Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Педагогические науки
Общая педагогика, история педагогики и образования

Диссертационная работа:

Кокоева Разита Тембулатовна. Развитие нравственного сознания молодежи средствами этнокультуры : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Владикавказ, 2006 198 с. РГБ ОД, 61:06-13/1935

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ .14

  1. Сознание и этнокультура, понятие и взаимосвязь 14

  2. Модели нравственного сознания. История и современное состояние 46

  3. Культурно-информационное пространство как педагогическое условие формирования нравственного в личности подростка 65

  4. Педагогические предпосылки формирования нравственного сознания - включение его в ситуацию выбора ценностей 71

Выводы 79

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ
НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО УЧЕБ
НОГО ЗАВЕДЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ЭТНОКУЛЬТУРЫ 81

  1. Анализ исследования ценностных ориентации студентов среднего учебного заведения и студентов высшей школы 81

  2. Анализ и обсуждение полученных результатов 109

  3. Рекомендации педагогическим работникам (по результатам исследования ценностных предпочтений у подростков двух возрастных категорий (15-16 и 17-18 лет)) ...130

Выводы 132

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 135

ЛИТЕРАТУРА 142

ПРИЛОЖЕНИЕ

Введение к работе:

Постановка и актуальность проблемы. Актуальность проблемы возникает под влиянием потребностей общества и призвана содействовать гуманистическим идеям и общественному прогрессу.

Время - это мера сопротивляемости пространства. От его характера, информационной насыщенности, емкости зависит и течение времени. Одной из реалий нашего времени, логически вытекающей из современного состояния общества, является, на наш взгляд, пустота и аморфность, обволакивающая сознание людей. Духовная культура, вбирающая в себя совокупность явлений психики, суммы знаний и эстетически - ценностных переживаний, образует эмпирический опыт, выражающий определенную позицию человека в мире. Подлинно сознательная личность - это личность, строящая свою жизнь на непреходящих духовных ценностях, имеющих общечеловеческую перспективу. Однако рассогласование всех общественных связей, деформация межличностных отношений, разобщение и отчужденность поколений, утрата бесценных традиций и, в какой-то мере, наследование культурного опыта,- все это приводит к такому состоянию человека, когда он теряет внутренний духовный стержень, скрепляющий в единое целое его практическую жизнь. Нет сомнений, что дисгармония, царящая в обществе, зиждется на экономических, социальных и исторических событиях времени, на духовном дисбалансе, установившемся в сознании людей. Заполнить эту брешь возможно, сохраняя и передавая из поколения в поколение представления о добром и вечном. Эту задачу, наряду с семьей, должна решить сегодня и школа. При этом, процесс взаимодействия учителя с учеником должен быть подчинен следующему принципу: учитель создает конкретные жизненные образы, предоставляя ученику выбор системы ценностей. Подобный подход развивает у под-

4 ростков самостоятельное мышление, свободное самоопределение и

ответственность за свои поступки, побуждает их беречь, уважать духовные богатства, формирует соответствующее поведение. Как известно, под непосредственным влиянием ближайшего окружения личности, формируются сумма ее ценностных ориентации, жизненная позиция, выражающаяся в деятельности, общении, в повседневном поведении и, в конечном итоге, в ее социальной позиции. Этот сложный и многофакторный процесс будет комплексным и действенным, если сочетать воздействия на сознание человека науки, искусства и политики, с вовлечением его в активную деятельность (интеллектуальную, познавательную, общественно-политическую, культурную и трудовую), с побуждением к многоплановому и разностороннему общению в группах, коллективах и объединениях.

Условия развития материальной и духовной жизни, как показывает развитие цивилизации, могут видоизменяться, но накопленные человечеством неоспоримые духовные ценности, такие как народное искусство, обычаи и традиции вечны. Они передаются потомкам и играют исключительную роль в формировании духовного и критического мышления, самосознания личности, которой кроме знаний необходимы нравственная опора, любовь к культурным ценностям, своему народу, уважение и почитание его традиций. Соприкосновение с ними ребенка позволяет ему с малых лет усвоить определенные нравственные заповеди, сохранить и передать их в будущем своим детям. В живом организме социума, функциональная предопределенность есть у каждого народа. Однако только этно-культура, как своеобразная миниатюра поликультуры, способна раскрыть свое содержание с помощью материальных и духовных ценностей. Для этого, этнос, обладающий своей информационной программой во имя созидания нации, должен расконсервировать свой интеллектуальный банк памяти и начать оперировать с уже

5 созданными духовными богатствами. Педагогический опыт показывает, что творческое использование семьей и школой таких средств этнической культуры, как искусство, традиции, обычаи и нравы в воспитании личности позитивно влияют на развитие ее духовного самосознания.

