Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Искусствоведение
Музееведение; хранение художественных ценностей и памяток архитектуры

Диссертационная работа:

Эль Алави Мохамед Эль Саиед Эль Саиед. Образно-стилистическое своеобразие анималистической пластики Древнего Египта : ил РГБ ОД 61:85-17/51 1

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

Введение и критический анализ литературы с. 2

Глава I.

Искусство Раннего царства с. 33

Искусство Древнего царства с. 39

Искусство Среднего царства с. 55

Глава П.

Искусство Нового царства с. 63

Глава І.

Искусство Позднего периода е. 128

Заключение с. 159

Библиография с. 166

Список иллюстраций с. 172  

Введение к работе:

Человечество восьмидесятых годов двадцатого столетия сегодня снова и снова обращает свои взоры к древнему искусству, которое все чаще становится предметом безоговорочного поклонения или непонимания и неприятия, многочисленных дискуссий и научных исследований. Почему возникает этот "взгляд назад".

Далекое прошлое? В чем причина того, что древнее искусство так живо действует - привлекает пристальное внимание, вызывает порой сильные и противоречивые эмоции? Сталкиваясь в практической деятельности с людьми искусства, не встречаешь ни одного художника, который не ощущал бы себя беспомощным перед творениями древних мастеров, не понимал бы глубокую правдивость, высокую реалистичность и основанное на них величие этого искусства.

Изобразительное искусство разных эпох с полным правом можно назвать летописью мира. Древнеегипетское искусство сравнимо со свитком папируса, по которому мы читаем историю древней цивилизации. Но делать это возможно, только зная язык, постижение которого - сложная задача Огромных трудов и усилий многих исследователей стоила разгадка полуслогового, полузвукового древнеегипетского рисуночного письма - иероглифов. Искусство говорит еще более сложным языком. Слово - это своего рода символ, при помощи которого воплощено знание жизни: о мире внутри человека и действительности, его окружающей.

Жизнь прошлого - это многообразные уроки, практический опыт для современной жизни. Поэтому когда мы исследуем древ - З нее искусство, мы зачастую изучаем законченные опыты и действенные результаты. В этом заключается актуальность темы в целом. Известно также, что зооморфные изображения Древнего Египта - образы священных птиц и животных, а также сложносочиненные образы богов, включающие антропо- и зооморфные признаки, отражает социальную структуру древнеегипетского общества и его мировоззрение, идеологию. Исследование произведений искусства этого круга помогает углубить и расширить понимание идеологически-мировоззренческой сферы творчества древних египтян. В этом заключается специфическая! актуальность темы.

Настоящая работа имеет целью подвергнуть искусствоведческому рассмотрению форму и содержание изображений животных в пластике Древнего Египта, в определенных историко-культурных условиях. Так как каждый этап развития культуры и искусства Древнего Египта имеет свои характерные черты, большое место в диссертации отведено сравнительному анализу произведений искусства разных периодов. Образы животных в скульптуре Древнего Египта связаны с. древнейшими тотемическими верованиями. Поэтому некоторые страницы настоящей работы посвящены исследованию причин возникновения культовых представлений, составляющих основу древнеегипетской мифологии, которая, в свою очередь, является главным содержанием этого искусства, отражающего религиозную идеологию общества.

Целью исследования является анализ анималистической скульптуры Древнего Египта в следующих аспектах:

1) стилистический анализ и качественная оценка пластических средств, которыми выражены анималистические образы;

2) соотношение скульптурных форм анималистических зооморфных и антропоморфных изображений, то есть анализ и оценка того, как, каким образом они совмещаются, гармонируют друг с друтчм в художественно-образном плане;

3) определение причин и мотивов возникновения и существования образов обыкновенных животных и священных - антропоморфных и зооморфных образов богов, а также того, какую роль играли они в обществе Древнего Египта;

4) раскрытие синтеза, взаимосвязи между содержанием и формой образов богов, то есть исследование мифологических сюжетов и того, как художники воплощали эти евжеты в конкретных формах, чтобы выразить образы богов, служившие цели укрепления власти фараона и жрецов;

5) определение разницы между изображениями священных животных и птиц и обыкновенных представителей древнеегипетской фауны.

