Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Философские науки
Религиоведение, философская антропология, и философия культуры

Диссертационная работа:

Токарев Дмитрий Анатольевич. Жизненные смыслы страдания : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13 Омск, 2007 134 с., Библиогр.: с. 119-134 РГБ ОД, 61:07-9/710

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

Введение 3

Глава 1. Атрибутивная модель страдания и ее варианты

1. Сущность танатального варианта страдания 14

2. Особенность гедонистического варианта страдания 33

Глава 2. Модусная модель страдания и ее варианты

1. Специфика экзистенциального варианта страдания 56

2. Сущность сотериологического варианта страдания 88

Заключение 114

Библиографический список 119

Введение к работе:

Актуальность темы исследования вызвана тем, что страдание является одним из доминирующих состояний человека. Страдание - переживание человеком своей смертности, одно из важных состояний, позволяющее человеку осмыслить свое существование в мире, оно сопровождает нас в течение всей жизни, и в силу этого возникает острая необходимость в исследовании как самого страдания, так и способов его преодоления. Общественно-политическая и духовно-нравственная ситуация в начале XXI века с ее глобальными проблемами, угрозой терроризма, распространением деструктивных способов преодоления страдания и во многом разрушением традиционных религиозных и нравственных ценностей заставляет человека еще больше страдать и задумываться о смысле жизни.

Отношение человека к страданию напрямую зависит от его отношения к жизни, от умения найти точку опоры в сложном и противоречивом мире. Оттого как человек живет, зависит и глубина его страдания и возможности освобождения от него. Актуальным является то, насколько жизненный смысл, который человек вкладывает в свое существование и которым он руководствуется в течение жизни, связан со всеми составляющими страдания. Причины страдания, его проявления, а, самое главное, способы преодоления коррелируются соответствующей жизненной стратегией и со смыслом жизни.

В связи с наличием многочисленных концепций страдания в философской и религиозной мысли, в духовной культуре, человеку трудно определиться и выбрать наиболее оптимальную концепцию осмысления страдания, которая способствовала бы укреплению витальности человека. Актуальность темы вызвана необходимостью анализа концепций страдания и выработкой на их основе жизненных стратегий человека.

Одно из самых важных обстоятельств, которое необходимо учитывать при исследовании феномена страдания состоит в том, что страдание либо атрибут жизни человека, и преодоление его при жизни невозможно, либо оно - временное явление, вызванное какими-то обстоятельствами или действиями человека, и при определенных условиях человек может преодолеть страдание при жизни. В каждом подходе рассмотрения страдания должно быть обозначено отношение человека к своей собственной жизни и показана перспектива по преодолению страдания.

Актуальность темы обусловлена необходимостью поиска наиболее адекватного современной действительности подхода к рассмотрению страдания путем экспликации его различных вариантов в соответствии с жизненными стратегиями.

Степень разработанности проблемы.

На всем протяжении развития философской и религиозной мысли проблема страдания была одной из центральных. Многие философы в своих произведениях не обходили проблему страдания стороной. У каждого свое отношение к причинам, к проявлениям страдания, а, самое главное, своя оценка возможностей преодоления страдания. Необходимо выделить наиболее распространенные концепции страдания и подходы к его исследованию, которые объединяют большое количество философских и религиозных направлений и их представителей разных времен.

Одна из наиболее распространенных концепций, включающая такие древнеиндийские философские и религиозные направления как буддизм, «Бхагавадгита», джайнизм, а также иррациональную философию, тесно связывает страдание с жизненными процессами и определяет его как атрибут земной жизни человека. В рамках этой концепции уход из жизни есть освобождение от самого страдания, т.е. жизнь это бесконечная смена страданий. Надежда на другую жизнь помогает преодолевать тяготы земной жизни и в этом проявляется оптимистичность такого взгляда на страдание. Терпи, страдай, надейся – жизнь надо пережить. Данная концепция констатирует бедственное положение человека в мире, предпринимает попытки осмысления причин сложившейся жизненной ситуации, фиксирует основные стратегии защиты от страдания, но в основном при отсутствии самой жизни. Необходимо отметить, что основным недостатком рассмотренной концепции является то, что решить проблемы, вызванные страданием при жизни невозможно, и это ограничивает возможности человека в победе над страданием. В подтверждение такого вывода следует обратить внимание на работы современных авторов: Р. Госвами, Н.А. Железновой, Т.Н. Кетовой, В.Г. Лысенко, Е.П. Островской, С. Радхакришнана, Д.К. Ринпоче, М.Т. Степанянц, Е.А. Торчинова, А.Н. Чанышева, В.К. Шохина и других, в которых подчеркивается, что страдание в своей атрибутивности по отношению к жизни не может быть преодолено, значит, жизненная стратегия в данном случае приобретает направленность на уход из жизни.

