Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Педагогические науки
Общая педагогика, история педагогики и образования

Диссертационная работа:

Рамазанова Барият Шигабудиновна. Социально-педагогическая значимость социальной политики в имамате Шамиля : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Махачкала, 2006 169 с. РГБ ОД, 61:06-13/2514

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

Глава I. Социально-политическое основание имамата
Шамиля как предпосылка социальной работы с
горцами 13

1.1 Этнопедагогические воззрения народов Дагестана
как предпосылки становления социальной политики в имамате
Шамиля 13

1.2 Социально-политические основы создания имамата и
обусловленная ими социальная политика в области
образования и воспитания молодежи 29

Глава II. Сущность и теоретический анализ социальной
системы в имамате Шамиля 59

2.1 Социальная политика в имамате Шамиля как
составная часть функционирования гражданского
общества 102

2.2 Возможности применения социально-
педагогического опыта имамата в решении социальных
проблем участников (инвалидов) вооруженных конфликтов и
их семей в современных условиях 103

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 129

БИБЛИОГРАФИЯ 135

ПРИЛОЖЕНИЯ 147

Введение к работе:

Актуальность исследования. Культурно-историческое прошлое

Дагестана насыщено высокими достижениями, уникальными проявлениями единства, сплоченности и героизма дагестанского народа, военными и духовными победами, борьбой за независимость и самостоятельность. Богатая и древняя история нашего края давно привлекала и привлекает внимание ученых-исследователей: историков и археологов, обществоведов и лингвистов, культурологов и этнографов. Так, анализу исторического прошлого Дагестана конца XVIII и первой половины XIX века, особенно периода Кавказской войны, посвящены труды многих дагестанских ученых: М.А. Абдуллаева, P.M. Магомедова, Г.Д. Даниялова, А.Р. Шихсаидова, Х.Х. Рамазанова, В.Г. Гаджиева, A.M. Халилова, М.М. Идрисова, и др. В своих исследованиях они освещали проблемы героической борьбы горцев Дагестана и Чечни под руководством имама Шамиля за свободу, независимость и самостоятельность социально-политической жизни народа. О государственной структуре имамата писали такие известные ученые, как С.К. Бушуев, Б.В. Скитский, Н.И. Покровский, В.Г. Гаджиев, Моше Гаммер, Ш.М. Казиев, М.М. Доного, A.M. Халилов, Ю.У. Дадаев и др.

Наряду с историческими проблемами во многих работах фрагментарно рассматриваются вопросы социальной политики в имамате Шамиля. Однако интереснейшее социально-педагогическое явление - разработка и внедрение социально-педагогической политики и организация социальной работы в имамате как неотъемлемой и чрезвычайно важной, по нашему мнению, функции гражданского государства - никто из ученых реально не рассматривал. В тоже время в основных выводах и рекомендациях международной научной конференции «Народно-освободительная война на Северном Кавказе под предводительством Шамиля и ее международное значение», посвященной 200-летию со дня рождения имама Шамиля было отмечено:

-организациям и учреждениям народного образования - добиваться коренного улучшения постановки преподавания истории Кавказской войны и народно-освободительной борьбы горцев Дагестана и Северного Кавказа в общеобразовательных школах, колледжах, высших и средних специальных учебных заведениях республик Северного Кавказа;

-средствам массовой информации - постоянно использовать материалы о Кавказской войне и движении горцев Северного Кавказа под руководством Шамиля в целях патриотического и гуманистического воспитания народных масс, укрепления дружбы между народами. (Исторические, духовные и нравственные уроки Шамиля. Слово к 200-летию имама Дагестана и Чечни. / Сост., автор предисл. и отв. Ред. Г.Г.Гамзатов. Махачкала: ДНЦ РАН, 2000. 160с.)

О борьбе горцев под руководством Шамиля положительно отзывались Е.П. Вишняков, Д.Г. Богданов, B.C. Гальцев, И.Н. Захарьин, М.А. Казембек, И. Кровяков и др.

Многие российские и зарубежные ученые и писатели высоко оценивали способности горцев Дагестана и Чечни, объективно отражали состояние народа в период Кавказской войны. Они говорили о храбрости, благородстве, самопожертвовании, стремлении добыть свободу своему народу, о смекалке и т.д.