Научная новизна диссертации состоит в том, что в советском и зарубежном искусствознании впервые предпринята попытка подробного искусствоведческого анализа своеобразия воплощения образов животных и птиц в скульптуре Древнего Египта. Путем анализа произведений древнеегипетской пластики будет прослежено то, как художники выражали образы обыкновенных животных и птиц, а также священных животных и птиц и образы богов - антропоморфно-зооморфные в реалистическом плане, создавая в то же время изображения животных и птиц, которых считали священными, отличными от воспроизведений обыкновенных представителей фауны.

Метод образно-стилистического анализа художественных произведений, примененный в настоящей работе, помогает точнее определить специфические черты искусства разных периодов и понять характер общества, породившего эти произведения. Например, при рассмотрении двух скульптур эпохи Нового царства, изображающих бога Гора, в результате анализа становится очевидным, что в первом случае в статуе Гора отражен образ могучего фараона, а во втором - царя, власть которого была значительно ослаблена. Следовательно, этот метод можно использовать для вскрытия или подтверждения социально-политической ситуации того или другого исторического периода, к которым относятся данные произведения искусства. Предпринятый образно-стилистический анализ касается содержания произведений, их глубинных основ: мировоззрения и социально-экономических отношений общества, их создавшего, а также того, как это содержание выражено в конкретной художественно-пластической форме.

Автор настоящей диссертации по творческому призванию, образованию и профессии - скульптор, сам создающий произведения пластики, круглую скульптуру и рельефные композиции. Объективные обстоятельства: рождение и жизнь, обучение и многолетняя успешная творческая практика в Египте, стране, история культуры и изобразительного искусства которой уходят прочными корнями в глубь тысячелетий, вызвали у автора закономерный и органический интерес к древним памятникам его родины, стремление проследить художественные законы, которые выработали и которым следовали мастера, создававшие шедевры не только национального, но и общемирового значения.

Выбор пластических произведений для анализа обуслов--- лен, во-первых, составом коллекций произведений искусства древнего Египта, хранящихся в трех крупных музеях: самая большая из них находится в Египетском музее в Каире, другая в Эрмитаже в Ленинграде, третья - в Государственном %зее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина в Москве. Лишь отдельные из числа рассматриваемых работ находятся в Лувре в Париже, в Египтологическом институте в Лейпциге, в Британском музее в Лондоне и в Суданском музее в Хартуме. Во-вторых, для анализа выбраны произведения, наиболее выразительно представляющие разные виды скульптуры - круглую и рельеф, большие статуи и статуэтки, выполненные в различных материалах, изображающие разных животных и богов, занимавших наиболее важное место в древнеегипетской мифологии, религии и социально-культовых актах, отправлениях.

Создание в Древнем Египте эпохи сложения классового общества (У-ІУ тысячелетия до н.э.) художественных произведений, изображающих священных животных, не было неожиданным или не имеющим предпосылок. Корни этого явления уходят в еще более далекие времена, когда жители долины Нила создавали изобразительные формы, опираясь на жизненные обстоятельства, отличающиеся от обстоятельств, послуживших основой такого феномена как древнеегипетская культура. Как во времена до ее оформления, так и во времена ее зарождения, существования и развития, многих животных считали священными, но причины поклонения им были различными. Идея обожествления представителей животного мира развивалась по мере изменения исторических обстоятельств, и цели поклонения животным тоже менялись.

Сначала египтяне почитали животных за их мощь и силу, вызывавшие ужас и страх у человека. В дальнейшем же у египтян возникло представление о том, что определенные животные являются вместилищем божественного начала. Вера в воплощение в животных различных богов (.и превращение этих животных, ставших священными, в видимые символы богов) утверждалось паралелльно с оформлением представления об олицетворении божества, слиянии с ним в персоне фараона. Тотемические представления были основой для оформления представлений религиозно-мифологических, так же как и обожествление отдельных явлений природы, которые были не поняты людьми, от которых зависела их жизнь и которые они старались осмыслить.

