Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Культурология
Теория и история культуры

Диссертационная работа:

Волгаева Татьяна Александровна. Менталитет мордовского этноса: истоки и сущность : 24.00.01 Волгаева, Татьяна Александровна Менталитет мордовского этноса: истоки и сущность :историко-культурологический аспект : диссертация ... кандидата исторических наук : 24.00.01 Саранск, 2007 249 с., Библиогр.: с. 230-249 РГБ ОД, 61:07-7/1050

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1.ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНАЯ ПАРАДИГМА
МЕНТАЛИТЕТА МОРДВЫ
29

1.1. Феномен менталитета в историко-культурном

пространстве 29

1.2. Географические и социально-исторические условия

формирования менталитета мордвы 64

1.3. Религиозно-мифологическая основа менталитета

мордовского народа 87

Глава 2. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ

СУЩНОСТНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ

МЕНТАЛИТЕТА МОРДВЫ 126

  1. Самосознание как составляющая менталитета 126

  2. Этико-эстетические ценности 144

  3. Отражение этнической ментальности в устно-поэтическом творчестве мордовского народа 174

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 217

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК .230

Введение к работе:

Актуальность исследования. Современная гуманитарная наука часто оперирует относительно новым и не вполне укоренившимся понятием «менталитет», которое оказалось способным воплотить целостный мир человека, раскрыть многозначность и многоуровневость его природы Спектр вопросов, рассматриваемых по проблеме менталитета широк, ввиду того, что каждая из областей гуманитарного знания характеризует этот феномен по-своему Многообразие исследовательских концепций определяет дискуссионность данного понятия в теории и истории культуры Касается она в первую очередь вопросов национального самосознания, ценностей культуры, которые всегда остры и современны.

XX столетие оказалось временем значительных перемен, поскольку социально-политические и духовные революции, глобализация культуры обусловили крушение прежних традиций, идеалов и ценностей. Зарождающиеся новые ценности не могут быть истинно подлинными, так как менталитет преграждает дорогу элементам, не соответствующим его органичной структуре Результатом заимствования компонента чужеродной культуры может стать либо его усвоение только во внешней, поверхностной и не имеющей значения форме, либо перерождение менталитета и гибель этноса и его культуры. В связи с этим актуально выявить те ценности, на которые можно опираться Для этого нужно понять глубинные истоки, ту основу, на которой строится жизнь людей. Такой основой является этнический менталитет.

Обращение к менталитету мордовского этноса позволяет отчетливее осознать сущность и своеобразие культуры мордовского народа, ибо национальные культуры в конечном итоге есть не что иное, как внешнее проявление скрытой внутренней сущности — ментальное этносов и наций

Проблема национального менталитета представляется весьма актуальной в условиях современной российской действительности Не сбываются прогнозы относительно уменьшения роли национального

фактора, напротив, наблюдается повсеместный интерес, как у отдельных людей, так и целых народов, в том числе мордовского, к своим этническим корням Желание многих народов сохранить свою самобытность, подчеркнуть особенности своего национального характера, психического склада вполне закономерно, поскольку в процессе исторического развития они создали собственную систему культурных ценностей, которую использовали для выражения национального самосознания Рост национального самосознания свидетельствует о том, что не оправдываются прогнозы о скором слиянии национально-государственных образований в единое и неразделенное человеческое сообщество Нации и народы остаются основными субъектами исторического процесса и играют в настоящее время не меньшую роль, чем в XIX или в XX веке

Россия нашего времени нуждается в современной концепции экономического, социально-политического, духовно-нравственного развития Однако невозможно стремление к образованию могучей и сильной России без учета интересов ее регионов с самобытной культурой

Хронологические рамки исследования охватывают XVIII - XX вв -исторический период, когда в основном сформировался комплекс разноплановых источников, позволяющих всесторонне исследовать заявленную тему С целью изучения глубинных пластов менталитета мордвы мы обращаемся к мифологии и фольклору этноса.

