Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Исторические науки
Этнография, этнология и антропология

Диссертационная работа:

Гаер Евдокия Александровна. Традиционная бытовая обрядность нанайцев в конце XIX - начале XX в. (к проблеме устойчивости и развития традиций) : ил РГБ ОД 61:85-7/922

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

.Стр.

  1. ВВЕДЕНИЕ 3

  2. ГЛАВА I. Промысловые обряды 24

  3. ГЛАВА Ш. Родильные обряды 65

  4. ГЛАВА Ш. Свадебные обряды 108

  5. ГЛАВА ІУ. Похоронные и поминальные обряды 141

  6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 187

  7. ПРИЛОЖЕНИЕ: список литературы, нанайские обрядовые

тексты с переводом на русский язык,

фотоиллюстрации, зарисовки 199

Введение к работе:

Исследование традиционных обрядов народов мира представляет большой научный и культурный интерес в связи с тем, что обрядность и связанные с ней представления являются своего рода ценным источником, содержащим не только мировоззренческие установки, но и определенным образом зафиксированные сведения о сфере социального и некоторых особенностях жизни человеческого общества. Значение такого рода исторических источников возрастает при обращении к исследованию мировоззрения, культуры, истории народностей, не имевших до недавнего времени письменности и не оставивших собственных письменных памятников.

Целью настоящей работы является изучение традиционной бытовой обрядности нанайцев, самой крупной коренной тунгусоязычной народности Нижнего Амура (І05І6 чел. по переписи 1979 г.).

Нанайцы (устаревшее название - гольды, самоназвание - нанай, т.е. люди земли) населяют среднюю часть Нижнего Амура, долины рек Уссури, Сунгари, Тунгуски, Кура* Урми; их села располагаются по берегам озер Болонь, Петропавловского, Синдского и др.; часть нанайцев живет в гг.Дальнего Востока - Комсомольске-на-Амуре, Амурске, Хабаровске, Николаевске-на-Амуре. Традиционными занятиями нанайцев издавна были речное рыболовство, пушная и мясная охота (особенно у живших по таежным притокам Горин, Кур, Урми и др.), а также собирательство. За годы Советской власти в материальной и духовной культуре нанайцев произошли глубокие изменения: часть нанайского населения активным образом участвует в промышленном производстве, сложилось совхозное хозяйство, сформировалась собственная интеллигенция (педагоги, врачи, инженеры), на основе русского алфавита развилась письменность.

Выбор традиционной бытовой обрядности нанайцев в качестве предмета исследования обусловлен следующими соображениями. В отличие от многих народов Сибири большинство нанайцев до середины XIX в. оставалось вне влияния православной религии, что способствовало более полному, чем у других обитателей Севера и Дальнего Востока, сохранению первичных дохристианских верований и обрядов. Кроме того, исследование бытовой обрядности нанайцев позволяет определить как специфические черты, присущие верованиям только этой народности, так и выявить более общие представления, свойственные и другим народам Сибири, например, ульчам, нивхам. Последнее дает возможность установить культурные взаимосвязи нанайцев с соседними народами.

Результаты исследований по выбранной проблематике имеют также прикладное политико-воспитательное значение, так как некоторые обряды и в наши дни не утратили своего значения как важное средство социального регулирования, приобщения индивидов к гос-

подствующей в данном обществе системе нормативных отношений .

  1. Под условным термином "бытовая обрядность" автор понимает комплексы промысловых, свадебных, родильных и похоронных обрядов. Обрядовые действия и церемонии в этих сферах проводились непосредственно населением без участия или при незначительном участии шаманов.

  2. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1973, с.70-71; См. также: Матханова Э.И. Бытовые традиции в современных условиях. Улан-Удэ. 1965; Кампарс П.П., Закович Н.М. Советская гражданская обрядность. М.,.1967; Филатов А. О новых и старых обрядах. М., Профиздат, 1967; и др.

В связи с этим знание обрядов помогает вести борьбу против патриархальщины, слепого воспевания прошлого и преклонения перед стариной.

Изучение особенностей быта и жизни нанайцев, а также их соседей - ульчей, нивхов, негидальцев, эвенков и др. - началось еще в XIX в. Первые исследователи занимались-главным образом вопросами расселения, хозяйствования указанных народностей, их материальной культурой. Гораздо меньше внимания уделялось духовной культуре, в основном шло накопление материалов по обрядовой и культовой практике.

В 1844 г. известному географу А.Миддендорфу во время путешествий по Сибири и Приамурью удалось зафиксировать некоторые обычаи и обряды, в том числе свадебные и похоронные у негидальцев0.

Фактический материал об обрядовой практике ульчей, нивхов* орочей и негидальцев был собран участниками Амурской экспедиции 1850-54 гг.(Г.И.Невельской, Н#К.Бошняк, Н.В.Рудановский, Н.В.Еус-се и др.4)

  1. Миддендорф А.Ф. Путешествие на север и восток Сибири. Часть П. Север и Восток Сибири в естественно-историческом отношении. Отдел УІ. Коренные жители Сибири. СПб., 1878, с.744-757.

