Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Философские науки
Религиоведение, философская антропология, и философия культуры

Диссертационная работа:

Резепова Ирина Станиславна. Неоязычество в культуре : История и современность : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13. - Ростов-на-Дону, 2005. - 153 с. РГБ ОД,

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

Введение 3

Глава 1. Язычество и неоязычество: концептуализация понятий.... 14

  1. Понятия "язычество" и "неоязычество" 14

  2. Языческая культура: эстетический и религиозный контексты (Differencio - specifica) 33

1.3 Феномен неоязычества в культуре XX века 46

Глава 2. Неоязычество в русской культуре (конецХ1Х-ХХвв.) 59

А. Бытийный аспект неоязычества

2.А.1. Востребованность неоязыческого образа жизни в эпоху
Серебряного века 59

2.А.2. Элементы неоязычества в советской культуре 73

Б. Философская рефлексия неоязычества.

2.Б.1."Метафизика" тела в философии В.Розанова:
неоязыческий контекст 86

2.Б.2. Актуализация неоязычества в мистико-теософских учениях 99

Глава 3. Лики неоязычества в современной культуре 109

3.1.Трансформация дионисизма: от мистического культа

к натурализму 109

3.2.Телоцентризм: деструкция идеи цельности человека 115

3.3. Языческие темы в неоязыческом контексте современного
искусства 132

Заключение 143

Список использованной литературы 145

Введение к работе:

Актуальность исследования. В современной культуре широкое
распространение получили древние мифологии, кельтские религии,
шаманизм, культ Буду, дионисизм, герметизм и т.д. Возрождение
традиционных языческих верований в не малой степени обусловлены
мировоззренческими концепциями, культивируемыми в среде

творческой интеллигенции. Совокупными усилиями археологов, филологов, писателей, художников, исследователей-энтузиастов происходит не просто реконструкция древних мифов и культов, но и конструирование новых мифов и фантазий, питающих совершенно новый языческий феномен. Древнее язычество, рудименты которого никогда не исчезали из народной культуры, сегодня трансформируется в новый социально-культурный и философско-религиозный феномен — современное неоязычество.

Прошедшие этапы развития культуры свидетельствуют о
постоянном возвращении языческих ценностей. Последнее такое
возвращение связано с секуляризацией европейской культуры,
начавшейся в эпоху Возрождения, окрепшей в ходе Просвещения и
достигшей четкости оформления в эпоху становления большой науки. В
ходе секуляризации сформировались два культурных течения,

способствующих появлению языческих тенденций. Одно, заявившее о себе в эпоху Просвещения и связанное с торжеством рационализма, способствующее ценностной переориентации культуры от Бога к человеку. Другое течение было представлено романтизмом конца XYIII -начала XIX века (от Блейка, Гёльде^инга, Шеллинга, Шелли, Байрона и далее вплоть до современности), которое заново открыло для себя Бога, но не Бога христианского вероучения, а бога имманентного

космическому становлению, таинственного, многоаспектного,

всеобъемлющего с признаками полового деморфизма.

Языческие тенденции проявились в секуляризации культуры и
способствовали тому, что стали набирать силу неоязыческие

компоненты в мировоззрении. Так, в западноевропейской, а также и в русской культуре можно констатировать появление трёх языческих профанических движений, получивших культурную легитимность: неошаманизм (кельтско-друидический, марийский, чувашский, удмуртский); движение хиппи, превратившееся в "Нью-Эйдж"; неотрайболизм. Эти языческие мировоззрения проникают во все сферы интеллектуальной (философия, литература, музыка, живопись), религиозной (секты), социальной (политика, экономика), повседневной (стиль поведения, мода, стиль в одежде, стилистика речи), коммуникативно-информационной (СМИ) жизни.

Глобальная сеть Интернет позволяет узнать содержание и структуру, а также программы неоязыческих организаций, движений и групп в различных частях света. Многие из этих неоязыческих движений и организаций претендуют на создание такого образа жизни и таких культурных ценностей, которые позволят разрешить проблемы духовного кризиса современной культуры.

