Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Педагогические науки
Общая педагогика, история педагогики и образования

Диссертационная работа:

Мурюкина, Елена Валентиновна. Формирование медиакультуры старшеклассников : На материале кинопрессы : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01. - Белгород, 2005. - 224 с.

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

Введение 3

Глава I. Теоретические основы формирования медиакультуры старшеклассников (на материале кинопрессы)

1.1 Диалогическая концепция культуры как методологическая основа медиаобразования 13

1.2 Медиакультура старшеклассников: ее сущность и содержание 25

1.3 Анализ теорий и моделей медиаобразования 38

1.4 Сущностные характеристики современной российской кинопрессы .61

1.5 Возрастные особенности личности старшеклассника и их отражение в процессе формирования медиакультуры 74

1.6 Модель формирования медиакультуры старшеклассников на материале кинопрессы) 85

Глава П. Итоги медиаобразовательного эксперимента со старшеклассниками на материале кинопрессы

2.1.1 Выявление уровней развития медиакультуры старшеклассников 100

2.2 Методика формирования медиакультуры старшеклассников (на материале кинопрессы) 123

2.3 Динамика формирования медиакультуры старшеклассников в ходе экспериментальной работы 139

Заключение 161

Список литературы 171

Приложения 187 

Введение к работе:

Актуальность данного исследования определяется настоятельной необходимостью формирования медиакультуры старшеклассников (в частности, на материале кинопрессы), которая способствует развитию самостоятельного, критического, индивидуального, творческого мышления.

В настоящее время вопросы человечества и «сред обитания» приобрели не только особую остроту, но и принципиально новое содержание, затрагивая как интересы всего человечества, так и каждого человека в частности. Актуализация проблемы обуславливается, по мнению Д.И.Фельдштейна, таким обстоятельством как «сложившаяся исторически новая ситуация развития современного общества, которая определяется принципиально новым уровнем коммуникативных связей и высокой плотностью информационного поля» [Фельдштейн, 2004, 128]. Итак, на смену игнорирования проблемы «человечества и медиа» пришло ее осознание, которое проявило себя в педагогике как медиаобразование, которое «выступает за изучение закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т.д.). Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в новых информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств» [Российская педагогическая энциклопедия, 1993, 555].

Данное определение целей и задач медиаобразования, на наш взгляд, наиболее присуще направлению, разработанному Л.С.Зазнобиной и ее последователями, так как в нем культурологическому и эстетическому компонентам отводится второстепенная роль. Необходимо отметить, что большая часть медиапедагогов России являются сторонниками именно эстетическо-культурологической теории медиаобразования в совокупности с другими теориями (теорией развития критического мышления, семиотической и т.д.). Поэтому целесообразно представить здесь определение медиаобразования, разработанное А.В.Федоровым, которое подчеркивает важность вышеуказанных теорий в медиаобразовательной деятельности. Итак, медиаобразование есть «процесс образования и развития личности с помощью и на материале СМК (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений интерпретации, анализа и оценки медиатекста, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники» [Федоров, 2001, 38].

В своей работе мы опираемся на термин «медиакультура», которая понимается как: 1) совокупность материальных и интеллектуальных ценностей в области медиа, а также исторически определенная система • их воспроизводства и функционирования в социуме; 2) по отношению к аудитории «медиакультура» может выступать системой уровней развития личности человека, способного воспринимать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания в области медиа. Медиакультура аудитории выражается в контактном, мотивационном, понятийном, оценочном, креативном показателях [Федоров, 2001].

Медиакультура представлена сегодня множеством каналов: ТВ, Интернет, фото, видео, радио, пресса и пр. Мы в своем исследовании обратили особое внимание на кинопрессу. В настоящее время, несмотря на видимые трудности российского кинематографа, наблюдается активное развитие кинопрессы. Она состоит из Интернет-изданий, печатных СМИ федерального масштаба («7 Дней», «СК-Новости», «Искусство кино» и пр.) и локальных (областных, местных) газет и журналов («Плюс ТВ», «Future TV» и т.д.).

