Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Философские науки
Социальная философия и философия истории

Диссертационная работа:

Хованская Анастасия Владимировна. Проекции постмодернистской философии в художественном сознании и художественной культуре : Социально-философский анализ : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11. - Пермь, 2005. - 191 с. РГБ ОД,

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава I ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ КАК МЕТОДОЛОГИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

  1. Генезис и сущность философии постмодернизма 14

  2. Основные категории и специфика постмодернистского

дискурса 44

1.3. Особенности воздействия постмодернистских идей на современную
европейскую художественную культуру. Опасность разрушения

личности 61

Глава II ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ПОСТМОДЕРНИЗМА

  1. Взаимопроникновение искусства, обыденного сознания и художественно-бытовой культуры 89

  2. Коллаж и дизайн как формы воплощения постмодернистского художественного сознания 101

  3. Формы визуализации культуры: культ тела, боди-арт 113

  4. Преломление постмодернистских идей в региональной художественной культуре 127

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 140

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 152

ПРИЛОЖЕНИЯ 172

Введение к работе:

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью философского анализа противоречивого и сложного развития духовной культуры общества, находящегося в состоянии глубокого кризиса.

В этой трагической ситуации культура теряет целостность и предстает как совокупность, соединение (иногда эклектическое) различных культурных слоев и образований. Не существует единого целостного порядка, в терминах которого можно представить мир культуры, мир человека. Это явление получило название «постмодерн» и как его философская концепция - «постмодернизм». В постмодернизме основной характеристикой бытия становится процессуальность. Подчеркивается единство всего потока жизни - как растительной и животной, так и жизни сознания.

Эпистемологический сдвиг в социально-гуманитарном знании характеризуется заменой прежних философских приоритетов: сознание уступает место бессознательному, тотальность - множественности, утверждается мнение о том, что истинного универсального метода познания не существует Центр современной культуры смещается от слова к телу, от интертекстуальности и духовности - к телесности, принимающей различные эстетические ракурсы; от вербальности - к зрительному образу, от рациональности - к «новой архаике», когда в центре ментальности и дискурса оказывается тело, плоть. Возникает интерес к культурной эмпирии, к повседневной жизни, которая включает в себя различные сферы деятельности человека

Заслуживает внимания постмодернистское видение произведения искусства в неразрывной связи с обществом, природой и человеческой жизнью

Интересен тот факт, что идеи постмодернизма проступают в общественном и индивидуальном сознании порой неосознанно, однако они широко распространены в культуре и все более интенсивно проникают в художественное сознание и художественную культуру, что и вызывает потребность

философского анализа новых феноменов культуры, охваченных влиянием постмодернистских идей.

В чем причина таких поворотов в философии и культуре9 Каково содержание ломки традиции? Как реагирует общество на эту новизну9 Какое место в культурном пространстве занимают человек, художественная культура? Как проецируется постмодернистская философия в художественном сознании и художественной культуре? - вопросы, побудившие нас к исследованию.

В имеющемся философском анализе постмодернизма много противоречий, неясностей. В нашем исследовании мы предприняли попытку осмыслить это сложное течение в философии и культуре. Мы попытались определить место постмодернизма в системе современного философского знания, в европейской культуре, его влияние на художественное сознание и художественную культуру, специфику преломлений постмодернистской философии в региональной культуре.

Тему нашего исследования мы сформулировали следующим образом. «Проекции постмодернистской философии в художественном сознании и художественной культуре (социально-философский анализ)». Разработка проблемы в данном тематическом плане, на наш взгляд, открывает возможность для более полного и глубокого осмысления современных культурных процессов.

Степень разработанности проблемы

В исследовании динамики культуры важен вопрос об истоках и предпосылках новых явлений Установлено, что предпосылкой постмодернизма стала критика модернизма со стороны неклассической философии второй половины XIX века, которая привела, в конечном итоге, к возникновению постмодернистского мышления. Основными представителями этой новой философской парадигмы, оказавшими огромное влияние на развитие всей философии XX века, в том числе и постмодернизма, были К. Маркс, Ф Ницше и 3. Фрейд. Работы В. Дильтея, А. Бергсона, А. Гуссерля формируют

пространство культуры, в котором происходит критика разума. Это уже был шаг к постмодернизму, с его установкой на отказ от рационалистической традиции в философии.

