Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Филологические науки
Русская литература

Диссертационная работа:

Тао Ли. Принципы художественной характерологии и типология женских образов в романах И. С. Тургенева 1850-х годов : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01. - Волгоград, 2002. - 123 с. РГБ ОД, 61:03-10/283-3

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

Ведение З

Примечание 8

Первая глава «И.С.Тургенев в Китае»

§1.Восприятие Тургенева в Китае в разные периоды развития китайского общества. 9

§2. Мастера китайской литературы о И.С.Тургеневе и о его влиянии на их творчество 14

Выводы по первой главе 32

Примечание 34

Вторая глава «Принципы художественной характерологии в романах И.С.Тургенева 1850 годов»

§1. Концепция личности 34

§2. Герои во времени: Предыстория 42

§3. Художественное своеобразие портретирования в романах 1850-ых годов»-- 47

§4. Сюжетная ситуация «Встречи» главных героев 63

§5. Герои и героини в сюжете романов И.С. Тургенева (появление главных героев 67

Выводы по второй главе 73

Примечание 74

Глава третья. « Типология женских образов в романах И.С.Тургенева 1850 годов»

§1. «Тургеневские женщины»: Типология женских образов 76

§2. Особенности изображения женских образов 78

§3. Сюжетный архетип: Любовь 86

§ 4. Своеобразие психологического анализа 97

Выводы по третьей главе 104

Примечание 105

Заключение 108

Примечание 111

Библиография 112 

Введение к работе:

PLC. Тургенев - художник, чья известность давно перешла во всемирную славу, а мастерство давно признано многими писателями в России и за рубежом. Его репутация «человековеда» и «сердцеведа» общепризнана и подтверждается тургеневедами разных поколений. Его интересовал прежде всего «строй души человеческой личности, соотношение характера с воздействиями окружающего мира» (1). Своего пристрастия к «внутреннему человеку», к тайнам души автор «Дворянского гнезда не скрывал: «Я преимущественно реалист и более всего интересуюсь живою правдой людской физиономии» (П., XI, 31).

В современном литературоведении и в тургеневедении в частности проблемы художественного характера разрабатывались давно и достаточно плодотворно (2). Но детальное исследование характерологии тургеневских героев по существу начинается в последние десятилетия XX века. Хотя целый ряд известных ученых так или иначе касались этого вопроса, ограничимся лишь перечислением основных положений научных изысканий, которые послужили теоретико-методологической основой диссертационного исследования.

Мысль, высказанная М.Б.Храпченко, увидевшего в Тургеневе художника «социального и психологического динамизма», получила развитие в работах Г.Б.Курляндской и О.Н.Осмоловского (3). Их привлек внутренний динамизм характеров, способность к эволюционированию. С.Е.Шаталов и Г.А.Бялый обратили внимание на использование «тайного» психологизма как средства раскрытия характера и принципов тургеневской типизации (4). В.М.Маркович, автор известной монографии «Человек в романах И.С.Тургенева» предложил типологию тургеневских героев, на основе которой выстраивается иерархия характерологических типов с их последующими социально психологическими характеристиками. Интересны и содержательны работы В.М.Головко особенно его толкование концепции личности (5).

Кроме того имеется ряд кандидатских диссертаций, выполненных аспирантами и соискателями китайского происхождения. Можно назвать работы Чжан Цзяньжун «Проблематика и поэтика повести «Фауст» Тургенева». М., 1991; Ван Лие «Своеобразие психологизма в повестях ИСТургенева о первой любви: «Ася», «Первая любовь» и «Вешние воды». М., 1996; Ли Хи Су «Типология женских характеров в романах и повестях И.С.Тургенева». М., 1999. Необходимо назвать еще диссертацию И.П. Шайкиной «Эмоциональное и рациональное в характерологии И.С.Тургенева», защищенную в Волгограде, правда на материале романов «Дым» и «Новь».

Большой интерес вызывал и до сих пор вызывает типология женских образов. Женщины Тургенева - тема в литературоведении не новая. Уже Д.И.Писарев отмечал разнообразие женских характеров в произведениях писателя. И это связано с одной особенностью творчества Тургенева: сам автор «Рудина» был убежден, что «всякий писатель старается прежде всего верно и живо воспроизводить впечатления, вынесенные им из собственной и чужой жизни» (С: IX, 395). Писатель верит, что исходная точка в творчестве не идея, а живое лицо. И эти принципы и лежат в основе создания женских образов. Главная же задача - раскрыть нравственную силу и духовную красоту, источником которых является слияние истины, добра и красоты, а также жертвенного подвига любви. Истинно «тургеневские женщины» умеют любить...