О возникновением в Древнем Египте государства усилились общественные противоречия и мировоззрение претерпело изменения: оно стало отражать уже. общественные отношения. Если в тотемичеекую эпоху люди верили в то, что поклонение животным принесет им успех в охоте, что являлось их главной целью, то в период развитого рабовладельческого государства целью религиозной идеологии было сохранение социальной иерархии. Поэтому, в первом случае, обожествляли животных, а во втором - к рангу божеств, причисляли людей, стоящих на самой высокой ступени общественно-социальной лестницы, то есть царей-фараонов. Искусство на ранних этапах своего развития изображало реальных животных, зооморфные образы в сложившемся классовом рабовладельческом обществе тотемические верования, переросшие в религиозно-магические, соединились с новыми представлениями о человеко-боге и, в результате, сформировались причудливые образы людей с головами животных, а также другие антропоморфные и зооморфные образы. В соответствии сэтим, анализу каждого образа и изображения того или иного божества с зооморфными чертами, будет предшествовать анализ его священного животного, как его предтечи. Кроме того, так как в основе древнеегипетского искусства лежит мифология, определенное религиозное мировоззрение, последовательность анализов отдельных произведений будет соответствовать логике соотношения мифологических представлений древних египтян, чтобы стало понятным происхождение того или иного образа, а главное - его содержание (иначе анализ произведений оказался бы сведен к рассмотрению только их формы, что представляется совершенно неверным).

Древнеегипетское искусство никогда не было просто "искусством для искусства". Всегда существовали причины, которые вызывали к жизни те или другие памятники. Уже в период становления классового общества они были использованы как средство политического воздействия, игравшее важную роль в деле укрепления власти ранних правителей, а затем - царей-фараонов, в чем помогало укоренению представление о том, что фараон - бог или воплощение бога. Вера же в воплощение богов также и в священных животных привела к возникновению своеобразных изображений, соединявших человеческие и,звериные признаки. Это существа, которые не принадлежат к рельному миру, а как бы рождены миром богов и обладают силой, большей, чем люди, и разумом, большим, чем у обычных животных, а потому имеют власть над миром людей. Важно понять, какую цель хотели достичь художники в каждом случае, создавая статуи священных животных или своеобразные изображения, сочетающие тело человека с головой животного или птицы. 

В настоящей работе для исследования выбрана анималистическая пластика. Животных в египетской скульптуре изображали в двух ситуациях": в реальных жизненных сценах и в экстраординарных связях - тех животных, которых считали священными. От изображения священных животных в их реальном облике развитие своеобразной образности привело к созданию образов богов, в которых тело человека бывало соединено с головой животного или птицы. Если искусство служило религии, значит у него были определенные социально-культовые задачи и необходимо исследовать эти задачи, цели через образно-стилистический анализ художественных произведений. Одним из их официальных назначений было утверждение власти фараонов. Для этого к реальным признакам животных добавляли "возвышенные", "священные" черты, чтобы в результате получить "божественные" изображения, достойные почитания.

Исследование причин отбора отдельных животных для того, чтобы с помощью именно их облика воссоздать образы тех или иных богов, показало, что избрали их не случайно, а лишь в результате чрезвычайно длительного развития общества и тонкого наблюдения и глубокого определения характера разных животных. Так, например, именно птица ибис, сдержанно-методичная по привычкам, поведению, была выбрана для того, чтобы олицетворить образ бога мудрости Тота, а львица • для воплощения Сехмет, сражающейся богини, так как хищность львицы совпадает с харак - 10 тером Сехмет как богини войны.

Изображения животных, птиц и насекомых зашшайи? в искусстве Древнего Египта всех периодов значительное место. Эта обширная галерея является отражением тех религиозных верований, которые сложились к концу ІУ тысячелетия до н. э. на основе магических представлений первобытного общества. Многих животных обожествляли, как олицетворение тех или иных обобщающих начал мироздания Многие служили олицетворениями богов, в образах которых концентрировались представления о тех же началах. Зооморфные образы пронизывали всю изобразительную сферу Древнего Египта - от монументальных памятников до знаков письменности -иероглифов. Все эти многочисленные изображения художники создавали по нормам узаконенным правилам - канонам каждой из тех исторических эпох, в которые развивалось древнеегипетское искусство: доданастический период (У-ІУ тысячелетия до на) ; Раннее царетво (І-П династии, приблизительно 3000-2800 гг. до н. э.)$ Древнее царство (Ш-УІ династии, 2800-2300 гг. до н. э.); Среднее царство (Х-ХЇЇ династии, 2100-1800 гг. до н. э.); Новое царство (ХУШ-ХХ династии, I600-II85 гг. до н. э.); Поздний период (ХП-ХХХП династии, 1185-332 гг. до н. э.).

