Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Педагогические науки
Общая педагогика, история педагогики и образования

Диссертационная работа:

Турсунова, Муборак Гаффоровна. Педагогические особенности формирования национального самосознания : На примере средних специальных учебных заведений культуры и искусств Республики Таджикистан : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01. - Душанбе, 2004. - 195 с.

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

Глава 1. Формирование национального самосознания

как социально-педагогическая проблема 17

  1. Вопросы формирования национального самосознания в психолого-педагогической науке 17

  2. Ведущие факторы формирования

национального самосознания учащейся молодежи 48

1.3. Особенности формирования национального
самосознания учащихся системы среднего
профессионального образования в области

культуры и искусств 77

Глава 2. Совершенствование системы работы по

формированию национального самосознания у
учащихся колледжей культуры и искусств
95

  1. Обогащение содержания и форм учебно-воспитательной деятельности 97

  2. Культурно-досуговая деятельность как средство формирования национального

самосознания учащихся 129

2.3. Педагогическая модель формирования
национального самосознания 144

Заключение 165

Список использованной литературы 173

Введение к работе:

Актуальность проблемы исследования. Сложное сплетение экономических, политических, социальных, национальных проблем на современном этапе общественного развития актуализировало проблемы формирования национального самосознания.

Развитие каждого суверенного государства опирается на национально-культурные традиции, на осознание каждым человеком своей национальной принадлежности, уникальных и неповторимых достижений культуры, которые порождены историей данного этноса, его природной средой, геополитической спецификой, достижениями в различных областях духовной жизни. Однако сегодня национальная самобытность любого народа органично переплетается с активно протекающими общечеловеческими процессами.

Научно-технический прогресс, динамизм социальной жизни, расширение международных контактов, бурное развитие средств массовой информации привели к формированию нового системного качества - общечеловеческой культуры, вобравшей в себя мировые научные и производственно-технические достижения, равняясь на которые человечество строит единую планетарную цивилизацию XXI века, идет по пути утверждения этнокультурных традиций и культуры межнациональных отношений, основанных на интеграции национальных и общечеловеческих ценностей. Вместе с тем, как показал опыт Таджикистана, резкий переход общества от одного состояния в другое, отсутствие серьезного внимания к назревшим проблемам, связанным с ростом национального самосознания осложняет межэтнические и межнациональные противоречия, становится источником опасных столкновений на этнической почве.

Экономические трудности, политическая нестабильность, отсутствие конструктивных идеологических установок осложняют

социально-культурные процессы, лишают государство и общество возможности воспитывать подрастающее поколение на лучших традициях национальной культуры, эффективно строить межнациональные отношения, формировать чувство сопричастности как к национальным, так и общечеловеческим ценностям; не позволяют в полной мере реализовать созидающий потенциал культуры и образования, увидеть в своей стране и автономную, обладающую неповторимым своеобразием национально-культурную общность, и органичную часть единого мирового сообщества.

В условиях становления национальной государственности как никогда актуализируется интерес к этногенезу, к осмыслению своих исторически сложившихся ценностей национальной культуры. И это вполне объяснимо, ибо приобретение подлинного суверенитета и государственности связано с ростом национального самосознания, пробуждением интереса к исторической преемственности своего народа, возрождением национально-государственных структур, национальных языков, религии, быта, культурно-образовательных традиций, народных праздников, обрядов, обычаев, своеобразием воспитательных систем и т.п.

На волне этого логически оправданного интереса проявляются и явно негативные тенденции, регионально-кастовые отношения, местничество, национальная ограниченность, ущемление прав других этнических групп. Эти противоречия проявились в условиях Республики Таджикистан, где глубокий экономический и политический кризис послужил основой братоубийственной гражданской войны, которая существенно деформировала такие традиционно присущие таджикам национальные черты, как миролюбие, добросердечность, уважение к памяти предков и этнокультурным святыням, патриотизм, национальное единство, почтительное отношение к иным народам, к ценностям отечественной и мировой культуры.

