Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Исторические науки
Отечественная история

Диссертационная работа:

Гиоева Ирина Алихановна. Русская Православная церковь в истории Северной Осетии : XX - нач. XXI в. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02. - Владикавказ, 2005. - 172 с. : ил. РГБ ОД,

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

Введение 3-12

Глава I. Деятельность Русской Православной церкви в Северной Осетин в начале и первой четверти XX века

1. Русская Православная церковь накануне и в годы революций и

Гражданской войны (1905 - 1920 гг.) 13-36

2. Антицерковная политика властных структур.

Репрессии священнослужителей (1921 - 1940 гг.) 36-60

Глава II. Укрепление положении Русской Православной церкви в политической жизни республики (1941 — 2005 гг.)

1. Деятельность Русской Православной церкви в атеистических

реалиях советского общества (1941 — 1990 гг.) 61-114

2. Формы и методы активизации Русской Православной церкви

в постсоветский период (1991- 2005 гг.) 114-130

Заключение 131-137

Список использованной литературы и комментарии 138-172

Введение к работе:

Актуальность исследования. На рубеже XIX - XX веков в Северной Осетии, как и во всей России, происходили важные социально-экономические, политические и идеологические процессы. Социальные сдвиги в мире, бурное развитие научно-технической революции, качественные изменения структуры личности привели к возрастанию значения диалектико-материалистического мировоззрения1. Стремительно распространившийся как в России, так и в Северной Осетии марксизм, объявил религию частным делом по отношению к государству, но не частным делом по отношению к своей партии. Пропаганда атеизма, стала одним из неотъемлемых атрибутов советского общества. История православия и его института - Русской Православной церкви (в дальнейшем РПЦ) тесно взаимосвязана с гражданской историей Северной Осетии. Утверждение православия шло одновременно с процессом формирования древне-аланского государства, восстановления политического единства в послемон-гольский период, развития русско-осетинских связей, демократическими преобразованиями в постсоветскую эпоху.

Актуальность настоящего исследования состоит в изучении роли и функций РПЦ в истории Северной Осетии в XX - начале XXI века.

Современная Северная Осетия - полиэтническая и поликонфессиональная республика: в состав населения входят более 100 национальностей, в ней действует 70 религиозных организаций. Христианство, ислам и другие религии составляют неотъемлемую часть исторического наследия республики. Наряду с возрастанием количества традиционных религиозных культов, наблюдается интерес к различным ветвям тайного знания: знахарству, астрологии, сатанизму, экстрасенсорике. Обострение социальных противоречий современного общества: отсутствие личной безопасности, проблемы духовной опустошенности, социального одиночества, безработица, ущемление прав человека вызывает резкий всплеск религиозной активности населения. В условиях, когда у человека отсутствует вера в гуманистические идеалы и ценности, в образовавшийся ва-

4 куум проникают религиозно-мистические идеалы и ценности, ибо человек без них не может существовать2.

В сложившихся обстоятельствах значительно возрастает роль РПЦ как гаранта духовной составляющей российской государственности. Для России, так же как и для Северной Осетии, в период посткоммунизма начался поиск нового исторического лица в политической, экономической и духовной сферах.

Новейшая история РПЦ в Северной Осетии остается до сих пор одной из наименее разработанных областей отечественной историографии. Деятельность РПЦ в этот период не была однозначной, она изобиловала внутренними конфликтами, отражая общественные противоречия на всем протяжении своего пути.

Цели и задачи исследования. Основной целью диссертационной работы является историческая реконструкция и научный анализ роли РПЦ в поступательном ходе общественного развития Северной Осетии в советский и постсоветский периоды. В XX веке государственно-церковные взаимоотношения претерпевали разительную эволюцию.

Реализации основной цели научного исследования способствует решение ряда теоретических и практических задач. Во-первых, показать на основе проделанной работы внутренние противоречия, обстоятельства и условия жизни РПЦ в исследуемый период. Во-вторых, охарактеризовать региональную политику государства в церковном вопросе.

