Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Филологические науки
Русская литература

Диссертационная работа:

Пичугина Ольга Викторовна. Религиозно-философские основания позднего творчества Ф. М. Достоевского (1863-1881) : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 Кемерово, 2006 273 с. РГБ ОД, 61:06-10/1211

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

Введение 3

Глава первая. Проблема идеала в творчестве Достоевского 1860-х годов (идея
обожения, концепция личности) 14

  1. Гуманистический идеал и идеал христианский 16

  2. Динамичность антропологической модели (религиозные идеи дневниковой записи от 16 апреля 1864 года) 31

  3. Христологические, тринитарные представления и религиозно-антропологический идеал. Концепция личности 45

Глава вторая. Проблема мира в позднем творчестве Достоевского 73

  1. Христос и истина (поэма о Великом инквизиторе и религиозное кредо Достоевского 1854 года) 76

  2. Толстой и Достоевский о парадоксах христианской этики 105

  3. Кризис религиозного сознания и «мистическая судьба» человечества. Концепция чуда 123

Глава третья. Проблемы богопознания и боговидения в позднем творчестве
Достоевского 147

  1. Идея «личного откровения», мистического опыта человека в религиозных воззрениях Достоевского 150

  2. Мистический опыт «рая» в позднем творчестве Достоевского 161

3.3. Мистика благодати в романе «Братья Карамазовы» («Кана

Галилейская») 177

Заключение 203

Примечания 216

Литература 246

Введение к работе:

В третье тысячелетие достоевсковедение вошло с пониманием необходимости углубленного постижения религиозно-философских оснований творчества великого писателя, более четкого определения его православной картины мира. Результаты исследований конца XX - начала XXI вв. показали неоднозначность современных оценок христианских взглядов Достоевского. В статьях последних лет активно обсуждаются догматические представления писателя, в частности христианские воззрения 1860-х гг., т.е. та религиозная позиция, которая сказалась при создании «Преступления и наказания» и «Идиота». Начало полемики в связи с романом о «положительно прекрасном» человеке положено в работах С. Бочарова, Г. Ермиловой, Т. Касаткиной, А. Кунильского, Г. Померанца, В. Свительского, Г. Щенникова и др. Сегодня активно обсуждается вопрос о «степени» проявленности в художественном мире Достоевского секуляризационных тенденций. Этот вопрос часто решается практически противоположным образом (например, в исследованиях С. Бочарова, А. Гачевой, М. Дунаева, В. Захарова, И. Есаулова, В. Котельникова, А. Любомудрова). Современная наука активно стремится определить христологические представления позднего Достоевского (см. работы Н. Будановой, И. Евлампиева, Г. Ермиловой, В. Котельникова, Б. Тихомирова, Л. Розенблюм). В данном случае проявляется не просто интерес к религиозным воззрениям великого писателя -здесь в первую очередь ставится задача понять его концепцию человека, уяснить смысл гениального художественного откровения о человеческой судьбе. Можно с уверенностью сказать, что наступил тот этап развития достоевсковедения, когда осознана неразрывная, кардинальная связь христологических и антропологических идей писателя. В то же время в работах последних лет берется под сомнение соответствие христологии Достоевского догматическому богословию, называются основные пункты расхождения писателя с православием: несторианская ересь, гностицизм (И. Кириллова, Б. Тихомиров).

Безусловно, по-прежнему вопрос о христианстве Достоевского - самый спорный в современной науке. Можно назвать две полярные точки зрения на характер религиозных взглядов писателя. М. Дунаев, исследуя православные основы творчества Достоевского, делает вывод: «Никакого "своего христианства", не совпадающего с полнотою истины Христовой, то есть с Православием, у Достоевского не было и не могло быть». На противоположном полюсе -утверждение К. Исупова: «<...> для Достоевского - художника, мыслителя и публициста - нет трансцендентного Бога. Ни Троица, ни Отчая Ипостась его не слишком интересуют <...> Христос понят как имманентный человеческому феномен сверхчеловеческого». Видимо, следует говорить об усилении в достоевсковедении той тенденции, в которой проявлено намерение найти в религиозной позиции писателя гуманистические соблазны. На наш взгляд, современные попытки «гуманизировать» Достоевского означают прежде всего невнимание к духовным основам его творчества. Как справедливо отмечал архиеп. Иоанн (Д. Шаховской), по публикациям, посвященным Достоевскому, можно «измерить "кровяное давление" в русском и мировом литературоведении», причем стремление «гуманизировать» творческое наследие писателя всегда было наименее достойным.

В предлагаемой работе предпринята попытка определить особенности православного мировидения позднего Достоевского, ярко проявившиеся уже в 1860-е годы и предопределившие концепцию человека в позднем творчестве

писателя. Актуальность исследования обусловлена, с одной стороны, усилением в достоевсковедении внимания к христианскому подтексту творчества писателя и, с другой стороны, определившейся тенденцией рассматривать данный подтекст «вне целостного сопоставления со структурными особенностями православного менталитета и ортодоксального литургического цикла» (И. Есаулов). Осмысление творчества писателя в контексте православной духовности - насущная задача современного достоевсковедения. Кроме того, по-прежнему, со времен русского религиозно-философского ренессанса, остается и, видимо, еще долго будет оставаться актуальной задача постижения антропологии писателя, заявившего еще в юности, что главная цель его жизни - «разгадывать» тайну человека.

