Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Юридические науки
Теория и история государства и права; история политических и правовых учений

Диссертационная работа:

Шингарева, Наталья Викторовна. Роль МВД Российской империи в разработке и реализации законодательства о веротерпимости и свободе совести во второй половине XIXв. - феврале 1917 г. : Историко-правовое исследование : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.01. - Москва, 2006. - 177 с.

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

Введение ; 3

Глава I. Формирование правовых основ веротерпимости и свободы совести (вторая половина XIX в. - февраль 1917 г.)

1. Понятие веротерпимости и свободы совести 16

2. Участие МВД в подготовке законопроектов по вопросам

веротерпимости и свободы совести 40

3. Взаимодействие МВД и Святейшего Синода в нормо-

творческом процессе по вопросам свободы совести 68

Глава II. Участие МВД в реализации политики в вероисповедной сфере во второй половине XIX в. - феврале 1917 г.

1. Правовое положение иностранных исповеданий в Россий
ской империи во второй половине XIX в. - феврале 1917 г 86

2. Борьба со старообрядчеством и сектантством 117

Заключение 154

Список использованной литературы 163

Введение к работе:

Актуальность темы диссертационного исследования.

Законодательное закрепление прав и свобод (в том числе свободы совести) человека и гражданина, наличие системы гарантий их защиты, правовых и организационных механизмов реализации являются ярким свидетельством зрелости гражданского общества, демократичности существующего в той или иной стране политического режима, а в историческом контексте -уровень развития общества и государства.

Свобода совести закреплена многими международными нормативно-правовыми актами. Так, в статье 18 Всеобщей декларации прав человека, принятой Организацией Объединенных Наций 10 декабря 1948 г. записано, что «каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении, выполнении религиозных и ритуальных порядков»1. О свободе совести говорится в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), в Международном пакте о гражданских политических правах (1966 г.), межгосударственных соглашениях по правам человека.

Формирование новых подходов к осуществлению религиозной политики в современном российском государстве началось в конце 1980-х - начале 1990-х гг. Принятый Верховным Советом РСФСР 25 октября 1990 г. закон «О свободе вероисповеданий» в силу расплывчатости ряда норм, создал условия для быстрого распространения на территории РФ новых религий и так называемых «деструктивных религиозных организаций».

19 сентября 1997 г. был принят новый федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях», который в большей степени отвечал сложившимся реалиям в сфере отношений государства и религиозных кон-

'Всеобщая декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948 г. // Права человека. Основные международные документы М., 1989. С. 138-139.

4 фессий. Однако и данный закон вызвал дискуссии в научной, политической и общественной среде. По мнению ряда юристов, российской законодательство в сфере свободы совести и вероисповедания нуждается в дальнейшей доработке . Недостаточная научная разработанность принципов осуществления свободы совести в качестве правовой категории, необходимость формирования правового механизма реализации этого права требует пристального изучения и анализа процесса становления и развития нормативной базы и правоприменительной деятельности в означенной сфере в исторической ретроспективе, чему и посвящено данное диссертационное исследование.

Для многонациональной и поликонфессиональной России вероиспове-дальческая проблема была (и остается) весьма острой. От ее правильного решения зависела политическая стабильность государства, его целостность. Одна из влиятельных партий - конституционных демократов - последовательно проводила идею, что лишь полное осуществление принципа свободы совести в жизни российского общества «...может восстановить то доверие и нравственную связь отдельных народностей, без которых невозможно про-цветание, благоденствие и мощь России...»".

Вероисповедный вопрос приобрел такую остроту и злободневность, что стал неотъемлемым элементом программ существовавших политических партий и союзов, свобода совести стала одним из лозунгов буржуазно-демократической революции. Не могла игнорировать эту проблему и власть. Царским указом разработка вероисповедных законопроектов возлагалось на Министерство внутренних дел, накопившее в данной сфере богатый опыт, поскольку оно на протяжении семидесяти лет ведало инословными и иноверными исповеданиями, а полиция, с момента ее создания, боролась с расколом и сектантством. МВД подготовило более сорока таких законопроектов, из ко-

1 Бурьянов С.А. Правовые основания, сущностное содержание и гарантии свободы совести // Государство и право. 2001. № 2. С.22.; Вишнякова И.Н. Конституционно-правовое регулирование свободы вероисповедания. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 2000. С.20-25. и др.

