Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Педагогические науки
Общая педагогика, история педагогики и образования

Диссертационная работа:

Брюзова Татьяна Алексеевна. Этнокультурные традиции русского народа в формировании нравственно ориентированной личности школьников 5-9 классов : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01. - Москва, 2005. - 244 с. РГБ ОД,

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

Введение 3

Глава I. Научно-теоретические предпосылки использования этнокультурных традиций русского народа в формировании нравственно ориентированной личности школьников 5-9 классов.

1.1. Этнокультурные традиции как явление социальное, педагогическое и психологическое 11

1.2. Этнокультурные традиции русского народа как источник и средство нравственного формирования личности 29

1.3. Роль этнопедагогики в теории и практике нравственного воспитания школьников 62

Глава И. Формирование нравственно ориентированной личности подростков 5-9 классов на основе этнокультурных традиций.

2.1. Сущность нравственного воспитания и место этнокультурного фактора в современном образовательном процессе 76

2.2.Социально-педагогические условия формирования нравственно ориен тированной личности учащихся 5-9 классов в современной школе 99

2.3. Опытно-экспериментальная модель учебно-воспитательного процесса на основе этнокультурных традиций. Анализ результатов констатирующе го эксперимента и задачи формирующего эксперимента 116

Глава III. Эффективность опытно-экспериментальной модели организации учебно-воспитательного процесса.

3.1. Опытно-экспериментальная работа по формированию нравственных качеств личности учащихся 5-9 классов на основе этнокультурных традиций русского народа 166

3.2. Результаты формирующего эксперимента 193

Заключение 199

Литература 201

Приложения 221 

Введение к работе:

Актуальность исследования. Процесс формирования личности подростка взаимосвязан со сложностями и противоречиями современного мира. Его проблемы усугубляются существующими социально-экономическими и политическими кризисными явлениями, образовавшимся идеологическим вакуумом, изменением ценностных ориентации на уровне общества и личности. Отказ от прежних идеалов, отсутствие четко определенных нравственных ценностей, массированное наступление на культуру, историю, духовную сферу, язык всех без исключения больших и малых народов России, пагубное влияние худших образцов массовой культуры на молодежь, возрастающий культ "золотого тельца" - все это вызвало нежелательные последствия: разложение нравов, снижение общей культуры, безнравственность, бездуховность, преступность, наркомания и др.

В сложившихся условиях гуманистического кризиса существенно возрастает роль школы, призванной сформировать личность, способную противостоять негативным факторам среды, личность, в которой деловые качества сочетались бы с высокими нравственными достоинствами - порядочностью, честностью, справедливостью, уважением к человеку. Педагогический поиск в сфере гуманизации образования сегодня идет по пути формирования национального самосознания, развития у ребенка системы общечеловеческих ценностей, понимания роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе. Включение учащихся в процесс освоения этнокультурных традиций как их носителей и творческих продолжателей - один из способов формирования нравственно ориентированной личности.

Актуальность проблемы формирования нравственно ориентированной личности школьников подросткового возраста на этнокультурной основе определена современной гуманистической направленностью образования, требующей нового педагогического мышления, поиска средств для более успешного решения задач образования, изменения статуса личности ученика из объекта воспитания в субъект, новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса.

Развитие педагогической науки служит убедительным доказательством актуальности данной проблемы. Великие зарубежные философы-гуманисты-педагоги Т. Мор, Т. Кампанелла, Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервег, Д. Локк, И.Ф. Гербарт, подробно изложили в своих трудах понимание целей и задач нравственного воспитания.

Теоретическое и практическое развитие идея народности воспитания, преемственности народной и научной педагогики получила в трудах Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, В.Я. Стоюнина, В.И. Водовозова, Л.Н. Толстого.

Особое место в определении роли народных традиций в процессе воспитания принадлежит К.Д. Ушинскому, считавшему их основным рычагом воспитания человека. Продолжателями и последователями его идей и дела стали В.И: Водовозов, Я. Гогебашвили, Г. Агаян, Р. Эфендиев, К. Насыри, И.Яковлев, внесшие заметный вклад в развитие теории народной педагогики.

Использованию богатого педагогического опыта народа в вопросах нравственного воспитания подрастающего поколения уделяли внимание в своих трудах педагоги П.П. Блонский, Н.К.Крупская, Н.А.Константинов, А.С. Мака-ренко, В.А. Сухомлинский, СТ. Шацкий. Г.Н. Волков в 60-х годах XX века в педагогической литературе широко использовал термин "этнопедагогика", фактически положив начало научному подходу к изучению эмпирического опыта народов в сфере нравственного становления молодого поколения. Особый интерес в этом ряду представляют исследования В.Ф.Афанасьева, А.З.Измайлова, В.И. Савявко, С.А. Стельмаховича, Я.И. Ханбикова.

