проблемы Агни Йоги, имеющие первостепенное значение в исследовании этого учения. В частности, в письмах Е. Рерих освещаются вопросы онтологии, космогонии, психологии, философской антропологии, этики, эстетики, социальной философии, философии науки, культурологии и др. областей философского знания. В письмах затронуты и наиболее эзотеричные аспекты Живой Этики, касающиеся духовной практики данного учения. Изложенный в письмах Е. И. Рерих философский материал значителен не только по содержанию, но и по объему.

Отдельные проблемы Агни Йоги и близких к ней направлений восточной эзотерической философии (в частности, эзотерических течений буддизма) рассматриваются в работах Е. И. Рерих «Основы буддизма»1, «Огненный Опыт», «Космологические записи», а также в целом ряде ее философских статей. Следует отметить, что помимо опубликованных материалов, Е. И. Рерих принадлежит авторство большого количества неизданных работ, составляющих ее рукописные архивы.

Интересный материал по отдельным аспектам эзотерических философских учений Индии и Тибета содержится во многих литературно-философских произведениях Н. К. Рериха, таких, как «Алтай - Гималаи»3, «Сердце Азии»4, «Шамбала Сияющая»5, «Листы дневника»6 и т.д.

К источниковой базе Агни Йоги можно отнести и насчитывающую в общей сложности 14 томов работу Бориса Николаевича Абрамова (1897 -1972), ученика Н. К. Рериха, изданную под названием «Грани Агни Йоги»7. Эта работа, фактически, составила новый корпус источников Живой Этики. Подлинными авторами этих материалов, как утверждает Б. Н. Абрамов, были Учитель Мория и другие духовные Учителя (как и при записи Еленой Ивановной Рерих учения Агни Йоги), в силу чего «Грани Агни Йоги» издаются без указания авторства, согласно традиции, положенной Рерихами при публикации учения Агни Йоги. Запись этих текстов велась Абрамовым с 1959 по 1972 гг., то есть до самой его смерти. Издание этой многотомной работы началось в России в 1993 г. Тексты «Граней Агни Йоги» представляют собой комментарии и дополнения к основным работам из серии Живой Этики. И в стилистическом, и в содержательном отношении «Грани Агни Йоги» аналогичны книгам из серии Живой Этики; понятийный аппарат и основные проблемы, рассматриваемые в данном источнике, имеют явную преемственность в отношении основных работ Агни Йоги, что дополнительно подтверждает правомерность причисления «Граней Агни Йоги» к первоисточникам данного философского учения.

Степень изученности проблемы крайне незначительна, т.к. учение Агни Йоги стало доступно академическим исследованиям лишь в годы перестройки.

В 90-е годы в различных городах Российской Федерации, были защищены диссертационные работы по различным темам и проблемам Агни Йоги1. Имеются также диссертационные исследования2 и монографии, посвященные проблемам эзотерической философии в целом3.

Многие аспекты Агни Йоги рассматриваются в ряде научно-популярных работ, посвященных изучению мировоззренческих основ философского наследия Е. И. и Н. К. Рерихов. Основы теософии рассматриваются в книгах ученицы Е. П. Блаватской Анни Безант1; ряд основных положений Агни Йоги излагается в книге последователя Е. И. Рерих А. И. Клизовского «Основы миропонимания Новой Эпохи». Данный источник интересен прежде всего тем, что Клизовский был современником Е. Рерих и при написании своей работы консультировался с ней по отдельным проблемам, рассматриваемым в его книге. Работа Клизовского носит в целом апологетический, а не критический характер, но, тем не менее, в ней дается объективный анализ целого ряда положений и принципов Агни Йоги в сравнении их с другими учениями эзотерической традиции.

Некоторые аспекты Агни Йоги рассматриваются в работах Н. А. Уранова (Зубчинского), ученика Н. К. Рериха. Серия книг Уранова, изданных под общим названием «Размышляя над Беспредельностью» представляет собой интересную интерпретацию философской проблематики одного из самых сложных произведений Живой Этики - книги «Беспредельность» (в 2-х томах). Книги Уранова нельзя считать научными историко-философскими исследованиями Агни Йоги, т.к. автор являлся последователем данного учения. Однако ценность работ Уранова состоит в том, что они содержат немало интересных (хотя подчас и спорных) трактовок целого ряда положений Агни Йоги.

