Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Философские науки
Религиоведение, философская антропология, и философия культуры

Диссертационная работа:

Мекерова, Мариям Джамаловна. Суфизм как мистико-аскетическое течение в мусульманской культуре : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13. - Ставрополь, 2005. - 209 с.

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

ВВЕДЕНИЕ..... 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА СУФИЗМА КАК МИСТИКО-АСКЕТИЧЕСКОГО ТЕЧЕНИЯ В ИСЛАМЕ

1. Происхождение и характер исламского мистицизма 14

2. Методы религиозно-нравственного самосовершенствования в суфизме
как пути мистического познания "истины" 43

3. Философия суфизма: онтологические и гносеологические

подходы 78

ГЛАВА П. КУЛЬТУРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СУФИЗМА В ИСЛАМЕ

1. Разновидности суфийских институтов 105

2. Трансформация идей и практик суфизма в контексте изменения
исторических реалий 140

3. Суфизм в условиях кризиса духовной культуры и его проявление на
Северном Кавказе 171

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 194

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ 200

Введение к работе:

Актуальность темы исследования. В новой трансформирующейся
социокультурной среде современного российского общества особенно ярко
проявляется многообразие религиозных объединений, приобретающих все
большее число последователей. Исторически сложилась так, что в "период
социальных и политических потрясений люди, стремясь к обновлению
личностных ориентиров, погружаются в эзотерические, оккультные или
мистические учения. Посредством систем мистической трансформации
сознания современный человек пытается перейти от привычного
рационального гнозиса к иррациональному, духовному центру своего "Я" в
мистическом опыте, предполагая возможность "контакта" с трансцендентной
реальностью. Это продиктовано личностным поиском который

стимулирован девальвацией традиционных ценностей современного общества и стремлением человека к философскому самоопределению и самопознанию. В связи с этим изучение суфизма как мистического течения в исламе и его влияния на каждую личность в отдельности и духовную атмосферу социума в целом является на сегодняшний день актуальным.

Существуют различные точки зрения относительно природы и социального влияния исламского мистицизма. Согласно одной из них, сущность мистических переживаний суфиев патологична, что, казалось бы, говорит о потенциальной опасности исламского мистицизма, особенно в русле его общественной популяризации. Однако противоположный взгляд на проблему открывает человеку мистицизм как некий процесс, естественно протекающий во внутреннем "пространстве" личности, указывая на неведомую доселе ее широту. Возникает необходимость глубокого изучения духовно-психологической природы мистических переживаний суфиев и определения места мистико-аскетического течения в мусульманской культуре. Кроме того, рассмотрение исламского мистицизма в историческом контексте предполагает гипотетическую возможность прогнозирования перспектив развития этого явления с аксеологической точки зрения, что

позволит выбрать адекватную государственную политику по отношению к суфийким объединениям. Следовательно, научное осмысление различных сторон мусульманского мистицизма является актуальным и представляет собой несомненный теоретический и практический интерес для . религиоведческой науки.

Степень научной разработанности проблемы. Диссертация базируется на исследованиях отечественных и зарубежных философов, историков, психологов, религиоведов, благодаря которым развились представления об исламском мистицизме, начиная с работ английских мыслителей Дж. Мальколма и У. Джонса1, открывших суфизм для европейцев, научно интерпретировав его как видоизменение "индийского" мистицизма в исламской догматике. В дальнейшем труды ученых, посвященные суфийской проблематике, представляли собой всесторонние исследования исламского мистицизма, в которых главным интересующим элементом оставался вопрос о его происхождении. Так, возникли теории об "индийском", "неоплатоническом" (А. Р. Никольсон), "христианском" (М. Смит, А. Мец, А. Мерке)3 и даже "арийском" (Э. Палмер)4 влиянии на формирование суфизма. Советское востоковедение предложило свою теорию - "социально-экономическую" (Е. Э. Бертельс, А. Крымский, М. А. Абдуллаев)5, согласно которой основными мотивами для возникновения суфизма послужили социальное неравенство и экономическая нестабильность мусульманского общества в период VIII-XII веков. Вышеприведенным воззрениям противопоставляли свою точку зрения А. Д. Кныш, М. Фахри6 и др.

