Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Педагогические науки
Общая педагогика, история педагогики и образования

Диссертационная работа:

Аджиева Аминат Мухаджировна. Формирование духовно-нравственных качеств личности старшеклассников на основе морально-этических традиций горских народов Северного Кавказа : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Карачаевск, 2006 198 с. РГБ ОД, 61:07-13/271

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

Введение 3 стр.

Глава 1. Теоретике - методологические основы формирования духовно -
нравственных качеств личности на основе морально-этических
традиций народов Северного Кавказа 18стр.

1.1. Формирование духовно-нравственных качеств личности в
контексте этнической культуры горских народов 18 стр.

  1. Влияние этнопедагогических взглядов народов Северного Кавказа на формирование духовно-нравственных качеств личности 35 стр.

  2. Сущность морально-этических традиций как факторов и базовых установок в формировании духовно-нравственных качеств личности_53стр.

ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 87 стр.

Глава П.Интеграция усилий семьи и социальных институтов в про
цессе формирования духовно- нравственных качеств личности 89 стр.

2.1.Диагностика стартового уровня сформированности духовно-
нравственных качеств личности старшеклассников 89 стр,

  1. Совершенствование учебно-воспитательного процесса в национальной школе как условие эффективного формирования духовно-нравственных качеств личности 112 стр.

  2. Формирование духовно-нравственных качеств личности старшеклассников во внеклассной работе 130 стр.

ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 164 стр.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 166 стр.

СПИСОК ЛИТРЕРАТУРЫ

169 стр.

Введение к работе:

Демократические перемены в современном российском обществе наряду с позитивными изменениями в сознании россиян привели и к таким явлениям, как ослабление роли национального культурно-исторического наследия в формировании личности. К этому феномену относятся и морально-этические традиции, созданные народом на протяжении долгого культурно-исторического пути его развития. Ослабление ориентации на них способно привести к духовному обнищанию народов, населяющих Российскую Федерацию. Этому способствуют и изменения в ценностной сфере общества, в которой всё большую роль начинают играть неолиберальные ценности, навязываемые средствами массовой информации и не встречающие должного сопротивления со стороны как общественности, так и воспитательных институтов, занимающихся проблемами ориентации личности на национальные, общероссийские и общечеловеческие ценности.

Происходящий в стране глубокий системный кризис явился толчком для конфликта ценностей, а следовательно, и их переоценки, что повлекло за собой такие явления, как аномия, бездуховность'некоторой части молодежи, безразличное отношение к этническим и общечеловеческим ценностям. Для преодоления этих явлений требуется коррекция воспитательной работы во всех социальных институтах.

Таким образом, направленность на переоценку ценностей, изменение её иерархической системы и приведение в соответствие с общечеловеческими, является характерным для современного периода развития российского общества и деятельности ее социальных институтов. В этом контексте очень важен тот факт, что россияне, унаследовавшие от длительной истории развития России свои ценности и идеалы, имеющие сложившуюся систему ценностей, обусловленную особенностями развития страны, менталитетом народа, пытаются поднять престиж базовых ценностей личности. Этот процесс достаточно активно проходит и в национальных республиках Северного Кавказа, имеющих веками сложившуюся систему формирования духовно-нравственных качеств личности под влиянием созданных горскими народами морально-этических традиций.

4 Особое значение приобретает при этом оптимизация процесса формирования

личности в контексте традиционной педагогической культуры народов Северного Кавказа, применение ценностно-ориентированных технологий, которые бы могли практически реализовывать в учебно-воспитательном процессе теоретические знания и превращать их в эффективное средство для формирования духовно-нравственных качеств личности.

Поиск путей выхода из нравственного кризиса предусматривает и разработку такой проблемы, как формирование духовно-нравственных качеств личности на основе морально-этических традиций. В силу того, что формирование ценностных ориентации личности - основа развития духовно-нравственных качеств личности, этому направлению воспитательной работы придаётся важное значение.

