Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Филологические науки
Литература народов Российской Федерации

Диссертационная работа:

Хачемизова Мира Нуховна. Художественный мир Тембота Керашева в контексте развития адыгских литератур: проблемы исторической поэтики : проблемы исторической поэтики : Дис. ... д-ра филол. наук : 10.01.02 Нальчик, 2005 343 с. РГБ ОД, 71:06-10/126

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

Введение 4 - 31

Глава I. Истоки художественного мировидения Тембота Керашева и проблемы формирования эпических жанров в адыгских новописьменных литературах 20-30-х годов 32-90

1.1. Истоки формирования художественного мировидения Тембота Керашева: фольклорная традиция и язык как феномены социокультурного наследия

1.2. Принципы осмысления художественного мира писателя: значение исторического времени и личности художника;

1.3. Адыгское просветительство и новописьменная литература;

1.4. Герой и время: события 20-х годов в адыгских литературах. Первые очерки и рассказы

Глава II. Художественно-эстетические искания Тембота Керашева 40-50-х годов. Становление романного жанра («Дорога к счастью» и «Состязание с мечтой») 91-140

2.1. Художественно-эстетические поиски национальных литератур: национальный характер и художественный образ;

2.2. Воссоздание художественной действительности в первом адыгейском романе о современности «Дорога к счастью» («Щамбуль»);

2.3. Традиции и новаторство: характеры-типы - носителей народной культуры и борцов за обновление социально-общественной жизни в романе;

2.4. Этнонациональная ментальность в контексте культурных традиций: роман «Состязание с мечтой».

Глава III. Исторический опыт народа и проблемы историзма в повестях и новеллах Тембота Керашева.

Роман «Одинокий всадник» 141-197

3.1. Историзм мышления и развитие жанра малой исторической прозы в адыгских литературах. Воссоздание художественного мира адыгов в повести «Дочь шапсугов»;

3.2. Художественная концепция человека и бытия в исторических новеллах писателя;

3.3. Роман «Одинокий всадник» значительная веха в развитии адыгской исторической прозы.

Глава IV. Стилистические искания Тембота Керашева и проблемы исторической поэтики 198-251

4.1. Искусство литературы - специфическое средство познания мира: образ автора в поэтике писателя;

4.2. Своеобразие преломления художественных традиций устно-поэтического творчества в стиле прозы писателя;

4.3. Стилистические приемы художественного повествования.

Глава V. Экспрессивно-эмоциональная лексика в прозе Тембота Керашева и приемы речевой характеристики героя 252-301

5.1. Система художественно-изобразительных средств писателя;

5.2. Этнографизмы и экспрессивно-эмоциональная лексика.

Заключение 302-316

Библиография  

Введение к работе:

Значительным явлением не только в адыгских, но и в северокавказских литературах является творчество Тембота Керашева. Он завершил более чем пятидесятилетний процесс формирования новой адыгейской литературы и ее языка. В его творчестве адыгейская литература впервые и навсегда обрела свой зрелый, национально определившийся характер и заняла почетное место в кругу других российских литератур. Проза писателя вошла в золотую сокровищницу адыгских литератур. Этим объясняется постоянное внимание к творчеству Тембота Керашева исследователей литературы, плененных притягательностью, глубиной и оригинальностью писательского таланта и возможностью постижения через него ярких сторон человеческого бытия. Многожанровое творчество адыгейского прозаика дает основание охарактеризовать самобытный мир адыгского национального характера, исследовать генетические основы художественного мировидения героев выявить роль литературных традиций в формировании поэтики и стилистики произведений писателя. %

Глобализация, происходящая за последние десятилетия в духовной и исторической жизни народов, не могла не отразиться на судьбах культур многонациональной Российской Федерации, в том числе и на литературах народов Северного Кавказа. Тема «Художественный мир Тембота Керашева в контексте развития адыгских литератур: проблемы исторической поэтики» обусловлена наблюдающимся процессом перехода российского общества к качественно новой эпохе культурно-исторической жизни. Но проблема влияния глобализации на сферу литературы и науки о ней пока не получила достаточного внимания в гуманитарных науках в целом и в литературоведении в частности.

