Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Филологические науки
Русская литература

Диссертационная работа:

Джос Елена Федоровна. Семейно-родовой мир М.Е. Салтыкова-Щедрина: эстетическая модель, историко-публицистический контекст и литературные перспективы : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01. - Краснодар, 2005. - 201 с. РГБ ОД,

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

Введение 3

Глава 1. Историко-публицистический контекст и эстетическая модель
семейно-родового мираМ. Е. Салтыкова-Щедрина 10

Глава 2. Литературные перспективы семейно-родовой концепции
М. Е. Салтыкова-Щедрина в русской прозе конца XIX-XX века 110

  1. Чехов и Салтыков-Щедрин 112

  2. Андреев и Салтыков-Щедрин 130

  3. Булгаков и Салтыков-Щедрин 154

  4. Солженицын и Салтыков-Щедрин 178

Заключение 191

Библиографический список 195

Введение к работе:

В последние годы литературоведение, не расставаясь с русской словесностью XIX века как с важным и принципиально неисчерпаемым объектом гуманитарного исследования, смело экспериментирует с кодами научного восприятия, меняя ракурсы изучения национальной классики. Утверждение антропоцентрической парадигмы в филологии [10] стало альтернативой постмодернистским методикам работы с художественным текстом, цель которых заключается в сведении жизни к тексту, автора- повествователя и героев к «бумажным личностям» (Р. Барт) - участникам риторического процесса, самодовлеющего в своей бесконечной протяженности.

В русле литературоведческого антропоцентризма, отстаивающего интересы словесности как бытийной, полноценно жизненной реальности, наука о художественном слове осваивает религиозные контексты. И, несмотря на очевидные издержки (например, книги М. М. Дунаева [44], осуждающего многих русских писателей с позиции формально понятого православия), большинство исследований в области «литература и религия» показывают гуманитарную продуктивность невозможного в советском литературоведении метода исследования. Монографии А. Эткинда [124], И. А. Есаулова [45], коллективные сборники [94], вскрывая теологические подтексты художественных произведений, сохраняют в сюжетном центре проблему человека, получающую новое освещение.

Наше исследование не ставит перед собой задач изучения творческого наследия М. Е. Салтыкова-Щедрина в религиозном контексте, но антропологический фактор для нас безусловно важен. Не забывая о сатирическом мастерстве классика русской литературы, о его социальной ангажированности и несомненной вовлеченности в философско-политические споры своего времени (об этом будет сказано в соответствующих разделах диссертации), мы делаем акцент на концепции семейно-родового мира в ее разных проявлениях: в субъективно-биографическом, публицистическом, художественном вариантах. Целостное восприятие ключевого произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина (роман

«Господа Головлевы») в пространстве личной жизни и публицистической деятельности автора, в перспективе взаимодействия с художественными текстами конца XIX-XX века позволяет проследить становление идейно-эстетической концепции семейно-родового мира от середины XIX до середины XX века, охватив единым научным взглядом основополагающее для русской словесности столетие.

Объектом диссертационного исследования стали: 1) роман М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»; 2) публицистическое и художественное наследие писателя в его обращенности к семейно-родовой проблеме; 3) личная жизнь М. Е. Салтыкова-Щедрина, отраженная в автобиографических и мемуарных материалах; 4) рассказы А. П. Чехова «Попрыгунья», «Супруга», «Анна на шее»; 5) рассказы Л. Н. Андреева «Молчание», «Жизнь Василия Фивейского», его драмы «Екатерина Ивановна» и «Профессор Сторицын»; 6) романы М. А. Булгакова «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита»; 7) рассказ А. И. Солженицына «Матренин двор». Следует подчеркнуть, что указанные произведения Чехова, Андреева, Булгакова и Солженицына рассматриваются не изолированно, а в единстве с художественной прозой М. Е. Салтыкова-Щедрина, с которой они образуют единый научный объект.

Предметом диссертационного исследования стала концепция семейно-родовой жизни как одна из идейно-художественных доминант поэтики Салтыкова-Щедрина, вступающая в контакт (прежде всего, в типологический) с соответствующими эстетическими концепциями четырех русских писателей, чье творчество охватывает основные тенденции развития отечественной литературы в XX веке.

Цель диссертационного исследования - многоаспектное (биография -публицистика - художественное творчество) изучение концептуального образа семейно-родового мира М. Е. Салтыкова-Щедрина с акцентированным описанием сюжетной модели романа «Господа Головлевы» и установлением его типологических связей с произведениями А. П. Чехова, Л. Н. Андреева, М. А. Булгакова и А. И. Солженицына.