1 См.: Карл В. Эрнст. Суфизм / Пер. с англ. А. Горькавого. - М., 2002. С. - 31

2 См.: Nicholson R.A. Studies in Islamic mysticism. Cambridge. The University press, 1921, p.27

3 См.: Smith M. Studies in Early Mysticism in the Near and Middle East. London, 1931, p.124; Адам Мец.
Мусульманский ренессанс М., 1984. С-145

4 См.: Palmer Е. Oriental Mysticism: A Treatise on Sufistic and Unitarian Theosophy of the Persians. London,
1867,p. 81

5 См.: Бертельс Е.Э. Очерк о происхождении суфизма и зарождение суфийской литературы / Суфии. - М.,
2000. С. - 485; Крымский А. Очерк развития суфизма до конца III века хиджры. - СПб., 1896. С.-39;
Абдуллаев М.А. Суфизм и его разновидности на Северо-Восточном Кавказе. - Махачкала, 2000. С. - 11

6 См.: См.: Кныш А.Д. Некоторые проблемы изучения суфизма/ Ислам: Религия, общество, государство. -
М., 1984. С. - 88; Fabry М. A History of Islam Philosophy. Colambia U.P., 1970. p. - 34

Появление работ Л. Массиньона1 позволило показать происхождение суфизма из социально-культурной среды, которая породила саму исламскую религию. Этому способствовало изучение терминологии классического суфизма и лексики Корана, а также раннеисламских литературных произведений. Теории "исламского" происхождения суфизма придерживались как исследователи прошлого Т. Андре, А. Арберри, А. Корбен, И. П. Петрушевский , так ученные настоящего - Карл В. Эрнст, А. Шиммель, Дж. С. Триммингем, А. А. Хисматулин, А. Д. Кныш, М. Т. Степанянц3 и др.

Вторым по научной значимости в суфиеведении был вопрос философского анализа сложных и неоднозначных мистико-философских трактатов. Изучению суфийской философии посвящены работы Л. Массиньона, в частности "Сложный труд" (Opera minora)4 - 6-ти томное систематическое произведение, вобравшее практически весь наработанный автором материал об исламском мистицизме. В этом ряду стоят исследования А. Корбэна "Просветленный человек в Иранском суфизме" (The man of light in Iranian sufism)5, раскрывающее особенности иллюминативной философии "света" Шихаб ад-Дина Йахиа ас-Сухраварди, и работа Р. А. Никольсона "Исламский мистицизм" (Studies in Islamic mysticism)6, характеризующая представления мистиков о "совершенном человеке" (инсан ал-камил).

См.: Massignon L. Essai sur les origines du lexigue technigue de la mystique musulmane. Librarie orientaliste, Paul Geuthner, Paris, 1922,108; Massignon L. Documents be psichologie differentielle musulmane/ Opera minora. Tom II. Presses UNIVERSITAIRES DE FRANCE, Paris, 1969. 504-505

2 См.: Andrae T. Islamische Mystire: Obersetztung des H.C. Crede. Stuttgart, 1960, p.45; Arberry A.Y/ Sufism: An
Account of the Mistics of Islam. London: Allen & Unwin, 1850; Corbin H.The man of light in Iranian sufism;
Transt from the French by Nancy Pearson, Boulder.London: Shambhala, 1978, p.45; Петрушевский И.П. Ислам в
Иране в VIII - XV веках. - Ленинград, 1966. С. - 314-315

3 См.: Карл В. Эрнст. Суфизм / Пер. с англ. А. Горькавого. - М., 2002. С. - 40; Шиммель А . Мир исламского
мистицизма / Пер. с англ. Н.И. Пригариной, А.С. Раппопорт. - М., 1999.С-16; Тримингэм Дж. С. Суфийские
ордены в исламе / Пер. с англ. А.А. Ставитской. - М., 2002. С. - 26; Хисматулин А.А. Суфизм. - СПб.,
2003.С. - 17; Кныш А.Д. Суфизм. / Ислам. Историографические очерки.- М., 1997.С-187; Степанянц M.T.
Философские аспекты суфизма. - М., 1987. С. - 4

4См.: Massignon L. Opera minora. Tom II. Presses UNIVERSITAIRES DE FRANCE, Paris, 1969.