Многие специфические культурные действия совершаются сегодня в неоязыческом контексте, благодаря сформировавшейся в культуре моде на него. Достаточно указать в этой связи на ритуализацию спортивных состязаний, программ телевидения, широкое распространение магии, оккультизма, всякого рода гаданий.

Широкое распространение неоязычества в современной культуре и последствия мощного оязычивания культуры требует критически-рефлексивного философско-культурологического анализа и осмысления.

Степень научной разработанности проблемы. До второй
половины XX века проблемы неоязычества не только не изучались, но
даже не ставились, что свидетельствует об их относительно слабой
представленности в культуре. Можно отметить только

немногочисленные публикации Г. Шнейдера, М. Эгаптейна, П.Слотердайка и др., в которых предпринимались первые попытки обратить внимание интеллектуальной общественности на феномен зарождающегося неоязычества. Но с 90-тых годов XX века появляется большое количество публикаций, осмысливающих неоязычество как реальность, присущую современной культуре. Эмпирический материал для этих исследований был накоплен в глобальной информационной сети Интернет, в которой не только публиковались содержательные пласты неоязыческих идей, но так же программы неоязыческих движений и организаций. Интернет становиться своеобразным форумом для диалогового пространства неоязыческий движений.

Проблема неоязычества предполагает глубокое знакомство с
темой язычества, которой занимались многие отечественные и
зарубежные философы и культурологи. Так, концептуализация

понятий "язычества" была проведена в работах историков Б.А.

Рыбакова, В.Н.Топорова, Е.Е. Левкиевской, И.Н. Данилевского, Н. Пенника и П. Джонса и др.; философов С. Булгакова, П.А. Флоренского, Н. Бердяева, С.С. Аверенцева, Э.И. Монена и др.; богословов Архимандрита Августина, А. Кураєва, М. Назарова и др. Для этих исследований характерно полисемантическое толкование термина "язычество" и отсутствие единой концептуальной позиции.

Анализ основных характеристик языческой культуры
(дионисизм и телесность) дан в работах как западноевропейских
авторов (Ф. Ницше, Ж. Делёз, Ф. Юнгер, И. Блох, О. Шпенглер, И. Тэн, П.
Слотердайк, Немезий Емеский, Григорий Богослов, Архимандрит

Киприан (Керн) и др.), так и отечественных (А.Ф. Лосев, В. Иванов, И.Н. Тройский, В.Н. Лазарев, А. Лоргус и др.). Проблемы современного дионисизма широко представлены в работах Е.В. Головина, П. Слотердайка, О. Николаевой, Т.П. Матяш, Б. Гройса и др.

В диссертации для сравнительного анализа исторической вариативности проблем тела и апофеоза телесности в современной культуре были использованы работы А.Ф. Лосева, Архимандрита ЬСиприана (Керн), Г. Флоровского, Н. Лосского, А. Кураєва, В.Л. Круткина, Е. Косевича, С.Н. Кара-Мурзы, В. Подороги, И.П. Ильина, В. Мизиано и др.

Понятие "неоязычество" вошло в научный обиход и стало разрабатываться в отечественных исследованиях, как мы отмечали выше, только со второй половины XX века (А. Гайдуков, В.Н. Шнирельман, А. Кураев, И. Кузьменко, М. Назаров и др.). Существенное значения для исследования причин возникновения неоязычества имеют работы В.А. Шнирельмана, СМ. Червонной, А. Гайдукова, М. Эпштейна, Е.Г. Балагушкина, С. Филатов, Д.И. Дубровского, Т.А. Кузьминой, А. Кураєва И. Кузьменко, А. Суворова, М. Назарова и др. Среди зарубежных авторов, занимающихся этой проблемой, следует выделить работы Р. Тарнаса, Э.И. Монена, П. Слотердайка, Ж. Бержье и Л.Повелья и др. В работах указанных выше авторов рассматриваются философско-религиозные и социально-культурные причины возникновения феномена неоязычества, его оформление в организации, движения и общины.