В этой связи, в условиях «актуализации в старых формах неожиданных элементов, отвечающих логике глобализации, а также трансформации эстетического начала в новые формы» правомочна постановка вопроса об эволюции национального художественного сознания, об особенностях художественного мировидения писателя, предопределившего характерные тенденции развития национальной литературы (Тлостанова М.В. Постсоветская литература и эстетика транскультурации. Жить никогда, писать ниоткуда. - М., 2004. - С. 383 ).

Октябрьские события в России 1917 года перевернули все представления адыгов о действительности и заставили усомниться в ценностях, на которых они были воспитаны. Первые прогрессивные адыгские деятели культуры и литературы, как Б.Пачев, Ц.Теучеж, А.Шогенцуков, Х.Абуков, А.Кешоков, А.Охтов, А.Дышеков, Т.Керашев, И.Цей, А.Хатков, Х.Теунов и другие, запечатлели характерные тенденции нового времени, создав галерею образов людей земли, перестраивающих мир. Хорошо ощущая силу земли, писатели вывели образ ее на передовую линию, делая привязанность к ней важнейшим критерием в оценке этики героев, их мышления и поступков. В адыгских литературах складывались новые художественные традиции.

Обобщение творческого опыта писателя в этом аспекте является весьма актуальной и важной научной задачей не только для выяснения природы идейно-эстетических исканий прогрессивной адыгской интеллигенции, но и для полного изучения адекватных процессов в каждой из отдельных литератур, для решения проблем, связанных с особенностями формирования творческой индивидуальности.

Обозначенные проблемы рассматриваются в данной диссертационной работе на материале творчества Тембота Керашева, всех видов его многожанровой прозы: рассказа, очерка, повести, романа и новеллы, которые, взятые вместе, свидетельствуют о высоком мастерстве писателя и значимости его творений в истории художественного опыта адыгов. Тема «Художественный мир Тембота Керашева в контексте развития адыгских литератур: проблемы исторической поэтики» стала предметом исследования в связи с назревшей необходимостью обстоятельного и комплексного изучения творчества основоположника адыгейской литературы Тембота Керашева в новых условиях.

В каждой из адыгских литератур есть имена, являющиеся свидетельством ее вершин, дающие литературе духовно-эстетический идеал. Это - Али Шогенцуков и Алим Кешоков, Халид Абуков и Абдулах Охтов, Тембот Керашев и Ахмед Хатков, заложившие основу литературного процесса и всех важнейших достижений национального художественного мышления. В центре их художественного мира оказались новый герой и новая действительность, воссозданные с гуманистических позиций, в соотнесенности с народными идеалами.

Исследование процессов взаимовлияния адыгских и русской литератур помогло раскрытию собственных устойчивых реалистических форм мышления адыгских писателей, ибо в устном эпосе адыгов присутствует элемент реализма в самой эстетической организации произведений, соответствующий традициям русской и мировой классики. В творчестве Тембота Керашева осуществился органический синтез культурного опыта России с многовековой адыгской национальной художественной традицией. Это очень важное обстоятельство необходимо учитывать, понимая взаимовлияние не столько как следование высокому образцу, а как процесс, пробуждающий творческое сознание молодого писателя.

В целом ряде работ, посвященных Темботу Керашеву, рассмотрены значительные аспекты многогранного творчества писателя; среди них-проблемы его романистики и новеллистики, историзма и мастерства. Несмотря на большое количество работ, художественный мир Тембота Керашева, как цельное эстетическое полотно на фоне всех адыгских литератур, сегодня остается не до конца изученной темой. Каждое поколение исследователей привносит новые элементы в осмысление феномена Тембота Керашева. Отсюда ощутимая необходимость исследования творчества писателя с новых методологических позиций сегодняшней научной объективности, определяющей соответствующие средства достижения истины. В последнее время исследователи адыгских литератур (Бекизова Л., Мамий Р., Панеш У., Схаляхо А., Хапсироков X., Чамоков Т., Шаззо К., Шибинская Е. и др.) берут за основу принципы выделения целостной национальной картины мира и тенденцию типологических рассмотрений ряда литератур и творчества писателей.

Необходимо подчеркнуть, что мир керашевских произведений - это мир, постоянно изменяющийся - в нем необратимо осуществляются процессы разрушения и созидания личности. Керашев всегда шел в ногу со своим временем: как в отечестве все «стронулось» с неподвижной точки навстречу будущему, так и он, сын своего века, был охвачен этим процессом обретения новой истины, новой веры. Естественно, произведения писателя несут на себе печать диалектики этого обретения, выхода к постижению исторической судьбы народа. Это художественное достижение дает возможность осмыслить идейно-эстетические искания адыгских литератур.