Это многоступенчатый, сложный процесс, требующий не только знаний особенностей национальной системы воспитания и адаптацию ее к современным условиям, но и творческого применения этих знаний с учетом инновационных технологий, позволяющих оптимизировать как процесс обучения в школе, так и воспитательную работу в ней. Между тем, ряд психолого-педагогических исследований показывает, что уровень сформированности духовно-нравственных качеств старшеклассниками недостаточен, что указывает на актуальность темы исследования.

Особую тревогу вызывает отмечаемый рядом ученых низкий уровень развития ценностных ориентации на духовно-нравственные ценности, и вследствие этого, снижение нравственного иммунитета молодёжи (А.И. Анцыферова, И.А. Арабов, Е.В. Белозерцева, Е.В. Бондаревская, Р.И. Байчорова, Б.М. Борлакова, А.П. Валицкая, Г.И. Волков, А.В. Кирьякова, А.С. Койчуева, Н.Д. Никандров, З.И. Рав-кин и т.д.), слабая готовность к усвоению национальных и общечеловеческих ценностей (Г.И. Аргунова, К.И. Бузаров, Караковский, СБ. Узденова, Л.Л. Суп-рунова, И.А. Шоров) .ведущая к девальвации ценностного сознания по отношению к национальным духовно-нравственным ценностям.

В этой ситуации как никогда возрастает роль народной педагогики, ее прогрессивных идей, лежащих в основе формирования личности. Особое значение процесс возврата к идеям народной педагогики имеет на Северном Кавказе, народы

5 которого столетиями культивировали свою самобытную систему воспитания, основные идеи которой были известны под различными названиями «тау адет» (карачаевцы и балкарцы), «адыгагьэ» (черкессы, кабардинцы и адыгейцы), «апсуара» (абазины, абхазцы), «ногай аьдет» (ногайцы) и т. д.

Морально-этические традиции как фактор формирования личности рассматриваются в психолого-педагогической литературе со времен античности. Впоследствии великий ученый ЯЛ. Коменский, обосновывая идею о необходимости народного воспитания, ввел в педагогику понятие народности, подразумевая под ним родной язык, обряды, обычаи, традиции и нравственное воспитание подрастающего поколения в духе народных традиций. Духом народности пронизана вся педагогическая деятельность Я.А. Комеиского и его достойных преемников И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо.

Наиболее полно идея народности воспитания была раскрыта в трудах К. Д. Ушинского, который считал основой воспитания применение прогрессивных идей русской народной педагогики. Идеал современного человека у К.Д. Ушинского выражал синтез высокой духовности и нравственности у физически здорового и трудолюбивого человека.

Немалую роль в пропаганде педагогических идей трудящихся масс сыграли труды отечественных русских педагогов, чья творческая деятельность активно разворачивалась в конце XIX - нач. XX века. В.П. Вахтеров, П.Ф. Лесгафт, П.Ф. Капте-рев особый акцент делали на использование прогрессивной народной культуры как важной основы воспитания. Вслед за ними этнопедагогическую науку обогатили труды Е.Н. Медынского, Н.А. Константинова, В.Н. Столетова, Н.К. Крупской. Широкую известность получили научные исследования Т.Н. Волкова, А.Ш. Гаши-мова, М.Б. Гуртуевой, Я.И. Ханбикова, А.Ф.Хинтибидзе, И.А. Шорова, основоположников этнопедагогических исследований в национальных регионах СССР, а впоследствии РФ.

Диссертационные работы, появившиеся в последние годы, расширили сферу научных исследований в области этнопедагогики, увеличив круг изучаемых вопросов формирования личности средствами народной педагогики. В ряде работ рассмат-

ривались методы творческого использования культурно-исторического наследия в учебно-воспитательной деятельности средней общеобразовательной школе (В.Х. Ару-тюнян, М.Б. Гуртуева, А.Т. Битарова, А.С. Койчуева, КЛО. Салпагарова, И.А. Шо-ров, Р. Пашаева, Б.М. Ховратович и др.) Они раскрывают содержание многовекового традиционного опыта формирования личности.

