Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Философские науки
Социальная философия и философия истории

Диссертационная работа:

Черноусова Ирина Дмитриевна. Ценность свободы в социальной этике православия : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11. - Воронеж, 2005. - 172 с. РГБ ОД,

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. Содержание свободы в различных типах мировоззрения:
ценностный аспект 13

  1. Идеология потребительства как проявление кризиса свободы современного общества 13

  2. Взаимодействие свободы и необходимости в русском православном мировоззрении 33

  3. Атрибуты свободы в системе православных ценностей 45

ГЛАВА 2. Место свободы в социальной этике православия 82

  1. Проблема свободы в западной и традиционной православной религиозной философии 82

  2. Разработка социальной этики православия на рубеже XIX-XX

веков 102

2.3. Развитие проблем социальной этики в «Основах социальной концепции

Русской Православной Церкви» 129

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 140

БИБЛИОГРАФИЯ 148

Введение к работе:

yj/) U S

Актуальность темы исследования. Проблема свободы янляется одной и j наиболее фундаментальных философских проблем, нуждающихся в теоретическом осмыслении и практическом разрешении на каждом очередном тгапе историческою развития человеческой цивилизации И Каш в «Критике чистою разума» предал свободе высший метафизический стагус, наряду с проблемами «бога» и «бессмертия», видя в разрешении ">тих проблем конечную цель науки, саму же свободу немецкий мыслитель определял как «способность действовать независимо от законов природы» ' Видный русский мыслитель Г.ІІ. Федотов говорил, что «свобода есть поздний и тонкий цветок культуры»2, подчеркивая іем самым сложность и уникальность феномена А современный автор II В. Мотроншлоиа усматривает в отношении к свободе важнейший пришак, отличающий цивилизованного человека от варвара 3

Действительно, в згой традиционной проблеме как в фокусе сходятся и пересекаются ключевые вопросы практически псех обласісй философского знания - онтологии, гносеологии, аксиологии, 'пики, 'эстетики, политики, права Кроме того, анализ различных философских аспектов свободы остается одной из важных задач теоретического познания как такового, и без него не могут быть адекватно поняты принципы и законы социального и духовного бытия, а значит, и человеческое существование не получит должного и достойного осмысления

Постижение метафизических и социальных измерений свободы имеет не только теоретическое значение, fro и выходит в сферу иракіических, личностных проявлений человеческой деятельности 11о С Л Франку, свобода - «онтологическая первооснова человеческой жизни», отказ от которой ведет к разрушению личности и общества В С. Соловьев в работе «Философские начала цельного знания» (1877) отмечает огромное значение свободы для личностного развития человека «По для настоящей, полной свободы человек должен иметь власть не только над природой внешнего мира, но и над своей собственной»4 Русский философ вообще видел нравственное достоинство человека в его способности сознательного, то есть свободного духовного возвышения над ограничивающими его (животными и социальными) условиями сущееівования Но і ому проблема свободы важна для каждого человека, пытающегося осмыслить глубинные основания собственных действий и обоснован, свой вариаш философии поступка.

Помимо экзистенциальной значимости свободы для личностного самоопределения человека, о которой в XX веке так мною и плодотворно

1 Кант И Критика чистого разума / И Кант Сочинения В 6т -М Мислі., 1964 - 1 3-е 437

2 Федотов Г П Рождение свободы / Русские философы (конец XIX - середина XX века) Ашолошя Вып 3
-М ИзвояКн палата», 1996 -С 157

1 Мотрошилова ИВ Рождение и рашитие философских идей Историко-философские очерки и гюрфеты /

НВ Мотрошилова-М Политиздат, 1991 -С 464

' Соловьев В С Философские начала нелі ного ш.шия/ГЗС і|ілІММ»СІМкіШАИЛЗИ' W/VJj «Мислі.»,

1988 і 2 -с i9s I библиотека

Compter л» />> О»

писал Ж -IT Сартр, эта проблема имеет важнейшее социальное иімсрение Сложные процессы, происходящие сегодня в российском общее 1БС, покачиваю і насколі>ко важной и одновременно драматичной может быть свобода, и выдвигают вечную проблему в рафяд первоочередных и насущных проблем современности, настоя іслыю требующих своею философско-методолої ичеекого и практического разрешения

По словам КС Гаджиева «Предметом особенно страстных дискуссий и споров она [свобода] становится в периоды стремительных и широкомасштабных трансформаций»5 Среди наиболее острых вопросов, возникших в современном социуме можно нажать такие, коллизия свободы и ответе пзешгости граждан, сгатус и границы духовной свободы личное і и, нравственная регламентация экономических и полиіических свобод, недостаток гражданской и нравственной ответственное і и, порождающий негативные проявления свободы (вседозвоченносіь, своеволие, беззаконие, произвол и г д).

