Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Филологические науки
Фольклористика

Диссертационная работа:

Джафаров Магеррам Аллахкули оглы. Осман Сарывелли и устная народная литература : ил РГБ ОД 61:85-10/463

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА І. ТЕОРЕТИЧЕСКО-КРИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ О.САРЫВЕЛЛИ.

НА АШУГСКУЮ ЛИТЕРАТУРУ И ИСКУССТВО 15

ГЛАВА II. ВЛИЯНИЕ НАРОДНОЙ ПОЭЗИИ НА ТВОРЧЕСТВО О.САРЫВЕЛЛИ 69

ГЛАВА III. ТВОРЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕАЛИСТИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ НАРОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ III

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 162

ЛИТЕРАТУРА 1  

Введение к работе:

Народный поэт Азербайджана 0.Сарывелли (род.в 1905г.) по праву считается одншл из поэтов, внесших особый вклад в развитие и процветание азербайджанской советской поэзии. Поэт, воспевший еще на заре дней своего творчества социалистическую действительность, отразив мрачные стороны народной жизни в прошлом, создавший целую галерею образов советских людей, своих современников, а также борцов за свободу зарубежных стран, - Осман Сарывелли и сегодня творит с подлинным вдохновением и страстью. Одним из важных факторов, обеспечивающих успешное творческое развитие любого художника является, как известно, связь его с литературными традициями своего народа. Поэзия 0.Сарывелли, питавшаяся, как и творчество других выдающихся азербайджанских советских поэтов из олагодатшх истоков азербайджанской письменной и устной поэзии, а также обращавшаяся к опыту передовой русской и западноевропейской литературы, особенно близка народной поэтической традиции. Именно поэтому связь творчества поэта с устной народной литературой выдвинута на передний план в данной диссертации. Эта проблема - о связи писателя с фольклором - занимает важное место в современном литературоведении, служа в немалой степени уяснению художественной концепции и творческой специфики изучаемого автора.

Основанием для высказывания мысли о тесной связи 0.Сарывелли с тремя вышеуказанными важнейшими источниками, является его личная библиотека.

Каждый читатель, журналист или исследователь, внимательно ознакомившись с его богатейшей библиотекой, невольно приходит к этой мысли. На полках библиотеки поэта лежат как "Хамсэ" и газели Низами, печатные издания произведений Насими и Физули, книги М.П.Вагифа, стихи Г.Б.Закира, С.А.Ширвани, разные издания "Хоп-хоп-наме" Сабира и др., так и тома сочинений и отдельных произведений Пушкина, Лермонтова, Толстого, Достоевского, Горького, Маяковского, широко известные образцы творчества Байрона и Шелли, Гюго и Данте, Гете и Шиллера. Немало места занимают здесь и образцы устного и народного творчества, в частности, азербайджанские сказки и дастаны, фольклорные произведения братских народов.

Другой важной особенностью, подтверждающей правильность нашей мыели,является богатейшее художественное творчество О.Сары-велли. Б стихотворениях и поэмах, статьях и выступлениях поэт часто высказывает свое мнение относительно народного творчества, произведений классиков, что в свою очередь дает исследователю важные сведения и аргументы, создающие ясное представление об источниках художественного видения и творчества поэта.

Б одном из своих стихотворений О.Сарывелли следующим образом выражает величие литературного наследия гениального поэта Низами Гянджеви:

Было бы меньше считающих дешевым дорогое слово "поэт" Если бы каждый не считал себя Низами.

Или же в следующих строках, посвященных дагестанскому поэту Сулейману Стальскому, которого М.Горький назвал "Гомером XX века", он, хотя и окольным путём, отмечает величие и неповторимость Фи-зули:

О, великий мой учитель, послушай меня!

Скажи, как не гордиться мне твоим искусством? -явно чувствуется родное отношение к великому азербайджанскому поэту. То же самое можно сказать и о выражении "Вагиф, великий учи-тель" из стихотворения "На берегу Куры". Здесь явно навлекается на то, что поэт многому научился из богатейшего наследия Багифа, маетерствшкоторого он восхищается.