Введение национально-регионального компонента в учебные планы и содержание образования открыло широкую перспективу для освоения национально-культурных ценностей, к которым относятся и морально-этические традиции. Большую роль для выработки теоретико-методологических позиций нашего исследования в этом контексте сыграли труды по этнопедагогике И.А. Арабова, К.И. Буза-рова, Г.Н. Волкова, Б.М.Джандар, З.Г. Нигматова, Ш.А. Мирзоева, О.Д. Мукае-вой, Я.И. Ханбикова, И.А. Шорова и др..

Национально-культурные ценности народов России как база формирования личности исследуются в диссертационных и и монографических работах М.Ю. Ай-базовой, К.И. Бузарова, БХБгажнокова. Ж. Бешимова, П.И. Егорова, О.В. Леоновой, С.А. Лугуева, Ш.А. Мирзоева, A.M. Магомедова, Т.М. Мунзук, Н.М. Сажиной, И.А. Снежковой, С.С. Танхасаевой, М.А. Терентия и др.

Особое значение для нас имели диссертационные и монографические исследования, посвященные этнокультурным ценностям народов Северного Кавказа, в том числе морально-этическим традициям (Ф.В, Абаева, М.Ю. Айбазова, Л.И. Альборова, К.И. Бузаров, Х.Х.-М. Батчаева, А.Т. Битарова, Б.М. Борлакова, Р.И. Байчорова, М.Б. Гертуева, И.А. Дадов, Б.М. Джандар, Р.С. Исрафилов,, М.Ч. Кучмезова, Ф.Т. Кушете-рова, Г.Ю. Нагорная, A.M. Магомедов, P.M. Мамхегова, Н.М. Сажина, К.Б. Семенов,, Г.Я. Теучеж, А. Умаров, Р.А. Ханаху, А.Ю. Шадже, Ф.С. Эфендиев).

Важным для нашего исследования явились идеи системного проектирования процесса формирювания у студентов культурологических ценностей (умений) и в целом культурологическая и этнопедагогическая подготовка будущего учителя (З.К. Меретукова, Н.М. Сажина, Ю.С. Тюнников, Л.А. Хараева).

Анализ научно-педагогической литературы и диссертационных исследований позволил выявить ряд нерешенных аспектов проблемы формирования ду-

7 ховно-нравственных качеств личности на основе морально-этических традиций народов Северного Кавказа. Во-первых, в них данный феномен не является предметом специального изучения; во-вторых, нет четко обоснованного методологического подхода к использованию регионально-национального компонента образования в целях возрождения морально-этических традиций в контексте национально-культурных ценностей; в-третьих, проблема формирования духовно-нравственных качеств личности под влиянием морально-этических традиций еще не стала предметом диссертационного исследования. Между тем, педагогическая теория нуждается в научном обосновании формирования духовно-нравственных качеств личности в контексте изучения национально-культурных ценностей народов Северного Кавказа, ее направленности в эт-нонациональном регионе с учетом полиэтничности населения, а педагогической практике необходимы четкие рекомендации по реализации этой цели. Многие этнопедагоги как альтернативу царящей в обществе бездуховности противопоставляют народный опыт воспитания, его ведущие идеи. Они же призваны разрешить накопившиеся в обществе противоречия, возникающие между:

объективными потребностями изменения статуса духовно- нравственных национальных ценностей, сохранения и передачи морально-этических традиций и динамично протекающими общечеловеческими процессами - глобализацией, интеграционными тенденциями национальных культур, проблемами аккультурации;

возрастающим интересом общества к самобытным формам традиционной педагогической культуры, к возрождению национальных морально-этических традиций и необходимостью существования единого образовательного пространства и объективной потребностью в подготовке личности к социализации в современных условиях;

потребностями этнического сообщества в формировании духовно-нравственных качеств, присущих этносам, и глобализацией образовательных и воспитательных процессов.