Поставленная цель предполагает решение следующих научных задач:

обзор взглядов М. Е. Салтыкова-Щедрина на семейно-родовую проблему и проблему любви с привлечением разножанровых (биографических, публицистических и литературных) материалов;

изучение структуры семейно-родовой проблемы в творчестве Щедрина, определение ее уровней (духовного, социального, сексуального) на основе личных высказываний автора;

анализ системы взглядов М. Е. Салтыкова-Щедрина на современный ему роман как на жанр, наиболее активно и полноценно ставящий перед читателем семейно-родовую проблему;

представление основных героев, входящих в круг семьи Головлевых, на уровнях биографии, поступка, клички {балбес - щенок - черт - Иудушка и т. д.);

изучение христианского подтекста романа, который определяет основные уровни присутствия религиозного кода, такие, как фарисейство, история блудного сына, апокалиптика и т. д.;

рассмотрение пространственных образов «Господ Головлевых», определяющих антиномическую идею безграничного русского поля и внутренней, духовной замкнутости и одиночества, приводящих к гибели;

решение проблемы сатирической ориентации Чехова, Андреева, Булгакова (публицистический и художественный материал) во взаимодействии с сатирическими принципами Салтыкова-Щедрина;

анализ основных мотивов семейно-родовой концепции Чехова («Попрыгунья», «Супруга», «Анна на шее»), Андреева («Молчание», «Жизнь Василия Фи-вейского», «Екатерина Ивановна», «Профессор Сторицын»), Булгакова («Белая гвардия», «Мастер и Маргарита»), Солженицына («Матренин двор») в контакте с мотивной структурой романа «Господа Головлевы».

изучение художественной модели семейно-родового мира романа «Господа Головлевы» в «большом времени» литературы, в сюжетном становлении и разнообразных инверсиях в творчестве Чехова, Андреева, Булгакова и Солженицына.

Актуальность диссертационного исследования. Она определяется совмещением двух подходов к художественному тексту, в частности, и к истории литературы в целом. Во-первых, в противовес нарастающей постмодернистской дегуманизации словесности в центр научного труда поставлена проблема, не позволяющая искусству оторваться от жизни, замкнуться в пространстве элитарной риторической игры. Во-вторых, опыт постмодернистского анализа не только преодолевается, но и используется: семейно-родовой мир М. Е. Салтыкова-Щедрина рассматривается в множественных интертекстуальных контактах.

Новизна диссертационного исследования. В этом разделе мы также выделяем два основных пункта. Во-первых, ракурс обзора и систематизации творческого наследия М. Е. Салтыкова-Щедрина нельзя назвать традиционным: проблема семейно-родового мира (как проблема отдельного объемного исследования) на материале его прозы еще не ставилась. Во-вторых, впервые роман «Господа Головлевы» становится образной основой научного пространства, где происходит «встреча» Салтыкова-Щедрина с Чеховым, Андреевым, Булгаковым и Солженицыным.

Методы диссертационного исследования. Классический филологический анализ художественных и публицистических текстов, позволяющий выявить и оценить эстетическую модель семейно-родового союза в творчестве Салтыкова-Щедрина, Чехова, Андреева, Булгакова, Солженицына, сочетается с методом интертекстуальной реконструкции, воссоздающей общее сюжетное пространство произведений изучаемых авторов.

Основные положения, выносимые на защиту.

- отношение писателя к семейно-родовой проблеме, а также к проблеме любовных отношений продиктовано интересами классической морали, кризис которой - постоянная тема Салтыкова-Щедрина. Как иерархические формы семейного союза (сын (Салтыков-Щедрин) - мать; отец (Салтыков-Щедрин) - дети), так и его «горизонтальные» формы (отношения с братом и с женой) свидетельствует о неблагополучии личной жизни автора, пережившего все рецидивы (жесткость и отсутствие любви, требование покорности и финансовые скандалы,

несовпадение супругов в интересах, в главном векторе родового существования) семейно-родовой истории. Задача Салтыкова-Щедрина - максимально объемное (литературный, публицистический и даже биографический уровни) отображение семейного кризиса без упрощения путей возможного выхода из него;

исследование сюжетной структуры романа позволяет оценить семейно-родовой мир как центральную проблему «Господ Головлевых»: в тексте два персонифицированных центра (Арина Петровна и Порфирий Владимирыч), взаимодействие и смена которых позволяет художественно представить судьбу трех поколений одной семьи. Быстрая смена поколений (каждое уступает предыдущему в жизнеспособности) утверждает идею кризиса семейно-родовой идеи, которая в лице основных носителей стремится выдать себя за идею классическую, традиционно-русскую. Концепция отсутствующей любви определяет стиль романа, не чуждый мрачной иронии и безысходного драматизма;