Необходимо также отметить, чю имевшая место недооценка
культурно-исторических различий в осмыслении свободы,

сформировавшихся в отечественной и западноевропейской ірадициях, привела к механическому переносу в отечественный социокультурный контекст основополагающих ценностей западноевропейского либерализма Произошел глубокий конфликі ценностных СИСІЄМ, исходящих Иі различных мирово з фенческих установок Это вызвало довольно мощные негативные проявления во всех сферах нациопатьной жиши распад государственных и экономических связей, драматические межнациональные конфликты, деформацию национального самосознания и исторически сложившейся системы ценностей Философски неосмысленные культурно-исторические различия в трактовке понятия свободы у разных народов являются на современном этапе оснопшлм источником многих социально-политических столкновений и противоречий, имеющих часто трагический харакіер 6

Обращаясь к философской и духовной традиции отечественной культуры, мы не можем обойїи вниманием вопрос об аксиологическом статусе понятия свободы в контексте духовных и социальных ценностей православия Значимость православных ценностей особо отмечалась на ІП Российском философском конгрессе, іде обсуждались рашичные Иімерения свободы исторические, богословские, правовые, социальные, іумаиитарньїе, антропологические7 Также подчеркивалась роль православия в

э Гаджіїев КС Ртшишление о свободе / К С Гаджиеп // Вопроси фгеюсофин -М 1991 -№2 С 11 ' Панарии А С Православная цивилизация в глобалгном мире /А С Панарин -М Эксмо, 2001 -С 6 7

Шиповая ВН Век тотп и судьба человеческой свободы ' 13 II ПТгповал // Рационалиш и кулі тура на пороіе гретьею тысячелетия Магерииш Третьего Российского философского кошресса (!6 20 сеігг) В 3 т - Т 3 - Ростов №Д, ОКНЦ ВШ 2002 - С 161-162 Рихмангучов ft Ф Гвобода и гуманистические ценности / НФ Рахмінкулов // Рационализм и к>лгтура на пороге іреп^т гысячечетия Материалы Третьего Российскоаі философскою конгресса (16 20 сені ) Віт -І 3 - Ростов и/Д СЮЇЦ ВІН, 2002 -О 317-338 Чистова О В Фитософское обоснование акіушіности проблеми наказания и свободы / О В Чистова // Рациоиилтм и кулі ryps на пороге фетьегх* шсячелеіиа Мнерналк Трепег-о Российское философского конгресса (16 20 сегп ) Віт -1 1 Ростов n/Д ("КЛЦВШ 2002 - г 189 190

формировании русского национальною самосознания, указывалось на значимость традиционной религии как духовного стержня и символа национальной культуры8

Таким образом, исследование феномена свободы із кош икс re социальной ->тики православии направлено на посіижспис более глубоких основ отечественной духовной и социальной традиции, чю необходимо для преодоления кризисных явлений в современном российском общсспзс

Степень разработанноеm проблемы. В исюрии философии гема свободы является сквозной, практически все видные мыслители затрагивали ее на самом высоком уровне философской рефлексии, можно сказать, чю во'зможнос'іь достижения человеком подлинной духовной свободы ЯВЛЯСІСЯ искомой целью философии Однако реачизация тгой цели сопряжена с большими трудностями, связанными с преодолением крайностей свободы, чем и определяется такая доліая традиция размышления над проблемой Еще Платон говорил «Как подчинение, так и свобода, нросіунающая границы, есть величайшее 'зло, п надлежащей же мере - ">го великое блаї о» 9

Проблема свободы нашла глубокую проработку в трудах русских
философов К ней в разное время обращались II Л Бердяев, СП Булгаков,
БП Вышеславцев, ЛИ Герцен, ФМ Достоевский, ИЛ. Ильин,
Л II Карсавин, С А Левицкий, Л Ф Лосев, И О Лосский,