Б оценке,данной Сабиру, также . . выражено чувство огромного уважения к творчеству великого пролетарского поэта:

Не видел он юности в юношеские годы,

Боля жила в его молодости ...

Бо мраке темных ночей

Глаза Сабира увидали даль ...

А для последующих строк поэта характерны дух и пафос поэзии Сабира:

Пусть не сворачивает с ровного пути

Кривое - кривым рисует, прямое - строкой прямой.

Б десятках сатирических стихотворений и юмористических строк О.Сарывелли чувствуется сабировский дух, слышится сабировс-кий голос. Б этом отношении бессмертное литературное наследие азербайджанских поэтов-классиков для всех последующих поколений, в том числе для творчества О.Сарывелли является бесценным и незаменимым источником вдохновения.

Число подобных бесценных примеров из творчества О.Сарывелли цожш при желании значительно увеличить. Однако, и эти приведенные примеры говорят о том, что О.Сарывелли на протяжении различных этапов своего творчества последовательно изучал произведения азербайджанских поэтов-классиков, творчески пользовался их реалистическими традициями, и что самое главное, не терял при этом свою поэтическую оригинальность и самобытность.

О.Сарывелли прежде всего учился у классиков чувству привязанности к своему народу, любви Родине. Выступая так лее как и его предшественники и современники с позиции народности, он чаще всего писал о том, что непосредственно видел и чувствовал в различных уголках нашей необъятной страны.

Поэт хорошо сознавал, что литература, не призванная служить народу, не выражающая дух народа - это мертвая литература. Именно поэтому в стихотворениях О.Сарывелли гражданские мотивы всегда находились на переднем плане и на протяжении всего творчества поэта воплощались с особым мастерством и талантом.

Высокая идейность, присущая всему творчеству поэта, органически связанная с партийностью и художественностью, в целом характеризуют современную советскую поэзию.

О.Сарывелли глубоко освоил важнейшие эстетические принципы и закономерности поэтики азербайджанских классиков, что, несомненно, говорит о глубокой связи его творчества с национальными поэтическими традициями своего народа.

С большим уважением относится О.Сарывелли к творчеству русских и западноевропейских классиков. Думая о Пушкине, он говорит

0 "просветлении своей души", а в стихотворении "Ты вновь задумчив, ты думаешь вновь", посвященном поэту, называет его великим учителем.

Свое стихотворение "Буревестник"3 поэт создает под воздействием известной"Песни о Буревестнике" великого русского пролетарского писателя М.Горького. Б стихотворении "Памятнику Гарольда" он обращается к английскому поэту Байрону, называя его "ве-ликим художником".

Вышеизложенное свидетельствует о глубоком изучении, осмыслении О.Сарывелли произведений классиков русской и мировой литературы, а также об использовании их опыта, что, несомненно оказывало пололштельное влияние на развитие художественного творчества поэта, обогащению его литературного наследия.

Третий источник, на который опирается О.Сарывелли - устное народное творчество. Эта характерная особенность творчества поэта требует специального исследования и не случайно настоящая диссертация, названная "Осман Сарывелли и устная народная литература" целиком посвящена ее решению.

Актуальность темы. К.Маркс отмечал, что: "... греческая мифология составляла не только арсенал греческого искусства, но и его почву". Воспринимая эту мысль в широком плане, ее можно понять таким образом: фольклор, устное художественное творчество - продукт народного мышления, всегда служили животворным источником для письменной литературы. Не случайно, вопросы творческого отношения художника к фольклору, использования его эстетических ценностей и закономерностей в течение нескольких десятилетий являются объектом пристального изучения и исследования в азербайджанском литературоведении. С развитием литературно-теоретического процесса решение данных проблем становится все более актуальным и требует более углубленного анализа с позиции современного уровня научного знания. Исследователи не случайно выдвигают на передний план специфику богатства национального фольклора, вскрывают своеобразное его отражение в творчестве писателя.