Во второй половине XX века (70-80 гг., 80-90 гг.) появились
научные работы, в которых проблема нравственного сознания под
ростков впервые находит свое отражение, становится предметом
комплексного исследования, проводимого через призму достижений
философии, этики, психологии и социологии. Вопросом нравствен
ного сознания в его историко-педагогическом осмыслении в свое
время занимались отечественные ученые-педагоги

Е.В.Бондаревская и Э.П.Козлов. В научных трудах И.Е.Марьенко «Основы процесса нравственного воспитания школьников» и «Нравственное становление личности школьника» данная проблема выступает в качестве составного компонента общего процесса нравственного воспитания школьников. В работах дана характеристика теоретических основ, этапов нравственного развития и становления личности, уровней воспитанности подрастающего поколения, предложена система мер, обеспечивающих повышение эффективности воспитательного процесса.

Интересны и научные изыскания Н.И.Болдырева, подчеркивающего: уровень нравственной воспитанности подрастающего поколения определяется степенью развития его морального сознания в соответствии с возрастными особенностями.

Проблема нравственного сознания рассматривалась в трудах О.С.Богданова, В.С.Турин, И.Ф.Харламов, Н.Е.Щуркова и др.

Значительный вклад в разработку ее теоретических основ вне
сли исследования Ш.А.Амонашвили, А.Г.Ахвердов,

И.В.Гребенников, Е.Д.Марьясис, В.А.Сухомлинский, А.Г.Хрипкова, Э.М.Черепова и др.

Отдельные аспекты рассматриваемой тематики в условиях национальных республик в 80-е годы XX века освещались И.А.Арабовым, Р.И.Байчоровой, Н.С.Верещагиной, О.Р.Кунц, Ф.Т.Кущетеровой, К.Б.Семеновым, И.А.Шоровым и др.

Определенный вклад в исследование нравственного сознания
внесли и ученые Республики Северная Осетия-Алания
Ю.А.Белогуров, С.Г.Ваниева, С.З.Габисова, Л.К.Гостиева,
Т.А.Гуриев, Э.С.Дзуцев, З.В.Канукова, З.К.Каргиева, Т.Б.Кодзаев,
В.К.Кочисов, К.В.Кулаев, А.М.Магометов, Б.А.Тахохов,

А.А.Хадарцева, А.Х.Хадикова, Х.Х.Хадиков, Е.Е.Хатаев,

З.Б.Цаллагова и др.

В работе над данной проблемой большую помощь нам оказали работы ученых, посвященные культуре и быту осетин, народов Северного Кавказа: В.И.Абаева, Р.С.Бзарова, М.М.Блиева, Ю.С.Гаглойти, Ф.Х.Гутнова, Б.А.Калоева, М.М.Ковалевского, Г.А.Кокиева, В.А.Кузнецова, В.Ф.Миллера, А.А.Магометова, Б.В.Техова, В.Х.Тменова, В.С.Уарзиати, В.Цагараева и др.

В работах Л.М.Архангельского, В.И.Бакштановского, В.А.Бачинина, Д.Ж.Валеева, Л.Б.Волченко, В.Т.Ганжина, А.А.Гусейнова, О.Г.Дробницкого, С.Н.Иконниковой, Л.Н.Когана, В.П.Коблякова, Н.В.Рыбаковой, Ф.Б.Садыкова был заложен фундамент системного анализа понятия «нравственная культура». Следует учесть, что многие из них (Д.Ж.Валеев, Л.Н.Коган, Ф.Б.Садыков и А.К.Уледов) оценивали нравственную культуру в плане исследования нравственного сознания.

Изучение научной литературы по данной тематике выявило отсутствие обобщающих работ, в которых исследуется развитие данной проблемы в ее педагогическом аспекте; исследования вклада

7 ученых и педагогов - практиков 60-80-х годов XX века в ее решение; не использование достижений педагогики данного периода в воспитательной работе образовательных учреждений. Между тем, современная педагогика и образовательные учреждения испытывают потребность в научно-обоснованных положениях, рекомендациях, способствующих выработке у студенческой молодежи тех нравственных ценностей, которые ведут к формированию ее нравственного сознания. При этом особенно важно определить реально достижимые задачи, средства и методы, выявить специфику данного процесса в соответствии с возрастом и полом учащихся.

Вопросам нравственного сознания подростков, обучающихся в среднем специальном учебном заведении, выявлении их ценностных ориентации, динамики и развития нравственного сознания средствами этнокультуры до сих пор не уделялось достаточного внимания. В связи с этим проблема, поднимаемая в нашем исследовании, приобретает актуальность и требует дополнительного изучения.

Недостаток исследований, связанных с ее решением, возможность и целесообразность использования соответствующего позитивного исторического опыта отечественной науки в современных условиях определили тему нашего диссертационного исследования: «Развитие нравственного сознания молодежи средствами этнокультуры».