В-третьих, выявить значимость деятельности РПЦ в условиях политической нестабильности. В четвертых, сформулировать аргументированную авторскую концепцию о современном состоянии государственно-церковных взаимоотношений и их дальнейшей эволюции.

Научная новизна работы заключается в том, что:

1. Проведен объективный, всесторонний анализ характера, специфики, государственно-церковных взаимоотношений в советский и постсоветский периоды 1900-2005 гг.

  1. Проведен анализ деятельности уполномоченного Совета по делам Русской Православной церкви и Совета по делам религий при Совмине Северной Осетии.

  2. Автор ввел в научный оборот ряд уникальных архивных документов, позволяющих понять сложность и противоречивость государственно-церковных взаимоотношений не только в Северной Осетии, но и в целом, в России.

  1. Была создана хронологическая схема государственно-церковных взаимоотношений и выявлены проблемы периодизации.

  2. Автор впервые попытался проследить эволюцию государственно-церковных взаимоотношений в РСО-А в современный период.

Теоретическая значимость исследования. Проведенное исследование позволяет аргументировано выяснить роль и место РПЦ в истории Северной Осетии за последние 105 лет, взаимодействие между институтами государства и институциональными структурами религиозных объединений, которые представляют собой специфическую сферу внутренней политики Российской Федерации.

Практическая значимость исследования определяется, прежде всего, результатами исторического, политического и правового анализа религиозной политики в Северной Осетии в XX - начале XXI в. Они представляют практический интерес для историков, политологов, социологов, религиоведов, преподавателей истории Северной Осетии и новейшей истории Русской Православной церкви.

Выводы диссертационного исследования дают возможность для более глубокого понимания роли и места религиозного фактора в истории России, в общественно-политической и духовной жизни народов Северного Кавказа.

Результаты исследования могут быть использованы для осуществления сбалансированного подхода в решении современных проблем между государством и конфессиями, построении четкой законодательной базы в религиозном

вопросе, анализа местными органами власти современной религиозной ситуации в республики.

На основе диссертационного исследования планируется создание образовательной программы «Школа этнокультурных коммуникаций», пропагандирующая национальную и межконфессиональную толерантность. Результаты исследования могут быть использованы для написания специальных обобщающих научных работ по новейшей истории Русской Православной церкви.

Объектом исследования выступает история религиозной организации (РПЦ) в Северной Осетии.

Предметом исследования является изучение различных аспектов государственно-церковных взаимоотношений в периоды от активного противостояния до сотрудничества в нравственно-духовном оздоровлении общества.

Хронологические рамки исследования охватывают 105 лет ( весь XX век и первые пять лет XXI века).

Начало XX века - важный рубеж в жизни осетинского народа . В этот период наблюдалось активное движение Северной Осетии по пути мирового империализма. Социально-экономические и политико-правовые условия, созданные царизмом в Северной Осетии, и в целом в Терской области, в начале XX века были очень тяжелыми и создавали почву для революционной борьбы трудящихся горцев4.

В начале XX века Русская Православная церковь испытывала острую необходимость в модернизации социально-этического аспекта православной идеологии.

Нерешенные национальные и земельные вопросы, распространение социально-демократических идей, непомерные налоги, например, за содержание почты, церквей, мечетей, медицинской части, караулов и т.д. вызывали в Северной Осетии массовые протесты против властей, часто направленные и против служителей культа.

Таким образом, еще до установления советской власти, в начале XX века, характерным явлением стало «несущееся отовсюду отрицание церкви со всеми ее догматами и установлениями...»5.

Территориальные и хронологические рамки исследования ограничиваются Северной Осетией, так как именно на ее территории располагались местные органы церковной власти: Владикавказская Духовная консистория (1894-1917 гг.); Епархиальный совет (1917-1921 гг.); Временное Церковное Управление (15 августа 1922 - 26 октября 1922); Церковное Управление Владикавказской Епархии (26 октября 1922 - февраль 1923); Северо-Осетинское благочиние (1933-2005 гг.).

