Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Филологические науки
Литература зарубежных стран

Диссертационная работа:

Щербаков Александр Борисович. Эпический мир "Песни о Роланде" в контексте средневековой культуры : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.03 Самара, 2006 215 с. РГБ ОД, 61:06-10/1121

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. СИСТЕМА СТАРОФРАНЦУЗСКОГО ГЕРОИЧЕСКОГО

ЭПОСА 10

1. Классификация эпических поэм средневековой Франции 10

2. «Шансон де жест»: фольклорная основа и проблема авторст
ва 24

3. Отражение истории в эпическом мире «шансон де жест» 39

ГЛАВА 2. ЭПИЧЕСКИЙ МИР «ПЕСНИ О РОЛАНДЕ»: ОТРАЖЕНИЕ
ИДЕЙНЫХ КОНЦЕПЦИЙ СРЕДНЕВЕКОВОЙ РЫЦАРСКОЙ КУЛЬ
ТУРЫ 55

1. «Песнь о Роланде» как развивающийся текст в системе «шансон де

жест» 55

2. Идейные концепции рыцарской культуры в «Песни о Ролан
де» 119

ГЛАВА 3. ЭПИЧЕСКИЙ МИР «ПЕСНИ О РОЛАНДЕ»: СПОСОБЫ

ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОПЛОЩЕНИЯ 139

1. Эпический мир в сюжете, системе персонажей и эпическом стиле

«Песни о Роланде» 139

2. Образ рыцаря в эпическом мире «Песни о Роланде» и военная куль
тура средневековья 157

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 191

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 196

ПРИЛОЖЕНИЕ 210

Введение к работе:

Актуальность темы исследования. С недавнего времени значительно усилился интерес к средневековой истории и культуре. Но на сегодняшний день история и литература часто воспринимаются раздельно, тогда как на самом деле они друг от друга неотделимы. Литература всегда отражает господствующие в обществе настроения, психологию, культуру (в том числе и материальную), то есть самосознание эпохи и ее реалии. С другой стороны, один из основных путей изучения эпохи — работа с литературой данного исторического периода. Так, изучая старофранцузский героический эпос, мы видим эпоху становления и расцвета рыцарства во всех ее проявлениях; это не может не пробудить интерес к эпосу отечественному, к нашей собственной истории и культуре. Актуальность избранной темы определяется прежде всего насущной потребностью литературоведения, преодолевая узкофилологическую направленность, провозглашенную структурализмом и постструктурализмом, обратиться к исследованию художественного произведения в контексте отраженной в нем истории, а также недостаточной изученностью в отечественной науке одного из важнейших памятников словесности средневековой Франции «Песнь о Роланде».

Степень научной разработанности проблемы. В целом эпос Франции изучен хорошо, в течение второй половины XIX века в Европе выходит целый ряд работ (Paris, Gautier, Tavernier, Bedier, Boissonade1). Сегодня эти труды стали уже классическими, хотя многие положения опровергнуты (например, теория Ж. Бедье о создании «Песни о Ролан-

1 Bedier J. Les legendes epiques. - P., 1912-1914; Boissonade P. Du nouveau sur la Chanson de Roland. - P., 1923; Gautier L. Bibliographie des chansons de geste (complement des «Epopees francaises»). - P., 1897; Gautier L. Les epopees francaises [Texte imprime]: etude sur les origines et l'histoire de la litterature nationale / par Leon Gautier 12e ed., en-tierement ref. - P.: V. Palme (H. Welter), 1878-1892. - 4 vol; Paris G., Histoire poetique de Charlemagne. - Paris, 1865; Tavernier W. Zur Vorgeschichte des altfranzosischen Ro-landsliedes. -Berlin, 1903.

