Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Философские науки
Социальная философия и философия истории

Диссертационная работа:

Тищенко Ярослав Вадимович. Культурно-цивилизационные стратегии глобализации : дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 СПб., 2006 169 с. РГБ ОД, 61:07-9/240

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Глобализация, интернационализация и глобализм.

  1. Проблема культурно-цивилизационных предпосылок и природы глобализации,

  2. Детерминация и направления глобалнзационных изменений в структуре культурно-цивилизационных коммуникаций.

  3. Антропология и социальный смысл глобализации.

Глава 2. Культура и ценности. Глобализация как фактор социодина-мики культуры.

  1. Культура и цивилизация как специфические сферы и направления развития общества

  2. Глобализация и формы пространственно-временной дифференциации культуры.

  3. Глобализации ценностно-культурных условий жизненного мира и диалог культур.

Глава 3. Цивилизация и функциональность социума. Тенденции глобализации цивилизационных структур и технологий социума. 3.1. Цивилизационные структуры социума.

3.2 Русская цивилизация и глобализм. Проблема культурно-цивилизационной безопасности России

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРА

Введение к работе:

Актуальность темы диссертационной работы

Актуальность обращения к проблеме природы и функций культурно-
цивилизационных стратегий глобализации объясняется необходимостью
объективного социально-философского понимания реалий современного
глобального мира. В ситуации современности различие традиционной ценно
стно ориентированной культуры и современной технолого-
информационной цивилизации может казаться совершено радикальным, что
делает проблематичным целостный социально-философский взгляд на исто
рию и современность. Утрачиваемая целостность предмета анализа соответ
ствует утрате теоретического метода. Преодоление этого недостатка предпо
лагает построение адекватной современному миру комплексной методологии
исследования социокультурных процессов, способной представлять и анали
зировать реальность с точки зрения родового знания философии. Соответст
венно, при исследовании природы и функций культуры и цивилизации в гло-
бализационных процессах на первое место выходит вопросы их предмет
но-содержательного, коммуникативного
и ценностного статуса - именно
вопросы о доминантных ориентациях развития сфер современного общества.

Это указание на «сферность» не случайно: культура и цивилизация обладают сферической полнотой идей, ценностей и поведенческих ориентации, не говоря уж о специфике экономико-хозяйственного уклада. Сферы находятся как бы одна в другой, но не совпадают - в каждой есть особенность, которая и определяет стратегии их социодинамики в глобальном мире. При этом для социальной философии важна тема взаимной детерминации духовно-ценностного и технико-технологического аспектов современности. Поэтому проблему тождества и различия культуры и цивилизации и нужно рассмотреть в первую очередь.

Культура и цивилизация в данной работе исследованы как специфические сферы и направления развития общества. Формы пространственно-временной дифференциации культуры соотнесены с процессами глобализации. Отметим, что типология самих форм пространственно-временной дифференциации культуры не может быть дана окончательно еще и в силу того, что в ней отражены антропологические аспекты культуры, - «старые» формы испытывают воздействие факторов постиндустриального и информационного общества. В современном мире позиции глобализма предельно усилены, хотя и вызывают в отношении к себе весьма неоднозначное отношение. Но именно анализ соотнесенности и различенности идей, ориентиров и ценностей культуры и цивилизации как базовых оснований и понятийных определений современного мира может способствовать прояснению принципиальных ориентиров изменения современного мира.

Цель диссертации - выявление, аналитическая дескрипция и теоретическое определение доминантных тенденций культурно-цивилизационного развития общества в контексте выявления и анализа роли факторов ценност-

но-культурной и технико-технологической детерминации глобальных изменений современности. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

изучения вопросов реальности и природы глобализации как социокультурного феномена;

уяснения сущности, границ тождества и различия ценностно-смысловых комплексов культуры и цивилизации как специфических сфер жизни и направлений развития общества;

исследования взаимосвязей и роли факторов социокультурной и цивилиза-ционно-технологической детерминации в составе механизмов глобальных преобразований жизни общества;

изучения вопросов содержания, характера и направленности глобализаци-онных изменений в структуре культурно-цивилизационных коммуникаций современности;

выяснения антропологического и социально-этического смысла глобализации социокультурной и цивилизационно-технологической сфер жизни общества;

определения культурно-цивилизационных условий глобализации, адекватных целям преодоления планетарных конфликтов и катастроф (социальных, экологических, антропологических и т.д.);

исследования роли культурно-цивилизационных традиций (социальных, антропологических, духовных, экологических и др.) в определении стратегий глобализации;

- дать оценку познавательного значения культурно-цивилизационного и
формационного подходов в исследовании вопросов глобализации;

анализа ценностно-культурных условий жизненного мира и диалога культур в ситуации глобализации;

изучения вопросов описания и прогнозирования поведения цивилизацион-ных структур социума в глобальном мире;

выявления особенностей русской цивилизации и определения тенденций ее эволюции в условиях глобализации;

оценки перспектив конструктивного диалога отечественной и зарубежной социально-философской мысли в обмен изучения социодинамики глобального мира.

