Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Культурология
Теория и история культуры

Диссертационная работа:

Суворов Николай Николаевич. Элитарное и массовое сознание в художественной культуре постмодернизма : Дис. ... д-ра филос. наук : 24.00.01 СПб., 2005 347 с. РГБ ОД, 71:06-9/11

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

Введение 3

Историко-философский анализ проблемы 16

Глава 1. Постмодернизм — парадигма современной культуры.. 80

  1. «Складки» культурного пространства 96

  2. «Пороги» элитарной и массовой культуры 101

  3. Ризоморфный характер культурного поля 115

Глава 2. Взаимодействие элитарного и массового сознания в
социогуманитарных науках
124

  1. Социологическое пространство взаимодействия элитарного и массового сознания 124

  2. Социально-психологическое пространство взаимодействия элитарного и массового сознания 128

  3. Эстетическое поле взаимодействия элитарного и массового сознания 140

Глава 3. Морфология элитарного сознания 150

  1. Онтологический статус элитарного сознания 152

  2. Культуротворческие стратегии элиты 174

  3. Синдром эсхатологизма 207

  4. Вектор маргинальное 217

  5. Параметры элитарного искусства 229

Глава 4. Морфология массового сознания 255

  1. Иконография массового сознания 257

  2. Тело и вещь в контексте культуры 270

  3. Синдром катастрофизма 283

  4. Симулятивная мифология 293

  5. Искусство как соблазн и товар 307

Заключение 315

Литература 317

Введение к работе:

Актуальность исследования. Процессы, происходящие в культуре последней трети XX и начала XXI века, коренным образом преобразили характер эпохи. Глобализация экономики активизировала воздействие СМИ на политическую, научную и художественную жизнь общества. Общество пронизано информационными потоками, формирующими содержание и ориентации как индивидуального, так и массового сознания. Изменения картины мира нашли своё отражение в теоретических работах и художественной практике постмодернизма. Трудности исследования заключаются в том, что постмодернизм — реальный и незавершённый процесс современной культуры. Философская теория постмодернизма имеет устойчивую интенцию к расширению дискурсивного поля, характеризуется семантическим и категориальным многообразием, обусловленным принципиальным отказом от концептуального конституирования, в постмодернистской рефлексии невозможно констатировать парадигмальное единство. Тем не менее, сложились устойчивые характеристики этого явления, выделился ряд влиятельных теоретиков постмодернизма, постулирующих теоретический отход не только от классической, но и неклассической традиций философствования, определился корпус текстов. Постмодернистская парадигма утверждает новую эпистемологическую модель, соединяющую реальные подходы к познанию явлений культуры, постулирует принципиально плюралистическую картину мира, нелинейный характер социальных и культурных динамик, преодолевает противостояние западного и восточного интеллектуального опыта. Концептуальная модель нелинейных динамик создаётся в современной культуре во встречном движении гуманитарного и естественнонаучного познания, в постмодернистской философской теории и в синергетике. Осознанный с начала 80-х годов как общекультурный феномен, постмодернизм стал специфическим направлением в социогуманитарных науках. Необходимость в исследовании процессов, происходящих в художественной культуре постмодерниз-

ма, их теоретическое осмысление важны для перспектив философской и культурологической диагностики дальнейшего развития.

В культуре постмодернизма наиболее отчётливо обрисовалась давняя дилемма историко-культурного развития - выделение элитарного и массового сознания и их опредмечивание в особых формах деятельности. Для современной культуры является характерной неопределённость социальной принадлежности, мерцание систем ценностей, номадическое распределение гуманитарных сингулярностеи. В связи с этим некоторые теоретики постмодернизма (Ф.Джеймисон) полагают, что массовое сознание и его ценностные ориентации растворяют в себе элитарное сознание, нивелируют художественные и культурные ценности. Между тем вектор креативной деятельности направляет именно элитарное сознание, в то время как массовое сознание пронизано исключительно ценностями потребления и гедонизма. На такой точке зрения настаивают Ж.Бодрийяр, Ж.Делёз и др. По мнению теоретиков постмодернизма, творческий потенциал современной культуры концентрируется именно в сознании интеллектуальной элиты.

