Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Философские науки
Религиоведение, философская антропология, и философия культуры

Диссертационная работа:

Кобец Виталий Вячеславович. Российское и украинское неоязычество как социально-религиозный феномен : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.13 Москва, 2003 113 с. РГБ ОД, 61:03-9/357-8

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

Введение .......... 1

Глава I. Неоязычество: сущность, причины

возникновения и определение.
1. Конфессиональный подход . . . . . .9

2. Негативистский подход. . . . . . .21

3. Объективно-научный подход . . . . . .38

4. Языческая картина мира и неоязычество. . . . .45

Глава II. Социально-религиозные предпосылки, содержание и

особенности неоязыческих движений

в России и Украине
1. Украинское «родноверство» как государственно-религиозная
доктрина. ......... 56

2. Русский ведизм . . . . . . . .80

Заключение . . . . . . . . .103

Библиографический список использованной литературы . . 106

Введение к работе:

Актуальность темы исследования. В 80-е годы XX века в СССР
усилились процессы трансформации общественного сознания,
обусловленные социально-экономической и политической

нестабильностью. Реформирование системы сопровождалось расшатыванием идеологических устоев советского общества, что вело к переоценке ценностей, к поиску новых мировоззренческих ориентиров. Немаловажным фактом общественного сознания явился рост религиозности. Принятие нового законодательства о свободе совести в 1990 г. дало религиозным организациям юридический простор для деятельности, а гражданам - право на свободу вероисповедания.

Наряду с активизацией традиционных для страны конфессий стали появляться новые малоизвестные религиозные направления, которые зачастую имеют зарубежное происхождение, либо явились результатом вышедшего из подполья отечественного богоискательства. Возникновение и распространение новых религиозных движений (далее - НРД) - не локальное российское явление, но общемировое, служащее симптомом, с одной стороны, идейного кризиса исторически сложившихся религиозных систем, а с другой - попыток найти в рамках религии адекватные ответы на вызовы современности. С этой точки зрения НРД представляют собой новый, специфический этап истории религии, а поэтому их исследование - актуальная научная задача.

Одним из НРД является неоязычество, получившее наибольшее распространение в период распада СССР. Обострение проблем национально-культурной самоидентификации и национально-государственного возрождения во вновь образованных государствах сделало неоязычество важным фактором общественно-политической жизни. Связь неоязычества с этнополитическими процессами, придает исследованию этого феномена особую актуальность.

Динамика численности неоязыческих групп и объединений за последнее десятилетие показывает, что, если по количеству последователей новые религиозные движения и уступают традиционным конфессиям, то по темпам роста они далеко опережают последние. Что свидетельствует о прочной укорененности генотеистических и других языческих представлений в сознании и менталитете людей, а также об оживлении языческих верований в кризисные, переходные периоды. Поэтому исследования возникновения и динамики развития НРД в момент смены основ общественного бытия позволило бы прогнозировать эти процессы в будущем.

Состояние научной разработанности проблемы. В отечественном религиоведении проблемы НРД начали активно обсуждаться с 80-х годов XX века, когда у молодежи и части интеллигенции проявился интерес к оккультизму и внеконфессиональной мистике. При этом проводились параллели с подобными процессами на Западе, и исследования данного феномена велись на зарубежном материале.1 С 90-х годов XX века объектом изучения становятся преимущественно религиозные новообразования, действующие в России. Исследования славянского язычества, прежде всего его истории, проводились в XIX веке такими учеными как А.Н.Афанасьев, Е.В.Аничков, Н.М.Гальковскии и рядом других 2, а также современными исследователями - Б.А.Рыбаковым, С.А.Токаревым, В.Н.Топоровым,

1 Балагушкин Е.Г. Критика современных нетрадиционных религий. М. МГУ. 1984.;
Григулевич И.Р. Пророки «Новой истины». М., 1983.; ГуревичП.С.
Нетрадиционные религии на Западе и восточные религиозные культы. М., 1985.;
Митрохин Л.Н. Религиозные «культы» в США. М., 1984.; Митрохин Л.Н. Религии
«Нового Века». М., 1985. и др.