Исследуемая кинопресса (24 печатных источника) это то репрезентативное ядро, по содержанию которого можно судить об этом жанре журналистики. Проведенный анализ изданий (в том числе, на основе шести ключевых понятий медиаобразования), наблюдения, анкетирование, беседы с учащимися позволяют нам сделать следующие выводы: - установлен устойчивый интерес редакций газет/журналов к раннему юношескому возрасту. Из 24 изданий нами были выявлены: 8 («Кинопарк», «Мир ТВ и кино», «Премьер», «ТВ парк», «+ ТВ», «7 Дней», «Сериал», «Фильм») ориентированные, преимущественно, на ранний юношеский возраст; 3 печатных источника («Новый Экран», «Эра DVD», «Антенна») являются «пограничными», то есть охватывают не только несовершеннолетнюю аудиторию, но и другие возрастные и социальные категории читателей.

Таким образом, из 24-х киноизданий 11 опираются в качестве потенциальных читателей на школьную аудиторию. Их месячные тиражи (приложение 13) составляют в сумме 6.943.660 экземпляров. Привлекающая внимание обложка, «горячие» (в большинстве своем «желтые» новости), постеры со звездами кино и эстрады и пр. в соответствии с выверенной ценовой политикой (приложение 14) делают кинопрессу коммерчески выгодной. В тоже время, обращаясь к социальной статистике [Россия в цифрах, 2003], можно говорить, что возрастная категория от 15 до 19 лет за 2002 год составила 12208 человек, причем, юношеская аудитория немного превышает женскую (на 1000 молодых людей данного возраста приходится 969 девушек). Представленные социологические данные позволяют говорить о популярности кинопрессы в юношеской аудитории. Этот факт подтверждается и появлением новых изданий, в том числе, ориентирующейся на старшеклассников (например, г. «Антенна» стала активно поддерживать молодежные проекты на ТВ и т.д.), а ж.«Ргетіеге» сменил недавно главного редактора. Следом за этим изменилась концепция журнала, и возрастной ценз понизился до 13-15 лет.

При общей численности населения России 145.181,9 человек, численность возрастной группы, интересующей нас, составляет 8,4%, в то время как из 24 проанализированных нами изданий о кинопрессе (агентства) 45,8% опираются на несовершеннолетнюю аудиторию. Опрос старшеклассников также свидетельствует об их интересе к данному каналу медиа. То есть на сегодняшний день мы можем утверждать, что кинопресса является востребованным учащимися старших классов медийным источником, по которому они получают информацию о событиях в кинематографе и ТВ, новинках проката, жизни актеров и пр. Какими же основными мотивами руководствуются ученики при выборе того или иного издания для чтения? По их собственным утверждениям (приложение 18, вопрос № 7) это развлечение, затем новая информация.

Наряду с развлекательно-информационными медийными журналами в современной России существуют и издания информационно-аналитического, теоретического, креативного типов («Искусство кино», «Кинофорум», «СК-Новости» и т.д.), которые способствуют позитивному развитию медиакультуры своих читателей. Но сложность общения с такой кинопрессой для старшеклассников заключается в трудностях, связанных с ее приобретением (это, преимущественно, подписные издания, не представленные в розничной торговле), неосведомленностью о существовании данного типа прессы (у редакций нет средств на массовые рекламные кампании), а, главное, -отсутствием потребностей у старшеклассников, побуждающих их к «общению» с данными изданиями.

Отметим, что учащиеся в условиях большого количества различных изданий о кинематографе и ТВ сталкиваются с дилеммой выбора. Недостаточный уровень медиакультуры не позволяет большинству учеников старших классов разработать для себя качественные (с точки зрения мотивов, степени «полезности» и т.д.) критерии отбора печатных источников. В тоже время, медиаобразование предполагает изучение ключевых понятий медиа: агентства, аудитории, языка, технологии, репрезентации и категорий (приложение 17), которые способствуют как пониманию основ медиа, так и развитию медиакультуры личности старшеклассника.