Изучение элитарного и массового сознания в культуре постиндустриального общества ограничивается их фактографическим описанием, между тем актуальным является морфологическое исследование, предполагающее выявление строения и интенциональных состояний сознания. Такое изучение позволит адекватно формулировать закономерности социальной динамики, выявить процессы формирования и распространения ценностей культуры и искусства.

Особенности художественной практики постмодернизма акцентируют внимание на соединении традиционных приёмов художественного творчества и аксиологии искусства с привнесением в них практик других видов деятельности. Таким образом, происходит расширение диапазона художественного видения и приёмов художественного творчества. Постмодернистская художественная креативность не сводится к подражательным процедурам, но представляет собой процесс получения квинтэссенции нового культурного опыта и тенденции его дальнейшей динамики. Изучение особенностей постмодернистской художественной культуры имеет универсальное значение, поскольку процессы,

происходящие в искусстве, идентичны по своим характеристикам процессам, протекающим в других сферах культуры.

Степень разработанности проблемы. Разнообразие подходов теоретиков постмодернизма позволяет выделить устойчивый корпус текстов, фиксирующих основные направления мысли, наметить главные стратегии в изучении постмодернистской ситуации в культуре и художественной практике. Исследование постмодернизма осуществлялось представителями этого направления как выражение теоретической саморефлексии. Характерные черты постмодернизма и его методология раскрыты и исследованы в трудах А.Бадью, Р.Барта, Ж.Батая, Ж.Бодрийяра, В.Вельша, Ж.Делёза и Ф.Гваттари, Ж.Деррида, Ф.Джеймисона, Ю.Кристевой, П.Козловски, Э.Левинаса, Ж.-Ф.Лиотара, Р.Рорти, М.Фуко, И.Хассана, У.Эко и др. Развитию постмодернистской проблематики косвенно способствуют его критики, к которым относится, в частности, Ю.Хабермас. Теория «коммуникативного действия», по его мысли, снимает противоречия между элитарным и массовым сознанием и является теоретическим основанием исследований процессов культуры.

Содействовали становлению постмодернистского мировоззрения работы предшествующих философов, чьи идеи оказались актуальными во второй половине XX века — Ф.Ницше, М.Хайдеггера, О.Шпенглера, Х.Ортеги-и-Гассета. В их работах содержалась критика рационализма, идеи целостности культуры и взаимосвязь культуры Востока и Запада, утверждалось единство человека и природы, осознавалось разделение элитарного и массового сознания.

Исследованию различных проблем постмодернизма: смысла и эволюции философского направления, особенностям постмодернистской художественной культуры, вопросам текстологии, игровой деятельности и другим, посвящены труды отечественных исследователей: Т.Апинян, В.Бычкова, А.Грицанова, Б.Гройса, А.Грякалова, В.Диановой, С.Иконниковой, И.Ильина, М.Кагана, Н.Маньковской, Б.Маркова, С.Махлиной, М.Можейко, В.Подороги, В.Прозерского, К.Разлогова, В.Руднева, В.Савчука, И.Скоропановой, Э.Соколова, Г.Тульчинского, Н.Хренова, М.Эпштейна, Э.Юровской и др. Проблемы постмодернизма исследованы также в трудах зарубежных учёных:

Дж.Ланда, Ч.Норриса, М.Роуз и др. Большое значение в изучении методологии постмодернизма отводится трудам по синергетике И.Пригожина, И.Стенгерс, Г.Хакена, В.Бранского, В.Васильковой, М.Кагана, С.Курдюмова и др.