  2. Невельской Г. И. Подвиги русских морских офицеров на крайнем Востоке России. Хаб., 1969; Бошняк Н.К. Экспедиции в Приамурском крае. - Морской сборник, 1858, $ 12, часть неоф.,

о.179-194; 1859, I, часть неоф., с.ІІІ-ІЗІ; № 2, с323-334; 3, с.193-212; Буссе-г.г. Невельскому и Рудановскому, СПб., 1872; Рудановский Н*В. По поводу воспоминаний Н.В.Буссе об острове Сахалине и экспедиции 1853 года. - Вестник Европы, № 8, с.910-923; Полевой Б.П. Этнографические наблюдения

Б 1854 г» экспедиция Российской Академии наук под руководством Л.Шренка собрала интересные сведения о культовой практике народов Приамурья, Впервые был зафиксирован погребальный обряд у нивхов: оплакивание умершего у нанайцев; были описаны проводы души умершего в загробный мир, кроме того, получены данные об обрядах, связанных с рождением ребенка, охотой и обрядах, выполняв-шихся на медвежьем празднике .

В 1855 г. РЛС.Маак, руководивший экспедицией Сибирского отделения Русского географического общества, в своем отчете привел материалы по некоторым бытовым обрядам и обычаям нанайцев и нив-

с.

хов, живших на Амуре . Известный ботаник К.И.Максимович уделил

некоторое внимание быту и обычаям уссурийских нанайцев .

Два года работала на Уссури экспедиция Н.М.Пржевальского. В

Г.И.Невельского (1849). - СЭ, 1955, № 4, с.106-116; Смоляк А.В. Экспедиции Невельского 1850-54 гг. и первые этнографические исследования XIX века в Приамурье, Приморье и на Сахалине. - СЭ} % 3, с.77-82; Сем Ю.А. Амурские экспедиции и малые народы Нижнего Амура. - В кн.: Труды Дальневосточного филиала СО АН СССР, т.7. Владивосток, 1967.

  1. Щренк Л.И. Об инородцах Амурского края. СПб., т.І; 1889, т.П, 1901, т.Ш - 1903.

  2. Маак Р.К. Путешествие по Амуру, совершенное по распоряжению Сибирского отдела Русского географического общества в 1855 году. СПб., 1859.

  3. Максимович К.И. Амурский край. Из ботанического сочинения. -Приложение ко П тому "Записок Академии наук", № 2. СПб., 1862, с.1-90.

итоге были зафиксированы многие черты из жизни нанайцев и удэгейцев Приморской области* записаны обычаи, связанные с заключением брака, погребальные обряды8»

В 80-х гг. XIX в. на Уссури и Амуре проводил работу И.Нада-

ров. Интересуясь охотничьим промыслом нанайцев и удэгейцев, он

9 подметил некоторые характерные промысловые запреты на охоте .

В 1891 г. Д.Кропоткиным в Курском и Урмийском бассейнах собраны материалы по свадебным, похоронным, охотничьим обрядам нанайцев10.

Специальная этнографическая экспедиция Общества изучения Амурского края работала среди орочей. Ее руководителем В.К.Мар-гаритовым описан семейный быт орочей, некоторые обряды, связанные с религиозными воззрениями, а также погребальные и поминальные обряды и обычаи. Эти наблюдения сохраняют большую ценность и

тт для современных исследователей .

В 1894 г. капитан С*Леонтович среди тумнинских орочей зато фиксировал некоторые особенности свадебных обрядов . В течение

трех лет (1895-1897 гг.) среди этой же народности в районе

  1. Пржевальский ЇЇ.М. Путешествие в Уссурийском крае 1867-1869 гг. М., 1937, с.80-88.

  2. Надаров И* Очерк современного состояния Северо-Уссурийского края. Владивосток, 1884.

  1. Кропоткин Д. От устья Тунгуски до сопки Каутырь. - Записки Общества изучения Амурского края. Владивостокского отделения Приамурского отдела Русского географического общества, т.У, вып.1. Владивосток, 1896, с.1-21.

  2. Маргаритов В.П. Об орочах Императорской Гавани. СПб., 1888.

  3. Леонтович С. Природа и население реки Тумнин Приморской обл.

"Землеведение", т. 4, № 3-4, 1697.

Сихотэ-Алиньского хребта вел исследования геолог и географ

Я.Эделыптейн; он описал погребальные обряды орочей .