Известны различные оценки и высказывания об образовании, о
воспитании горцев и частично о социальной защите населения в имамате.
Ценный фактический материал, характеризующий состояние народного
образования в дореволюционном Дагестане содержится в работах Е.И.
Козубского, П.К.Услара, С.Фарфоровского, Г.Э.Алкадари, Д.Бутаева, А.
Омарова, Г.Ш.Каймаразова и др. В первой половине XX века появляются
исследования выдающихся востоковедов В.В.Бартольда, А.Н.Генко,
И.Ю.Крачковского, посвященные историческому прошлому народов Дагестана.
Социально-педагогические аспекты имамата стали объектом специального
исследования в конце XX - начале XXI вв. учеными-педагогами
Ю.У.Дадаевым, М.Б.Рамазановым, М.М.Доного, З.М.Расуловой,

В.Н.Цатуровым.

Целый ряд работ не лишен тенденциозного подхода в освещении истории народного образования в этом крае. Восхваляя «цивилизаторскую» политику царизма, их авторы преподносили Дагестан как край, без своей национальной культуры, где проживали «дикие племена», «туземцы», «инородцы», занимающиеся разбоем и грабежами, что оскорбляло и поныне оскорбляет национальные чувства потомков. К ним относятся работы М.Д. Багирова, А. Скачко («Дагестан» М.,1931), Х.Т. Аджимяна («Об исторической сущности кавказского мюридизма» М. 1947), Н.А. Смирнова («Реакционная сущность движения мюридизма и Шамиля на Кавказе»). М., 1952), С.К. Бушуева («Из истории внешнеполитических отношений в период присоединения Кавказа к России». М. 1955»).

Частично социальную защищенность горцев как в мирное, так и в военное время, социальные преобразования в горских обществах, законотворческую деятельность Шамиля исследовали в своих работах современные ученые: Ш.М. Казиев, А.Х. Рамазанов, Х.Х. Рамазанов, A.M. Халилов и др. Как установлено ими, большое внимание имам уделял пострадавшим в войне. Инвалиды получали помощь из государственной казны.

Доходы местных мечетей оставались в полном распоряжении духовенства и расходовались на содержание мечетей, школ при них и на помощь калекам, сиротам, потерпевшим от военных действий. В этом Шамиль видел процесс нравственного воспитания населения (Ю. Дадаев. Государство Шамиля С. 273.).

Сравнивая такой подход с отношением власти сегодня к участникам (инвалидам) вооруженных конфликтов (в Афганистане, Чечне и др.), мы видим, что их семьи превратились в социальную группу с низким материальным достатком. Проведя параллель обеспеченности современных военнослужащих с заботой в период деятельности имамата первой половины 19 века, можно отметить ряд преимуществ социальной политики государства горцев в

отношении своих военнослужащих, хотя в то время оно было намного нестабильнее и беднее. Но в приведенных выше исследованиях практически не уделено внимания социально-педагогической значимости социальной политики в имамате Шамиля в то время и возможности переноса этого опыта в современной России. По признанию историков, крупной заслугой Шамиля является создание в окружении феодально-деспотических режимов уникального государства, в котором был свергнут двойной гнет и проводилась значительная созидательная работа, справедливая национальная политика. История имамата - это история населяющих его народов в их взаимно уважительных отношениях. Важно, что впервые была предпринята попытка в имамате ввести всеобщее начальное образование по инициативе государства.

Впоследствии ученые В.Бартольд и И.Крачковский отмечали, что знание арабского языка в Дагестане более распространено, чем в большинстве мусульманских стран с неарабским населением и ни в одной из неарабских стран местная литература на арабском языке не имела столь сильного распространения и жизненности, как в Дагестане. В имамате впервые в Дагестане осуществлялась дотация крупным ученым. Имам оберегал ученых, талантливых алимов и образованных людей, старался не привлекать их к военным действиям, не нагружать другими обязанностями, кроме как изучение социальных и природных явлений, а также воспитание и обучение молодежи, которая признана особой социальной группой - будущее страны, реальная сила, способная изменить демографическую ситуацию в государстве.

Была еще одна своеобразная привилегия для ученых. Когда вставал вопрос, кого первым выкупить из вражеского плена или обменять - алима или неалима, у Шамиля не бывало двух мнений. Характерным является следующий пример. В 1842 году под Казикумухом русские солдаты захватили ученых Абдурахмана Согратлинского, Хаджиява Чиркеевского, Чухалава Магарского, которых отправили в Тифлис. Шамиль обменял ученых на двух русских пленных офицеров. Между тем он мог потребовать возврата своего сына из Петербурга или получить большой выкуп за пленных офицеров. Шамиль сказал окружавшим, что умом любит ученых, а потому не хочет, оставив ученых в плену, получить «взамен двух русских начальников ни сына, ни богатства». (Мухамад-Тахир ал-Карахи. Блеск дагестанских сабель в некоторых шамилевских битвах. T.I Махачкала. 1990.С. 145.)