Хронологические рамки исследования заканчиваются 2005 г., что обусловлено происходящими переменами в национальной и религиозной политике современной Российской Федерации. На смену господствовавшим идеям «антирелигиозной борьбы» происходит расширение участия РПЦ в разных сферах жизни нашего общества. Засилье деструктивных сект послужило толчком к переоценке религиозной ситуации и обращению к нравственному потенциалу традиционных конфессий.

Методологическую основу диссертации составляет принцип научного историзма, рассматривающий явления и события во взаимосвязи и взаимообусловленности в конкретно-исторической обстановке.

Для сопоставления противоречивых научных данных был использован метод сравнительного изучения источников. Комплексно использовались методы анализа и синтеза. В основу исследований был положен и междисциплинарный подход. В работе привлекался материал из различных дисциплин - истории, социологии, культурологии, философии, правоведения.

Источпиковую базу исследования составили документы и материалы, хранящиеся в Центральном государственном архиве Республики Северная Осетия - Алания (ЦГЛ РСО-Л), Центральном государственном архиве историко-политической документации Республики Северная Осетия-Алания (ЦГА ИПД РСО-А), в архиве Управления Федеральной службы безопасности по Республи-

8 ке Северная Осетия - Алания (УФСБ РСО-А), Отделе рукописных фондов Се-веро-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований имени В.И. Абаева ВНЦ РАН и Правительства РСО-А (ОРФ СОИГСИ имени В.И. Абаева ВНЦ РАН и Правительства РСО-А), Управлении Федеральной регистрационной службы по Республике РСО-А.

Впервые были использованы архивные материалы уполномоченного Совета по делам религий при Совете Министров СССР по Северо-Осетинской АССР, собранные старшим научным сотрудником СОИГСИ СР. Бираговым.

Круг использованных источников пополнили также семейный архив священнослужителя Калоева Александра Бибоевича (1887-1971), материалы личного архива, полученные в результате встреч и бесед с общественными деятелями и представителями духовенства.

Активно привлекались многие документы центральных и местных архивов, опубликованные в сборниках: «История Владикавказа (1781-1990 гг.)» ; «Культурное строительство в Северной Осетии (1917-1941 гг.)» ; «Архивы Кремля. Политбюро и церковь. 1922-1925»8; «О религии и церкви: Сборник высказываний классиков марксизма-ленинизма, документов КПСС и Советского государства»9; «Северная Осетия в революции 1905-1907г.»10; «Антология педагогической мысли Северной Осетии» .

Значительное место среди источников занимает периодическая печать дореволюционного, советского и постсоветского периодов: «Терские ведомости», «Терский календарь», «Владикавказские Епархиальные ведомости», «Терский вестник», «Вольный горец», «Северная Осетия», «Православный Владикавказ», «Православная Осетия», «Журнал Московской патриархии», «Наука и религия».

Историография исследования. Исследователь истории РПЦ XX -нач. XXI века сталкивается с весьма значительным кругом источников. Условно их можно разделить на несколько групп. В первую группу входит литературно-философское наследие современников Серебряного века. Вторую группу представляют труды авторов советского периода опиравшихся на атеи-

9 стическое учение основоположников марксизма-ленинизма. К третьей группе относятся работы современных светских и церковных исследователей проблемы.

Во второй половине XIX века в Северной Осетии в области культуры и духовного состояния общества произошли столь разительные перемены, что подобный прогресс по праву следует назвать эпохой Национального Возрожде-

1 *)

ния . Этот период характеризуется появлением в Северной Осетии национальной интеллигенции, состоявшей преимущественно из духовных лиц и учителей церковно-приходских школ. А.Г. Гатуев13, А.Б. Колиев14, А.Н. Кодзаев15, СВ. Жускаев, М.Сухиев , К.Г. Токаев , М.З. Коцоев занимаются просветительской деятельностью: переводят на осетинский язык и издают церковные книги, проповеди, журналы, открывают церковно-приходские школы.