Древние египтяне хорошо знали и понимали природу. Она была для них основным, практически единственным источником информации: постижение реальности осуществлялось на основе непосредственного опыта. Например, космические законы они постигали визуально по планетам Солнечной системы, как самой близкой к Земле. Поэтому своих богов они находили в этом мире и видели в качестве главного бога живородящее Солнце. Солнечный Ра, созидатель мира, создал также и других верховных богов, на - II пример, Земли и Неба - Геба и Нут. Геба передавали обычно в облике мужчины, а Нут - в облике женщины либо в виде коровы, так как ее культ был соединен с культом священной коровы Хатор.

Представляется логичным, в первую очередь, проанализировать образ и изображение богини Хатор, в связи с тем, что происхождение ее культа восходит к древнейшему культу матери -прародительницы мира, еще времен матриархата. В тотемическую эпоху произошло слияние двух культов - Матери всего сущего и коровы, сформировался культ богини Хатор. Тема Матери мироздания, представления о том, что мир рожден божественной коровой были одними из ведущих в древнеегипетской мифологии.

Хатор в другой ее ипостаси изображали в образе львицы и называли в этом случае Сехмет. В свою очередь, культ Сехмет соединялся с культом богини Бает (.ее священное животное - кошка). Богиня Таурт в образе гиппопотама встречает умершего, вместе с коровой Хатор, у подножья кладбищенских скал. Таким образом, имеется логическая связь, которая соединяет корову, львицу, кошку и гиппопотама.

От Геба и Нут родились боги Осирис, Исида и Сет, символизирующие представления о противоборстве в природе двух начал добра (Оеирие) и зла (Сет), а также о гармонизирующих началах -охранении мира, примирении двух враждебных сил. Тема борьбы добра и зла была одной из ведущих в египетской мифологии. С культом Оеириеа был связан культ быка Аписа. Оба они воплоща 1 М.Э.Матье. Древнеегипетские мифы. - M.-I.: АН СССР, 1956, с. 159.

Также как Осириса и Аписа, олицетворением плодородия считали ли начала, связанные с плодородием. В обоих культах отразилось также поклонение Нилу и Луне.

От Осириса и Исиды родился бог - сокол Гор, ставший воплощением света и добра, противостоящих мраку и злу. От Осириса и Нефтиды родился бог - шакал Анубис, которого считали покровителем мертвых. Тема загробной жизни также была чрезвычайно важной в егшетекой мифологии.

Несомненно, особого внимания заслуживает книга М.Э.Матье "Древнеегипетские мифы", в которой автор говорит о египетской мифологии с позиций марксистско-ленинской философии и эстетики, акцентируя то, что в образах богов Древнего Египта отразились формы и силы природы, явления окружающей действительности. Задачей иследования было не исчерпывающее освещение всей истории древнеегипетской мифологии, а знакомство читателей с переводами наиболее важных и наиболее полно сохранившихся текстов мифов, прослеживание пути возникновения и развития последних, способа отражения в них представлений древних египтян о природе и обществе в период их формирования и на более поздних исторических этапах. Автор приводит много фотографий скульптурных работ, изображающих священных животных и богов, а также сведения о них (материалы, размеры). Все это оказалось очень полезным для настоящей диссертации. Однако общая направленность, задачи книги М.Э.Матье совершенно отличны от цели настоящего исследования и в ее плане она ничего не сообщает.

М.Короетовцев пишет о том, что "имя Хор было обязательным компонентом официальной пятичленной титула туры любого фараона. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что нередко в написании слов "бог" и "божье" использовали иероглифы, изображавшие соответственно сокола и кобру. Таким образом, понятия "бог", "царь" и "Хор" были теснейшим ;образом связаны с соколом". Эти сведения оказались ценными и полезными для настоящей работы.

Двухтомное издание "Мифы народов мира" - капитальное энциклопедическое. В статьях, посвященных мифологии Древнего Египта есть полная информация о возникновении древнеегипетской мифологии и воплощении каждого бога и его роли в пантеоне богов, но не сделан подробный анализ зооморфных и антропоморфных образов.

Проблемам мифологии посвящены также исследования двух английских ученых - Роберта Грэйвса и Хамлина Паула. Так как оба автора в своих работах выражают, по сути, одну и ту же точку зрения, стоят на одинаковых позициях, мы объединим их в общем обзоре.

Итак, авторы предполагают, что самые ранние образы обожествленных животных в Египте появляются примерно в середине ІУ тысячелетия до н. э. В это время жители нильской долины находились на стадии перехода от первобытно-общинного к классовому строю. В каждом населенном пункте поклонялись особому божеству, зачастую воплощенному в образе животного или птицы. В подтверждение справедливости такого утверждения приведено Мифы народов яира. /Гл. ред. С.А.Токарев. - М.: ОЭ, 1980.