В низовьях Амура в 1895-1896 гг. А.В.Сильницким был собран материал о семейных обрядах ульчей . В эти же годы в районе р.Тунгуски работал П.П.Шимкевич; он занимался обрядами нанайцев, в частности погребальным, связанным с сопровождением души умерше-

го в потусторонний мир . Его сведения имеют особый интерес для изучения религиозных воззрений этой народности* Но более ценны материалы по запретам, связанным с различными сторонами хозяйственной деятельности, семейным бытом и верованиями.

Особенно богатые наблюдения по религиозным верованиям нивхов, ульчей, нанайцев, орочей, негидальцев принадлежат политическому ссыльному, впоследствии известному ученому Л.Я.Штернбергу. Он детально изучил семейно-брачные отношения, религиозные воззрения и связанные с ними обычаи и обряды, восходящие к эпохе мате-

тб ринского рода . Большое внимание он уделил верованиям и обрядам,

  1. Эделыптейн Я. Северный и средний Сихотэ-Алинь. - Известия Русского географического общества, т.41, вып.2, СПб., 1905.

  2. Сильницкий А.В. Быт гиляков в низовьях Амура. - Труды Приамурского географического общества за 1895 год. Хабаровск, 1896.

  3. Шимкевич П.П. Обычаи, поверья и предания гольдов. - Этнографическое обозрение, № 2, 1897.

  4. Штернберг І.Я. Гиляки^ орочи, гольды, негидальцы, айны. Статьи и материалы. Хабаровск, Дальгиз* 1933, с.257, 264, 265.

T7 Tft

посвященным охоте и рыбной ловле , постройке дома , а также нанайским обрядам погребения, поминок и проводов души умершего в

загробный мир . У негидальцев им были отмечены свадебные и религиозные обряды, сходные с подобными у соседних народов. Л.Я. Штернбергом высказаны весьма интересные мысли о происхождении религиозных верований народов Амура.

В частности, он подчеркнул, что анимистические представления характерное явление для всех первобытных народов. И попытался наметить стадии эволюции анимизма. Для нашей темы представляет несомненный интерес его исследование о загробной жизни, посмертных странствиях души и т.д.

В конце XIX - начале XX вв. политическим ссыльным Б.ОЛил-судским были собраны ценные материалы по родильным обычаям населения о.Сахалина .

В начале XX века среди амурских, сунгарийских и уссурийских нанайцев работал И.А.Лопатин. Он исследовал быт и духовный мир

нанайцев .

  1. Штернберг Л.Я. Гиляки, орочи, гольды, негидальцы, айны.Статьи и материалы. Хабаровск, Дальгиз, 1933, с.ЗП-314.

  2. Там же, с.317, 334-335.

  3. Там же, с.478-480.

  4. Там же, с.496-497} Пилсудский Б.О. Роды, беременности, выкидыши, близнецы, уроды, бесплодие и плодовитость у туземцев о.Сахалина. - Живая старина (периодическое издание отделения этнографии Императорского Рус.географ.общества), вып. I-II. СПб., 1910, с.22-49.

  5. Лопатин И*А. Гольды амурские, уссурийские и сунгарийские. -Записки общества изучения Амурского края. Владивостокское отд.

К этому же времени относятся интересные наблюдения о религиозных верованиях народов Приамурья и Приморья, сделанные мес-сионерами Благовещенской и Владивостокской епархии. Проповедуя христианство, они изучали обряды и обычаи аборигенного населения и вели борьбу с традиционными религиозными представлениями местных народов, стремясь заменить их христианским верованием. Главное внимание они обращали на бытовые обряды, сопровождающие рождение ребенка, свадьбу, промыслы, погребение умершего, его поминовение и пр.

Таким образом, дореволюционными исследователями, а также путешественниками, чиновниками, миссионерами и политическими ссыльными был накоплен значительный фактический материал по обрядам и обычаям малых народов Приамурья и Приморья. Большинство работ имело описательный характер. Семейная обрядность была представлена неодинаково подробно. Обобщающих, сводных работ по данной теме в это время не было.

Между тем, накопленные сведения представляют большой научный интерес, дают возможность судить о различиях бытовой обрядности у отдельных народов Амура и о локальных особенностях этой обрядности.

В советское время интерес к изучению этнографии народов Дальнего Востока значительно возрос. Он был обусловлен необходимостью полнее изучить духовную культуру народов этого региона с тем, чтобы оказать помощь коренному населению в проведении социалистических преобразований. Исследования приобрели более планомерный характер: организовывались экспедиции, отдельные поездки

Приамур. отдела Русского географ.общества, т.17. Владивосток, 1922.

- II -

в районы, населенные представителями малых народов.

В материалах экспедиции 1917 года (ВЛС.Арсеньев, А.Н.Ку-ренков (Липский), Н.А.Липская-Вальронд) имелись богатые сведения

об обычаях и обрядах Кур-Урмийских нанайцев . к сожалению, ос-новная масса собранных данных не была опубликована .