Открытость информации остро ставит проблему ответственности за ее подачу. «Некоторыми сотрудниками СМИ не всегда учитываются специфические особенности подростков и юношества. Проведенный анализ телепередачи «12-й этаж» показал, что более 60% школьников увидели в этой программе не то, что хотели донести авторы, приняв явное хамство молодых людей за общественно поощряемый эталон поведения» [Фельдштейн, 2002, 333]. Поскольку вопрос о привлечении к ответственности СМК является затруднительным, то, на наш взгляд, целесообразнее развивать у школьников индивидуальное, аналитическое, критическое мышление, снижая манипулятивное воздействие медиа на их сознание. Наравне с этой задачей важно использовать и образовательный потенциал СМИ, активизируя через изучение медиа творческие способности и т.д.

Отсутствие медиаобразования в подавляющем большинстве школ, но в тоже время - очень тесное взаимодействие учащихся (в том числе и рассматриваемого нами возраста - старшеклассников) и СМК приводит нас к выводу: самообразование, саморазвитие в области медиа является нормой для современных старшеклассников. Они «вынуждены» мобилизовать все имеющиеся у них в арсенале знания для освоения новых средств медиа и познания на более глубоком уровне уже знакомых, часто широко распространенных (ТВ, радио, кинематограф, пресса).

К сожалению, такое самообразование не предполагает активной творческой позиции в различных аспектах деятельности (игровой, художественной, исследовательской и т.п.), связанной с медиа, повышения уровня медиакультуры. Это следствие отсутствия теоретической базы, основанной на систематизированных знаниях, о структуре медиа, механизмах, позволяющих ему воздействовать на аудиторию и т.д.

Накопленный практический опыт не может реализоваться старшеклассниками в полной мере при общении с медиа, так как отсутствуют или недостаточно развиты умения, позволяющие: соотносить эмоциональное восприятие с понятийным суждением; переносить эти суждения на другие жанры и виды медиакультуры; связать данный медиатекст со своим опытом и опытом других людей и т.д. Поэтому старшеклассникам необходимо дать хотя бы минимум теоретических знаний, который позволит им «упорядочить» как имеющиеся знания, умения, так и полученные в результате занятий; что пойдет на пользу развития медиакультуры несовершеннолетней аудитории (предусматривающей не только умение «читать» медиатексты, но и создавать собственные, побуждая, тем самым, личность к творческой активности).

В настоящее время медиапедагогика базируется на культурологическом личностно-ориентированном образовании (М.М.Бахтин, В.С.Библер, Е.В.Бондаревская, И.Ф.Исаев, В.В.Сериков, В.А.Сластенин, В.С.Сухомлинский и др.), учитывает психологические исследования в области искусства и личности школьника (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, И.С.Кон, Д.И.Фельдштейн и др.), основывается на разработках педагогических технологий (В.П.Беспалько, Г.К.Селевко, МЛ.Виленский и др.). Медиаобразование развивается в следующих направлениях: интегрирование в учебные дисциплины (Е.А.Бондаренко, А.А.Журин, Л.С.Зазнобина, Г.А.Поличко, Л.П.Прессман, Р.Г.Рабинович и др.), введение специальных самостоятельных учебных курсов (Л.М.Баженова, О.А.Баранов, Н.Б.Кириллова, С.Н.Пензин, Г.А.Поличко, Ю.Н.Усов, А.В.Федоров, А.В.Шариков, создание клубов (О.А.Баранов, С.Н.Пензин, Ю.Н.Усов, А.Я.Школьник и др.), опираясь при этом на медиаобразовательный опыт зарубежных педагогов (Д.Бааке, К.Бэзэлгэт, Д.Букингем, Л.Мастерман, С.Френе, Э.Харт и др.).

На основе анализа теории и практики мы выявили объективно существущее противоречие между потребностями старшеклассников в овладении медиакультурой и заложенным в материалах кинопрессы медиаобразовательным потенциалом..

Данное противоречие обуславливает выбор темы нашего исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия формирования медиакультуры старшеклассников? В решении данной проблемы и заключается цель исследования.

Объект исследования - процесс внешкольного образования старшеклассников.