ВС Соловьев, Л Н Толстой, ЕН Трубецкой, С Л Франк, ГII Федотов, II Л Флоренский, Г В Флоренский, Л Шестов, В Ф Ірпидруїие

НII Полторацкий в перечне ключевых тем и проблем русской религиозной философии, показывающих ее всеохватносі ь, на первое месі о поставил «проблему свободы», «свободу и необходимость» Лишь после свободі,! следует «соборноеіь» «ошолоіический реализм», «релшИО-ЗПЫЙ космизм» и т д 10

Особо следует сказать о фундаментальном труде философа русского зарубежья С А Левицкого «Трагедия свободы», в которой проблема свободы получила всестороннее исследование («проблема свободной воли», «гносеология свободы», «онголоіия свободы», «патология свободы») Для целей нашего исследования имеет большое значение следующий принципиальный вывод С А Левицкого «Свобода - не в царстве природы, а в царстве культуры Только в системе организованною юеударстеа, в атмосфере ценностей кулыуры и морали может человек пользоваться плодами свободы» п

Характерной особенностью русской философии является то, что при разработке проблемы свободы отечественные мыслители акцептировали

Тришин А Ф Православие и формирование национальной! самосо шания русскою и ірода / АФ Гришин // Рационяличм и культура на пороге ірсгьеіи шсячелсшя Материалы Третьего Российского философской» конгресса (16-20 сент) ВЧт -Т 3 - Ростов н'Д, СКНЦВЩ, 2()()2 422 ' Платон Письма /Платон Гоч иЗт -М Мысль, 1972 -1 3,'! 2 -С 678

10 Полторацкий И II Русская религиозная философия / Н 11 Полторацкий Я Вопросы философии -1992 -№2 12« " Левицкий С А 1 рагедия свободы / Г А Левицкий _М Канон, 191) -С 311

внимание на духовных параметрах, свидетельствующих о ее траіичсских Иімереииях внутренняя свобода как условие полного добра (В С Соловьев), добі.ггийпая свобода как источник греховности или -злой ночи человеку ПІЛ Б ердяев), драматизм выбора между добром и члом ()\ Шестов) и т д

Вопрос о соотношении свободы и необходимости основательно разработан также и в советской философской литературе Онтотогическня и гносеологическая сторона общетеоретического понятия свободы подробно рассматривается в трудах О В Ильенкова, II В Конница, AM Коршунова, IIЛ Мещеряковой, ТИ Ойзермапа, ЛИ Суворова и ряда других Социально-исторический аспект свободы, копкрешые общееівенньїе формы ее существования детально проанализированы в рабо і ах О А Араб-Оппл, ВИ Мишина, ОМ Ноговицина, В Ф Ссржшпова, И Т Фролова

'Угическая ірань понятия свободы, проблемы внутренней свободы личности нашли отражение в трудах "") М Андреева, РI' Апресяна, В А Василенко, А А Гусейнова, Ol Дробницкого, АН Леонтьева, Л II Моекничева, А II Скрипника

В современной западной философии различные аспекш cooiношения свободы и необходимости, единства свободы и огвстсівеніюсти раскрываются в работах А Камю, Г Марку зс, Ж -II Сартра, В Франкла, г) Фромма, М Хайдеггера, К Ясиерса, и др Особое значение свобода приобрела в трудах 'жзиеіенциаиалисюв, коюрые понимали ее как онтологический фундамент личности, от которою зависит подлинный смысч человеческої о бытия

Для исследования аксиологической области поняіия свободы в диссертации источником и предметом социально-философского анализа, с одной стороны, выступаю] тексты западноевропейских мысли і слей Повою и Новейшего времени II Пькженена, Г Маркузе, Ж-II Сартра В Франкла, ') Фромма, К Яенерса, и других12, с другой стороны, - труды выдающихся мыслителей русской религиозной философии, прежде всего II А Бердяева, И А Ильина, ЛИ Карсавина, А Ф Лосева, НО Лосского, ВС Соловьева, ПА Флоренского, а также недавние исследования современных авторов К) А Бубнова, К С Гаджисва, А В Гулыги, П В Калитиш, В К Кантора, Б Г Капустина, С А Нижпикова, А С Панарина, ВИ Паптина, II Ф Рахманкулова, А Ф 'Гришина, Л І і Шапошникова, и других13