С 1922 г. начата публикация работ И,А.Лопатина. Он посвятил их проблемам семьи, быта и верований . В монографии И.А.Лопатина рассмотрены промысловые, свадебные и похоронные обряды, а также обряда, связанные с рождением и сохранением жизни ребенка. Автор отмечал различия в захоронениях умерших, завиоившие от их

прижизненного социального положения . Погребения нанайцев он сравнивал с чукотскими, эскимосскими и русскими . Большое вни-

мание уделил различным формам поминок . Кроме того, приводимые

  1. Куренков Г.Д. (А.Н.Л.) Материалы по этнографии гольдов. Вып.1. Материальная культура. Опыт общего обзора, наблюдавшихся явлений, введение к детальному их описанию. Верхне-удинск, 1918; Арсеньев В.К. Дневник экспедиций 1917 года на Кур и Урми. - Архив Приморского отделения ВГО. Фонд В.К.Ар-сеньева, опись I, д.5.

  2. Материалы экспедиции частично хранятся в архивах Института этнографии АН СССР в г.Ленинграде.

  3. Лопатин И.А. Указ.соч.; он же. Черты быта у гольдов. Семья. Николаевск-на-Амуре. 1919; он же. Лето среди орочей и гольдов. Отдельный отт.газ. Далекая окраина. Владивосток, с.1-33.

  4. Лопатин И.А. Указ.соч., с.292.

  5. Там же, с.289-290, 292.

  6. Там же, с.310.

на местных языках термины зачастую даны неточно или искажены,

В рецензии на монографию И.А.Лопатина А.Н.Липский использовал собранные им материалы для критики ошибок автора и привел

описания некоторых обычаев и обрядов нанайцев .

В 1924 г. в г.Хабаровске состоялся I Туземный съезд Дальневосточной области29. С его трибуны выступали представители малых народов, они требовали борьбы против вредных обрядов и обычаев, упразднения калыма, неравноправия женщин, родовой мести и пр.

Решения съезда были изданы с проблемной статьей А.Н.Липского . В 1925 г, опубликована интересная статья Н.А.Липской о положении женщины у народов Нижнего Амура» В ней автор приводит описания некоторых семейных обычаев и обрядов» Особенно ценный материал был собран Н.А.Липской во время экспедиционных работ 1936-1937 гг. Предварительные результаты наблюдений публикова-лись в журнале "Советская этнография" . Они были посвящены быту и семейно-бытовым обрядам нанайцев. Начавшаяся Великая Отечественная война и гибель автора во время Ленинградской блокады прервали работу Н.А.Липской по обобщению богатого собранного материала.

  1. Липский А.Н. Гольды... И.А.Лопатина (критический обзор части книги). Владивосток» 1925.

  2. Первый туземный съезд ДВО. Протоколы съезда под редакцией И.Ф.Федорова. 1925.

  3. Липский А.Н. Краткий обзор манчдуро-тунгусских племен бассейна Амура. Там же.

  4. Липская-Вальронд Н.А. Материалы к этнографии гольдов. - Сибирская живая старина, вып.Ш-1У. Иркутски, 1925, с.145-160.

- ІЗ -

в Горно-Амгуньской экспедиции 1926 г* ценную работу провели Н.К.Каргер и И.И.Козьминский. Они не только записали традиционные обряды и обычаи, но и подметили некоторые изменения в рели-

3?

гиозных обрядах . И.И.Козьминский показал тенденцию развития

обычаев и обрядов, отметил необходимость формирования новых советских обрядов и обычаев у малых народностей Приамурья и При-морья .

Ценный вклад в изучение обрядовой практики ульчей внес A.M. Золотарев . Им подробно описаны обряды и обычаи, связанные с семейно-брачными отношениями, похоронами и поминками, медвежьими праздниками, культом близнецов, культами неба и тайги. Автор пришел к выводу о существовании нескольких пластов в религиозных воззрениях ульчей, которые восходят к древним представлениям племен амурских рыболовов. Названная монография цредставляет интерес для этнографов и историков религии.

  1. Липская-Вальронд Н*А. Краткий предварительный отчет о командировке для этнографического изучения нанаев (гольдов). -Советская этнография. Сб.статей. Вып.Ш* М.-Л., 1940.

  2. Каргер Н.К. и Козьминский И. И. Предварительный отчет о работе Горино-Амгуньской экспедиции 1926 года. - Известия комиссии по изучению племенного состава СССР и сопредельных стран, вып.З. Л., 1929; Козьминский И.И. Возникновение нового культа у гольдов. - Сб. этнограф, матер., вып.2. Л., 1927.

  3. Золотарев A.M. Родовой строй и религия ульчей. Хабаровск, 1939; он же. Пережитки родового строя у гиляков района Чомэ. - Советский Север, її З, 1933, с.52-66.

В советский период Л.ЯШтернберг: Е.А.Крейнович и Ч.М.Так-3S

сами изучали нивхов В их работах наибольшее внимание обращено на семейные и промысловые обряды и обычаи.