: Законодательные проекты и предложения партии народной свободы. СПб., 1907. С. 11.

5 торых несколько прошли через Государственную Думу. Исследование процедур их внесения, обсуждения, согласования позволит составить более глубокое представление о законотворческой процедуре, о расстановке политических сил в представительном органе власти и таким образом уточнить знания об особенностях развития отечественной государственности.

Исследование названных проблем актуально также и потому, что дает материал для уточнения правового статуса Министерства внутренних дел, раскрытия его компетенции, разнообразия выполнявшихся функций.

В вероисповедном вопросе четко отразились существовавшие в российском обществе противоречия между развивавшимися буржуазными отношениями и феодально-крепостническими пережитками. Консервативные силы заблокировали принятие законов, направленных на конкретизацию общих норм о свободе совести. Поэтому многие вопросы регламентировались указами, принятыми в порядке ст. 87 Основных законов или ведомственными актами МВД. Из-за неурегулированности вероисповедных вопросов на законодательном уровне за православной верой сохранялось значение «первенствующе и главенствующей», а остальные конфессии делились «терпимые» и «нетерпимые», к которым были отнесены многие секты. Министерство внутренних дел продолжало использовать весь арсенал полицейских методов в борьбе с ними. Накопленный в этой области опыт не утратил актуальности и в современных условиях.

С начала 1990-х гг. в России увеличивается число религиозных организаций,, как имеющих глубокие исторические корни, так и новых, в том числе появившихся в результате мощной религиозной экспансии из-за рубежа. В начале двадцать первого века в России зарегистрировано более четырнадцати тысяч религиозных объединений, принадлежащих к шестидесяти различным вероисповеданиям1. Религиозная активность сейчас уже не ограничивается богослужебно-культовой практикой; развивается миссионерская, про-

1 Иванов В.И., Государственно-церковные отношения и необходимость учета религиозной ситуации в управлении органами внутренних дел. Учебно-методические материалы. Академия управления МВД России. М., 1997, С.4.

6 светительская, благотворительная деятельность религиозных организаций. Возник ряд общественных движений и политических партий конфессиональной направленности, которые активно действуют во внутриполитической жизни России и на международной арене.

Законодательно закрепленный отказ государства от вмешательства в деятельность религиозных объединений отнюдь не означает отказа от регулирования сложных и важных процессов, происходящих в религиозной и межконфессиональной жизни. Межнациональные конфликты, происходившие в нашем государстве в последнее десятилетие начинают приобретать и межконфесиональный характер. Задача российского государства состоит в локализации и ликвидации этих конфликтов, ведь в противном случае данные противоречия могут приобрести характер длящихся религиозных конфликтов, что негативно скажется на состоянии общественного порядка и государственной безопасности. В арсенале средств, способствующих ее решению, важное место принадлежит историческому опыту, накопленному МВД России во второй половине Х1Х-начале XX вв.

Степень научной разработанности проблемы.

Проблема реализации принципов свободы вероисповедания и свободы совести в российском государстве нашла свое отражение в научных исследованиях. Однако участие Министерства внутренних дел в разработке и реализации законодательства о свободе вероисповедания и свободе совести во второй половине XIX - начале XX вв. практически не изучалось.

Научные исследования, связанные с названной проблематикой можно разделить как по хронологическому принципу: дореволюционная историография, советская историография, современная историография; так и по предметному принципу: исследования, посвященные церковно-государственным и межконфессиональным отношениям, а также работы по истории МВД, в том числе и в обозначенной сфере.