возможностями этнопедагогики в обновлении содержания и форм образовательно-воспитательного процесса, способов его построения на оптималь-

8 ном соотношении национальных и общечеловеческой культур и недостаточным использованием образовательно-воспитательного потенциала традиционной педагогической и соционормативной культуры, религиозных и общечеловеческих ценностей как основы морально-этических традиций в учебно-воспитательной работе средних общеобразовательных школ. Разрешение выявленных противоречий и является проблемой данного исследования - какова роль морально-этических традиций в процессе формирования духовно-нравственных качеств старшеклассников средствами народной педагогики в средней общеобразовательной школе. Таким образом, актуальность проблемы, ее теоретическая и практическая значимость, и недостаточная разработанность с учетом современных социально-педагогических потребностей и определили выбор темы диссертации; «Формирование духовно - нравственных качеств личности старшеклассников на основе морально-этических традиций горских народов Северного Кавказа»

Цель исследования состоит в теоретической разработке, обосновании и экспериментальной апробации содержания и условий формирования духовно-нравственных качеств личности средствами традиционной педагогической культуры народов Северного Кавказа.

Объект исследования; учебно-воспитательная деятельность в современной национальной средней общеобразовательной школе в контексте традиционной педагогической культуры народов Северного Кавказа.

Предмет исследования; процесс формирования духовно-нравственных качеств личности старшеклассников средствами традиционной педагогической культуры народов Северного Кавказа.

Рабочая гипотеза исследования основана на предположении о том, что формирование духовно-нравственных качеств личности старшеклассников на основе морально-этических традиций горцев Северного Кавказа будет эффективным, если: - в ходе реализации учебно-воспитательного процесса старшеклассниками будет усвоено содержание морально-этических традиций как приоритетной составляющей этнокультуры горцев Северного Кавказа;

- деятельность социальных институтов по формированию духовно-нравственных

качеств старшеклассников будет скорректирована с учетом новых реалий общественной жизни; окружающая учащегося среда будет созвучна обновленным ценностным ориентациям общества и позволит их осознанному погружению в духовные ценности прошлого и настоящего;

в образовательно-воспитательном процессе национальной школы будет обеспечена непрерывность учебно-воспитательной деятельности по передаче и освоению социокультурного и этнокультурного опыта детям в различных сферах жизни;

определены организационно-педагогические условия реализации опытно-экспериментальной работы с учетом ценности морально-этических традиций народов Северного Кавказа;

будут повышены уровень профессиональной и нравственной готовности педагогов, их общекультурная и профессиональная компетентность, включающая как профессиональные, так и этнопедагогические знания;

базовые учебные дисциплины, входящие в национально-региональный компонент образования, будут обогащены этнокультурным материалом, направленным на формирование духовно-нравственных качеств личности.

В соответствии с проблемой, целью и гипотезой исследования нами определены следующие задачи исследования;

1 .Осмыслить и обосновать совокупность методологических положений, составляющих основу формирования духовно-нравственных качеств старшеклассников в традиционной педагогической культуре народов Северного Кавказа; 2.0пределить сущностную характеристику базовых понятий исследования: духовность, нравственность, мораль, духовно-нравственные ценности; ценностные ориентации; национальные ценности; морально-этические традиции: 3. Изучить и обосновать социально-педагогические предпосылки формирования духовно-нравственных качеств старшеклассников в условиях полиэтнокультурного пространства и роль морально-этических традиций в их формировании;

10 4.0пределить психолого-педагогические условия формирования

ценностных ориентации старшеклассников в контексте традиционной педагогической культуры этносов, населяющих Северный Кавказ.