Предмет исследования - формирование медиакультуры старшеклассников.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что формирование медиакультуры старшеклассников на материале кинопрессы будет способствовать качественному росту ее показателей (и пониманию ключевых понятий медиаобразования при следующих условиях:

- создании благопритного микроклимата, основанного на принципах взаимного уважения гуманизации;

- развитии и учете общих компетенций обучающихся и готовности личности к медиаобразовательной деятельности;

интеграции сред (информационной, социализирующей, рекламационной, развивающей).

Согласно поставленной цели, предмета, объекта и выдвинутой гипотезы определены следующие задачи исследования:

1. Уточнить сущность, содержание показателей медиакультуры в системе медиаобразования.

2. Провести научный анализ современной российской кинопрессы (с точки зрения ее видов, типов, содержательных особенностей и пр.) и возможность ее использование на медиазанятиях со старшеклассниками.

3. Построить и обосновать теоретическую модель формирования медиакультурыстаршеклассниковнаматериале кинопрессы.

4. Разработать методику проведения медиаобразовательных занятий на материале кинопрессы, способствующих формированию медиакультуры учащихся.

5. Осуществить экспериментальную проверку эффективности разработанной модели с выявлением педагогических условий, направленных на повышение эффективногсти модели формирования старшеклассников на атериале кинопрессы.

Методологической основой исследования явились: философская концепция диалога культур, где культура предстает как антропологический феномен; концептуальные положения медиаобразовательных теорий о необходимости повышения уровня медиакультуры учащихся. Общенаучный уровень методологии определили культурологический, личностно ориентированный подходы.

Теоретическую основу исследования составили: диалоговая концепция культуры в совокупности с теорией знаковых систем (М.М.Бахтин, В.С.Библер, Ю.М.Лотман); психологические теории, отражающие особенности возрастного развития (И.С.Кон, Л.С.Выготский, Н.Д.Левитов, Д.И.Фельдштейн, Е.А.Шумилин, Д.Б.Эльконин); идеи личностно-ориентированной концепции образования (Е.В.Бондаревская, В.В.Сериков, В.А.Сластенин, В.Т.Фоменко); исследования проблем и тенденций медиаобразования в России (О.А.Баранов, Л.С.Зазнобина, И.С.Левшина, С.Н.Пензин, Г.А.Поличко, Р.Г.Рабинович, А.В.Спичкин, Ю.Н.Усов, А.В.Федоров, АЛ.Школьник и др.); исследования моделей медиаобразования зарубежных медиапедагогов (К.Бэзэлгэт, Д.Букингем, Ж.Гонне, Л.Мастерман, Э.Харт и др.).

В качестве источниковедческой базы использовались документы, монографическая литература, диссертационные исследования, а также материалы, полученные на основе информационного поиска в Internet.

Методы исследования:

• изучение и теоретический анализ философской, педагогической, социологической, психологической, эстетической, культурологической и искусствоведческой литературы по проблеме исследования;

• обобщение передового педагогического опыта в области медиаобразования;

• констатирующий и формирующий педагогический эксперимент;

• эмпирические методы: наблюдение, беседы, педагогический эксперимент; социологические методы: анкетирование, методы оценки и самооценки, анализ творческих работ учащихся.

Перечисленные методы обеспечили возможность апробирования теоретической модели и внесения в нее необходимых корректив.

Опытно-экспериментальной базой исследования выступали школы № 4, 10, 14, 23, 34, 36 г. Таганрога, Натальевская, Неклиновская, Николаевская, Советинская, Самбекская, Федоровская сельские школы (Неклиновский район), детский оздоровительный центр «Орленок». В констатирующем эксперименте принимало участие 359 учащихся (235 - городских и 124 сельских школьника), в формирующем эксперименте - 57 учащихся старших классов (28 человек - детский оздоровительный центр «Орленок», 29 учащихся - параллель 10-х классов школы № 34). При формировании данной выборки мы опирались на мнение одного из ведущих социологов России В.АДдова, который считает, что педагогическая выборка репрезентативна, если ее численность составляет не менее 25 человек [Процессы идентификации, 2004].