Территориальные рамки исследования ограничиваются мордовским краем, под которым понимается этническая территория мордвы, включающая в свой состав территорию современной Республики Мордовии, а также территорию дисперсного расселения мордвы в Пензенской, Самарской, Саратовской, Симбирской, Нижегородской, Тамбовской, Оренбургской, Уфимской губерниях

Объект исследования - историко-культурный аспею менталитета мордовского народа

Предмет исследования — процесс исторического формирования менталитета мордвы как социокультурного явления

Степень изученности проблемы. Проблема менталитета нашла отражение в целом ряде исследований, накопленных в различных областях общественного и гуманитарного знания. Впервые постановка проблемы национального менталитета была осуществлена философами Нового времени В трудах Щ Монтескье, Д. Юма, К Гельвеция, ИГ Гердера, Г Гегеля, ГГ.Шпета1 и др. объектом рассмотрения становится «душа народа», «национальный характер», «дух народа» В их работах обнаруживаются первые определения сущности национального менталитета, размышления о влиянии природно-климатических условий и социально-политических факторов на черты характера народов.

Исследование национально-психологических особенностей народов с использованием категории «менталитет» начинается со второй половины XX века. Освещение теоретических вопросов, касающихся обозначенной проблемы, невозможно без обращения к этнографическим, этнопсихологическим, социально-психологическим и культурологическим работам Среди такого рода работ следует отметить труды С А Арутюнова, Г М. Андреевой, А Я Гуревича, И Г Дубова, Е.А Ануфриева и Л.В. Лесной, Т Г Стефаненко, В К. Трофимова2 и др. авторов.

1 Монтескье, Ш. О духе законов / Ш Монтескье // Избранные произведения - М, 1955

- С 157-733, Юм, Д Сочинения в 2 т / Д Юм - М, 1966 - Т2 О национальных
характерах, Гельвеций, К А. О человеке в 2 т / К А Гельвеций - М, 1974 - Т 2, Гердер,
ИГ,
Идеи к философии истории человечества / И Г Гердер - М, 1977, Гегель, Г
Сочинения в 3 т / Г Гегель - М, 1956 - Т 3 Философия духа, Шпет, Г Г Введение в
этническую психологию / Г Г Шпет - М, 1989

2 Арутюнов, С.А. Народы и культуры, развитие и взаимодействие / С А Арутюнов - М,
1989, Андреева, Г.М. Социальная психология / Г М Андреева. - М, 1994, Гуревич, А.Я.
Изучение ментальностей Социальная история и поиски исторического синтеза /
А Я Гуревич // Сов этнография - 1988 - № 6 - С 16-25, Дубов, И.Г. Феномен
менталитета Психологический анализ / И Г Дубов//Вопросы психологии -1993 -№5

- С 20-29, Ануфриев, Е.А, Лесная, Л.В. Российский менталитет как социально-
политический и духовный феномен / Е А Ануфриев//Социал-полит журнал -1997 -№

3 - С 16-40, Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология / Т Г Стефаненко - М , Екатеринбург,
1999, Трофимов, В К. Душа русской цивилизации / В К Трофимов - Ижевск, 1998

Национальный менталитет - один из признаков нации, поэтому необходимо указать на научные исследования в области теории этносов и наций Ю.В. Бромлея, Л.Н Гумилева, Л М Дробижевой, В И Козлова, М Н. Руткевича, В.А Тишкова, С А Токарева3 и др

Современный менталитет мордвы формировался в рамках российского имперского социума, в связи с этим необходимо обращение к трудам Н Я. Данилевского, И.А. Ильина, Н.А. Бердяева, А.Я. Флиера4 и других, в которых рассматриваются проблемы русской цивилизации.

До начала 90-х годов XX века вопросы, касающиеся менталитета, не относили к числу актуальных, иногда даже отвергали из-за несоответствия официальной идеологии и методологии В настоящее время проблема исследуется на уровне различных этносов, к этой теме обращаются и ученые различных областей науки Мордовии историки, культурологи, философы Так, одним из первых региональных исследователей попытку теоретической разработки данного вопроса предпринял В А Юрченков5

К проблеме национального и этнического менталитета обращается Н.И. Воронина6. Она дает определение понятию «национальный менталитет»