Большую работу по исследованию истории быта, культуры уль-чей проделала А.В.Смоляк . Она опубликовала целый ряд статей,

  1. Штернберг Л.Я. Гиляки, орочи, гольды, негидальцы, айны, Хабаровск, 1933; он же. Первобытная религия. Л., 1936; Крей-нович Е.А* Очерк космогонических представлений гиляков Сахалина. - Этнография, № 4, 1930; он же. Собаководство гиляков и его отражение в религиозной идеологии; он же. Нивхгу. Загадочные обитатели Сахалина и Амура. М., 1973; Таксами Ч.М. Нивхи. Л*, 1967; он же. Основные проблемы этнографии и истории нивхов (сер.XIX - нач. XX вв.). Л., 1975; он же. Первобытные отношения, религиозные верования у нивхов. - В кн. Страны и народы Востока. Вып.7. М., 1969; он же. Представления о природе и человеке у нивхов. - В сб. Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера (вторая пол.ХІХ - нач. XX вв.). Л., 1976.

  2. Смоляк А.В* Магические обряды сохранения жизни детей у народов Нижнего Амура. - Труды Института этнографии, т.78* 1962; она же. Ульчи. Хозяйство, культура и быт в прошлом и настоящем. - Наука. М., 1966; она же. Этнографические данные в обрядах ложных погребений у народов Нижнего Амура. - Советская археология, 1969, 1В 3; она же. Новые данные по анимизму и шаманству у нанайцев Нижнего Амура. - В кн. Новое в этнографических исследованиях. Итоги полевых исследований Института этнографии АН СССР, 1972, ч.П. М., 1974; она же. Представления нанайцев о мире. - В сб. Природа и человек в религиозных

посвященных религиозным верованиям нанайцев и ульчей. Важное значение имеет выступление А.В.Смоляк на научно-практической конференции, состоявшейся 22-26 ноября 1966 года в г.Улан-Удэ. В ее докладе был рассмотрен широкий круг проблем формирования новой обрядности у народов Нижнего Амура и форм борьбы с пережиточ-ними явлениями в быту и сознании^ .

В работах Ю.А.Сем зафиксированы традиционные обычаи и обряды нанайцев, особенно те, которые были связаны с родовой организацией, семьей и религиозными верованиями^ .

В конце 60-х годов Б.А.Тимохин собрал интересную коллекцию

представлениях народов Сибири и Севера (П пол. XIX - нач.XX вв.). Л., 1976; она же. Свадебная обрядность. Нанайцы. Уль-чи. Нивхи. Похоронная обрядность. Нанайцы. Ульчи. Нивхи. Не-гидальцы. Орочи. Удэгейцы. Нивхи. - В кн. Семейная обрядность народов Сибири. (Опыт сравнительного изучения. Изд.Наука. М., 1980, сс.61-78; 177-199).

  1. Смоляк А.В. Погребальные,поминальные обряды у народов Нижнего Амура и проблемы преодоления религиозных пережитков. - Сб. Вопросы преодоления пережитков прошлого и становления новых обычаев и традиций. Улан-Удэ, 1968, вып.1, с.157, 164.

  2. Сем Ю.А, Родовая организация нанайцев и ее разложение. Владивосток, 1959; он же. Пережитки материнского рода у нанайцев. - Труды ДВ фил.СО АН СССР, сер. историч., т.2. Владивосток, 1961; jm же. Проблемы изучения религиозных культов нанайцев. - Тезисы докладов на сессии, посвященной итогам полевых исследований в 1974-1975 гг. Май-1976 г. Душанбе, 1976.

бурханов нанайцев, ульчей и. нивхов и записал некоторые способы их использования. Неоспоримо ценны его наблюдения, связанные с медвежьим праздником *.

Отдельные обряды семейно-брачных отношений и половозрастного разделения труда в искусстве, в изготовлении средств передвижения и т.п. описаны С.В.Ивановым .

Большое значение для изучения обрядовой и культовой практики народов Нижнего Амура имеет традиционная семейно-бытовая обрядность соседних народов, в том числе эвенков, эвенов, орочей, удэгейцев, ороков и др. народов Сибири и Дальнего Востока; Сравнительное изучение обрядности- народов этого региона позволяют

выяснить истоки некоторых обрядов, географический ареал их рас-

41 пространения, установить локальные различия .

  1. Тимохин Б.А. Медвежье кладбище, у нанайского села Кондон. -Известия Сибирского отделения АН СССР, 1 I, Новосибирск, 1969.

  2. Иванов СВ. Орнаментика, религиозные представления и обряды, связанные с Амурской лодкой. - "Советская этнография", Ш 4-5, 1935; Он же. Происхождение женского искусства по воззрениям народов Дальнего Востока; Он же. Медведь в религиозном и декоративном искусстве народностей Амура. - В сб.: Памяти В.Г.Богораза. Л., 1937.