3 См.: Corbin H.The man of light in Iranian sufism; Transt from the French by Nancy Pearson, Boulder.London:

Shambhala, 1978.

6 См.: Nicholson R.A. Studies in Islamic mysticism. Cambridge. The University press, 1921.

6 Понимание многих философских аспектов суфизма углублено благодаря тщательным исследованиям М. Т. Степанянц1, трудами по гносеологии суфизма М. Мухаммедходжоева2, и публикациями Е.А.Фроловой, касательно онтологической проблематики мистической философии. Надо отметить уникальный парадигмальный анализ философского трактата Ибн Араби "Геммы мудрости"4, проведенный советским ученым А. В. Смирновым, а также переводы и трактовку произведений Абу Хамида аль-Газали в интерпритации А. А. Хисматуллина5. В этом направлении активно работают У. Читтик6, изучивший многоаспектность мистической поэзии Джалал ад-Дина Руми и А. Шиммель7.

В области, касающейся выявления внутренней структуры суфийских братств, знаменательна работа Дж. С. Тримингэма "Суфийские ордены в

исламе" . В отечественной науке подобной проблематикой занимаются А.А. Хисматуллин, Н. С. Алескерова, К. М. Ханбабаев, Г. М. Курбанов9.

Менее изученным остается вопрос о природе мистических переживаний в суфизме. Философское осмысление самого мистического феномена присущего почти всем религиозным традициям прослеживается в работах Э. Андерхил, Ю. А. Кимилева, К. Армстронг, Р. Штайнера, Э. Шюре, Э.

См.: Степанянц М. Т. Философские аспекты суфизма. - М., 1987; Степанянц М.Т. Восточная философия: Вводный курс. Избранные тексты. - М., 1997.

2 См.: Мухаммедходжаев А. Гносеология суфизма. - Душанбе, 1990.

3 См.: Фролова Е. А. Человек- мир - Бог в средневековой исламской культуре / Бог - человек- общество в
традиционных культурах Востока.- М., 1993.

4 См.: Смирнов B.A. Великий шейх суфизма (опыт парадигмального анализа философии Ибн Араби). - М.,
1993.

5См.: Абу Хамид Мухаммад аль-Газали ат-Туси. "Кимийа-йи са'адат" (Элексир счастья) Часть 1: 'Унван 1-4.Рукн l.-Пер.с перс, вспуп. ст., коммент. и указ. А. А. Хисматулина.-СПб.,2002; Абу Хамид Мухаммад аль-Газали ат-Туси. 'Илм-и ладуни (Божественное знание)/ Суфизм. А. А. Хисматулина. - СПб., 2003.

6 См.: Читтик У. В поисках скрытого смысла. Суфийский путь любви. Духовное учение Руми / Пер. с англ. и
араб. -М., 1995.

7 См.: Шиммель А . Мир исламского мистицизма / Пер. с англ. Н.И. Пригариной, А.С. Раппопорт. - М.,
1999.

8 См.: Тримингэм Дж. С. Суфийские ордены в исламе / Пер. с англ. А.А. Ставитской. - M., 2002.

9 См.: Хисматулин А. А. Указ., соч.; Алескерова Н.Э. Суфийское братсво Гюльшанийа. - СПб., 2002;
Ханбабаев К. М. Суфизм в современном Дагестане / Болгария. Дагестан. Турция. Сборник научных трудов
Северокавказского регионального отделения МНАВ - ВыпУП.- Махачкала, 2002; Курбанов M. Р., Курбанов
Г. M. Религии народов Дагестана. История и современность. - Махачкала, 2001.