Значительный вклад в разработку теоретико-методологических основ исследования вопросов преемственности народной и научной педагогики, её роли в нравственном формировании личности внесли С.И.Иванов, С.Н.Иконникова, А.П. Орлова, З.И. Равкин, В.Я. Суховерхов, Е.Л. Христова и др.

Исследованию этнической проблематики посвящены труды Ю.В. Бромлея, Л.М. Дробижевой, М.С. Кашуба, В.Н. Иванова, СМ. Широкогорова, Л.Е. Фетисовой.

В различных аспектах исследованы педагогические традиции разных народов: русских (Б.А. Александров, В.А.Алексеев, З.П. Васильцова, A.M. Леонов, А.С Метелягин, ТА. Пигилова, М; Семенова, Л.Ф.Шибанова), чувашей (Г.Н. Волков), татар (3.F. Ничматов, Я.И. Ханбиков), украинцев (М.И. Стельмахович), белорусов (А.П. Орлова), якутов (В.А. Афанасьев, А.Л. Бугаева) и многих др.

Весомый вклад в разработку методологических и общетеоретических основ нравственного формирования школьников, методики организации учебно-воспитательного процесса внесли такие ученые, как Ю.К. Бабанский, Е.Н. Бондаревская, О.С Богданова, З.И. Васильева, Г.Н. Волков, Д.М. Гришин, В.А. Кара-ковский, Б.Т. Лихачев, И.С Марьенко, Л.И. Новикова, Л.И. Маленкова, СВ. Черенкова, Н.Е. Щуркова и др.

Серьёзное внимание изучению личности и её формированию, возрастным особенностям уделяли в своих исследованиях Б.Г. Ананьев, К.А. Лбульханова, Л.И.Божович, А.А.Бодалёв, Д.И.Водзинский, Л.С.Выготский, Т.П.Гурина, Л.В.Зан-ков, Я.Л. Коломинский, Т.Е. Конникова, И.Я. Лернер, И.С. Марьенко, П.И. Пидка-систый, В.А.Разумный, М.Н.Скаткин, Л.В.Тодоров, И.С.Якиманская и др.

Культуроведческие аспекты исследуемой проблемы отражены в трудах М.М. Бахтина, Л.Н.Гумилева, А.Ф.Лосева, Ю.М. Лотмана, МШид, Б.А.Рыбакова и других ученых.

Проведенный анализ философской, педагогической и психологической научной литературы позволил сделать вывод о том, что проблема формирования нравственно ориентированной личности была и остается актуальной. Однако в ее решении в современных условиях существует недостаточная научная и практическая разработанность ряда важных аспектов. Их наличие приводит к объективно существующим противоречиям:

Многовековой опыт воспитания на этнокультурных традициях своего народа подтверждает его успешность в решении задач формирования нравственно ориентированной личности. Изменяющиеся условия жизнедеятельности человека, связанные со сложившейся социально-политической и экономической ситуацией в стране, создают большие трудности в формировании-нравственных качеств личности школьников. Воспитательный потенциал народной культуры, традиций, обычаев, народной педагогики пока недостаточно востребован.

Размытость социокультурных ориентиров, изменившийся характер ценностных ориентации, потеря идеалов и идеологической направленности воспитания, характеризующие современное российское общество, создают серьезные проблемы для нравственного выбора подрастающего человека, гражданина. Молодое поколение остро нуждается в определенных ориентирах, опирающихся на общечеловеческие ценности с учетом национальных особенностей. У русского народа сложились устойчивые целостные представления о требованиях, предъявляемых к личности, о нравственном идеале, которые прочно вошли в этнокультурные традиции народа и требуют глубокого изучения и внедрения в образовательную практику.

В среде теоретиков и практиков педагогики сформировалось понимание необходимости использования прогрессивных идей этнопедагогики в развитии тео рий и практики образования. Такая ситуация отчасти отразилась на учебно-воспитательном процессе.

- В школе XXI века существует потребность в создании эффективной системы формирования нравственно ориентированной личности, основанной на этнокультурных традициях народа. Целостная модель организации учебно- воспитательного процесса, построенная на этнокомпоненте, отсутствует, что не позволяет в полной мере решить эту проблему.

Актуальность и недостаточная разработанность ряда важных аспектов данной пробле мы, поиск путей и средств оптимизации формирования личности подростков обусловили выбор темы диссертационного исследования: "Этнокультурные традиции русского народа в формировании нравственно ориентированной личности школьников 5-9 классов".

Проблема исследования заключается в раскрытии сущности влияния этнокультурных традиций как средства оптимизации процесса формирования нравственно ориентированной личности подростков.