Термин «постмодернизм» широкое хождение приобрел с середины 1950-х - времени его возникновения и концептуального оформления (Ж-Ф Лиотар). Постмодернизм как явление культуры - феномен общества, для которого характерна информационная, виртуальная реальность, ставшая предметом пристального внимания философов, социологов, культурологов постмодернистского направления.

В конце 1960-1970-х данное понятие использовалось для фиксации но-вационных тенденций в таких сферах, как архитектура и искусство (прежде всего вербальные его формы), и было апплицировано на такие сферы предметности, как экономико-технологическая и социально-историческая. Начиная с 1979 (после работы Ж.-Ф. Лиотара «Постмодернистское состояние-доклад о знании»), постмодернизм утверждается в статусе философской категории, фиксирующей ментальную специфику современной эпохи в целом (В. Велын, Ч. Дженкс, И. Хасан и др.).

Теоретической основой философии постмодернизма стали взгляды ведущих французских постструктуралистов и постфрейдистов (Ж Деррида, Ж.-Ф. Лиотара, Ж Делеза, Р. Барта, Ю Кристевой и др.).

Постмодернизм основывается на разрыве с предшествующей исторической традицией, техникой интеллектуальной работы становится деконструкция. Ж. Деррида осуществляет ее в лингвистической области, Ж.-Ф. Лиотар -в области эпистемологии, М. Фуко - в «политической» сфере, Ж Бодрийяр -в «симулятивной». Ж. Делез, Ф. Гваттари использовали метод деконструкции как шизоанализ в широком социальном контексте. Ж. Делез - едва ли не единственный философ этого направления, кто реактуализировал философское наследие прошлого применительно к трудам И. Канта, Ф. Ницше, своего современника - М. Фуко и др.

Их концепции, возникшие в конце 60-х годов, в 80-90-е годы оказались для западноевропейской культурной ситуации определяющими.

Распространение постмодернизма в различных сферах культуры привлекло к себе внимание политологов, социологов, представителей гуманитарных и естественных наук и послужило возникновению, наряду с понятием «философия постмодернизма», понятий «постмодернистская социология», «постмодернистская культурология», «постмодернистская лингвистика» и т.д. Тем не менее, доминирующей является тенденция к предельно широкому пониманию термина «постмодернизм» и признание того, что его «следует употреблять не как историко-литературное или теоретико-архитектурное, а как всемирно-историческое понятие» (Г. Кюнг и др.).

Статус постмодернизма в современной культуре может расцениваться не только как определившийся и значимый, но и как во многом определяющий тенденции развития современной европейской философии как таковой

В отношении проблемы модерн-постмодерн среди предлагаемых современной постмодернистской рефлексией моделей ее решения отчетливо конституируются крайние варианты: от видения постмодернизма как продукта эволюции и углубления презумпций модернизма (Ж.-Ф. Лиотар) - до интерпретации его в качестве отказа от нереализованных интенций модернизма (Ю. Хабермас), от доминирующей тенденции противопоставления постмодернизма модернизму (Р. Кунофф, Г. Кюнг, Г. Хоффман и др.) - до понимания постмодернизма в качестве продукта «реинтерпретации» модернизма (А.Б. Зелигмен). В постмодернистской рефлексии оформляется также интерпретация постмодернизма как феномена, являющегося проявлением любой радикальной смены культурных парадигм (У. Эко, Н.С. Автономова); в этом отношении постмодернизм рассматривается как своего рода этап в эволюции культуры.