семейная драма «Господ Головлевых» разворачивается в религиозном контексте (сюжетная ситуация Страшного суда охватывает всех героев и переносится на читателей; евангельская притча о блудном сыне предстает как история о прощении и спасении, которая никогда не осуществится в мире, где живут Головлевы; новозаветная фигура фарисея, как и понятие фарисейства в целом, помогают прояснить характеры главных героев; религиозная риторика Иудушки - способ саморазоблачения героя, полностью отделившего священные слова от подлых дел). В процессе становления сюжета значительные позиции завоевывает художественная концепция пустоты, предстающая в судьбах многих героев (Степана, Павла, Анниньки, Иудушки и других). В основу повествования «Господ Головлевых» положен сюжет гибели, семейно-родовой апокалипсис, опустошающий романный мир и ставящий перед читателем вопрос о причинах смерти отдельных лиц и смерти рода в целом. Главной причиной исчезновения Головлевых как семейно-родового мира оказывается отсутствие жизненного стержня, так или иначе связанного с работой души;

анализ публицистического наследия, прямых авторских высказываний Чехова, Андреева, Булгакова показывает, что в творчестве русских писателей

присутствует сознательный, иногда тщательно продуманный контакт с сатирическим миром Салтыкова-Щедрина, который рассматривается как сюжетное пространство для реализации гротескных фабул и система художественных приемов для утверждения личного сатирического мастерства;

в творчестве Чехова катастрофа семейно-родового мира («Господа Го-ловлевы») утрачивает черты апокалипсиса традиционалистского общества и предстает трагикомическим сюжетом в пределах нового социума кризисной интеллигенции: с фабульной «вертикали» (отцы - дети) акцент переносится на фабульную «горизонталь» (муж - жена). Отсутствие детей, отсутствие самого вопроса об их появлении, как и выявление в образе женщины-жены деструктивного начала обостряет семейную проблему;

в произведениях Андреева семейно-родовой кризис рассмотрен в пространстве традиционалистского (семья священнослужителей) и нового (семья интеллигентов) обществ. С концепции религиозного лицемерия (Салтыков-Щедрин) акцент переносится на концепцию агрессивных действий мистических начал жизни, приводящих к семейному распаду в «Молчании» и «Жизни Василия Фивейского». В панпсихических драмах очевиден семейный кризис, приводящий к духовной и физической гибели, но также очевиден сложный, иррациональный характер причин, приводящих к гибели;

в романах Булгакова по сравнению с ключевым романом Салтыкова-Щедрина усилен исторический контекст, что продиктовано самим временем. И в «Белой гвардии», и в «Мастере и Маргарите» внутри семейного союза нет внутреннего конфликта, родственность душ рассматривается как главная альтернатива внешнему бездушию официоза, но мир наступательной политики, как и мир советского «фарисейства» ставит традиционные ценности под сомнение, заставляя героев («Мастер и Маргарита») рисковать в решении нравственных вопросов;

в рассказах Солженицына, как и в романе Салтыкова-Щедрина, причиной гибели оказывается собственность и предельная зависимость от самой мысли о ней. Характерно, что главная героиня, чье «житие» составляет основ-

нои сюжет «Матренина двора», несчастна в семейной жизни, которая представлена как цепь утрат. Если в «Господах Головлевых» негативные образы родового кризиса лишают повествования героев, которым симпатизирует аналитически настроенный автор, то в рассказе Солженицына отдана дань положительной эстетике, и на фоне семейной катастрофы изображена жизнь праведной души, которую отличает внешняя незаметность.

Апробация научных результатов исследования проходила в процессе преподавания гуманитарных дисциплин в Краснодарском социально-экономическом институте, социально-педагогическом институте, а также в ходе выступлений на региональных научных конференциях, посвященных проблеме актуальных явлений современной общественно-социальной и культурной жизни.

Подобные работы
Малкина Елена Александровна
Национальный мир как художественная модель в литературах народов России
Умрюхина, Наталья Владимировна
Проза М.Я. Козырева 1920-х гг. : Историко-литературный контекст, проблематика, поэтика
Терехина Вера Николаевна
Экспрессионизм в русской литературе первой трети XX века. Генезис. Историко-культурный контекст. Поэтика
Мочалина Наталья Владимировна
"Зеркало света" Федора Туманского (1786-1787 гг.) в историко-литературном контексте последней четверти XVIII века
Деготьков Александр Анатольевич
Драматургия В.А. Дьяченко в историко-литературном контексте 1860-х - 1870-х годов
Боброва Ольга Борисовна
Дневник К.И. Чуковского в историко-литературном контексте
Чиркова Анна Валерьевна
Романы И. И. Лажечникова в историко-культурном контексте
Гавриленко Татьяна Александровна
Концепция "чистого искусства" в историко-литературном контексте середины XIX века
Сорокин Алексей Игоревич
Творческая индивидуальность М. С. Досова (1887-1938) в историко-культурном контексте
Костылева Светлана Юрьевна
Роман Н. Е. Вирты "Одиночество": историко-литературный контекст и поэтика

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net