3 Бромяей, Ю.В Этнос и этнография / Ю В Бромлей - М , 1973, Он же. Современные
проблемы этнографии / Ю В Бромлей - М, 1982, Гумилев, Л Н Этногенез и биосфера
Земли / Л Н Гумилев - М, 1997, Дробижева, Л.М. Этническое самосознание русских в
современных условиях / ЛМ Дробижева // Сов этнография -1991 ~№1 -С 3-13,
Козлов, ВИ О понятии этнической общности/ В И Козлов//Сов этнография - 1967 -
№2 -С 109-111,Руткевич, А.М Об архетипах коллективного бессознательного / АМ
Руткевич // Вопросы философии - 1988 - № 1 - С 124-132 ,Тишков, В А Забыть о
нации (Постмодернистское понимание национализма) / В А Тишков // Вопросы
философии - 1998 - >fa 9 - С 3-20, Токарев, СА. Ранние формы религии / С А Токарев
-М.1990

4 Данилевский, Н.Я. Россия и Европа / Н Я Данилевский - М, 1991, Ильин, И А
Собрание сочинений в 10 т / И А Ильин - М , 1996 - Т 6 Сущность и своеобразие
русской культуры, Бердяев, Н.А. Судьба России Опыты по психологии войны и
национальности /НА Бердяев - М, 1990, Флиер, А.Я. Культурология для культурологов
/ А Я Флиер - М , Екатеринбург, 2002

3 Юрченков, В А Мордовский этнос в имперском социуме XVIII - нач XX вв / В А

Юрченков // Новая волна в изучении этнополитической истории Волго-Уральского

региона сб статей - Саранск, 2003 -С 156-175

6 Воронина, Н.И К проблеме национального и этнического менталитета /НИ Воронина

// Феникс ежегодник кафедры культурологии - Рузаевка «Руз печатник», 2000 - С 14-

и утверждает, что менталитет национальной культуры, даже изменяясь, остается в своей основе постоянным, что позволяет идентифицировать культуру на всем ее историческом пути - от зарождения до расцвета и, может быть, гибели.

Вопросы этнопсихологии затрагивает В.К. Абрамов7; он анализирует «особенности национального типа» мордвы и перечисляет факторы, определяющие менталитет мордовского народа - природа, климат, жилище, людское сообщество

В постановке теоретических и методологических проблем менталитета в философии, культурологии определенное значение имеют изыскания исследователей ОН Прокаевой, НВ Солманидиной8 Базисным аспектом работ является интерпретация термина «менталитет» Методологическую базу данных исследований составляют общетеоретические труды классиков мировой науки, касающихся специфики менталитета

В гуманитарной науке существует много смежных с менталитетом понятий Достаточно близким представляется понятие «космо-психо-логос», введенное в научный оборот Г.Д Гачевым Применительно к мордовскому народу модель финно-угорского космо-психо-логоса (гносеология, онтология, логика и др) обстоятельно проанализирована П А Гагаевым и А А Гагаевым9 Авторами основное внимание уделено выявлению ценностной системы финно-угорских народов.

Следует подчеркнуть особое значение рецепции мордвы другими народами, что позволяет отличить истинные представления и оценки от стереотипных и субъективных суждений отдельных представителей,

7Абрамов, В.К. Мордовский народ (1897-1939)/В К Абрамов -Саранск, 1996

8 Прокаева, О Н. Духовно-ценностный смысл менталитета автореф дис канд философ
наук /ОН Прокаева - Саранск, 2004, Солманидина, Н.В. Менталитет как «философское
измерение» российской истории в творчестве ВО Ключевского автореф дис канд
философ наук / Н В Солманидина - Саранск, 2001

9 Гагаев, П.А. Философия и психология естественных, технических и гуманитарных
наук Культурно-типическая и личная модель науки (логика открытия) Космо-психо-
логос уникального человека Система философии в 3 ч /ПА Гагаев, А А Гагаев -
Саранск, 2004

воспринимающих этнос Проблеме восприятия мордовского народа посвящена работа А.А. Ксенофонтовой «Мордва XVIII - начала XX вв в восприятии русских наблюдателей (опыт этнопсихологического исследования)»10 Предметом исследования являются научные и публицистические работы русских ученых, путешественников, священников, краеведов о мордовском народе