  3. Василевич Г.М. Эвенки. Историко-этнографаческае очерки СХУШ-- нач.ХХ вв.), , Л., 1969; Она же. Некоторые данные по охотничьим обрядам тунгусов. "Этнография", В З, 1930;

с.53-57; Она же. Древние охотничьи и оленеводческие обряды эвенков. СМАЭ, т.17, 1957; Она же. Ранние представления о мире у эвенков. Исследования и материалы по вопросу перво-

Некоторые материалы* связанные с обрядностью народов Нашего Амура зафаксарованы зарубежными ученыма и путетественникама: по нанайцам и ульчам - Т.В. Аткансон , Б. Лаудзер вд, И.А. Лопа-

бытных верований. ТИЭ, т. 51, 1959; Она же. Самозназвание
орочен, его происхождение и распространение. ИСОАН, вып.Ш,
& 9, 1963; Аниснмов А.Ф. Родовое общество эвенков. Л., 1936;
Он же. Представление эвенков о манкэн*ах и проблема происхож
дения первобытной религии. СМАЭ, т.ХП, 1949; Он же. Культ
медведя у эвенков в проблеме эволюции тотемаческах верова
ний. - В сб.: "Вопросы истории, религии и тотемизма". М.,
1950; Он же. Представления анимизма. ТйЭ, т.ХІУ, 1951; Афа
насьев А. Некоторые свадебные обычаи эвенков Сахалина, т.
Т., В I, 1928; Ларькан В.Г. Религиозные воззрения удэгейцев.
- "Труды Дальневосточного фал. СО АН СССР", т.II, Владивос
ток, 1961; Он же. Ороча. СИсторико-этнографический очерк с
серед. XIX - до наших дней). М., 1964; Орочские
сказка и мифы. Составители: Аврорин В.А. и Лебедева Е.П.
Новосибирск. 1966; Цанциус В.й. Воззрения негидальцев, свя
занные с охотничьим промыслом. - В сб. МАЭ, т.ХХУП. Рели
гиозные представления и обряды народов Сибири в XIX - нач.
XX века. Ленингр. отделение. Л., 1971.

  1. Atkinson T.W. Travels in the regions of the Upper and Lower Amur and the Russian acquisitions on the confines of India and China among the mountain kirghis, and the manqours, manjagrs, toungouz, touzemts, goldi and giljaks; the hunting and pastoral tribes. London. 1860.

  2. Laufer B. The decorative art of the Amur tribes. - Memories of the American Museum of Natural History, vol.VII, N.-Y., 1902.

44 45 4fi

тин , В.Дйосэги ^ и. др.; по нивхам - Т.Хаттори , Р.Аустер-

лиц , Е.Эмшеймер и др.

Несмотря на огромное количество материалов, имеющих в литературе по обычаям и обрядам малых народов Нижнего Амура, специальное научное обобщение по этим вопросам отсутствует.

Это побудило автора исследовать религиозную и бытовую обрядность нанайцев, сопоставить ее с обрядами их ближайших тунгусо-язычных соседей - ульчей, палеоазиатов - нивхов.

Одной из задач работы является изучение вопроса о том, насколько устойчивы народные традиции в области религиозных воззрений, как в них проявляются инородные влияния.

В работе последовательно рассматриваются^промысловаяТобряд-

ностж родильна», свадебная похоронная.

  1. Lopatin I.A. The Natives of the Amur Region. "El Palacio", v.XLVI, N 6, Santa Fe, New Mexico, 1939-

  2. Dioszegi V. Берестовая посуда у маньчжуро-тунгусов и методы

ее приготовления. "A Neprajzi Museum Fiizetei", 11 sz, Budapest, 1950; Le principe therapeutigue des Golds. Budapest, 1947.

46 Xattori т. Гиляки. Сказки, нравы и обычаи. Саппоро, ЗЭ56.

Сна японском языке).

  1. Austerlitz R. Native Seal Nomenclatures in . Papers of the GIG Far Eastern Language Institute. The University of Minnesota, 1966 and The University of Michigan, I967. Ann Arbor. 1968.

  2. Emsheimer E. Ein giljakisches Schallgerat Sonder- druche Festschrift Walter Wiora. Barenreiter, 1967»

Особое внимание обращено на переплетения магических и анимистических представлении, на выявление следов древних культов.

Автором в целях уточнения характера обрядов,выявления региональных различий производилось сопоставление материалов, полученных от различных информантов, широко привлекались данные, имевдиеся в литературе.

Методологической основой диссертации является марксистско-ленинское учение о религии, роли личности в истории, о значении

и роли обычаев и обрядов в зказни людей и их зависимости от уров-

-49 ня развития производительных сил и производственных отношении .