5.Выявить и обосновать основные подходы к формированию духовно-нравственных качеств старшеклассников в учебно-воспитательном процессе; 6.Обосновать и экспериментальным путем апробировать эффективность формирования духовно-нравственных качеств старшеклассников на основе морально-этических традиций горцев Северного Кавказа и разработать рекомендации для педагогов по их реализации.

Методологическую основу исследования составляют философские и психолого-педагогические концепции, рассматривающие категории «духовность», «нравственность» и «духовно-нравственные ценности», «морально-этические традиции» в структуре целостного развития личности; положения о диалектике соотношения общего, особенного и единичного, рассматривающие общечеловеческое и национальное в их единстве и взаимосвязи; аксиологический подход, признающий человека высшей ценностью и самоцелью общественного развития; этнопедагогический подход, делающий упор на традиционную систему воспитания; культурологический подход, рассматривающий национальную культуру как основной источник и средство социальной и духовной преемственности поколений, диалектическая теория познания, философские идеи о единстве теории и практики.

Теоретическую основу исследования составили идеи о роли этнопе-дагогики в формировании духовно-нравственных качеств личности, представленные в трудах И.А. Арабова, К.И. Бузарова, Х.Х.-М. Батчаевой, Б.М. Борла-ковой, Р.И. Байчоровой, М.Б. Гуртуевой, Ш.А. Мирзоева, A.M. Магомедова, Г.Н. Волкова, К.Б. Семенова, Г.А. Станчинского, И.А. Шорова.

Формирование духовно-нравственных ценностных ориентации средствами этнопедагогики (Л.И. Альборова, Г.А. Аргунова, А.С. Койчуева, М.Ч. Кучмезова, М.Б. Гуртуева) и этнической психологии (B.C. Агаев, А.А. Деркач, Б.Р.Душков, В.Э. Крысько, B.C. Мухина, Д.Н. Узнадзе).

Мы опирались на идеи создания национальной системы воспитания (К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, П.Ф. Каптерев, М.М. Рубинштейн, СИ. Гессен, В.Н. Сорока-Росинский) и регионализации образования (И.А. Арабов, Е.П. Бело-зерцев, Г.Н. Волков, А.П. Величук, Л.Ф. Греханкина, В.А. Кобылянский, М.Н. Кузьмин, В.В. Макаев, Н.М. Сажина, Л.Л. Супрупова, И.А. Шоров и др.), теории мотивации (Л.И. Божович, Е.В. Бондаревская, А.Г. Ковалёв, А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Тарасюк, Г.И. Щукина, П.Я. Якобсон); теорию потребности (А. Мас-лоу, В.Н. Мясищев, К. Роджерс, А.В. Кирьякова В.Н. Тарасюк). Сущность ценност-но-ориентировонной деятельности по ориентации на духовно-нравственные ценности в социальных институтах (С.Ф. Анисимов, В.А. Блюмкин, МБ. Делин, О.Г. Дробницкий, А.Г. Здравомыслов, М.С. Каган, А.В. Кирьякова, Н.Д. Никандров, СИ. Попов, З.И. Равкин, В.Н. Сагатовский, В.А. Титов, В.П. Тугаринов, А.В. Шишкин). Важной идеей исследования является рассмотрение педагогического процесса как целостной системы (Ю.К. Бабанский, Б.Г. Гершунский, А.Ф. Зотов, П.Ф. Каптерев, Н.В. Кузьмина, В.Я. Якунин и др.).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования; теоретические методы; анализ философской ,психолого- педагогической, этнопедагогической, этнопсихологичесои, культурологической, и сторико-этн о графической литературы; теоретическое обобщение результатов исследования; эмпирические: наблюдения - прямое и включенное, беседа, анкетирование, тестирование, интервью с учащимися, их родителями и педагогами, констатирующий и формирующий эксперименты, интервью с учащимися, их родителями и педагогами, качественный и количественный анализ полученных экспериментальных данных, математические методы их обработки.