Цель диссертационной работы — раскрыть художественный мир и проблемы, связанные с исторической поэтикой Тембота Керашева в контексте адыгского литературного процесса; выявить в адыгских литературах XX века синкретическое ядро, предполагающее их взаимообусловленность:

а) выделение особенностей процесса формирования художественного мышления, эстетического сознания и творческой индивидуальности писателя;

б) определение способов функционирования художественного образа и национального характера сквозь призму историко-литературных предпосылок;

в) рассмотрение исторической поэтики писателя в тесной связи с лексическими эмоционально-оценочными средствами, выражающими авторскую позицию, как важное организующее звено в структуре художественного мира писателя.

Поставленная цель реализуется в решении следующих конкретных задач: выявить объективно-субъективные предпосылки формирования художественного мира Керашева, что требует анализа сложнейших социальных и психологических процессов в жизни общества, позиции писателя по отношению к ним, особенностей его философского и духовного сознания, исследования принципов работы автора над первыми своими произведениями; последовательно рассмотреть произведения писателя, отмечая творческие связи с адыгскими просветительскими традициями и литературным процессом начала 20-х и конца 80-х годов XX века;

- проследить эволюцию эстетических, философских и социальных взглядов писателя в рассматриваемый период, проанализировав эти взгляды в контексте общесоюзных и обще адыгских духовно-художественных исканий;

определить содержание образов-характеров как выражение позиций авторского образа в контексте идей и дискуссий о новом герое литературы и искусства;

выяснить организующую роль авторского образа в становлении исторической поэтики как составной части категории образа;

описать специфические языковые приемы авторского образа в эмоциональном аспекте произведений Тембота Керашева, определяющие творческую индивидуальность писателя.

Методологической и теоретической базой исследования послужило понимание литературы как специфической сферы художественного познания и воссоздания мира. В работе учтены значительные труды М.М.Бахтина, Ю.МЛотмана, М.Б.Храпченко, Б.Н.Эйхенбаума и др., последние исследования А.Н.Веселовского, В.М. Жирмунского, Е.М.Мелетинского, посвященные проблемам исторической поэтики; изыскания отечественных исследователей адыгских литератур и непосредственно посвященные творчеству Тембота Керашева.

Поставленные в работе цели и задачи определили необходимость использования комплексной методики исследования. В ходе работы применялись как исторически сложившиеся методы исследования, так и современные в их взаимосвязи и взаимодействии: филологический, культурно-исторический и сравнительно-исторический методы, которые выступают как базовые, но позволяют применение таких современных методов, как системно-структурный и социально-психологический. Кроме того, используются некоторые методы структурной поэтики. Такой подход представляется оптимальным, поскольку сосредоточивает внимание на внутренних, хотя производных от внешних факторов, изменениях в литературном процессе.

В связи с поставленными задачами предпринимается попытка анализа художественного творчества писателя в контексте развития всех адыгских литератур, так как в период зарождения и становления адыгские новописьменные литературы решают много сходных идейно-теоретических проблем. Такое совместное движение братских литератур имеет свою традицию. И как отмечает проф. Бекизова Л.А., «все литераторы, владеющие родным языком и называющие себя «я-адыг», где бы они ни проживали ( в Кабардино-Балкарии, Адыгее, Карачаево-Черкесии, Турции, Сирии, Иордании), творят общую литературу, как творили фольклор, как исполняют нартские песни» (Бекизова Л.А. // «Адыгэ макъ», 2002, 2 февраля). 

В ходе работы использовался историко-теоретический принцип рассмотрения выдвинутых проблем, включая типологический анализ.

Избранная тема «Художественный мир Тембота Керашева в контексте развития адыгских литератур: проблемы исторической поэтики», ввиду отсутствия основополагающих работ по адыгским литературам, диктует необходимость отбора и характеристики имеющейся научной продукции, с учетом которой сформировалась научная концепция диссертационного труда.

Основным объектом изучения данной диссертационной работы является творчество Тембота Керашева, рассматриваемое в контексте развития адыгских литератур.

Предметом исследования выступает художественный мир писателя, который исследуется через художественные традиции адыгской прозы 30-80-х годов XX века, рассматриваемые в этнокультурном аспекте и в контексте художественного мира Тембота Керашева.