Постмодернизм предстает как транскультурный феномен, предполагающий диалог на основе взаимной информации, открытость, ориентацию на многообразие духовной жизни человечества (У. Эко, В. Велыд). Иная кон-

цепция постмодернизма предлагается западными философами и политологами. Ю. Хабермас, Д. Белл трактуют его как культурный итог неоконсерватизма, символ постиндустриального общества, внешний симптом глубинных трансформаций социума, выразившийся в тотальном конформизме, идеях конца истории (Ф Фукуяма), эстетическом эклектизме

В социально-философском и культурологическом аспектах постмодернизм предстает, прежде всего, как понятие, позволяющее выделить новый период в развитии культуры и найти его социальные основания. Ф. Джейми-сон связывает его возникновение с потребностями отражения в культуре новых форм общественной жизни и экономического порядка - общества потребления, театрализованной политики, масс-медиа и информатики.

Феномен постмодернизма находится в настоящее время в фокусе философского, культурологического интересов, о чем свидетельствует не только большой массив фундаментально-аналитических работ, посвященных этому феномену и неуклонный рост публикаций, но также и оформляющаяся традиция популяризации постмодернизма. Исследователями установлено, что постмодернизм - антидогматический, антифундамента-листский, антитоталитарный по духу способ философствования, открывающий некоторые позитивные перспективы исследования инновационных процессов в жизни, науке, художественной культуре конца XX в.

В исследовании распространения идеи постмодернизма в России представляют интерес работы отечественных исследователей (И П Ильина, В.В Савчука, Л.В. Терещенко и др.). На наш взгляд, вполне обоснованное критическое отношение к постмодернистским концепциям в отечественной философии представлено в работах В. Кутырева, В Дубровского, В.В. Орлова.

Феномену постмодернизма и различным его аспектам посвящен ряд диссертаций. Так, «Дисскусия о модерне и постмодерне в западной философии второй половины 20 - начала 21 века» рассмотрена у В.В. Ветрова [46], постмодернистской гносеологии посвящена работа М.Б. Лессовой [120], дан

анализ феномена эстетизации частной жизни в контексте классической и неклассической концепций культуры Г.Э. Галановой [57], виртуализация опыта в культуре постмодерна рассмотрена Д.В Галкиным [60], понятие художественного как модели неклассического понимания сущности вещи в постмодернистской философии дано Е.В. Перекопской [152].

При рассмотрении особенностей распространения идей постмодернизма в региональной художественной культуре интересны работы Н Зем-сковой, В. Абашева, А.А. Сидякиной, Т.В. Тихоновец и др. Таким образом, феномен постмодернизма активно исследуется зарубежными и отечественными философами.

Однако существующий массив исследований не создает динамичного и целостного философского образа постмодернизма и обуславливает выбор объекта, предмета, цели и задач нашего исследования.

Цели и задачи исследования

Цель нашего исследования - определить сущностные черты постмодернизма как типа и способа философствования и его проекции в художественном сознании и художественной культуре. Исследовательская цель определяет следующие конкретные задачи:

проанализировать генезис, сущность, философский статус постмодернизма и его особенности как способа философствования;

выделить содержание основных философских категорий постмодернизма, функционирующих в художественном сознании и объективированных в художественной культуре;

выявить основные тенденции постмодернизма в современной культуре, в частности, - в художественной культуре;

показать особенности влияния постмодернизма на мир повседневности путем анализа динамики философии, обыденного сознания и художественной культуры,

дать характеристику наиболее ярких воплощений постмодернизма в коллаже и дизайне, боди-арте, культе тела;

зафиксировать «следы» постмодернизма в визуализированных формах региональной художественной культуры и определить их ценностный статус в культуре.

Объект и предмет исследования

Объектом исследования является постмодернизм как явление культуры. Предметом исследования - особенности постмодернистской философии и ее проекции в художественном сознании и художественной культуре.