Серебряный век, являясь первой "неоязыческой волной" в русской культуре, нашел отражение в образе жизни и творчестве Д. С. Мережковского, З.Н. Гиппиус, Д.В. Философова, В.В. Розанова, А.А Бенуа и др. Для исследования сущности Серебряного века в неоязыческом контексте в диссертационном исследовании были использованы работы Н.О. Лосского, П.П. Гайденко, Эдит Клюс, М. Эпштейна, С. Половинкина, В. Аверьянова, А.В. Арапова, О.У. Иванова, А.Я. Кожурина и др.

Основные идеи теософии Е. Блаватской, А. Безант, Е.П. Рерих,
Н.К. Рерих позволили в нашем исследовании установить неоязыческие
мотивы в теософской доктрине. Для выявления неоязыческого аспекта
теософской доктрины
использовались работы СМ. Булгакова, А.Ф.

Лосева, О. Мандельштама, Н.А. Бердяева, Иг. Брянчанинова, А. Кураєва, У. Лоуренца, Ж.. Бержье и Л. Повель, П. Слотердайка, К.С. Льюиса, Л.А. Мирской, В.К. Шохина и др.

Элементы неоязычества отразились в символике советской культуры. Эта тема отражена в работах С.Г. Кара-Мурза, Ю. Бялого, А.С. Панарина, О. Николаевой, Г. Шнейдера, Г.М. Торунова, М. Чегодаевой, М. Эпштейна, А. Бартова, Н.Б. Маньковской, М. Веллера, В. Валькова и др.

Анализ произведений современных художников, занятых
реконструкцией и конструированием "новоязыческих" ритуалов, мистерий,
обрядов, проводился такими исследователями, как
А. Генис, П.

Слотердайк, В. Курицин, Г.Л. Тульчинский, М.С. Уваров, В. Турчин, Н. Абалакова и др.

Несмотря на обилие работ по язычеству и неоязычеству, на сегодняшний день отсутствуют специальные монографии и диссертации, посвященные анализу неоязыческого феномена в современной культуре. Термин "неоязычество" используется культурологами, философами, социологами, этнологами без его концептуального определения, что препятствует целостному и адекватному осмыслению данного феномена. Кроме того, термины "язычество" и "неоязычество" употребляются в историческом, религиозно-философском и богословском аспектах, но в культурологическом анализе они не определены с достаточной полнотой, что является дополнительным аргументом в пользу актуализации нашего исследования.

Объектом исследования предлагаемой работы является культура как таковая в контексте духовно-мировоззренческих доминант.

Предмет исследования — природа язычества, его культурно-религиозные смыслы и значения.

Цель диссертационного исследования: выяснить истоки и сущность неоязычества, его роль и место в современной культуре. В соответствии с целью решаются следующие задачи:

  1. Выявить содержание понятий язычества и неоязычества.

  2. Изучить differentio-specificu эстетического и религиозного контекстов языческой культуры.

  3. Рассмотреть сущность феномена неоязычества в культуре XX века.

4. Исследовать востребованность неоязыческого образа жизни в эпоху
Серебряного века.

5. Выявить неоязыческие аспекты культуры советского периода.

6. Проанализировать соотношение неоязычества и теософской доктрины
Х1Х-ХХ веков.

7. Рассмотреть специфику дионисизма в современной культуре и
показать причины смещения акцентов от телеоценргома к телоцентризму
в современной культуре.

8. Показать лики неоязычества в современной художественной культуре. Примечание. Для уточнения содержания целей и задач диссертационного исследования введем несколько предварительных замечаний:

1. В исследовании феномена неоязычества сделан акцент на русской
культуре, хотя для определения понятийно-категориального аппарата
использовался материал западноевропейских философов, историков и
культурологов.

2. Для анализа философской рефлексии неоязычества использовались
работы В.Розанова и труды теософов Е.Блаватской, Е. Рерих и Н.Рерих.
Осознавая недостаточность указанных учений, автор всё же счел
возможным ограничиться ими, в силу установленного объема
диссертационного исследования.