Концепция, связывающая страдание и удовольствие, хотя и определяет возможности преодоления страдания через получение большего числа удовольствий, но в сущности лишь усиливает обреченность человека от бесконечности смены страдания и удовольствия. Такие рассуждения, так или иначе, встречаются в произведениях следующих философов: Аристиппа, Аристотеля, И. Бентама, Д. Локка, Ф. Ницше, Эпикура, Д.Юма. И хотя у каждого есть свои специфические подходы к исследованию страдания, но в их работах указывается на то, что преодолеть страдание можно путем получения удовольствий, но удовольствия не могут устранить страдание окончательно, т.к. после пика удовольствия наступает еще большее страдание от желания нового удовольствия.

В рамках этой парадигмы в последующее время писали Ж. Батай, Ж. Лакан и М.Фуко, обратившие особое внимание на сексуальную сторону жизни человека как причину страдания из-за максимальности удовольствия. Оставаясь наедине со своими нереализованными желаниями, человек не видит смысла в продолжении обреченной на страдание жизни. Современные авторы, так или иначе рассматривающие связь страдания и удовольствия, Т.В. Гончарова, А.Л. Доброхотов, О.А. Донских, Б.В. Марков, подчеркивают, что преодоление страдания крайне затруднительно без получения удовольствия, но это в свою очередь порождает еще большее страдание. Необходимо дать развернутый ответ на вопрос о перспективности такого видения страдания для жизни человека.

Позиция по отношению к страданию, объединяющая широкий круг философских и религиозных взглядов, исходит из того, что страдание не является атрибутом, а есть порождение неподлинной, греховной и ложной жизни. В рамках этого взгляда подчеркивается, что страдание присуще человеку лишь в некоторых состояниях, в которые он в силу своего действия или бездействия попадает. Здесь раскрывается сущность страдания через рассмотрение основных внутренних противоречий самого человека, через поиск путей освобождения от страдания, и, наконец, через обретение подлинности жизни. В рамках этого подхода интересны работы представителей экзистенциальной философии: А. Камю, Г. Марселя, М. Мерло-Понти, Ж.-П. Сартра, М. Хайдеггера, К. Ясперса. Одной из центральных проблем, определяющей сущность страдания в данном контексте, является выявление подлинности и неподлинности жизни человека. Об этом в своих работах рассуждали современные авторы: Р.М. Габитова, Ю.В. Грицков, С. Гроф, С.Ф. Денисов, А.Ф. Зотов, Р. Кочюнас, А.А. Столяров, Д. Пулмэн, Г. Фейфел и другие. Рассмотрение страдания в экзистенциализме, недостаточно раскрывает связь страдания с конкретными жизненными стратегиями человека.

Еще одна концепция страдания представлена христианским вероучением, в котором страдание понимается, во-первых, как возмездие, искупление, кара за грехи, во-вторых, как путь к спасению. Искупительная жертва Христа делает страдание залогом спасения. Среди наиболее значимых авторов средневекового христианства, писавших о страдании, необходимо назвать, П. Абеляра, А. Августина, Ф. Аквинского, М. Лютера, М. Монтеня, М. Экхарта. В более позднее время стоит отметить таких мыслителей как С. Кьеркегор и К. Льюис. В русской философской мысли, в рамках данной парадигмы, интересны работы философов Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Ф.М. Достоевского, И.А. Ильина, В.В. Розанова, В.С. Соловьева, Л.Н. Толстого, С.Л. Франка, Л.И. Шестова. В последние годы данная концепция страдания рассматривалась в работах: А. Безант, О. Воскресенского, Г.А. Гололоба, Ю.В. Грицкова, А. Дугина, С.С. Неретиной, Р. Суинберна, С. Тагуэлла, М.Л. Хорькова, В.В. Чешева и других. Они считают, что страдание преодолимо при условии искренней веры в спасение и праведной сострадательной жизни, но все-таки требуется более детальное исследование жизненной стратегии страдающего во имя Христа человека. Освобождением от страданий, по мнению всех этих авторов, является не отказ от жизни, а преодоление эгоизма, т.е. любовь. Человек находится в постоянном поиске своего места в мире, своего я. В связи с этим возникают страдания, как неотъемлемая часть поиска подлинного существования.