База исследования; 697 учащихся старших классов (экспериментальные классы) и 235 учащихся ( контрольные классы) средних школ Северного Кавказа, в том числе по Карачаево-Черкесии -, средней школы №1 г.Карачаевска, Учуланской, Кумышской, Правокубанской школ Карачаевского района, средних школ № 4, №17 г.Черкесска, Сары-Тюзской сош Усть-Джегутинского района; по Кабардино-Балкарии - Чегемской СОШ №2, 414 педагогов средних образо-

12 вательных школ Карачаево-Черкесской республики , из них 82-педагоги, участвующие в эксперименте; ; 486 студентов Карачаево-Черкесского государственного университета.

Основные этапы исследования: исследование проводилось в 2000-2006 годах и включало в себя три этапа:

  1. этап (2000-2002 гг.) - информационно-поисковый. Он включал в себя изучение отечественной и зарубежной психолого-педагогической, эт-нопедагогической, этнопсихологической и социологической литературы. Анализировалось содержание учебных планов и программ, учебников и учебных пособий, изучался опыт педагогической деятельности учителей республик и преподавателей вузов. Определялись методологические подходы к пробле-ме,разрабатывалась программа опытно-экспериментальной работы, спецкурса для старшеклассников «Морально-этические традиции народов Северно-гоКавказа», а также спецкурс для студентов «Традиционный этикет горцев Северного Кавказа». Был осмыслен категориальный аппарат исследования.

  2. этап (2002-2004 гг,) - проведение констатирующего и формирующего экспериментов: исследование уровней сформированности духовно-нравственных качеств у старшеклассников, проведение формирующего эксперимента, обобщение результатов опытно-экспериментальной работы по формированию ценностных ориентации старшеклассников с использованием авторских экспериментальных материалов, нацеленных на углубление содержания национально-регионального компонента образования.

III этап (2004-2006гг.) -уточнение теоретических и экспериментальных
выводов. Обобщение результатов исследования. Литературное оформление
диссертационной работы.

Научная новизна исследования

1. Показано, что в проблемное поле исследования наряду с понятиями «мораль», «духовность», «нравственность», «морально-этические традиции» входят такие категории, как «национальные ценности», «профессиональная, этнопедагогическая и нравственная готовность учителя к цен-

13 ностно-ориентированнои деятельности»; «традиционная педагогическая

культура».

2. Раскрыты методологические подходы к процессу формирования

духовно-нравственных качеств у старшеклассников в контексте традиционной

педагогической культуры народов Северного Кавказа:

целостно-системный, сущность которого заключается в том, что отдельные относительно самостоятельные компоненты: цели образования, субъекты педагогического процесса (педагог и учащиеся), содержание образования, формы и методы педагогического процесса и материальная база (средства) рассматриваются в совокупности и взаимосвязи; использование этого подхода позволило выявить уровневую структуру сформированное духовно-нравственных качеств старшеклассников, критерии оценки, показатели сформированности и диагностические методики.

антропологический, сущность которого заключается в том, что он позволяет признать за человеком право на его самоценность, уникальность и свободный выбор, что было использовано в нашем исследовании в качестве обоснования выбора духовно-нравственных ценностей для исследования. Вместе с тем, этот подход позволил использовать данные наук о человеке и их учет при организации опытно-экспериментальной работы. (М. Шелер, Н.Я. Бердяев, Н.О. Лосский, B.C. Соловьев, С.Л. Франк, П.А. Флоренский, М.М. Рубинштейн, П.П. Блонский.)

этнопедагогический, позволяющий выделить специфические особенности народного воспитания (опора на этнокультурные традиции, обряды, обычаи, образ жизни) в свете положения о диалектике соотношения общего, особенного и единичного, рассматривающий этническое воспитание как часть общечеловеческого в их единстве и взаимосвязи (Г.Н. Волков, К.И. Бузаров, И.А. Арабов, И.А. Шоров, Ш.А. Мирзоев и др.).