Городские школы были условно разделены нами на 2 района:

центральный и заводской, что обусловлено особенностью г. Таганрога, который вмещает на своей территории много индустриальных объектов: «Красный Котельщик», металлургический, судоремонтный, автомобильный и др. заводы. В свою очередь школы Неклиновского района (протяженность которого около 150 км) был также поделены на 2 группы в зависимости от удаленности от города (первая - до 20 км от г. Таганрога, вторая- свыше 20 км). Анкетирование в городе показало практически одинаковый уровень медиакультуры у старшеклассников из разных районов (имеются различия, но они не носят существенного характера). Тот же самый вывод можно сделать и о сельских школьниках из разных групп. Сравнение же данных города и села выявляет определенные различия, которые проявляются в частоте общения с кинопрессой, мотивации и пр., которые больше сказываются на понимании ключевых понятий медиаобразования, чем на уровне медиакультуры в целом.

На основе констатирующего эксперимента мы сочли целесообразным провести медиаобразовательные занятия на материале кинопрессы в ДОЦе «Орленок», где отряд объединяет сельских и городских старшеклассников, а также в школе № 34 г. Таганрога.

Этапы исследования:

Первый этап (2000 - 2001гг.) — изучение и анализ научной литературы по теме исследования, состояние практического опыта медиаобразовательной работы. Определялись объект, предмет, цель, задачи исследования, выдвигалась рабочая гипотеза, разрабатывался понятийный аппарат.

Второй этап (2001 - 2004 гг.) - опытно-экспериментальная работа по разработке и апробации модели формирования медиакультуры старшеклассников на материале кинопрессы. В процессе эксперимента анализировались его промежуточные результаты, и осуществлялась корректировка конкретных методических приемов, направленных на повышение эффективности данного вида занятий.

Третий этап (2004 - 2005 гг.) - обобщение результатов и формулировка выводов по итогам исследования; оформление диссертационной работы.

Научная новизна исследования:

- уточнены сущность, содержание и показатели медиакультуры учащихся в системе медиаобразования;

- - построена и теоретически обоснована модель формирования медиакультуры старшеклассников на материале кинопрессы.

Теоретическая значимость исследования:

- уточнено и конкретизировано понятие «медиакультура»;

- проделан научный анализ современной российской кинопрессы, представлена ее типология, выведены видовые отличия, а также дана их характеристика с позиции ключевых понятий медиаобразования (К.Бэзэлгэт, Э.Харт);

- обоснована возможность использования кинопрессы для формирования медиакультуры у старшеклассников;

- расширено представление педагогов о возможностях кинопрессы в формировании медиакультуры учащихся старших классов.

рактическая значимость исследования состоит в разработке методики проведения медиаобразовательных занятий со старшеклассниками, базирующейся на системе эвристических, игровых форм деятельности, способствующих повышению уровня медиакультуры учащегося в соответствии с выделенными показателями (контактным, мотивационным, понятийным, оценочным и креативным); формирование медиакультуры представляет собой рациональный образовательный процесс, позволяющий готовить учащихся к жизни, к нормативному взаимодействию с окружающим миром. Материалы исследования могут быть использованы в общеобразовательных школах во внеучебной работе со старшеклассниками по саморазвитию и развитию творческой самостоятельности, досуговых центрах. В диссертации представлены тематический план и программа занятий факультативного курса «Формирование медиакультуры старшеклассников (на материале кинопрессы)».

Достоверность полученных результатов обеспечивается обоснованностью исходных методологических и теоретических позиций; использованием теоретических и эмпирических методов исследования, соответствующих его задачам и логике; сравнительным изучением предшествующих научных исследований; репрезентативностью объема выборки; количественным и качественным анализом экспериментальных данных; доказательностью и логической непротиворечивостью выводов; длительным характером и возможностью повторения экспериментальной работы; контрольным сопоставлением полученных результатов с массовым педагогическим опытом.

Основные положения, выносимые на защиту:

1) Концептуальной основой медиаобразовательной модели, направленной на повышение уровня медиакультуры старшеклассников, являются эстетическая и культурологическая теории медиаобразования, а также теория развития критического мышления, которые наиболее полно отражают представления о медиаобразовании как о современном образовательном явлении. В основе содержательного компонента модели заложены ключевые понятия медиаобразования (К.Бэзэлгэт, Э.Харт): агентства, категории, технологии, языки, аудитория, репрезентация медиа.