О важности и актуальности формирования национального самосознания у учащейся молодежи в системе образования в целом, и в среднем профессиональном обучении в частности, свидетельствуют принятые в последние годы в Республике Таджикистан новые государственные нормативные документы и акты: законы Республики Таджикистан «Об образовании», «О культуре», «Концепция национальной школы», «Национальная концепция образования в Республике Таджикистан», «Программа этнокультурного образования в республике», «Государственные стандарты разных направлений общего и профессионального образования» и т.п. Ведущими и перспективными идеями этих документов являются идея гуманизации, демократизации, которая стимулировала рост национального самосознания и использования в образовательно-воспитательной деятельности национальных и общечеловеческих ценностей, создание социально-культурных условий для самореализации личности, развития ее духовных потенций.

Особую актуальность проблема формирования национального самосознания основанной на интеграции национальных и общечеловеческих ценностей, приобретает среди учащейся молодежи и в первую очередь студенчества, которое проявляет свою активность, как в прогрессивных, так и регрессивных социально-политических ситуациях, этнических и межэтнических процессах. Наглядно это проявилось в Таджикистане, где наряду с другими слоями населения в вооруженный конфликт были вовлечены и студенты, где в результате обострения внутри этнических противоречий образовалось противостояние между студентами, представляющими разные кланы и регионы. Вовлечение школьников и студентов в гражданскую войну могло в будущем стать источником новых, более опасных столкновений на межрегиональной основе. В сложившейся ситуации возникла острая необходимость исследовать проблемы

формирования национальной культуры молодежи, определить причины того, почему региональная самоидентификация и осознание локальной принадлежности преобладают над общенациональным самосознанием, почему еще сохранились кланово-кастовые и местнические проявления, имеет место неуважительное отношение к представителям других этнических групп.

Формирование национального самосознания непреложное условие суверенитета и государственности любого народа. В обыденных условиях этот процесс в основе своей концентрируется в семье, где носителями этнокультуры выступают ее старейшины. Однако в кризисной ситуации возникает социальная потребность подкрепить его мерами государственного и общественного воздействия, в первую очередь ориентированного на молодежь как наиболее предрасположенную к усвоению ценностей, динамичную и активную общность.

Степень разработанности проблемы. Проблема формирования национального самосознания молодежи относится к числу комплексных и находится на стыке ряда гуманитарных наук. Хотя в данной диссертации эта проблема исследуется с педагогической позиции, тем не менее, возникла необходимость в использовании достижений таких отраслей обществознания как философия, культурология, история, социология, социальная психология, политология, этнология и т.д.

Теоретические проблемы этноса наиболее широко начали разрабатываться с середины 60-х г.г. С.А.Токаревым, Н.Н. Чебок-саровым, В.И.Козловым. Особую роль в этом отношении сыграла концепция Ю.В.Бромлея, согласно которой этносы характеризуются определенными собственно этническими свойствами (язык, культура, этническое самосознание и самоназвание), но эти свойства формируются только в соответствующих условиях - террито-

риальных, природных, социально-экономических, государственно-правовых, а также концепция С.Т.Калтахчана, определившего национальное самосознание как порождение общности экономических, национальных особенностей психологии, культуры, обычаев, традиций.

В 80-е гг. расширился фронт этносоциальных исследований: стали изучаться этнокультурные, этнопсихологические, этнолингвистические и др. аспекты национальных отношений, в результате которых были освещены этнические аспекты национальных отношений в СССР.

Огромный материал по проблемам этноса накоплен в философской и социологической мысли стран дальнего зарубежья (М.Вебер,Э.Геллнер, Р.Дарендорф, Г.Зиммель, Л.Козер, Х.Кон, Ф.Хайек, Э.Шилз, Ш.Эйзенштадт и др.). В последние годы появились несколько исследований, посвященных этничности культуры, определяющейся этнологами и культурологами двумя основными параметрами: над индивидуальностью (коллективностью, массовостью) и устойчивостью (традиционностью, повторяемостью); выполняя основные функции в национальной идентификации, они играют этнодифференцирующую роль (В.Г.Бабаков, В.М.Семенов и др.).