В конце XIX- нач. XX века гуманитарная революция в Северной Осетии выдвинула большую группу ученых, публицистов, поэтов и прозаиков (K.JI Хе-тагуров, А.А. Гассиев, Б.Т. Гатиев, Г.А. Кокиев, И.Г. Тхостов, Г.М. Цаголов и др.),19 уделявших значительное внимание образованию и духовной культуре осетин.

Немало интересного историко-этнографического материала содержится в трудах офицеров царской армии- Н.Ф. Дубровина, Л.Л. Штедера и др., проходивших службу на Северном Кавказе.

Большой вклад в изучение религиозных верований осетин внесли работы известных ученых XIX - нач. XX века: Г.- Ю. Клапрота, М.М. Ковалевского, В.Ф. Миллера, В.Б. Пфафа, A.M. Шегрена, Г.Ф. Чурсина и др21.

За истекшие десятилетия изучение истории Русской Православной церкви ушло далеко вперед. Вышедшие за последние годы научные работы стали возможны благодаря снятию ограничений на доступ к богатейшим материалам российских архивов, хранящихся под грифом «секретно» и «совершено секретно».

В многочисленных научных работах советского периода роль религиозных институтов и церковнослужителей преподносилась как антигосударствен-

10 пая, в них преобладали партийно-советские штампы и идеологические стереотипы. С позиции внедрения социалистической идеологии, пропаганды атеизма написаны монографии: Н.К. Крупской, В.Д. Бонч-Бруевича, Р.Ю. Плаксина, И.И. Скворцова-Степанова, Е.М. Ярославского, Л.Н. Великовича, Н.С.Гордиенко, В.А. Куроедова и др22.

Политика перестройки и гласности, объявленная руководством страны во главе с М.С. Горбачевым, привела с середины 80-х годов XX в. к громадному интересу общества к белым пятнам истории, оживленным дискуссиям о роли РПЦ в истории России и путях ее возрождения.

Переломным периодом в отношении советского государства к церкви стал 1988 год, когда Русская Православная церковь официально отмечала 1000-летие принятия христианства на Руси.

В 1989 году вышел в свет коллективный труд «Русское православие: ве-хи истории» . Опираясь на огромный фактический материал и документы, авторы критически анализируют прошлое русского православия, современное его положение, взаимоотношения с государством, пытаясь определить его роль и место в культурно-историческом процессе.

В 80-90-х годах XX века переиздаются и выходят новые работы светских и церковных авторов - В.А. Алексеева, М.И. Одинцова, М.В. Шкаровско-го, Д.В. Поспеловского, В. Цыпина, Т.А. Чумаченко, О.Ю. Васильевой, М.Ф. Антонова, Н.А. Струве, В. Мосса, А. Левитина-Краснова, В. Шаврова и многих других24.

Современные проблемы РПЦ, историография вопроса, результаты социологических исследований современного состояния религиозности страны освещены в коллективных работах: «Аналитический обзор религиозной периодики, издающейся в СССР»; «Религия и демократия: На пути к свободе совести»; «Современная религиозная жизнь России»; «История религий»; «Религия и глобализация на просторах Евразии» и др25.

Бесспорно, приведенный список авторов далеко не исчерпывающий, но он наглядно свидетельствует о серьезном внимании общественности к истории религиозных организаций в России.

В советский период в Северной Осетии деятельность РПЦ освещалась фрагментарно, не являясь предметом глубокого самостоятельного исследования. В монографиях В.И. Абаева, Б.Л. Ллборова, М.С. Тотоева, Б.А. Калоева, Г.И. Цибирова, В.Д. Кучиева, В.Д. Дзидзоева и др. отрывочно рассматриваются и анализируются религиозные процессы в Осетии с древнейшего периода до начала XX столетия.