2 Афанасьев А.Н. Народные русские легенды. Казань, 1914; Афанасьев А.Н. Народ-
художник: Миф. Фольклор. Литература. М., 1986; Аничков Е.В. Язычество и древняя
Русь. СПб., 1914; Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в
Древней Руси: В 3 т. Харьков, 1916;

В.В.Ивановым и другими . Анализу православно-языческого синкретизма посвящены работы А.А.Панченко «Народное православие» (СПб., 1998), Г.А. Носовой «Язычество в православии» (М., 1975). Можно выделить несколько подходов к изучению неоязычества:

Конфессиональный подход - представленный трудами богословов и церковных деятелей, главным образом Русской православной церкви. Хотя в этих трудах, порой, можно встретить представляющий интерес фактический материал, однако в целом узкоконфессиональный подход и тенденциозность их авторов снижают их ценность. Конфессионально ориентированные авторы, как правило, все НРД трактуют как неоязыческие, демонизируют их и, зачастую, требуют запретительных действий со стороны государства.

Негативистский подход - рассматривающий неоязыческие организации в качестве тоталитарных, деструктивных сект, угрожающих безопасности общества, нравственно-психологическому и физическому здоровью людей; с его точки зрения неоязычество представляет собой идеологию национализма, ведущую к ксенофобии. Этот подход

3 Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981; Рыбаков Б.А. Язычество
Древней Руси. М., 1987; Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990; Топоров
В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического:
избранное. М, 1995; Иванов В.В., Топоров В.Н. Исследования в области славянских
древностей. М., 1974.

4 Дворкин А. Десять вопросов навязчивому незнакомцу или пособие для тех, кто не
хочет быть завербованным. М., 1998.; Кураев А. Все ли равно как верить? Сборник
статей по сравнительному богословию. Клин, 1994.; Кураев А. Сатанизм для
интеллигенции (О Рерихах и Православии). М., 1997.; Кураев А. Соблазн
неоязычества. М.. 1994.; Кураев А. Христианская философия и пантеизм. М., 1997.;
Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера:
Справочник. Белгород, 1997.; Современные секты и неоязычество в России. М,
1998.; Современные ереси и секты в России. Рязань, 1996 и др.

представлен в работах Н.В.Крывельской, В.Шнирельмана,

В.Илюшенко, В.Прибыловского и др.5

Объективно-научный подход - представлен трудами ученых,

которые рассматривают неоязычество с позиции непредвзятого

отношения к его конфессиональным особенностям, понимая его

как форму религиозного творчества, являющуюся

неотъемлемым этапом на пути эволюции религии и культуры.

Этот подход представлен трудами Е.Г Балагушкина, Л.И.

Григорьевой, Л.Н. Митрохина, Н.А. Трофимчука и других

ученых, в которых предпринимаются попытки типологизации

НРД, исследуется их социальная природа, идейное содержание,

культовая и внекультовая практика.6

Такая группировка подходов к исследованию неоязычества условна,

но она дает возможность проследить принципы изучения, способы

выделения предмета и его дефиницию, определяет связь между

субъектом познания и предметном исследования, и на этом основании

дает возможность очертить границы изучаемого явления и наметить пути

дальнейшего исследования.

Крывельская Н.В. Секты: угроза и поиск защиты. М., 1999.; Шнирельман В. Неоязычество на просторах Евразии. //Диа-логос. Религия и общество. 1998-1999. Альманах. М., 1999; Шнирельман В. Тоска по арийству. Мифы русского неоязычества. //НГ-Религии, 31.01.2001, № 2(73), с. 7; Илюшенко В. Русский фашизм и религия. // Диа-логос. Религия и общество. 1998-1999. Альманах. М., 1999; Прибыловский В. Русское неоязычество - квазирелигия национализма и ксенофобии.//Диа-логос. Религия и общество. 1998-1999. Альманах. М., 1999; Алексеев В., Григорьев А. Религия антихриста. Новосибирск, Изд-во «Посох», 1994.; Воржанский Н. Оружие правды. Конспект для ведения противосектантских бесед. М., Изд-во «Паломник», 1991 и др.

6 Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России: Морфологический анализ. Ч. 1. М. 1999.; Григорьева Л.И. Нетрадиционные религии в современной России: социальная природа и тенденции эволюции. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., РАГС, 1994.; Митрохин Л.Н. Религия и культура: (философские очерки). М., 2000.; Новые религиозные культы, движения и организации в России. Словарь-справочник. М., РАГС, 1998.; Пучков П.И. К вопросу о классификации религии. // Этнос и религия. М., ИЭА РАН, 1998, с. 7-47.; Трофимчук Н.А.. Иваненко СИ. Новые религиозные объединения: поиски, противоречия, надежды. М., 1991. и др.