4 де» в монастыре). На протяжении XX века «Chansons de Geste» (и «Песнь о Роланде» в первую очередь) становятся предметом исследования настолько часто, что литература о «Песнях о деяниях» на сегодняшний день практически необъятна. Из наиболее интересных трудов следует назвать работы испанского исследователя Р. Менендеса Пидаля2. В последние десятилетия авторов все более привлекает культурно-исторический аспект исследования «Песен о деяниях». Так, хотя в своих трудах по религиозной, философской и эстетической мысли в средневековой Европе Д. Робертсон3 в первую очередь исследует отражение этих концепций в рыцарском романе, он неоднократно обращается и к произведениям «Chansons de Geste» и к «Песни о Роланде» - в первую очередь. Вызывают интерес работы К. Берто4, П. Банкура5, X. Бартелса6. В отечественном литературоведении традиция изучения «Chansons de Geste» также имеет давнюю историю. Из работ отечественных литературоведов следует отметить труды Б. И. Ярхо7, Вл. А. Лукова8, 3. Н. Волковой9. В 1995 г. вышла книга А. Д. Михайлова «Французский героиче-

2 Менендес Пидаль Р. Избранные произведения. Испанская литература средних ве
ков и эпохи Возрождения. — М.: Издательство иностранной литературы, 1961; Ме-
nendez Pidal R. La Chanson de Roland et la tradition epique des Francs. — P., 1960.

3 Robertson D. W. Essays in medieval culture. — Princeton (N.J.): Princeton univ. Press,
1980, —404 p.

4Bertau K. Das deutshe Rolandslied und die Reprasentationkunst Heirichs des Lowen II Literarishes Mazenatenum: Ausgew. Ferschungen zur Rolle des Gonners u. Auftraggebers in der mittelaterlichen Lit. - Darmstadt, 1982.

5 Bancourt P. Les musulmans dans les chansons de geste du cycle du roi: These prepare
sous la dir. de Pierre Jonin. - Aix de Provence: Univ. de Provence; Marseile: Laffitte,
1982.

6 Bartles H. Epos — die Gattung in der Geschichte: Eine Begriffsbestimmung vor dem
Hintergrund der Hegelschen «Asthetik» anhand von «Nibelungenlied» und «Chanson de
Roland». — Heidelberg, 1982.

7 Ярхо Б. И. Введение II Песнь о Роланде. — М.: Academia, 1934. — С.7-97.

8 Луков Вл. А. «Песнь о Роланде» в свете фольклора // Изучение произведений зару
бежных писателей на уроках и факультативных занятиях в средней школе. - М.:
МГПИ, 1980. Луков В л. А. Французский героический эпос «Песнь о Роланде» (ана
лиз фольклорной природы памятника) // Практические занятия по зарубежной лите
ратуре. -М.: Просвещение, 1981.

Волкова 3. Н. Эпос Франции. — М.:Наука, 1984.

5 ский эпос»10, пожалуй, наиболее полный труд отечественных исследователей по данному вопросу. Здесь представлены все, в том числе и гипотетические, памятники, выстраивается четкая система их взаимосвязей, главное достоинство данного исследования — скрупулезный разбор поэтики и стилистики французского героического эпоса.

В то же время французский героический эпос до последнего времени достаточно редко изучался как целый пласт воинской культуры средневековья, вобравший в себя ее основные черты, хотя отдельные моменты анализа рыцарской культуры в поэмах рассеяны практически во всех существующих исследованиях. Но этого, конечно же, мало. Несколько иначе подходят к данной теме историки. В 1874-1875 гг. в Париже выходит классический труд Виоле-ле-Дюка «Dictionnaire Raisonne du Mobilier Francais de L'Epoque Carlovingienne a la Renaissance»11, где в исследование средневековой материальной культуры привлекается текст «Песни о Роланде», чаще всего в качестве иллюстративного материала, однако в отдельных главах делается подробнейший разбор описаний оружия и доспехов в «Песни о Роланде». Эту традицию продолжили другие исследователи, среди которых наиболее интересны работы Ф. Кардини12, Ж. Ле Гоффа13, однако и здесь сохраняется та же тенденция — текст эпических поэм приводится всего лишь в качестве иллюстративного материала для приводимых в этих исследованиях положений из области истории, психологии и мифологии изучаемого периода. Таким образом, можно сказать, что произведения французского героического эпоса крайне мало изучались как памятники, впитавшие в себя воинскую культуру того периода средневековья, когда во всех сферах жизни

Михайлов А.Д. Французский героический эпос. Вопросы поэтики и стилистики. -М.: Наследие, 1995. — 360с.