Были исследованы вопросы культуры межнационального общения, сущность которой заключается во взаимном обмене этнокультурными ценностями и восприятии носителя иной культуры как ценности; в межкультурном диалоге, в познании общечеловеческих ценностей в диссертационных исследованиях (Т.У.Абдуллаева, Л.Белоусов, М.С.Иномова, Н.Б.Пантелеева, И.П.Селезнева, Б.Шнюков и др.), в ряде учебников и учебных пособий по культурологии и нашли свое отражение в материалах научных конференций, симпозиумов, официальных документах, в

политической публицистике. Трактовка национального самосознания и общечеловеческих ценностей дается в философском, политологическом, культурологическом, педагогическом, этнологическом и иных энциклопедических словарях.

В решении проблем формирования национального самосознания этнокультурных и общечеловеческих ценностей важное место отводится творческому применению классического педагогического наследия Востока, воплощенного в произведениях выдающихся мыслителей Балъами, Ар Рази, Рудаки, Фирдоуси, Абу Али Ибн Сина, Носир Хусрав, Хафиз и Саади, Камол Худжанди и Абдурах-мана Джами, Ахмад Дониша и Садриддина Айни и др, которые дали достаточно сильный импульс обогащению и углублению новых аспектов педагогической науки.

Стоявшие у истоков российской педагогики К.Д.Ушинский, Н.К.Крупская, А.В.Луначарский, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский склонялись к мнению, что в основе сложного процесса формирования разносторонне развитой, духовно богатой и высоконравственной личности должны лежать общечеловеческие принципы, и идея взаимообогащающего соотношения национальных и общечеловеческих ценностей, что представляет собой основу нового типа образования и воспитания.

В начале 90-х годов в ряде научных сборников и статей получил отражение коренной поворот нравственных ориентиров - от классовых к общечеловеческим ценностям (В.С.Степин, А.А.Гусейнов, В.М.Межуев, В.И.Толстых, Ю.А.Шрейдер и др.), которые исследовались и преломлялись в целостном учебно-воспитательном процессе (С.Г.Вершловский, В.А.Караковский).

Разработке проблем соотношения общечеловеческого и национального были посвящены X и XVII сессии Научного Совета по проблемам истории образования и педагогической науки Рос-

сийской Академии Образования, материалы которых изданы под редакцией и научным руководством З.И.Равкина.

С началом социальных преобразований, национально-культурного возрождения получили мощный импульс для дальнейшего развития этнопедагогические исследования, которые в течении десятилетий не находили своей реализации в этнокультурной политике (Г.Н.Волков, В.М.Беркутов, А.Н.Желобский, Е.П.Жирков, А.Э.Измайлов, Г.А.Станчинский, К.Д.Ушинский, И.А.Шаров, Я.И.Ханбиков и др.). Эта область педагогики воплотилась в разработке концептуальных основ этнопедагогики, как науки о регионально-этнической культуре воспитания, анализе роли национальной культуры в процессе формирования личности и других вопросах развития национального образования. Формируется этническая ветвь досуговой педагогики (Т.И.Бакланова, А.С.Каргин, В.С.Ку- зин, Э.А.Петрова и др.).

Сегодня в образовании стран СНГ происходит утверждение этнокультурного подхода, направленного на организацию воспитательно-образовательной сферы в духе национальных традиций с учетом опыта других государств (Н.Д. Никандров).