и Миркун' I Одномсрнпй человек / 1 Маркусе - М «RM-L- hook» 1994 - 465 с , Фромм Э Ьегсгво ut свободы / ') Фромм Догм'П оХрисіе - М Республика, 199Н - 416 с , Фромм ') Психоанинн и *гика / ґ} Фромм Сборник - М Республика, 1991 - 414 с, Сартр Ж П Ьтие и ничто Опт феноменологического» отологии/ Ж П Capip -М ІЬРРА - Книжний клуб, Республик,! 2002 -640с Фринкл И Духомюсп., свобода и отегсгнениосп /ІЗ Франкл Человек в поисках і ммела Сборник -М Проіресс 1990 -С* УЗ-ПО Ясперс К Смисл и нинлчение ис-юрии / К Яснерс -М Республика, 1994 -527 с ,Ііьюґстн II Дж Смерм 'Запада /11 Дж Ьпокепен -М ООО «И'ДаїсЛісіво Л( 1ч 2004 -444с

п Ильин И А Пуп духоштго обновления/ ИЛ Иліип Flyii. к очевидносіи - М Русская книга, 1991 560 с , Лосе» А Ф Самое само Сочинения / А Ф Лосеи -М ЗАО Изд-но 'ЖСМО - Пресс, 1У99 -1024 с, Флоренский 11А Сюли и уп^ерждеиие Исчшш / П Л Флоренский - М Реетгублнка, 1990 - 572 с , Лосскии НО Свобода коли / И О Лосский Избранное -М Республикі 1991 -345 с Карсавин IIII С вятые отип и учшелм Церкви (Раскрытие православия в их гворенимч) /ЛИ Карсчвин - М Илд-№ Ml V, 1994 - 176 с , Карсавин Л II Путь Прівославия / Л Л Карс.шип -М АС1,Хф(Кон Фолио 2003 - 55К с Сочоиьес

Диссертант в ходе своею исследования обращался к богословским
трудам прежде всею к свяюогеческим источникам Св. Лшония Великою,
ев Иоанна Златоуста, ев Григория Ногослова, ев Вфрема Сирина, ев
Василия Великою, ев Гриюрия Нисского, нреп Максима Исповедника, ев
Григория Паламы, ев Иоанна Дамаскина14, русским философам-боїослопам
XVIII века Стефану Яворскому, Артемию Троицкому, Феофану

