Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Педагогические науки
Общая педагогика, история педагогики и образования

Диссертационная работа:

Кочиева Жанна Юрьевна. Формирование духовной культуры младших школьников на осетинских народных традициях : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Карачаевск, 2006 169 с. РГБ ОД, 61:07-13/622

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

§ 1. Формирование потребности у младших школьников , 39

1)3. Осешнские народные традиции как содержательная основа формирования духовной культуры младших подростков

ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСЕТИНСКИХ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЯХ

 

Введение к работе:

Актуальность. Демократизация и гуманизация российского обраювания определили необходимость перехода к новому этапу его развития, одним из главных направлений которого являеіся признание ценностей традиционной культуры в процессе формирования личности ребенка. Современный этап развития человечества характеризуется множеством проблем, разрешение которых невозможно в рамках сложившихся стереотипов мышления, при сохранении существующих ориентиров и ценностей в обществе.

Одной из причин сложившегося положения является технократический характер современной цивилизации и ориентация человека главным образом на маїсриальпьіе факторы существования. Духовное начало в человеке, будучи оюдвинутым, на периферию, заявляет о себе ощущением неудовлетворенности, бессмысленности жизни. Между тем духовность - единственная опора, которая поможет индивиду изжить глубокое заблуждение о том, что зкономика, система производственных отношений есть основа общественной жизни.

Разрушение советской государственной системы отрицательно сказалось на положении образования в обществе, тотальное обнищание большинства людей, потерявших государственную поддержку, повлекло за собой отток учащихся из школы. В школах моральные принципы учащихся формируются на основе случайных впечатлений, вследствие чего не всегда оказываются адекватными общественно заданным, наблюдаются нарушения дисциплины, бездуховность: безразличное отношение к учебе, пессимизм, неверие в собственные силы, циничные оскорбления, агрессия. «Отсутствие духовности в школьной атмосфере не в неумении учителей (они делают поразительно много в наших трудных условиях), а в том, что в нашем российском доме нет согласия в ценностях, на которых нужно воспитывать молодежь. Возникает вопрос, - на каких духовных ценностях и в стремлении, к какому идеалу надо воспитывать подрастающее поколение? Здесь встает проблема соотношения российских ценносіей и общечеловеческих... Родина для ребенка начинаются всегда с ближайшею окружения. В ст. 29-й Конвенции о правах ребенка (1991) сказано, что воспитание должно быть направлено на «уважение к родителям ребенка, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собсівенной» (Н.Д.Никандров. Духовные ценности и воспитание человека //

Педагогика, 1998 №4, с. 3-8).

В сложившихся условиях необходимо оперативно ответить на запросы практики воспитания научно обоснованными рекомендациями по организации учебно-воспитательного процесса, нацеленного на формирование здоровой духовности учащихся. Содержательной базой такого воспитания могут быть народные традиционные культуры, народная педагогика. В период переживаемого страной кризиса, когда необходимо противостоять навязыванию американо-европейского o6pata жизни, потоку 11 се вдо культуры, школа должна иметь в резерве научно оооснованную систему воспитания, которая бы восстанавливала историческую память народа, его культуру, преемственность поколений.

Дальнейшее духовное развитие общества требует научно-теоретической работы по созданию обновленных нравственно-эстетических ценностей, пересмотру позиций в области содержания морального сознания. В свое время работы по нравственному воспитанию сосредотачивали внимание на проблемах классовой морали и их сравнении, патриотизме, интернационализме, сознательной дисциплине, коллективизму, идеологической борьбе, атеизму. Из сознания людей долі ое время вытеснялись духовные ценности, отраженные в хри-сіианской этике. Сетдня телевидение, доминирующий информационный канал школьников и другие СМИ проповедуют совершенно иные ценности. Практически трудно назвать канал, готорый облагораживающим образом воздействовал бы на психику людей, духовно возвышал их сознание. Не придается должное значение и тому, что в многонациональном и конфессиональном обществе патриотическое воспитание есгь наиболее надежное противодействие разрушительным силам национализма. А ведь воспитательные возможности

телевидения неисчерпаемы. Исследования ученых свидетельствуют, что более 85% детей после школы смотрят телевизор: к моменту окончания средней школы ребенок проводит 18 гыс. часов за просмотром телепередач и 13 тыс. за освоением школьной программы. Дети через СМИ и посредством телевидения наряду с расширением знаний, осуществлением причастности к мировой и oie-чественной культуре, праву, оказываются подверженными воздействию функций негативного свойства: моральному, правовому, духовному разложению.