R.Granes. Hew Larousse Encyclopedia of mythology. -London: s/e., 1973; H.Paul. Egyptian mythology. несколько примеров. Проследив эволюцию развития ряда изображений животных, которым поклонялись, авторы утверждают, что постепенно образы эти очеловечивались, претворяясь в конце эволюционного процесса в почти полностью человеческий облик -мужской или женский, в котором от первоначального облика животного не оставалось обычно ничего, кроме головы, а в некоторых случаях - только ушей и рогов. В начале I тысячелетия до н. э. (период П династии) полностью сформировался стиль, основные принципы которого не изменились вплоть до конца существования древнеегипетского общества. Эти принципы, нормы в изображении божеств составляли основу канонической системы египтян.

Далее следуют рассказы о так называемой "девятке" Ге-лиополя: Тефнут, Шу, Хепри, Ра, Атум, Нут, Геб, Ангур. Детально рассказано о функциях и олицетворениях каждого из них. Дня нас "девятка" особенно интересна тем, что каждого из ее богов воплощали и в облике животного, и птицы, и насекомого. Так, Атум - один из солнечных богов, священным животным имел быка. Атума с самых ранних времен отождествляли с Ра и авторы детально рассматривают древнеегипетские представления, связанные с Ра как самым великим творцом мира. Особое внимание уделено его рождению - возникновению Ра, а также событиям, которые произошли с ним. Для выбранной нами темы особенно существенно то, как Ра изображали. Иногда его передавали в виде страшной змеи, изрыгающей из пасти огонь и уничтожающей врагов бога. Иногда в образе мужчины с головой барана. Чаще же всего - в образе человека с головой сокола, увенчанной диском с уреем (ил. 75), то есть как Ра-Хорахте великого солнечного бога Гелиополя. В культе Ра впоследствии соединились культы всех солнечных божеств. Со времен Древнего царства Ра был наиболее почитаем и уважаем, все фараоны называли себя его сыновьями.

Хепри или Хепера - слово, означающее "скарабей". По представлениям гелиопольцев он символизировал восходящее солнце. Его воплощали в образе мужчины со скарабеем на месте лица или же с головой, увенчанной скарабеем. Иногда встречается изображение Хепри просто в виде жука-скарабея, такого, какого можно встретить в природе (ил. 76).

Щу, бог пространства, разъединил бога Земли - Геба и богиню Неба - Нут. Геб в древнеегипетской мифологии олицетворял землю как физический фундамент, базу мира. Его изображали обычно в виде человека без специальных атрибутов, но в некоторых случаях на его голове помещали гуся, который являлся идеограммой, то есть знаком, символом его имени: Геб -буквально значит "гусь". Бут - богиня Неба, близнец Геба и его жена. Обычно ее изображали в образе женщины, а иногда -коровы. 