До сих пор создано немало исследований в области изучения

связей азербайджанских классиков с фольклором, в частности, мож р

но сослаться на работы, опирающиеся на творчестве Низами, Физу ли, Сабира. Что же касается советских поэтов, то пока что в этом плане можно отметить лишь диссертационную работу, посвященную изучению связи творчества Самеда Вургуна с фольклором; тайге же ряд газетных статей, появившихся за последнее время. Б этом аспекте изучение органической связи творчества видных писателей, в том числе и Османа Сарывелли с фольклором на данном этапе представляется нам особенно актуальным.

Учитывая то, что современная письменная литература в известном смысле выполняет функции отражения и сохранения образцов народного творчества, его поэтических форм и жанров, исследование данного вопроса в творчестве народного поэта Азербайджана Османа Сарывелли, где данная тенденция ощущается особенно ярко, может способствовать всестороннему изучению этого прогрессивного явления и в современной азербайджанской поэзии.

Цель и задачи исследования. Основная цель диссертации заключается в системном изучении связей творчества Османа Сарывелли с азербайджанским устным народно-поэтическим творчеством. В этой связи особенно необходимым представляется рассмотрение следующих задач:

1. Изучение литературно-теоретических взглядов Османа Сарывелли, касающихся ашугского творчества.

2. Анализ форм проявления традиций ашугского искусства в творчестве 0.Сарывелли и выявление творческого отношения поэта к этим традициям.

3. Определение характера связей поэзии 0.Сарывелли с различными жанрами фольклора.

4. Раскрытие своеобразия поэзии 0.Сарывелли, органичес - 10 -кой связи его творчества с устным народным поэтическшл искусством и выявление специфики осмысления поэтом эстетической природы жанров ашугской поэзии.

Степень разработанности темы. О характерных особенностях и высоко идейном содержании творчества Османа Сарывелли в азербайджанском литературоведении высказано немало ценных соображений. Б свое время Сшлед Бургун в докладе, прочитанном на собрании Военной политической Академии, затем в статьях "Азербайджанская литература за годы Советской власти", "Задачи азербайджанской литературы" высоко оценивал творческую деятельность 0.Сарывелли, его привязанность к богатейшим истокам народного творчества, Б докладе "Очередные задачи азербайджанской литературы" он, в частности, говорил: "Осман Сарывелли своим стихотворением "Неси, сынок, неси" создал содержательное и мастерски написанное произведение, раскрывающее духовное богатство нашей деревни". 

Литературовед А.Гусейнов в статье "Открытое письмо поэту", также ЕЫСОКО оценивал творчество 0.Сарывелли. Связь поэзии 0.Сарывелли с ашугским творчеством интересовала и кандидата филологических наук Г.Намазова. Участие 0.Сарывелли на I и Ш съездах азербайджанских ашугов, его роль в публикации поэтического наследия Ашуга Шемшира, отмечается исследователем, как успешное начало в изучении и пропаганды ашугского творчества.

- II И.Мустафаєв - автор монографического исследования о творчестве О.Сарывелли, несколько страниц посвятил изучению связи поэзии поэта с фольклором.

Как явствует из вышеизложенного, в исследованиях и статьях об Османе Сарывелли в основном рассматривались творческое своеобразие и мастерство поэта, тогда как вопросы связи его поэзии с фольклором затрагивались недостаточно полно. Данная проблема впервые специально ставится в настоящей работе, где она становится так же объектом литературоведческого исследования.

Научная новизна. При изучении творческого отношения О.Сарывелли к ашугскому творчеству, в диссертации рассматривались как высказывания, соображения поэта относительно творчества отдельных ашугов, так и некоторые проблемы ашугской литературы.

Автор стремится выявить общие черты и особенности ашугской поэзии в творчестве О.Сарывелли, показать его при этом как поэта-исследователя народного творчества.