Степень научной разработанности темы определяется анализом и оценкой тех исследований по отдельным аспектам творчества Тембота Керашева, которые касаются проблем художественного мировидения писателя.

В целях комплексного исследования проблемы с учетом филологических, исторических, философских и лингвистических подходов, необходимо было учесть данные различных областей знаний.

Для выяснения истоков, сформировавших особенности художественного мировидения Тембота Керашева, автор диссертации использовал разработки исследователей по проблематике ряда значительных произведений писателя. Опирался на труды, посвященные проблемам историзма его творчества и связью с устнопоэтическими традициями адыгского народа, преломленными как в структуре образов, так и в лексике писателя.

Проблема художественного мира Тембота Керашева в адыгских литературах нашла отражение и в разработке отдельных вопросов, которые затрагивают в той или иной степени творчество писателя. В первую очередь, следует назвать труды адыгских критиков и литературоведов, осмысливающих творчество Тембота Керашева в контексте адыгского литературного процесса 30-80-х годов в монографических исследованиях: Е.М.Шабановой «Тембот Керашев» (Майкоп, 1959); Х.Х.Хапсирокова «Пути развития адыгских литератур» (Черкесск, 1968); Л.А.Бекизовой «От богатырского эпоса к роману. Художественные национальные традиции и развитие повествовательных жанров адыгских литератур» (Черкесск, 1974); А.Х.Хакуашева «Адыгские просветители» (Нальчик, 1978); М.Ш.Кунижева «Истоки нашей литературы» (Майкоп, 1978); Р.Г.Мамия «Вровень с веком» ( Майкоп, 2001); К.Г.Шаззо «Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах» (Тбилиси, 1978); Т.Н.Чамокова «В ритме эпохи» (Нальчик, 1986) и «В защиту человека» (Майкоп, 1992); Ю.Тхагазитова «Адыгский роман» (Нальчик, 1986) и «Духовно-культурные основы кабардинской литературы» (Нальчик, 1994); А.А.Схаляхо «Идейно-художественное становление адыгейской литературы» (Майкоп, 1988) и «На пути творческого поиска» (Майкоп,2002); У.М.Панеша «Типологические связи и формирование художественно-эстетического единства адыгских литератур» (Краснодар, 1990); А.Х.Мусукаевой «Северокавказский роман: Художественная и этнокультурная типология» (Нальчик, 1993); А.Камбачоковой «Адыгский исторический роман» (Нальчик, 1994).

Проблемы художественного мира и поэтики Тембота Керашева были затронуты в статьях: Е.П.Бесединой (Шибинской) «Путь к большому эпическому жанру» //Адыгейская филология, вып.2-Майкоп, 1967; Куваевой Г.Ш. «Роман Тембота Керашева «Состязание с мечтой» и его место в идейно-творческой эволюции писателя»//Проблемы творческой индивидуальности писателя в адыгейской литературе. - Ростов-на-Дону, 1975; Тутуковой М.Т. «Раннее творчество Тембота Керашева»// Ученые записки, т. XX- Серия филология. - Нальчик, 1964; Х.Бакова «Тембот Керашев и современная адыгская проза» // Ученые записки АНИИ экономики, языка, литературы и истории, T.XVIII. Литература и фольклор. - Майкоп, 1973; Е.Шибинской «Традиции Т.Керашева и современный адыгейский роман// История адыгейской литературы в 3-х томах. - Т.П., АРИГИ. - Майкоп, 2002. Перечисленные работы адыгских ученых содержат научные наблюдения над текущим литературным процессом, конкретную оценку произведений адыгских писателей на современном этапе развития литературы, анализ рассказов, повестей, новелл и романов Тембота Керашева. Изучение их содействовало не только проблемной организации исследования прозы писателя, но и дало возможность проследить творческое развитие автора с позиции историзма.

Наука о литературе связывает с появлением рассказа «Водка» («Аркъ») (1925) и романа «Щамбуль» («Дорога к счастью») (1932) Тембота Керашева зарождение адыгейской прозы. Об этом пишут М.Кунижев, А.Схаляхо, Е.Шабанова, Е.Шибинская, К.Шаззо, Т.Чамоков, У.Панеш, Р.Мамий, Х.Баков, Х.Тлепцерше и др.