Начало XX в. характеризуется повышенным интересом к проблеме свободы совести как со стороны широкой общественности, так и научных

7 кругов. До Октябрьской революции 1917 г. вышел ряд теоретических работ, посвященных данному вопросу. Прежде всего, это исследования официальных историков церкви ,. которые отражали и защищали привилегированное положение Русской православной церкви и фактически сводили проблему свободу совести к проблемам веротерпимости. В самостоятельный блок можно выделить исследования дореволюционных специалистов в области церковного права, в работах которых дается анализ государственно-церковных отношений, отечественного законодательства в вероисповедной сфере, анализируются отдельные аспекты государственной религиозной по-литики . В частности, известный исследователь церковного права, профессор Казанской духовной академии И.С. Бердников в работе «Наши новые законы и законопроекты о свободе совести»3 достаточно подробно анализировал процесс разработки нового вероисповедного законодательства в конце XIX -начале XX в., отмечая при этом роль Министерства внутренних дел. Отражавший позицию Святейшего Синода Бердников остро критиковал МВД, предлагавшее в своих законопроектах более либеральный подход к пониманию и реализации проблемы свободы.

Наиболее близкой к современной трактовке принципов свободы совести и вероисповедания была точка зрения профессором Томского университе-

'См.: Голубинский Е.Е История Русской Церкви. Т.2 Пол. 2. М., 1900.; Дьяконов М.А. К истории древнерусских церковно-государственных отношений СПб., 1891; Знаменский П.В. История Русской Церкви. М., 2000; Митрополит Московский Платон (Лев-шин). Краткая российская церковная история. Т. 1,2,. М. 1805. Митрополит Макарий (Булгаков) . История Русской Православной Церкви. СПб., 1864. Карташев А.В. История Русской Церкви. М. 2005.Филарет (Гумелевский) архиепископ. История Русской Церкви Т. 1-5. Рига-Москва, 1847-1848. Рункевич С.Г. История Русской церкви под управлением Святейшего Синода. СПб., 1900.Смирнов П.С. История русского раскола. Рязань. СПб., 1895.

: См.: Арсеньев К.К. Свобода совести и веротерпимость. Сборник статей. СПб., 1905; Красножен М.Е. Краткий курс церковного права. Юрьев, 1900; Орманиан М. Армянская церковь. Ее история, учение, управление, внутренний строй, литургия, литература, ее настоящее. М., 1913; Оршанский И.Г. Русское законодательство о евреях. Очерки и исследования. СПб., 1877; Гессен Ю. Закон и жизнь. Как создавались ограничительные законы о жительстве евреев в России. СПб., 1911; Павлов А.С. Курс церковного права. Сергиев Посад, 1912; Суворов Н. Курс церковного права. Т.2. Ярославль, 1890 и др.

3 Бердников И.С. Наши новые законы и законопроекты о свободе совести. М., 1914.

8 та М.А. Рейснера который в рамках свободы совести допускал возможность «не верить ни во что» и увязывал вероисповедный вопрос с национальным.

Советская историография по проблемам церковно-государственных отношений, достаточно'обширна. Однако, научные работы таких исследователей, как Ю.И. Гирмана2, Е.Ф. Грекулова3, М.Г. Кириченко4, М.М. Персица5, Ю.А. Розенбаума , Г.И. Эрзина и др. отличаются излишней идеологизиро-ванностью. Советские исследования исходили, прежде всего, из постулата, что свободу совести невозможно реализовать в рамках несоциалистического государства, поэтому юридическое закрепление и проведение в жизнь «свободы совести» данные авторы связывали с декретом «Об отделении церкви от государства и школы от церкви»8 от 23 января 1918 г. Односторонность трактовки свободы совести советскими исследователями проявлялась и в том, что зачастую свобода совести рассматривалась исключительно как свобода атеистических воззрений. Несмотря на это, в советский период удалось собрать и обобщить большой фактический материал о правовом положении различных конфессий в дореволюционной России.

Принятие нового вероисповедного законодательства в современном российском государстве, переосмысление роли и места религии в жизни общества обусловили активизацию научных исследований по проблеме взаимоотношения государства и церкви и реализации принципов свободы совес-

1 Рейснер М.А. Государство и верующая личность. Сборник статей. СПб., 1905. С.416.

: Гирман Ю.И. В чем сущность свободы совести? М, 1966.

3 Грекулов Е.Ф. Православная инквизиция в России. Л., 1964; Он же. Церковь, самодержавие, народ (2-я половина XIX - начало XX в.). М., 1969.

4Кириченко М.Г. О свободе совести в СССР // Советское государство и право. 1959. №3. С.99-109.

5 Персиц М.М. Отделение церкви от государства и церкви в СССР (1917 - 1919).
М., 1958.