ВС О христианском единстве / В С Годом ев Сочинении -М Республика, 1994 - 430 с , Соловьев В С Чтения о Богочелонечестве Чтение 1 /В С Соловьев Соч н2 г М Республика, 1994 - Г 1 - 368 с , Бердяев ПА Философия Свободы Смысл пюрчества /ПА Сердясь - М Республика, 19X9 - 520 с, Бердяев Н А Ист ина и От кровение / И А Бердяев -СПб Изд-во С Пиерб Ун-га, 1996 - 382 с , Бердяев НА О назначении человека /НА Бердяев - М Республика, 1993 - 3X2 с , Бердяев ПА О человеке, его свободе и духовности /НА Бердяев Иібр тр - М Флита, 1999 - 3J2 с , Бердяев НА Философия свободы Истоки и смисл русского коммунизма /НА Бердяев - М Ш) «Сварог и К», 1997 - 413 с, Бердяев НА Царство дух.* и царство кесаря / Н \ Бердяев -М Республика, 1995 - 3X2 с , Левицкий С А Свобода и огветственность «Основы органического мировотірения и с ran и о солидарише» / С А Левицкий -М Посев, 2003, - 464 с , Левицкий С.А Ірагедиясвободы/С А Левицкий -М Канон, 1995 -509 с ,РошновВВ Религия Философия Культура / И В Роланов -М Республика, 201)2 -397 с , Булгаков СИ. Первообраз и Образ В 2 і / СН Були ков - М Искусство, 1999, Булгаков СИ Іероиїм и подвижничество Сборник / Г Н Ьуліаков - М Рус кн, 1992 - 525 с, Булгаков СП Дна і рада Исследования о природе общественных идеалов / СН Ьуліаков -СПб РХ( И, 1997 -589 с, франк СМ. Реалі ность и человек / С Л Франк - М Республика, 1997 - 478 с Франк С Л Свет во пмс Они і христианской этики и социальной философии / С Л Франк - М Факториал, 1998 ~ 256 с С тепуп ФА Чаемая Россия / Ф А Степун -СПб РХГИ, 1999 -479 с Картайте А В Воссоїдание Святой Руси/ЛИ Карташов -М Столица, 1991 - 256 с , Берлин И История свобод 11 Россия/И Ьерлин -М НЛО, 2001 ~ 53Х с , Берлин И Философия свободи Европа / И Берлин -М НЛО Повое литературное обоїрсние, 2001 - 448 с [улыга 4 В Русская идея и ее творцы / А В Гулы га - М Просвещение, 1995 - 574 с , Кияитип ИВ Соловьев как невольник своей свободы оыюсителыю православия / ПВ Кллитин // Солоша.некий сборник - М , 2001 - С 166-171 Шапошников Л F Философия соборное і и Очерки русского самосошгшия / ЛЕ Шапошников - СПб РХІ И 1996 - 440 с, Шамшурин ВИ Консерватизм и свобода / 13 И Шамшурин - Краснодар «Глаголя, 2003 - 476 с, Первуїиина ЯН Современная эгшеа проблемы деіерминизма и свободы воли Меіодолоітіческие аспекты / В Н Первушина - Воронеж Иід-во Воронеж ун-та 1993 - ПО с , Бубнов Ю А Метафизика русского Просвещения / Ю Бубнов, Воронеж гос унт -Воронеж ВГУ 7003 -258 с Мещерякова И А Детерминизм в философии рационализма от Фал ее» до Маркса /НА Мещерякова - Воронеж ВІ У, 1998 - 168 с, Трофимов В.К Душа русскою народа Природно исюрическая обусловленность и сущносіние силы / ВК [рофимов - Гкаіерипбурі Ьанк культурной информации, 1998 - 159 с , Ланзрева А Н Идеи свободы и соборности в русской религиозной философии / АН Лазарева - М ИФРАИ, 2003 - 152 с, Паиарин АС Православная цивилизации в їлобальном мире / А С Панарим -М '*ксмо, 200.3 - 544 с , Гад жнея КС Рл (мышление о свободе / КС Гаджисв//Вопросы философии -1993 Ni> 2 -С 33-49

Антоний Великий Наставления / Антонии Великий // Добротолюбие в 5 т -T 1 -М Свято-Іроицкая Серптева Лавра, 1992 - С 3 153 , Васи пий Великий Духовные наставления // Св Василии Великий Избранные творения Святых Отцов - Ы Сретенский монастырь, "Новая книга», «Ковчег», 1998 - 464 с , Иоанн Златоуст I Св Иоанн Златоуст Избранные творения - М Сретенский монастырь, «Новая кнжа», «Ковчег», 1998 - 604 с , Полное собрание творении Св Иоанна Члаїоусга в 12 т / Иоанн Златоуст - СПб Изд С -Пеіербургской Духовной Академии \89Я, СПб «Православная книга», 1991 , Григорий Боглиюв Творения Ч 1 - 4 /Григорий Богослов - М Сретенский монастырь, 1994 , Св, Григорий Богослов Избранные сюва / Св I ригории Богослов - М Православное братство св апостола Иоанна Богослова,

2002 - 558 с Григорий Нисский. Творения Ч 1 - 4 / Григорий Нисский - М Среіенский монастрь, 1998 Гфрем Сирин Духовные наставления // Святой Рфрем Сирин ~ М Орегонский монастирі, «Новая книгам, «Ковчег» 1998 - 304 с Гфрем Сирин Творения / їіфрем Сирии - М Издательский отдел московского патриархата, 1993 430 с , Ефрем Сирии [вореиия / Кфрем Сирин - Сертсв Посад Свито-Троннкая Оергиева лавра, 1907 - 480 с, Св Григорий Панама Духовные настаЕіїіения // Св [ригории Палама Избранные творения Святых Отцов ~М Среіенский монастырь, «'Новая книга», «Ковчег*, 1998 -460 с, Нреп Иоанн Дамаскин Творения / Преп Иоанн Дамаскин - М Сретенский монастырь, «Новая книга», «Ковчег», 1998 - С 115 , Иоанн Дамаскин Полное собрание сочинений / Иоанн Дамаскин -СПб Изд-е Имп С-II Духовной Академии, 1913