Проблема диссертационного исследования состоит в выявлении и анализе опыта развития теории нравственного воспитания молодежи, определении возможностей и особенностей формирования ее нравственного сознания средствами этнокультуры. Решение этой проблемы и определило цель исследования.

Объект исследования - теория и практика формирования нравственного сознания молодежи средствами этнокультуры.

8 Предмет диссертационного исследования - система отношений

и связей общечеловеческой и национальной культур, детерминирующих формирование высокого уровня нравственного сознания молодежи, обучающейся в среднем специальном учебном заведении.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что гармоничное сочетание общечеловеческой и национальной культур является одним из средств формирования нравственного сознания молодежи. Оно будет наиболее эффективным, если:

выявить нравственный потенциал и систему гуманистических ценностей содержания этнокультурных традиций осетинского народа и социально-профессионального пространства учащейся молодежи в условиях республики Северная Осетия -Алания;

раскрыть влияние этнических ценностных ориентации осетинского народа на формирование его сознания;

определить систему ценностей студентов колледжа, влияющих средствами этнокультуры на формирование их нравственного сознания;

разработать и внедрить в образовательный процесс среднего специального учебного заведения авторскую методику развития ценностных ориентации формирующих нравственное сознание студентов.

Цель диссертационного исследования, исходная гипотеза, объект и предмет исследования определили совокупность следующих исследовательских задач:

1. Выявить и проанализировать опыт развития теории нравственного сознания молодежи, представленный в трудах философов, психологов и педагогов предыдущих эпох и современности и существующий региональный опыт.

  1. Проанализировать с позиций историзма актуальность и возможности гармоничного сочетания национальных и общечеловеческих ценностей как одного из способов формирования нравственного сознания студентов колледжа и вуза;

  2. Определить сущность и особенности развития нравственного сознания молодежи средствами этнокультуры;

  3. Разработать и внедрить авторскую методику, способствующую успешному развитию нравственного сознания студентов колледжа средствами этнокультуры;

  4. Выявить педагогические условия, методы и формы использования средств этнической культуры в процессе развития нравственного самосознания личности.

Методологическую основу исследования составили философ
ские и педагогические положения развития нравственного сознания,
анализ трудов классиков и современных педагогов и философов
(Р.Декарт, Я.А.Коменский, Дж.Локк, М.Мамардашвили, Ж.Ж.Руссо,
А.Тойнби, К.Д.Ушинский, А.Швейцер, О.Шпенглер, Э.Фромм,
К.Ясперс). Важными для нашего исследования были этнопедагоги-
ческая концепция воспитания и образования Г.Н.Волкова, труды
этнологов, освещающие вопросы национальной и общечеловеческой
культуры (С.А.Арутюнов, Ю.В.Арутюнян, Ю.В.Бромлей,

Л.Н.Гумилев, Э.С.Маркарян, В.А.Тишков и др.); исследования психологов, обобщающих основные положения деятельного подхода к формированию нравственной культуры (К.А.Абульханова-Славская, Л.А.Зеленов, М.С.Каган, А.Н.Леонтьев и др.); современные исследования теории и практики нравственного сознания, методики исследования ценностных ориентации (М.Рокич).

В качестве базы исследования были выбраны Владикавказский колледж электроники и факультет социологии и психологии и эко-

10 номический факультет Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л.Хетагурова.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические - анализ психолого-педагогических, философских источников научной информации, диссертационных сочинений по вопросам формирования нравственного сознания подростков; констатирующий и формирующий эксперименты, позволившие получить подтверждение выдвинутой гипотезы исследования и внедрить некоторые авторские рекомендаций и педагогических новаций в образовательный процесс среднего специального учебного заведения..

Организация и этапы исследования:

Диссертационное исследование осуществлялось с 1999 по 2006 годы в четыре этапа:

I этап - (1999 - 2000 гг.) - рекогносцировочный - изучение
философской, психолого-педагогической и социологической лите
ратуры, осуществление первичных наблюдений, их анализ и обоб
щения.

II этап - (2000 - 2002 гг.) - констатирующе-поисковый - ис
следование содержания и структуры нравственного сознания сту
дентов, выявление с помощью констатирующих методик уровня его
сформированности, определение исходных позиций исследования:
объекта, предмета, проблемы, цели, задач, гипотезы, методологии и
методов, понятийного аппарата.

III этап - (2002-2003 гг.) - опытно-экспериментальный -
проверка общей гипотезы исследования, моделирование и уточне
ние путей и педагогических условий формирования нравственного
сознания молодежи; конкретизация методологии, уточнение поня
тийного аппарата, изучение опыта университетов по использованию

возможностей формирования нравственной культуры студентов в ходе учебно-воспитательного процесса.