Современная школа в тесном взаимодейсівии с другими институтами воспитания призвана помочь подрастающему поколению осознать приоритетную роль духовных ценностей в самоопределении и реализации своих потенциальных возможностей. Путь сохранения духовной стойкости видится в том, чтобы развивать в каждом молодом человеке личность, воспитывать его криш-чески мыслящим, нравственно свободным, ответственным, с высоким художественно-эстетическим вкусом. В этих условиях разработка теоретических основ развишя духовной культуры младших школьников и соответственная научно-методическая обеспеченность школы помогут сформировать духовную культуру школьников, помогут привить гражданское сознание и национальное самосознание на основе традиций народного воспитания, противостоящих праї магизму и меркантилизму. Еще великий русский педагог К.Д. Ушинский сказал, что если мы не можем сами следить за воспитанием своих детей. То не будем мешать делать это простому народу. Для школьного образования в РСО-Алания особенно важны выявление и реализация воспитательных возможности народных традиций в духовном становлении учащихся, так как у осетин духовные ценности на протяжении многих столетий были основой их нравственной деятельности, смыслом существования.

Своевременно начатое воспитательное воздействие приводит к наибольшей результативности. Младший школьный возраст - период, когда ребенок начинает осознавать ценность духовных идеалов, когда у него появляются обя 6

занности, позволяющие не только самоутверждаться как личности, ответственной за свои дела и поступки, но и быть примером для подражания. В го же время, они в сосюянии осознанно и творчески осваивать народную культуру, ее ценности, что позволяет воспитателю целенаправленно использовать -лот культурный пласт в качестве эффективного средства формирования духовной культуры.

Следует отметить, что в осетинской этнопедагогике пока нет монографических работ, которые бы давали научно-методическую оснащенность практическому решению вопросов духовного воспитания младших школьников средствами осетинской традиционной культуры.

Однако в отечественной науке исследователи разных поколений пытались формулировать и изучать условия развития духовной личности. Подробно описаны типы духовности (восточный, античный, христианский и т.п.); выделены и изучены конституанты (религия, миф, философия и т.п.); установлена корреляция между духовными процессами и социально-политическими, экономическими, научно-техническими факторами; определены этапы и стадии развития духовности как таковой (производство, потребление, генерализация, дифференциация, интеграция и т.п.).

Философская сторона проблемы формирования духовного человека нашла отражение в работах Л.П. Буевой, П.П. Гаиденко, Г.А.Смирнова. Сущность и содержание средневековой духовности отражены в работе П.П. Гаиденко и Г.А. Смирнова «Схоластическая философия».

В 90-е годы появились исследования, по-новому осмысливающие основы мироздания и утверждающие приоритет духовных начал в человеческом существовании. Этот подход последовательно осуществлен в философских грудах М.К. Мамардашвили, в диссертационных исследованиях Фоминой З.В. «Проблема человеческой духовности: онтологические и аксиологические аспекты»; Гуляева А.А. «Проблема духовности в русской религиозной философии»; Семеновой О.А. «Гносеология духовного» и др. 

Подобные работы
Егоров Марк Николаевич
Формирование нравственной культуры младших школьников на традициях народной педагогики саха
Дохопова Инна Михеевна
Формирование индивидуальной культуры сельских школьников на этнических традициях бурят
Васильева Татьяна Григорьевна
Формирование культуры межличностного общения младших школьников на традициях народного этикета якутов
Пархоменко Наталья Александровна
Духовно-нравственное воспитание школьников на традициях народной культуры
Наранова Лариса Викторовна
Становление экологической культуры старшего школьника в контексте бурятских национальных традиций
Кожурова Алина Алексеевна
Формирование ценностных отношений младших школьников к этническим традициям в условиях поликультурной среды
Брюзова Татьяна Алексеевна
Этнокультурные традиции русского народа в формировании нравственно ориентированной личности школьников 5-9 классов
Грошева Татьяна Александровна
Народные традиции как средство формирования коммуникативной компетенции у младших школьников
Савченко Алексей Владимирович
Формирование ценностных ориентаций у младших школьников на основе традиций русской национальной школы
Сандитова Ирина Николаевна
Трудовые традиции бурятского народа как средство формирования нравственных качеств младших школьников

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net