Теоретико-методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных философов, культурологов, психологов по проблемам генезиса, сущности философии постмодернизма, специфики постмодернистского дискурса, его функционирования в современной культуре (Ж. Делез, Ж. Деррида, Ж. Бодрийяр, Ж.-Ф. Лиотар, Р. Барт, У Эко, Х.Л. Борхес, Ф Джеймисон, Ю. Кристева, М. Фуко, В. Велып, Е.А. Найман, В Подорога, Н.Б. Маньковская, Н.С. Автономова, Н.А Терещенко, Т.М. Шатунова, И.П Ильин, Ж.Т. Тощенко, В. Курицын, Д.И. Дубровский, В.В. Савчук и др.); при рассмотрении особенностей постмодернизма в региональной культуре - работы Т. Тихоновец, Н. Земсковой, А.А. Сидякиной, В. Абашева и др

Сложность и противоречивость развития современной культуры, в особенности художественного сознания и художественной культуры, обусловило применение синтеза социально-философского и культурологического анализа (за основу синтеза подходов взят диалог в его поли функциональности как ключевой элемент философствования и как способ общения, коммуникации, письма, текста), материалистической диалектики, структурно-функционального анализа, методов описания, объяснения, количественного и качественного анализа, системного подхода, сравнительного, текстового анализа

Исследование опирается на фундаментальные положения научного материализма и современной концепции развития1, что позволило рацио-

' Орлов, В В Материя, развитие, человек / В В Орлов, Гл ред ЯР Волин -Пермь ПГУ, 1974 -395 с

нально оперировать собранным теоретическим и эмпирическим материалом для решения целей и задач исследования.

Эмпирической базой исследования выступили художественные произведения постмодернистской направленности: боди-арт, коллаж, инсталляции, перформансы, дизайн, архитектура; методика организации художественных выставок, экспозиций в музеях, художественных центрах и др

Научная новизна исследования заключается в следующих положениях*

определена специфика содержания и формы проекции постмодернистской философии в художественном сознании и художественной культуре через категории: деконструкция, децентрация, нелинейность, бессубъектность («смерть автора»), ризома, лабиринт и др. на уровне обыденного сознания и практики, теоретического воплощения;

обозначена проблема человека, представленного в постмодернизме как «случайный индивид», коммуникативный субъект в контексте анализа проявлений кризиса современного общества;

уточнено содержание основных категорий постмодернистского дискурса (нелинейного способа организации целостности) таких как «письмо», «текст» («интертекст», «контекст»), «след», «поверхность» и др.;

впервые дан сравнительный анализ постмодернистских тенденций европейской и российской культур, выраженных в антиисторичности европейского постмодернизма и сохранении историчности в отечественной философии; эстетизации действительности, игре и т.д.,

впервые проанализированы особенности взаимопроникновения постмодернистского искусства, обыденного сознания и художественно-бытовой культуры;

дан теоретический анализ новых форм искусства, стирающих грань между искусством и обыденной практикой, таких, как «хэппенинг», «инсталляция», «боди-арт», «перформанс» и др.; выявлены причины и характер процессов десакрализации, деидеологизации искусства;

выявлена новая ценностная ориентация общества и личности - ориентация на качество жизни, организационным началом которой выступает дизайн;

обоснована и раскрыта сущность переориентации смещений культуры от духовности - к телесности, принимающей различные эстетические ракурсы,

выявлены некоторые тенденции постмодернизма в региональной культуре, проступающие в новых формах искусства, клиповой эстетике, мире повседневности (кентавр-проблема, карнавализация).

Новизна исследования конкретизируется в следующих положениях, выносимых на защиту:

сформулирована гипотеза: постмодернизм - особый тип философствования, переходный от обыденной философии к теоретической, концептуальные схемы философствования которого сформировались на пересечении философии, литературы, лингвистики, социологии, психоанализа и других гуманитарных дисциплин;

наиболее значимы для художественного сознания и искусства те категории постмодернистского дискурса, в которых так или иначе отражены черты кризисного общества XX века (деконструкция, лабиринт, «смерть автора», отрицание субъекта и др.);

авторское определение понятия «дизайн» как метода художественного проектирования всей материальной, социальной и духовной среды, окружающей человека и определенного типа культуры,

представление о ценности коллажа как универсального принципа организации культурного пространства, состоящего в соединении различных по статусу и значению элементов, которые образуют полифоническое семантическое пространство при равенстве значений каждого из элементов; и коллажа в постмодернизме как стилизации нецелостности, фрагментарности, эклектичности соединений фрагментов бытия предметов и человека, эрзац жизни;