Объект данного исследования - творческое наследие позднего Достоевского (1863-1881 гг.), включающее в себя, помимо художественных произведений, эпистолярий, религиозно-философские декларации, заявленные в публицистике журналов «Время» и «Эпоха», в «Дневнике писателя», в черновых материалах и в дневниковых записях, а также приведенные в воспоминаниях современников. В связи с интересом к формированию религиозной позиции Достоевского в 1860-е гг. в первой главе работы прежде всего анализируются программные записи 1864 года (в первую очередь дневниковая запись от 16 апреля и черновые наброски статьи «Социализм и христианство»). Предметом исследования является творческое наследие Достоевского в аспекте проявленности в нем религиозно-философских представлений о человеке, составляющих определенную систему взглядов, которая стала мировоззренческой основой формирования художественной картины мира.

Основная цель исследования - определение религиозно-философских оснований позднего творчества Ф.М. Достоевского (и в первую очередь главных положений концепции человека).

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- вычленение и изучение основных положений антропологии Достоевского
(прежде всего идеи назначения человека, концепции личности), в связи с этим
определение сути догматических представлений писателя (христологических и
тринитарных) и его религиозно-антропологического идеала;

- рассмотрение религиозных представлений писателя, связанных с
осмыслением судеб мира и человека в перспективе реализации религиозно-
антропологического идеала (историософия и эсхатология, понимание греха,
отношение к мистицизму и мистике, концепция чуда);

- установление характера связи гносеологических идей Достоевского с
православным решением вопроса о богопознании и боговидении;

определение отношения писателя к секуляризированному гуманизму;

рассмотрение типологического своеобразия разных подходов к изучению религиозно-философских взглядов Достоевского и его творчества, возникших в конце XIX - начале XX вв. и существующих до настоящего времени.

Методологическая база исследования определяется культурно-
историческим, историко-литературным, типологическим подходами,
разработанными в трудах С.С. Аверинцева, М.М. Бахтина, Д.С. Лихачева, Ю.М.
Лотмана, В.Н. Топорова, Б.А. Успенского и др. Материал и задачи анализа
требуют обращения к богословским трудам В. Зеньковского, М. Помазанского, Г.
Флоровского, архим. Киприана (Керна), П. Евдокимова, В. Лосского, А. Шмемана,
И. Мейендорфа, А. Осипова, А. Кураєва, О. Давыденкова и др.

Научная новизна и теоретическая значимость диссертации определяется тем, что в ней осуществлен целостный подход к изучению антропологических взглядов Ф.М. Достоевского в аспекте проявленности в них особенностей

православной религиозности. Автор рассматривает взаимосвязь христологических, тринитарных представлений писателя и его концепции человека, ставит проблему адекватности осознания Достоевским пневматологической традиции православной духовности. Полученные научные результаты углубляют существующее на сегодняшний день понимание христианского характера позднего творчества Достоевского. В частности, определение религиозно-антропологического идеала, концепции личности, своеобразия историософии и эсхатологии, особенностей гносеологических идей писателя позволяет по-новому взглянуть на его художественное творчество 1860-х годов, которое обычно рассматривается как этап, связанный с еще не изжитыми гуманистическими представлениями о мире и человеке.

Практическое значение исследования заключается в том, что его основные концептуальные положения и выводы могут быть применены при разработке и чтении общих и специальных курсов по истории русской литературы XIX в.

Апробация работы. По теме диссертации были сделаны доклады на международной, всероссийских и региональной научных конференциях: «Православие - культура - образование» (Кемерово, 2002), «Религиозность в современной России и Православие» (Кемерово, 2003), «Русская литература в современном культурном пространстве» (Томск, 2004), «Славянская филология: исследовательский и методический аспекты» (Кемерово, 2006). Материалы диссертации были апробированы при чтении основных курсов по истории русской литературы XIX в., специальных курсов: «Творчество Ф.М. Достоевского в русской религиозно-философской критике конца XIX - XX вв.», «Проблемы типологии русского романа XIX в.», «Проблемы современного достоевсковедения». По теме диссертации опубликовано 8 статей.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения. Библиография содержит 254 наименования. Общий объем исследования - 245 с.

Подобные работы
Зелянская Наталья Львовна
Эстетико-онтологические основания раннего творчества Ф. М. Достоевского
Николаева Екатерина Геннадьевна
Элементы кода повести Пушкина "Пиковая дама" в творчестве Достоевского
Комарова Татьяна Сергеевна
"Смеховой портрет" как средство характеристики персонажа в творчестве Достоевского 1846-1859 гг.
Натарзан Евгения Валерьевна
Житийные мотивы в творчестве Достоевского
Котельникова Татьяна Григорьевна
Мотив сделки с нечистой силой как структурная основа двойничества в творчестве Ф. Достоевского
Сафронова Елена Юрьевна
Дискурс права в творчестве Ф. М. Достоевского 1846-1862 гг.
Степанова Татьяна Анатольевна
Художественно-философская концепция детства в творчестве Ф. М. Достоевского
Бузина Татьяна Вячеславовна
Динамика концепций судьбы и свободы в творчестве Ф. М. Достоевского
Мухина Елена Александровна
Религиозно-философская проблематика творчества Ф. М. Достоевского в "Колымских рассказах" Варлама Шаламова
Чудинина Вера Владимировна
Художественно-содержательное своеобразие сновидений в творчестве Ф. М. Достоевского

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net