Между тем изучение элитарного и массового сознания в их взаимодействии осуществлялось в более ранних эпохах. Так, спорадические замечания о природе и функционировании этих феноменов содержатся в трудах мыслителей античности и эпохи Возрождения. Систематическое исследование этих явлений началось с XIX века, с того времени, когда определённость границ элиты и массы становится наиболее рельефной. Так, в отечественной научной традиции анализу взаимосвязи интеллектуальной элиты общества и народного сознания уделяли внимание К.Аксаков, М.Бакунин, А.Герцен, П.Лавров, К.Леонтьев, Н.Михайловский, П.Ткачёв, А.Хомяков, отмечавшие особую роль интеллектуальной элиты в деле просвещения народного сознания и формирования его социальных ориентации. В конце XIX - начале XX века противостояние элиты и народной массы приобрели новую актуальность. Такое противостояние обостряется всегда в переходные периоды развития культуры, поскольку именно от той роли, которую играет интеллектуальная элита в обществе, зависит будущее развитие. Н.Бердяев, С.Левицкий, С.Франк, П.Струве, по-разному решая указанную проблему, возлагали на интеллектуальную элиту ответственность за состояние умов и настроений в народной массе.

Современные исследователи народной культуры Г.Вагнер, В.Гусев, М.Некрасов называют народную культуру органической в силу её связи с природной средой и с этносом. В отличие от народной массовая культура и массовое сознание, как продукты индустриального и постиндустриального общества, утратили эту естественную основу.

В европейской философской и социально-психологической науке конца XIX - начала XX века исследовались проблемы массового сознания - в трудах Ф.Ницше, Г.Лебона, С.Сигеле, Г.Тарда, А.Токвиля и позднее, - З.Фрейда и его школы, - многие идеи этих исследователей до сих пор актуальны, например, идея противостояния элитарного и массового сознания.

Соотношение элитарного и массового сознания решалось в исследованиях Х.Ортеги-и-Гассета, В.Парето, А.Тойнби, отмечавших дифференцирован-ность интеллектуальной элиты и её ответственность за содержание массового сознания и судеб культуры. Идеи Франкфуртской школы нашли воплощение в теории Г.Маркузе и Т.Адорно о «двойном измерении высокой культуры», в которой рассматривалась движение элитарного сознания к целям творческого самовыражения и создания ценностей культуры и искусства. Продуктивные идеи решения данной проблемы высказал Ю.Хабермас. Его теория «коммуникативного действия» создаёт основу трактовки соотношения элитарного и массового сознания в условиях постиндустриального общества.

Отечественные исследования о природе и функциях массовой культуры значительно продвинули решение поставленной проблемы и создали возможность представить многообразие различных проявлений как элитарного, так и массового сознания. В этой связи следует отметить труды Г.Ашина, В.Глазычева, К.Жигульского, Е.Карцевой, Н.Киященко, Н.Козловой, Н.Конрадовой, А.Костиной, А.Кукаркина, Э.Орловой, Л.Петрова, К.Разлогова, В.Селиванова, Е.Соколова, А.Флиера, Н.Хренова, Е.Шапинской. Продуктивная методология исследования стратификации общества предложена в трудах П.Бурдье. Его идеи институционального рассмотрения общественных структур, теория «символического капитала», производимого и накапливаемого в различных сферах культурной деятельности и особым образом функционирующего в среде элитарного и массового сознания, а также теория «социального и культурного полей», создали возможность рассмотреть с этих точек зрения взаимодействие элитарного и массового сознания. Теория «символического капитала» позволяет раскрыть своеобразие процесса товарного «обращения» произведений искусства.

Поскольку элитарное и массовое сознание и их взаимосвязи исследуются в художественной культуре постмодернизма, постольку идеи, выработанные в этом направлении, сделали возможным рассматривать элитарное и массовое сознание сквозь сетку постмодернистских категорий, например, таких, как «складка» и «складывание», «ризома», «текстуальность» и «гипертекстуаль-

ность», «дискурс», «нарратив», «логоцентризм», «симулякр», «номадология», «деконструкция», «лабиринт», «поле», «плоскость», «событие», «означивание», «ирония», «цинизм», «символический капитал» и др., используя при этом непосредственную практику постмодернистского искусства.

