Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Философские науки
Религиоведение, философская антропология, и философия культуры

Диссертационная работа:

. Свирида, Надежда Николаевна Историческое сознание как явление культуры : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13 Электронный ресурс Омск, 2004

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

Введение , 3

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования исторического

сознания , 12

1Л. Феномен и понятие исторического сознания 12

1.2. Историческая память, историческое сознание, историческая

преемственность, социальное наследование 39

Глава 2. Структура, функции исторического сознания и его место в духовной
культуре 62

  1. Структура исторического сознания 62

  2. Функции исторического сознания и его место среди других форм общественного сознания 88

  3. Особенности исторического сознания русского народа 107

Заключение 133

Библиографический список использованной литературы 136

Введение к работе:

Актуальность темы исследования обусловлена многими факторами. Во-первых, историческое сознание всегда играло большую роль в жизни общества, о чем свидетельствует вечный интерес человечества к своей истории. Во-вторых, актуальность диссертационного исследования заключается в значимости исторического сознания в период трансформации российского общества, когда происходят сущностные изменения в общественном сознании, в культурных и поведенческих ориентациях социального субъекта; она также вытекает из необходимости формирования у новых поколений действенного исторического сознания, основанного на исторической памяти, знании отечественной истории и культуры; из задач, связанных как с оценкой пройденного пути, так и с выбором дальнейших путей развития общества. В-третьих, изучение исторического сознания актуализируется как внутренними, так и внешними социальными реалиями. Значительные изменения происходят в настоящее время в глобальном масштабе, что связано с переходом от эпохи модерна к эпохе постмодерна, к постиндустриальному информационному обществу, с противоречиями глобализации. В-четвертых, в актуализации проблемы исторического сознания сыграли свою роль и факторы, находящиеся в сфере философского знания. В отечественной философской литературе историческое сознание стало объектом целенаправленного изучения примерно в конце 60-х годов XX в. Имеющиеся в философии подходы к феномену исторического сознания располагают богатыми возможностями осмысления его специфики. Тем не менее недостаточно внимания уделяется исследованию исторического сознания как явления духовно-практической деятельности субъекта истории, выявлению места исторического сознания в «механизмах» трансляции культуры. Категориальный статус понятия «историческое сознание» определяется не только его местом в системе категорий философии истории в целом, но и методологической значимостью в исследовании общественного сознания и духовной культуры в особенности. Поэтому обращение к проблеме исторического сознания вызвано необходимостью целостного осмысления его места и роли в системе общественного сознания, в духовной культуре.

Итак, актуальность предпринимаемого исследования определяется
значимостью того культурологического потенциала, который заключен
в историческом сознании, необходимостью выявления каналов реализа
ции этого потенциала в практической деятельности субъекта истории.
Теоретическая и практическая актуальность изучения проблемы истори
ческого сознания как явления культуры определила выбор диссертаци
онного исследования. т

і РОС НАЦИОНАЛЬНАЯ

Степень разработанности проблемы. В философской и научной

литературе к настоящему времени сложилось несколько направлений в исследовании исторического сознания, в рамках которых накоплен значительный материал, позволяющий заострить внимание на различных аспектах исторического сознания и наметить пути дальнейшего изучения данной проблемы. Можно выделить ряд проблемных блоков.

  1. Исследования, посвященные той реальности, которую изучает история как наука, а также философскому осмыслению исторического сознания человека как субъекта исторического процесса (Х.-Г. Гадамер, Н. Гартман, И.Г. Гердер, Г.В.Ф. Гегель, М. Блок, К. Маркс, X. Ортега-и-Гассет, Ж.-П. Сартр, А Дж. Тойнби, П. Рикер, Г. Риккерт, О. Шпенглер, И.Г. Фихте, К. Ясперс и др. представители западно-европейской философии). Особенности знаний об истории, способы их получения, хранения и трансформации рассматривают отечественные мыслители B.C. Барулин, Е.М. Жуков, Р.И. Иванова, В.Е. Кеме-ров, В.И. Копалов, Н.Е. Колосов, ВА Лекторский, В.М. Межуев, КХ Момцжян, АИ. Ракитов, Е.Б. Рашковский, КВ. Хвостова и др.

  2. Литература, в которой акцентируется внимание на сущности исторического сознания, его структуре, функциях и генезисе (работы ГА Антипова, МА Барга, АВ. Гулыги, АЯ. Гуревича, Г.Т. Журавлева, В А Ельчанинова, ЮА Кимелева, И. С Кона, ЮА Левады, В.И. Меркушина, Б.Г. Могильницкого, АИ. Панюкова, АХ. Самиева, В.Б. Устьянцева, Н.П. Французовой и др.). Одним из существенных аспектов в изучении исторического сознания выступает вопрос о его связи с историческим временем. Здесь, помимо исследований западных философов М. Блока, Г. Зиммеля, А Игнатова, Г. Люббе, П. Тиллиха, М. Хайдеггера и др., мы отметим работы отечественных мыслителей АЛ. Андреева, МА Барга, И.М. Меликова, АВ. Полетаева, И.М. Савельевой и др. Соотношение исторического сознания с другими формами общественного сознания рассматривают ИА Гобозов, Ф.Т. Михайлов, АГ. Спиркин, АК Уледов и др.