6 Розенбаум Ю.А. Отделение церкви от государства в СССР // Советское государст
во и право. 1972. №3. С.56-64.

'Эрзин Г.И. Государства и религия. Религиозная организация и политическая структура общества. М., 1974.

"Декрет Совета Народных Комиссаров об отделении церкви и государства от церкви, изданный 23.01.1918 / Русская Православная Церковь в советское время (1917 - 1991). Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью. Кн 1. М., 1995. С.113-115.

9 ти и вероисповедания. Среди вышедших работ, в которых отражается участие МВД в разработке и реализации вероисповедного законодательства, можно назвать монографию М.И. Одинцова «Государство и церковь в России. XX век» , в которой освещается эволюции правовой базы и основные направления деятельности государственных органов дореволюционной России в сфере реализации религиозной государственной политики. Однако роль МВД в означенной сфере освещена автором крайне мало.

Участие МВД в решении вероисповедных проблем дореволюционной России рассматривается в некоторых научных публикациях по истории органов внутренних дел. Об этом говорится, например, в работе С.А. Адрианова «Министерство внутренних дел. Исторический очерк (1802-1902)»2. Исследуя столетний период деятельности данного ведомства, автор отмечает его роль в решении вероисповедного вопроса, посвящая данной проблеме два параграфа своего труда. Обращая основное внимание на проблему борьбы МВД с церковным расколом, автор указывает и на то, что уже во второй половине XIX в. Министерство осуществляло «дела законодательныя»3. С.А. Адрианов анализирует деятельность Департамента духовных дел иностранных исповеданий МВД, однако не раскрывает его структуру и специфику деятельности.

Научные исследования, посвященные деятельности органов внутренних дел, изданные в советский период уделяли крайне мало внимания вопросам участи МВД в реализации религиозной политики. В работах таких авторов, как Ерошкин Н.П.4, Желудкова Т. И.5, Мулукаев Р.С.6, Шинджикашвили

1 Одинцов М.И. Государство и церковь в России. XX в. М., 1994.

2 См.: Адрианов С.А. Министерство внутренних дел. Исторический очерк (1802-
1902). СПб. 1901.

3 Там же. С. 154.

4 См.: Ерошкин Н. П. История государственных учреждений дореволюционной
России. М.: Высшая школа. 1983.

5 См.: Желудкова Т. И. Основные направления деятельности полиции дореволю
ционной России по охране феодального и буржуазного общественного порядка. -М.,1977.

6 См.: Мулукаев Р.С. Система органов внутренних дел дореволюционной России.
М.: Академия МВД СССР, 1978.

10 Д.И. акцент делался, прежде всего, на критике репрессивной направленности деятельности III Отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии по отношению к религиозным конфессиям. В современных работах по истории органов внутренних дел функции Министерства внутренних дел в данной сфере также рассматриваются фрагментарно.

Из научных исследований последнего времени, посвященных проблемам деятельности Министерства внутренних дел по реализации религиозной политики, можно назвать диссертацию С.А. Лукьянова «Роль и место МВД дореволюционной России в механизме регулирования религиозных отноше-ний (1802-1917 гг.)» . Автор подробно исследует деятельность МВД Российской империи по регулированию межконфессиональных отношений, рассматривает вопросы, связанные с борьбой полиции России с религиозными правонарушениями, анализирует структуру, формы и методы работы Департамента духовных дел иностранных исповеданий. В его работе освещается преимущественно практическая деятельность органов внутренних дел по реализации религиозной политики в дореволюционной период, а об участии МВД в законотворчестве по вероисповедным вопросам лишь упоминается.

Объект диссертационного исследования составляет законотворческая и правоприменительная деятельность Министерством внутренних дел по реализации религиозной политики государства во второй половине XIX -начале XX вв.

Предметом диссертационного исследования являются разработанные МВД законопроекты по различным аспектам вероисповедной политики, отзывы и заключения министерства на законопроекты других министерств и ведомств; ведомственные нормативно-правовые акты (циркуляры, инструкции, правила и т. д.), документы и материалы, отражающие практическую деятельность МВД по борьбе с сектантством и старообрядчеством.