Эти и другие исследователи, обратившиеся к анализу текущего литературного процесса, осмыслению тенденций развития эпических жанров, увидели в произведениях Тембота Керашева художественно-философскую концепцию нового человека, несущего на себе печать времени и эпохи.

Ценные сведения содержатся в работах, посвященных историко-литературным предпосылкам формирования художественного мировидения писателя. В этом же ряду следует рассмотреть и статьи, раскрывающие личную творческую судьбу писателя, объясняющие биографическое начало его произведений. Существенной стороной творческой деятельности Тембота Керашева является связь с традицией. Этой важнейшей стороне творчества писателя посвящено множество проблемных исследований. Значительный интерес представляет теоретический аспект в исследованиях адыгских ученых, раскрывающий вопросы взаимодействия литературы и фольклора, где выявляются конкретные проявления связи творчества писателей с традициями устнопоэтического творчества народа, обозначаются пути обогащения народных традиций новаторскими исканиями.

При исследовании вопросов, связанных со стилевым контекстом в функционировании художественного образа, мы опирались на ценные наблюдения, содержащиеся в статьях Л.Бекизовой, К.Шаззо, Т.Чамокова, У.Панеша, Х.Бакова и др.

Идейно-эстетический анализ произведений Тембота Керашева, в частности, его романов «Дорога к счастью», «Состязание с мечтой», «Одинокий всадник» и др., осуществленный в ряде исследований, лег в основу проблемной характеристики творчества писателя, помог комплексному решению вопросов поэтики и стиля. Особо необходимо выделить ряд фундаментальных работ, посвященных непосредственно Темботу Керашеву: исследование и тонкий анализ содержания его романа и повестей на широком критико-политическом фоне Е.М. Шабановой; критический анализ художественной природы его новелл К.Г Шаззо; анализ проблемно-тематических аспектов и художественных особенностей творчества писателя Т.Н.Чамоковым, Л.А.Бекизовой, Е.П.Шибинской и У.М. Панешем; исследования А.А.Схаляхо образной системы Т.Керашева составляют значительный вклад в национальное литературоведение в этой области. И если те или иные конкретные положения трудов названных авторов могут стать предметом научного спора, то это связано с воздействием существовавшего в 30-80-е г.г. метода социалистического реализма и не умаляет их значения как основы для дальнейшего углубления в анализ прозы Тембота Керашева.

Необходимо отметить, что, при обилии публикаций (весьма обширных и серьезных), в них есть одна общая, за редким исключением (К.Шаззо, У.Панеш, Е.Шибинская), для всех особенность: авторы исследований ориентируются, главным образом, на формирование и раскрытие идеологических аспектов сложнейшего исторического времени в произведениях Тембота Керашева, тогда как именно он в условиях тяжелейших идеологических предписаний сверху умел и сумел, за известными общеобязательными, социально-политическими клише в художественной прозе, отразить глубокий психологический и духовный мир адыга, философию его - внешне аскетического, внутренне богатого многообразным восприятием жизненных процессов, строго следующего тому, что составляет неизменный ментальный феномен в национальном характере. В первом крупном исследовании о Темботе Керашеве Е.М.Шабановой писатель рассматривается в социально-политическом аспекте его творческих идей. Здесь ограничен выход автора в духовный мир писателя. У. Панеш в книге о мастерстве Т. Керашева преимущественно ориентируется на определенный опыт работы писателя над языком произведений. Многие другие авторы, указанные в данном исследовании, анализируют творчество писателя в соотнесении его идеологических параметров с тем, что происходит в самой жизни, и не всегда объективно. Писателю после того, как он опубликовал повесть «Дочь шапсугов», невозможно было вернуться к современной теме. Но он вернулся и написал роман «Состязание с мечтой» («Наши девушки») - о колхозной деревне 50-х годов, то есть эпохе успешного восстановления разрушенного войной хозяйства. Таких романов в российской литературе было множество, Тембот Керашев тоже работал в русле этой традиции. Многие стороны произведения об этом свидетельствуют, но писатель за явными контурами колхозного романа сумел расположить тот материал, ради которого он и написал произведение - рассказать об адыгских ментальных качествах в психологии и поведении людей, раскрыть их богатый духовный мир, их непростые, но честные взаимоотношения. Многие из этих идей отмечены критикой. Но это не означает, что проблематика романа «Состязание с мечтой» и в целом прозы Тембота Керашева изучена исчерпывающе, многие вопросы поэтики еще до конца не исследованы, а художественный мир писателя в контексте развития адыгских литератур остается открытым для дальнейших изысканий. В своей работе автор опирался на теоретические положения признанных исследователей литературного процесса: С.С. Аверинцева, Л.Н.Арутюнова, Г.Д. Гачева, У.Б. Далгат, Н.И. Конрада, Д.С. Лихачева, Г.И.Ломидзе, Н.С. Надьярных, И.Г. Неупокоевой, П.В. Палиевского и др. Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые рассматривается художественный мир прозы Тембота Керашева, свидетельствующий о широком диапазоне жанровых и художественных исканий писателя. В историко-литературном и теоретическом аспектах исследуется разнообразие приемов и элементов, из которых создаются оригинальное идейно-художественное единство произведения и в целом художественная позиция писателя, что помогает проследить эволюцию эстетики писателя, спроецированную на художественно-публицистическое творчество. 

