Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Культурология
Теория и история культуры

Диссертационная работа:

Мозговая Елена Ивановна. Культурные парадигмы и идеологемы русского патриотизма : диссертация ... кандидата философских наук : 24.00.01 Белгород, 2007 144 с., Библиогр.: с. 129-144 РГБ ОД, 61:07-9/679

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

Глава 1. Философско-культурологическое осмысление феномена

«патриотизм» 12

1.1. Сущностные основы патриотизма

как философско-культурологического явления. .12

1.2. Онтологические и антропологические основания

русского патриотизма 34

Глава 2. Культурные парадигмы и идеологемы патриотизма в нацио
нальном культурном пространстве: тенденции трансляции и диверси
фикации
65

  1. Аксиологические доминанты русского патриотизма 66

  2. Проблема патриотизма в условиях глобализирующегося мира 101

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 124

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 129

Введение к работе:

Актуальность исследования. В современной России патриотизм является одной из самых дискуссионных тем, включающей множество аспектов философско-политического, исторического, социологического, морально-нравственного, психологического, идеологического, религиозного и иного характера. В настоящее время, когда продолжается процесс выработки ведущей национальной идеи, способной вдохновить соотечественников на многотрудные и славные свершения во имя благосостояния и духовного преобразования России, особую значимость приобретает взгляд на патриотизм как на неординарное явление, способное предложить миру концепцию духовной и социально-экономической жизни общества XXI в., основанную на гармоничном синтезе своеобразной триады «Знание - Культура - Человек», - обеспечивающую прорыв в новое мировоззрение, иную систему ценностей, тождественных неизменным общечеловеческим нравственным заповедям, уважение к другим народам без различий: политических, национально-этнических, религиозных, - в общих чувствах добра, справедливости, уважения человеческого достоинства.

Не случайным в научной и общественной мысли является частое употребление понятий «национальная идея», «память», «свобода», «вера», «род», «народ», «Родина», составляющих концептуальную целостность русского патриотизма, основу его специфических свойств, базисных направлений и множества проявлений ментального, мировоззренческого, этнопсихологического характера. Идея патриотизма и гражданственности приобрела сегодня государственный статус, доказательством чего является реализуемая программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.». Применительно к России, для которой характерны полиэт-ничность и поликонфессиональность, огромные пространства, правомерно говорить об общероссийском, государственном патриотизме, возросшем на благодатной почве русского патриотизма, в котором объективно должен

быть заинтересован каждый гражданин независимо от этнической, социальной, конфессиональной и иной принадлежности.

Мировоззренческие процессы, затрагивающие представления о глобальных жизненных ориентирах, о геополитическом, культурном статусе России, ее судьбе в новой исторической перспективе, о сущности русского патриотизма как основе российского патриотизма и месте России в мировом сообществе диктуют необходимость тщательного и глубокого философско-культурологического анализа универсума данного феномена, идейно-культурного контекста его составляющих, который бы способствовал адекватному пониманию его антропо-аксиологической роли, места и значения в современном мире. Теоретическое и эмпирическое исследование природы и содержания патриотизма, его культурных оснований и идеологем, ценностных доминант, форм трансляции и диверсификации в современном социокультурном пространстве приобретает стратегический характер, поскольку от того, какие позиции будут определять «дух народа» в ближайшие десятилетия будет зависеть самосохранение духовно-нравственных, социально-экономических основ российской полиэтнической общности.

Степень научной разработанности проблемы исследования.

Проблема патриотизма общества, социальных групп, отдельных личностей актуальна не только по отношению к современному историческому периоду. Она привлекала внимание мыслителей-философов,'учёных обществоведов, политических деятелей, работников культуры и искусства на протяжении фактически всей многовековой истории человечества. Такое внимание к патриотизму свидетельствует о его вневременной значимости и актуальности.

Анализ имеющихся источников позволяет выделить в исследовании патриотизма несколько направлений:

теоретико-методологическое, связанное с определением сущностных признаков данного феномена и его основных культурных предпосылок, которое представлено работами русских философов Н.А. Бердяева, Н.Я. Дани-

левского, И.А. Ильина, К.Н. Леонтьева, П.Б. Струве, Е.Н. Трубецкого, П.Я. Чаадаева и др.

институциональное и структурно-функциональное, предлагающее различные варианты типологизации патриотизма и его форм; державного (в работах А.А. Безвербного, В.Ю. Верещагина, Л.А. Тихомирова, В.В. Черноуса); государственного (в работах В.В. Лапкина, В.И. Лутовинова, В.В. Шаронова и др,); национального (в работах В.И. Белова, В.Г. Распутина, А.Н. Севастьянова и др.); метафизического (Ю.В. Мамлеев, В.Ф. Чеснокова и др.); либерально-демократического (Е.Т Гайдар, А.С. Ципко, А.Л. Янов и др.); религиозно-православного (В.В. Аксючиц, Г.Н. Бурков, О.А. Платонов и др.);

политическое (идеологическое), устанавливающее взаимосвязь патриотизма с национализмом в качестве политических ценностей современных политических партий и движений, отождествляющее электоральную значимость патриотизма и национализма, интерпретирующее патриотизм с позиций конституционализма и гражданственности в трудах отечественных и зарубежных учёных В.А. Авксентьева, Б.Андерсона, Е.Е Несмеянова, В.А. Тишкова и др.