Подобной проблематике посвящено и диссертационное исследование А.В Пузакова «Восприятие России в английской культуре XVI - XX вв »" Интерес представляют высказывания английских путешественников о психологических особенностях мордовского народа

Имеются труды, в которых выявляются факторы, оказывающие существенное влияние на формирование менталитета Роль природно-климатического фактора рассматривается в работах ИГ Гердера, В О Ключевского, И А. Ильина, Л.Н Пушкарева, В В Напольских'2 и др

Влияние на менталитет особенностей социальной жизни показано И.В. Кириевским, А А Зиновьевым, В Селюниным, О.А Платоновым13 и др

Воздействие на душу и образ жизни мордовского этноса мифологии и языческой религии прослеживается в трудах Ф Бутузова, М.Е Евсевьева, Н Ф Мокшина, Д В Пургасова, Н Г Юрченковой14 и др

,0 Ксенофонтова, А.А. Мордва XVIII - начала XX вв в восприятии русских

наблюдателей (опыт этнопсихологического исследования) автореф дне канд философ

наук / А А Ксенофонтова - Саранск, 2003

" Пузаков, А.В. Восприятие России в английской культуре XVI - XX вв автореф дис

к и н / А В Пузаков - Саранск, 2004

12 Гердер, И.Г. Идеи к философии истории человечества /ИГ Гердер - М, 1977,

Ключевский, В.О. Сочинения в 9 т /ВО Ключевский - М, 1987 -ТІ, Ильин, И А

Собрание сочинений в 10 т / И А Ильин - М, 1996 Т6 Сущность и своеобразие

русской культуры, Путкарев, Л.Н. Что такое менталитет'' / ЛН Пушкарев // Отеч

история - 1995 - № 3 - С 158-166, Напольских, В В. Введение в историческую

уралистику /В В Напольских -Ижевск, 1997

Киреевский, И.В. В ответ А С Хомякову /ИВ Киреевский // Русская идея - М Республика, 1992 - С 65-72, Зиновьев, А.А. Коммунизм как реальность / А А Зиновьев -М, 1994, Селюнин, В. Истоки / В Селюнин // Новый мир -1988 - № 5 - С 162-189, Платонов, О.А. Русский труд / О А Платонов - М, 1991

!4 Бутузов, Ф Из быта мордвы села Живайкина Жадовской волости Корсунского уезда Симбирской губернии / Ф Бутузов // ИОАИЭ -Казань, 1983 -Т 11 -Вып 5 -С 486-487, Евсевьев, М.Е Мордва Татреспублики /МБ Евсевьев - Казань, 1925, Мокший, Н.Ф. Религиозные верования мордвы / НФ Мокшин - Саранск, 1998, Пургасов, ДВ Жизнь дореволюционной мордвы История, предания, быт, обычаи и верования / ДВ Пургасов - М, 1995, Юрченкова, Н.Г. Мифология в культурном сознании мордовского этноса/ Н Г Юрченкова - Саранск, 2002

Особенности системы воспитания и социализации мордвы нашли отражение в работах Н Ф Беляевой, В Н Майнова, В А. Ауновского15 и др.

В заключение отметим, что, несмотря на значительное количество работ, затрагивающих проблему менталитета, этот вопрос в историко-культурологической науке остается малоисследованным и дискуссионным На наш взгляд, пока не существует цельной культурологической теории менталитета Требует специальных исследований и проблема менталитета мордовского этноса

Источниковая база. В качестве источников выступили архивные материалы, хранящиеся в Центральном государственном архиве Республики Мордовия (ЦГА РМ) черновые записи М Е Евсевьева (Ф.Р. - 267 Оп 1, д 42, ФР - 267 Оп. 1, д 312); рукописные фонды Государственного учреждения «Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия» (РФ НИИГН) о культуре Мордовии в конце XIX - начале XX века (И - 555), записи И.М. Корсакова о фольклоре мордовского народа как историко-этнографическом источнике (И - 592), материалы по мордовскому народному эпосу (Л - 680), фольклорный материал и переписка из архива К.Т. Самородова (Л - 783), записи И.С. Сибиряка о фольклоре как источнике изучения истории мордовского народа (Л-900)