Как утверждал Ф.М.Достоевский, Лиза воспитана религиозно настроенной няней Агафьей Власьевной, и «След, оставленный ею в душе Лизы, не изгладился». Лиза Капитана, как человек глубоких убеждений и устойчивой нравственной воли, имеет предшественницу - тоже русскую женщину, Татьяну Ларину. Тургеневская Лиза и пушкинская Татьяна связаны с исконно русской национальной культурой, с народной стихийно. Именно этим определяется их нравственная чистота и высокое сознание долга, верность ему. Лиза Калитина противопоставлена своему ближайшему дворянскому окружению, как и Татьяна, которая «в семье своей родной казалась девочкой чужой».

Особенно восхищался образом Лизы Ап. Григорьев. Христианское смирение героини Тургенева он возвысил до идеала (6).

Даниил Андреев говорил, что в других культурах Женщина и Женственное занимают более важное место, чем в русской литературе. «Сколько ни писали у нас - от Писарева до последнего гимназиста - о тургеневских характерах, а мне все кажется, что характер Лизы Калитиной до сих пор не оценен по заслугам» (7).

П.Г.Пустовойт заметил, что Лиза при всей своей женственности, нежности, кротости - натура сильная, цельная. Религиозность Лизы - "одна из форм поэтизации лучших человеческих качеств героини".

Тургенев создал образ поэтической девушки, нравственно отзывчивой, живущей мечтой о больших социальных преобразованиях, девушки, которая и в интимных переживаниях проявляет идейную настроенность, - таковы Елена Стахова и Марианна Сипягина. Очарование девушки - только проявления ее естественной инстинктивной природы, стремление любить и быть любимой, чтобы осуществить свое назначение матери и жены. «Идеальная женщина, по мне, будет та, которая, усвоив высшее миросозерцание того времени, в котором она живет, отдается своему женскому, непреодолимо вложенному в нее призванию - родит, выкормит и воспитает наибольшее количество детей, способных работать для людей, по усвоенному ей миросозерцанию» (8).

Женские образы, созданные И.С.Тургеневым, были известны китайским читателям еще в начале XX века. Эти образы неоднократно использовались китайскими писателями в их произведениях. Ба Цзинь, известный писатель и литературовед, создавал своих героинь, опираясь на женские образы Тургенева. Произведения Тургенева начали появляться в Китае уже в 1915 году. Первыми из них были четыре стихотворения в прозе - «Маша», «Дурак», «Щи», «Нищий». Перевел их Лю Бань Нун. Таким образом в начале появились произведения малого жанра и только потом повести и романы. Это обстоятельство связано с тем, что в то время русский язык был малоизвестен в Китае, и поэтому основные произведения Тургенева были переведены с английского или немецкого языков.

Тургеневские девушки для китайских писателей и читателей начала прошлого века были новы и необычны. Они впервые познакомились с чистой и прекрасной душой русской женщины и впервые увидели подлинную, реальную жизнь России.

Китайские литературоведы давно оценили место и роль Тургенева в русской литературе. Так, для Сие Лю И автор «Записок охотника» «выдающийся человек и писатель, который сумел достойно представить русскую литературу на Западе. Она распространяется в Европе, и народы других стран начали знакомиться с произведениями Тургенева, влияние которого на их духовную жизнь с годами не уменьшается. Его влияние может сравниться только с влиянием Л.Н.Толстого» (9).

Несмотря на большое количество, статей, монографий о творчестве И.С.Турегенев принципы художественной характерологии и типология женских образов изучены не достаточно полно и подробно. Этим и определяется актуальность диссертации.

Объектом исследования являются романы Тургенева 1850-ых годов, а также статьи письма автора «Рудина». Предметом исследования -характерология и типология женских образов первых четырех романов.

Цель настоящей диссертации состоит в определении основных принципов характерологии и установлении типологии женских образов в романах И.С.Тургенева 1850-ых годов. Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

Определить основные составляющие концепции личности И.С.Тургенева.

Установить важнейшие художественные принципы характерологии в романах писателя 1850-ых годов.