аксиологический, признающий человека высшей ценностью и самоцелью общественного развития; позволяющий раскрыть значение духовно-нравственных ценностных ориентации личности и роль морально-

этических традиций в формировании нравственного иммунитета старше-классников,(А.Г. Асмолов, С.Ф. Анисимов, А.Г.Здравомыслов, Д.А.Леонтьев, B.C. Братусь).

- культурологический, рассматривающий культуру как основной источник и
средство социальной и духовной преемственности поколений (М.С. Каган,
Э.С. Маркарян, B.C. Библер, Л.Н. Коган, В.М. Межуев, В.А. Сластёнин, и

ДР-)

3. Теоретически обоснована и экспериментально доказана значимость

ценностного использования морально-этических традиций в традиционной педагогической культуре народов Северного Кавказа в формировании духовно-нравственных качеств старшеклассников.

4. Раскрыт духовно-нравственный потенциал традиционной со-
ционормативной культуры народов Северного Кавказа, в том числе содержание
морально-этических традиций как основы стереотипизации поведения в семье и
обществе, выявлены организационно - педагогические условия ее ис
пользования в формировании духовно-нравственных качеств личности.

5.Систематизирован, целесообразно отобран и включён в содержание национально-регионального компонента образования материал этнокультурного, этнопедагогического и соционормативного характера в соответствии с задачами формирования духовно-нравственных качеств личности старшеклассников в национальной школе.

6.Выдвинута идея, описывающая этнопедагогическую культуру как регулятивную систему, имеющую инструментальную технологию и сущностную (ценностную) стороны, которые в силу своего высокого воспитательного потенциала обеспечивают формирование духовно-нравственных качеств старшеклассников.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

- получено новое научное знание о сущности и специфических особен
ностях процесса формирования духовно - нравственных качеств личности

15 старшеклассников на основе морально-этических традиций в контексте традиционной педагогической культуры горских народов в условиях большого по-лиэтничного региона;

в образовательно-воспитательном процессе средней общеобразовательной школы реализовано теоретическое положение о непрерывности педагогической деятельности по освоению учащимися социокультурного и этнокультурного опыта в различных сферах жизни; осмыслены организационно-педагогические условия актуализации содержания образования с учётом ценности этнической культуры и морально-этических традиций народов Северного Кавказа;

приоритетно повышен теоретический и практический уровень общекультурной и профессиональной компетентности педагогов, включающий как профессиональные и психолого-педагогические знания, способность к их творческому применению, педагогическую рефлексию, так и методологическую, духовно-нравственную культуру, а также уровень владения этно-педагогическими знаниями;

обобщения и выводы диссертационного исследования о сущности и специфических особенностях процесса формирования духовно-нравственных качеств старшеклассников национальных школ, сложившиеся в традиционной педагогической культуре народов Северного Кавказа, существенно обогащают имеющиеся в педагогической теории представления об объективных возможностях эффективного использования народного опыта воспитания в решении задач исследуемой проблемы в условиях поликультурного образовательного пространства.

Практическая значимость.

Теоретические положения, результаты и выводы исследования могут составить основу для дальнейших исследований многочисленных актуальных аспектов традиционной педагогической культуры народов Северного Кавказа, а модифицированные программы и диссертационный материал, учебно-методические пособия (при опоре

на местный материал) могут использоваться в образовательных учреждениях и в других регионах России.

Фактологический материал, а также раскрытые в диссертации теоретические положения могут быть включены в учебники и учебные пособия по теории и истории педагогики, этнопедагогики, курса педагогики для средней и высшей педагогической школы, использоваться в системе переподготовки и повышения квалификации работников образовательных учреждений.

Разработанный автором спецкурс для старшеклассников: «Морально-этические традиции народов Северного Кавказа», для студентов -«Традиционный этикет горцев Северного Кавказа», могут быть успешно использованы в практике работы школ и вузов региона.