Нам важно, в первую очередь, то, какова природа бога Осириса, символизировавшего вечно возрождающуюся жизнь, а также то, в каких образах его "материлизовали" древние египтяне. В одном из основных древнеегипетских ритуальных текстов - "Книге мертвых", он значится приблизительно под ста именами. Также как и многие другие божества, его воплощали в образах нескольких животных, которых считали воплощениями Осириса на земле. Это - священный баран Мендес, бык Ануфие, птица Бену. Нам интересен также образ, в котором проявлялся архитип Исиды, сестры и жены Осириса, матери Гора. Обычно ее изображали в виде женщины с короной на голове. В результате взаимопроникновения и слияния ее (Исиды) культа с культом Хатор, Исщг/ стали изображать в виде женщины с головой коровы :и с диском Солнца между рогами. Авторы дают объяснение этому явлению словами греческого историка Плутарха (около 46-127 гг. до н. э.), в которых содержится следующее объяснение. Сын Исиды и Осириса Гор хотел отомстить Сету (брату Осириса и Исиды) за убийство своего отца. Но Исида пыталась изменить цель своего сына, так как Сет был все-таки ее братом. Несмотря на то, что Сет причинил ей страшное зло, она защищала его перед Гором. Но Тор в гневе отрубил ей, своей матери, голову. Тогда Тот, бог мудрости, при помощи магии трансформировал ее тело, и в результате оно получило голову коровы. С другой стороны, корова - священное животное, которое считали олицетворением Исиды. Атрибутом Исиды служил систр - музыкальный инструмент с головой Хатор. Сет стал олицетворением злого духа, вечно и бесконечно восстающего против духа благородного. Сын Губа и Нут, он агрессивно отторгнул себя от материнского лона, родившись до положенного срока (29 февраля). В общих чертах авторы пере - 21 сказывают историю борьбы Сета с Осирисом. После оживления убитого им Осириса, Сет получил другую суть и назначение - он стал богом царства мертвых. Ему "принадлежали" животные пустыни - ослы, антилопы, а также гиппопотамы и дикие свиньи Крокодили и скорпионы также находились, по представлениям древних египтян, под покровительством Сета и были его слугами (в их телах как бы жила душа бога зла). Сет ищут убежища в их телах для того, чтобы спрятаться от бури гнева Гора. Легенда гласит, что Сет в образе черного кабана однажды ранил Гора в глаз. Есть легенда и о том, что каждый, месяц Сет пожирает полную Луну, где якобы укрылась душа Осириса. Это поверье отражает представление древних египтян о новолунии. Грэйвс и Паул рассказывают, что в изобразительном искусстве и литературе древнего Египта представления о Сете нашли выражение в облике мифического, животного, не имеющего аналога в природе, но узнаваемого по отдельным чертам: у него горбатый тонкий нос, загнутые вниз и прямые длинные, прямоугольные на концах, уши, жесткий как палка хвост, расщепленный на конце. Оно условно именуется "Тифон". Иногда Сета изображали в виде мужчины с головой этого странного фантастического существа.

Таким же образом авторы описывают одно за другим и остальные древнеегипетские божества и те образы, в которых они воплощались в искусстве. В выбранном аспекте настоящей диссертации наше внимание привлекло упоминание о существовании около двадцати культов соколов Гора. В этом пантеоне важно выделить Гора, Гора Старшего и других соколов солнечного характеpa, таких как Гор Бехдетский, Гор - сын Исиды и Осириса, несовершеннолетний ребенок, мститель за своего отца. Авторы говорят и о том, что вплоть до начала Нового царства Гора и Сета изображали по правую и левую руку от фараона, возлагающими корону на его голову. В эпоху Нового царства Тот заменил Сета в этой композиции, Используя различные, прежде всего античные, источники, Грэйвс и Паул живо пересказывают легенды, содержащие картины жизни каждого бога, и мы как будто действительно их видим и понимаем характер каждого персонажа через события, которые происходили с ним и те обстоятельства, которые сопутствовали этому, через образы, в которых они были волощены. Все эти сведения помогают получить представление о том, что могли или должны были думать египетские скульпторы, когда они высекали статуи богов. Иногда они передавали какую-то часть животного в соединии с телом человека соответственно представлениям о том, что эта часть может играть ту же роль, что и целое животное. Они ничего не изображали для достижения только "красивости", то есть красоты как самоцели. Они творили, чтобы с наибольшей полнотой и точностью выразить, воплотить в определенной, той или иной, форме художественной существо, суть религиозно-мифологических образов.

Однако авторы рассматриваемых книг ни в коей мере не исследовали пластическую сторону художественных произведений: они просто не ставили перед собой задачу разобраться в вопросах соотношения формы и содержания в пластике. Они только сообщали об образах, в которых древние египтяне воплощали с помощью искусства то или другое божество. Мы можем использовать эту информацию, чтобы правильно понять характер богов, а также и степень того, как художники смогли выразить тот или иной их образ, насколько гармонично они воплотили их содержание с помощью пластической формы в том или другом произведении. К сожалению, говоря о мифологических верованиях, авторы не уточняли времени воздания многих статуй и рельефов, те исторические периоды, от которых они дошли до нас. Сведения к иллюстрациям они дают не полные: часто не указывают, где и для чего памятник был сделан, из какого он материала, каковы его размеры.

Несмотря на довольно большое количество литературы, посвященной искусству Древнего Египта как на русском, так и на иностранных языках, вопрос о своеобразий воплощения животных в пластике Древнего Египта ни в одном из указанных трудов полностью не решается, а затрагивается лишь частично. Такое положение и позволило автору настоящей диссертации сконцентрировать свое внимание на детальном разборе именно анималистических произведений, что дает возможность наиболее полно выполнить поставленную задачу - сделать образно-стилистическую оценку этой обширной .группы пластики.  


© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net