Методика работы базируется на методе сравнительно-историче-

ского изучения, разработанном советскими, специалистами

  1. Ленин В.й. Поля.собр.соч., т.1, с.142-147; т.18, с.53-54, 125-127, 241-242, 326-328; т.17, с.415-416, 418-420; 437-438; т.20, с.21-22; т.ЗЗ, с.43-44; т.37, с.186-187; т.48> с.230-233, т.38, с.94-96; с.118; т.39, с.66-67; т.45, с.26-28.

  2. Климович Л.Й. Обряды, праздники и культ святых в исламе* Грозный, 1958; Цавкилов Б.Х. 0 традициях и обычаях. Нальчик, 1961; Крывелев Й.А. 0 формировании и распространении новых обычаев и праздников у народов СССР. - "Сов.этнография", Ш 6, 1963; Брянов В.А. Новые праздника и обряды - в народный быт. М., 1964; Чотонов А. 0 национальных традициях народов Средней Азии. Фрунзе, 1964; Над&имов Г. Отношение марксизма-ленинизма к новым традициям. Ташкент, 1965; Руднев В.й. Коммунистическому быту - новые традиций. Л., 1965; Матханова Э.й. Бытовые традиции в современных условиях. Улан-Удэ, 1965; Кампарс П.П. Завкович Н.М. Советская гражданская обрядность. М.» 1967; Торжество ленинских идей пролетарского интернационализма и

При написании работы были использованы все доступные нам виды источников: опубликованные и неопубликованные.

При анализе собранного материала по традиционной обрядности нанайцев автором были использованы этнографические трудыг посвященные общим вопросам развития религиозных верований. Так были

51 5?

учтены исследования В.Г.Богораза , С.А.Токарева , Д.К.Зеле-

53 ЧД. 55 5fi

нина , Л.Я.Штернберга , А.М.Золотарева , Крывелова И.А.

и др.

Использована также этнографическая литература по отдельным

дружбы народов. Алма-Ата, 1969. (Коллектив авторов). Вопросы преодоления пережитков прошлого и становления новых обычаев и традиций. Вып.Ш, Улан-Удэ, 1969.

  1. Богораз В.Г. Религиозные идеи первобытного человека. - Землеведение. М., 1908, кн.1; Он же. Миф об умирающем и воскресающем звере. Художественный фольклор. М., 1926, В I.

  2. Токарев С.А. Ранние формы религии и их развитие. М., 1964.

  3. Зеленин Д.К. Табу слов у народов Восточной Европы и Северной Азии. - В кн.: Памяти В.Г.Богораза. М., Л., 1937; Он же. Обычай "добровольной смерти" у примитивных народов. - В кн.: Памяти В.Г.Богораза. М., Л., 1937; Он же. Проблема первобытной религии. - СЭ, 1937 а, 4.

  4. Штернберг Л.Я. Первобытная религия в свете этнографии. Л., 1936.

  5. Золотарев A.M. Родовой строй и религия ульчей. Хабаровск, 1939.

  6. Крывелев. 0 содержании понятия религии. М., 1964; Он же. История религии. М., 1975.

СП ко

народам Сибири.: Н.А.Алексеев , С.И.Вайнштейн , Г.М. Василевич , Й.С.Гурвич .

Ценный материал содержится в неопубликованных источниках. К ним прежде всего следует отнести^материалы путешественников, исследователей [хранятся'в архивах .

Основой для диссертации, послужили материалы Дальневосточных этнографо-фалологических экспедиций Института истории, археологии, и этнографии, народов Дальнего Востока ДВНЦ АН СССР, участником которых была автор настоящей работы.

  1. Алексеев Н.А. Традиционные религиозные верования якутов XIX-XX вв. Новосибирск, 1975 г.; Он же. Ранние формы религии тюрко-язычных народов Сибири. Новосибирск, 1980.

  2. Вайяштейн СИ. Тувинцы-тождинцы. Историко-этнографические очерки. М., 1961.

  3. Василевич Г.М, Ранние представления о маре у эвенков. - СЭ, 1971; Она же. Некоторые данные по охотничьим обрядам и представлениям у тунгусов. - Этнография, 1930; Она же. Древние охотничьи и оленеводческие обряда эвенков. - СМАЭ. М., Л., 1957, т.17.

  4. Гурвич И.О. Охотничьи обычаи и обряды у населения Оленекско-го района. - В кн.: Сборник материалов по этнографии якутов» Якутск, 1948; Он же. Культура северных якутов-оленеводов. М., 1977.

  5. Шренк Л.й. Дневники экспедиций на Амур и Сахалин. - ААН СССР. Штернберг Л.Я. Материалы путешествий на Амур и на Сахалин -ААН СССР; Липская Н»А. - Материалы экспедиций.

Архив Института этнографии АН СССР в г.Ленинграде; Сем Ю.А* и Сем Л.И. - Архив ДВНЦ АН СССР и др.