Ренана1. Но исследования мистико-религиозного опыта непосредственно суфиев была предпринята лишь единожды до революции ученым К. Казанским в работе "Суфизм с точки зрения современной психопатологии" . Написанная в психологическом русле она опиралась на формирующиеся психологические концепции 3. Фрейда3, рассматривавшего религиозно-мистические переживания в свете психоанализа как проявления патологии психики.

Несмотря на многочисленность трудов, описывающих специфику исламского мистицизма в социальном, культурном и философском русле, все же за пределами изучения остается природа мистических переживаний, которая является основной суфийской теории и практики. Сущность исламского мистицизма, таким образом, исследована еще явно недостаточно, вследствие чего существуют большие резервы в изучения этой многоаспектной проблемы.

Методологическая и теоретическая основа диссертации. В данном диссертационном исследовании в качестве методологической основы используется герменевтический метод, что позволяет извлечь из оригинальных и переведенных на другие языки суфийских текстов и -мистических трудов прошлого и настоящего основу системы мистической трансформации личности, приводя к генерированию позитивного знания о предмете исследования. Герменевтический метод используется в сочетании с новой для современного религиоведения психологической парадигмой, которая введена в науку российским востоковедом Е. А. Торчиновым4.

1 См.: Андерхилл Э. Мистицизм. Опыт исследования природы и законов развития духовного сознания
человека / Пер. с англ. В.Г. Трилиса, М. Неволина- Киев, 2000; Кимелёв Ю.А. Философия религии:
Систематический очерк. - М., 1998; Армстронг К. История Бога. Тысячилетние искания в иудаизме,
христианстве, исламе / Пер. с англ. К. Семенова. - М., 2004; Штайнер Р. Мистика на заре духовной жизни
нового времени. - Ростов- н/Д., 1998; Шюре Э. Великие посвященные. Очерк эзотеризма религии / Пер. с
франц. Е. П. Писаревой. - Очерк эзотеризма религии - Калуга. Типография Губернской Земской Управы,
1914; Ренан Э. Аверроэс и Аверроизм. Собрание сочинений, Том IV, Часть 1.-Киев, 1902.

2 См.: Казанский К. Суфизм с точки зрения современной психопатологии. - Самарканд, 1905.

3 См.: Фрейд 3. Психоанализ и культура.-Мн., 1997.

4 См.: Торчинов Е. А. Религии мира: Опыт запредельного: Психотехника и трансперсональные состояния. -
СПб., 1997.

Сущность психологического подхода заключается в рассмотрении религиозного и мистического опыта в различных религиозных традициях с точки зрения трансперсональной психологии (работы С. Грофа1, В. В. Козлова ), что дает возможность более глубокого анализа их происхождения и функционирования. Надо отметить, что классическая герменевтика отрицает психологизм, однако в диссертации она гармонично сочетается с трансперсональной психологической концепцией, которая полностью меняет представления о личности и сознании.

В диссертации применяются также общефилософские принципы и методы исследования: сравнительный анализ и системный подход, метод восхождения от абстрактного к конкретному, методы индукции и дедукции.

Объектом исследования является суфизм как мистико-аскетическое течение в мусульманской культуре.

Предметом исследования выступают философские, религиозно-нравственные, социокультурные основы и практики самосовершенствования личности в суфизме.

Цель диссертационного исследования состоит в выявлении духовной и культурной природы исламского мистицизма.

Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

уточнить . теоретико-методологические основы анализа природы и
происхождения исламского мистицизма;

изучить воздействие психотехнических практик и нравственно-этических установок на сознание мистика в процессе реализации мистической трансформации личности;

раскрыть сущность онтологии и гносеологии мистической философии суфиев;

реконструировать понимание историко-культурных реалий

1 См.: Гроф С. Психология будущего: Уроки современных исследований сознания / Пер. с англ. С. Офестаса,
О. Цветковой. - М., 2002; Гроф С. Космическая игра. - М., 1997; Гроф С. Холотропное сознание / Пер. с
англ. О. Цветковой. - М., 1996.

2 См.: Козлов В. В. Психотехнологии изменённых состояний сознания. Личностный рост. Методы и
техники. - М., 2001.