Объектом исследования выступает целостность социокультурного процесса в диалоге прошлого и современности в аспектах культурно-цивилизационных стратегий глобализации.

Предмет исследования - процессы глобализации культурно-цивилизационных структур современности и закономерности их социально-философского познания.

Рабочей гипотезой данного исследования является предположение о том, что основу современных процессов глобализации составляют взаимоотношения между образованиями культуры и цивилизации в развитии общества. Типы этих взаимоотношений формируются под влиянием особенностей культурно-цивилизационных традиций общества и определяют характер и

направленность процессов глобализации. Изучение культурно-цивилизационных стратегий глобализации дает возможность понимания устойчивых оснований стабилизации современного социума в ситуации утраты и мутации традиционных ценностей. Выявление и прогностика культурно-цивилизационных стратегий современности является необходимым этапом на пути построения научно обоснованной концепции устойчивого развития общественных институций в ситуации глобализации.

Методологическая база. Проблематика исследования культурно-цивилизационных стратегий глобализации предполагает применение комплексной социально-философской методологии в соотношении с междисциплинарными методами гуманитарных наук. Последовательно применен принцип диалектического соотношения логического и исторического анализа, принцип историзма при определении констант культуры, диалогическое понимание ценностей и принципов социального строения исторической традиции и глобального мира. Структурно-функциональный и структурно-семиотический методы использованы при рассмотрении функционального родства исторических этапов развития культуры. Историко-генетическое понимание стратегий культурно-цивилизационного развития соотнесено с определением инвариантных ориентации динамики современности.

Степень научной разработанности проблемы. Со времени различения культуры и цивилизации и их описания в качестве специфических сфер жизни человека и общества И.Кантом вопросы культурно-цивилизационной эволюции социума остаются в центре внимания социально-философских исследований. Особую актуальность они приобретают в XX веке в связи с осознанием кризиса европейской культуры. В центре внимания социальной философии и общественных наук тема культурно-цивилизационных стратегий глобализации входит в связи с необходимостью осмысления состояния и перспектив развития современного мира. Столь сложная задача требует междисциплинарных разработок вопросов соотнесенности таких различных сфер жизни общества, как культура и цивилизация.

В отечественной и зарубежной литературе проблемам культуры и цивилизации посвящено немало исследований.

В отечественной мысли большое значение было придано именно теме жизненной культуры, противопоставляемой цивилизации (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Н.Ф. Федоров, В.В. Розанов). В ситуации современности - от начала прошлого века до настоящего времени - актуально присутствует не только тема критики цивилизации (О. Шпенглер, Н.А. Бердяев), но и тема «неудовлетворенности культурой» (3. Фрейд, Г. Маркузе). В ситуации глобального мира критика культуры и цивилизации дополнена интересом к традиционным ценностям и в значительной степени обращена к анализу духовно-религиозных и нравственных оснований существования современного мира.

Проблема культурно-цивилизационных традиций в связи с социальными трансформациями XX века рассматривается в работах В.В. Балахонского, А.А. Зиновьева, Г. Дебора, А. Дугина, С. Кара-Мурза, В.А. Кушелева, М.Л.

Лезгиной, Г. Маркузе, Э.Ю. Соловьева, В.И. Стрельченко, В.Г. Федотовой, Ю. Хабермаса, И. Хорхаймера и др.

Трансформации культурно-цивилизационных структур под влиянием научно-технического прогресса, изменений в социальной и духовной сферах жизни общества исследовались в работах Д. Белл, В. Беньямина, Д. Гелбрей-та, Н. Лумана, Дж. Ролза, А. Негри, М. Хардта, Э. Тоффлера, С. Хантингтона, Ф. Фукуямы, А.С. Панарина, В.Г. Федотовой, А. Тойнби, О. Шпенглера, В.А. Тишкова и др.