2) Методика проведения медиаобразовательных занятий с юношеской аудиторией базируется на системе эвристических, игровых, проблемных заданий, совокупность которых подчеркивает преимущества не только индивидуальной деятельности старшеклассника, но и групповых и коллективных работ; помогает в развитии самостоятельности и критичности мышления, восприятия; активизирует творческие способности через включение в художественно-творческую деятельность.

3) Педагогические условия, необходимые для реализации модели медиаобразования (на материале кинопрессы): а) создание благоприятного микроклимата, основанного на принципах взаимного уважения, гуманизации; б) развитие и учет общих компетенций обучающихся и готовности личности старшеклассника к медиаобразовательной деятельности; в) интеграция сред (информационной, социализирующей, релаксационной, развивающей).

Апробация и внедрение результатов исследования

Теоретические положения и результаты исследования обсуждались на научно-практических конференциях (II международная научно-практическая конференция «Проблемы регионального управления, экономики, права и инновационных процессов в образовании» Таганрог, 2001 г.; Международная научно-практическая конференция «Проблемы образования студентов гуманитарных вузов в свете развития современных информационных технологий» г. Таганрог, 2001 г.; VIII международная научно-практическая конференция «Формы и методы воспитательной работы в вузе» Казань, 2001 г.; Международная научно-практическая конференция «Медиаобразование сегодня: содержание и менеджмент» г. Москва, 2002 г.; «Медиаобразование как часть воспитания гражданина» г. Львов, 2002 г.; Международная научная конференция «Динамика процессов в природе, обществе и технике: информационные аспекты» г. Таганрог, 2003 г.; «Досуг. Творчество, Медиакультура: Духовно-экологические аспекты и технологии» г. Омск, 2004 г.; «Журналистика в 2004 году. СМИ в многополярном мире» г. Москва, 2005 г; опубликованы в международном сборнике научных трудов «Человек и общество: на рубеже тысячелетий» (г. Воронеж, 2002 г.), журналах «Медиаобразование» № 2, 3,4, 6 2005 г., «Дополнительное образование» № 3 2005 г.

Структура диссертации определялась логикой мсследования и поставленными задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (198 источников), приложений. В исследовании содержатся таблицы, диаграммы, рисунок, иллюстрирующие изменения уровня медиакультуры старшеклассников.

Подобные работы
Григорьева Нурия Нургалиевна
Формирование межкультурной компетенции старшеклассников (На материале изучения иностранных языков)
Макарова Ирина Александровна
Формирование духовных потребностей у старшеклассников (На материале уроков литературы)
Игонин Олег Иванович
Педагогические условия формирования готовности старшеклассников к творческой деятельности (На материале учебной дисциплины "физика")
Огаркова Ирина Владимировна
Формирование гуманистических ценностных ориентаций у старшеклассников (На материале общеобразовательной многонациональной школы Северо-Кавказского региона)
Чурилин Николай Анатольевич
Межпредметные связи как фактор формирования познавательных интересов старшеклассников в учебной деятельности (на материале гуманитарных предметов)
Марищин Татьяна Александровна
Формирование конфликтной позиции у старшеклассников в процессе обучения : на материале уроков литературы
Виноградов Юрий Федорович
Народные традиции в формировании экологической культуры старшеклассников в процессе трудового воспитания (На материале Ханты-мансийского автономного округа)
Калинин Александр Сергеевич
Формирование у старшеклассников ценностного отношения к гуманитарному познанию (На материале гуманитарных дисциплин)
Мухина Татьяна Геннадьевна
Начальная общепедагогическая подготовка как средство формирования у старшеклассников профессионального интереса к педагогической деятельности (На материале профильных педагогических классов)
Садыкова Загида Лукьяновна
Формирование эколого-экономической позиции у старшеклассников с предпринимательскими намерениями (На материале Республики Дагестан)

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net