Философская теория постмодернизма, анализ категорий и понятий, отражающих принципы новой картины мира, осуществлены в трудах Ж.Делёза и Ф.Гваттари «Что такое философия?», «Ризома», Ж.Делёза «Складка: Лейбниц и барокко», «Nomadology», «Ницше и философия», «Ницше», «Критика и клиника», «Переговоры 1972-1990», Ж-Ф.Лиотара «Содержание постмодерна», А.Бадью «Манифест философии», И.Хассана «Культура постмодернизма» и F.Jameson «Postmodernism or The Cultural Logic of Late Capitalism».

Анализ элитарного и массового сознания, их взаимодействие в современной художественной культуре и в теории постмодернизма освещены в трудах Р.Барта «Мифологии», «Система моды. Статьи по семиотике культуры», «Империя знаков», «Избранные работы. Семиотика. Поэтика», «S/Z», М.Фуко «Слова и вещи», «Археология знания», У.Эко «Открытое произведение», Т.В.Адорно «Эстетическая теория».

Для осмысления структурного и семиотического анализа произведений современного искусства важны исследования по семиологии и по теории «текста» Ж.Деррида «Письмо и различие», «Грамматология», Ю.Кристевой «Избранные труды: разрушение поэтики».

Анализ основных интенций массового сознания, направленных на потребление и гедонизм, символическое обращение ценностей массовой культуры осуществлён в исследованиях Ж.Бодрийяра «Система вещей», «Символический обмен и смерть», «Соблазн», «Simulacres et simulations», «В тени молчаливого большинства или конец социального», «К критике политической экономии знака», П.Бурдье «Практический смысл», «Политическая онтология Мартина Хай-деггера».

Продуктивные методологические положения, использованные для анализа онтологии элитарного сознания, содержатся в работе М.Хайдеггера «Бытие и время».

Объект исследования - элитарное и массовое сознание в художественной культуре постмодернизма.

Предмет исследования - онтологический статус и динамика элитарного и массового сознания в художественной культуре постмодернизма.

Цель исследования - морфология и взаимодействие элитарного и массового сознания в художественной культуре постмодернизма.

В соответствии с поставленной целью определяются задачи диссертации:

- определить характер и границы постмодернизма как философского спо
соба описания и объяснения картины мира в современной художественной
культуре;

исследовать необходимые категории и понятия для описания элитарного и массового сознания, применяемые в трудах теоретиков постмодернизма;

проанализировать онтологический статус и культурологические особенности элитарного и массового сознания в социогуманитарных науках - социологии, социальной психологии, культурологии и эстетике;

- выявить морфологию элитарного сознания и определить основные
формы, интенции и маргинальные векторы в художественной культуре постмо
дернизма;

- определить морфологию массового сознания и проанализировать ценно
стные векторы в художественной культуре постмодернизма;

- исследовать процесс взаимодействия элитарного и массового сознания
в контексте современной художественной культуры;

- определить формы взаимодействия элитарного и массового сознания в
различных областях культурной практики и перспективы взаимодействия в ху
дожественной культуре постмодернизма.

Методологические основы и методы исследования. В основу исследования положены: принцип историзма, предполагающий изучение элитарного и массового сознания в культуре постмодернизма; принцип единства исторического и логического, позволяющий обосновать особенности элитарного и массового сознания в конкретно-исторической ситуации; принципы междисципли-

нарного и системного подходов, а также категориального изучения, широко использующиеся в гуманитарных науках, в философии и культурологии.

Системная методология выявляет наиболее продуктивные черты постмодернизма, осваивает их как эвристический принцип в исследовании строения и взаимодействия элитарного и массового сознания.

Методы культурологических исследований позволяют включить в данную работу результаты изучения различных явлений истории художественной культуры, культуры повседневности, эстетики, но также социологии, социальной психологии, семиотики.