Современный «глобализационный бум» в социально-философской и социогуманитарной литературе актуализировал прежде всего вопросы глобализации как особого социокультурного феномена (Ю.И. Семенов, А.А. Зиновьев, С.Г. Кара-Мурза, Н. Фергюсон, X. Теплиц, А.Н. Чумаков, И.Ф. Кефе-ли, А. Валлертайн, В.И. Пантин и др.), содержания и направленности глоба-лизационных изменений образа жизни современного человека и общества (А.Г. Джемаль, А.Г. Дугин, Б.К. Джегутанов, Л.Г. Ивашов, А.И. Уткин, Ф. Фукуяма, В.Л. Петров и др.), социально-исторических предпосылок глобализации и ее влияния на процессы производственно-экономического роста, экологию и образование человека, социальную и политическую организацию общества в связи с его переходом на стадию «информационной эволюции» (В.Л. Иноземцев, СЮ. Глазьев, К.Я. Кондратьев, СМ. Меньшиков, Н.Н. Моисеев, С.Г. Киселев, М.Л. Лезгина, А.П. Валицкая, М.А. Чешков, В.И. Стрельченко и др.).

Предметом особо пристального внимания и напряженной полемики является проблема глобализации и культурно-национальной идентичности в связи с потребностями уяснения антропологических, социальных и экологических перспектив современного человечества, определения путей и направлений развития отечественной культуры (А.А. Зиновьев, С.Г. Кара-Мурза, А.В. Гулыга, Владыка Иоанн, В.Ю. Верещагин, Л.Г. Ивашов, И.В. Дроянов, В.В. Бабихин, Ф, Кессиди, Ч.С. Кирвель, А.А. Корольков, А.П. Мозелов, Г.А. Зюганов, Н. Нарочницкая, И. Шифаревич и др.).

В структурализме и постструктурализме (Р. Барт, Ж. Бодрийяр, А. Вежбицка, Ж. Делез, Ж. Деррида, Ю. Кристева, Ж.-Д. Лиотар, М. Фуко) явления культуры и цивилизации общепринято рассматривать в качестве специфических форм выражения универсальных ментальных констант и отношений.

Для методологии исследования стратегий культурно-цивилизационной динамики глобализации весьма важны классические работы К. Маркса и Ф. Энгельса, Л. Моргана, Л. Леви-Брюля, Э Тэйлора, Д. Фрезера, О. Шпенглера, М. Хайдеггера, Г.-Х. Гадамера, Н.Я. Данилевского, Н.К. Леонтьева, Г. Фло-ровского, Ф. де Соссюра, Н.А. Бердяева и др. В их анализе констант культуры показано, что «архаика» культуры выступает в качестве архетипического прообраза для последующих стратегий социокультурной динамики.

Вместе с тем, еще и сейчас проблема культурно-цивилизационных стратегий глобализации остается мало изученной. Растущая потребность социально-философского осмысления вновь возникающих явлений и в норма-

тивно-ценностных, и в социально-технологических структурах жизни общества выдвигает вопросы детерминации, путей и направлений, антропологического и социокультурного смысла глобализации на передний план современного научного поиска.

Источниковая база исследования. Основным источником диссертации стали, в первую очередь, труды классиков социально-философской мысли от истоков ее зарождения в античности до настоящего времени, причем при выполнении работы было реализовано стремление их диалогического понимания. При анализе современных процессов культурно-цивилизационной динамики современности были использованы наиболее значимые исследования отечественных и зарубежных авторов, значимых в актуальном контексте социально-философского знания.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

  1. Показано, что глобализация представляет собой сложившийся во второй половине XX в. под влиянием прогресса информационных технологий, усиления тенденций либерализации и демократизации процесс превращения наличного многообразия исторических и современных форм общности людей (этнокультурных, национальных, государственно-политических и т.д.) в единый всепланетарный социальный организм со свойственными ему формами социальной стратификации, управления и власти.

  2. Показано, что дифференциация и поляризация векторов глобализации определяется типами взаимодействия факторов социокультурной и ци-вилизационно-технологической обусловленности этого процесса.

  3. Показано, что под влиянием глобализации, изменения структур культурно-цивилизационных коммуникаций могут достигать уровня их превращения из естественной формы универсализации достижений индивидуального опыта аксиологической и цивилизационной традиции в систему средств ее дезорганизации и распада.

  4. Показано, что векторы глобализации культуры и образований циви-лизационно-технологического характера могут и взаимодополнять и взаимо-исключать друг друга, что чревато, либо позитивными либо отрицательными антропологическими и социально-этическими последствиями соответственно.

  5. Показано, что адекватность глобализации потребности преодоления угрозы как региональных, так и планетарных социальных антагонизмов и экологических катастроф может быть обеспечена лишь при условии подведения процессов технико-технологического и цивилизационного роста под контроль традиционных ценностей человеческой жизни и культуры.