1 См.: Шинджикашвили Д.И. Министерство внутренних дел царской России в пе
риод империализма. -Омск, 1974.

2 См.: Лукьянов С.А. Роль и место МВД дореволюционной России в механизме ре
гулирования религиозных отношений (1802-1917 гг.) Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000.

Цели и задачи исследования.

Цель диссертационного исследования состоит в исследование роли МВД в осуществлении религиозной государственной политики, в разработке и практической реализации законодательства о веротерпимости и свободе совести.

В соответствии с названной целью решаются следующие задачи:

изучить историко-правовую литературу, законодательство дореволюционной России, архивные и иные документальные материалы с тем, чтобы проследить процессы развития государственно-религиозных отношений в стране;

оценить развитие государственно-церковных отношений дореволюционной России во второй половине XIX - начале XX вв., выявить правовое положение Православной Церкви среди иных религиозных конфессий;

исследовать особенности формирования государственной религиозной политики российского государства в XIX - начале XX вв;

охарактеризовать подготовленные МВД законопроекты о свободе вероисповеданий и свободе совести;

проанализировать структуру и функциональные задачи Департамента духовных дел иностранных исповеданий, форм и методов его деятельности, взаимодействия с другими органами и учреждениями, прежде всего, с департаментом полиции МВД;

рассмотреть деятельность Департамента полиции МВД в осуществлении религиозной политики государства после провозглашения «свободы совести»;

показать роль полиции в предупреждении и пресечении противоправной деятельности старообрядческих и сектантских религиозных организаций во второй половине XIX - начале XX вв.

Методологическую основу диссертационного исследования составляет диалектико-материалистический метод познания общественных отношений, в рамках которого применялись общенаучные методы: формально-

12 логический, структурно-функциональный, анализа, дедукции и индукции, статистический.

Исследование проблемы велось на основе принципа историзма, выражающегося в освещении событий в их последовательности и взаимообусловленности, в соответствии с реальной исторической обстановкой.

Теоретической базой диссертационного исследования стали работы как дореволюционных, так и советских ученых, изучавших проблемы юриспруденции, философии, теологии, истории религии и в частности истории Русской Православной Церкви и других конфессий, действующих на территории России. При этом к исследованию привлекались труды ученых, занимавшихся общей теорией права.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в нем предпринята попытка рассмотрения самостоятельного направления деятельности Министерства внутренних дел Российской империи, связанного с его участием в разработке и реализации законодательства о веротерпимости и свободе совести.

Новизна исследования состоит так же и в том, что в нем использовались новые, ранее неизвестные широким кругам ученых, архивные документы, а также редко встречающаяся литература, в основном дореволюционных изданий.

Вопросы темы диссертации освещались с учетом новейших исследований в данной области, научной историко-правовой литературы и современного законодательства.

Новизна исследования проявилась так же в том, что проведен комплексный анализ состояния отношений власти к различным религиозным течениям и выявлены тенденции развития политико-правовой деятельности правительства, направленной на их регулирование.

Научная новизна исследования выражается и в том, что по его итогам сформулированы выводы и положения, которые могут способствовать со-

13 вершенствованию законодательства по данной проблеме, а также деятельности органов внутренних дел в сфере религиозных отношений.

Научной новизной обладают и выносимые на защиту положения:

  1. Выдвижение требования «свободы совести» взамен «веротерпимости», а также попытка его законодательного оформления в конце XIX - начале XX вв., является свидетельством того, что в российском обществе наметилась тенденция к демократизации общественных отношений в духовной сфере.

  2. В практической реализации новых подходов в вероисповедной политике значительная роль была отведена Министерству внутренних дел, поскольку оно накопило более чем семидесятилетний опыт руководства ино-славными и иноверными конфессиями, а его аппарат, обладая высококвалифицированными кадрами и значительной информацией о внутреннем состоянии российского общества, мог действовать гибко, своевременно реагируя на те или иные изменения.

  3. Активная роль МВД в реализации религиозной политики государства проявлялась в том, что почти все законопроекты были разработаны министерством или при его непосредственном участии, а законодательные акты, направленные на регулирование отношений в данной сфере, проводились в жизнь подразделениями МВД.