Цель исследования: 1) разработать педагогическую модель организации учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование нравственно ориентированной личности школьников 5-9 классов через приобщение к народным традициям; 2) опытно-экспериментальным путем проверить её эффективность.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в 5-9 классах школы.

Предмет исследования: формирование нравственно ориентированной личности подростков при воздействии этнокультурных традиций.

В качестве гипотезы исследования выдвигается предположение о том, что формирование нравственно ориентированной личности учащихся 5-9 классов через приобщение к народным традициям будет успешным, если:

этнокультурные традиции включены в целостный педагогический процесс как неотъемлемая органическая часть;

выявлены и реализованы педагогические условия формирования личности учащихся подросткового возраста;

в процессе учебно-воспитательной деятельности сформировано индивидуальное ценностное отношение школьников к народным традициям. Результатом этого процесса должна стать интериоризация;

-на основе восприятия и воздействия этнокультурных традиций сформированы ценностные ориентации подростка, позволяющие ему противостоять негативным внешним влияниям;

- осуществляется комплексный подход к организации учебно-воспитательного процесса по освоению этнокультурных традиций.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи: -раскрыть педагогический потенциал русской традиционной культуры и народной педагогики в современных условиях, их роль в формировании нравственно ориентированной личности школьников 5-9 классов;

на основе анализа и обобщения историко-теоретических источников в области изучаемой проблемы определить общенаучные положения о формировании нравственных качеств личности через приобщение к этнокультурным традициям;

определить социально-педагогические условия эффективности формирования нравственно ориентированной личности подростков в школе XXI века при внедрении этнокультурного компонента;

разработать оптимальную структуру включения этнокомпонента в учебно-воспитательный процесс основной школы.

Методологическую основу исследования составили теоретические положения о развитии личности школьников и формировании нравственных качеств; необходимость гуманизации образования; общефилософские положения о роли народа в созидании духовной и материальной культуры, об отношении его к наследию прошлого, о сущности традиций, своеобразии и самобытности культур, роли субъективных и объективных факторов исторического развития наций; положения психолого-педагогической науки о широких возможностях нравственного развития учащихся; философская концепция о ведущей роли деятельности как источнике нравственного роста человека.

Исследование опиралось на теоретические концепции:

культуросообразности и народности в воспитании (Л.Н. Гумилев, В.И. Вернадский, М. Мид, А. Моль, B.C. Соловьев, Тейяр де Шарден, К.Д. Ушинский);

системно-деятельного подхода к формированию личности в контексте культурно-исторической теории развития психики и сознания (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн);

преемственности народной и научной педагогики (Г.С. Виноградов, Г.Н. Волков, Л.П. Орлова, З.И. Равкин, Г.Н. Филонов); - ценностно ориентированного развития личности (JI.M. Архангельский, Е.В. Бон-даревская, Б.Т. Лихачев, Л.И. Маленкова, В.М. Шепель, П.М. Якобсон).

Методы исследования: теоретический анализ, обобщение научных идей и взглядов, изложенных в гуманитарных науках; анализ программ и опубликованных проектов стандартов учебных курсов, методической литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение педагогического опыта; метод наблюдения и опытно-диагностическая работа; социально-педагогические методы: анкетирование, тестирование, беседы, опрос, интервьюирование; констатирующий и формирующий эксперимент; количественный и качественный анализ экспертных оценок; проведение опытно-экспериментальной работы на основе разработанной педагогической модели в образовательных учреждениях Московской области.

Этапы исследования. Первый этап (1998-1999 гг.): теоретическое изучение проблемы, анализ литературы по проблеме исследования, обобщение опыта работы педагогов в аспекте рассматриваемой проблемы; проведение констатирующего эксперимента; разработка педагогической модели организации учебно-воспитательного процесса; определение задач формирующего эксперимента. Второй этап (1999-2004 гг.): проведение опытно-экспериментальной работы по реализации разработанной педагогической модели. Третий этап (2004-2005 гг.): подведение итогов опытно-экспериментальной работы, обобщение и систематизация результатов исследования, формулировка выводов.

Апробация результатов исследования осуществлялась посредством публикаций в педагогической печати, семинарских и практических занятий. Выступления на конференциях: "Введение ребенка в мир народной культуры" (Главное управление по образованию Московской области, г. Лыткарино, январь 2001 г.), "Ребенок в мире культуры" (ИПК и ПРНО г. Иваново, январь 2001 г.). Материалы диссертации регулярно обсуждались на заседаниях кафедры культуры и гуманизации образования ИПК и ПРНО МО.

Экспериментальной базой исследования явились муниципальные общеобразовательные учреждения: средняя общеобразовательная школа №3 г. Лыткарино Московской области, средняя общеобразовательная школа №2 г. Лыткарино Московской области, средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным изучением отдельных предметов г. Орехово-Зуево Московской области. В эксперименте участвовали 570 детей, 54 педагога, 300 родителей.