Следует также упомянуть биографические исследования о семье Рерихов, распространивших учение Живой Этики в западных странах и России. Так, из книг, посвященных жизни и деятельности Е. И. и Н. К. Рерихов, можно отметить работу биографа семьи Рерихов П. Ф. Беликова и его соавтора, В. П. Князевой, «Николай Константинович Рерих»3. Эта книга была впервые опубликована в 1972 г. в серии «Жизнь замечательных людей». Работа представляет собой творческую биографию Н. К. Рериха и практически не касается его духовно-философских взглядов.

Философско-эзотерическому мировоззрению художника и его супруги, Е. И. Рерих, а также их духовной деятельности, связанной, в том числе, и с созданием учения Живой Этики, посвящена небольшая по объему работа П. Ф. Беликова «Рерих. Опыт духовной биографии». Представляется, что данная работа имеет неизбежный для советской эпохи оттенок идеологической тенденциозности в ряде оценок, даваемых автором отдельным общественно-политическим проблемам и явлениям. Тем не менее, книга П. Ф. Беликова интересна тем, что в ней рассматривается духовно-творческий путь Елены и Николая Рерихов, их мировоззрение, а также некоторые обстоятельства сотрудничества с Махатмами и создания учения Агни Йоги.

Немало интересной информации о жизни и творчестве Н. К. и Е. И. Рерихов, а также об основных принципах полученного и распространенного ими учения Агни Йоги содержится в научно-популярных книгах Л. В. Шапошниковой2. Немало интересных материалов, посвященных творческой деятельности семьи Рерих и основам философского учения Живой Этики, содержится в сборниках докладов, сделанных участниками международных конференций, проводимых Международным Центром Рерихов (Москва) по различным проблемам рериховедения.3 Аналогичной тематике посвящены альманахи «Утренняя Звезда»4 (МЦР) и «Серебряная Чаша»5.

Цель данного исследования состоит в историко-философской реконструкции и анализе основных положений учения Агни Йоги о Космосе, человеке, природе сознания и его эволюции (как в космическом, так и в антропологическом аспектах).

Цель и задачи исследования

Цель данной работы состоит в историко-философской реконструкции и анализе учения Агни Йоги в различных аспектах избранной проблематики. В задачи данной работы входит:

1. Анализ философского генезиса основных положений Агни Йоги в вопросах онтологии, гносеологии, космологии, философской антропологии, философской психологии, этики, а также анализ развития Агни Йогой основных идей классической индийской философии применительно к данной проблематике.

2. Компаративный анализ интерпретации избранных проблем учением Живой Этики и представителями других философских учений и традиций: европейской и русской философии (в особенности русского космизма), а также неоведантизма.

3. Оценка интерпретации Агни Йогой ряда научно-философских проблем (в особенности проблемы сознания) с точки зрения современных научных исследований в данной области.

Методологическая основа исследования. Методология исследования носит комплексный характер; в работе были применены основные принципы историко-философского подхода. При выполнении работы был использован метод философской реконструкции, а также философско-проблемный, герменевтический, историко-культурный и компаративистский методы.

Научная новизна работы

1. Впервые в отечественной историко-философской науке осуществлено целостное и всестороннее исследование философского учения Агни Йоги.

2. Впервые осуществлено исследование места проблемы сознания и его эволюции в философии Агни Йоги.

3. В исследовании дана реконструкция и анализ учения Живой Этики об энергоинформационной сущности сознания и его взаимодействии с различными структурами организма.

4. В диссертации показаны корреляции между основными положениями теософии, Агни Йоги, классической индийской философии и неоведантизма (интегральная веданта Ауробиндо Гхоша, а также взгляды С. Вивекананды).

6. В исследовании дается компаративный анализ учения Агни Йоги и представлений русских философов (В. Соловьева, Н. Бердяева, С. Трубецкого и др.), в особенности - представителей русского космизма (Н. Федоров, К. Циолковский, В. Вернадский, А. Чижевский); проанализированы также параллели между учением Агни Йоги и взглядами представителей европейской философии (Платона, Лейбница, Шопенгауэра, Т. де Шардена, Бергсона и др.)