Впервые в практике его исследования стиль писателя анализируется с нравственно-эстетических позиций. Анализ историко-лексических средств языка с точки зрения их эмоционально-оценочного состава показывает, что произведения Тембота Керашева в своей языковой системе содержат весь арсенал эмоциональной лексики адыгейского языка. Причем ее широкое использование обнаруживается в авторском языке, в речи героев, придавая речи героев большую естественность, способствуя их индивидуализации в описании их внешности и характера, в изображении реалий жизни. Таким образом, создается эмоциональный колорит, углубляется психологизм в раскрытии внутреннего мира героев и в целом характеристических качеств исторической эпохи через создание ярких и убедительных картин описываемого времени. Уместное включение в текст диалектизмов усиливает своеобычный местный колорит, способствует воссозданию реальной жизни, быта, придавая этнографическую достоверность описываемому, помогая образно обозначить предметы, передать тонкие оценочные нюансы, что, в свою очередь, играет на углубление художественного историзма произведения.

Эмоционально-оценочная образность текста достигается и за счет умелого использования стилистических средств языка на фоне литературных синонимов и авторской речи, которые усиливают эмоциональность и экспрессивность высказывания, раскрывают психологическое состояние героев. Кроме этого, есть особая область в исследовании керашевского художественного мира - речь автора и героев, абсолютно неповторимая интонация, своеобразный синтез авторской интонации с интонацией народного сказания. Анализ стилистических особенностей эмоционально-оценочных образных средств, которыми так мастерски пользуется автор, подтверждает богатство языковых возможностей Тембота Керашева, плодотворность его стилевых исканий.

Раскрытие художественного мира писателя, образа автора и его персонажей идет через освещение в диссертации вопросов, касающихся художественно-эстетических исканий, мировидения, эмоциональных особенностей стилевого контекста в функционировании художественного образа и языкового оформления. Анализ вопроса о художественном изображении Темботом Керашевым социальной и психологической природы человека, его нравственно-эстетической концепции, разнообразии форм раскрытия внутреннего мира человеческих чувств, свидетельствует о том, что писатель всем своим творчеством пытается осмыслить сложный и противоречивый процесс формирования нового человека.

Впервые в предлагаемой работе намечено комплексное рассмотрение вопросов, включающих в себя: а) художественно-эстетические искания и формирование художественного мировидения писателя; б) становление его романистики; в) исторический опыт народа в повестях и новеллах; г) проблемы исторической поэтики; д) значение объективного и эмоционального факторов в подаче национального характера; е) роль стилевого контекста в функционировании художественного образа; ж) лексические особенности языка писателя и т.д.

Итак, «Художественный мир Тембота Керашева в контексте развития адыгских литератур: проблемы исторической поэтики» является предметом исследования данного диссертационного труда. Эта тема не была объектом изучения и оставалась по определенным причинам вне поля зрения ученых. Настоящее исследование ориентировано на раскрытие художественного мира Тембота Керашева через выявление национального своеобразия его творчества и эстетической его природы. Художественный мир писателя рассматривается в широком историко-литературном контексте, с привлечением всего богатого и многообразного творческого наследия писателя. Монографическое исследование проблем, связанных с национальными особенностями художественного мировидения Тембота Керашева, предпринимается впервые.