1 Ірокононичу, І'Д Смотрицкому, М А Козачинскому, а также к выдающимся авюрам XX века ВИ Лосскому, Г13 Флоровскому, митрополиту Антонию Сурожекому, митрополиту Антонию Храповицкому, митрополиту Смоленскому и Калинин! радскому Кириллу и

Цель її задачи исследования,

В диссертационном исследовании ставится цеп, рассмотреть ценность свободы в социальной тгике правое чавия

В соответствии с этой целью авюр ставит перед собой следующие чадачи

раскрыть значение свободы в системе ценностей постиндустриального общее гва,

- показать, что кризис культуры в современной России в значительной
мереявлясіся кризисом свободы.

- сопоставить понимание свободы и необходимости, свободы и
закономерности в системе ценностей идеологии потребительства и в
традиции православного мировоззрения;

- выявить в'заимосвя зь социальной и духовной свободы в философском
и историко-культурном контексте,

- иока'зать специфику социальной тгики православия в отличие оі
социальных концепций западного христианства,

- обозначить место свободы в современной -пике православия,

- обосновать статус свободы как высшей духовной ценности в
православной святоотеческой традиции и русской релшиошой философии
конца XIX - начала XX веков.

определить типологую личности, стремящейся к свободе в отечественной кулыуре,

проанализировать современную социальную доктрину Русской Православной Церкви и выявить ее аксиологическую направленное і ь

Объектом настоящего диссертационного исследования является категория свободы в ее аксиологическом, духовном и социальном измерении Предметом исследования яв;шется феномен социальной этики

15 Прокопович Феофан // Феофан Прокопович Чешре сочинения внбраннне ич богословской era системи I Пер с лаі М ( околовым - М Ун кая іип, 1773 - 290 t , Феофан (Прокопович) Слова и речи учителінме, похвальные и поздравители^ іе / Феофан Прокопович -СПб РХГИ, 1996 180 с, інтоний (Храповицкий) Психологические данные в пот чу свободі г воли и нравсгве пнол и /Ані опии Храповицкий -СПб ІХХК Антония (Храповицкий), архиеп Полное собрание сочинений / Атоний (Храповицкий) -Качань 1909 I 1 3 Почаев 1906 Т 4, 2 с над СПб, 1911 1 1-1, К, 1918 Г 4 Антонии (Храпотщіии), митр Сборник и (бранних сочинений Юбилейное издание Ьелград 193S / Антоний (Храповицкий) - М Ичд-ио Спасо-Преображенского Валаамского монастиря, 199С - 240 с Антоний, митрополит Сурожскии Ьеседы о вере и Церкви / Антонии Сурожскии -М СП Интербук 1991 - 31 X с , Антоний митрополит Сурожскии С) свободе и подвиге / Антоний Сурожскии - М СП Интербук, 1991 - 340 с , Антоний митрополит Сурожскии Воскресные лроповеди / Аіпоний Сурожскии - Минск Минский кафедр ипныи Свято-Духов Собор, 1996 - 162 с Антонин митрополит Сурожскии О свободе и подвиге // Атоний Сурожскии О Встрече - СПб «Сашсъ», 1994 - С 191 2(H) Антонии (Блум 4Б) Труды / Аіггонии, мшрополит Сурожскии - М Практика, 2002 - 1080 с , Кирилл митрополит Смоленский и Калининградский Русская Православная Церкош в современной России сужение обществу трудности возрождения / Кирилл, миіроиолит Смоленский и Калннинп^адскии // Вопроси экономики -М 2002 № 1 -С 23 31.

православия, отраженный в конгексіе богословской И философской рефлексии XVI1I-XX веков

Методологическая основа диссергационтн о исследования.

Мето долот ия исследования основана па диалектическом методе Именно диалектический метод позволяет раскрыть латентное смысловое содержание понятия свободы, показать объективные закономерное і и исследуемого предмета, вьмвиїь внутреннюю динамику как логического, так и историческою развития свободы, уяснить харакіер процесса взаимодействия с другими философскими категориями В качеетве вспомогательных средств использовались и другие научные методы компаративный, дискретивиый, котскстуальный, jгомологический

Научная новизна диссещационної о исследования заключается и

следующем

- свобода осмыслена как фундаментальная ценное і ь социальной ттики
православия,

пока мн аксиологический кризис свободы в идеологии потребительского общества,

обоснован высокий духошю-нравс і венный ста/ус феномена свободы в святоотеческом наследии и в традициях русской религиозной философии,

