Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Педагогические науки
Общая педагогика, история педагогики и образования

Диссертационная работа:

Гасанова Севинч Султановна. Формирование нравственной позиции подростков в условиях многокультурного образования : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Махачкала, 2005 205 с. РГБ ОД, 61:06-13/387

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

Введение 3

Глава 1. Методологические основы нравственного воспитания

в условиях многокультурного образования 12

  1. Интеграция культур в образовательном пространстве 12

  2. Нравственный потенциал многокультурного образования 46

  3. Факторы, влияющие на нравственные отношения

подростков в многокультурной среде 65

Глава 2. Формирование нравственной позиции подростков

в условиях интеграции культур 86

2.1. Способы конструирования содержания интегративных

средств нравственного воспитания подростков 86

2.2. Смыслосозидающие технологии интеграции культур

в формировании нравственной позиции подростков 106

2.3. Требования к организации многокультурного

образования 141

Заключение 157

Список литературы 162

Приложения 175

Введение к работе:

В современных условиях интенсивного преобразования социальных ценностей актуальны такие методы и средства воздействия на молодежь, которые адекватны как историческим культурным традициям, так и ситуативному поведению человека. Острота и проблематичность такого подхода ярко проявляла себя в нашей стране в ходе социальных реформ, приведших к резкой смене социальных и нравственных ценностей.

Для оценки причинности этих явлений мы выделяем несколько разноплановых, но равнозначных аспектов.

Социальным проблемам современной молодежи характерны следующие противоречивые тенденции:

падение роли молодежи в обществе как социального ресурса в связи с либерализацией общественных молодежных объединений;

ухудшение физического, духовного и психического здоровья детей и подростков, что может привести к ухудшению культурного, интеллектуального и трудового потенциала страны;

постепенная тяга детей и молодых людей к «быстрым» деньгам и легкой жизни, которые привели к падению нравов в общественных отношениях;

обесценивание образования как средства формирования культуры, нравственности и умственного развития человека;

- интенсивное снижение регулятивной роли нравственных ценностей в связи
с влиянием массовой культуры, рассеивающей локальные, народные куль
турные традиции.

В разрешении этих проблем правильнее было бы признать, что каждый человек имеет право на собственное миропонимание, которое складывается под влиянием общественной культуры, в рамках которой определяется ответственность и обязанности граждан, осуществляется воспитание и образование. При этом необходимо придерживаться того, что каждый человек находится на

пересечении многих культур и поэтому формируется под влиянием ряда идентичностей. Человек с многокультурным поведением легче адаптируется в обществе, лучше понимает представителей иных культурных образований, гибок в отношениях с людьми в разных жизненных ситуациях.

Проблема создания условий воспитания жизнеспособности молодежи давно стала предметом научных исканий. Основной в этом аспекте взаимодействия социального и личностного статуса молодежи можно считать разработку концепции воспитания жизнеспособной молодежи (93) в России в новых социокультурных условиях, основными принципами которой предложены: гуманность, духовность, патриотичность, толерантность, конкурентоспособность, индивидуализация, вариативность образования и воспитания.

Вариативность отражения культур в содержании образования глубоко исследована учеными педагогами Скаткиным М.Н., Лернером И.Я., Краевским В.В. и другими. Они расширили образование до элементов опыта творчества (направленного на развитие) и эмоционально-ценностного отношения (направленного на воспитание).

Проблемы этнокультурного характера образования исследовали Волков Г.Н., Дмитриев Г.Д., Кон И.С., Лихачев Д.С., Тишков В.А. и другие.

Многонациональный характер образования и влияние народных традиций на нравственный облик молодежи исследуется дагестанскими учеными Абдулатиповым Р.Г., Гаруновым Э.Г., Гасановым З.Г., Магомедовым A.M., Магомедовой З.М., Мирзоевым Ш.А., Саидовым Т.Г., Якубовым З.Я. и другими. Они предлагают создание общедагестанского образовательного и культурного пространства через интеграцию и углубление в специфику этнокультур и традиций народов Дагестана. Соответственно свои поиски они ограничивают в области этнокультуры народов Дагестана и Северного Кавказа.

Современные представления о поликультурном образовании как средстве обеспечения межэтнического согласия и мира на Северном Кавказе выражается в идеях и рекомендациях традиционного Международного

конгресса «Мир на Северном Кавказе через языки, образование и культуру», который проводится в Пятигорском лингвистическом университете. Под поликультурным образованием участники конгресса в общей позиции понимают «систему обучения и воспитания, в которой обучающиеся на теоретическом и практическом уровнях овладевают системой знаний, умений и навыков, выработанных в рамках нескольких картин понимания мира с присущими им научно-региональными, этносоциальными, религиозно-конфессиональными и языковыми особенностями» (17, с. 5).

В этой позиции многокультурность образования расширяется элементами научной картины мира и религиозным миропониманием.

В психологических исследованиях, посвященных поведению и отношениям детей в многокультурном пространстве (117) выявлены значительные трудности в работе с учащимися подросткового возраста: желание быстро повзрослеть, несдержанность чувств, отсутствие социального опыта, потребность лидерства, подверженность стадного увлечения массовой культурой и т. д.