Следующую группу составили опубликованные источники, к числу которых относятся материалы проведенных научных экспедиций по России-ГФ Миллера, ПС Палласа, И.Г Георги и др. Среди русских ученых, принимавших участие в экспедиции, любопытные путевые заметки оставили И И. Лепехин и Н П Рычков Этнографическое описание их включено в первую часть «Дневных записок путешествия доктора и Академии наук

15 Беляева, Н Ф Традиционное воспитание детей у мордвы / Н Ф Беляева - Саранск, 2000, Майнов, В.Н Очерк юридического быта мордвы / В Н Майнов - СПб, 1885, Ауновский, В А Этнографический очерк мордвы-мокши / В А Ауновский // Памятная книжка Симбирской губернии на 1869 год -Симбирск, 1869 -С 85-108

адъюнкта Ивана Лепехина по разным провинциям Российского государства»16.

Вторая половина XIX века характеризуется огромным числом публикаций о мордовском народе, которые также послужили ценным источником. Выходят работы В.Н. Майнова17, в которых исследователь высказывает свои впечатления о внешности и характере мокшан, описывает семейные и родственные отношения, труды В А Ауновского18 и И И Дубасова19, отражающие этнопсихологические особенности мордовского народа

Изучению мордвы Самарской губернии посвящают свои исследования этнограф Н М Малиев и краевед Н Федоров20. Существенный материал для анализа содержат работы И.Н Смирнова и А А. Шахматова21, которые посещали многие мордовские села, изучая традиции, быт, искусство мордовского народа

Очерки и путевые заметки русских авторов составили следующую группу источников. Эмоционально, красочно и образно описывают быт, нравы, культуру, хозяйство мордвы, выражают впечатления от тех дней, которые провели у них, К Милькович и М Попов22.

16 Дневные записки путешествия доктора и Академии Наук адъюнкта Ивана Лепехина по

разным провинциям Российского государства 1768 и 1769 году - СПб, 1771

"Майков, В.Н. Один день среди «мокши»/ В Н Майнов // Древняя и новая Россия - СПб,

1878 - №10 - ТЗ - С 117-134, Он же. Очерк юридического быта мордвы / ВН

Майнов -СПб, 1885

18 Ауновский, В.А. Этнографический очерк мордвы - мокши / В А Ауновский // Памятная

книжка Симбирской губернии на 1869 год -Симбирск, 1869 -С 85-108

"Дубасов, И.И Историко-этнографические сведения о мордве, населяющей Тамбовскую

губернию/И И Дубасов//Тамбовские губернские ведомости -1880 -№52 -С 44-53

20 Малиев, Н.М. Общие сведения о мордве Самарской губернии антропологический
характер / НМ Малиев // Протоколы заседаний общества естествоиспытателей при
императорском Казанском университете - Казань, 1876-1877, Федоров, Н. Заметки о
мордве села Шенталы Бугульминского уезда / Н Федоров // Самарские губернские
ведомости -1863 -№48 -С 1-4

21 Смирнов, И.Н. Мордва Историко-этнографический очерк / И Н Смирнов - Казань,
1895, Шахматов, АЛ Мордовский этнографический сборник / А А Шахматов -СПб,
1910

22 Милькович, К. Быт и верования мордвов в конце XVIII столетия / К Милькович //
Тамбовские епархиальные ведомости - 1905 - № 1 - С 815-831, Попов, М
Селиксенские мордвы (рассказ путешественника) / М Попов // Санкт-Петербургские
ведомости -1834 -№30-37

Определенный интерес представляют произведения П.И. Мельникова (Андрея Печерского) и И Селиванова, в которых содержится подробное описание быта и нравов мордовского народа, выделяются положительные и отрицательные черты23.

Ценные наблюдения об образе жизни мордвы содержатся в трудах зарубежных авторов, среди которых наиболее значимыми представляются работы X Паасонена и У. Харвы24.

Воспоминания зарубежных путешественников и дипломатов находят отражение в «Хронографе»25 В А Юрченкова, где приводятся и анализируются высказывания А. Джениксона, Р Барберини, Дж. Флетчера, Н Витсена и многих других об обычаях и особенностях характера мордвы

Важными источниками для исследования являются фольклорные записи. Наиболее компактно этот материал представлен в многотомном издании «Устно-поэтическое творчество мордовского народа»26.