Специальный интерес представляют работы украинских

религиоведов. В них, при подробном рассмотрении языческих верований украинцев - что имеет несомненную научную ценность, весьма ощутима тенденция к идеализации дохристианской религии, подчеркивается особая роль язычества в формировании национального украинского характера, а в возрождении традиционных (то есть дохристианских) ценностей видится залог единства и процветания украинской нации.7

В целом же феномен неоязычества еще мало изучен и зачастую
находится в поле зрения не науки, а газетно-журнальной публицистики.
В отечественном религиоведении до сих пор не существует целостного и
четкого представления об истоках и особенностях детерминации
неоязычества, факторах роста его популярности, связи с
этнополитическими процессами в обществе и т.д. Имеющийся
эмпирический материал богат, но фрагментарен, разрознен и требует
философского, религиоведческого, культурологического и

социологического анализа и обобщения.

Объектом исследования является неоязычество в современной России и на Украине как феномен общественного сознания.

Предмет исследования - истоки формирования неоязычества и его связь с современными этнополитическими и социо-культурными процессами.

Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы в рамках социально-философского и религиоведческого анализа определить сущность неоязычества, показать причины и источники его

7 Історія релігії в Україні: Навчальний посібник. Київ, «Знання», 1999; Історія релігії в Україні: у 10 т. Т. 1. Дохристиянські вірування; Прийняття християнства Київ, 1996; Лозко Г. Українське язичництво. Київ, 1994; Релігієзнавчий словник. Київ, «Четвертна хвиля», 1996 и др.

возникновения, его место в духовной и политической жизни современной России и Украины.

Для реализации указанной цели исследования, автор ставит следующие задачи:

проанализировать теоретико-методологические основы изучения неоязычества в современном религиоведении;

проследить культурно-исторические и социо-культурные причины возникновения неоязычества в России и Украине;

исследовать философско-мировоззренческие основания украинского родноверства и русского ведизма (концепции космогенеза, антропогенеза и онтологии личности);

выявить место и роль неоязыческих идей в современном общественном сознании.

Методологическая и источниковая база диссертации. Работа основана на принципах историзма и научной объективности, системно-аналитическом подходе, позволяющих рассмотреть происхождение, специфику и характер неоязычества. В диссертации были использованы религиоведческие, философские и социологические труды как отечественных, так и зарубежных исследователей. Источниковой базой диссертации послужила вероучительная, религиозно-политическая и другая литература неоязыческих организиций.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и научная новизна исследования заключается в том, что

неоязычество рассматривается в нем как новый специфический этап истории религии;

выявляются объективные и субъективные причины его устойчивости, оживления и усиления общественного интереса к этому феномену;

исследуются мировоззренческие, идеологические особенности неоязычества;

раскрываются его социо-культурные и этнополитические функции в современном обществе России и Украины.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что оно вносит определенный вклад в структуру религиоведческих знаний.

Приведенные документы, неоязыческие тексты, а также теоретические выводы, содержащиеся в работе, могут быть использованы в научно-исследовательской и учебно-педагогической деятельности, в процессе преподавания курсов религиоведения, культурологии и др.

Апробация диссертации. Теоретические положения и практические выводы, содержащиеся в диссертации, опубликованы в ряде статей в научных сборниках РАГС.

Структура диссертационного исследования включает в себя введение, две главы (семь параграфов), заключение и список использованных источников и литературы.

Подобные работы
Семендяева, Ольга Юрьевна
Стереотип как социальный и социально-психологический феномен. [Электронный ресурс]
Цуканова Ирина Владимировна
Философско-культурологический анализ феномена народной религиозности
Зубаирова-Валеева, Айгуль Сабировна
Религиозное врачевание как феномен культуры
Осипов Дмитрий Игоревич
Феномен хозяйства в русской философии культуры начала XX в.
Вахрушев Олег Аркадьевич
Социокультурный анализ феномена рекламы
Круглова Елена Альбертовна
Философско-антропологический анализ психотерапии как феномена постнеклассической науки (Конструктивистский подход)
Карпицкий Николай Николаевич
Трансцендентальное предчувствие как феномен человеческой субъективности
Якуба Оксана Витальевна
Новоапостольская церковь как социально-религиозный феномен
Шредер Ольга Борисовна
Культурфилософский анализ феномена эвтаназии
Кузнецова Евгения Владимировна
Институт связей с общественностью как феномен культуры

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net