институализации исламского мистицизма и выявить особенности взаимодействия наставника и ученика на пути мистического самосовершенствования;

показать эволюцию философских идей и психологических практик в суфизме;

проанализировать роль и место суфизма в условиях современного кризиса духовной культуры и особенности его проявления на Северном Кавказе.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

на основе критического анализа существующих теории о природе и
происхождении исламского мистицизма обоснована эвристическая
ценность трансперсональной психологической парадигмы;

выявлена основа фазовых изменений сознания под воздействием
психосистемы и нравственно-этических установок суфизма в процессе
мистической трансформации личности;

дано представление о "сакральной идее Универсума" в тасаввуфе -
предвечное Единство Бога, его одновременную имманентность и
трансцендентность - как о проявлении онтологического монизма -
"вахдат аль-вуджуд" (единство бытия); раскрыта сущность гносеологии
исламских мистиков, подразумевающая иррациональное самопознание
личности через опыт трансценденции;

установлена историческая последовательность формирования
суфийской общины и закономерности взаимодействия в ней наставника
и ученика;

показана специфика эволюциионирования идей и практик
классического суфизма в новое его состояние - неосуфизм;

изучено состояние мистицизма в районах его распространения на
Северном Кавказе, обоснована социальная и духовная роль суфизма в
условиях современного кризиса духовной культуры.

Основные положения, выносимые на защиту.

1.Трансперсональная психологическая парадигма меняет представления
о природе мистических переживаний суфиев и происхождении мистико-
аскетического течения в мусульманской культуре. Согласно данной
концепции, мистический опыт суфиев есть проявление "надличностных",
"сверхнормальных" изменений сознания, которые не характеризуются
патологией психики. Подобные мистические переживания Мухаммада
послужили основой для возникновения как самой исламской религии, так
мистического течения в ней, став примером возможной трансмутации
личности в "контакте", "общении" либо "единении" с трансцендентной
реальностью. Суфизм в данной трактовке предстает в качестве "способа"
осуществления "непосредственного" опыта трансценденции

основоположника ислама последующими поколениями верующих.

2. Мистиками ислама была сформирована психосистема под названием
"стоянок" и "состояний", состоящая из методов и приёмов, посредством
которых суфии достигали "надличностных" изменений сознания. В целом
всю систему фазовых изменений сознания можно разделить на три этапа,
согласно достигаемой в них цели: предмистический, непосредственно
мистический и пост-мистический этапы. Предмистический этап
подразумевает нравственно-этическое совершенствование, отрешение от
материальных ценностей, в результате которого сознание освобождается от
обыденных штампов и стереотипов мышления, готовясь к встрече с более
глубокими слоями коллективного бессознательного или, иначе говоря, с
"иной", "запредельной" реальностью. Непосредственно мистический этап
характеризуется мистическим переживанием "смерти", "утопання", "гибели"
"Эго" в "единении" подлинного "Я" с трансцендентной реальностью. В пост
мистическом этапе происходит "разделение", возвращение сознания
индивида к обыденному состоянию.

3. Мистический опыт суфиев побуждал признавать за Богом
имманентность, однако его Абсолютная сущность подразумевает

11 трансцендентность. Исламский мистицизм "примирил" две категориальные крайности, приходя к выводу, что Бог трансцендентен, но в силу своей единичности и того, что всё мироздание порождено из его Единства, он оказывается воплощенным во всём мире, становясь ему имманентным. Отсюда вытекает концепция исламского мистицизма о «единстве бытия» -онтологический монизм исламских мистиков. Мистический опыт суфии воспринимают как иррациональный гнозис Божества в самопознании, поскольку человек, проходя через суфийскую психотехническую практику, познаёт своё истинное "Я", в то же время, познавая Абсолют, породивший его. Процесс самопознания протекает обоюдно и определяет суфийское понимание "сакральной идеи Универсума", где переплетаются онтологические и гносеологические представления мистиков - Бог есть Всё и через Всё и, в частности, через человека Бог Любит и Познаёт Сам Себя.