  4. Трактовка «свободы совести», нашедшая выражение в законопроектах МВД, значительно отличалась от традиционного консервативно-охранительного взгляда на проблему и приближалась к общеевропейским, либеральным подходам. Так, например, МВД предлагалась процедура облегченного перехода из одного вероисповедания в другое; декларировался отказ от прямого вмешательства во внутренние дела конфессий; допускалось свободное распространение неправославных религиозных учений и многое другое. Таким образом, предложения МВД были направлены на превращение религии в дело общества и частных лиц при минимальном вмешательстве государства.

  1. Несмотря на активную деятельность МВД, ни один из предложенных им законопроектов, направленных на реформирование вероисповедной политики государства, так и не получил окончательного законодательного оформления. Причинами такого положения явились причины объективного и субъективного характера. В числе их можно назвать следующие: неготовность широких слоев общества (о чем свидетельствуют программы политических партий) к решению данной проблемы на либеральных основах, а также активное противодействие Министерству внутренних дел со стороны Святейшего Синода и Государственного Совета.

  2. В непосредственной правоприменительной деятельности по реализации государственной политики в сфере вероисповедания подразделениями и службами МВД (прежде всего Департаментом духовных дел иностранных исповеданий и Департаментом полиции) продолжали использоваться старые репрессивные формы и методы работы с инославным и иноверными конфессиями. Это выражалось в усилении полицейского контроля за деятельностью отдельных представителей этих конфессий, организации полицейского преследования некоторых религиозных организаций и, прежде всего, различных сект.

Научно-практическая и теоретическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем выводы и положения могут быть творчески использованы для корректировки и совершенствования действующего законодательства по проблеме правового регулирования деятельности религиозных организаций и объединений. Материалы исследования могут быть использованы в ВУЗах системы МВД, при преподавании дисциплин историко-правового цикла.

Апробация диссертации и внедрение результатов исследования в практику. Работа обсуждена и одобрена на кафедре истории государства и права Московского университета МВД России. Результаты диссертационного исследования отражены в публикациях (научных статьях, тезисах научных докладов), в выступлениях на научных и практических конференциях

15 и семинарах. Положения диссертационного исследования внедрены и используются в учебном процессе кафедры истории государства и права Московского университета МВД России при раскрытии вопросов соответствующих тем в рамках курса «Истории государства и права России», «История органов внутренних дел России».

Структура и содержание диссертации определяется целями и задачами исследования, а также избранными методами изложения материала и логикой построения работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и библиографии. Основные выводы представлены по параграфам и в заключении. Работа выполнена в соответствии с требованиями ВАК России.

Подобные работы
Гутман Матвей Юрьевич
Становление и деятельность милиции Петрограда и Петроградской губернии в период революций и гражданской войны в России, февраль 1917 - 1920 гг. (Историко-правовое исследование)
Шафигулина Светлана Равильевна
Развитие избирательного права в России во второй половине XIX - начале XX вв., 1864 - 1917 гг. (Историко-правовое исследование)
Шкрыль, Екатерина Олеговна
Становление и организационно-правовое развитие судебного управления и судебного надзора в РСФСР (1917-1940 гг.): историко-правовое исследование
Булыжкин Александр Викторович
Организационно-правовые основы становления и развития милиции Орловской губернии 1917 - 1928 гг. (Историко-правовое исследование)
Колтунов Олег Александрович
Революционная законность и особенности ее обеспечения в деятельности российской милиции в первые годы советской власти, 1917-1925 гг. (Историко-правовое исследование)
Маюров, Николай Петрович
Дисциплинарные правоотношения в советской милиции (1917-1991 гг.) : Историко-правовое исследование
Шевцова Татьяна Сергеевна
Судебные системы Сибири и Дальнего Востока 1917-1922 гг. (Историко-правовое исследование)
Сидорова Екатерина Викторовна
Организация предварительного следствия в органах уголовной юстиции советского государства, 1917-1941 гг. (Историко-правовое исследование)
Чердаков Олег Иванович
Формирование правоохранительной системы Советского государства, 1917 -1936 гг. (Историко-правовое исследование)
Егоров Павел Юрьевич
Становление и формирование основных начал административно-правового регулирования и административно-правовой теории в Советской России в 1917-1940 годы :Историко-правовое исследование

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net