Учитывая специфику темы, ее региональную особенность, специальное внимание нами уделялось исследованиям общеметодологического характера, а также вопросам, которые непосредственно посвящены изучаемому региону. В этой связи следует отметить существенный вклад в разработку этой проблемы историков и философов Таджикистана. (Ш.Абдуллоев, Б.Гафуров, М.Гулямов, З.А.Дадабаева, М.Диноршоев, С.Джонов, Р.Масов, А.Мирзоев Н. Негматов, М.Осими, М.Раджабов, Н.Салимов, А.Турсунов, Ф. Тур-сунов, Б.Шарипов, И.Шарипов, Ш.Шоисматуллоев, А. Шукуров и

др.)-

Проблемы воспитания молодежи в духе национальных и общечеловеческих традиций отражены также в трудах ученых-педагогов, психологов и методистов Республики Таджикистан, в частности, Х.Авзалова, Р.Амирова, М.Арифи, Х.Буйдакова, М.Каримовой, Х.Лутфуллаева, И.Обидова, А.Пахлавонова, А.Рахимова, Б.Рахимова, Б.Сафаралиева, С.Сулейманова, Ф.Шарипова, М.Юлдошевой и других исследователей. В их работах отражена тенденция поиска путей востребования общечеловеческих культурных ценностей таджикского народа в деле обучения и воспитания, оказавших огромное влияние на развитие педагогической мысли как на Востоке, так и на Западе.

Однако, как показал анализ научной литературы, на сегодняшний день еще отсутствуют комплексные исследования проблем непрерывного и преемственного формирования личности как носителя национальных и общечеловеческих ценностей, не выработана единая концепция формирования национального самосознания, не определена её структура и функции в новых социополи-тических реалиях современного этапа. Очень мало изучено значение духовно-нравственных факторов в формировании национального самосознания учащейся молодёжи. Недостаточно исследовано гармоническое соотношение общечеловеческих с национальными ценностями, что приводит к одностороннему подходу в определении и реализации педагогических целей, задач, содержания и форм обучения и вне учебной деятельности при учете их национальных и общечеловеческих компонентов.

Глубокие противоречия между объективной потребностью формирования национального самосознания учащейся молодежи, и не в полной мере использования возможностей средних профессиональных учебных заведений обусловила целесообразность осуществления комплексного эмпирического исследования, цель ко-

торого раскрыть педагогические особенности формирования национального самосознания в системе среднего специального образования культуры и искусства и выявить пути его совершенствования.

Объектом исследования послужила учащаяся молодежь средних профессиональных учебных заведений культуры и искусства^-""''" воспитани^у кик'национального самосознания.

Предметом исследования стал педагогический процесс формирования национального самосознания в условиях колледжей культуры и искусств.

База исследования концентрировалась в колледжах культуры
и искусств республики. Выборочные аспекты эксперимента осуще
ствлялись в республиканском колледже культуры им.
П.Буйдакова, Душанбинском, Ходжентском колледжах искусств,
музыкальном колледж-интернате им. М.Собировой.

В соответствии с целью, объектом и предметом были определены следующие задачи исследования:

вычленить наиболее актуальные проблемы формирования национального самосознания учащейся молодежи на современном этапе развития Таджикистана;

определить степень научной разработанности проблемы формирования национального самосознания как педагогического феномена;

обосновать ведущие педагогические факторы формирования национального самосознания учащейся;

выявить педагогические особенности формирования национального самосознания учащихся средних профессиональных учебных заведений культуры и искусств;

разработать систему работы учреждений среднего профессионального образования культуры и искусств, обеспечивающей

формирование у учащихся Таджикистана национального самосознания и определить пути ее совершенствования.