  6. Выявлены ценностно-культурные основания жизненного мира и его роль в диалоге культур в ситуации глобализации.

  7. Выявлены особенности русской цивилизации и определены тенденции ее эволюции в условиях глобализации.

  8. Дана оценка перспективам конструктивного диалога отечественной и западной социально-философской мысли в области изучения социодина-мики глобального мира.

9. Выявлены основные тенденции и специфика влияния глобализации на цивилизационную структуру общества. Положения, выносимые на защиту:

  1. Глобализация представляет собой сложившийся во второй половине XX в. под влиянием прогресса информационных технологий, усиления тенденций либерализации и демократизации, - процесс превращения наличного многообразия исторических и современных форм общности людей (этнокультурных, национальных, государственно-политических и т.д.) в единый всепланетарный социальный организм со свойственными ему формами социальной стратификации, управления и власти.

  2. Дифференциация, поляризация и противоположность векторов глобализации определяется типами взаимодействия социокультурных и цивили-зационно-технологических факторов в системе механизмов протекания этого процесса.

3. Под влиянием глобализации, изменения структур культурно-
цивилизационных коммуникаций могут достигать уровня их превращения из
естественной формы универсализации достижений индивидуального опыта
аксиологической и цивилизационной традиции в систему средств ее дезорга
низации и распада.

4. Интернационализация, в отличие от глобализации представляет со
бой историческую форму организации специфического пространства куль-
турно-цивилизационных коммуникаций, практически исключающих воз
можность их одностороннего использования в целях проведения тех или
иных частных интересов (экономических, политических и др.).

5. Векторы глобализации культуры и образований цивилизационно-
технологического характера могут и взаимодополнять и взаимоисключать
друг друга, что чревато либо позитивными, либо отрицательными социально-
этическими и антропологическими последствиями соответственно.

  1. Адекватность глобализации потребностям преодоления угрозы как региональных, так и планетарных социальных антагонизмов, антропологических и экологических катастроф может быть обеспечена лишь при условии, что процессы технико-технологического и цивилизационного роста будут осуществляться под контролем ценностей человеческой жизни и культуры.

  2. Подход к пониманию современности как диалогической соотнесенности ценностей прошлого и настоящего дает возможность представить стабилизирующие структуры социально-культурной практики в ее антропологическом измерении и гуманистической перспективе.

  3. Цивилизационные структуры социума принципиально фундированы ценностями и универсалиями культуры - наследование ценностей прошлого представляет собой актуальное состояние памяти культуры.

  4. Русская цивилизация в пространстве глобализации имеет преимущественное отношение к значимому для современности «третьему» пути, специфически соединяющему в себе традиции и инновационные стратегии о су ществ л ения.

10. Культура и цивилизация выступают как специфические сферы и направления развития общества - анализ и прогноз культурно-цивилизационной динамики дает возможность определения перспектив изменения современного глобального мира; национально-культурные и региональные формы пространственно-временной дифференциации культуры выступают как константы современного глобального мира;

Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования. Результаты и обобщения осуществленного исследования культурно-цивилизационных стратегий глобализации могут быть использованы рефлексивных оснований современной социально-философской теории и для выработки целостно-событийного проблемного поля современного социогу-манитарного знания. Опыт исследования оснований культурно-цивилизационного взаимодействия дает возможность обоснования конструктивного диалога социально-онтологических и информационно-цивилизационных взглядов на общество. Создается основание для конструктивного сближения гуманитарных наук о современном социуме.

Практическая значимость результатов диссертационного исследования состоит в социально-практическом прогнозировании стратегий консолидации современного глобального мира. Материалы исследования могут быть использованы при разработке и чтении основных и дополнительных курсов по социальной философии и социальной прогностике, а также могут быть востребованы при разработке программ социально-устойчивого развития и конструктивного управления социальными процессами.

Апробация работы. Основные положения диссертации отражены в шести публикациях по теме исследования. Внедрение материалов и результатов исследования осуществилось в публикациях учебно-методических и учебных пособий по философии для студентов и аспирантов. Отдельные позиции диссертационной работы были использованы при планировании и осуществлении социально-организационных и управленческих программ в современном российском обществе. В виде научных сообщений материал диссертации был представлен на 4 международных и российских конференциях (Санкт-Петербург, 2004, 2005, 2006 г.).

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии РГПУ им. А.И.Герцена 3 ноября 2006 года.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы. Работа содержит 177 страниц и список литературы из 200 наименований, в том числе 8 - на иностранных языках.


© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net