IV этап - (2003-2006 гг.) - обработка и систематизация полученных данных, уточнение теоретических положений, формулирование основных выводов, разработка и апробирование в ходе учебно-воспитательного процесса предлагаемых рекомендации, завершение работы над диссертацией.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

выявлены динамика и особенности формирования нравственного сознания у подростков (в разных пограничных возрастных группах);

определены ценностные ориентации, входящие в этнокультуру и влияющие на формирование нравственного сознания молодежи;

разработана и внедрена авторская методика выявления ценностных ориентации (на материале устного народного творчества);

составлены психолого-педагогические рекомендации для учителей, направленные на повышение качества учебно-воспитательного процесса в средних специальных учебных заведениях.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что:

  1. Исследовано понятие «нравственное сознание» в философском, педагогическом и психологическом смыслах.

  2. Выявлены нравственный потенциал, система гуманистических ценностей, содержащихся в этнокультурных традициях осетинского народа, и социально-профессиональное пространство учащейся молодежи в условиях республики Северная Осетия-Алания;

  3. Обозначены особенности нравственного сознания подростков (15-16 лет) - студентов колледжа.

  1. Определена и проанализирована система ценностей студентов колледжа, влияющих на формирование нравственного сознания через элементы этнокультуры (Нартовские сказания, пословицы и поговорки).

  2. Разработана и внедрена авторская методика развития ценностных ориентации учащейся молодежи (на материале устного народного творчества).

Практическая значимость исследования. Разработаны и вне
дрены в общеобразовательный процесс средних специальных учеб
ных заведений рекомендаций для учителей-предметников и психо
логов, направленные на совершенствование учебно-
воспитательного процесса и правильный выбор подростками ценно
стей, влияющих на их нравственное сознание, а в дальнейшем — и
поведение; способствующие повышению качества работы со сту
дентами всего педагогического коллектива.

Достоверность результатов исследования обеспечена методологической обоснованностью исходных позиций, логической структурой и содержанием диссертационной работы, внедрением авторских рекомендаций, способствующих повышению качества профессиональной деятельности учителей, в образовательно-воспитательный процесс, достоверностью выводов, вытекающих из статистической обработки результатов эксперимента.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Нравственный потенциал, система гуманистических ценностей и этнокультурных традиций осетинского народа, влияющих на формирование нравственного сознания студентов колледжа.

  2. Нравственное сознание - психическое отражение человеком реальности, при котором происходит его оформление в виде множества образов, символов, норм и идеалов. Именно оно включает его в ситуацию выбора ценностей, их осмысления, нравственно-

13 мотивационного отношения, помощи в анализе своих действий, поступков и характера субъективно-нравственного пространства. Это проявляется в деятельности по нравственному воспитанию студентов и характеризует субъективно нравственное пространство, в котором они живут.

  1. Целеобразующая роль нравственного сознания концентрируется на развитии целостной личности с определенной иерархией нравственных ценностей, что ведет к структурированию процессов самовоспитания и самореализации.

  2. Эффективность овладения студентами нравственными ценностями определяется непосредственным изучением ими национальной культуры.

5. Педагогическая целесообразность организации личностной
практики для проявления молодежью нравственных качеств и цен
ностей.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования нашли отражение в публикациях автора, докладывались и получили одобрение на заседаниях кафедры психологии факультета социологии и психологии Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л.Хетагурова, на научно-практических и научно-теоретических конференциях в городах Майкопе (1999 г.), Пятигорске (2001, 2005), Махачкале (2002 г.). Материалы исследования были внедрены в учебно-воспитательный процесс факультета психологии и социологии Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л.Хетагурова и Владикавказского колледжа электроники.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (163 наименования) и приложений.

Подобные работы
Овсяникова Людмила Дмитриевна
Музыкальное воспитание как средство формирования эстетического сознания учащейся молодежи России во второй половине XIX - начале XX веков
Лызь Наталья Александровна
Экологическое образование как средство развития экологического сознания личности студентов технического вуза
Дзуцева Залина Борисовна
Нравственно-эстетическое воспитание молодежи средствами телевидения
Савина Юлия Григорьевна
Формирование ценностных ориентаций учащейся молодежи средствами декоративно-прикладного искусства
Мельчакова Ирина Вячеславовна
Военно-патриотическое воспитание учащейся молодежи средствами культурно-досуговой работы
Кухтарева Ольга Алексеевна
Нравственное воспитание учащейся молодежи средствами физической культуры и спорта
Труженикова Лилиан Андреевна
Латинский язык как средство овладения учащейся молодежью понятийно-терминологическим аппаратом права
Никитенко Светлана Николаевна
Ситуация диалогического понимания как средство духовного становления студенческой молодежи
Карпов Алексей Владимирович
Федеральная целевая программа развития образования как средство развития регионального классического университета
Егорова Елена Михайловна
Межпредметные связи "технологии" и "математики" как средство развития познавательной активности учащихся основной школы

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net