  3. Изучению различных феноменов духовной жизни общества и культуры в целом, являющихся выражением исторического сознания, посвящены исследования МА Кисселя, М.С. Кагана, Н.И. Конрада, АФ. Лосева, М.К Петрова, В.Н. Романова, Л.В. Скворцова, B.C. Сте-пина, Ю.М. Шора, М. Элиаде и др.; ценные работы по историческому сознанию как феномену культуры созданы В.Е. Гусевым, Д.С. Лихачевым, Ю.М. Лотманом и др.

  4. Социальную обусловленность исторического сознания и исторической памяти рассматривают Ю А Афанасьев, В.Э. Бойков, В.К Егоров, ВА Колеватов, Я.К. Ребане, Ж.Т. Тощенко, В.Б. Устьянцев и др.

Исторической преемственности и социальному наследованию уделяют внимание ЭА Баллер, М.П. Завьялова, И.Т. Касавин, Ф.Т. Михайлов, В.Н. Расторгуев и др.

  1. Важным блоком является проблематика, связанная с рефлексией отечественной философской традиции по поводу специфики исторического сознания русского народа. Мы опирались на исследования, посвященные анализу национальных и религиозных аспектов исторического сознания русского народа (работы НА Бердяева, М.О. Гершензона, В.И. Иванова, М.О. Кояловича, Л.П. Карсавина, И.О. Лосского, B.C. Соловьева, СЛ. Франка, Н.Ф. Федорова, ПА. Флоренского, АС. Хомякова, ПЛ. Чаадаева и др.). Особое значение в исследовании исторического прошлого русского народа имеют работы Н.М. Карамзина, В.О. Ключевского, СМ. Соловьева. Особенности исторического сознания русского народа изучают также П.М. Золин, В.М. Кандыба, В.М. Межуев, В.И. Мильдон, Л.И. Новикова, И.К. Пантин, АИ. Панюков, Е.Г. Плимак, АА Преображенский, Ю.И. Семенов, И.Н. Сиземская, Н Л. Эвдельманидр.

  2. Анализ идеологической направленности исторического сознания дан в исследованиях О.В. Волобуева, МЛ. Геллера, АЛ. Зиновьева, С.Г. Кара-Мурзы, МА Кисселя, СВ. Кулешова, РА Медведева, А.В. Пы-жикова, АВ. Юревич идр.

  3. Нами привлечены исследования, посвященные трансформации современного российского общества (Л.И. Абалкин, А. С Ахиезер, Т.И. Заславская, АГ. Здравомыслов, СТ. Кара-Мурза, АС. Панарин, Г. Померанц, Н.С Розов, Л.И. Семенникова, З.В. Сикевич, Л.И. Чинако-ва, МА Шабанова и др.) и влиянию социальных факторов на динамику исторического сознания.

Наряду с теоретическими исследованиями, в диссертации привлечена художественная, публицистическая и мемуарная литература (Ч. Айтматов, СТ. Аксаков, В.И. Белов, ИА Бунин, М. Горький, Ф.М. Достоевский, Г.К. Жуков, Е.И. Замятин, В.В. Набоков, АС. Пушкин, B.C. Соловьев, К.М. Симонов, АИ. Солженицын, ВА Солоухин, Л.Н. Толстой идр.).

Тем не менее, до сих пор остаются спорными и малоизученными многие вопросы, относящиеся к проблеме исторического сознания, а именно: предметная область исторического сознания; его соотношение с модусами времени; формы его выражения; структурные компоненты; наличие или отсутствие у него специфических функций; соотношение исторического сознания и исторического познания; место и роль исторического сознания в системе общественного сознания; недостаточно внимания уделяется вопросу об историческом сознании как особом духовном образовании.

Основная проблема исследования обусловлена недостаточным

философским осмыслением исторического сознания как явления культуры и может быть зафиксирована в вопросах: 1) в чем состоит сущность исторического сознания? 2) Каким образом происходит трансляция исторического сознания в культуру? 3) Каковы роль и место исторического сознания в духовной культуре?

Основная цель исследования: осмысление сущности, структуры и функций исторического сознания, исследование его роли в духовной культуре,

Задачи исследования:

осмыслить сущность понятия исторического сознания; охарактеризовать опосредствующие звенья, через которые историческое сознание включается в процесс трансляции культуры;

выявить структурные элементы исторического сознания;

рассмотреть функции исторического сознания и его связь с некоторыми другими формами общественного сознания;

определить особенности исторического сознания русского народа.