7. В работе исследованы корреляции между философскими положениями Агни Йоги и научными исследованиями в аспектах избранной проблематики (Дайсон, Прибрам, Бом, Шелдрейк, Моуди, Экклз, Бехтерева, Козырев, Казначеев и др.).

8. В диссертации впервые дан анализ кардинальных понятий Агни Йоги, имеющих отношение к проблемам Космоса, человека, сознания и его духовной эволюции (Абсолют, духо-материя, тонкая материя, Монада, Атма, Буддхи, Манас, антахкарана, Акаша, чувствознание, психическая энергия, энергетические центры сознания и др.)

Научно-практическая значимость работы

Данное диссертационное исследование формирует методологические основы для дальнейших исследований учения Агни Йоги, философии русского космизма и других философских систем, включающих в себя анализ онто-гносеологических и этико-психологических аспектов проблемы духовной эволюции индивида и его взаимодействия с социальной и природно-космической средой.

Отдельные положения работы могут быть использованы в разработке спецкурсов и общих лекционных курсов по истории современной индийской философии, философии русского космизма, истории и теоретическим основам эзотерических философских учений, по различным онтологическим, гносеологическим, этическим, философско-психологическим проблемам мирового философско-эзотерического наследия, а также в лекционных курсах, освещающих различные теоретические проблемы философии, прежде всего в областях философской антропологии и философской психологии.

В силу специфики темы результаты исследования имеют полидисциплинарный характер: основные методологические положения и выводы диссертации могут найти применение в академических исследованиях по биофилософии, биоэтике, танатологии, психологии, парапсихологии, биоэнергетике и другим смежным научно-философским дисциплинам. , I5

Ряд положений Агни Йоги имеет большое практическое значение и может найти применение в клинической психологии, психотерапевтической практике, различных областях медицинских исследований.

Апробация результатов исследования.

Основное содержание и выводы диссертации изложены статьях, опубликованных в реферируемых журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ для публикации основных результатов докторских (кандидатских) диссертаций, а также в статьях и тезисах докладов, опубликованных в сборниках материалов общественно-научных конференций.

Структура работы включает введение, четыре главы, заключение, словарь философских терминов и библиографию.

Первая глава посвящена истории создания Агни Йоги, анализу особенностей данного философского учения, а также анализу космологических аспектов учения Агни Йоги. Вторая глава посвящена рассмотрению основ философской антропологии Живой Этики. В третьей главе анализируется учение Живой Этики о креативных способностях человека, а также интерпретация авторами Агни Йоги проблемы творчества. В четвертой главе содержится исследование представлений авторов Агни Йоги о духовной эволюции индивида и социума в целом.

Заключение содержит общие выводы по работе.

Подобные работы
Воронков Василий Владимирович
Проблема сознания в философии В. С. Соловьева, С. Л. Франка и Г. Г. Шпета (Сравнительный историко-философский анализ)
Каликанов Сергей Викторович
Учение А. А. Ухтомского о доминанте: историко-философский анализ
Абросимова Людмила Викторовна
Историко-философский анализ концепций диалогизма XX века : М. Бубер, О. Розеншток-Хюсси, М.М. Бахтин
Мареева Елена Валентиновна
Душа как объект философской рефлексии (Историко-философский анализ)
Наумова Татьяна Валерьевна
Философские проблемы в творчестве Ивана Тимофеевича Фролова (Историко-философский анализ)
Иванцова Ольга Константиновна
Философия либерального консерватизма: П. Б. Струве (Опыт историко-философского анализа)
Игнатова С. В.
Историко-философский анализ евразийского учения
Саранчина Татьяна Анатольевна
Мировоззренческие константы в идейном наследии С.Л. Рубинштейна: историко - философский анализ
Ан Светлана Андреевна
Философские основания русской педагогической мысли конца XIX - начала XX вв. (историко-философский анализ)
Старцев Максим Евгеньевич
Деконструкция как способ философствования: историко-философский анализ

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net