провинциальная культура является системообразующим элементом национальной культуры, сохраняющим устойчивый культурный потенциал и противостоящий деконструктивным идеям постмодернизма. Она выступает основой воспроизводства культуры и в процессе обогащения новыми элементами постмодернистской культуры.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в уточнении проекций постмодернизма в художественной культуре, выявлении философского статуса постмодернизма, выделении его существенных характеристик и основных категорий: «письмо», «текст» («интертекст», «контекст»), «след», «поверхность» и др. Анализ проблемы человека, художественного сознания и художественной культуры в концепциях постмодернизма представляется перспективным для последующей разработки направлений исследования современной культуры, использования материала исследований в курсе философии искусства, культурологии, эстетики. А также могут быть использованы при создании учебных программ и учебных пособий, при разработке курсов лекций по философии культуры и культурологии. Положения, сформулированные в диссертации, теоретически и практически значимы для решения дискуссионных проблем в области социальной философии и культурологии (о новых типах философствования, о влиянии культурных феноменов на повседневность и др.).

Разработаны методические рекомендации по изучению новых направлений современной культуры в курсе философии, культурологии.

Апробация результатов исследования

Результаты исследования были изложены автором на международной научно-практической конференции «Качество социально-гуманитарного образования в вузе: состояние, пути, формы и методы его повышения» (Пермь, 2003), Всероссийских научно-практических конференциях: «Периферийность в культуре XX века» (Пермь, 2001), «Формирование гуманитарной среды и внеучебная работа в вузе, техникуме, школе» (ежегодных; Пермь, 2001, 2004), «Современное общество: вопросы теории, методологии, методы соци-

альных исследований» (Пермь, 2002), Всероссийской научной конференции профессорско-преподавательского состава и аспирантов (С -Петербург-Пушкин, 2002), региональной учебно-методической конференции «Совершенствование форм и методов учебного процесса в условиях заочного обучения» (Пермь, 2004) и др.

Основные положения проведенного исследования неоднократно обсуждались на научно-методических семинарах кафедры философии ПГСХА.

Материалы диссертации нашли отражение в 11 научных публикациях (в т.ч. в 3-х статьях).

Структура и объем работы в соответствии с целями и задачами включает введение, две главы, заключение, приложения, список литературы. Содержание работы изложено на 171 странице, библиография состоит из 224 источников.

В первой главе рассматривается генезис и сущность философии постмодернизма, определяются особенности постмодернистского дискурса, влияние его идей на художественное сознание и культуру, выявляются противоречивые характеристики его воздействий на духовное развитие личности.

Во второй главе дается анализ художественной культуры постмодернизма, особенностей ее визуализированных форм как форм художественного отражения современного кризиса общества.

В заключении подводятся итоги исследования, формулируются выводы и рекомендации, намечаются новые задачи дальнейшего исследования на базе синтеза социально-философского и культурологического направлений.

Подобные работы
Горовая Светлана Валентиновна
Социально-философский анализ массового сознания и массовой культуры
Субботин Евгений Валерьевич
Сравнительный анализ религиозных компонентов общественного сознания в средиземноморской культуре I-IV вв.
Смирнов Андрей Анатольевич
Социально-философский анализ влияния рефлексивной культуры на уровень развития регионального сознания государственного служащего
Червонная Тамара Михайловна
Социально-философский анализ организационной культуры управления
Демерза Геннадий Николаевич
Социально-философский анализ влияния физической культуры на формирование личности молодого специалиста
Халуторных Ольга Николаевна
Волшебная литературная сказка как феномен культуры (Соц.-филос. анализ)
Усова Майя Таймуразовна
Социально-философский анализ влияния музыкальной культуры на ментальность студенческой молодежи России
Аникина Елена Евгеньевна
Язык как способ объективации культуры :Социально-философский анализ
Медведева Елена Николаевна
Личность в пространстве посткнижной культуры: социально-философский анализ
Панфёров Константин Николаевич
Экономическая культура : Социально-философский анализ

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net