Изучение истории и теории вопроса, подкрепленное осуществленным нами поисково-констатирующим исследованием, позволило сформулировать рабочую гипотезу исследования, исходящую из того, что педагогический процесс формирования национального самосознания учащейся молодежи будет эффективным, если:

преодолеваются местнические, регионально-клановые проявления, национальная' ограниченность молодежи, препятствующие утверждению общенационального единства;

будут учтены педагогические особенности учащихся средних профессиональных учебных заведений, использующих воспитательный потенциал национальной культуры и искусств;

будет обеспечено единство социально-гуманитарной и художественной подготовки учащихся в целостном учебно-воспитательном процессе, четко определены границы использования эстетического потенциала;

процесс формирования национального чувства будет опираться на искусство и другие виды художественной деятельности: смотров, конкурсов, фестивалей, выставок, кружков и клубов по народному искусству и.т.д.

Методологической основой исследования стало духовное наследие выдающихся мыслителей таджикского народа; идеи и взгляды крупнейших российских и зарубежных ученых в области философии, культурологии, педагогики, психологии на роль национальных и общечеловеческих ценностей в формировании разносторонне развитой, духовно богатой и высоконравственной личности, на межличностные и межнациональные отношения, на необходимость реализации соотношения национального и общечеловеческого в духовной жизни, в частности в педагогическом про-

цессе. Ценными явились выдвинутые положения о реформировании системы образования и воспитания, модернизации их содержания с учетом требований концепции национального образования суверенного государства и сложившихся к началу XXI века общечеловеческих ценностей.

Кроме того, решению сложной и актуальной проблемы формирования национального самосознания безусловно способствовало конструктивное изучение научно-педагогического опыта Таджикистана, аккумулированного в обобщающих материалах Таджикской Академии наук и НИИ педагогических наук.

Этапы исследования.

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе исследования (1987-1992) изучалась фило-софско-социологическая, политическая, культурологическая, этнологическая и психолого-педагогическая литература по вопросам формирования национального самосознания, обобщался опыт учебной и вне учебной деятельности учреждений среднего профессионального образования культуры и искусств в республике по формированию национального самосознания; разрабатывалась концепция исследования и программа опытно-экспериментальной работы.

На втором этапе (1992-1997 г.г.)продолжалось изучение литературе по проблеме, анализировались учебные планы, содержание учебных программ, пособий, методических материалов, качество лекций, практических и других занятий, апробировались новые формы и методы работы в базовых колледжах культуры и искусств. На этом этапе существенную роль сыграло участие и личные наблюдения автора за учебной и вне учебной культурно-

досуговой деятельностью. Проводились сравнительные срезы по анкетам.

На третьем этапе (1998-2003 г.г.) обобщались результаты исследования в ряде колледжей культуры и искусств республики, внедрялась система учебно-воспитательной работы, основанная на гармоническом соотношении национальных и общечеловеческих ценностях. На этом этапе исследования была внедрена « Программа формирования национального самосознания учащейся молодёжи средствами учебной и вне учебной деятельности».

Работа выполнена в рамках единой темы института искусств «Социально-педагогические основы формирования национальной культуры молодежи», прошедшая экспертизу АН Республики Таджикистан.

Достоверность положений диссертации достигнута целостным подходом к проблеме, широтой его опытно-экспериментальной базой и адекватностью и задачам научного поиска.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись:

на международных симпозиумах, конференциях и семинарах (Душанбе 1990, 1995, 1996, 1997, 1998,) Ташкент (1991), Чимкент (1992);

на республиканской научно-практической конференции по проблемам «Воспитания национального самосознания и национальной гордости» в НИИ педагогических наук (1999 г.);

— на конференциях в Кургантюбинском педагогическом
(1991 г.) и Ходжентском университетах (1996 г.), на ежегодных на
учных конференциях в институте искусств (1987-2003 гг.).

Основные результаты исследования освещались в 10 научных статьях, учебном пособии, в лекциях, докладах, на спецкурсах, чи-

таемых аспирантом в Таджикском государственном институте искусств (1987-2003 гг.), и в системе повышения квалификации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования проявилась в обосновании национального самосознания как неотъемлемой части сознания молодежи и путей его формирования в условиях колледжей культуры и искусств республики.