Необходимо отметить, что труды многих философов, эмигрировавших, высланных из России или репрессированных в 20-е гг. начала XX в., актуализирующих наследие философско-культурологической мысли в аспекте патриотизма, устанавливающих его взаимосвязь с русским характером, с русским национальным самосознанием, стали доступны только лишь с конца 80-х г. прошлого столетия. Это фундаментальные труды И.А. Ильина, П.Н. Милюкова, Г.П. Федотова, Г.В. Флоровского, П.А. Флоренского и других ученых.

К проблемам патриотизма обращались в своих трудах зарубежные мыслители: Платон, Конфуций, Гегель, Ясперс и др. В отечественной мысли вопросы о любви к своему народу и Отечеству волновали таких философов, мастеров слова, как С.Н. Булгаков, Б.П. Вышеславцев, А.С. Грибоедов, Н.Я. Данилевский, Ф.М. Достоевский, Н.М.Карамзин, И.В. Киреевский, К.Н. Ле-

онтьев, М.В. Ломоносов, B.C. Соловьев, Л.Н. Толстой, А'.С. Хомяков и др., труды которых широко использовались нами в процессе выявления онтологических и антропологических основ и идеологем русского патриотизма.

Традиция изучения русского национального характера была заложена историками России XIX в.: СМ. Соловьевым, В.О. Ключевским и др. Выработать философское обоснование для исследований указанной проблематики в рамках «психологической этнографии» попытались Н.И. Надеждин, К.Д. Кавелин. Кульминацией в развитии этого направления явились работы таких отечественных религиозных философов конца XIX -начала XX вв., как Н.А. Бердяев, В.В. Зеньковский, Н.О. Лосский, Л.П. Карсавин и др.

Много нового в изучение этой проблемы внесли исследователи отечественной науки советского периода (Б.И. Каверин, С.А. Тышкевич, М.Н. Шахов и др.).

В постсоветский период интерес к патриотической проблематике не только не уменьшился, но и возрос. В первую очередь, внимание уделялось сохранению всего того ценного, чем обладает российский патриотизм. Этому, в частности, посвящены диссертационные исследования А.А. Крупник (1995), И.И. Мельниченко (1996), Ю.Н. Трифанова (1997), В.И. Лутовинова (1998), Н.П. Лузика (2007) и др.

Существенный вклад в разработку религиозно-патриотических взглядов внесли многие видные представители Русской Православной Церкви, науки, искусства: Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, А. Кураев, Д.С. Лихачев, А. Мень, Ю.М. Поляков, О.А. Платонов, В.В. Розанов, А.И. Солженицын, B.C. Соловьев, Е.С. Троицкий, Г.Г. Шпет и др.

Анализ феномена патриотизма, интегрирующего в своей целостности социальные, политические, духовно-нравственные, культурные, исторические компоненты содержится в работах А. Аронова, Н.Алексеева, И.Бондаренко, В. Гершунского, Н. Губанова, Н. Ипполитовой, К. Касьяно-

вой, И. Клименко, В. Козлова, В. Колпачева, А. Костяева, В. Лекторского, В. Макарова, А. Малинкина, В. Межуева, Н.Нарочницкой, Н. Некрасовой, И. Невлевой, А. Огурцова, В. Римского, В. Руденко, Н. Шевченко и др.

В рамках дискурса глобализации культуры особый интерес для нашего исследования представляют работы, посвященные проблеме русской идентичности в современном мире. В контексте философско-гуманитарного знания этот вопрос получил разработку в исследованиях А. Володина, В. Дерга-чева, А. Кара-Мурзы, А. Панарина, И. Поповой, Л. Семенниковой, А. Уткина, С. Удовика, В. Федотовой и др.

Таким образом, проблема выявления культурных парадигм и идеоло-гем русского патриотизма, заявленная в данном диссертационном исследовании, требует комплексного философско-культурологического осмысления, поскольку изучение лишь отдельных аспектов не позволяет сформировать целостного представления об изучаемом феномене.

Объектом диссертационного исследования являются историко-культурные основания русского патриотизма.

Предмет исследования - формирование русского патриотизма в контексте его онтологических, антропологических, аксиологических доминант.

Цель исследования - осуществить философско-культурологический анализ русского патриотизма в историко-этническом, социально-культурном, духовно-нравственном, идеологическом аспектах.

Достижение основной цели исследования предполагает постановку и последовательное решение следующих задач:

выявить сущностные основы патриотизма в философско-культурологическом аспекте;

охарактеризовать онтологические и антропологические основания русского патриотизма;

раскрыть аксиологические доминанты русского патриотизма;

проанализировать проблему русского патриотизма в условиях глобализирующегося мира.

Теоретико-методологическая основа исследования. Методология исследования обусловлена спецификой изучаемого объекта и задачами диссертации. Диссертационная работа опирается на комплексный философско-культурологический анализ научных работ, исторических и литературных источников, который позволяет проследить генезис общефилософских представлений о природе и содержании русского патриотизма.