Полевые сборы, автор производила в 197I, 1972, 1973, 1975, 1976, 1977, 1978, 1980, 1982, 1984 годах в Хабаровском крае в районах: Нанайском, Амурском, Комсомольском, Солнечном, Ульчском, Николаевском, в селах: Петропавловске, Верхнем Нергене, Болони, Троицком, Джари, Даде, Найхине, Омми, Нижней и Верхней Экбни, Хумми, Булаве, Аури, Богородском, Ухте, Кольчоме, Тнре, Кальме, Пунре, Макаровке, Нижних Халбах, Бельго, Кондоне, Джуене* В городах: Амурске, Комсомольске-на-Амуре, Николаевске-на-Амуре,

Автор не только записывала* но лично наблюдала совершение многих обрядов и обычаев. Так, в селе Etwaea она присутствовала на камлании ульчской шаманки по поводу разгадывания причины болезни. В селе Дада (Комсомольского и Нанайского районов) была получена информация - нанайские шаманские камлания по поводу магического лечения больной, по поводу "захвата" души утопленника, по поводу прошения счастья и т.д. Записаны на магнитофонные ленты камлания, обряды, и рассказы о похоронном, номинальном циклах. Удалось заснять отдельные детали семейно-бытовых обрядов.

Результаты исследования и материалы полевых сборов автором регулярно докладывались на заседаниях Сектора этнографии и филологии народов Дальнего востока*, а также на научных конференциях и отчетных сессиях ДВНЦ АН СССР;

В 1971 г. на годичной сессии Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВНЦ АН СССР прочитан доклад на тему: "Промысловые обряды нанайцев".

В 1972 г. на годичной сессии Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВНЦ АН СССР прочитано сообщение на тему: "Илиочиори - обряды, связанные с рождением и сохранением жизни детей у народов Нижнего Амура".

В 1973 г. на годичной сессии Института прочитано сообщение

на тему: "Похоронные обряды народов Нижнего Амура".

В 1974 г. на IX Исторической конференции в г.Южно-Сахалинске сделано сообщение на тему: "История изучения обрядов и обычаев народов Нижнего Амура".

В 1975 г. на годичной сессии Института истории и археологии и этнографии народов Дальнего Востока доложено сообщение на тему: "Свадебные обряды у народов Нижнего Амура".

В 1977 г. на годичной сессии Института истории сделан доклад на тему: "Новые полевые материалы по новым обрядам и обычаям народов Нижнего Амура".

В 1978 г. на годичной сессии Института было прочитано сообщение на тему: "Похороны детей у нанайцев".

В 1982 г. на конференции Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока совместно с Институтом искусств был прочитан доклад на тему: "Использование традиционного национального орнамента на предметах утвари и предметах для обрядовых действий".

В 1983 г. на заседании сектора Севера Института этнографии Ордена Дружбы Народов им.Н.Н .Миклухо-Маклая, г.Москва, было сделано сообщение на тему: "Полевые материалы по похоронным и поминальным обрядам у нанайцев. (Камлания шамана по поводу проводов дут умерших в потусторонний мир 6уни - каса тавори".

В 1984 г. 6-7 апреля, в г.Хабаровске, на конференции "I Ар-сеньевские чтения прочитан доклад на тему: "Традиционное воспитание детей у нанайцев".

В 1984 г. 25-27 мая в г.Черновцы на Всесоюзной конференции по итогам полевых исследований 1982-1983 гг. выступала с докладом "Родильные обряды и народная медицина у нанайцев. (Конец XIX-нач. XX вв.)"

Подобные работы
Серов Алексей Александрович
Народные традиции сохранения здоровья и физического воспитания у мордвы : конец XIX - начало XX в.
Маншеев Доржа Михайлович
Традиционное хозяйство бурят Восточного Присаянья (Конец XIX - начало XX вв.)
Турьинская Христина Михайловна
Развитие этнографического музейного дела в России в конце XIX - начале XX вв.
Чухина Анастасия Александровна
Локальные варианты семейной обрядности Архангельского Севера в конце XIX - начале XX вв.
Нестер Александра Теодоровна
Народное ткачество Украинского Полесья (конца XIX - начала XX вв.)
Фадеева Ольга Евгеньевна
Белорусская народная вышивка. Развитие и локальные особенности (конец XIX - начало XX в.)
Аббас Али Хассон
Семейная обрядность татар-мишарей мордовского края в конце XIX - начале XX в.
Якунчева Марина Геннадьевна
Система и этикет питания мордвы конца XIX - начала XX века
Раздыкова Гульназ Максутовна
Этнический компонент в мусульманском образовании казахов степного края в конце XIX-начале XX вв.
Корнилова Екатерина Ивановна
Этническая экология Вилюйского округа в конце XIX-начале XX вв. (Историко-этнографический аспект традиционного жизнеобеспечения и природопользования населения Вилю

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net