Научная новизна работы заключается:

в обосновании философии постмодернизма как течения, возникшего на основе переоценки ценностей эпохи Просвещения и модернизма, в анализе оригинального комплекса категорий и понятий, отражающих современную картину мира, процессы развития художественной культуры;

в исследовании соотношения элитарного и массового сознания в современной художественной культуре с позиций постмодернистских категориальных смыслов и значений; использовании понятий: «складки», позволяющей исследовать полярные реальности элитарного и массового сознания, не нарушая их автономности; «порога культуры», дающего возможность абстрагировать перевод культурных ценностей из одних координат в другие, осуществлять «культурную фильтрацию текста»; «ризомы», задающей нелинейный способ изучения художественных феноменов; «культурного текста», «символического капитала» и «социального поля», создающих эвристические возможности для трактовки процессов культурного и художественного творчества. Обновление понятийного аппарата исследования является отражением не только новизны эпистемологической картины мира, но и современной художественной практики;

в анализе онтологического статуса, культуротворческих стратегий, границ культурного поля элитарного сознания, выявлено его морфологическое строение и ценностные интенции; определены векторы элитарного сознания: «центробежный», акцентирующий стремление элиты к свободе творчества, и

«центростремительный», фиксирующий интенцию элитарного сознания к высокому социальному статусу. Исследованы характеристики элитарного сознания: самосознающее себя единство, креативная направленность деятельности, интеллектуализм, культивирование индивидуальных отличий. Определён синдром эсхатологизма элитарного сознания и параметры элитарной художественной культуры, выраженные в особенностях художественного «текста» и принципах «перформативности» произведения искусства;

в исследовании онтологического статуса и иконографии массового сознания, содержание которых раскрывается в повседневных ценностях и симуля-тивной «рекламной» коммуникации, пронизанных интенциями конформизма, симиургией моды, катастрофизмом. Определены основные характеристики массового сознания: утрата личностных черт, ослабление интеллектуального контроля, внушаемость, несамостоятельность, потребительство. Морфологическая структура массового сознания, проявляется в мифологизации техники, тела и вещи, в ценностных векторах потребления и гедонизма в современной художественной культуре. Качество «ангажированности» массового искусства является условием функционирования на рынке символических ценностей;

в определении координат взаимодействия элитарного и массового сознания в искусстве постмодернизма, использовании эвристических смыслов понятий «складка», «ризома», «порог культуры», «символический капитал», разделяющих художественные ценности элитарного и массового сознания и определяющих характер ценностных акцентов в произведениях элитарного и массового искусства.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Постмодернизм как направление современной философии, характеризуется: оппозиционностью, критическим настроем к традиционному, «классическому» взгляду на общество и природу, предельным утверждением позиции автономной личности. Постмодернистский дискурс провозглашает принцип переоценки всех ценностей и отражает переходную эпоху в эпистемологии. Художественная культура постмодернизма рассматривается как сфера взаимодействия элитарного и массового сознания. Эпистемологические категории по-

стмодернизма позволяют описать и раскрыть суть процессов современной культуры. Для решения этой задачи исследуются понятия постмодернизма: «складка», «ризома», «порог культуры», «социальное и культурное поле», «символический капитал».

2. Понятие «складки» (Делёз и Гваттари) и её типов раскрывает взаимодействие элитарного и массового сознания в пространстве художественной культуры постмодернизма. С помощью данного понятия исследуются нелинейные процессы культуры, состояния «различия» элитарного и массового сознания без нарушения их автономии. Понятие «порога культуры» позволяет рассмотреть качественную определённость и границы художественно-культурных процессов для исследования элитарного творчества и обособленности от массового сознания. Границы элитарного сознания определяются величиной «символического капитала» (Бодрийяр, Бурдье) полученного в результате креативной деятельности. «Порог культуры» массового сознания характеризуется ценностями потребления и гедонизма.