Выявить главные сюжетные ситуации и поведение героев в них.

Охарактеризовать главное чувство - любовь, составляющее содержание женских образов.

Проследить историю переводов произведений И.С.Тургенева на китайский язык и восприятие его творчества в китайской культуре.

Научная новизна работы заключается в установлении основных принципов художественной характерологии Тургенева и выявлении важнейших особенностей его психологизма.

Теоретическая ценность диссертационного исследования состоит в углублении представлений о художественной характерологии и типологии тургеневских образов.

Практическая значимость исследования в возможности использования его результатов в вузовских курсах по истории русской литературы, в спецкурсах по творчеству И.С.Тургенева.

Методологической базой диссертации послужили историко-типологический и историко-функциональный подходы. А важнейшей основой теоретико-методологических идей стали работы ведущих тургеневедов: Г.Б.Курлядской, П.Г.Пустовойта, В.М.Головко и др.

На защиту выносятся следующие положения:

Творчество И.С.Тургенева сыграло огромную роль в становлении китайской литературы XX века, оказало мощное воздействие на китайских писателей и на всю культуру Китая.

В первых романах автора «Записок охотника» важнейшую роль играют образы девушек, любовью которых и к которым проверяются герои-мужчины.

Тургенев использует разнообразные способы и средства создания характеров: от портрета до психологического анализа, сосредоточивая внимание на основных чертах характера героев и героинь.

Основные сюжетные ситуации, которые определил еще Н.Г.Чернышевский, играют существенную роль в романах 1850-ых годов, создавая главные мотивирующие стимулы поведения героев и героинь в критических моментах.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав с выводами по каждой, заключения и Библиографического списка. Общий объем составляет 123 страницы.

Апробация работы. Материалы диссертации представлялись на конференциях «Проблемы обучения иностранных граждан на современном этапе» (Волгоград 2000) и «Рациональное и эмоциональное в литературе и фольклоре» (Волгоград 2001), на заседаниях кафедры литературы ВГПУ.

Примечания:

1. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М., 1972.С. 334.

2. См, например работы Воробьевой Н.Н., Гинзбург Л.Я., Кирюлик З.В., Фащенко В.В., Хмельницкой Т.Ю.

3. Курляндская Г.Б. Художественный метод Тургенева-романиста.Тула, 1972; Осмоловский О.Н. Художественно-психологический метод Достоевского и позднего Тургенева. // Седьмой межвуз. Тургеневский сб. Курск, 1977.

4. Бялый Г.А. Русский реализм: От Тургенева к Чехову. Л., 1990.

5. Головко. Художественно-философские искания позднего И.С. Тургенева. Свердловск, 1989.

6. Тургенев в русской критике. Сборник статей. Вступительные статья и примечания. К. И. Божецкого - М.: Гослитиздат, 1953. С.40

7. Андреев Д. Роза мира. -М.:Руссико, 1991. С. 191-193

8. Курляндская Г.Б. Художественный метод Тургенева - романиста. Тула, 1972. С. 25.

Подобные работы
Степанов Евгений Геннадьевич
Романы И. С. Тургенева в русской повествовательной литературе 1850-х-начала 1860-х годов
Березкина Елена Петровна
Типология женских образов в народническом романе (На материале творчества Н. А. Арнольди, С. И. Смирновой, Н. Д. Хвощинской, О.А. Шапир)
Дерябина Елена Павловна
Литературное окружение и эстетическая позиция А. А. Фета в 1850годы
Солев Коста
Проблема "духовной" и "плотской" любви в мировоззрении и художественном творчестве Л. Н. Толстого, 1850-1900 годы
Федянова Галина Всеволодовна
Крымская война в русской поэзии 1850годов
Саввина Элла Рафитовна
И. С. Тургенев во французской критике 1850-1880-х годов
Ли Хуэй Чу
"Мысль семейная" в творчестве Л. Н. Толстого 1850 - 1860-х годов
Свахина Ольга Викторовна
Функции культурной памяти в повестях И.С. Тургенева 1850-1870-х годов
Мейер Маартен
Проблема семьи в творчестве Л. Н. Толстого, 1850-е - 70-е годы
Гусакова Ольга Яковлевна
Творческий портрет Н.А. Полевого в литературных воспоминаниях 1850-х - начала 1860-х годов

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net