Известны также попытки отражения многокультурности в содержании образования в национально-региональном компоненте. В этом аспекте в школах Дагестана изучается предмет «Культура и традиции народов Дагестана», а в вузах изучается «Педагогика межнационального общения».

Чтобы уточнить предмет исследования, было изучено отношение учителей и студентов к многокультурному образованию, которое показало, что культурные ценности понимают как нейтральные ценности - 58% , как средство духовного развития человека - 61%, как средство формирования индивидуальной культуры и нравственности - 67%. Эти данные говорят о том, что около половины работающих педагогов не очень четко представляют роль и функции многокультурного образования в нравственном становлении личности. По оценке учащихся только 25% понимают значение многокультурного образования. Значит, в существующей практике образования

многокультурный характер содержания и процесса обучения пока остается без должного к нему внимания.

Анализ социальных проблем детства в научных исследованиях, содержании образования и практике работы школы позволяет выделить в формировании нравственного облика учащихся противоречия между:

- потребностью общества в сохранении и развитии нравственных
ценностей и снижением их приоритета у детей под влиянием массовой
культуры;

принадлежностью каждого человека, ребенка к разным культурным группам и сохраняющимся монокультурным образованием;

необходимостью формирования активной и ответственной позиции школьников и отсутствием в образовательном процессе тренингов и упражнений для детей в целях отработки поведенческих действий и отношений;

- востребованностью в образовании педагогов, способных органи
зовать многокультурное образование, и отсутствием технологий подготовки
таких специалистов в профессиональном образовании.

В целях поиска технологий и средств разрешения этих противоречий современной жизни и в связи со слабой разработанностью проблемы в педагогической науке мы выбрали тему исследования «Формирование нравственной позиции подростков в условиях многокультурного образования».

Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в дагестанской многонациональной школе.

Предмет исследования - формирование нравственной позиции учащихся подросткового возраста в многонациональной школе.

Цель исследования: выявить и обосновать условия формирования нравственной позиции учащихся подросткового возраста в многокультурном образовании.

Задачи исследования:

  1. Раскрыть сущность и специфику нравственного потенциала многокультурного образования.

  2. Характеризовать факторы, влияющие на нравственные отношения учащихся подросткового возраста в многокультурном образовании.

  3. Разработать методы и средства учебно-воспитательного процесса, в которых интегрируются особенности разных культур и нравственные ценности.

4. Экспериментально обосновать эффективность влияния интегра-
тивных тренингов на нравственную позицию подростков.

5. Разработать требования к организации многокультурного
образования.

В исходной позиции исследования мы выдвинули следующую гипотезу:

Эффективность влияния многокультурного образования на нравственную позицию учащихся можно повысить при обеспечении следующих условий:

выявлении нравственного потенциала многокультурного образования;

учете в образовательном процессе факторов, влияющих на нравственные отношения подростков;

конструировании и включении в учебный процесс многокультурных нравственных тренингов;

целенаправленной подготовке педагогов к организации нравственных тренингов в педагогическом процессе.

Методологической основой исследования послужили: антропологический подход к образованию, методы гуманистической психологии, основные положения теории нелинейных систем, этнокультурные основы образования, культурологический принцип отбора содержания образования, основы межкультурной коммуникации, принципы и правила нормативной этики теория интеграционных процессов в образовании, основные положения теории

смыслосозидающего образования.

Методы исследования: теоретический анализ, монографическое описание, моделирование, педагогическое наблюдение, изучение и обобщение педагогического опыта, многофакторный анализ, тестирование, апробирование методик, тренинг, эксперимент, сбор, анализ и оценка достоверности эмпирического материала, мозговой штурм, анализ продуктов деятельности, метод статистической оценки результатов.

База исследования: общеобразовательные школы № 3, 4, 8, 11, 12, 13, 15, 18 г. Дербента, средние школы № 1 и 2 села Каякент, факультет истории и права, педагогики и психологии, начальных классов и филологии Дербентского филиала Даггоспедуниверситета.

Исследование проводилось в четыре этапа.

На первом этапе (2001 год) выявлялись методологические и фундаментальные основы и концептуальные положения исследования.

На втором этапе (2002-2003) была подготовлена научно-методическая база, разработаны методики, выявлены способы моделирования многокультурных нравственных тренингов.

На третьем этапе (2004 год) экспериментально испытана и обоснована эффективность влияния многокультурных нравственных тренингов на нравственную позицию учащихся и полученные средства и методики апробированы в массовой практике.

На четвертом этапе (2005год) проанализированы и обобщены результаты исследования и оформлены диссертационные материалы.

На защиту выносятся следующие научные положения, полученные в результате исследования:

1. Тенденцией развития образования в многонациональных регионах России является многокультурное образование, в котором интегрируются духовные, научные, нравственные, национальные и личностные ценности.

2. Нравственный потенциал многокультурного образования реали
зуется через: знания и методы как основы культуры, народные традиции,
религиозные чувства, интересы малых групп, мужской и женский характер,
отношение к людям с физическими и психологическими недостатками.