3. Дискурс постмодернизма создаёт эвристические возможности нового прочтения процессов современной культуры: уподобление художественного текста «ризоме» (Делёз и Гваттари) вводит в него различные измерения и порядки. Модель растения и его корня становятся универсальным методом трактовки художественного текста и процесса творчества. Вместо линейности и строгой последовательности постмодернизм утверждает прихотливый рисунок творческого поиска. Исследуется ризоморфная природа художественного «текста» (Барт) и «интертекстуальности» (Кристева), с помощью которых соединяются различные характеристики художественного произведения, отражается многообразие смыслов и ценностей современной культуры.

4. Морфологическое строение элитарного сознания предполагает границы культурного поля сознания, определение основных векторов активности, направленных на «оперирование структурой» (Барт), производство смыслов, «членение и монтаж», «деконструкцию-реконструкцию» (Деррида), метод «вживания» и воображаемого отождествления с предметом познания. Элитарное сознание в своём креативном поиске стремится к системной самоорганиза-

ции. Онтология элитарного сознания, построена на соответствии субъекта и объекта культуры, на преодолении «неподлинного» существования (Хайдег-гер), «нарративных повествований» Просвещения и модернизма. Морфологический анализ элитарного сознания выявляет периферийные, маргинальные проявления, выраженные в анархизме и нигилизме, связанные с созданием новых смыслов и переоценке ценностей. Вектор креативной деятельности интеллектуальной элиты направлен на преодоление логоцентризма, на поиск новых флуктуации бытия, плюрализм ценностей и «номадические» поиски творческого воображения. Мифотворчество интеллектуальной элиты, основанное на представлении о конце земного существования как эсхатологическом исходе, пронизанном не только торжеством творческого поиска, но и ироническим отношением к его результатам.

  1. Концепция «открытого произведения» (Эко) задаёт параметры элитарной художественной культуры, трактующей процесс создания произведений искусства и формирование художественно-культурной среды. Допускается изучение произведения искусства по принципу дополнительности, оправдание прерывного и нелинейного опыта, ведущего к увеличению информации. Если массовое сознание ориентировано на художественно-образное воплощение традиционных ценностей, принимаемых за норму, то элитарное сознание ориентировано на эстетические ценности «открытого произведения», созданного в результате пересечения художественных практик и существующего в новых формах инсталляций, перформансов, видеоарта, конструкций текста.

  2. Постмодернистский принцип «перформативности» (Лиотар) произведения искусства постулирует «смерть автора» (Барт), и акцентирует активность процесса восприятия. На смену «живому» автору приходит «живое» произведение, существующее в интерактивном пространстве, наполненном свободными интерпретациями, экспонированием и исполнительством. Онтология элитарного сознания переплетается с независимым существованием результатов деятельности — артефактов и произведений искусства.

  3. Морфология массового сознания состоит из потребительских и гедонистических интенций. Выражением массового сознания выступает «рекламное

сознание» (Бодрийяр), основанное на фрагментах рекламных клипов, гипертекстах, ценностях потребления и самосохранения, культе тела и мира вещей. «Интертекстуальность» «рекламного сознания» представляет собой сеть рекламных клипов, «грамматологическую» полифонию культурных смыслов общества потребления. Содержанием «рекламного сознания» выступает производство потребления и превращение его в непрерывный процесс.

  1. Главными ценностями массового сознания являются тело и вещь. Семиология телесности и артефакты престижного потребления становятся «алфавитом» массовой художественной культуры. Телесность выступает «машиной желаний» (Делёз и Гваттари), и стимулирует производство «символического капитала» и мира вещей. Симулятивность массового сознания выражается в замене креативного содержания культурных смыслов и ценностей на поверхностные и временные культурные суррогаты. Плюрализм ценностей, лишённый креативного вектора, ведёт к их обесцениванию. Симулятивная мифология массового сознания заключается в фетишизации техники, культе потребления и приобретения. Особым вектором мифологии выступает катастрофизм, отражающий страхи массового сознания, его неуверенность и уязвимость.