Достоверность результатов исследования обеспечена фундаментальностью и непротиворечивостью методологических оснований; адекватностью выбранных теоретических и эмпирических методов цели, гипотезе и задачам исследования; длительностью эксперимента; репрезентативностью полученных в результате эксперимента данных, целенаправленным анализом и обобщением опытно-экспериментальной работы; воспроизводимостью и успешным внедрением результатов исследования в практику образовательных учреждений.

Научная новизна исследования заключается: -в уточнении понятия "нравственно ориентированная личность"; -в теоретическом и экспериментальном выявлении социально-педагогических условий формирования нравственно ориентированной личности учащихся 5-9 классов на этнокультурной основе; - в теоретической разработке и экспериментальной проверке педагогической модели организации учебно-воспитательного процесса по формированию нравственно ориентированной личности в условиях освоения народных традиций.

Теоретическое значение диссертационного исследования состоит в выделении ведущих идей, обосновании целостного представления о роли этнокультурных традиций в формировании нравственно ориентированной личности школьников и разработке комплексного подхода к осуществлению этого процесса.

Практическая значимость исследования. На основе материалов педагогического эксперимента разработана и внедрена в практику модель формирования нравственно ориентированной личности школьников подросткового возраста на национальных традициях.

Полученные результаты и выводы опытно-экспериментальной работы могут быть использованы в практической деятельности школ, в дошкольных образовательных учреждениях; при разработке спецкурсов и спецсеминаров в педагогических вузах; в системе переподготовки и повышения квалификации работников народного образования.

На защиту выносятся следующие положения:

Включение в педагогический процесс народных традиций придает ему гуманистический характер, способствует формированию ценностных ориентации, нравственной устойчивости, этнической идентичности, без чего личностное становление подростка не может быть реализовано.

Этнокультурные традиции в процессе их освоения пробуждают генетическую память ребенка, становятся неотъехМлемой частью структуры личности. Восприятие национальных традиций происходит через превращение этнокультурных знаний в нравственные убеждения и установки, поведение, ценности и идеалы. Оно основывается на комплексе социально-педагогических условий, определяющих его эффективность. 3. Разработанная модель формирования нравственно ориентированной личности школьников 5-9 классов на этнокультурных традициях позволяет осуществить комплексный подход к данному процессу. Это определяет успешность становления личности подростков.

Структура диссертации включает введение, три главы, заключение, библиографию и приложения.

Во введении обосновывается актуальность выбора темы исследования, определены объект, предмет, цель, задачи, методы и гипотеза диссертационной работы, ее научная новизна и практическая значимость; представлены основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе "Научно-теоретические основы использования этнокультурных традиций русского народа в формировании нравственно ориентированной личности школьников 5-9 классов" раскрывается содержание традиций как явления социального, педагогического и психологического, дается анализ традиций русского народа, их возможностей и своеобразия влияния на становление личности подростков.

Во второй главе "Формирование нравственно ориентированной личности подростков 5-9 классов на основе этнокультурных традиций" рассматривается сущность нравственного формирования школьников, его особенности в современном образовательном процессе; определены место и роль этнокультурных традиций. В третьей главе "Эффективность опытно-экспериментальной модели организации учебно-воспитательного процесса" продемонстрирована результативность предлагаемой педагогической модели; прослежена динамика формирования ценностных ориентации, нравственных знаний, убеждений, поведения школьников 5-9 классов, произошедших в процессе опытно-экспериментальной работы. В заключении подводятся итоги, излагаются выводы из проведенного исследования.

Подобные работы
Аджиева Аминат Мухаджировна
Формирование духовно-нравственных качеств личности старшеклассников на основе морально-этических традиций горских народов Северного Кавказа
Цахаева Сарат Гасановна
Культура и традиции народов Дагестана в системе культурологического образования учащихся 8-9 классов
Сандитова Ирина Николаевна
Трудовые традиции бурятского народа как средство формирования нравственных качеств младших школьников
Гагарина Куннэй Егоровна
Формирование духовной культуры студентов вузов на традициях народа саха
Шабалдас Алексей Егорович
Теория и практика формирования личности школьника в поликультурной среде
Бочарова Валентина Георгиевна
Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника.
Садыкова Лилия Рифмировна
Романтический образ детства как фактор формирования личности школьника
Закирова Гюзель Шагитовна
Формирование языковой личности школьника в процессе развития иноязычной речевой деятельности
Урусова Зурият Магометовна
Традиционная педагогическая культура карачаевской семьи как фактор формирования личности младшего школьника
Левин Игорь Леонидович
Формирование творческой личности школьника на основе развития художественных интересов в классах с углубленным изучением изобразительного искусства

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net