раскрыто диалектическое взаимодействие свободы и необходимости в православном мировоззрении;

сформулировано онтологическое определение свободы,

- обоснована сущностная роль любви как синтеза свободы и
необходимости в православном мировоззрении,

установлена взаимосвязь свободы с ведущими цепносіями социальной '>гики православия (святосн., подвиг),

доказана высокая аксиологическая значимосіь ответственности в социальной тгике православия;

выявлено ценностное содержание социальной концепции Русской Православной Церкви, применительно к современной социокультурной практике

Положения, выносимые на защиту:

1 R социальной тгике православия к.неюрия свободы имеет статус фундаментальной ценности, которая отражает диалектику взаимооїношеиий духовно-нравственных и социальных начал в личности

  1. Специфика свободы как духовной ценности социальной ттики православия определяется следующими сущносшыми чертами личности, имеющими аскетическую направленное і ь самоопределением, самооїдачей, самопожертвованием, смирением

  2. Свобода в социальной тгике православия выступает как проявление «священной необходимости». С точки зрения православного мировоззрения

благодаря духовной снячи с катеїорисй необходимости, свобода нотучаст подлинный смысл и ценностное наполнение

4 Для православной -ггики характерна убежденность, чго именно
духовная свобода является фундаментом всех других многообра шых форм
проявления свободы

5 Конкретная евячь свободы с социальной формой организации жизни в
православной социальной 'пике раскрывается на основе понятия соборности
Соборносії, трактуется как духовно неразделимое тождество свободы и
единства

  1. Формой выражения синтеза свободы и необходимости в православном мирово з зрении является любовь, понимаемая как свобода духа Через понятие любви раскрывается внутренняя сущность свободы И ее духовно-нравственный смысл

  2. Любовь как выражение синтеза свободы и необходимости в православном мировоззрении являє і ся системообразующим понятием всей системы современной чтики православия

  3. Объективно-нравственный характер любви раскрывается в явлении святости Феномен святости неразрывно связан с понятием подвиїа, как аскетической) акта самопожерівования, свидетельспзующего о высших проявлениях человеческой свободы

  4. Свобода предполагает ответегвенпосіь При рассмотрении взаимодействия свободы и отвстсгвсиности в православной социальной пике, ответственности в ее релиі иозно-философеком истолковании придается большая аксиологическая значимость Проблема социального служения Церкви, ответственности христианина являются доминирующими идеями современной социальной тгики православия, сформулированными в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» и других документах Церкви

Научно-практическая значимость исследования. Материалы диссертационного исследования, полученные результаты и содержащиеся выводы могут быть использованы при дальнейшей разработке категории «свобода», при анализе общественных процессов в социальной философии, в процессе преподавания общественных дисциплин, как в лекционном курсе, так и при разработке и проведении спецкурсов

Апробация работы. Основные положения диссертации изложены автором в выступлениях на межвузовских, региональных, всероссийских научно-практических конференциях, организованных в Воронежском институте МВД России и в колледже МК) России

Основные результаты исследования нашли отражение в ряде статей и тезисов докладов, помещенных в сборниках, которые опубликованы в издательствах Воронежского института МВД России, Воронежского колледжа МК) России, ВІІТУ МЧС России, В1 'АСУ (ча период с 2ТО0-2005 п )

Структура рабо і і,і. Диссеріация изложена на 172 с границах, uwomi иі введения, двух глав, заключения и библиоірафии, включающей 279

Подобные работы
Ларионов Игорь Юрьевич
Категории свободы в этике Ансельма Кентерберийского
Султанов Ренат Ишбулдович
Роль дискуссий о свободе воли в оформлении теологической этики мутазилитов (VIII-IX вв.)
Идибеков Насрин
Этика Насириддина Туси в свете его теории свободы воли
Забаев Иван Владимирович
Основные категории хозяйственной этики современного русского православия: анализ социально-экономических доктрин РПЦ и хозяйственной практики монастырских общин
Кузнецова Ирина Александровна
Духовно-нравственные ценности православия как фактор семейного воспитания детей
Актемирова Анна Владимировна
Книгопоток по русскому православию: трансформация проблематики духовных ценностей : конец XX - начало XXI века

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net