Анализ литературы по данной проблеме показал, что в исторической и педагогической науке нет специальных исследований, посвященных изучению социальной политики в имамате Шамиля и ее социально-педагогической значимости.

Все вышеизложенное и побудило нас провести специальное научно-педагогическое исследование о социальной политике в имамате Шамиля и ее современной социально-педагогической значимости. Это крайне актуально сегодня, когда мы вынуждены констатировать, что состояние и уровень социальной защищенности участников (инвалидов) вооруженных конфликтов (в Афганистане, Чечне и др.) достигли критической черты. В силу причин социально-экономического характера большинство семей участников

(инвалидов) вооруженных конфликтов находится на грани нищеты и ни в коем случае не может причислить себя к слоям среднего класса с достаточным жизненным обеспечением. Социальная политика в имамате была обращена не столько на воинов, сколько на их семьи. Обеспечение гарантии для их благополучия - это могло быть компенсацией за проявление мужества, риска воинов. Именно в этом можно видеть корень позитивных достижений социальной политики в имамате Шамиля.

Идеология армии Шамиля включала боевую духовно-нравственную подготовку защитника, отстаивающего независимость, свободу горного края. Это соответствует духу современной Российской армии как защитницы своего отечества. Еще ближе прошлому духу имамата Шамиля современное состояние (обеспеченность, дух) участников (инвалидов) вооруженных конфликтов.

Сегодня на первый план остро вышла необходимость комплексного решения проблем социальной защиты участника (инвалида) вооруженного конфликта и членов их семей, принятия на федеральном уровне действенных программ социальной адаптации как допризывной молодежи, так и ветеранов военной службы, уволенных в запас.

Актуальность данной проблемы, неразработанность и необходимость ее исследования на современном этапе развития дагестанского общества и определили выбор темы настоящего диссертационного исследования «Социально-педагогическая значимость социальной политики в имамате Шамиля». Проблемой исследования является изучение, систематизация и научный анализ социальной политики имамата Шамиля (1834-1859), выявление ее социально-педагогической значимости и применение опыта имамата в решении социальных проблем в отношении участников (инвалидов) вооруженных конфликтов в современных социально экономических условиях в Дагестане. Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования - социальная политика в имамате Шамиля.

Предмет исследования - социально-педагогические аспекты и значимость опыта социальной политики в имамате Шамиля для современного общества.

Гипотеза исследования: наше предположение о возможности применения опыта имамата, в котором осуществлялась целостная социальная политика, для решения социальных проблем участников (инвалидов) вооруженных конфликтов (в Афганистане, Чечне) в современных условиях основывалось на следующих положениях:

- у народов Дагестана до создания имамата уже реально существовала
традиционная этнокультурная и педагогическая среда с накопленным опытом
социальной защищенности неблагополучных семей;

- имам Шамиль и его сподвижники сумели проанализировать
этнопедагогические воззрения народов Дагестана, дать оценку социальным
основам и определить значимость социальной политики имамата в период
борьбы горцев за свою независимость;

существующая народная система социальной защищенности людей получила понимание, была оценена, одобрена имамом и легла в основу развития социальной политики в имамате Шамиля;

в современном дагестанском обществе может быть использован опыт имамата в социально-педагогической работе с семьями военнослужащих.

Задачи исследования:

дать оценку традиционной системе оказания помощи, защиты социально обездоленных семей народов Дагестана до создания имамата;

раскрыть социально-политические основы создания имамата и обусловленную ими социальную политику в области образования и воспитания молодежи;

проанализировать социальную политику в имамате Шамиля как составную часть функционирования гражданского общества;

выявить возможности применения опыта имамата в решении социальных проблем участников (инвалидов) вооруженных конфликтов и их семей в современных условиях.

Методологическая основа исследования. Ведущими теоретико-методологическими принципами данного исследования являлись диалектический подход, целостное изучение историко-педагогических явлений, единство и взаимосвязь объективного и субъективного, связь исторического и логического, раскрытие современного значения результатов исследования. Применялся конкретно-исторический подход к изучению педагогических фактов, явлений. Автор руководствовался гуманистической идеей об общечеловеческой ценности жизни, здоровья и благополучия людей.