Самой обширной и разнообразной является последняя группа источников - статьи священников о мордве, публиковавшиеся преимущественно в «Пензенских епархиальных ведомостях»27. Интерес представляют работы священников И Беляева, М. Иллюстрова, НИ Ильминского, ФП Островидова, А. Примерова, А. Антонинова, К Снежницкого, П Озерецкого, П. Докучаева, А. Троянского и многих других

Таким образом, при исследовании избранной темы мы опирались на разные группы исторических источников Каждая из этих групп имеет свою специфику, свой подход к анализу исторической реальности, вместе с тем они взаимно дополняют друг друга. Содержащийся в них фактический и

23 Мельников, П И. (Андрей Печерский) Очерки мордвы /ПИ Мельников - Саранск,
1981, Селиванов, И Описание быта мордвы / И Селиванов // Документы и материалы по
истории Мордовской АССР -Саранск, 1940 Т 2 Ч 1 -С 210-227

24 Paasonen, Н Mordwinische Volksdichtung IН Paasonen - Helsinki, 1938-1981, Harva, U.
Die Religiosen Vorsteliungen der Mordwmen / U Harva - Helsinki, 1952

" Юрченков, BA Хронограф, или Повествование о мордовском народе и его истории

Очерки, рассказы/В А Юрченков -Саранск, 1991

26 Устно-поэтическое творчество мордовского народа в 12 т - Саранск, 1965 - 2003 (17

кн)

и Пензенские епархиальные ведомости - 1871 - 1902

статистический материал позволил изучить разные аспекты менталитета мордовского народа

Методологическая основа исследования базируется на системе принципов- историзма и научной объективности, позволяющих всесторонне рассмотреть изучаемый предмет, учитывая конкретную историческую ситуацию, принципе детерминизма, помогающем истолковать зависимость менталитета от объективных природных, социальных, исторических, культурных факторов; принципе относительности, способствующем учету общечеловеческого характера менталитета разных народов

Методологические принципы обусловили использование нескольких методов научного исследования метода системного анализа, позволяющего исследовать имеющиеся данные в совокупности и синтезировать, группировать суждения, интеграционного метода, способствующего применению знаний, полученных разными науками, сравнительно-исторического метода, содействующего представлению явлений в их реальной форме и развитии в сопоставлении с другими явлениями.

Цель работы: исследование историко-культурологического генезиса, сущности и ценностной природы менталитета мордовского этноса Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи

проанализировать динамику историко-культурологических воззрений на

проблему менталитета, выступающего системным ядром культуры,

определить роль природно-климатических и социально-исторических

факторов в формировании менталитета;

проследить эволюцию религиозно-мифологических основ менталитета

мордовского народа,

выявить сущность самосознания как компонента менталитета мордвы,

выделить этико-эстетические ценности и установить их роль в

вырабатывании ментальных черт на различных этапах этнической

истории,

исследовать социокультурные проявления этнического менталитета мордвы в фольклорной традиции

Научная новизна исследования. В работе впервые осуществлено комплексное историко-культурное исследование менталитета мордовского этноса, его социокультурных основ, установлена и проанализирована зависимость самобытности мордовского национального менталитета от трех главных факторов, географического, особенностей социальной жизни и специфики религиозно-мифологических верований. Выделены этнические ценности, которые определяют манеру поведения мордвы, их национальное самосознание, отношение к культуре и окружающему миру.