Методологическая и теоретическая основа исследования. Фундаментальную роль в процессе исследования играли такие философские методологические принципы, как объективность; историзм; взаимосвязь, развитие и противоречие, принцип системности. В работе используется также метод философской рефлексии.

Отметим междисциплинарный характер нашего исследования. Для обоснования выводов работы необходимо философское, историческое, культурологическое знание в синтезе. Исследование основывается на трудах отечественных и тех зарубежных мыслителей, которые обосновывают социокультурную специфику исторического сознания, для которых характерна рефлексия по поводу собственной истории. Эти труды перечислены выше.

Научная новизна исследования определяется выбранным аспектом проблемы исторического сознания: его рассмотрением как явления, относящегося не к одной какой-либо области духовного бытия, а ко всей духовной культуре. Основные результаты исследования могут быть зафиксированы в следующих положениях.

1. Выделены два основных подхода к пониманию исторического сознания; показано, что оба они заключают в себе принципиальный общий момент: акцентирование связи исторического сознания и исторического времени. Выявлено существенное различие между названными подходами:

  1. при первом из них историческое сознание понимается более узко как отражение только прошлой истории, формирующееся главным образом на основе исторической науки;

  2. при втором подходе историческое сознание трактуется более широко: его предметной областью считается исторический процесс в единстве трех модусов времени; оно формируется не только средствами исторической науки, но и всех других форм общественного сознания. Показано, что эти подходы не следует противопоставлять: в каждом из них фиксируются действительные черты сложного и противоречивого духовного феномена - исторического сознания. В диссертации, в соответствии с ее темой, обосновывается и развивается второй подход к историческому сознанию как универсальному явлению духовной культуры.

  1. Представлена дефиниция понятия исторического сознания, фиксирующая его особенности как определенного компонента общественного сознания и духовной культуры.

  2. Показано, что основными звеньями, через которые историческое сознание включается в процесс трансляции культуры, являются историческая память, историческая преемственность, социальное наследование. Обоснована необходимость включения в указанную группу категорий понятия «социальное наследование»; выявлены общие черты и различия названных категорий; показана роль исторического сознания в функционировании исторической памяти, исторической преемственности и социального наследования. Единством этих категорий выражается исторически обусловленный социокультурный контекст жизнедеятельности социального субъекта.

  3. Определены логические основания для расчленения структуры исторического сознания на четыре основные группы компонентов; показано, что историческое сознание - специфическое духовное образование, это аспект, срез всех форм общественного сознания, духовной культуры; рассмотрено, какими путями элементы содержания различных форм общественного сознания вплетаются в ткань исторического сознания; раскрыты, вместе с тем, относительная самостоятельность исторического сознания, которая проявляется в наличии у него собственной предметной области, специфической структуры и только ему присущей функции хранения и осмысления исторической памяти.

  4. Осуществлена конкретизация роли исторического сознания в социокультурном процессе применительно к историческому сознанию русского народа, выделены некоторые особенности исторического сознания русского народа, прослежена их изменчивость, показано их влияние на историческое развитие России.

Научно-теоретическая и практическая значимость исследования заключается в следующем: Во-первых, материалы диссертации могут быть применены для дальнейшего исследования содержания, места и роли исторического сознания в духовно-практической деятельности человека и общества. Во-вторых, материалы исследования могут быть использованы в разработке теоретических и методических материалов по философии культуры, культурологии, теории истории, этике, философской антропологии.

Апробация работы. Положения и выводы диссертации обсуждались на теоретическом семинаре кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин Сургутского государственного педагогического института, излагались в ряде статей и тезисов, уточнялись в ходе работы конференций и семинаров в 2000-2004 гг. Некоторые разделы темы апробированы на занятиях по философии и культурологии со студентами исторического и филологического факультетов СурГПИ. Диссертация обсуждена также на кафедре философии Омского государственного педагогического университета.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения. Содержание работы изложено на 151 странице. Библиография включает 230 наименований.

Подобные работы
Борисов Олег Сергеевич
Проблема институализации религиозного сознания в культуре
Хитров Арсений Вячеславович
Литературно-философские модели сознания в культуре нового времени: Лоренс Стерн и английская философия XVIII века
Соколов Борис Георгиевич
Генезис исторического сознания в новоевропейской культуре
Кузнецов Олег Валентинович
Истоки и смысл "катастрофического" сознания в западной культуре
Ларин Евгений Игоревич
Массовое сознание и массовая культура : На примере российского общества
Боташева Сафиназ Казбековна
Этноконфессиональное сознание и его проявления в духовной культуре
Цукерман, Владимир Самойлович
Народная культура как социальное явление
Коршунов Александр Вячеславович
Электоральная культура как социальное явление
Хованская Анастасия Владимировна
Проекции постмодернистской философии в художественном сознании и художественной культуре : Социально-философский анализ
Горовая Светлана Валентиновна
Социально-философский анализ массового сознания и массовой культуры

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net