В целом необходимо отметить, что представленные концепции страдания на всем протяжении развития философии и религии показывают всеобъемлющий характер рассмотрения этой темы и указывают на необходимость исследования связи жизненных смыслов со страданием.

Проблема исследования вызвана необходимостью осмысления страдания в контексте жизненных стратегий и построения соответствующей классификации страдания на основе эксплицирования различных концепций жизненных смыслов страдания. Эта проблема может быть выражена в следующих вопросах: какое влияние оказывает страдание на жизненные смыслы? Если страдание является неотъемлемым состоянием жизни или только частью жизни, то как это влияет на развитие жизненных процессов? Как и каким образом можно классифицировать многочисленные концепции страдания, определяя в их основание жизненные смыслы?

Целью исследования является выявление жизненных смыслов страдания и систематизация на их основе различных концепций страдания.

Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:

- исследовать влияние страдания на развитие жизненного процесса и установление жизненных стратегий;

- описать модель страдания, в которой страдание представлено в качестве атрибута жизни, и выявить ее жизненные смыслы;

- рассмотреть модель страдания, в которой страдание представлено в качестве модуса жизни, и найти ее жизненные смыслы;

- дать сравнительный анализ моделей страдания и их вариантов.

Методологическая основа исследования.

В качестве основного метода исследования выступает компаративистский метод. Широко используется диалектический метод при выявлении противоречий различных точек зрения на страдание, что позволяет шаг за шагом переходить от простого к сложному, от непосредственного к опосредствованному, от абстрактного к конкретному и истинному результату. В пределах настоящей работы в качестве дополнительного метода используется герменевтический метод – при анализе различных философских традиций и направлений, а также при сопоставлении смысловых особенностей работ многочисленных авторов по теме страдания.

Научная новизна исследования и основные положения, выносимые на защиту.

В работе представлены две основные модели страдания: атрибутивная и модусная, каждая из которых в свою очередь имеет два варианта: танатальный и гедонистический, экзистенциальный и сотериологический. Дана характеристика различным вариантам определения причин и проявлений страдания, а так же выявлены специфические для моделей и их вариантов пути преодоления страдания. Сделан акцент на витальности и танатальности как тенденциях в жизни человека, определяющих уровень и смысл страдания.

Новизна диссертационного исследования может быть конкретизирована следующими положениями, выносимыми на защиту:

  1. выделены две модели страдания – атрибутивная и модусная, что позволило обосновать две основные стратегии жизни человека по отношению к страданию;

  2. доказано, что страдание в атрибутивной модели не способствует развитию жизненного процесса и ведет к танатальности, а в модусной модели страдание являет собой инструмент изменения обреченной, греховной и неподлинной жизни в сторону витальности, спасительности и подлинности;

  3. атрибутивная модель страдания представлена танатальным и гедонистическим вариантами. Утверждается, что в танатальном варианте человек должен смириться перед жизненными страданиями и ориентироваться на уход из жизни. Обосновано, что гедонистический вариант, в сущности, является разновидностью танатальной позиции и не несет витального смысла жизни человека, т.к. получение удовольствий лишь на время уводит от страдания, а затем оно с еще большей силой возвращается;

  4. в модусной модели страдания выделяются экзистенциальный и сотериологический варианты, которые предполагают, в отличие от атрибутивных вариантов, преодоление страдания при жизни человека. Зафиксировано, что согласно экзистенциальному варианту страдание ориентирует человека на поиск подлинной жизни. Доказано, что спасительная теория, представленная христианским вероучением, ориентирует человека на избавление от страдания в этом мире через спасение в вере.

Теоретическая и практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы:

- в процессе дальнейшей разработки понятийно-категориального аппарата философской антропологии;

- в разработке комплексных программ духовного развития человека, религиозного и нравственного воспитания;

- в лекциях и на семинарских занятиях по курсу философии.

Апробация работы.

Основные положения и результаты исследования были изложены в ряде публикаций и выступлений на следующих конференциях: всероссийской научной Интернет-конференции с международным участием в Омском Государственном университете путей сообщения «Анализ гуманитарных проблем современного российского общества» (Омск, 2005); конференции в Омском Государственном педагогическом университете «Реальность. Человек. Культура. Научные и вненаучные формы познания» (Омск, 2005); межвузовской научно-теоретической конференции в Магнитогорском государственном техническом университете им. Г.И. Носова «Ценности интеллигибельного мира» (Магнитогорск, 2006).

Структура и объем исследования. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 226 наименований. Работа изложена на 134 страницах компьютерной верстки.

Подобные работы
Бабалаева Мария Викторовна
Виктор Франкл: философское истолкование смысла страдания

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net