  1. Становление суфийских братств в социуме подразделяется на три последовательные стадии: а) формирование вокруг мудреца-аскета кружка единомышленников; б) появление субординации учитель-ученик, организация института суфийских братств с уставом, регламентирующим основы общежития с особым сводом правил поведения и традицией сакральной инициации в орден; в) закрепление в суфизме культа святых с ритуалом посещения мест их погребения. Механизм взаимоотношений наставника и ученика определяется в суфийском ордене через "явную" и "сакральную" этику. Последняя подразумевает "очищение" личностного "пространства" индивида для мистического "единения" духа между наставником и учеником в явлении естественного мистицизма, и далее мистического "единения" души неофита с трансцендентной реальностью.

  2. На рубеже XIX-XX веков произошло изменение представлений классического суфизма в неосуфизм, который представляет собой синкретическое явление, подразумевающее под самим понятием суфизм -вечное, эзотерическое знание об истинной сущности человека и возможности мистического "единения" с Богом. При этом неосуфизм не является

определенной формой философствования или узким течением в рамках ислама. Психотехники неосуфизма базируются на классической основе, вбирая в себя традиционные мистические термины и методы йоги, буддизма, каббалы, отдавая предпочтение суфийскому зикру и сэма.

6. На Северном Кавказе прослеживаются тенденции к проявлению двух типов последователей мистицизма: а) непосредственно находящихся на пути тасаввуфа, в стремлении постичь "истину" и б) тех, кто не в состоянии осмыслить мистический путь, но при этом признают за наставниками и шейхами степень святости и почитают их духовную просветлённость. Люди, не погружаясь в изучение существующих основ мистицизма, поклоняются святым, популяризируя образ псевдосуфизма. Казалось бы, появляется опасность превращения масс верующих в пассивную и асоциальную структуру, что может повлечь негативные последствия для развития региона и страны в целом. Однако суфизм, будучи повернут к внутреннему существу человека, являясь индивидуальной психотехнической практикой достижения высокого духовного уровня развития, гипотетически может создать "идейно-смысловое ядро" в системе мировоззрения современного человека, которое в состоянии вывести отдельную личность из кризиса духовной культуры.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в диссертации положения и выводы позволяют расширить представления о месте и роли исламского мистицизма в мусульманской культуре, а также в реалиях современной российской действительности. Материалы диссертационного исследования, полученные результаты и выводы могут быть использованы в процессе разработки вопросов методологии дальнейшего изучения исламского мистицизма, преподавания общественных дисциплин и написании и чтении спецкурсов по религиоведению и философии Востока.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на кафедре социологии и политологии Ставропольского государственного университета и рекомендована к защите по специальности 09.00.13 - Религиоведение,

философская антропология, философия культуры. Основные положения и выводы диссертационного исследования изложены в семи публикациях общим объемом 1,9 п.л.

Отдельные положения были апробированы на межвузовских научно-
практических конференциях: "Социокультурные, политические, этнические и
тендерные проблемы современного российского общества" (г. Ставрополь,
2004 г.), "Актуальные проблемы гуманитарных наук" (г. Ставрополь, 2003 г.),
"Взаимодействие государства и религиозных объединений: современное
состояние и перспективы" (г. Махачкала, 2003 г.), на ежегодной научной
сессии преподавателей и аспирантов в Карачаево-Черкесском

государственном университете "Алиевские чтения" (г. Карачаевск, 2005 г.).

Структура и объем диссертации. Структура исследования состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения и библиографического списка используемой литературы, включающего 152 наименования, из которых 14 на иностранных языках. Объем диссертации -207 страниц машинописного текста.

Подобные работы
Солтамурадов Магомед Дикалович
Суфизм в культуре народов Северо-Восточного Кавказа : идейно-философская эволюция
Акаев Вахит Хумидович
Суфизм в контексте арабо-мусульманской культуры
Солтамурадов Магомед Дикалович
Суфизм в культуре народов Северо-Восточного Кавказа
Акаев Вахит Хумидович
Суфизм в контексте арабо-мусульманской культуры

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net