3. Эффективность формирования нравственной позиции учащихся
через интеграцию культур зависит от следующих условий:

осознания и признания педагогами многокультурного характера образования;

признания ценности опыта учащихся в многокультурных социальных группах;

реализации нравственного потенциала содержания образования в многокультурных нравственных тренингах;

развития у педагогов умений открытого поведения и опыта организации многокультурных нравственных тренингов;

введения в учебный план школы дисциплины «Нравственность» с комплексом нравственных тренингов для учащихся.

  1. В выявлении и оценке нравственной позиции учащихся оправдывают следующие критерии: принятие нравов как требований взрослых, признание нравов как ответственности, понимание народных традиций, умения межнационального общения, демократичность отношений к другим людям, понимание роли нравов в благополучии и статусе народа, способность к состраданию, использование нравов как регуляторов взаимоотношений людей, признание нравов как собственных ценностей человека.

  2. К работе педагогов в многокультурном образовании возникает ряд новых требований:

- понимание специфики интеграции разных культур во взаимо
отношениях детей;

умение моделировать и организовывать тренинги диалога культур;

переход на открытое поведение в общении с учащимися через

смыслосозидающие технологии;

- учет в работе с подростками специфики их субкультуры, требующей выхода за рамки традиций, ожидания успеха, интеллектуального роста и защиты от социального давления.

Научная новизна полученных результатов заключается в том, что многокультурное образование определено как перспективное направление развития многонациональной школы; многонациональная школа рассмотрена как одна из форм многокультурного образования; выявлены способы интеграции в образовании компонентов культуры и нравственных ценностей; проведена классификация учебных предметов по характеру отражения в них нравственных ценностей; охарактеризованы факторы, влияющие на нравственные отношения подростков в многокультурном образовании; выявлена пропорциональная зависимость между уровнями формирования нравственной позиции подростков и их опытом в нравственных тренингах.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что известное понятие «содержание образования» расширено многокультурным компонентом нравственных ценностей; формы учебно-воспитательного процесса расширены познавательными диалогами культур и многокультурными нравственными тренингами; предложены условия организации многокультурного образования; знания педагогической деонтологии дополнены требованиями к открытому поведению организатора многокультурного образования.

Практическая значимость.

  1. Предложенные в работе компоненты многокультурного образования, отражающие специфику разных культур и способов понимания мира, помогут педагогам усилить воспитательное влияние обучения на учащихся.

  2. Выявленные в работе факторы, влияющие на нравственные отношения подростков в многокультурной среде, могут быть использованы в формировании толерантных взаимоотношений подростков.

  1. Разработанные познавательные диалоги культур и многокультурные нравственные тренинги открывают путь к открытому поведению педагога и накопления опыта нравственного поведения учащихся.

  2. Предложенные требования к работе учителя в организации многокультурного образования выведут их на понимание приоритета воспитания в образовании.

Достоверность результатов исследования достигнута:

  1. Разносторонним анализом проблемы в педагогике, социологии и образовательной практике.

  2. Многосерийным экспериментом и апробацией результатов в массовой школе и в профессиональной подготовке учителей в вузе.

  3. Подтверждением гипотетических положений результатами эксперимента.

  4. Применением разнохарактерных критериев оценки и уровней формирования нравственной позиции подростков в учебной и внеучебной деятельности учащихся.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Промежуточные результаты докладывались в ежегодных научных отчетах на кафедре педагогики, основные положения работы доложены в докладах на региональных (Ростов на Дону, 2004 г.; Махачкала 2005 г.), межвузовских (Дербент, 2004 г.; Махачкала, 2005 г.) конференциях. Методики и условия организации многокультурного образования апробированы в средних школах № 3, 4, 8,11, 12,13, 15,18 г. Дербента; средних школах № 1 и № 2 села Каякент; на факультетах истории и права, начального обучения, филологии, педагогики и психологии Даггоспедуниверситета.

Подобные работы
Крылов Иван Игоревич
Педагогические условия формирования эстетической культуры старших подростков в дополнительном образовании общеобразовательных учреждений
Межина Ольга Юрьевна
Формирование межэтнической толерантности подростков в условиях учреждения дополнительного образования города Крайнего Севера
Милинис Ольга Артуровна
Формирование положительных мотивов учения младших подростков в условиях гимназического образования
Ангеловская Марина Анатольевна
Формирование готовности подростков к профессиональному самоопределению в условиях учреждений дополнительного образования
Зайцева Ольга Станиславовна
Формирование духовно-нравственных отношений у подростков "группы риска" в условиях учреждения дополнительного образования
Ерина Елена Леонидовна
Педагогические условия формирования рефлексивной позиции старшеклассников в учреждении дополнительного образования детей
Корнеева Наталья Юрьевна
Социально-педагогическая поддержка подростков в условиях дополнительного образования
Фадеева Марина Анатольевна
Развитие музыкально-эстетической культуры подростков в условиях дополнительного образования
Иванова Нина Семеновна
Народная педагогика как средство экологического воспитания подростков в условиях обновления современного образования
Уторов Олег Равильевич
Самореализация подростка в условиях соуправления учреждением дополнительного образования

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net