3. В диссертационном исследовании автор не рассматривает

неоязычество в политике и экономике, так как эти темы требуют специального методологического и теоретического осмысления. Теоретическую и методологическую основу работы составляют методы философского и культурологического анализа. В диссертации широко представлен системный подход, а также общенаучные методы теоретического и научного исследования, позволяющие рассматривать неоязычество в различных областях социо - культурного знания. Широко использован исторический подход, с помощью которого анализируется культурная трансформация язычества в неоязычество, а также этапы становления неоязычества. В работе нашёл применение принцип объективизма, позволивший реконструировать не только идеологию, но и социо - культурную практику язычества и неоязычества. Для решения задач, поставленных в исследовании, применяется культурно -генетический подход, рассматривающий условия развития ментальности, связанной с язычеством.

Научная новизна диссертационного исследования характеризуется следующими положениями:

выявлено содержание понятий язычества и неоязычества и показана история их становления и развития;

изучена differentio-specifica языческой культуры и дана её содержательная характеристика;

проанализированы причины возникновения неоязычества как
формы мировоззрения и социальной практики в западной и
отечественной культуре;

исследована востребованность неоязыческого образа жизни в
эпоху Серебряного века и показаны признаки "нового религиозного

сознания", сконструированного интеллектуальной элитой

Серебряного века;

описаны неоязыческие элементы культуры советского периода, которые проходят в своем развитии этапы ресакрализации и десакрализации;

проанализировано соотношение неоязычества и теософской доктрины Х1Х-ХХ веков и установлено, что теософские доктрины Х1Х-ХХ веков являются неоязыческими по своей сути;

рассмотрена специфика дионисизма в современной культуре и выявлены причины смещения акцентов от телеоценризма к телоцентризму в современной культуре;

показаны лики неоязычества в современной художественной
культуре, которые утвердились в трансформации культурных
языческих смыслов и в деконструкции мистико-религиозных
смыслов христианской символики.

Тезисы, выносимые на защиту.

1. Континуальный характер языческой культуры позволяет определить
язычество как дохристианские уровни бытия культуры. Понятие
"неоязычество" характеризует процессы
такого возрождения и
реконструкции языческих верований, культов, обрядов, в ходе которых
происходит искажение и снижение мистического содержания и накала
язычества, а также его трансформация, обусловленная нарастанием таких
тенденций в культуре, каковыми являются натурализация и
десакрализация.

2. Differentio-specifica эстетического и религиозного контекстов
языческой культуры состоит в том, что дионисизм всегда был
сущностью, "сердцем " языческого культа. В эстетическом контексте
феномен дионисизма претендует на роль культурной доминанты, являясь

превращенной формой "просветлённого мира" античности. В религиозном контексте дионисизм претендует на роль квазирелигии, замещающей христианское вероучение. Телесность в античном язычестве была осмыслена как культурный и религиозно освященный феномен.

3. Феномен неоязычества в культуре XX века представлен теми целями
и задачами, которые легли в основу практически всех неоязыческих
объединений и движений: восстановление идентичности русского
народа, на расовой основе; " изобретение" новых языческо -
неоязыческих традиций; создание общенациональной религии, на основе
синтеза мировых религий и религиозных учений; формирование "новой"
идеологии, объединяющей светские и религиозные ценности. Причинами
возникновения неоязычества как формы мировоззрения и социальной
практики в отечественной культуре явились: глобальный исторический
процесс секуляризации культуры; неприятие христианских ценностей и
атеизм советской культуры; использование языческой символики в
формах советской культуры; мода на языческие ценности и образ жизни;
трансформация классических ценностей в культуре постмодерна.

4. Интеллектуально-художественная элита Серебряного века
(Д.Мережковский, З.Гиппиус, Д.Философов, В.Розанов и др.) проявили
повышенный интерес к языческим традициям и формированию
неоязыческих культурных элементов. Интеллектуальными предтечами
востребованности неоязыческого образа жизни в эпоху Серебряного века
явились традиции русского утопизма как религиозного (Н.Ф.Федорова и
др.), так и революционного (Н.Г.Чернышевского и др.); историософская
теория христианского "богочеловеческого процесса" как объединяющее
условие спасения человечества (В.С.Соловьев); эзотерические опыты
толкования чисел (Д. Мережковский); споры вокруг содержания
Халкидонского догмата о божественной и человеческой природе Христа (В.
Розанов); идеи итальянского мистика аббата Иоахима да Фиоре (Д.