Теоретическая значимость исследования обусловлена

использованием комплекса научных методов историко-культурного характера, позволивших всесторонне изучить генезис, сущность и ценностную природу менталитета мордовского этноса

Практическая значимость работы. Материалы исследования могут быть использованы в практике преподавания теории и истории культуры Мордовии, культурологии, социальной философии, этнопсихологии в высших учебных заведениях. Работа может служить источниковедческой базой для дальнейших научных исследований по культуре Мордовии

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. В определении феномена менталитета большую роль играют авторские концепции, интерпретирующие его сущность в аспекте социальном, историческом, психологическом, философском и др В историко-культурологическом знании под менталитетом понимаются социально-психологические установки, автоматизмы и привычки сознания, способы видения мира, представления людей, принадлежащих к той или иной социально-культурной общности ладывается на основе авторских концепций, интерпритирующих фено

2 Существенное влияние на формирование менталитета мордовского народа оказали природно-географическая среда и социально-исторический

фактор Сложные природно-климатические условия способствовали формированию таких черт мордвина, как неприхотливость, выносливость, замкнутость Социально-экономическая организация в форме общины культивировала ценности, которые стали достоянием мордовского менталитета, солидарную ответственность людей друг за друга, честность, бескорыстие, скромность, совестливость, уважительное отношение к старшим

3 Существенную роль в формировании менталитета мордовского народа сыграли религиозно-мифологические воззрения, состоящие из древнего языческого компонента и позднего синкретического наслоения, сформировавшегося в результате культурного взаимодействия с христианством (православием), что привело в конечном итоге к двоеверию Мордва стала поклоняться некоторым из христианских святых, которые вошли в мордовский пантеон. Постепенно оформилась мысль о демиурге, сменились представления о душе, смерти, загробном мире и т.д.

4. Важной составляющей в структуре менталитета выступает этническое самосознание как относительно устойчивая система осознанных представлений и оценок, реально существующих этнодифференцирующих и этноинтегрирующих признаков жизнедеятельности этноса К факторам, выполняющим этнодифференцирующие функции мордвы, относятся такие компоненты, как этноним (самоназвание), происхождение и историческое прошлое членов этноса, язык, религия, культура

5 Одним из основных способов нормативной регуляции действий и поступков человека в конкретной социальной общности является этико-эстетическая система ценностей, которая определяет манеру поведения, типичный образ жизни, национальное сознание, отношение к своей культуре и окружающему миру. Наиболее значимыми ценностями у мордвы выступают, стремление жить по обычаям предков, миролюбие, добропорядочность, прагматичность, уважение и почитание старшего поколения, трудолюбие, гостеприимство и т д

6 Важным источником, отражающим этническое мировосприятие, самосознание и психологию, является устно-поэтическое творчество мордовского народа В различных жанрах фольклора прослеживаются установки и стереотипы, обязательное следование которым делает жизнедеятельность этноса нормативно стабильной В фольклоре содержится важная информация о восприятии мордвина себя как личности и отражены основные ценности, культивируемые этносом.

Апробация работы. Основные положения диссертации и результаты исследования нашли отражение в пяти научных статьях, опубликованных в сборниках научных трудов и в научных журналах (Саранск, Москва), а также в выступлениях на научно-практических конференциях региональной «Центр и периферия Культура российской провинции» (Саранск, 2005), внутривузовской «Огаревские чтения» (Саранск, 2006); конференции молодых ученых (Саранск, 2007); международной XXIII финно-угорской студенческой конференции «IFUSCO» (Саранск, 2007)

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка

Подобные работы
Вельм Иван Матвеевич
Этнический менталитет: истоки и сущность (На примере удмуртского этноса)
Трофимов Валерий Кирилович
Истоки и сущность русского национального менталитета (социально-философский аспект)
Трофимов Валерий Кириллович
Истоки и сущность русского национального менталитета : Социально-философский аспект
Паутов Игорь Дмитриевич
Международный терроризм в конце XX - начале XXI веков, как глобальная проблема современности: сущность, истоки и угрозы
Султанова Жанна Васильевна
Этноцентризм в современном мире: истоки, сущность, практики
Козлов Антон Викторович
Национал-большевизм Н.В. Устрялова: истоки, сущность, эволюция
Челищев Владимир Игоревич
Фундаментализм в современном мире: истоки, социальная природа и политическая сущность
Григорьева Анастасия Александровна
Русский менталитет: сущность и структура : социально-философский анализ
Никитина Эрбина Витальевна
Специфика менталитета чувашского народа (Философский аспект исследования сущности этнического менталитета)
Васильева Клавдия Кирилловна
Менталитет, онто-этнологическое измерение (На примере бурятского этноса)

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net