11 Viollet-Le-Duc М. Dictionnaire Raisonne du Mobilier Francais de L'Epoque Carlov
ingienne a la Renaissance. — P., 1874. - T.V.

12 Кардини Ф. Истоки средненевекового рыцарства. — М.: Прогресс, 1987.

13 Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. — М.: Прогресс-Академия,
1992.

— социальной, культурной, идеологической, политической и военной — доминировало рыцарство, напитав общество своим менталитетом, представлениями и мифологией, и который обычно зовется рыцарским.

Этот нерешенный вопрос определил цель настоящего диссертационного исследования: изучение эпического мира «Песни о Роланде» как памятника французского героического эпоса в контексте средневековой культуры, что ставит перед нами следующие задачи:

выявить систему старофранцузского героического эпоса в его развитии и взаимодействии с общественными явлениями, в первую очередь с идеологией; развить термин «эпический мир», показать, как эпический мир соотносится с сюжетикой старофранцузского героического эпоса.

показать, каким образом происходила эволюция сказания о Роланде от фольклорных истоков до возникновения авторских произведений и как в эпическом мире «Песни о Роланде» отразились идейные концепции рыцарской культуры.

проанализировать художественное воплощение эпического мира «Песни о Роланде» в сюжете, системе персонажей, эпическом стиле, в образе рыцаря, рассмотренном в контексте военной культуры средневековья.

Объектом исследования выступает «Песнь о Роланде» и корпус текстов «шансон де жест» в средневековой литературе Франции.

Предметом исследования является эпический мир и поэтика «Песни о Роланде» в контексте эволюции средневековой ментальносте и материальной культуры.

Методологическую и теоретическую основу исследования составляют культурологические концепции и отдельные положения работ по философии культуры М. М. Бахтина, А. Ф. Лосева, Ю. М. Лотмана, Вл. А. Лукова; Ф. Броделя, Ж. Ле Гоффа, Ф. Кардини и др., литературо-

7 ведческие исследования Р. Менендеса Пидаля, А. А. Смирнова, Б. И. Ярхо, А. Д. Михайлова, 3. Н. Волковой и др.

При изучении влияния средневекового европейского общественного сознания на культуру использован тезаурусный подход (труды Вал. А. и Вл. А. Луковых, И. В. Вершинина, Т. Ф. Кузнецовой и др.), который открывает новые возможности для современной гуманитарной науки. Тезаурусный подход предполагает восприятие мировой культуры сквозь призму культурного тезауруса (свода культурной информации, систематизированного по основанию «свой — чужой»), причем ядро тезауруса составляют ценностные приоритеты. Используются также историко-теоретический, историко-генетический, историко-функциональный, семиотический методологические подходы.

Новизна исследования и его научно-теоретическая значимость заключается в следующем:

  1. Раскрыта взаимосвязь содержания и формы средневекового героического эпоса Франции с культурными константами рыцарского менталитета, «имперской» идеологией каролингской и посткаролингской эпох.

  2. Определены параметры эпического мира «Chansons de Geste», принципы организации эпического времени и пространства, системы вещей, концепция рыцаря.

  3. Выявлена эволюция эпической идеи и ее вариантов в памятниках французского средневекового героического эпоса; эта эволюция объяснена эволюцией средневекового общества, его реалий и идеалов.

  4. Детально проанализирован памятник французского героического эпоса «Песнь о Роланде» с применением тезаурусного подхода.