Общефилософский подход позволил раскрыть сущностные основы патриотизма. Философско-культурологический подход способствовал выявлению характеристик онтологических и антропологических оснований русского патриотизма. Культурно-семиотический метод позволил обосновать аксиологические доминанты русского патриотизма. Культурно-антропологический метод способствовал осуществлению анализа проблемы патриотизма в условиях глобализирующегося мира.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующих результатах:

систематизирован категориально-понятийный аппарат русского патриотизма в ракурсе его базисных направлений; на основе всестороннего анализа сущности патриотизма дано его авторское определение как многофункционального, социально-общественного, активно-деятельностного, личностно-духовного социокультурного феномена;

предложена классификация онтологических и антропологических оснований русского патриотизма в историко-культурной изменчивости;

осуществлён философско-культурологический анализ аксиологических основ русского патриотизма в контексте мировоззренческого, духовного и практического опыта нации;

обоснована специфика патриотизма в условиях современного глобализирующегося мира как альтернативы мировой унифицирующей интеграции.

Основные положения, выносимые на защиту: 1. Представляя собой динамичный процесс личностного и гражданского становления, патриотизм выступает системным основанием бытия и раз-

вития русской цивилизации, социальной и духовной жизнедеятельности общества. Возникнув и развиваясь как чувство, связанное с миросозерцанием, ощущением родного края, отчего дома, впоследствии свидетельствуя о духовно-нравственном обогащении личности, патриотизм проявляется в активной общественно-социальной деятельности и поступках, осуществляемых субъектом на благо своего Отечества и народа, таким образом, являя собой одно из доминантных условий эффективного функционирования всей системы социально-культурных и политических институтов, в том числе и государства.

  1. Обусловленный множеством эпохальных и вневременных факторов, порожденный сложным пространственным (евразийским) положением русского народа, его социально-культурными особенностями (русская душа, русский характер, ментальность) патриотизм является выражением не только всебытийных вселенских основ, но и отражением самого человека, как на уровне его мировоззрения, миропонимания, так и на уровне духовного и практического опыта. В качестве основного субъекта патриотизма выступает личность, приоритетной социально-нравственной задачей которой является осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной принадлежности к Родине как высший принцип, определяющий смысл жизни и стратегию деятельности, наполненной служению Отечеству, что позволяет рассматривать это многоаспектное явление в органическом единстве проявлений (государственный патриотизм, региональный патриотизм, политический патриотизм, экономический патриотизм, социальный патриотизм, культурный патриотизм, экологический патриотизм, культурно-исторический патриотизм и т.д.).

  2. Философско-культурологический анализ аксиологических основ русского патриотизма: род, семья, народ, природа, родина, гордость за свое Отечество, гуманизм, милосердие, миролюбие, бескорыстие, трудолюбие, любовь к языку, своей истории, культуре, любовь к согражданам, память, соборность, общинность, свобода, религиозность, вера, духовность, долг,

жертвенность, коллективизм, гуманизм, честность, совестливость, - позволил обнаружить его фундаментальную значимость, проявляющуюся не только в географическом, геополитическом (пространственном), но в духовном, историческом, социокультурном, общецивилизационном смыслах. 4. Выступая в качестве одного из альтернативных процессов мировой интеграции, русский патриотизм - как социокультурное явление - находится в диалектическом единстве и противоречии с понятиями преданности национальному, корпоративному, цивилизационному, будучи неразрывно связан с интернационализмом, чужд национализму, сепаратизму и космополитизму.

Теоретическая и научно-практическая значимость. Основные положения и выводы, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы в дальнейшей научно-исследовательской работе по проблемам духовно-нравственного воспитания россиян, формирования сознательно и добровольно принимаемой позиции граждан, изучения общекультурных процессов в условиях глобализирующегося мира. Материалы диссертации могут быть востребованы в процессе преподавания курсов философии, культурологии, истории, предметов по выбору по проблемам теории и истории русской культуры.

Диссертационное исследование имеет практическую направленность в реализации значимых национальных социокультурных проектов, в экспертной деятельности по анализу и оценке этнокультурных проблем современности.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования были апробированы на научных конференциях всероссийского и регионального уровней. Результаты диссертационного исследования периодически докладывались автором в выступлениях на различных форумах: «Патриотизм как концепт формирования человека и мира» (Белгород, 2005), «Язык, фольклор, культура: проблемы взаимодействия» (Белго-

род, 2005), «Провинция и столица: центробежные и центростремительные процессы духовной эволюции культуры» (Белгород, 2006), «Человек в изменяющейся России: философская и междисциплинарная парадигмы» (Белгород, 2007), «Православие и духовный мир молодежи» (Белгород, 2007), межвузовской научно-практической конференции «Лихачевские чтения» (Белгород, 2007).

. Основные аспекты исследования нашли отражение в 7 публикациях (среди которых статья в журнале, рекомендованном решением Президиума ВАК РФ).

Структура работы.

Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и библиографического списка.


© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net