Процесс использования О.Сарывелли форм ашугской поэзии рассматривается в работе как оригинальная, новаторская сторона деятельности поэта. С другой стороны, стало известно, что при освоении тем, характерных для ашугов, О.Сарывелли всегда пользовался ими творчески, учитывая при этом современные требования. Б стихотворениях поэта, созданных в духе ашугской поэзии, явно чувствуется сатирическое начало, что впервые представляется диссертантом как новая грань богатейшего творчества О.Сарывелли.

Одновременно впервые доказывается положение о том, что использованные поэтом пословицы, баяты, сказки, дастаны органически связаны с идейно-художественным содержанием его произведений.

В диссертации связь творчества О.Сарывелли с фольклором анализируется как своего рода характерная особенность творчества поэта, является началом нового направления в исследовании его поэтического наследия. Здесь лишний раз подтверждается мысль о том, что многовековое устно-народное творчество Азербайджана представляет собой неразрывную, органическую сторону поэтической деятельности О.Сарывелли.

Методологическая основа. Методологической основой для диссертанта явились учение классиков марксизма-ленинизма о литературе, эстетике, их мысли и суждения непосредственно о фольклоре, теоретические положения социалистического реализма, решения съездов и пленумов ЦК КПСС, статьи и речи руководителей Коммунистической партии и Советского правительства по вопросам развития художественной литературы.

Все исследуемые в работе материалы рассматривались и анализировались под углом зрения указанных выше положений и критериев. Существенную помощь диссертанту оказали исследования советских ученых-литературоведов, касающиеся фольклора, работы и монографии, освещающие различные стороны художественного наследия О.Сарывелли.

Теоретическое и практическое значение работы. Основное внимание в диссертации, посвященной проблеме "писатель и фольклор" сконцентрировано на теоретически-критических взглядах О.Сарывелли на ашугскую литературу и искусство, на методы и способы воздействия устной поэзии на творчество писателя, на его язык и стиль. Вследствие того, что все эти вопросы исследуются впервые в данной работе, она имеет несомненное научно-теоретическое значение, тем более, что вопросам фольклора уделяется в последнее время особое внимание в советском и, в частности, в азербайджанском литературоведении.

Диссертация может быть использована :

а/ в исследованиях,направленных на изучение диалектической связи творчества отдельных поэтов с фольклором;

б/ в исследовании роли устного народного творчества в развитии письменной литературы

в/ как дополнительный источник для студентов высших учебных заведений,а также для преподавания специальных курсов в вузах.

Апробация работы. Работа выполнена в отделе фольклора XIX -XX веков и советского периода Института литературы имени Низами Академии наук Азербайджанской GGP.

Основные положения диссертации докладывались на теоретичес- . ком семинаре отдела,на республиканских конференциях молодых ученых, а также на кафедре азербайджанского языка и литературы Нахи-чеванского Государственного Педагогического института имени акад. Ю.Мамедалиева и нашли свое отражение в изданиях АН Азербайджан -ской GGP,республиканской печати,в брошюре " Осман Сарывелли и ашугское творчество" ,в сборнике статей "Исследования по азербайджанской устной народной литературе" /УІ книга/.

Структура диссертации. Диисертация состоит из введения, трех глав и библиографии.

Содержание диссертации .

В введении обосновывается актуальность избранной темы, ее научная новизна, теоретическое и практическое значение, методологическая основа.

В первой главе, названной "Теоретическо-критические взгляды О.Сарывелли на ашугскую литературу и искусство", комментируются мысли и суждения О.Сарывелли об ашугской литературе.

Вторая глава, названная "Влияние народной поэзии на творчество О.Сарывелли", посвяшена вопросу изучения связи между народной, в особенности, ашугской поэзией и творчеством поэта.

В третьей главе - "Творческое использование реалистических традиций народной литературы" рассматриваются пути и методы, направления и принципы использования устного народного творчества.

3 заключении подытоживаются основные результаты исследования. 


© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net