Исследование позволило решить проблему выявления педагогических механизмов развития национального самосознания учащихся и раскрытия педагогических технологий формирования национального самосознания в процессе учебной и вне учебной деятельности. Значимость исследования нашла свое отражение в обосновании модели формирования национального самосознания молодежи, которая интегрирует в себе выработанные веками принципы народной педагогики, феномен взаимодополняющего единства национальных и общечеловеческих ценностей.

Практическая значимость исследования выразилась в обосновании педагогической «Модели формирования национального самосознания молодежи Таджикистана» в раскрытии условий ее успешного функционирования. Разработанная и успешно апробированная в процессе формирующего педагогического эксперимента Модель позволяет средним профессиональным и высшим учебным заведениям культуры и искусств республики успешно сочетать образовательную и воспитательную деятельность, которая обеспечивает эффективность процесса национального самосознания и подрастающего поколения.

На основе материалов исследования разработана и успешно внедрена система учебных планов, программ, учебных пособий и методических рекомендаций в помощь средним профессиональным учебным заведениям культуры и искусств республики.

Исследование позволяет вынести на защиту следующие положения:

1. Концепцию формирования национального самосознания
учащихся системы среднего профессионального образования куль
туры и искусств основанную на:

— педагогических особенностях этой системы, проявляю
щуюся в широком использовании национальной культуры и искус
ства в воспитании чувства общенационального единства учащихся
и преодолении местничества и регионально-кастовых проявлений;

органическом соединении учебного процесса и вне учебного времени, где средствами культурно-досуговои деятельности формируется чувство сопричастности за судьбу отечества;

учет этнического состава групп учащихся и организации учебной и вне учебной деятельности на основе изучения их национальных языков, культур, традиций, а также углубленного изучения ими языков и культуры коренного населения.

2. Систему работы по формированию национального самосоз
нания учащихся средствами учебной и вне учебной деятельности,
которая предусматривает:

внедрение новых, инновационных форм и методов занятий и построенных на активности самих учащихся и использующих элементы художественности (урок - театрализованное представление, экскурсии в прошлое, деловые игры, вопросно-ответные формы занятия, уроки -учебные мероприятия и т.д.).

организацию и проведение организационно-педагогических мероприятий, стимулирующих процесс формирования национального самосознания: конкурсы, фестивали, концерты, выставки, национальные праздники, кружки и клубы по национальному искусству и т.д;

— модель формирования национальной идентичности учащихся.

Подобные работы
Каримова Дилором Джумаевна
Особенности физкультурно-оздоровительного компонента во вспомогательных школах-интернатах Республики Таджикистан
Зубайдов Убайд
Теоретико-педагогические основы дифференцированного обучения в школах Республики Таджикистан
Кабулов Барон
Подготовка будущих учителей начальных классов к экологическому воспитанию (На материале Республики Таджикистан)
Наимова Вера Романовна
Педагогические основы социальной поддержки и оплаты труда учителя общеобразовательной школы в новых экономических условиях Республики Таджикистан
Ниезов Ахмаджон Махмуджонович
Развитие средних профессиональных учебных заведений Республики Таджикистан за годы независимости
Темирова Хайринисо Исломовна
Психолого-педагогические проблемы классного чтения художественных произведений в начальных классах (На материалах Республики Таджикистан)
Халимов Зухурбек Малахович
Профессионально-педагогическая система воспитания студентов в педвузах Республики Таджикистан
Раджабова Мехри Рахматовна
Взаимосвязанность формирования самостоятельного мышления и речевого развития старшеклассников общеобразовательных школ Республики Таджикистан : на материале изучения английского языка на базе таджикского
Ашурова Барно
Формирование общечеловеческих ценностей учащихся общеобразовательных школ нового типа : на примерах школ Республики Таджикистан
Каландаров Асомуддин Шарифович
Педагогические основы подготовки офицеров запаса в гражданских вузах Республики Таджикистан

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net