  2. Семантика массового искусства соединяет элементы архаической и повседневной культуры. Основными функциями массового искусства выступают: иллюзорно-компенсаторная, симулятивно-мифологическая и адаптационная. Его характеристиками являются развлекательность и занимательность, примитивность и прямолинейность содержания, схематизация и стереотипизация, ирония и пародия, инфантилизм и временность.

Научная и практическая значимость диссертации состоит в раскрытии основных составляющих постмодернистской философии и культуры. Исследование проведено с активным использованием категорий постмодернистского дискурса. Материалы, приведенные в исследовании, могут быть использованы для чтения курсов по философии, культурологии, эстетике, по философии искусства и частным проблемам художественной практики. В прикладном значении диссертационное исследование может служить для выработки стратегии в подходах к современному искусству, оценок произведений искусства, их

культурного и товарного обращения в сфере символического капитала, понимания специфики художественной текстологии, характеристики творчества современных художников.

Апробация исследования. Основные положения и выводы диссертации докладывались на заседании кафедры теории и истории культуры Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств (2005 г.); XII Международной конференции «Ребёнок в современном мире. Семья и дети» (Санкт-Петербург 2005); XI Международной конференции «Ребёнок в современном мире. Государство и дети» (Санкт-Петербург 2004); X Международной конференции «Ребёнок в современном мире. Культура и детство» (Санкт-Петербург 2003); Международной конференции «Современные проблемы межкультурных коммуникаций» (Санкт-Петербург 2003); Международной конференции «Образ современности: этические и эстетические аспекты» (Санкт-Петербург 2002); Международной научной конференции «Векторы развития культуры на грани тысячелетий» (Санкт-Петербург, 2001); Международной научной конференции «Эстетика в интерпарадигмальном пространстве: Перспективы нового века» (Санкт-Петербург, 2001); Всероссийской научной конференции «Бренное и вечное. Проблемы функционирования культуры» (Великий Новгород, 2000); научной конференции «Этическое и эстетическое: 40 лет спустя» (Санкт-Петербург 2000); конференции «Научно-методические проблемы подготовки специалистов в вузах культуры» (Санкт-Петербург 1997); Международной научной конференции «Историзм в культуре» (Санкт-Петербург 1997); V Международном семинаре «Культура на пороге III тысячелетия» (Санкт-Петербург, 1995).

Материалы диссертации использовались автором при чтении курсов: история мировой культуры, история художественной культуры, история культуры XX века, галерейное дело, введение в арт-бизнес. Результаты исследования отражены в 49 публикациях (общий объём: 49 п.л.) в том числе в монографии «Элитарное и массовое сознание в культуре постмодернизма» (СПб., 2004. - 23, 25 п.л.), 2-х публикациях в изданиях, рекомендованных ВАК.

Подобные работы
Беспалова Ирина Владимировна
Традиция и утопия в художественной культуре постмодернизма
Зубарева Анна Васильевна
Специфика художественного творчества в культуре постмодернизма: игровой принцип
Шуб Мария Львовна
Культура постмодернизма в пространстве архитектуры
Терещенко Любовь Викторовна
Постмодернизм в российской культуре (Специфика и особенности проявления)
Путилина Людмила Алексеевна
Постмодернизм в контексте информационной культуры
Яворская Светлана Анатольевна
Кризис культуры и кризисное сознание в системе социокультурной динамики
Пермякова Татьяна Викторовна
Истоки российского тоталитарного сознания в контексте культуры
Кораблева Светлана Альбертовна
Текст "потока сознания" в художественной культуре модернизма : На материале романа Дж. Джойса "Улисс"
Евтеев Илья Алексеевич
Экологическое сознание как элемент экологической культуры
Меньшикова Елена Рудольфовна
Гротескное сознание как явление советской культуры (На материале творчества А. Платонова, Ю. Олеши, М. Булгакова)

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net