Достоверность и обоснованность полученных в исследовании результатов обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических позиций; объективностью научных методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования; объемом выборки объектов эксперимента и полученными положительными результатами в уровнях сформированное ценностных ориентации старшеклассников.

На защиту выносятся следующие положения.

формирование духовно-нравственных качеств подрастающего поколения в традиционной педагогической культуре народов Северного Кавказа занимает центральное место; приоритетными духовно-нравственными ценностями, в основе которых лежат морально-этические традиции, являются кодекс чести, ге-ронтотимия, ценностное отношение к жизни, труд, ум, мудрость (знания), высокая нравственность, духовность, бережное отношение к культурно-историческому наследию народов, толерантность, здоровье сберегающие технологии, здоровье матери и ребенка, опека над слабыми, сиротами, немощными.

эффективное формирование духовно-нравственных качеств старшеклассников национальной средней общеобразовательной школы происходит в системе целостного учебно-воспитательного процесса при условии содержательного отбора и построения дидактического материала в логической последовательно-

сти: ценности народа - ценности региона - общероссийские ценности - ценности мировой культуры; в целях целесообразного освоения национально-культурных ценностей.

научно обоснованная аргументация современных тенденций межпоколенной трансмиссии знаний об этнокультурных ценностях, детерминированных полиэтническими, экономическими и социокультурными факторами жизни общества, выступает как одно из важных условий формирования у школьников духовно-нравственных качеств личности.

эффективность процесса формирования духовно-нравственных ориентации старшеклассников, обеспеченного разработанными условиями и обогащенным содержанием базовых учебных дисциплин национально-регионального компонентам образования достигается педагогами и воспитателями, осознавшими творческую сущность педагогической деятельности, являющимися носителями этнопедагогической культуры, владеющими знаниями о нормах и стереотипах поведения народов Северного Кавказа.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения и результаты исследования обсуждались и получили одобрение на кафедре педагогики и педагогических технологий Карачаево-Черкесского государственного университета. Материалы исследования докладывались на научной сессии Академии акмеологических наук (Санкт -Петербург, 2005); научных сессиях «Алиевские чтения» ( Карачаевск, 2004-2006), на Международной научной конференции «Гуманитарные и социально-экономические науки в начале XXI века» (Нижний Новгород, 2004), научно-практической конференции по вопросам педагогики высшей школы( Черкесск, 2006)

Объем и структура диссертации. Диссертация изложена на 184 страницах машинописного текста, содержит 10 таблиц, 1 диаграмму, 1 модель, 1 схему. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. Список литературы включает 212 источников: из них 207 - на русском языке, 5 - на иностранном языке.

Подобные работы
Селезнева Елена Николаевна
Формирование деловых качеств личности старшеклассников
Локтюшина Елена Александровна
Формирование творческих качеств личности старшеклассников и студентов при обучении в дидактической компьютерной среде
Русских Наталия Борисовна
Формирование социально значимых качеств личности старшеклассников в условиях дифференцированного обучения
Бузоева Залина Султановна
Влияние семейных традиций и обычаев горской семьи народов Северного Кавказа на воспитание подрастающих поколений
Акопов Арсен Вачаканович
Игры народов Северного Кавказа в формировании толерантности в полиэтнической общеобразовательной среде
Койчуева Абриза Салиховна
Формирование социально-значимых ценностных ориентаций старшеклассников в контексте традиционной педагогической культуры народов Северного Кавказа
Меняйлова Татьяна Александровна
Формирование качеств личности человека культуры у школьников на основе реализации культурологического подхода
Полякова Александра Лиджиевна
Формирование деловых качеств личности в условиях этнокультурной направленности образования
Лебедева Кирилла Львовна
Формирование нравственных качеств личности будущего специалиста в системе отношений "преподаватель-студент"
Мирзоева Фарогат Баротовна
Формирование гуманистических качеств личности у учащихся 7 - 9 классов в процессе преподавания таджикской литературы (На материале общеобразовательных школ Республики Таджикистан)

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net