Материалом анализа послужило многожанровое и многоаспектное творчество Тембота Керашева - неотъемлемая часть российской литературы и культуры адыгского народа, значительная веха в развитии адыгских литератур. Исследование выдвинутой проблемы в типологическом контексте адыгских литератур вызвало потребность обращения к характерным особенностям их становления и развития.

Аналитическое развертывание художественного мира есть одновременно постижение личности каждого писателя. Писатель выступает как аналитик, исследователь и мыслитель, пытающийся вывести для своего народа идею. Обращаясь к художественному миру прозы Тембота Керашева, мы обнаруживаем в нем главенствующие направления: герой и время, история и духовность, традиция и литература.

За полувековую историю изучения творчества Тембота Керашева о нем написано много, но весь спектр художественного мира и художественных исканий прозаика не может быть раскрыт без привлечения всего творческого наследия писателя в новых условиях. Конкретное рассмотрение произведений предполагает обсуждение и уточнение смысла соответствующих теоретико-литературных понятий, а также некоторых представлений в области гуманитарных знаний в целом.

Мы берем период развития адыгских литератур с 1920-х годов до наступления перестроечных времен с тем, чтобы, пересмотрев процесс становления и динамику развития адыгских литератур с новых позиций, подвести к рубежам дальнейших исследований в новом их качестве. Для решения этой задачи берем за основу творчество основоположника адыгейской новописьменной литературы Тембота Магометовича Керашева, «являющегося на данном этапе энергетическим полем» всех адыгских литератур. И не только потому, что произведения его глубоко национальны и отражают колорит жизни адыгов, но и потому, что источником и жизненным началом творчества являются национальный художественный мир и духовно-нравственный опыт всего народа. Необходимо добавить к этому, что писатель является не только зачинателем национальной литературы, но и активным участником ее развития на всем протяжении XX века, что наложило существенный отпечаток на литературный процесс в целом.

Художественный мир прозы Тембота Керашева вызывает у читателя мысль о том, что писатель - животворящая частица природы. В его творчестве открывается стремление к гармонии, красоте, приобретающее глубоко философское осмысление. В пространстве художественной прозы писателя просматриваются вертикали, соединяющие семью, род, этнос, человечество, определяющие творческую индивидуальность писателя.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в освоении методологии комплексного исследования вопросов формирования художественного мира, вопросов поэтики и стилистики творчества Тембота Керашева; в конкретном анализе процессов зарождения новописьменной литературы, особенностей жанрообразования прозаических форм в ней; становления творческой индивидуальности писателя. В диссертации впервые воплощена в конкретное исследование методика отбора языковых средств выражения эмоций, определивших своеобразие слога и поэтики писателя.

Практическая значимость работы состоит в создании предпосылок для дальнейшего историко-теоретического анализа литературного процесса в адыгских литературах. Результаты исследования легли в основу разработанных спецкурсов и спецсеминаров, учебных программ по истории адыгских литератур и литератур народов Северного Кавказа. Научные выводы могут быть использованы в ходе преподавания адыгейской литературы и филологического анализа художественного текста при изучении творчества писателя Тембота Керашева.  

Подобные работы
Хуснутдинова Лилия Кашафовна
Современный татарский исторический роман (Проблемы поэтики)
Дугаржапова Татьяна Максаровна
Бурятская поэзия (Проблемы поэтики и стиля)
Торогельдиева Зухра Нурматовна
Поэзия Инны Кашежевой: проблемы традиций, жанров, поэтики
Иванова Оксана Иннокентьевна
К проблеме русско-якутских литературных связей (Влияние якутской действительности, фольклора, миросозерцания на поэтику В.Г. Короленко)
Хозиева Ида Хазбатыровна
Творчество Чермена Беджызаты в контексте развития осетинской прозы 30-х годов XX века
Губанукаева Марха Мушалиевна
Фольклорное и художественное мировидение С.-Б. Арсанова в контексте формирования и развития чеченской прозы
Габдельганеева Гузэль Габдрауфовна
Казанское книжное дело в контексте историко-культурного развития края : вторая половина XVIII в. - 1917 г.
Науменко Алла Владимировна
Проблемы развития русской советской поэзии 60-х годов и творчество Н.М. Рубцова
Прищепа Валерий Павлович
Проблемы развития русской советской поэмы в 1960-1965 годы (некоторые тенденции эволюции жанра)
Скрябина Анастасия Михайловна
Пути и проблемы развития международных связей якутской литературы

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net