Более детально рассматривается интересующая нас проблема в работах Б.В.Скитского, Л.А. Чибирова, B.C. Уарзиати, В.А. Кузнецова, Б.Х. Биджелова, Л.К. Лемешко В.Х. Тменова, Е.Б. Бесоловой, Е.Н. Гонобоблева, И.А. Сланова, З.В. Кануковой и С.А. Хубуловой, Н.М. Емельяновой, Р.Г. Дзаттиаты, М.Р. Ра-мазанова27.

Атеистической пропаганде посвящались многочисленные статьи мест-ных авторов Х.Л. Табакова, А.В. Исаенко, СТ. Меликова и др .

Новую страницу в освещении непосредственно истории РПЦ до 1900 года открыла вышедшая в 1992 году работа митрополита Ставропольского и Бакинского Гедеона «История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России 29.

Значительной источниковой базой, детальным восстановлением условий жизни РПЦ отличается работа иеромонаха Андрея Мороза «История Владикавказской епархии»30. Автор впервые, на основе не опубликованных ранее документов УФСБ РСО-А, ЦГА РСО-А, рассматривает историю РПЦ в первые годы советской власти в Северной Осетии, охватывая огромный исторический промежуток: 1793-1922 г.

Интерес к истории религиозных организаций Северной Осетии вызвал появление диссертационных исследований, отличающихся широкой докумен-

Ч 1

талыюй базой и глубиной анализа .

Насыщена конкретным материалом работа Х.Ю. Мерденова «История религии и церкви Северной Осетии советского периода»32.

Отдельные аспекты деятельности РПЦ в РСО-Л, в ХХ-ХХ1 вв. рассматриваются в статьях С.Л. Хубуловой, Е.М. Трусовой «Некоторые аспекты деятельности РПЦ г. Владикавказа в 20 гг. XX века»33, А.А. Горобца «Вехи истории православной церкви в Осетии в XX веке», «История одного ограбления, или как один большевик целую страну накормил», «Из истории воинствующего безбожия в Северной Осетии»34, Ф.С. Киреева «Северо-Осетинское благочиние.

Век XXI» , О.Л. Олейниковой «Современная религиозная ситуация в Северной Осетии»36, СР. Бирагова «Каждому свое»37, И.А. Гиоевой «Русская православная церковь в годы революции 1905-1907 гг.»38.

Апробация работы. Основные положения диссертации изложены в семи опубликованных статьях, двух докладах на научно-теоретических конференциях, включая международную (Владикавказ, сентябрь 2003, апрель 2005).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и авторских комментариев.

Подобные работы
Симонова Ольга Васильевна
Местное самоуправление в России в 90-е гг. XX-нач. XXI вв.: исторический опыт, теория и практика
Ошроев Рубен Германович
Становление и развитие университетского образования Кабардино-Балкарии в XX-нач. XXI в.
Бетеева Мадина Майрамовна
Культура и общественно-политическая мысль Южной Осетии в XIX - нач. XX в.
Халидова Ольга Борисовна
История протестантских общин на Северном Кавказе: возникновение, становление и развитие : вт. пол. XIX - нач. XXI в. : на примере Республики Дагестан
Габриелян Розалия Аршаковна
История Осетии по армянским источникам V-XVIII вв.
Горобец Артур Алексеевич
История Русской Православной Церкви в Северной Осетии (1917-1924 гг.)
Тавасиев, Владимир Хасанович
Историко-демографический анализ национального состава и численности населения Северной Осетии в XX веке
Бирагова Фатима Ростиславовна
Церковная интеллигенция в Осетии во второй половине XIX - начале XX вв.
Аветикян Арутюн Саргисович
Армянская община Астрахани и ее роль в социально-экономической и культурной жизни региона в XVIII - нач. XX вв.
Калашникова Светлана Ивановна
История уголовного сыска в России в конце XIX - нач. XX вв. : на материалах Забайкальской области

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net