Методы исследования:

В работе использованы некоторые из методов историко-педагогического исследования: изучение первоисточников, теоретический анализ, сравнительно-сопоставительный анализ и синтез, обобщение и систематизация, сочетание ретроспективы с перспективой, опросные методы (анкеты, интервью, беседы, наблюдения).

Источниковедческую базу исследования составили документы и материалы архивов: РГВИА, ЦГИА РФ, ЦТ А РД, мемуарные и художественные произведения, монографии, фольклорные материалы на русском языке и языках народов Дагестана, труды историков, писателей досоветского и советского периодов, материалы рукописного фонда института истории, этнографии ДНЦ и археологии. Кроме того такие источники, как «Акты Кавказской археографической комиссии (АКАК), «Кавказский календарь», «Кавказский сборник», «Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа» (СМОМПК), «Сборник сведений о кавказских горцах» (ССКГ), а также труды дагестанских арабо-язычных авторов: Муххамад Тахира аль Карахи, Гаджи-Али Чохского, Хайдарбека Геничутлинского, Абдурахмана Гази Кумухского и работы современных исследователей: Ю. Короткова, Д. Грунюшкина, Г. Трошева, B.C. Мейланова, А.А. Абдулгамидова, Р.Н. Жабраилова, С. Таннера и др.

Основные этапы исследования. На первом этапе (2002-2003гг.) проводилась архивная эвристика, сбор и анализ материалов, разрабатывались концептуальные основы исследования. На втором этапе (2003-2004гг.) осмысливался и обобщался материал, проводились опросные методики в Дагестане и в Ставрополе, обработка результатов и анализ полученных данных. На третьем этапе (2004-2006гг.) проводилась апробация результатов, публикация статей и тезисов, оформлялся текст диссертации.

Научная новизна исследования.

впервые в отечественной историко-педагогической науке выявлена и охарактеризована социальная политика в имамате Шамиля как отражение педагогической функции социальной помощи населению в духе интересов национально-освободительного движения горцев имамата;

раскрыты установленные имаматом содержание и направления социальной политики, имеющие социально-педагогическую значимость;

проанализированы сложившиеся в этнопедагогическом опыте формы и методы социальной помощи в имамате;

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что обобщенный и систематизированный опыт социальной политики в имамате Шамиля включает в себя содержание, основные направления и успешный опыт функционирования системы социальной политики. Результаты и выводы, полученные в процессе исследования, представляют основу для новых работ по истории отечественной педагогики.

Практическая значимость исследования.

Фактологический материал и обобщенные в диссертации положения могут быть включены в учебники и учебные пособия по теории и истории педагогики для педагогических учебных заведений, явиться основой спецкурса по педагогике, а также использоваться в учебной и воспитательной работе учителями, в системе повышения квалификации учителей и тем самым способствовать обновлению содержания педагогического образования и был использован в преподавании курса «Социальная защита в истории Дагестана» на социальном и историческом факультетах ДГУ. Сделана попытка обобщения опыта социальной политики имамата в решении социальных проблем участников (инвалидов) вооруженных конфликтов и их семей в современных условиях.

Обоснованность и достоверность научных результатов обеспечена широкой источниковедческой базой, соответствием методов исследования целям и задачам исследования, системой обобщенных фактов и материалов, апробацией полученных результатов.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Становление и развитие социально-педагогической политики в имамате Шамиля обусловлено изменениями социальных отношений, а также необходимостью социальной защиты граждан в духе интересов национально-освободительного движения.

  2. Опыт становления социальной политики в имамате Шамиля характеризуется гуманизацией и социально-педагогической значимостью

социальной защищенности, реализацией таких принципов социального воспитания, как опора на общечеловеческую и мусульманскую мораль.

3. Раскрытие опыта социально-педагогической работы, отражение в ней
государственной социальной политики, освещение положительных результатов
социальной деятельности.

4. В современных условиях имеются возможности использования
социально-педагогического опыта имамата в теории и практике социальной
работы по отношению к участникам (инвалидам) вооруженных конфликтов и
их семей.

Апробация и внедрение в практику. Полученные результаты обсуждались на заседаниях кафедры социальной педагогики ДГУ в 2002-2006гг. Опубликованные материалы используются кафедрой социальной педагогики ДГУ. Разработан спецкурс «Социальная защита в истории Дагестана» для студентов социального факультета ДГУ. Используется материал в лекциях и на семинарских занятиях по истории педагогики, при выполнении студентами курсовых и дипломных работ по социальной педагогики.

Основные положения диссертации отражены в 4 публикациях автора.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения и глоссария.


© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net