  5. Проанализировано взаимодействие воплощенного в «Песни о Роланде» эпического мира с поэтикой памятника, показано, что эпический мир памятника художественно реализован в сюжете, системе персонажей, эпическом стиле и что центральным способом этой реали-

8 зации стал образ рыцаря, представленный в духовной и материальной составляющих в соответствии с константами военной культуры средневековья.

Новизна исследования конкретизируется в положениях диссертации, выносимых на защиту:

1. «Chansons de Geste» («Песни о деяниях») — неотъемлемая
часть средневековой военной культуры; они отражают миропонимание и
идеологию военного класса, которые сформировались на базе религиоз
ных и мистических представлений, где центральным оказывается миф о
воине-защитнике. Военная культура средневековой Европы эволюцио
нировала, что в виде наслоений отразилось в «песнях о деяниях». Жанр
исчезает с распадом средневековой военной культуры, сюжеты адапти
руются к новому времени.

2. «Песни о деяниях», являясь квинтэссенцией имперского
миропонимания, функционирует только на каролингском и посткаро
лингском пространстве, преобразуясь в единый эпический мир, где каж
дое отдельное произведение есть его частный случай и где связующую и
организующую роль играет «Королевская жеста» и «Песнь о Роланде»
как ее центральное произведение.

  1. Основная эпическая идея и ее вариации связываются в сознании певца и слушателей с определенными родами, на этом основывается классификация «жест», данная Бертраном де Бар-сюр-Об; «жеста крестовых походов» предлагает новый тип идеологии, где прежние вариации основной эпической идеи теряют свое значение.

  2. Эпический мир «Песни о Роланде» может быть реконструирован при сопоставлении поэтики памятника (сюжета, системы образов, стилистических средств героического эпоса) с константами воинской культуры средневековья.

  3. Образ рыцаря закономерно становится центральным образом эпического мира «Песни о Роланде». Это сложное единство, которое

9 включает в себя элементы социальной, военной, идеологической сфер жизни средневекового общества и мифологические представления о воинском сословии.

Научно-теоретическое значение диссертации заключается в филологическом исследовании памятников средневековой литературы, позволяющем раскрыть механизмы отражения в них истории общества, в развитии методологического тезаурусного подхода на исследуемом материале.

Научно-практическое значение диссертации состоит в возможности использовать ее выводы в лекционных курсах, учебных пособиях для вузов, в подготовке специалистов в области всемирной литературы, истории и культурологии.

Апробация работы. Основные положения диссертации были представлены в виде докладов на Пуришевских чтениях (международные конференции, Москва, МПГУ, 1996, 1997, 1999, 2001 и 2003 гг.). По теме диссертации опубликовано 8 научных работ общим объемом 3 п. л. Выводы использованы в практической преподавательской деятельности диссертанта и при написании книг и статей по средневековой военной культуре.

Подобные работы
Фролова Алина Ивановна
"Трагические поэмы" Агриппы д'Обинье в контексте французской культуры рубежа XVI - XVII веков
Коршунова Людмила Юрьевна
Артур Шницлер и Зигмунд Фрейд: писатели и психологи в контексте австрийской культуры
Блохина Наталья Валентиновна
Творчество Итало Звево в контексте итальянской и европейской культуры конца XIX - начала XX веков
Мусвик Виктория Александровна
"Новая Аркадия" Ф. Сидни в контексте культуры рубежа XVI - ХVII вв.
Дубова Марина Анатольевна
Стилевой феномен символистского романа в контексте культуры Серебряного века
Акимова Татьяна Ивановна
Драматургия Н. С. Гумилева в контексте культуры серебряного века
Фесенко Стелла Леонидовна
Лингвокогнитивные модели эмоций в контексте национальных культур
Павлова Ольга Александровна
Русская литературная утопия 1900-1920-х гг. в контексте отечественной культуры
Ильясов Хизри Ильясович
Взаимосвязи национальных литератур в контексте эволюции культур (А. А. Бестужев-Марлинский и дагестанские фольклорно-литературные традиции)
Багдасарова Надежда Анатольевна
Лексическое выражение эмоций в контексте разных культур

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net