Мережковский, 3. Гиппиус, В. Розанов и др.). К характерным признакам "нового религиозного сознания", сконструированного интеллектуальной элитой Серебряного века, относятся: инициирование эры "нового апокалипсического христианства"; восстановление небесно-земной и плотско-духовной Церкви; введение полового деморфизма в догмат Троицы; предание полу теистического и космологического начал.

  1. Культура советского периода активно использовала заимствованные из язычества символы. На первом этапе (до 60-х г. XX в.) элементы неоязычества (ритуалы посвящения в пионеры, комсомол, партию, культ вождя, демонстрации - шествия и т.д.), являлись скрытой ресакрализацией языческих символов, окультуренных советской идеологией и в силу этого выполняющих важную функцию в процессе социализации и культурной идентификации. На втором этапе (с 60-х г. XX в.) эти элементы перестают выполнять функцию ресакрализации языческих символов, становясь фигурами их десакрализации.

  2. Теософские доктрины Х1Х-ХХ веков являются неоязыческими по своей сути, что проявилось в идеях синтеза восточных и западных религиозных учений; использования магии в теософских практиках для "расширения горизонтов сознания"; осмысления человека как продукта космически - кармических превращений; расовой теории создания "человека шестой расы".

7. В современной культуре дионисизм и телоцентризм характеризуются
целым рядом специфических черт. Если в конце Х1Х-начале XX вв.
ориентация в поэзии на произведения Ф.Ницше создавала квазиэффект
духовных прорывов, то в 60-70г. XX в., произошло ослабление этого
накала, чему способствовала экспансия музыкальных ритмов рок музыки
не свойственной русской культуре. Происходит снижение мистической
насыщенности в культуре, формируется жесткая натурализация
дионисийской символики, в частности, символа фаллоса, как энергийного,

жизненного начала, превращающегося в телесный орган,

провоцирующий все виды порно. Культура современного телоцентризма
становится культурой натурализованного тела, которая вырождается в
медицинское тело, теряющего связь с
духовно-душевными

составляющими целостности человеческого бытия.

8. Современное искусство, реставрируя языческие темы, трансформирует их культурные смыслы, демонстрирует их неоязыческий контекст, вовлекая зрителя в модернизированный пантеизм. Реконструкция мистико-религиозных смыслов христианской символики в языческом, антихристианском контексте, легализация тем сексизма и порнографии в художественном творчестве и превращение их в культурную норму, свидетельствуют о наличие неоязыческих тенденций в пространстве современного искусства, что усложняет духовный поиск современного человека.

Научная и практическая значимость работы состоит в том, что её выводы могут быть использованы в исследовании актуальных проблем в философии культуры и философии религии, а также при составлении общих и специальных курсов по истории философии, философии культуры, философии религии, теории и истории культуры. Апробация работы. Основные положения диссертации были изложены автором в докладе на научно-гуманитарной конференции работников УО СПО севера Ростовской области (Каменск - Шахтинский 2004), а также на заседаниях кафедры философии и культурологии ИППК при РГУ. Материалы диссертации отражены в пяти публикациях и тезисах выступлений на научных конференциях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Подобные работы
Юнак, Анна Евгеньевна
Диалог восток-запад как проблема философии культуры : На примере развития диалога культуры Японии и Европы XVIII-XX веков
Эльмурзаева Зарема Джамалутдиновна
Преемственность и взаимовлияние религиозного и светского в формировании духовной культуры Дагестана
Чжэн Чжилянь
Становление образования в контексте взаимодействия культуры востока и запада : На материале системы высшего образования в Китае
Рядинских Любовь Васильевна
Формы и приемы коэволюции культур
Соколов Борис Георгиевич
Генезис исторического сознания в новоевропейской культуре
Фандеева Елена Михайловна
Дизайн, его место и роль в культуре
Свирида, Надежда Николаевна
Историческое сознание как явление культуры
Зубаирова-Валеева, Айгуль Сабировна
Религиозное врачевание как феномен культуры
Дальбинова, Наталья Геннадьевна
Военные традиции в культуре Японии : Культурно-религиоведческий анализ самурайских традиций
Осипов Дмитрий Игоревич
Феномен хозяйства в русской философии культуры начала XX в.

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net